Музыка души. Работа с образом души методом ЭОТ

Россия: неповторимый Скрябин

Самые впечатляющие представления о музыкальной магии связаны с именем Александра Скрябина. Речь не о музыке планет по Кеплеру и Пифагору (величественной и прекрасной, но не имеющей связи с реальной жизнью). Композитор размышлял о могуществе музыки в самом прямом смысле. Его «Мистерия» должна была завершить существование Космоса и человечества в привычном облике — и возродить заново для более совершенного бытия.

Скрябин глубоко изучал философию, был знаком с трудами ведущих философов от античности до современности и тем не менее высоко оценивал работы Елены Блаватской. Его знакомые поражались этому.

Сами мистические воззрения Скрябина довольно сложны, в них много говорится о высших силах и чудесных энергиях. Как он понимал именно музыкальную магию? Та же Блаватская о музыке пишет очень мало. Она повторяет древние представления о целительных возможностях музыки, верит в существование музыки сфер и сравнивает человеческий разум с музыкальным инструментом, на котором играют различные силы. Так что в скрябинской теории все рассуждения о музыке принадлежат самому Александру Николаевичу. Примечательно, что очень отвлеченные философские представления композитор воплощал в реальных мелодиях и гармониях.

Идея этого «порыва», эмоциональной страсти или острого желания, которому одинаково подвержены и человек, и нечеловеческое, — ключевая в скрябинской музыкальной философии. Собственные музыкальные темы Скрябин делил на области «высшей утонченности» и «высшей грандиозности». Высшую утонченность нарушали темы порыва, полета, которые приводили к торжеству тем «грандиозности». Это был своего рода музыкальный сюжет, который прослеживается во многих его произведениях. У каждой такой философской области есть свои объективные звуковые признаки — тембры инструментов, фактура музыкальной ткани, аккордовые последовательности.

Показания к применению музыкотерапии

Музыка чаще всего используется психотерапевтами в работе с клиентами, которые:

  • часто испытывают хронические болевые ощущения;

  • страдают нарушениями нервной, пищеварительной, дыхательной или сердечно-сосудистой систем;

  • плохо спят;

  • регулярно испытывают страх или повышенную тревожность;

  • имеют диагноз аутизм, психопатия, синдром Альцгеймера, задержка психического развития;

  • испытывают сильное психологическое или физическое переутомление, часто работают сверхурочно, не соблюдают распорядок дня, не умеют корректно распределить время на труд и отдых;

  • имеют отклонения сексуального характера;

  • страдают тяжелой формой депрессии;

  • склонны к суициду;

  • заикаются или имеют нарушения развития речи;

  • испытывают трудности в адаптации и общении.

Музыкальная терапия показана и здоровым людям, поскольку помогает успокоиться в сложной ситуации, значительно улучшает внимание, память, концентрацию, мышление, развивает воображение и фантазию.

Музыка уменьшает симптомы депрессии

Исследователи также обнаружили, что музыкальная терапия может быть безопасным и эффективным методом лечения различных расстройств, включая депрессию.

Финские исследователи оценили 79 человек в возрасте от 18 до 50 лет с депрессией. 46 участников получили стандартную медицинскую помощь, тогда как оставшимся 33 дополнительно назначили 20 сеансов музыкальной терапии на протяжении 2 недель. Уже через 3 месяца состояние пациентов, слушавших музыку, было значительно лучше, нежели у тех, кто получал стандартное лечение.

Следует учитывать тип музыки, если вы хотите уменьшить депрессию. Исследование показало, что лучше всего помогает классическая и медитативная музыка, в то время как хэви-метал и техно-музыка оказались неэффективными и даже вредными.

Музыка – простое, дешевое и эффективное средство, которое способно повысить возможности вашего мозга. Она улучшает сон, память, производительность и поднимает настроение. А еще это хорошее лекарство, которое уменьшает стресс, снимает симптомы депрессии и даже облегчает боль.

Но не забывайте, что для разных функций нужна разная музыка. Поднять настроение поможет что-то легкое и приятное, а для тренировок в зале хорошо подойдут быстрые танцевальные или роковые треки. Так что расширяйте свой плейлист и получайте от музыки не только удовольствие, но и реальную практическую пользу. Желаем успехов!

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли«, » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Как работают образы и как они связаны с проблемой

Основное же отличие ЭОТ от других направлений психодинамической терапии состоит в том, что ЭОТ предполагает исцеление человека именно с помощью работы с образами, которые порождает сам клиент.

В этом методе психотерапевта интересуют образы, моделирующие внутренний мир человека, сообщающие что-то о нем самом. Ведь человек порождает образы не случайно, с помощью них он выражает свои чувства и особенности личности, которые раскрывают суть внутреннего конфликта.

В итоге порождаемый клиентом образ ассоциативно связывается с эмоцией. А трансформация образа терапевтом приведет и к трансформации чувств и напряжения лежащих в основе внутреннего конфликта, а также поможет понять причину и корень проблемы.

Результатом проведенной терапии будет эмоциональное высвобождение либо инсайт, т.е. изменение на уровне мышления и понимания ситуации.

Музыка помогает учиться

Это утверждение справедливо, но не для всех людей. Кому-то это действительно помогает, а кого-то лишь отвлекает.

Влияние оказывает стиль музыки и (неожиданно!) музыкальное образование. В одном эксперименте студенты с музыкальным опытом лучше учились на фоне нейтральной музыки, которая не отвлекала их. Напротив, студентам без соответствующих навыков помогали позитивные треки. Ученые считают, что такие мелодии вызывали приятные эмоции, что улучшает запоминание материала.

Также психологи выяснили , что если вы учите иностранные слова или фразы, то лучше делать это нараспев. Так вы запомните их быстрее и качественнее, чем если бы просто проговаривали вслух.

Таким образом, хотя музыка влияет на концентрацию внимания и способность запоминать, ее эффект может быть разным для разных людей. Понаблюдайте за собой и найдите то, что помогает именно вам. Если вы сильно отвлекаетесь на музыку, вам потребуется что-то нейтрально и фоновое, с простой структурой. В противном случае можете использовать любые приятные мелодии.

3

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Музыка для души онлайн

Не секрет, что музыка способна оказывать на нас поистине колоссальное воздействие, это целиком и полностью доказанный наукой факт, с которым, разумеется, трудно было бы спорить.

Более того, существует точка зрения, что приятная, успокаивающая музыка способна оказывать даже в определенном смысле исцеляющий эффект! Красивая мелодия для души не только позволит вам отвлечься, но также даст возможность расслабиться, успокоиться, забыть на некоторое время о проблемах, которые вас одолевают, остыть, если вы взвинчены и ваши нервы, что называется, на пределе. В идеале, конечно, чтобы трек был еще и в достойном качестве. В любом случае, если использовать музыку правильно, она действительно может ощутимо помочь. Это прекрасный инструмент, не использовать который время от времени попросту нецелесообразно, согласитесь!

Музыка – это жизнь. Одно из величайших творений человечества на протяжении всей его истории. Играет важную роль в повседневной жизни. Для одних людей – возможность выразить собственные чувства и эмоции. Для других – способ хоть на мгновенья убежать от житейских проблем. Погрузившись в нее, как в волны, окутав себя обволакивающими звуками спокойной, нежной мелодии. Облегчить боли и уменьшить стресс, отдохнуть от ежедневной гонки – называемой выживание в современном мире.

Фильмы о душе

Жизнь после смерти. О состоянии души, покинувшей тело

Что делать, когда болит душа

Православные беседы. О спасении души

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Платон, Орфей и Пифагор

У древнегреческих мифов о музыке есть любопытная особенность: многие из них рассказывают о богах — музыкантах и изобретателях. Первый авлос (двойную флейту) изготовила Афина. Главный греческий бог-музыкант — Аполлон. Символами творческого вдохновения стали музы. Но герои легенд о сверхъестественной власти музыки совсем не боги. Кифара Аполлона не творит чудес — больше того, он в одном из вариантов мифа проигрывает музыкальное состязание сатиру Марсию и жестоко мстит за это, сдирая с него кожу. Музы никого не поражают своим искусством.

Музыкой как магией владеют либо полуживотные-чудовища, либо люди.

В древнегреческом мифе музыка ведет к гибели: сирены заманивают моряков дивным пением и губят их. Но онв способна и вернуть к жизни. Полной властью музыкальной магии обладает смертный Орфей: когда погибла его жена Эвридика, он отправился за ней в мир мертвых, и чарам его искусства подчинились лодочник Харон, трехглавый пес Цербер и сам владыка подземного мира Аид. Орфей увел жену с собой, и не вина музыки в том, что Эвридика не добралась до мира живых. Легендарный певец Арион не нашел общий язык с людьми, но сумел зачаровать животных: когда моряки выбросили его за борт, дельфины вынесли Ариона на берег. В мифе о строителях Фив есть рассказ о другого рода власти мага-музыканта.

Гармония тела и гармония души неразделимы.

Рождается величественный образ музыкальной Вселенной. Пифагор или кто-то из его последователей заметил, что музыкальные созвучия основаны на простых числовых отношениях. Не было сомнений в том, что и в основе Вселенной лежат такие же простые числа — а значит, Вселенная есть музыка. Согласно преданиям, лишь Пифагор был способен слышать высшие созвучия миропорядка. Таков был его божественный дар — или, возможно, плод неустанных упражнений и самосовершенствования. Он наблюдал за движением светил, идеально упорядоченным и организованным в соответствии с музыкальной гармонией, и слышал мелодии, которые пели мировые сферы.

Среди древнегреческих представлений о музыкальной магии было и еще одно — возможно, самое удивительное. Это свойство музыки никогда не рассматривалось как нечто магическое или божественное, доступное лишь величайшим и посвященным в тайны.

И дело не только в том, что под хороший марш на войну идти веселее.

Заметим, что речь идет о самом обычном флейтисте. В спондеическом ритме и фригийском ладу тоже нет ничего особенного, они были знакомы всем. Спондей — стихотворная стопа, состоящая из двух долгих слогов; спондеическая мелодия звучала медленно и размеренно. Фригийский лад напоминает минор с «восточным» оттенком, в Древней Греции он считался особенно чувственным и экстатическим. В эпоху дорационального мышления никому не приходило в голову воспроизвести эксперимент.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий