Лучшие советские фильмы-комедии по мнению психологов

Город мастеров

Жанр: сказка

Год:1965

Режиссер: Владимир Бычков

Актеры: Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Лев Лемке, Елизавета Уварова, Савелий Крамаров.

Кадр из фильма “Город мастеров”

Жил-был славный Город Мастеров, город художников и ремесленников. Но пришли чужеземцы, и захватили власть, и поработили всех его жителей. Но дух свободы поработить нельзя. Меньше всего на человека, способного дать отпор негодяям, был похож городской дворник-горбун, балагур и весельчак. Но он-то и был главным вольнодумцем…

Фильм был снят в период недолгой “оттепели”. В его основе лежит пьеса-сказка Тамары Габбе. Сама сказка была основана на фламандских легендах о борьбе жителей города Бинша с французскими захватчиками.

Сценарий фильма был написан Н. Эрдманом. Именно благодаря ему картина заиграла новыми красками, в ней появились новые оттенки. Именно он является автором бессмертных фраз: “Видите, какова сила примера? А через год к этим попугаям присоединится и все население города!”, “Нельзя верить ни словам, ни ушам, можно лишь доносам, доносам, доносам”.

Фильм снят в интересной стилистике. Меньше всего он напоминает типичную советскую сказку. А больше всего сцены напоминают картины средневековых художников: Петруса Кристуса, Альбрехта Альтдорфера, Джотто. И благодаря этому, а также благодаря операторской работе, и удивительной музыке Олега Каравайчука создается потрясающая атмосфера.

Логика эмоционального настроя картины и законы жанра помогают понять: враг обязательно будет повержен. Но густая тревожность, которой пропитан фильм, заставляет насторожиться: новый де Маликорн еще не явился, но он обязательно придет.

12 стульев

Производство: СССР

В ролях: Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Наталья Воробьева, Гликерия Богданова-Чеснокова, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей, Клара Румянова.

Режиссер: Леонид Гайдай

Cюжет: У Ипполита жизнь не особо сахарная. Постоянные проблемы на работе и в быту, а тут еще теща скоро отправится на тот свет. Ипполит узнает секрет тещи – она спрятала огромные деньги в один из 12 стульев. Как по щелчку, Ипполит меняет вектор своих действий на поиск этих стульев и разбирает каждый в поисках богатства.

Рейтинг Кинопоиска 8.2 / IMDB 8.3

«Курьер»

Открытые источники

Год: 1986Режиссёр: Карен ШахназаровЖанр: трагикомедияДлительность: 88 мин.

1986 год. У выпускника школы Ивана развелись родители. Отец с молодой подругой уехал в экспедицию в Африку, а сам Иван остался жить с матерью. Он провалил экзамены в институт и ждёт повестку в армию. Его мама, чтобы занять сына, нашла ему работу: научный журнал «Вопросы познания» как раз искал себе курьера. Первое рабочее задание — отнести профессору Кузнецову рукопись. По дороге Иван встречает своего друга и значительно опаздывает. Из-за этого профессор встречает курьера с долей недовольства. Однако в квартире Иван знакомится с дочерью профессора. Катя — представитель «золотой молодёжи», она учится в МГУ, родители пророчат ей блестящее будущее. Её жизнь расписана на несколько десятилетий вперёд, Иван же не всегда представляет, что с ним случится завтра.

Молодые люди начинают общаться и погружаются в миры друг друга.

«Курьер» своего рода эпохальная картина, созданная в перестроечное время. В центре фильма — юноша, чьё поведение и отношение к жизни не вписывается в привычную картину советского человека. Проблематика фильма так сильно запала в сердца зрителей, что «Курьер» стал одним из лидеров проката в 1987 году. И до сих пор является одним из самых популярных фильмов о молодёжи.

Убить дракона

Жанр: Сатира, фантасмагория

Год:1988

Режиссер: Марк Захаров

Актеры: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов

Кадр из фильма “убить дракона”

В сказочном городе правит страшный Дракон, которого жители считают жестоким узурпатором. В город приезжает рыцарь Ланселот, и решает сразиться с Драконом, чтобы освободить город.

Этот, один из самых страшных советских художественных фильмов, был снят по сказке Евгения Шварца. В сатирической сказке Шварц, как и обычно, высмеивал раболепие, приспособленчество и лживость.

Один из героев, бургомистр, говорит Ланселоту, что люди не могут жить без “сильной руки”. И это правда: после победы Ланселота жители города пустились в анархию и разгул – и с готовностью склонились перед новым Драконом.

Марк Захаров акцентировал внимание зрителя вот на чем: нужна ли была вообще свобода жителям этого города? Дракон считал, что плебсу она не нужна. А Ланселот считал, что люди не знают, что такое свобода

По его мнению, получив свободу, люди поймут ее ценность, они научатся быть свободными.

Ланселот ошибался: в душе освобожденные им граждане так и остались рабами. После падения Дракона пришла анархия: люди начали убивать, грабить и жечь: ведь, в понимании раба, свобода – это когда можно все.

По сути, каждый из них тоже является Драконом. Чтобы стать свободным, нужно убить Дракона в себе. Смогут ли это когда-нибудь в будущем жители города?

Бриллиантовая рука (1968)

Простой советский служащий, добропорядочный гражданин и примерный семьянин Семен Горбунков оказывается на борту круизного лайнера вместе с бандитом по прозвищу Граф.

Преступник должен выполнить одно очень важное поручение от своего главаря – забрать драгоценные камни в обусловленном месте и провезти их к пункту назначения в загипсованной руке. Но по случайному стечению обстоятельств вместо жулика бриллиантовый гипс накладывают Семен Семеновичу

С этого момента на главного героя открывается настоящая охота…

Но по случайному стечению обстоятельств вместо жулика бриллиантовый гипс накладывают Семен Семеновичу. С этого момента на главного героя открывается настоящая охота…

Остановился поезд

Жанр: драма

Год: 1982

Режиссер: Вадим Абдрашитов

Актеры: Олег Борисов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Нина Русланова

Кадр из фильма “Остановился поезд”

Предотвращая катастрофу, погибает машинист. Его считают героем, но следователь Ермаков (Олег Борисов) считает, что не все здесь так однозначно.

Это один из самых недооцененных художественных фильмов советского кино. Сценарий Александра Миндадзе был основан на реальной истории.

Смысл фильма заключается в раскрытии проблемы наплевательского, халатного отношения к своему делу, к коллегам, к близким, и даже к самому себе. И все это – на фоне чужого и ненужного лже-патриотизма.

Кинематограф систематически затрагивал подобные темы, темы разгильдяйства, внутреннего развала и деградации. Но Абдрашитов пошел дальше. Одна из важных фраз фильма звучит так:

По мнению Абдрашитова, в обществе всегда присутствовала странная боязнь правды и нежелание узнать ее. По его мнению, обществу не нужна правда: ему нужен только мертвый герой и поставленный ему памятник.

Андрей Рублев

Жанр: Драма

Год: 1966

Режиссер: Андрей Тарковский

Актеры: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько

Кадр из фильма “Андрей Рублев”

Средневековая Русь стонет от набегов татар и от княжеских междоусобиц. Беда не приходит одна: несчастный народ преследуют голод и мор. Именно в это сложное время на Руси появляется Андрей Рублев, великий иконописец…

В этой картине (а это именно картина – каждый кадр напоминает средневековую живопись), как и в любом другом хорошем фильме советских лет, несколько смыслов.

Есть здесь и еще один пласт – духовный, который можно полностью прочувствовать в главе под названием “Страсти по Андрею”. Именно здесь раскрывается сущность главного героя: он не может найти покоя, его душа мечется и не может осознать свой истинный дар.

Это фильм простой и непростой одновременно. Он многозначен, пропитан гуманизмом и верой. Однозначных ответов он не дает, но заставляет задуматься – и это хорошо.

Небеса обетованные

Жанр: трагикомедия, фантасмагория, сатира

Год: 1991

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, Олег Басилашвили, Леонид Броневой.

Конец 80-х. Закат эпохи. Люди, которых советская власть в буквальном смысле выбросила на помойку, организуют собственный маленький мирок. У них своя власть, и свои законы.

Этот фильм “родился”, когда умирал СССР. Страна разваливалась на глазах, и никто не знал, что будет завтра.

Это фильм о забытых ценностях. Интеллигенция бедствует, а некоторые из тех, кто еще был нужен вчера, просто отвалился как атавизм. Печально, но факт: все это часто сопутствует развитию мощной цивилизации. Может быть, так и надо?..

Смысл картины в том, что люди смогли возвыситься над своей судьбой. Они поднялись в небеса обетованные, твердо стоя на земле и одновременно – веря в свои убеждения.

Люди стоят плечом к плечу. Они удивлены и напуганы, но руки сжимаются в кулаки. Они не смирились и не смирятся. Они борются. Они будут бороться…

Холоп (2019)

В центре сюжета захватывающей комедии мажор Гриша, который не привык ничего делать, кроме как тратить деньги отца-олигарха. Григорий натворил много нехорошего и теперь под угрозой тюрьмы. Родитель, уставший от выходок сыночка, решает перевоспитать Гришу с помощью психологического эксперимента.

Гриша попадает в подстроенную аварию и якобы переносится в прошлое. На самом деле это масштабная декорация. Вокруг лишь актеры, переодетые в народные костюмы, а за происходящим круглосуточно следят камеры. Теперь мажор – обычный холоп Гришка, которому предстоит научиться работать и нести ответственность за свои поступки.

АктерыМилош Бикович, Александра Бортич, Александр Самойленко, Иван Охлобыстин, Мария Миронова…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.7Возрастные ограничения12+

«Джентльмены удачи» 1971 (реж. Александр Серый)

Благодаря этому фильму большинство советский людей узнали, что на тюремном жаргоне обозначает слово «редиска» и почему место некоторых людей находится «у параши». Евгений Иванович Трошкин работает заведующим детского сада. Трудно представить, что у этого спокойного и доброго лысоватого дядечки может быть жуткий двойник — рецидивист по кличке Доцент, отличающийся особой жестокостью и нетерпением к ближним. Как-то Доценту посчастливилось выкрасть золотой шлем самого Александра Македонского, а чуть не пострадал за это Трошкин.

В итоге милиционеры решили использовать внешнюю схожесть Евгения Ивановича с бандитом, и выдать бедного заведующего за него, надеясь на то, что подельники Доцента укажут место, где их главарь спрятал награбленное. Трошкину придётся отправиться в тюрьму, а оттуда бежать со своими «корешами» — Федей Ермаковым по кличке «Косой» и Гаврилой Петровичей Шереметьевым. Но за троицей увязался ещё и Али-Баба, который и сам не понимает, зачем это было ему надо.

Смена «плюса» на «минус»

 кадр из фильма «Старший сын»

Я тут только недавно осознал, что две знаменитых советских комедии — «Старший сын» по Вампилову и «Ирония судьбы» Рязанова — сделаны фактически на один сюжет. В обоих произведениях имеется герой — некий одинокий холостяк, который самым нелепым/постыдным/смешным образом ночью (!) сваливается как снег на голову некой совершенно незнакомой гражданке. Она тоже одинока, но у нее есть жених, с которым герой-молодец вскоре вступает в схватку.

В общем, типичный водевиль, комедии положений, «на поржать». Правда, в советском изводе эти комедии получались весьма грустные, даже щемящие.

Наш интерес, однако, в другом. Очень любопытно, что со временем оценки публики в отношении персонажей любимых комедий плавно менялись, и сейчас они совершили едва ли не полный «оверштаг» (переворот вверх дном). Нынешний постсоветский мейнстрим в отношении персонажей буквально поменял плюс на минус, причем тотально. Недавняя печальная дата подняла на поверхность «Старшего сына», его снова на волне воспоминаний о Караченцове взялись обсуждать в соцсетях — и это чтение позволило мне «закрыть гештальт» и увидеть процесс целиком.

Герой Караченцова — студент Бусыгин — выступает теперь, естественно, как альтер эго Лукашина из «Иронии»… и им обоим достается на орехи по полной программе.

 кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

«Ирония судьбы» более на слуху, так что Лукашин «пал» в зрительском мнении гораздо раньше. У нынешних зрителей (и особенно зрительниц) прежний «милый доктор» — это «маменькин сынок», «рохля», «пьянь», «безответственный», и что вызывает почему-то особую ненависть, «только и знает, что бренчать на гитарке». Зрители ставят герою Мягкова в вину, что он «по пьяни» вперся в чужой дом и затеял там «дурацкий роман», из которого, «конечно же», «ничего не выйдет». Кстати, на волне этого праведного гнева постсоветское поколение даже сподобилось на создание продолжения «Иронии судьбы», которое, похоже, и было снято ради одной сверхзадачи — доказать, что у Лукашина и Нади действительно ничего не вышло. Да и не могло выйти.

Дефицит

Существование дефицита, блата и трудной добычи товаров было темой не для экранов, а для анекдотов. Иногда что-нибудь в исполнении сатириков да звучало. Монологи Жванецкого 1960–1970-х «Дефицит» и «Их день» знали все:

Робко-робко, бочком и в основном уже ближе к перестройке проникала эта критика в кино.

В «Служебном романе» (1977) Рязанов, верный сатирической традиции, напоминает о главной проблеме плановой экономики — пустых полках:

В том же фильме упоминается эпизод, который сейчас кажется смешным: кто-то продает колготки, повесив об этом объявление в женском туалете. Вероятно, в 1970-х это забавным совсем не казалось и дальше смешнее не стало.

Не разбирающаяся в моде серая мышка Вера в трагикомедии «Влюблен по собственному желанию» (1983) потерянно бродит по универмагу, тщетно спрашивая совета у продавщиц. Те небрежно отмахиваются: «Всё перед вами». Прикладывая к груди нечто бесформенное, она советуется с проходящей мимо барышней. Та оглядывает ширпотреб усталым взглядом: «Здесь же нет ничего». Не знающую жизни Веру манит в сторону тетка, предлагающая волшебную «импортную кофточку» стоимостью в треть среднестатистической советской зарплаты. Вера решается и приносит домой обрезки ткани: ее обманули. Она купила вещь с рук у мошенницы. Кто-то, конечно, неплохо зарабатывал на дефиците.

Карп отмороженный (2017)

Веселый фильм из списка лучших российских комедий с участием Алисы Фрейндлих и Марины Нееловой впечатляет юмористическим сюжетом и искрометными шутками. Каждый россиянин сразу узнает близкую сердцу и знакомую до боли окружающую действительность.

Заслуженная учительница Елена Михайловна всю жизнь проработала в школе в маленьком провинциальном городке. И вот, когда нагрянула старость, одолели профессиональные болячки, пришлось задуматься о собственных похоронах. Единственный сын уважаемого педагога всё время занят, поэтому заказывать гроб и оформлять бумажки в ЗАГСе Елене Михайловне придется самой.

АктерыМарина Неёлова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.5Возрастные ограничения12+

О бедном гусаре замолвите слово

Жанр: сатира, комедия, драма

Год:1980

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Станислав Садальский, Ирина Мазуркевич, Валентин Гафт

Кадр из фильма “О бедном гусаре замолвите слово”

Небольшой провинциальный городок. Граф Мерзляев (Олег Басилашвили) приезжает туда с проверкой из Петербурга: до властей дошли слухи, что некоторые из квартированных там гусар являются потенциальными бунтовщиками. У графа важная миссия: он должен выявить врагов Отечества, и принять все необходимые меры.

На носу очередное повышение по службе, и чтобы достичь цели, столичный чиновник придумывает воистину дьявольский план, главным винтиком которого является попавший в скандал, и арестованный за “аморальное поведение” актер Бубенцов (Евгений Леонов).

В СССР многие художники пытались понять, кому на Руси жить хорошо, и большинство приходило к неутешительному выводу – немногим. Нет, они не боролись с режимом, потому что понимали: режим прежде всего в головах, а не на троне. Но одновременно выводя на сцену колоритных, почти карикатурных персонажей, каждый из которых до боли напоминал (и продолжает напоминать) “знакомые всем лица”, режиссеры-сатирики давали понять, что они все понимают.

При наличии каких бы то ни было изменений в обществе этот фильм был бы хорош сам по себе, как произведение искусства. Но в том-то и дело, что картина по сути является блестящей политической сатирой, актуальной и в 19 веке, и во времена СССР, и сейчас.

Единственный герой, который вырывается за рамки – провинциальный актер Бубенцов, внезапно прозревший, все осознавший, и готовый до конца играть свою роль. Чего бы это ему ни стоило.

«Девчата» 1961 (реж. Юрий Чулюкин)

Тося Кислицына выросла в детском доме, где привыкла на всё смотреть проще, а последним делиться с подругами. После поварских курсов она попадает в небольшой сибирский посёлок, где проживают лесорубы. Там она знакомится с местным сердцеедом по имени Илья, бригадиром лучшего отряда лесорубов. В свободное от работы время Илья занимается тем, что ухаживает за немногочисленными находящимися в посёлке девушками.

И своей следующей жертвой он избрал Тосю, поспорив с друзьями, что сможет влюбить её в себя в самое ближайшее время. Вскоре Тося, находящаяся на седьмом небе от счастья и по уши влюблённая в Илью, узнаёт, что стала объектом пари. Она решает порвать с чересчур самоуверенным парнем, но Илья понимает, что не может дальше жить без строптивой «пигалицы».

«Человек с бульвара Капуцинов» 1987 (реж. Алла Сурикова)

Мистер Фёст был первым человеком, который принёс чудо синематографа в глухой посёлок на Диком Западе. Под свист пуль и полёт стрел, под звуки драки и вульгарные песенки он приобщает зачуханных ковбоев к великому искусству. И, как это не странно, у него получается. Пьяницы и дебоширы, насмотревшись добрых и смешных картин, начинают исправляться, превращаясь на глазах в добропорядочных джентльменов. Здесь мистер Фёст находит свою любовь — очаровательную певичку мисс Диану Литтл.

Но вместе с друзьями, такими, как Билли Кинг, у миссионера кино появляются и заклятые враги в лице местного пастора Адамса и содержателя салуна Гарри МакКью. Они будут всячески вредить бедному мистеру Фёсту, предпочитая сами владеть умами грубых ковбоев. Ведь религия и виски способны многим замутить рассудок.

«Деловые люди» 1962 (реж. Леонид Гайдай)

Создаётся такое впечатление, что творчество О’Генри в Советском Союзе ценили сильнее, нежели на его родине, в Соединённых Штатах Америки. Во всяком случае, любили его не меньше и ставили в один ряд с Джеком Лондоном и Марком Твеном. Наверное это потому, что юмор О’Генри очень близок по духу русской душе. Фильм состоит из трёх законченных историй. В первой рассказывается о том, как сложилась судьба у членов гангстерской банды, решивших ограбить почтовый поезд. Во второй истории речь пойдёт о квартирном воришке, который влез в дом почтенного мужчины.

Но вместо того, чтобы обчистить его, как липку, нашёл общую тему для разговора с хозяином. Последняя новелла является своеобразным апофеозом картины. В ней говорится о двух головорезах, решивших выкрасть сына деревенского воротилы, чтобы затем потребовать у него выкуп. Вот только мальчишка оказался не так прост. И вскоре горе-киднепперы поняли, что легче с головой залезть в улей с дикими пчёлами, нежели обуздать непослушного ребёнка.

Ипполит, летчик и Самохвалов — новые герои эпохи

 кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

И соответственно, так же кардинально изменилось отношение к Ипполиту. Собственно, в «Иронии судьбы» на наших глазах произошла смена положительного героя — теперь это не Лукашин, а Ипполит. Вот подборка отзывов с разных форумов: «Ипполит! Он единственный адекватный человек в фильме», «Ипполит мне больше всего нравится». Или вот такое философское высказывание: «не очень располагают к пониманию самодостаточные и правильные люди. Народ сочувствует проблемным, у которых „рыльце в пушку“, т. е. „пить не умеет“ и т. п., более того, одно из подобных, упавшего с мостков даже президентом выбирали.. Потому и живём так. Ипполит — для западного общества идеальный персонаж… А у нас со сказок, что не положительный герой — то Иван-дурак».

Вот уже и проскочило нужное слово: Ипполит и прочие — это персонажи правильные. И они теперь правят бал.

Про Бусыгина из «Старшего сына» я воспользуюсь «разоблачающими» инвективами от популярного блогера Германыча, известного «борца с совком». Низвержению хитрого студента из фильма по Вампилову Германыч посвятил целый пост, который удостоился массы благодарных комментариев.

Самогонщики

Производство: СССР

В ролях: Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Владимир Пицек.

Режиссер: Леонид Гайдай

Cюжет: У Балбеса, Бывалого, И труса возникает общая идея – производить самогон, а затем продавать его. Они хотят заняться этим у себя в доме, но каждый раз что-то идет не так. То нет для этого инструментов, то Трус что-то сделает из ряда вон выходящее, что мешает их плану. Когда они считают, что все проблемы решены и можно, наконец – то, заняться задуманным, самогон у них получается далеко не лучшего качества и они считают, что виноват кто-то из них.

Рейтинг Кинопоиска 8.3 / IMDB 8

Матери-одиночки

Катя Тихомирова из главной отечественной мелодрамы «Москва слезам не верит» — лишь одна из множества таких женщин. Эпохи сменяли друг друга, а женщины воспитывали детей без мужа. Другим становилось лишь общественное отношение.

В мелодраме Василия Ордынского «Человек родился» (1956) доверчивая провинциалка Надя становится жертвой москвича «стиляжного сорта», как писали тогда в обличающих газетных статьях. Мальчик-мажор, живущий на родительские деньги, легко склоняет подавленную девушку к союзу без обязательств, а когда та беременеет, уговаривает ее сделать аборт. Надя отказывается и уходит от него. Родив сына, неприкаянная советская мадонна без дома, денег и профессии бродит по Москве с младенцем на руках. Спасение приходит от другого мужчины. Красавец-студент, блондин и вообще человек с плаката замечает ее на автобусной остановке и помогает наладить жизнь: найти «угол» в Подмосковье и устроиться кондуктором в автопарке. Наде еще придется столкнуться с домогательствами начальника, который считает незамужнюю женщину с ребенком «доступной». Закончится всё благополучно, Надю с ее принцем ожидает долгая совместная жизнь:

«Осенние свадьбы» (1967) начинающего режиссера Бориса Яшина — грустное и нежное кино «новой волны», завоевавшее приз на международном фестивале в Локарно. После гибели возлюбленного юная беременная Наташа (Валентина Теличкина) просит расписать ее с ним и дает ребенку фамилию отца. Гремят осенние свадьбы подруг, но Наташа выбирает не самую веселую участь матери-одиночки, причем в ее выборе нет тягостной обреченности — он доброволен, осознан и лишен страха перед чьим-либо осуждением.

«Впервые замужем» (1979) Иосифа Хейфица следует тренду 1970-х на изображение разочарованных женщин. В 1950-е скользкий тип хотя бы предлагал деньги на аборт, при Хрущеве жених «подрывался на мине». Приятель Тони (Евгения Глушенко), узнав о ее беременности, просто-напросто сбегает в другой конец страны. Теличкина, сыгравшая в «Осенних свадьбах» чистейшей прелести чистейший образец, предстает разбитной красоткой, меняющей мужчин. Тоню, воспитывающую в одиночестве дочь, не осуждает никто, кроме самой дочери: она стыдится матери-судомойки и тяготится низким уровнем жизни. Прежней социалистической морали больше не существует.

Сказка странствий

Жанр: сказка, притча

Год: 1983

Режиссер: Александр Митта

Актеры: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров.

Кадр из фильма “Сказка странствий”

Жили-были брат и сестра. Родителей у них не было, и все горести и радости они делили на двоих. У мальчика был удивительный дар: он чувствовал золото. Стоило ему только приблизиться к золоту, как ему становилось очень плохо. Дети жили в нищете. Однажды о даре мальчика узнали охотники за богатством…

“Сказка странствий” – не совсем сказка. Это в большей степени философская притча. В образах трех центральных персонажей воплощаются три способа бытия. Орландо (лекарь, изобретатель, гений) – это Познание. Марта – действенное сострадание и сила духа, Горгон – мещанский эгоизм.

Самое удивительное здесь – чувство надежды. Как бы низко ни пал человек, он еще может воспарить над собой, и стать настоящим творцом.

Филипп Траум

Жанр: философская притча

Год: 1990

Режиссер: Игорь Масленников

Актеры: Габриэль Воробьев, Юри Ярвет, Евгений Весник, Ия Парулава.

Кадр из фильма “Филипп Траум”

Австрия, позднее средневековье. Время инквизиционных допросов, темного мракобесия и гениальных открытий. В небольшом городе появляется студент с удивительными голубыми глазами. Он говорит, что он – дьявол.

Фильм снят по неоконченной повести Марка Твена “Таинственный незнакомец”. Это удивительно тонкая, камерная, глубокая и в чем-то очень “брейгелевская” картина. Она родилась на закате эпохи, и долгое время считалась утраченной.

Фильм пропитан глубокой философией, и частично перекликается и с “Легендой о Тиле Уленшпигеле”, и с “Фаустом” Гете, и с “Мастером и Маргаритой”. И невольно задаешься вопросом: а не сплагиатил ли Михаил Афанасьевич описание Воланда? И у Твена, и у Булгакова эту таинственную личность не могли толком описать: то ли высокий, то ли низкий, то ли хромал, то ли нет… Но не в этом дело.

Главными героями фильма являются мальчики, которых Филипп Траум выбрал себе в спутники: Николаус (сын судьи), Сеппи (сын трактирщика) и Теодор (сын органиста). Личным Фаустом, личным мастером Траума является именно Теодор. Мальчик удивительно музыкален, он – настоящий талант. Дьявол любит искушать таланты, и именно Теодор, искренне желающий добра, становится невольным виновником всех несчастий (частично вполне заслуженных обитателями города).

Отдельно стоит мудрый старый Брандт (прекрасная роль Евгения Весника), которого обвиняют то ли в ереси, то ли в колдовстве (они и сами уже запутались), непреклонный и мужественный, готовый биться до конца.

И Маргарита… Этот образ – образ Маргариты Антиохийской – девы, которая встречалась с дьяволом – проходит через всю европейскую культуру. Здесь Маргарита – яркая личность, страстная, сильная, благородная. Как и остальные герои фильма, она является изгоем.

А некоторым людям просто нет места на земле, и они уходят. Но не в свет (как и булгаковские герои), а в неизвестность. Они улетают вместе с Дикой Охотой, исчезают с майской грозой, и превращаются в легенду, которая будет передаваться из поколения в поколение, от отца сыну.

Город Зеро

Жанр: фантасмагория, драма

Год: 1988

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Леонид Филатов, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов.

Кадр из фильма “Город Зеро”

Инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку в маленький город. Вскоре он понимает, что оказался в очень странном месте, где творятся абсурдные вещи. А самое странное и жуткое заключается в том, что из города нельзя уехать.

Это, наверное, самый странный советский фильм со смыслом. Точнее, это “перестроечное” кино, прекрасно передающее атмосферу на сломе эпох.

Первое, что видит Варакин на заводе – абсолютно голая секретарша в приемной директора. А дальше одна абсурдная ситуация следует за другой. Он попадает в краеведческий музей и видит коллекцию восковых фигур, которой могла бы позавидовать сама мадам Тюссо. А апогеем всего является ужин в ресторане, когда на десерт Варакин получает собственную голову.

Сюрреализм этой картины очень похож на булгаковскую мистику. Как и у Михаила Афанасьевича, в этом фильме сатира накладывается на трагизм происходящего. Герой понимает, что этот адский город, точно болото, затягивает его, как все глубже затягивает всех нас то, из чего мы так стремимся выбраться.

И слова маленького мальчика звучат как приговор: “Вы никогда не уедете из этого города. Вы умрете в 2015 году”. И от этого становится по-настоящему страшно.

Абьюз как норма жизни

Главный и самый очевидный грех большинства советских комедий, который делает их совершенно несмешными – психологический абьюз, который преподносится зрителю как норма. Картина «Москва слезам не верит» могла бы восприниматься исключительно в положительном контексте и стать одой успешной и сильной женщине, если бы эта успешная и сильная женщина не начала унижаться перед мужчиной, который открыто её унижает.

В картине некий Гоша преподносится как единственный и неповторимый, любовь и спасение от одиночества. Но если оценить ситуацию трезвым взглядом, то мы видим токсичного персонажа с задатками деспота и раздутым эго, который, придя в чужой дом, диктует там свои порядки. Гоша позволяет себе повышать голос на главную героиню, требовать от неё полного подчинения, а затем ещё и чувствовать себя виноватой лишь из-за разницы в доходах и статусе. Говоря современным языком, это абьюз в чистом виде. То же самое явление мы видим в «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Девчата», «Афоня».

Фото YouTube

«Свидетели нападения»

Первый опыт: исследование памяти человека. Ведущий говорит, что не стоит доверять воспоминаниям, так как они не всегда бывают истинными, что часто обнаруживается у свидетелей преступления. Затем в зале, где находились испытуемые, инсценируется внезапное нападение с похищением ведущего и «стрельбой» из моделей автоматов. После этого люди, дающие свидетельские показания о нападении, которое они видели только что, описывают ключевые моменты:

  • сколько было нападающих;
  • каким образом «жертва» исчезла со сцены».

Удивительно, но большинство людей дали очень разные показания. В основном они не запомнили лиц и не были уверены, что в случае чего узнают этих людей. Недостающие данные были восполнены домыслами и фантазиями. Исследовалась избирательность памяти, влияние эмоций на процесс запоминания, ложные воспоминания.

Любовь и голуби (Владимир Меньшов, 1984 год)

Деревенский работяга Василий Кузякин больше всего на свете любит свою семью, работу и голубей. Получив производственную травму, он отправляется отдыхать на юг по бесплатной путевке.  Под шум моря в лучах южного солнца он встречается с Раисой Захаровной и неожиданно для себя влюбляется в нее. Отпуск закончен и вместо любимой деревенского дома, он возвращается в модную городскую квартиру к новой возлюбленной. Проходит время, и к Василию приходит понимание того, что действительно ценно.

Фильм снят давно, но вещи, отраженные в нем, по-прежнему актуальны. Отношения не всегда могут быть идеальными, над ними нужно работать, набраться терпения, всегда осознавая истинные жизненные ценности.

Эпизоды деревенской жизни снимались в Карелии, в Медвежьегорске, а курортные эпизоды в Батуми.

«Двенадцать стульев» 1971 и 1976 (реж. Леонид Гайдай и Марк Захаров)

Тяжело из двух великолепных экранизаций бессмертного романа Ильфа и Петрова выбрать лучшую. Практически невозможно. Спорить, кто из Остапов лучше — Гомиашвили или Миронов — дело бессмысленное и неблагодарное. То же касается и Филиппова с Папановым, сыгравшими роль Кисы Воробьянинова. Каждый из фильмов хорош и уникален по-своему. Находящаяся при смерти бывшая дворянка раскрывает своему зятю Ипполиту тайну семейных драгоценностей, якобы зашитых её в стул мебельного гарнитура.

Вместе с Воробьяниновым секрет узнаёт и пронырливый поп отец Фёдор. Мужчины устраивают гонку, кто первым найдёт вожделенный гарнитур работы Граббса и выпотрошит его, как рыбу перед жаркой. И неизвестно, чем бы закончилась эта история для инфантильного Ипполита, если бы он не повстречал на своём жизненном пути харизматичного мошенника Остапа Бендера, который тут же решил взять инициативу в свои руки.

Большой сдвиг социальной нормы

 кадр из фильма «Служебный роман»

Я не собираюсь здесь обсуждать, когда люди были «более правы» в оценке персонажей — в 70е-80-е годы прошлого века или сейчас. Лично мне, как «рожденному в СССР», ближе «тот», давний подход — но не это сейчас главное. Интереснее подойти к столь глобальному перелому в отношении кинофигур социологически. Потому что сдвиги очень уж синхронные, и они, скорее всего, отражают соответствующие сдвиги в мировоззрении общества. Поняв, что порождает изменение пристрастий публики от Лукашина к Ипполиту, мы, возможно, лучше поймем и отличие совков от постсовков.

Вообще фильмы — это же отражение общественного бессознательного. Человек «любит» тех или иных героев, потому что они как-то отвечают его внутренним, возможно, скрытым, возможно, даже неосознаваемым стремлениям. Совок был почти поголовно на стороне Лукашина, Бусыгина, Новосельцева и Гоши — потому что главным неосознаваемым порывом совка была жажда перемен. Все, что угодно — но лишь бы не рутина, лишь бы не прежняя невзрачная жизнь, лишь бы не накатанная колея! Тогда же, в 70е, Жванецкий сказал одну из своих гениальных фраз, которая в те годы во всех залах встречалась дружным понимающим хохотом: «Советский человек абсолютно уверен в своем завтрашнем дне; именно это его больше всего угнетает».

Как меняется время! Это поразительно. Ведь если сегодня среднему российскому жителю произнести ту же самую фразу, он даже не поймет, в каком месте смеяться. Для него она звучит каким-то издевательским абсурдом: как это — угнетает уверенность в завтрашнем дне?! Да ведь всеобщий стон сейчас — это как раз отсутствие уверенности в этом самом заветном завтрашнем дне! Всеобщий запрос — как бы ее обрести!

И современный человек, наоборот, ожидает ее как величайшей ценности, подарка; вот обрету я уверенность в завтрашнем дне — и какое это будет «Щастье…»

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий