Развитие логического мышления дошкольников

Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке»

Таким образом, тренируется способность анализировать, развивая внимание и наблюдательность

Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

Способы тренировки логического мышления

Тренируем внимание и наблюдательность. Ведь именно эти навыки позволят дошкольнику успешно анализировать и классифицировать свойства и признаки предметов

Начиная с 3–4 лет можно смело предлагать ребёнку проанализировать тот или иной предмет с точки зрения разных его признаков: формы, цвета, вкуса, запаха.
Решаем логические задачи, упражнения. Здесь хорошими помощниками будут обычные счётные палочки. Учите ребёнка составлять из них различные геометрические фигуры, например, два треугольника из пяти счётных палочек либо предлагайте ему упражнения по продолжению составленных вами элементов узора.
Играем в противоположности (антонимы). Учим ребёнка находить понятия, противоположные заданным: день – ночь, тепло – холодно, сладкий – горький и т.д.

Как развить логическое мышление: общие рекомендации

Перейдем к практической части статьи — рассмотрим общие рекомендации по развитию логики и логического мышления. Советы подойдут для взрослых и детей.

Тренируйте мозг

Постоянно тренируйте мозг. Развивайте мышление, память, концентрацию. Только так можно «прокачать» логическое мышление.

Для тренировки мозга используйте сервис «Викиум».

Это платформа, на которой собраны полезные онлайн-тренажеры — в том числе есть игры и упражнения, которые развивают логику и логическое мышление. Ежедневные тренировки помогут улучшить когнитивные способности мозга и повысят личную эффективность, продуктивность.

Также онлайн-тренажеры помогут постоянно держать мозг в тонусе.

Начать тренировку мозга →

Читайте больше книг

Читайте больше книг. Это еще один эффективный способ развития логического мышления — для детей и взрослых.

Читайте разные книги: «художку», научно-популярную литературу, биографии успешных людей. Развивайтесь в разных направлениях.

Благодаря книгам вы сможете оперировать полезными и интересными фактами во время дебатов или обычного общения; также это позволит пополнить словарный запас, вы научитесь грамотно выражать мысли.

Решайте кроссворды

Развивайте логику с помощью кроссвордов. Это еще один эффективный способ «прокачки» мозга.

Сегодня найти интересный кроссворд не сложно: например, это можно сделать в поисковике «Яндекс». Либо действуйте по старинке: купите газету с кроссвордами и решайте их — хотя бы по 10-15 минут в день.

Изучайте иностранные языки

Изучение иностранных языков — еще один эффективный способ «прокачки» мозга (логики и логического мышления). Например, вы можете начать учить английский язык — это поможет расширить кругозор и откроет новые возможности: просмотр фильмов/сериалов в оригинале, путешествия, чтение книг на английском языке.

Для изучения английского языка используйте сервис Puzzle English. Это платформа, где собраны упражнения и игры для «прокачки» английского.

Также здесь можно заниматься с преподавателем. Для всех пользователей доступен уникальный авторский контент.

Начать учить английский →

Решайте ребусы и загадки

Не забывайте про ребусы и загадки. Это поможет вам улучшить логическое мышление; также ребусы и загадки позволят интересно провести время — в одиночку или с друзьями.

Уделяйте больше внимания математике

Занятия математикой — отличный способ для развития логического мышления. Особенно это актуально для детей, которые учатся в школе.

Решение математических задач и уравнений позволяют эффективно «прокачивать» логику; они тренируют мозг. Если постоянно решать математические задачи, то со временем ребенок научится быстро принимать решения.

Пишите левой (или правой) рукой

Если вы правша, то иногда пишите левой рукой. Так вы будете задействовать те участки мозга, которые обычно находятся в «спячке».

Аналогичным образом у левшей — иногда пишите правой рукой. Письмо — не единственно занятие, которое можно делать левой (или правой) рукой.

Вы можете:

  • Чистить зубы.
  • Пользоваться столовыми приборами.
  • Пользоваться телефоном: например, набирать сообщения в мессенджере.
  • Открывать и закрывать дверь квартиры.

Устраивайте дебаты с друзьями

Устраивайте дебаты и споры с друзьями. На любую тему: например, поспорьте о том, какой сериал лучший в XXI веке.

Во время споров и дебатов вы «прокачиваете» логическое мышление — учитесь приводить аргументы в пользу своих слов, пытаетесь быстро найти подходящие факты в своей голове, улучшаете коммуникативные навыки.

Настольные логические игры и головоломки

Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Сегодня производители детских товаров предлагают огромнейший выбор таких игр, среди которых можно выделить, игры типа кирпичиков или уголков, где требуется сложить определенную заданную фигуру по образцу из кирпичиков. Наподобие игры в кирпичики, можно выделить игру фанты – где нужно постараться построить башню, вытаскивая по одному брусочку, при этом стараясь сохранить равновесие. К настольным играм можно также отнести лото и домино.

Среди всех доступных игр из подручных средств можно отнести и игры со спичками: например, попросить ребенка решить несложные задачи с помощью них:

  • сложить 2 треугольника из пяти спичек;
  • сложить из 16 спичек 5 квадратов и спросить ребенка, какие 4 спички нужно убрать, чтобы осталось 3 равных квадрата;
  • можно просто дать ребенку коробок спичек и попросить сложить из них все буквы алфавита или разные слова.

Однако, используя такие материалы как спички, важно провести с детьми профилактическую беседу про правила пожарной безопасности. А лучше всего использовать вместо спичек счетные палочки

Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику. К головоломкам также можно отнести и классический кубик Рубика. В 6-7 лет дети, как правило, уже способны его собрать.

Что нужно знать о процессах логического мышления?

Психологи подчеркивают, что уровень развития интеллекта ребенка в целом характеризуется уровнем развития логического мышления

Поэтому взрослым следует уделить самое пристальное внимание формированию у ребенка мыслительных процессов, знаний о причинно-следственных связях, умений делать умозаключения. Чтобы понять, как правильно организовать домашние занятия, нужно познакомиться с основными вопросами: что такое логика? какие ее процессы требуют необходимого формирования? как развивать логическое мышление? Логика – это наука о формах, методах интеллектуальной деятельности, включающая следующие операции:

  • Анализ. Представляет собой такую мыслительную операцию, когда при знакомстве с объектом идет разделение его на составные части. Дошколята получают эти умения сравнительно рано, при активном познании окружающего мира. Например, знакомя ребенка с новой игрушкой, взрослый подробно анализирует ее форму, цвет, размер, материал, назначение.
  • Синтез. Взаимосвязан с анализом, так как после детального рассмотрения объекта необходимо подвести итог.
  • С операциями сравнения, так же как и анализа, детей знакомят в младшем дошкольном возрасте, когда учат устанавливать сходства или различия между предметами.
  • Обобщение (объединение объектов по их основным признакам). Необходимо для умственного развития, так как дает возможность овладеть приемом классификации.
  • Абстракция. Одна из главных логических операций, представляет собой выделение существенных свойств объекта при отвлечении от несущественных, что ведет к усвоению понятий. Абстрагирование доступно старшим дошкольникам, имеющим определенные знания об окружающем мире и опыт взаимодействия с ним.

Как развить мышление ребенка с помощью дидактических материалов

Дидактические игры в старшей группе делятся на занятия с печатными материалами, игры с предметами и словесные задания. В каждой игре содержатся упражнения, которые направлены на воспитание и умственное развитие дошкольника. В раннем возрасте ребенка привлекает сама игра, но со временем он проявляет интерес к обучению, делая первые уверенные шаги в самостоятельной работе.

Базовые упражнения для развития мышления:

Задачи на развитие памяти

К ним относятся игры для детей развивающие на запоминание отдельных элементов картинок или их последовательности.
Задания на внимание. Поиск схожих деталей и различий на изображениях.
Логические задачи

Сравнение предметов, поиск недостающих частей, выделение закономерностей.
Игры на развитие аналитических способностей. Поиск лишних деталей на картинках, выделение несоответствий в заданиях, построение цепочки действий при решении математических задач.

В дидактических играх предусмотрены правила, которые организовывают взаимодействие между ребенком и взрослым. В силу особенностей психологического развития до 3 лет дети не способны долгое время играть самостоятельно. Предлагая малышу дидактические материалы, взрослые должны принимать участие в игре, указывая правильный путь к решению задачи и нахваливая за проявленную сообразительность. После 4-х лет ребенок способен решать простейшие упражнения самостоятельно, выделяя в них важные моменты и выстраивая логические цепочки. Заниматься с дидактическими материалами нужно регулярно, не забывая при этом менять вид деятельности, чтобы дошкольник не потерял интерес к обучению.

Правила развития логики у дошкольников

Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект

Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания

Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Речевые игры на развитие логики

В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.

Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.

Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.

Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.

Слова для примера:
— тяжелый – легкий;
— белый – черный;
— умный – глупый;
— твердый – мягкий;
— холодный – теплый;
— чистый – грязный;
— пустой – полный;
— длинный – короткий;
— светлый – темный.

Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).

Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких &#8212, либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация,
  • Анализ &#8212, психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение,
  • Синтез &#8212, логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект,
  • Абстрагирование &#8212, мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно &#8212, логического мышления,
  • Обобщение &#8212, операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам,
  • Классификация &#8212, операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку,
  • Конкретизация &#8212, логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Читайте еще: Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в  анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении –  как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня развития интеллекта.

Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Что такое логическое мышление

Логическое мышление — это мыслительный процесс, когда человек рассуждает последовательно, без противоречий. Этот тип мышления позволяет здраво оценить текущую ситуацию — он включает в себя навыки думать, опираясь на реальные факты и аргументы.

Логика изучает формы и законы мышления, ход умозаключений. У этой науки есть основные понятия и законы, которые позволяют разобраться в любой ситуации и решить задачу с точки зрения рациональности — без эмоционального подтекста, который затуманивает разум.

Логическое мышление очень важно, как для взрослых, так и для детей — этот навык помогает:

  • Найти быстрый и эффективный способ достижения поставленных целей.
  • Быстро находить выход из разных жизненных ситуаций.
  • Заранее просчитывать ходы и действия оппонентов и конкурентов, чтобы иметь возможность обойти их: например, в бизнесе или на работе.
  • Грамотно выражать свои мысли.
  • Работать с фактами.
  • Находить оптимальные и лучшие варианты решения проблем.
  • Трезво оценивать текущие события, не поддаваясь эмоциям.
  • Влиять на людей, приводя весомые аргументы и факты.
  • Делать выводы на основе постоянного самоанализа и поиска ошибок.

Упражнения на логику

Задания, которые направлены на развитие логического мышления, побуждают мыслить и анализировать.

Математические

Математические задачи, которые направлены на развитие логики для детей 5 лет, могут быть следующими:

  • Маша взяла три яблока, а Коля на 1 больше, чем Маша. Сколько яблок взял Коля?
  • Коля нарисовал 4 лодки, а Максим на 3 лодки больше. Сколько лодок нарисовал Максим?
  • Глебу 9 лет, а его брату на 2 года меньше. Сколько лет брату Глеба?
  • Аня нарисовала 10 домиков, а Илья наполовину меньше. Сколько домиков они нарисовали вместе?

Для детей 6 лет:

  • Садовник обрабатывал кусты роз. В первый день он обработал 5 кустов, а на второй на 3 куста меньше. Сколько всего кустов обработал садовник за два дня?
  • Братья решили построить дом из кубиков. Саша принес 5 кубиков, а Андрей на 3 кубика больше. Сколько всего стало кубиков?
  • В банке лежит 6 ягод, а в тарелке в два раза меньше. Сколько ягод лежит на тарелке?

Настольные логические игры

Настольные игры направлены на нахождение выхода из игровой ситуации, которая представлена в виде наглядного пособия. Такую игру можно распечатать дома на принтере. К настольным играм относятся: лото, шашки, домино, дидактические игры и т. д.

Для детей 5-7 лет можно предложить поиграть в следующие игры:

«Что необходимо врачу?». Основные цели игры: сформировать знания о профессии врача, о том, какие ему необходимы инструменты для работы. Также данная игра развивает мелкую моторику, речь и умения высказывать свои мысли логически. Для игры распечатываются картинки с разными инструментами: те, которые использует врач для работы, и те, которые нет. Малыш должен подобрать необходимые для врача инструменты, пояснив свой ответ, для чего они ему необходимы.
«Когда это может быть?». Данная игра закрепляет представление детей о временах суток

Также она воспитывает терпение и внимание. Необходимо разложить картинки с разными временами суток

Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.

Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.

Картинки с изображениями времен суток

Компьютерные игры и программы

Компьютерные детские программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Данные программы доступны в режиме онлайн. Они формируют умения, навыки учебной и практической деятельности.

Примеры программ, развивающих логическое мышление: «Логика для малышей», «Baby Logics», «Cifiri», «Веселые картинки». Данные программы являются инструментальным пакетом для создания и решения задач, которые связаны со сборкой на экране множества объектов текстовой и графической структуры.

Особенно понравятся детям красочнее программы «От винта», «Аir-Race». Здесь управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отведения курсора мыши в определенную сторону.

Программы «MathMatic», «Занимательная арифметика» будут развивать умения считать и читать. Такую программу можно использовать для детей 7-8 лет.

Шуточные

Решение шуточных задач развивает внимание, сообразительность, побуждает рассуждать. Картотека задач-шуток на смекалку:

Картотека задач-шуток на смекалку:

Картотека задач-шуток на смекалку:

  • Кто быстрее может плавать: утенок или цыпленок?
  • Птица или гусеница быстрее долетит до цветка?
  • Над лесом пролетело два крокодила. Один был красный, а другой был желтый. Кто быстрее пролетит лес?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий