Как сделать логопедический массаж ребенку в домашних условиях

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома

Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей

Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Как понять, что пора обращаться за помощью

Не стоит нанимать логопеда годовалому ребенку, который еще физически не сформирован для правильного произношения звуков. Но и затягивать с обращением за помощью не стоит. К первому классу малыш уже должен уметь свободно общаться.

Если есть сомнения по поводу целесообразности логомассажа, стоит ориентироваться на следующие критерии.

Обратиться за помощью нужно, если ребенку исполнилось 5 лет, но его речь нечеткая, окружающим сложно понять суть обращения.

При чтении или попытках пересказать длинные истории, малыш заикается, повторяет одни и те же слова, удлиняет звуки.

Насторожить должны тенденции к упрощению фраз. Например, вместо того чтобы сказать: «Мама, я хочу надеть зеленые штаны, а не красные», ребенок начинает истерику, кричит: «Мама, не хочу». Помощь логопеда обязательно нужна, если речевые проблемы мешают малышу налаживать первые социальные связи со сверстниками.

У ребенка могут быть навыки чтения вслух, в кругу семьи он может демонстрировать прекрасное произношение. Но если на людях малыш замыкается, то стоит «порепетировать» процесс общения со специалистом.

Однозначным показанием к обращению за профессиональной помощью будут диагностированные заболевания, включая:

  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • тугоухость.

В таких случаях не стоит ждать определенного возраста. Массаж языка необходим ребенку для развития речи. Дополнительно можно проконсультироваться со специалистом по патологиям речи. Врач поможет разработать программу для домашних занятий.

Многие сложные состояния требуют участия других специалистов, например, с детьми с ДЦП работает психолог.

Методика массажа

Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.

Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.

Для массажа языка используются специальные приспособления.  В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.

Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.

Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.

Логопедический самомассаж. Основные приемы и техника проведения

Для чего нужен логопедический самомассаж?

Применение логопедического самомассажа нормализует мышечный тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, стимулирует кинестетические ощущения, тем самым сокращает время коррекционной работы.

Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты дня ребенка.

Противопоказания к проведению самомассажа:

  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюктивиты;
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы;
  • стоматиты и др.инфекции полости рта;
  • чрезмерная психическая и физическая усталость
  • повышение температуры тела.

Показания к проведению логопедического самомассажа

Логопедический самомассаж показан детям с расстройствами речи. Особенно тем детям-логопатам, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов:

  • задержка речевого развития,
  • дислалия,
  • дизартрия,

то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

1. Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

2. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 мин.

3. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

4. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

5. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда, далее могут выполнять его самостоятельно.

6. Процедура самомассажа проводится по следующей схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка

7. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Основные приемы и техники проведения самомассажа

1. Самомассаж мышц головы и шеи.

— «Я-хороший». Движения обеих ладоней, расположенных на лбу, по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

— «Наденем шапочку». Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

2. Самомассаж мышц лица:

— «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

— «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиков пальцев по лбу.

— «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем.

— «Нарисуем усы». Движение указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

— «Погладим подбородок». Тыльной стороной пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

— «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

— «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Самомассаж ушных раковин.

— «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

— «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.

— «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 с

4. Самомассаж мышц языка.

— «Поглаживание языка губами». Просунуть язык сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его.

— «Пошлепывание языка губами». Пошлепать язык губами, произнося «пя-пя-пя»

— «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами.

— «Поглаживание языка зубами». Просовывать язык между зубами и убирать его назад в полость рта.

Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребенка и развивает речь.

Сергеева С.В., логопед, г. Саратов

Массаж языка в домашних условиях

Прежде всего, важно понимать, что любой массаж– это достаточно серьезная лечебная процедура. Разумеется, его невозможно сделать самому себе

Но если вы решили взять на себя ответственность сделать массаж языка ребенку самостоятельно в домашних условиях, перед этим обязательно нужно обратиться к специалисту. Он определит, нет ли у чада каких-либо противопоказаний, которые вы не заметили сами, скажет, нуждается ли ребенок вообще в такой процедуре, даст общие рекомендации, опишет поэтапную схему действий в зависимости от того, повышен или понижен мышечный тонус у пациента.

Массаж языка ребенку пальцами

Итак, вы, проконсультировавшись с врачом, решили сделать массаж языка ребенку в домашних условиях.

  • Начать нужно с условий, в которых будет проходить сеанс. Помещение должно быть светлым, теплым и хорошо проветренным. Ребенку надо чувствовать себя максимально комфортно, он не должен испытывать страха или каких-то неудобств. Рукам массажиста положено быть теплыми, мягкими, без украшений и с коротко обстриженными ногтями. Все это необходимо для того, чтобы случайно не ранить нежную кожу ребенка.
  • Массирование лучше проводить через 2 часа после трапезы, предварительно очистив полость рта пациента от остатков пищи. Запаситесь ватой или марлевыми салфетками, потому что во время процедуры происходит обильное слюноотделение.
  • Первый сеанс не должен превышать временной регламент в 5 минут. Мышцам надо привыкнуть к неожиданной нагрузке. В течение прохождения комплекса продолжительность массирования можно постепенно увеличивать до 20 минут, если это необходимо.
  • Чтобы определиться, как делать массаж языка, нужно понять, чем страдает ваш малыш– повышенным или пониженным мышечным тонусом. Для этого, как уже говорилось выше, следует проконсультироваться со специалистом. От диагноза будет зависеть, активно или расслаблено стоит проводить упражнения.

Пошаговая инструкция выполнения массажа языка:

  1. Положите большой палец сверху язычка, а средний и указательный- снизу. Теперь медленно начните тереть язычок от его корня к кончику сначала с одной стороны, а потом с другой;
  2. Исходное положение пальцев остается прежним, но теперь перетирающие движения должны принять форму спирали. Направление движений такое же, как и в прошлом упражнении;
  3. Выполните прихлопывания по всему язычку;
  4. Промните его продольные мышцы;
  5. Сожмите язык по бокам у его корня на 2-3 секунды, а затем переместитесь ближе к кончику и повторите процедуру;
  6. Выполните пощипывающие движения по всей его поверхности;
  7. Сверху вниз помассируйте уздечку язычка.

Массаж языка зубной щеткой

Чтобы выполнить логопедический массаж языка, зачастую прибегают к использованию дополнительных предметов. Наиболее применимым помощником в этом деле стала зубная щетка. Щетка должна быть небольшой по размеру и иметь мягкий ворс. Перед процедурой ее необходимо как следует продезинфицировать. Поэтапная схема массажа зубной щеткой:

  1. Точечными движениями рисуйте зигзаг на поверхности язычка, двигаясь слева направо;
  2. Повторите предыдущее упражнение, но теперь вместо точечных используйте круговые движения;
  3. От уздечки язычка к его кончику проведите две прямые параллельные линии точечными движениями;
  4. Повторите п. 3 круговыми движениями;
  5. Сделайте похлопывающие движения зубной щеткой по всей поверхности языка;
  6. Положив щетку на нижние зубы, выполните вибрацию язычка;
  7. Пройдетесь по его краям (сначала левому, потом правому) от основания до кончика точечными движениями;
  8. Повторите процедуру круговыми движениями.

Мы надеемся, что эта статья была для вас полезной. Искренне желаем, чтобы массаж языка в домашних условиях помог вам и вашему ребенку справиться с трудностями.

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

расслабляющий массаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие

На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;

Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;

укрепляющий массаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и  выраженности нарушений.

Этапы формирования речи

Первый этап – подготовительный (до 1 года).

Первый месяц у ребенка реакция на голос и интонация;

2-3 месяца гуление;

3-6 месяцев лепетная речь.

После 6 мес. Появляются отдельные слоги (по подражанию). Перенимает тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Связывает определенные звукосочетания с предметом. Одновременно реагирует на ситуацию, интонацию, слова и тем самым запоминая слова и реакцию на них.

7-9 мес. Расширяется спектр слов, повторяемых за взрослыми.

10-11 мес. Появляется реакция на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего

В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь (правильная речь окружающих, спокойная, доброжелательная атмосфера)

К концу 1 года появляются первые слова.

Второй этап (1 -3 года).

Употребляются либо слоги, либо слова простой слоговой структуры. Одним словом может обозначить все: предмет, просьбу, чувство. Речь носит ситуативный характер. В этот период ребенок активно использует жесты, мимику. Они заменяют ему недостаток слов. К концу второго года происходит формирование фразовой речи.

И на протяжении 2-3 года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности (понимает больше, чем может сказать).

Если в это время вы замечаете какие либо отклонения, несоответствия норме, можно говорить о задержке речевого развития.

Третий этап (3-7лет).

На протяжении этого периода все больше развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умением исправлять его в некоторых возможных случаях. Активно продолжает увеличиваться словарный запас. Именно в этот период активно формируется звуковая сторона речи. Полностью звукопроизношение формируется к 6 годам. Если звуки к данному сроку не сформированы или произношение сформировалось неправильно, можно говорить о таких диагнозах как: моторная алалия, дизартрия, нарушение произношения отдельных звуков.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов

В помещении должно быть тепло

Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж языка

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: электрические зубные щетки для детей от 3 лет). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

ИНТЕРЕСНО: полезные занятия по артикуляционной гимнастике для детей 3-4 лет

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: как проводится подрезание уздечки языка у детей?). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии – левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.

Логопедический массаж для детей: техники, особенности массажа в Санкт-Петербурге

Логопедический массаж — это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

Данная техника представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж лица и тела проводится на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы по коррекции речи. Нередко процедура является необходимым условием для эффективности логопедического воздействия.

Проведение логопедического массажа

Перед тем как начать логопедический массаж для детей, специалист должен обратить внимание: на мышцы языка, шеи, плечевого пояса, щек и губ. Для активизации речи и снятия мышечного напряжения проводится массаж отдельных частей тела:

  1. стоп
  2. кистей рук
  3. волосистой части головы
  4. ушных раковин
  5. лица
  6. языка
  7. шеи и спины
  8. точечное воздействие

Цели процедуры

  1. Стимулирование и активизация речи
  2. Нормализация мышечного тонуса общей, ручной, пальчиковой, мимической и артикуляторной мускулатуры
  3. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
  4. Постановка неправильно произносимых звуков

С какого возраста можно проводить процедуру?

  • С 0,3 лет, как профилактически, так и при наличии у ребёнка проблем, связанных с различными неврологическими состояниями.
  • Для не говорящих детей с 2-х до 3-х лет — как «способ вызывания речи».
  • Для детей от 3-х до 4-х лет — нередко единственный метод воздействия, так как традиционные занятия с логопедом ребенок выдержать не может.

Логопедический массаж для детей рекомендован детям с различными речевыми расстройствами. Для активизации и коррекции речевых дефектов процедура применяется как самостоятельный метод лечения так и в качестве комплексного подхода.

 В зависимости от особенностей ребенка, общих медицинских показаний и результатов диагностики, эффективность процедуры может быть различной.

Логопедический массаж для детей позволяет проводить коррекцию произношения звуков, нормализует работу мышц речевого аппарата, улучшает тонус и состояние голоса. Даже при выраженных симптомах неврологических отклонений,  использование такого рода массажа дает эффективные, хорошие результаты.

Проводиться логопедический массаж должен только после тщательного обследования речевого аппарата. Если логопедический массаж выполняется правильно, в мышечной и нервной системе происходят благоприятные изменения. После прохождения курса логопедического массажа у детей отмечаются следующие положительные изменения:

  • Улучшается подвижность мышц речевого аппарата;
  • Нормализуется общий тонус мышц, включая мимические;
  • Мышцы речевого аппарата становятся более «спокойными», пропадают судороги, гиперкинезы и другие патологии;
  • Объем и амплитуда артикуляционных движений увеличиваются;
  • Вырабатывается координация и мышечная память для извлечения наиболее сложных звуков;
  • Активизируются те мышцы речевого аппарата, которые ранее не отличались хорошей подвижностью.

Помимо этого, массаж у логопеда оказывает положительное влияние на работу других систем организма. В частности, нормальная работа артикуляционного аппарата помогает избавиться от повышенного слюноотделения (это может быть связано с недостаточной подвижностью некоторых мышц).

Также логопедический массаж укрепляет глоточный рефлекс и способствует развитию лицевых мышц. Общее положительное воздействие этого вида массажа на организм заключается еще и в гармоничном развитии нервной системы. Механическое воздействие на нервные окончания благотворно сказывается на работе речевых центров головного мозга и, следовательно, на работке всего органа в целом.

Противопоказания и условия проведения

Несмотря на свою высокую эффективность при сравнительной простоте упражнений, массаж у логопеда имеет ряд противопоказаний. В частности, он не применяется при наличии инфекционных заболеваний, включая грипп. Очевидно, что нельзя выполнять массаж при герпесе и других заболеваниях кожи. К другим противопоказаниям относятся конъюнктивит и стоматит.

Проводится логопедический массаж в хорошо проветриваемом помещении при комнатной температуре. Желательно проводить его каждый день или хотя бы через день циклами по 10-20 сеансов. Затем нужно сделать перерыв на пару месяцев, чтобы дать мышцам привыкнуть к новым возможностям. После этого, если есть такая необходимость, курс следует провести заново.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Показания к проведению

Применение специального массажа для развития речи рекомендуется в следующих случаях:

  1. При нечетком произношении звуков, особенно сложных фонетических сочетаний. Распространенной проблемой, с которой с успехом справляется логопедический массаж, является замена шипящих или произнесение букв Л и Р, Г и Д, представляющих трудность для некоторых детей.
  2. При избыточном неконтролируемом слюноотделении, которое не является редкостью при освоении малышами речи.
  3. При заикании, вызванном невротическими причинами. Ребенок может как несколько раз повторять «трудный» слог слова, так и вовсе «спотыкаться» на нем и замолкать, не произнося слово до конца.
  4. При нарушении тонуса мышц, которые принимают непосредственное участие в процессе артикуляции. Причем проблемой может стать как гипертонус – излишнее перенапряжение мышц, при котором у детей возникают трудности при переходе от одного слога к другому, так и гипотонус, при котором артикуляция слишком вялая, ребенок «мямлит» или «проглатывает» части слов.
  5. При задержке речевого развития по неустановленным причинам, диагностируемой в трехлетнем возрасте.
  6. При моторной или моторно-сенсорной алалии.
  7. При нарушениях голоса.
  8. При перенапряжении во время произношения звуков, из-за которого ребенок может жаловаться на усталость, ощущение «кома в горле», а также боли в области голосовых связок.
  9. При ринолалии, когда произношение звуков затруднено неадекватным резонированием в полости носа – чрезмерным или недостаточным. Применяют массаж и при дизартрии.
  10. При дислалии, когда затруднение в произношении звуков вызвано слишком короткой подъязычной уздечкой.
  11. При любых занятиях с логопедом для ускорения наступления позитивных изменений.

Логомассаж должен проводиться регулярно и дозированно, в зависимости от возраста и индивидуальных показаний:

  • От 2 месяцев до 3 лет – продолжительность каждого сеанса не должна превышать 10 минут, а начинать желательно с 3-4 минут, чтобы малыш не уставал от манипуляций. Деткам раннего возраста процедуру можно проводить, уже начиная с двух месяцев. Поскольку в этот возрастной период о речи судить еще рано, логомассаж делают в качестве профилактики. Лучше, чтобы детям до года массаж выполнял специалист.
  • С 4 до 7 лет – продолжительность не должна превышать 15 минут, начинать лучше с 5-7 минут.
  • С 7 до 10 лет – младшие школьники уже хорошо могут выдерживать полезные процедуры, поэтому продолжительность может быть 25-30 минут.

Важно также учитывать, что необходимо делать массаж курсом и регулярно. О том, сколько сеансов проводить, когда завершить курс, может сказать лишь логопед. При этом важно соблюдать размеренность и учитывать интересы ребенка

При этом важно соблюдать размеренность и учитывать интересы ребенка. Конечно, ежедневные занятия принесут лучший результат за более короткий срок, однако кроха может устать от этих процедур и отказываться от массажа, что негативно отразится на его качестве

Конечно, ежедневные занятия принесут лучший результат за более короткий срок, однако кроха может устать от этих процедур и отказываться от массажа, что негативно отразится на его качестве.

Оптимально производить массаж один раз в 2-3 дня, сопровождая его позитивным общением с малышом: можно петь ему или рассказывать сказку, а также поощрять в конце каждого сеанса чем-то приятным. Тогда ребенок с готовностью будет выполнять все ваши инструкции, воспринимая процесс как игру, а не как неприятную обязанность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий