Михаил Зощенко — биография
Михаил Михайлович Зощенко — классик отечественной литературы советского периода. Творческая биография писателя складывалась сложно. Долгое время вплоть до зрелого возраста прозаик не брался за искусство. Его занимали совсем другие дела.
До становления литератором, мастером словесности, он успел принять участие в двух войнах: Первой Мировой и Гражданской. Каждый раз был задействован в боях, получил несколько наград.
Уже после демобилизации и наступления мирного времени, Михаил Зощенко начал менять профессии одну за другой, пока, наконец, не нащупал настоящее призвание, коим и стало писательство.
Литературная карьера прозаика складывалась не менее сложно. Развивалась по скользкому пути. Он совершенно не соответствовал стандартам советского писателя. Не лез за словом в карман и не желал мириться с правилами цензуры, которые опирались на государственную идеологию.
Не удивительно, что уже после получения широкой известности против литератора начали агрессивную кампанию. Травля продолжалась вплоть до конца жизни писателя. Даже после смерти Сталина и начала т.н. хрущевской «оттепели».
Интересно, что получив новый шанс от власти, литератор не согласился признавать свои «нравственные преступления» и отрекаться от старого творчества и идей.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание романа Ярмарка тщеславия Теккерея Роман «Ярмарка тщеславия», написанный известным английским автором Уильямом Мейкписом Теккереем, впервые был издан на протяжении 1847-1848 годов. Перед читателями предстают судьбы двух основных героинь произведения
- Неслышимка — краткое содержание рассказа Бианки В рассказе «Неслышимка» Виталия Бианки повествуется о времяпровождении орнитолога в одной из деревень Новгородской области. Интересуясь всем, что связано с местными птицами, гнездящимися неподалеку, он написал книгу о них.
- Белое облако Чингисхана — краткое содержание рассказа Айтматова Действие происходит в феврале 1953 года. Главный герой повести Абуталип Куттыбаев находится в следственном изоляторе города Алма-Ата около месяца. Его семья – жена с двумя детьми живут на полустанке Боранлы-Буранный.
- Бедные люди — краткое содержание романа Достоевского Макар Алексеевич Девушкин — советник, 47 лет. Он переписывает жалованные бумаги. Недавно переехал на квартиру в район Фонтанки. Живет Макар в бедном доме. Главное для Макара теперь — дешевая цена на квартиры
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание Красный шарик в синем небе Драгунского Произведение является составной часть сборника «Денискины рассказы», повествующего о различных историях из жизни мальчика по имени Дениска.
- Обращение Джимми Валентайна — краткое содержание романа О. Генри У героев произведений О. Генри нелегкие судьбы, но удивительно чистые сердца и души, открытые для высоких порывов. Эти люди совершают действительно благородные поступки, которые часто ставят под вопрос их собственное благополучие.
- Лиса и журавль — краткое содержание сказки Однажды так получилось, что лиса и журавль подружились. Хитрая лисичка, чтобы показать, что действительно ценит дружбу, позвала товарища на званый ужин. Журавль, конечно, от предложенного угощения не отказался.
- Краткое содержание Остров доктора Моро Уэллса По жанровой направленности произведение относится к разряду фантастического романа, основная тема которого заключается в необходимости бережного отношения к окружающей природе и ее обитателям
Перед восходом солнца
Автобиографическая и научная повесть «Перед восходом солнца» — исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие. Для этого (как он полагал, начитавшись Павлова и Фрейда) следовало изжить детские страхи, побороть мрачные воспоминания молодости. И Зощенко, вспоминая свою жизнь, обнаруживает, что почти вся она состояла из впечатлений мрачных и тяжёлых, трагических и уязвляющих.
Продолжение после рекламы:
В повести около ста маленьких глав-рассказов, в которых автор как раз и перебирает свои мрачные воспоминания: вот глупое самоубийство студента-ровесника, вот первая газовая атака на фронте, вот неудачная любовь, а вот любовь удачная, но быстро наскучившая… Главная любовь его жизни — Надя В., но она выходит замуж и эмигрирует после революции. Автор пытался утешиться романом с некоей Алей, восемнадцатилетней замужней особой весьма необременительных правил, но ее лживость и глупость наконец надоели ему. Автор видел войну и до сих пор не может вылечиться от последствий отравления газами. У него бывают странные нервные и сердечные припадки. Его преследует образ нищего: больше всего на свете он боится унижения и нищеты, потому что в молодости видел, до какой подлости и низости дошёл изображающий нищего поэт Тиняков. Автор верит в силу разума, в мораль, в любовь, но все это на его глазах рушится: люди опускаются, любовь обречена, и какая там мораль — после всего, что он видел на фронте в первую империалистическую и в гражданскую? После голодного Петрограда 1918 г.? После гогочущего зала на его выступлениях?
Брифли существует благодаря рекламе:
Автор пытается искать корни своего мрачного мировоззрения в детстве: он вспоминает, как боялся грозы, воды, как поздно его отняли от материнской груди, каким чуждым и пугающим казался ему мир, как в снах его назойливо повторялся мотив грозной, хватающей его руки… Как будто всем этим детским комплексам автор отыскивает рациональное объяснение. Но со складом своего характера он ничего поделать не может: именно трагическое мировосприятие, больное самолюбие, многие разочарования и душевные травмы сделали его писателем с собственным, неповторимым углом зрения. Вполне по-советски ведя непримиримую борьбу с собой, Зощенко пытается на чисто рациональном уровне убедить себя, что он может и должен любить людей. Истоки его душевной болезни видятся ему в детских страхах и последующем умственном перенапряжении, и если со страхами ещё можно что-то сделать, то с умственным перенапряжением, привычкой к писательскому труду не поделаешь уже ничего. Это склад души, и вынужденный отдых, который периодически устраивал себе Зощенко, ничего тут не меняет. Говоря о необходимости здорового образа жизни и здорового мировоззрения, Зощенко забывает о том, что здоровое мировоззрение и беспрерывная радость жизни — удел идиотов. Вернее, он заставляет себя об этом забыть.
Продолжение после рекламы:
В результате «Перед восходом солнца» превращается не в повесть о торжестве разума, а в мучительный отчёт художника о бесполезной борьбе с собой. Рождённый сострадать и сопереживать, болезненно чуткий ко всему мрачному и трагическому в жизни (будь то газовая атака, самоубийство приятеля, нищета, несчастная любовь или хохот солдат, режущих свинью), автор напрасно пытается себя уверить, что может воспитать в себе жизнерадостное и весёлое мировоззрение. С таким мировоззрением писать не имеет смысла. Вся повесть Зощенко, весь ее художественный мир доказывает примат художественной интуиции над разумом: художественная, новеллистическая часть повести написана превосходно, а комментарии автора — лишь беспощадно честный отчёт о вполне безнадёжной попытке. Зощенко пытался совершить литературное самоубийство, следуя велениям гегемонов, но, по счастью, не преуспел в этом. Его книга остаётся памятником художнику, который бессилен перед собственным даром.
Детство и юность
Родился русский прозаик летом 1894 года в Северной столице в семье дворян Михаила Зощенко и Елены Суриной. Глава семьи – художник-передвижник, чья мозаика и сегодня украшает фасад музея Александра Суворова в Санкт-Петербурге. Творческим человеком была и мама писателя: до замужества Елена Иосифовна выходила на театральные подмостки как актриса. А после, когда один за другим родились восемь детей, успевала писать рассказы, которые брала в печать газета «Копейка».
Портрет Михаила Зощенко
В 8 лет Мишу отвели в гимназию
Позже в автобиографии Зощенко рассказал, что учился неважно, а на выпускном экзамене написал сочинение на «1», хотя уже тогда мечтал о карьере литератора. Семейство Зощенко едва сводило концы с концами
В 1913-м после окончания гимназии Михаил Зощенко стал студентом Императорского университета, выбрав юриспруденцию. Но через год его отчислили – платить за учебу было нечем. Молодому человеку пришлось зарабатывать на жизнь. Он устроился железнодорожным контролером. Проработал год: грянула Первая мировая война.
Михаил Зощенко в детстве
В мемуарах Зощенко написал, что «патриотического настроения» у него не было. Тем не менее Михаил отличился, получив четыре боевых ордена. Он был неоднократно ранен, а после отравления газом его «списали» в запас. Но Зощенко отказался и возвратился на фронт.
Михаил Зощенко в юности
Революция 1917-го помешала Зощенко стать капитаном и получить орден Святого Владимира. В 1915-м писателя отправили в резерв. Летом Зощенко назначили комендантом петроградского почтамта, но через полгода он оставил родной город и уехал в Архангельск. Покинуть Россию и уехать во Францию Михаил Зощенко отказался.
Михаил Зощенко в молодости
За свою биографию прозаик сменил не менее 15 профессий. Он трудился в суде, разводил кроликов и кур в Смоленской губернии, работал сапожником. В 1919-м Михаил Зощенко поступил добровольцем в Красную армию. Но весной попал в госпиталь, был демобилизован и перешел на службу телефонистом.
Интересные факты
- Родители прозаика были людьми творчества. Пусть и в разных отношениях.
- Примером для подражания, первым ориентиром Михаила Михайловича стала его мать, которая занималась литературой и даже печаталась в местном журнале.
- На протяжении всей жизни писатель был человеком психически нестабильным, склонным к депрессиям и импульсивному поведению. Еще в школе он в порыве гнева пытался покончить с собой после неудовлетворительной оценки по литературе.
- Интересный факт о Михаиле Зощенко: на пике своей популярности он был настоящим кумиром женщин. Ему писали сотни писем. Необычайный статус литератора упоминал Маяковский, используя образ Зощенко в стихотворении «Фабриканты оптимистов».
Избранная библиография
Произведения Михаила Зощенко в сборниках:
- Собрание сочинений: в 3 тт. / Сост., подг. текста, предисл., примеч. Ю. В. Томашевского. — М., 1986. — Репринтное изд.: М., 1994.
- Парусиновый портфель: рассказы разных лет. Сентиментальные повести. Мишель Синягин: Повести и рассказы. — М.: Дом, 1994.
- Голубая книга. Рассказы. — М.: Правда, 1989.
- Рассказы / Сост. А. Старкова. — М.: Художественная литература, 1987.
- Возвращённая молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца: Повести / Сост., примеч. Ю. Томашевского; Послесл. А. Гулыги. — Л.: Художественная литература, 1988.
- Повесть о разуме. — М.: Педагогика, 1990.
- Собрание сочинений: в 7 тт. / Сост. и примеч. И. Н. Сухих. — М.: Время, 2008. (наиболее полное и авторитетное собрание сочинений).
Михаил Зощенко. История одного пророчества
Смерть
Последние годы литератор провел на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года Михаил Зощенко отравился никотином. Из-за отравления случился спазм сосудов мозга, писатель не узнавал родных и не мог говорить. Смерть наступила 22 июля от сердечной недостаточности.
Похороны Михаила Зощенко
Власти не позволили похоронить классика в музее-некрополе «Литераторские мостки» на Волковском кладбище, где нашли последний приют многие российские литераторы. Похоронили Зощенко в Сестрорецке на местном кладбище. Очевидцы утверждают, что на лице Михаила Зощенко, мрачного при жизни, угадывалась улыбка.
Рецензии на книгу «Перед восходом солнца» Михаил Зощенко
Помните ли вы себя до рождения?
«речь будет идти о моих молодых годах. Это все равно что говорить об умершем. « Биографический период в жизни любого человека наступает в момент, когда мозг еще не окончательно поддался старческому маразму, а поэтому — некоторым приходится садиться за писанину с самого детства. Запрещенный в советские годы биографический труд Зощенко последовательно поделен на 4 логических периода воспоминаний с 15 лет, с 5 до 15, с 2 до 5, от 0 до 2. На период «до 0» он, судя по всему, так и не замахнулся. Общество в принципе не приветствует излишнюю правдивость, не только в литературе — в брачных отношениях, судебных процессах, воспитании детей и т.д. Правда в нашей жизни — это некий образ и не больше. Некоторые формы правдивости говорят исключительно о глупости. Всякая же тщательно скрываемая глупость относится с подозрением к глупости явной, потому что опасается ее неискренности. Замкнутый круг. Только за наивного дурачка типа Руссо («Исповедь» Руссо) можно не опасаться — он в своих фантазиях все равно далеко не уйдет. В случае же с Зощенко все предельно просто — несчастный, но известный человек пытается найти корень своих бед в собственном прошлом. Ищет он, правда, всего лишь логическое утешение для самого себя, но именно это ему было понимать вовсе и не обязательно.
Нашел ли в итоге — об этом никто не знает, но о поисках написал — следовательно ему это было нужно. В результате Зощенко расширил границы допустимого, хотя и не прикоснулся ни к чему запретному. Его искреннее возмущение по поводу цензуры и письма Сталину умиляют. Зощенко вышел на скользкую дорогу малоизвестной в те годы дианетики, вышел самостоятельно, еще и к буддизму приложился исключительно на основании собственных свойств характера. «Освободиться от страданий» — это ни больше, ни меньше новая попытка оправдания для себеподобных, по масштабам как новая концепция православия Булгакова в «Мастер и Маргарите», только Зощенко не дотянул в литературном смысле. А жаль. Как и любой совок (и не только совок), Зощенко искренне считает, что люди приходят в этот мир одинаковыми, эдакими шаблонными заготовками на действующую фабрику. К счастью для Зощенко, гонение христиан в СССР совпало с его попыткой медитаций, а потому даже Горький лживо поддержал его начинание. Тот самый Горький, что питался этими самыми страданиями в своих ранних рассказах да в «Фоме Гордееве». Ну, мало ли кто как чудит в последние годы жизни.
Зощенко пишет просто и понятно. Четкие, короткие предложения, совершенно не связанные со словарным запасом. Оно и верно — загорбулишь тут собственную мысль на пол страницы да такую, что ближе к концу сам не помнишь — о чем изначально писать собирался. Проще нужно быть. Изначально произведение напоминает зоопарк зимой. «Вот это волки. Вернее, клетка из-под волков. Их не видно, им холодно. Это слон. Его держат в теплом погребе, ибо он зимой мерзнет по определению. Но вы знайте, дети, что он где-то есть. А это белый медведь. Он холода не боится, даже в бассейне зимой плавает. Его тоже нет, чего он будет здесь как дурак один сидеть. Купили билеты, поэтому ходите, ищите». На каждой странице минимум пять предложений начинаются с «Я». А в общем же попытки автора понятны, достойны уважения и очень читаемы. Для читателя рай — короткие главы, ясные слова, четкое построение. Как будто в СССР окунулся с головой, лучше белого медведя.
Читать онлайн «Перед восходом солнца»
Михаил Зощенко
Перед восходом солнца
М.М. Зощенко, наследники, 2018
ООО «Издательство АСТ», 2019
* * *
Предисловие
Эту книгу я задумал очень давно. Сразу после того, как выпустил в свет мою «Возвращенную молодость».
Почти десять лет я собирал материалы для этой новой книги. И выжидал спокойного года, чтоб в тиши моего кабинета засесть за работу.
Но этого не случилось.
Напротив. Немецкие бомбы дважды падали вблизи моих материалов. Известкой и кирпичами был засыпан портфель, в котором находились мои рукописи. Уже пламя огня лизало их. И я поражаюсь, как случилось, что они сохранились.
Собранный материал летел со мной на самолете через немецкий фронт из окруженного Ленинграда.
Я взял с собой двадцать тяжелых тетрадей. Чтобы убавить их вес, я оторвал коленкоровые переплеты. И все же они весили около восьми килограммов из двенадцати килограммов багажа, принятого самолетом. И был момент, когда я просто горевал, что взял этот хлам вместо теплых подштанников и лишней пары сапог.
Однако любовь к литературе восторжествовала. Я примирился с моей несчастной участью.
В черном рваном портфеле я привез мои рукописи в Среднюю Азию, в благословенный отныне город Алма-Ата.
Весь год я был занят здесь писанием различных сценариев на темы, нужные в дни Великой Отечественной войны.
Привезенный же материал я держал в деревянной кушетке, на которой спал.
По временам я поднимал верх моей кушетки. Там, на фанерном дне, покоились двадцать моих тетрадей рядом с мешком сухарей, которые я заготовил по ленинградской привычке.
Я перелистывал эти тетради, горько сожалея, что не пришло время приняться за эту работу, столь, казалось, ненужную сейчас, столь отдаленную от войны, от грохота пушек и визга снарядов.
– Ничего, – говорил я сам себе, – тотчас по окончании войны я примусь за эту работу.
Я снова укладывал мои тетради на дно кушетки.
. И, лежа на ней, прикидывал в своем уме, когда, по-моему, может закончиться война. Выходило, что не очень скоро. Но когда – вот этого я установить не решался.
«Однако почему же не пришло время взяться за эту мою работу? – как-то подумал я. – Ведь мои материалы говорят о торжестве человеческого разума, о науке, о прогрессе сознания! Моя работа опровергает «философию» фашизма, которая говорит, что сознание приносит людям неисчислимые беды, что человеческое счастье – в возврате к варварству, к дикости, в отказе от цивилизации.
Ведь об этом более интересно прочитать сейчас, чем когда-либо в дальнейшем».
В августе 1942 года я положил мои рукописи на стол и, не дожидаясь окончания войны, приступил к работе.
I
Пролог
За доброе желание к игреПрощается актеру исполненье.
Десять лет назад я написал мою повесть под названием «Возвращенная молодость».
Это была обыкновенная повесть, из тех, которые во множестве пишутся писателями, но к ней были приложены комментарии – этюды физиологического характера.
Эти этюды объясняли поведение героев повести и давали читателю некоторые сведения по физиологии и психологии человека.
Я не писал «Возвращенную молодость» для людей науки, тем не менее именно они отнеслись к моей работе с особым вниманием. Было много диспутов
Происходили споры. Я услышал много колкостей. Но были сказаны и приветливые слова.
Меня смутило, что ученые так серьезно и горячо со мной спорили. Значит, не я много знаю (подумал я), а наука, видимо, не в достаточной мере коснулась тех вопросов, какие я, в силу своей неопытности, имел смелость затронуть.
Так или иначе, ученые разговаривали со мной почти как с равным. И я даже стал получать повестки на заседания в Институт мозга. А Иван Петрович Павлов пригласил меня на свои «среды».
Но я, повторяю, не писал свое сочинение для науки. Это было литературное произведение, и научный материал был только лишь составной частью …
«Перед восходом солнца»
В 1930 году Михаил Зощенко начал писать книгу, которую считал главным произведением своей жизни. Он не прерывал работу над ней даже в военные годы. Уже в первые дни войны он начал проситься на фронт, но медкомиссию пройти не смог. Поэтому в боевых действиях не участвовал. Тогда он поступил в группу противопожарной обороны. Зощенко вместе с сыном дежурил на крышах домов, спасая их от зажигательных снарядов.
Вскоре писателя эвакуировали в Алма-Ату. Ему было разрешено взять с собой не более двенадцати килограмм. Он положил в чемодан рукописи своей будущей «главной» книги, которую вначале озаглавил «Ключи счастья». Затем он изменил название на «Перед восходом солнца». Его рукопись весила восемь килограмм, а еще четыре составили одежда и личные вещи.
В эвакуации творческая биография Зощенко продолжилась. Он написал сценарии к двум кинолентам: «Опавшие листья» и «Солдатское счастье». В 1943 году писатель вернулся в столицу, где начал работать в редколлегии юмористического журнала «Крокодил». В эвакуации он написал комедийную пьесу «Парусиновый портфель», которую позже поставили в Ленинградском драматическом театре.
В 1943 году в журнале «Звезда» опубликовали первые главы его книги «Перед восходом солнца». Он надеялся, что читатели и литературные критики одобрят этот труд. Эта повесть для писателя стала своеобразной исповедью, так как он, опираясь на труды Ивана Павлова и Зигмунда Фрейда, попытался объяснить свою победу над депрессией. В этом автобиографическом произведении автор рассказал о своих переживаниях и травмах, которые ему пришлось пережить в детские годы.
Однако после выхода первых глав журналу «Звезда» запретили печатать дальнейшее продолжение книги. Началась травля писателя. Журнал «Ленинград», где ранее печатали рассказы Зощенко, был закрыт, а остальные журналы подверглись серьезной критике. Автобиографическое произведение «Перед восходом солнца» раскритиковал не только Жданов, но и Сталин.
Даже появилось постановление ЦК ВКПБ, в котором писателя не только называли трусом, но и «подонком литературы». Его обвиняли в том, что он не был на войне. Чтобы выжить и не умереть с голода, Михаил Зощенко занялся переводами. Он переводил финские произведения «Воскресший из мертвых» и «За спичками» на русский язык. В 1946 году его исключили из Союза писателей.
Только после смерти Сталина его восстановили, но уже как переводчика. Как видим, биография М. Зощенко полна трагических моментов. В 1954 году произошел новый скандал: на встрече с британскими делегатами писатель сообщил, что не согласен с оскорблениями, которые на него обрушились, а ведь все ждали от него покаяния. Снова началась его травля. В 1955 году он подал заявление о назначении пенсии, но это сделали только в 1958 году, незадолго до его смерти.
О книге
Подвергая себя ежедневным эмоциональным нагрузкам, современный человек время от времени должен отвлекаться от реального мира, чтобы восстановить свой душевный баланс. Среди наиболее действенных способов – чтение книг. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.
Хорошим примером литературы, достойной внимания, в жанре классическая художественная проза, является книга Зощенко Михаил Михайлович «Перед восходом солнца». В книге автор делится с нами своими размышлениями на многие злободневные темы современности и взаимоотношений между людьми. Оригинальный сюжет, детально продуманные персонажи, причем самые разные, и неожиданная развязка непременно заинтересуют как заядлых поклонников данного жанра, так и случайных читателей.
Литературная деятельность
Творческая биография Михаила Михайловича Зощенко началась еще в детские годы. В восемь лет уже писал стихи. Немного позже он начал сочинять рассказы. В тринадцать лет он написал рассказ «Пальто». Затем последовали другие его детские произведения: «Калоши и мороженое», «Глупая история», «Елка», «Великие путешественники». В них отразились впечатления ребенка о семейных неурядицах и его детские воспоминания.
Трудовая деятельность, которую он вел после окончания гимназии, также позднее была отражена в его произведениях. В 1919 году Михаил Зощенко начал посещать литературную студию, которой руководил Корней Чуковский. Она была открыта при издательстве «Всемирная литература». Корней Чуковский, прочитав рассказы Зощенко, высоко оценил его литературный талант.
В этой студии Михаил Зощенко познакомился с Всеволодом Ивановым, Вениамином Кавериным и другими писателями, которые в начале 1920 года объединились в литературную группу «Серапионовы братья». Они пропагандировали освободить творчество от политики.
В это же время публикация первых произведений Михаила Зощенко сделала его популярным. Фразы из его юмористических рассказов стали крылатыми. Начиная с 1922 года, в течение 24 лет его книги переиздавались более ста раз. Его рассказы, такие как «История болезни», «Баня», «Беда», «Аристократка» и другие, полюбились читателям. Высоко оценил творчество Зощенко и писатель Максим Горький.
В своих произведениях Михаил Михайлович всегда ведет повествование от лица героя, давая возможность читателям лучше понять поступки персонажей.
Но не все произведения Зощенко понравились широкому кругу людей. Его юмористические рассказы очень популярны, чего нельзя сказать о серьезной прозе. Книга «Письма к писателю», выпущенная в 1929 году, не нашла отклика у широких масс. Более того, она вызвала возмущение читателей и негативную реакцию властей. Режиссера Мейерхольда даже заставили убрать из репертуара театра пьесу Зощенко “Уважаемый товарищ”.
Такое отношение к его творчеству заставило Михаила Михайловича страдать, у него началась депрессия. Она усилилась после поездки на строительство Беломорканала. Власти специально в 1930 году организовали для литераторов это путешествие, чтобы они отобразили в своих произведения перевоспитание «преступных элементов» (как известно, канал строили заключенные).
Но впечатления у Зощенко от поездки были угнетающие. Он написал произведение совсем другого направления, чем желали власти. Своими мрачными впечатлениями он поделился в повести «История одной жизни», которая была издана в 1934 году.
Чтобы как-то покончить со своей депрессией, прозаик написал повесть «Возвращенная молодость», которая вызвала интерес у читателей.
Вдохновленный Зощенко уже на следующий год издал сборник рассказов «Голубая книга», где показаны человеческие отношения, которые он исследовал. Если простые люди продолжали зачитываться рассказами Зощенко, то партия заклеймила писателя. Ему запретили издавать любые произведения.
Тогда он начал писать для детей. Эти рассказы публиковались в журналах «Чиж» и «Еж».
Особенности речи персонажей как приемы создания комического эффекта
Речевые характеристики героев рассказа Зощенко. Авторская позиция
Зощенко создал «новояз» в русской литературе. Этот язык отразил дух эпохи зарождающегося нового советского общества. Писатель писал в манере сказа, особой повествовательной форме, при которой речь героев изображается. Это живая устная речь, представляющая собой импровизацию рассказчика.
Язык персонажей Зощенко является своеобразной смесью из старорежимной изысканной лексики, простонародного говора, блатного жаргона, слоганов лозунгов, чиновничьих канцеляризмов, полуинтеллигентских выражений, обывательского арго, вульгаризмов. Сам Зощенко говорил, что пишет на том языке, «на котором говорит улица». Он был не согласен с критиками, которые обвиняли его в том, что он готов ради смеха из родного русского языка вытворить «черт знает что».
Зощенко показал героя нового времени – человека с улицы, на которого после революции обрушилась лавина культурных буржуазных ценностей, с неведомыми ему прежде словами. Возомнив себя культурным человеком, он эти слова вставляет в свой лексикон, не понимая иногда их смысла, нарушая грамматические нормы. Многие специфические выражения героев Зощенко, несмотря на свою нелогичность, стали крылатыми выражениями: «нарушаешь беспорядок», «животная бессловесная», «собачонка системы пудель», «отвечай, как на анкету» и многие другие.
В этом полуграмотном косноязычном языке прослеживается разрыв между формой и смыслом. Форма смешная, но за ней прячется страшный смысл: убогость мышления, примитивность взглядов, низменность желаний. Зощенко полагал, что перестанет казаться страшным то, над чем можно посмеяться. Сам юморист свои рассказы читал скучно и замогильным голосом, а его слушатели всегда смеялись. Но он отнюдь не веселил, и очень огорчался такой реакции на свои произведения. За внешней простотой текстов прячется глубокий подтекст об искаженной реальности, в которой персонажи не замечают уродливости своего положения, а способны лишь замечать мелкие пакости, причиняемые друг другу.
В рассказе «Обезьяний язык» (1925 г.)Зощенко затрагивает проблему чистоты русского языка, иронизируя над неуместным использованием иностранной лексики. Рассказчик, присутствующий на собрании при беседе двух мужчин, употребляющих для «солидности» замысловатые, но малопонятные слова, не смог понять, о чем они говорят. К тому же «умные» слова в их речи перемешаны с просторечными, что выглядит смешно и глупо: «заседание пленарное будет али как», «президиум вышедши», «индустрия из пустого в порожнее» и пр. С грустной иронией завершает рассказчик свою историю: «Трудно товарищи говорить по-русски».
Язык персонажей Зощенко является их своеобразной речевой характеристикой. Речь героев сопровождается не менее выразительной жестикуляцией и мимикой, важны детали одежды и манеры. Так, например, прорисованы речевые характеристики главных героев в рассказе «Аристократка» (1923 г.). Для водопроводчика Григория Ивановича аристократизм «бабы» определяется по следующим признакам: наличие шляпки, мопсика и золотого зуба. Ухаживая за своей соседкой-аристократкой, он повел ее в театр на оперу. Приобщение к культуре закончилось для героя разочарованием в таких женщинах. В театре она сидела в партере, он на галерке, встретились они только в антракте. Им обоим неинтересен спектакль, он говорит о функционировании водопровода в здании, ее интересует буфет. Герой предлагает своей даме «скушать одно пирожное», а она уплетает три и тянется за четвертым. Стесненный в средствах кавалер теряет свои «культурные» манеры. Заставляя вернуть последнее пирожное, он кричит своей спутнице: «Ложи взад». Надкушенное пирожное, за которое пришлось отдать последние копейки, досталось случайному свидетелю. Развенчивают «аристократизм» героини ее прощальные слова своему ухажеру, что «без денег – не ездют с дамами».
Не случайно события происходят в театре, который является местом приобщения к культуре. Оттого на фоне театральной обстановки невоспитанность и бескультурье проявляется ярче. Речь героя пестрит ляпами, жаргонными и просторечными словечками. Свою избранницу он называет «этакая фря», свое поведение сравнивает с манерами «буржуя нерезаного». Попытки приобщиться к культуре выглядят комично.
С этой книгой читают
Немного солнца в холодной водеФранцуаза Саган
Томимые жаждой настоящего чувства, герои Франсуазы Саган переживают минуты волшебного озарения и щемящей боли, обольщаются, разочаровываются, сомневаются и верят…
4
(19)
Город СолнцаТоммазо Кампанелла
Политическая философия Кампанеллы в его “Городе Солнца” содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят…
3
(3)
Под солнцем ТосканыФрэнсис Мэйес
Купив старый дом в окрестностях Кортоны, героиня, она же автор книги, погружается в размеренную, но вместе с тем богатую на события жизнь итальянской провинции. Музей…
3.1
(4)
Сын СолнцаЖак Кристиан
Сегодня во Франции — настоящий бум литературы о Древнем Египте. Один из «виновников» этого — известнейший писатель Кристиан Жак, автор многотомного…
4.6
(2)
Невская битва. Солнце земли русскойСегень Александр Юрьевич
Роман современного писателя-историка А. Сегеня посвящен ратным подвигам новгородского князя Александра Ярославича (1220—1263). Центральное место занимают описания…
3.7
(2)
Солнце в рукавеМарьяна Романова
Проза Марьяны Романовой – глубокая, мелодичная и чувственная. Роман «Солнце в рукаве» – это психологическое расследование. С фрейдистской дотошностью автор пытается…
4
(1)
Солнце на стенеКозлов Вильям Федорович
Это роман о нашем времени, о молодых людях, о том, что их волнует и радует. В большом городе живут слесарь-арматурщик Андрей Ястребов, студентка Оля Мороз, врач Марина,…
4.43
(7)
Год активного солнцаГлушко Мария Васильевна
В повести рассказывается о том, как ответственно и неоднозначно положение современной женщины в обществе и семье.
В центре произведения — народный депутат,…
4.6
(2)
Интересные факты из жизни Зощенко
1
Когда Зощенко было 5 лет, он внес свой вклад в возведение музея Суворова. Его отец, художник, декорировал фасад здания мозаикой и привлек к работе маленького сына. Рукой мальчика выложена нижняя ветка елочки в левом углу картины
2
Свой первый рассказ Зощенко написал в 13 лет. Произведение называлось «Пальто»
3
В гимназии писатель учился плохо, причем хуже всего дело обстояло с русским языком и литературой. При сдаче экзамена на аттестат зрелости за свое сочинение он получил единицу, хотя к тому моменту мальчик уже решил стать писателем
4
В детстве будущий писатель едва не утонул во время купания в Неве. К счастью, шестилетнего Мишу спасли
5
В годы войны Зощенко, удостоенный множества наград за свою доблесть, серьезно пострадал в результате газовой атаки. Он оправился от отравления, но получил порок сердца и всю жизнь страдал от мучительных приступов
6
После революции Зощенко успел сменить множество профессий – он работал на почте, сотрудничал с уголовным розыском и даже был инструктором по разведению кроликов
7
Зощенко занимался в литературной студии Чуковского
8
Рассказы Зощенко были впервые опубликованы в начале 1920-х годов. За свои труды на литературном поприще 17 лет спустя он получил орден
9
Писатель не воевал на фронтах ВОВ из-за плохого состояния здоровья. Вместо этого он занялся антифашистской пропагандой – писал сатирические фельетоны, которые с успехом транслировались по радио и печатались в газетах. Кроме того, с начала войны они с сыном помогали противопожарной команде, с членами которой регулярно дежурили на крышах домов.
10
Осенью 1941 года Зощенко принудительно отправили в Алма-Ату. С собой он мог взять только один чемодан весом в 12 килограммов – когда писатель уложил в него свои рабочие записи и наброски, на одежду и прочие вещи осталось всего 4 кг
11
Одна из его пьес в послевоенный период была сыграна на сцене более 200 раз за год
12
Публикация первых глав романа «Перед восходом солнца», над которым Зощенко работал несколько десятилетий, стала настоящим скандалом. Труд писателя сочли глумлением над простыми советскими трудягами, самого Зощенко назвали «подонком литературы» и лишили его возможности публиковать свои произведения
13
Не имея возможности зарабатывать как писатель, Зощенко был вынужден вернуться к профессии сапожника. Литератору восстановили членство в Союзе писателей только после смерти Сталина
14
На встрече с иностранными студентами Зощенко резко осудил постановление ЦК, лишившее его возможности публиковаться. Заявление было сделано при массе свидетелей, и травля со стороны власти возобновилась. Зощенко уехал к себе на дачу и провел там затворником долгие годы, так никогда и не вернувшись к литературному труду
15
Зощенко умер от остановки сердца, вызванной отравлением никотином