Лидерство в коллективе – каким оно бывает

Четвёртая групповая роль – отвергаемый член группы

Да, к сожалению в каждой группе есть такой человек. Его необходимый и единственный признак, который и делает его актёром четвёртой роли – он отстаёт от группы в том, что группа считает важным, отстаёт и в совместной деятельности.

Отвергаемые члены группы отстают от группы по двум самым распространённым причинам:

  • они не талантливы в том, чего требует группа,
  • они чем-то отличаются от группы и это отличие делает их положение в группе двусмысленным.

Что же держит отвергаемого члена группы в группе?

Его держит в группе исключительно – страх покинуть группу и остаться вообще вне групп.

Страх и низкая самооценка делают человека заложником того места, где он оценивается ниже всех.

Зачем нужен такой член группы?

Чтобы самим не попасть на вакантное место козла отпущения.

Отвергаемый член группы в жизни может чувствовать себя весьма комфортно и именно благодаря группе. Лёгкое презрение и непризнание талантов – это та плата, которую он платит за блага, что даёт ему группа.

Вдохновляйте сотрудников с помощью эффективного стиля лидерства

Стиль лидерства — это классификация того, как навыки лидерства используются на практике. Как мы уже знаем, у лидеров есть множество сильных сторон. Они посвящают себя выполнению самых разных задач: от мотивации сотрудников и творческого мышления до устранения проблем и принятия рискованных решений. При этом не бывает двух абсолютно одинаковых лидеров: подход к одному и тому же набору задач у разных лидеров может существенно отличаться.

Задача лидеров — добиваться того, чтобы сотрудники выполняли цели организации. Программное обеспечение для управления работой поможет вам обеспечить согласованную работу команды, откуда бы вы ей ни руководили. 

Что делать с деструктивным лидером

Часто случается так, что неформал вносит разлад в отношения между начальством и подчиненными. Деструктивное лидерство не только портит психологический климат коллектива, но и приносит финансовые убытки фирме. Для исправления ситуации директору нужно пойти на хитрости:

  • Инициативу неформала нужно перехватывать и направлять его активность в нужное русло. При этом не ругать его, а хвалить, делать акцент на том, что фирма в нем заинтересована.
  • Неформальный лидер знает особенности отношений коллег, поэтому способен помочь им настроиться на работу. Также он может оказать поддержку подавленному сотруднику. В конфликтных ситуациях его мнение сотрудники считают авторитетным, поэтому он может урегулировать ссору, не доводя дело до обсуждения в кабинете директора.
  • Необходимо выстроить демократичные отношения с подчиненными. Учет мнения подчиненных в решении рабочих вопросов поможет наладить дисциплину и снизить вероятность распространения слухов и сплетен.

Неформальное лидерство – это феномен, который появляется в производственных коллективах, благодаря врожденным качествам и способностям человека. Руководству нужно выстраивать партнерские отношения с неформальным лидером, тогда его присутствие в среде подчиненных обеспечит фирме высокую производительность, сохранение штата и стабильно высокую прибыль.


Польза лидера для коллектива

Гибкость

Чтобы ваша настойчивость не превратилась в упертость, стоит развивать еще одно системное качество лидера — гибкость. Это умение переключаться и легко отказываться от нерабочих стратегий. У лидера всегда есть «план B» и «план C» на случай, если что-то пойдет не так. Один из важнейших soft skills в мире, где каждый день не похож на предыдущий.

Как прокачать гибкость

КНИГИ:

  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость. Как научиться радоваться переменам и получать удовольствие от работы и жизни»

  • Гарет Мур «Тренажер мозга. Как развить гибкость мышления за 40 дней»

  • Шрини Пиллэй «Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга»

ВИДЕО:

  • Татьяна Владимировна Черниговская «Тренируем мозг: скорость, когнитивная гибкость, принятие решений»

  • Ирина Хакамада, блог о лидерстве на YouTube в целом и ответ на вопрос «Как развить гибкость» в частности

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • В какой теме вы разбираетесь лучше всего? Найдите человека, который хочет в нее погрузиться, и попробуйте обучить его. 

  • Вспомните, какие игры вы любили, когда были ребенком? Найдите игры, которые также могли бы понравиться вам в детстве. С возрастом человек утрачивает гибкость — и речь не только про физические способности.

  • Представьте, что на вашем месте оказался другой человек — вымышленный или реальный. Что бы он сделал в первую очередь? Что бы сказал окружающим людям, как бы решил текущие задачи?

Как помочь ребенку стать лидером

Развитием лидерских качеств у детей родители стали заниматься не так давно. Раньше младшее поколение учили не высовываться и быть скромными. Но время диктует свои правила, и теперь обществу нужны уверенные в себе и сильные личности. Поэтому лидерство вышло на передний план процесса воспитания.

Да и сами родители хотят видеть своих детей успешными и счастливыми.

Лидер, сколько бы лет ему ни было, умеет нести ответственность за свои поступки. Он точно знает, чего хочет от жизни и каким путем ему следует идти. Чтобы научить ребенка быть лидером, родители должны придерживаться нескольких правил:

Дать ребенку наступить на его грабли. Личность становится сильнее только при развитии личного опыта. В том числе и негативного. Невозможно оградить ребенка от всех шишек на жизненном пути, будь то драки или подростковые проблемы. Чем больше самостоятельности дадут родители, тем увереннее в своих силах будет ребенок.
Записать на спортивные кружки и соревнования. Наличие соперников — это хорошая закалка духа ребенка. К тому же соревнования отлично воспитывают умение проигрывать и принимать поражение со спокойствием.
Привитие личной ответственности. После 8-ми лет ребенок уже в состоянии осознавать правильные ли поступки он совершает. Задача родителей — не вмешиваться и не помогать

Важно, чтобы ребенок сам начал понимать, что каждый его поступок к приводит к определенному результату. И отвечать за этот результат придется самому.
Не помогать в решении проблем

Речь здесь, конечно, не о тех проблемах, где явно нужна помощь взрослых. А скорее о ситуациях, где ребенок вполне в состоянии все продумать и решить сам. Задача родителей — не подсказывать и не давать ребенку готовых решений.

Это лишь минимальный план по воспитанию в ребенке лидерских качеств. Многие специалисты сходятся во мнении, что настоящие лидеры вырастают в семьях, где царит любовь, а родители, хоть придумывают правила поведения, но во всем поддерживают ребенка.

Борьба за статус

Естественно, без упоминания этой темы нельзя обойтись. Борьба за лидерство – это явление, знакомое многим. Как правило, тягу к этому статусу обуславливает желание самоутвердиться, получить уважение, признание, власть или авторитет.

И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, сталкиваются два человека, соответствующих всем ранее упомянутым качествам, начинается самая настоящая борьба. Это не фигура речи. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять ту или иную должность? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными способностями, харизмой и стремлением.

И лидерство в организации в итоге получает тот, кто оказывается более рациональным, расчетливым, честным и перспективным.

Определение неформального лидера

Неформальный лидер – это человек, способный оказывать влияние на людей, независимо от того, какую должность в фирме он занимает. Это личность, с которой приятно находиться рядом.

Неформальный лидер обладает такими качествами, как:

  • Обаяние. Он не только умеет нравиться другим, но и использовать эту способность себе во благо.
  • Позитивный настрой. Его вера в благоприятный исход любого дела служит примером для окружающих.
  • Уверенность в себе. Осанка, тон голоса, жесты – весь внешний облик и поведение человека выражают его уверенность. В сложной ситуации он сохраняет спокойствие, это делает его привлекательным для сослуживцев.

Кто такой антилидер

Антилидер – это человек, находящийся у власти, но не обладающий качествами, способными заставить толпу по собственной воле действовать ради его интересов. Его поведение не вызывает уважения, а его личность – симпатию.

Антилидер стоит на месте, не готов развиваться и меняться. Он уверен в собственной правоте и не способен отклониться от первоначального плана. Не занимается сочинением собственной стратегии поведения, а использует уже опробованные методики. Такой человек не придерживается принципов, он с легкостью говорит одно, а поступает иначе, не посчитавшись с мнением группы. Для него главное, чтобы люди его поддерживали, соглашались, их точка зрения интереса не вызывает.

Антилидер своим поведением провоцирует конфликты, не следит за гармонией в коллективе и не хочет примирять возникающие разногласия. Он не пытается поддержать или помочь, не дает разъяснений, или они настолько краткие, что не приносят пользы. Он просто раздает команды, используя контрольный подход, при этом может повысить голос или оскорбить члена коллектива.

Антилидер

Лидерские качества необходимы человеку, чтобы найти поддержку для достижения цели. Уважение и любовь коллектива может заслужить не каждый. Только уверенный в себе человек, способный слушать и поддерживать окружающих, заработает авторитет. Постоянное самосовершенствование и способность нестандартно мыслить привлекают, вызывают желание действовать во имя общей цели.

Законы психологии лидерства

Стать лидером по книгам сложно. Конечно, изучить опыт успешных людей, известных в обществе личностей, желательно, но требуется регулярно работать над личными навыками, способностями к общению.

Развивая уверенность, следует учиться строить взаимоотношения, рисковать. Требуется умение самореализовываться, выбирать интересный вид деятельности, менять мышление и психологические установки.

Специалисты уверены, что современные лидеры не просто рождаются таковыми, а упорно работают над личными качествами, придерживаясь базовых законов:

Притяжение — достичь лидирующих положений в обществе можно исключительно в результате активного творческого, созидательного процесса. Лидеры любят выходить за рамки обыденного, принимать нестандартные решения, мыслить вне шаблонов. Лидер не склонен критиковать окружающих, проявлять слабость, жалуясь на обстоятельства. Наоборот, его энтузиазм, позитивное мышление, уверенность побуждают людей идти за ним.
Самосохранение —индивид с лидерскими качествами стремится вырваться вперед. Коллектив, видя успех предводителя, тянется к нему. Однако лидер не склонен попадать в зависимость от обстоятельств, он способен выйти за рамки ситуации, сохранять объективность, оценивать процессы, поступки максимально беспристрастно. Это помогает контролировать процесс, анализировать события, своевременно реагировать на негативные изменения. Решение принимается быстро, исходя из своевременно поступающей объективной информации, однако риск малопродуктивных поступков лидера сведен к минимуму — он не склонен погружаться в обыденность, тратить энергию на незначительные моменты. Его преимущество — умение идти к цели оптимальным путем.
Отдача — индивид, проявляющий лидерские качества, уверен во взаимосвязанности процессов в мире, обществе

Лидеру важно работать во благо представителей группы, коллектива. Предводитель понимает, что его поведение влияет на членов группы, поэтому стремится приносить пользу

Лидер готов генерировать идеи, делиться ими. Он не заставляет действовать, а мотивирует к эффективной активности. Он способен принять волевое решение, дать пользу социуму.

Как компании управляют лидерством

Понятно, что нанять сильного лидера в свою компанию — это затратно и по ресурсам, и по времени, поэтому многие организации стремятся воспитать собственных лидеров. Это отличная возможность и для сотрудника, потому что при поддержке со стороны компании профессиональный рост будет быстрее — таким образом, выиграют все.

Приведу пример управления лидерством в нашей компании. Вот как мы развиваем сотрудников МойОфис: 

Выявляем лидеров
Прежде всего мы находим среди новых и текущих сотрудников тех, кто имеет склонности к лидерству и, что немаловажно, сам хочет расти. Иногда достаточно просто послушать коллег и обратить внимание на имена, которые они неоднократно произносят в положительном контексте, на ситуации, где тот или иной сотрудник вызвал уважение при решении задачи или поиске выхода из сложной ситуации. Скорее всего именно этот человек будет по факту лидером, которого и стоит развивать.
Налаживаем коммуникацию с коллегами
Еще один важный этап — получение отзывов и обратной связи от сотрудников, в чем их потребности, мотивация, пожелания

Мы не только наблюдаем, но и используем разные инструменты: опросы, интервью с экспертами, встречи 1-to-1 с руководителями, а также проводим ревью. И уже на основе обратной связи можем увидеть, кто готов помогать и вдохновлять коллег, что хотелось бы развивать и в чем коллеги сильны.
Создаем условия для развития лидерских качеств. В начале 2020 года мы запустили «Хаб Знаний» — центр организации обучения МойОфис. Одна из его задач — помогать компании развивать специалистов. Коллеги из центра «Хаб Знаний» помогают и организуют семинары, стратегические сессии и встречи, на которых команда может обмениваться опытом, узнавать новое, причем знаниями делятся как внутренние эксперты, так и приглашенные специалисты. Недавно мы начали развивать практику работы с внутренними спикерами. Каждый желающий может заявить о себе, подготовиться к выступлению, и мы готовы обеспечивать в этом посильную помощь. Также у коллег есть возможность стать наставником для новых сотрудников и провести их через непростой процесс адаптации.
Даем возможность получить дополнительное образование. Для сотрудников, которые могут и хотят расти, мы разрабатываем индивидуальный план развития, в который включены курсы и события, нацеленные на ключевые компетенции роста. Обязательным шагом для старта программы является готовность учиться. Прежде чем идти дальше, сотрудник должен пройти внутреннюю сертификацию на знание наших процессов и продуктов.

Как видите, людей с лидерским потенциалом мы холим и лелеем 🙂 Если вам интересно развитие и работа в МойОфис, посмотрите наши открытые вакансии — будем рады обсудить сотрудничество.

Формальный и неформальный

Все специалисты склоняются к делению лидеров на два типа: формальный и неформальный.

Формальный (номинальный) — занимающий определенный социальный статус или должность человек, в соответствии с которыми он наделяется определенными властными полномочиями.

Это руководители различного уровня: начальники отделов, заведующие, директора и т.д. Такие люди несут персональную ответственность за ошибки, допущенные их коллективом. Их задачей является организация работы, достижение поставленных целей.

Неформальный (реальный) — человек, которого уважают и ценят все члены группы не из-за его статуса или положения, а из-за присущих ему моральных качеств. Такая личность обладает умом, харизмой, обаянием.

Это всегда сильный и позитивный человек, который внушает окружающим уверенность и спокойствие. Он способен оказать влияние на членов группы и направить их деятельность.

В чем разница?

Формальный лидер всегда действует в рамках тех полномочий, которыми его наделили. Если его профессиональные качества соответствуют занимаемой должности и дополняются высокими моральными характеристиками, то такой руководитель может иметь действительную власть над коллективом.

Если же уровень его профессионализма не вызывает доверия подчиненных или личные качества мешают установлению положительного психологического климата в коллективе, то функция вожака остается лишь номинальной.

Члены группы будут подчиняться такому человек только в рамках исполняемых ими обязанностей, но ни о каком признании авторитета здесь речи идти не будет.

Неформальный лидер обладает способностью оказывать влияние на остальных членов группы благодаря своим деловым и личностным качествам.

В трудовом коллективе реальными представителями власти, как правило, являются опытные специалисты с высоким уровнем знаний своих обязанностей.

Кроме профессионализма эти люди демонстрируют уверенность в себе, надежность, ответственность. Также они всегда обаятельны, общительны, справедливы. Такой неформальный авторитет обладает гораздо большей властью, чем реальный руководитель.

Это объясняется тем, что в организации с полноправным действующим руководителем, пользующимся уважением подчиненных, неформальный лидер в принципе не может появиться.

Формальное и неформальное лидерство — что это значит и в чем разница:

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу — воля. Умение сознательно управлять своим поведением и эмоциями, формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате — эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Уверенность в себе.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.
  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • Коммуникабельность. Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.
  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Вежливость и такт.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и достаточные знания, чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно связана с интуицией и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель — наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Понятие лидерства

Лидерство — это система функционирования социальной группы, при которой в группе существует конкретный лидер.

Этот человек организовывает остальных, принимает ключевые решения, выступает в качестве авторитета, способен вести за собой.

Он возлагает на себя ответственность за принятие важных для всех членов группы решений. При этом остальные участники признают его авторитет и прислушиваются к его мнению.

Понятие лидерства активно используется в психологии, менеджменте, социологии, политологии и других дисциплинах. По этой причине существует множество подходов к изучению данного явления.

Также специалисты разработали несколько различных классификаций типов данного явления.

В чем особенности реального лидера?

Лучше всего представить себе неформального лидера, ориентируясь на характеристики заводилы в детском коллективе. Дети ведут себя куда более естественно, нежели взрослые, так как они еще не связаны никакими обязательствами. Например, человек может владеть выдающимися лидерскими качествами, но подавлять их из-за обстоятельств (финансовых или иных). Дети же ни за чем не гонятся, они просто играют в свое удовольствие.

Вспомните, кто возглавлял вашу «шайку», когда вы были ребенком, играя со сверстниками? Этот человек мог не обладать явным физическим преимуществом, но у него был свой внутренний стержень. Лидер не подстраивается ни под кого, он сам по себе, и идет лишь за собственными убеждениями. Такой тип людей никогда не имитирует поведение других, и как бы они ему ни нравились, не будет подражать. Его ценность – в естественности. Лидер имеет свою четкую систему ценностей, которая не будет изменяться ситуативно. Он завоевывает доверие по причине своего постоянства и последовательности в принимаемых решениях.

Неформальный лидер также не нуждается в последователях, он не будет формировать вокруг себя круг подражателей. Он предлагает идеи, но если коллектив не считает нужным их реализовывать, то он не будет унижаться до просьб. Вспомните детство: вряд ли лидер вашей компании уговаривал всех сыграть в ту или иную игру. Если он предлагал что-то, а другие ребята отказывались, он просто изменял идею.

Какие известны виды лидерства?

Существуют различные подходы к типологии этого явления. По мнению психолога Курта Левина лидерство целесообразно классифицировать в зависимости от стилей управления. Таким образом, можно говорить о трех видах:

  • авторитарное – единоличное принятие решений руководителем, его неоспоримый авторитет и абсолютное влияние на коллектив;
  • демократическое – совместные усилия к достижению цели, максимальная близость к равноправию и взаимоуважению;
  • попустительское – формальное присутствие «лидера», который практически не влияет на функционирование коллектива.

Чтобы прояснить ситуацию в отношении попустительского стиля управления, следует указать, что лидерство бывает формальное и неформальное. В первом случае, руководитель назначается свыше и не всегда сотрудники считают нужным к нему прислушиваться. Например, староста класса может так и не завоевать уважение других учеников, а старший по смене будет сквозь пальцы наблюдать за проступками своих подчиненных, не имея реальных рычагов влияния на них, а иногда и банально побаиваясь конфликтов с ними.

Во-втором случае, лидерство зарождается в самом коллективе, попадая в руки самому авторитетному человеку. Здесь никакого попустительства уже не будет, оставляя на выбор демократию или даже авторитарность. Так в тюрьмах есть ставленники администрации, но их мало кто уважает, и реальные авторитеты из среды заключенных, которые держат сокамерников в железной хватке

Вот почему, в любой организации так важно научиться выявлять неформальных лидеров и привлекать их на свою сторону. Это одинаково справедливо, как для бизнеса, так и государственного сектора, как среди молодежи, так и взрослых людей

Кроме этого, лидерство бывает деловое, эмоциональное и ситуативное. Эта классификация зависит о конкретных навыков, при помощи которых человек получает лавры первенства. Разберем их по-отдельности:

  • деловое – превосходство на основании профессиональных навыков, большего опыта и знаний;
  • эмоциональное – доминирование при помощи обаяния, харизмы, общительности и других коммуникативных навыков;
  • ситуативное – лидерство, полученное из-за определенного стечения обстоятельств, которые актуализировали конкретные навыки.

Эти виды могут совмещаться друг с другом выдавая самые разные комбинации, например эмоциональное неформальное лидерство, либо деловое авторитарное, или же ситуативное демократическое. Независимо от классификации, оно требует от человека соответствия некоторым качествам, среди которых наиболее важны уверенность в себе и ответственность перед коллективом.

Лидерство и другие социальные феномены, можно описывать тысячами научных трудов, посвящать ему рассказы и поэмы. Но куда практичнее выделить основные его компоненты и практиковать их в реальной жизни. Если человек разовьет в себе упомянутые качества: уверенность, инициативность, ответственность, эмпатию, харизму, обаяние, а еще наберется опыта и пополнит свой багаж знаний, то успех ему гарантирован, так же как и авторитет среди других людей.

Дополнительная информация:

  • Кто такие лидеры мнений и как с ними взаимодействовать?
  • Кто такой неформальный лидер и как его распознать?
  • Что такое харизма, какая она бывает и как определить?
  • Кто такой харизматичный человек и как его узнать?
  • Что такое обаяние и как понять насколько ты обаятельный?
  • Кто такой лидер, его главные качества и как им стать?
  • Как стать лидером и что для этого нужно?
  • Как развить харизму с помощью 8 простых способов?

Разница между номильным и реальным лидерством

Для того чтобы понять, почему реальные лидеры нечасто оказываются на руководящих постах, нужно разобраться, какие качества ценятся теми, кто назначает формального лидера коллектива. Итак, прежде всего это ответственность и пунктуальность – формальный организатор должен четко, «по форме и в срок» нести ответ перед начальством о работе, результатах труда. Этот человек нередко является карьеристом и не скрывает этого, а начальство, видя такую амбициозность, продвигает его по карьерной лестнице и пользуется таким желанием в своих интересах. Формальный лидер может быть человеком не самых высоких моральных принципов – преследуя собственные цели, ему иногда приходится информировать официальное начальство о действиях коллег, докладывать о происходящем внутри коллектива. Кроме того, формальный лидер, пользуясь своим положением, может демонстрировать свое преимущество в статусе перед коллегами. Какими же качествами обладает неформальный лидер?

Минусы лидерства

Каждая модель поведения руководителя группы имеет свои плюсы и минусы. Положительные характеристики мы рассмотрели, перейдем к “ложке дегтя”.

При конкурентной модели поведения руководитель не настроен на кооперацию и полезную коммуникацию. Он будет всеми правдами и неправдами стараться получить корысть только для себя. Это основное отрицательное качество лидера, ведь такие люди, как правило, “идут по головам”, не обращая внимания на окружающих.

Он настроен только на дело, его не интересуют человеческие взаимоотношения и понимание. Наблюдения за такими людьми показывают, что такой семьянин сознательно или неосознанно делает жизнь своих близких адом. Он втянут в тотальную конкуренцию, постоянно находится на лезвии бритвы. Такие лидеры опасны, ведь они мало когда заботятся о народе, социальном аспекте.

При кооперативной модели есть опасность лидера-тряпки. Он ориентирован на понимание, человечность, стремится никого не обидеть. Как правило, это приводит к тому, что он теряет четкую линию руководства. Один сотрудник ему скажет такой макет подавать, второй настоит на другом макете и т. д. А он, чтобы угодить всем, будет мучиться и выберет максимально среднее решение, зная, что оно провальное.

Это чревато появлением тревожности, эмоциональным выгоранием, нарушением общения в коллективе. Он сам теряет навык эффективного управления группой. Это основные минусы лидерства. Плюс, проблемы могут оказать влияние и на здоровье физическое.

Оптимальным, как всегда, является золотая середина. Когда умный капитан своей команды на производстве или любой другой группы может быть настолько гибким, чтобы в принципиальных вопросах проявлять доминантность и конкурентность, а в жизни оставаться хорошим и добрым человеком, умеющим проявить эмоциональный интеллект.

Отрицательное качество лидера

Что делать с корпоративной квазикультурой

Первая идея, которая приходит в такой ситуации — уволить всех непокорных нарушителей (неформальные группы и неформальных лидеров), набрать новых сотрудников и работать с ними. Но это решение часто оказывается невыгодным:

  • Потребуется время на подбор и обучение новых людей. При увольнении старых придется заплатить компенсации за расторжение трудового договора.
  • Нет никакой гарантии, что новые сотрудники окажутся эффективнее тех, с кем успешно сотрудничали годами.
  • Уволенные эксперты пойдут работать к конкурентам, появится риск утечки информации и потери клиентской базы.

Есть запасной и более экономный план действий по переформатированию культуры в организации.

Как выявить неформального лидера в организации

Для этого нужно понимать, какие силы действуют на ситуацию, и как ими управлять. Следует помнить про феномен группового мышления, которое запускают определенные люди. Именно они являются неформальными лидерами группы.

Выявить необъявленного вождя можно путем наблюдений. Например, в ходе совещания проследить, на кого смотрят люди при объявлении новостей, чью реакцию ждут и копируют

Обращать внимание прежде всего следует на сотрудников с опытом и стажем, поскольку новички еще не успели заработать авторитет в коллективе

Совет № 1: Не стоит бояться незнания чего-либо

Важно запомнить, что нужно поддерживать хорошую осанку, зрительный контакт и контролировать жесты. Следует проецировать уверенность в себе и верить в свою способность вывести свою команду из пункта А в пункт Б

Кроме того, нельзя бояться или опасаться ситуаций, в которых приходится признавать свои погрешности.

Стоит представить себе такую ситуацию, когда лидер команды говорит «Я не знаю», опускает вниз глаза и волнуется. Такой человек подвержен тому, что роль лидера в скором времени перейдет кому-то другому, так как люди будут чувствовать неуверенность и страх. А теперь стоит представить, что человек говорит: «Я не знаю ответа в данный момент, но я рассмотрю этот вопрос на него и вернусь к этой теме немного позже». Наверняка такое поведение позволит сохранить свою позицию лидера. А вот ощущение страха поражения может сыграть плохую шутку.

Важно помнить, что незнание чего-либо не делает человека плохим лидером. Наоборот, неэффективные лидеры отказываются признать, когда они неправы

Каким должен быть руководитель

Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение

Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать – ещё одна ценная черта характера. Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях

Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели – вот главная его задача

Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели – вот главная его задача.

Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться – основная «заповедь» лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере – гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий