Лев Толстой. Неврозы между строк

Препараты для лечения синдрома РК с диареей

При диарее, сопровождающей синдром РК, врач может назначить антидиарейные препараты, например:

  • Лоперамид (Имодиум) или диоктаэдрический смектит (Смекта). 
  • Элуксадолин Eluxadoline (торговое наименование Viberzi). Рецептурный препарат для терапии СРК с диареей. В России пока недоступен и не разрешен. Но за рубежом рекомендован во многих странах.
  • Рифаксимин (Альфа нормикс). Антибиотик для лечения СРК с диареей и вздутием живота.
  • Секвестранты желчных кислот, включая холестирамин (Prevalite – Превалит), Колестипол (Колестид) или Колесевелам (Велхол). Но они могут вызвать вздутие живота.

Причина угасания любви жены Льва к супругу: «У женщины одна цель: половая любовь»

Ни для кого не секрет, что писатель был ярким представителем приверженцев патриархальных устоев. Ему крайне не нравились феминистические движения:

Его супруга же никак не хотела мириться с сексистскими высказываниями мужа, из-за чего у них постоянно возникали конфликты и портились отношения. Как-то в своём дневнике она писала:

Всё это — несмотря на то, что сама супруга Льва была очень образованной женщиной, которая, помимо воспитания детей, ведения хозяйства и заботы о муже, успевала по ночам переписывать рукописи публициста набело и неоднократно, сама же переводила философские труды Толстого, так как владела двумя иностранными языками, а также вела всё хозяйство и бухгалтерию. В какой-то момент Лев все деньги стал отдавать на благотворительность, и детей содержать ей приходилось на копейки.

Женщина возмущалась и упрекала Льва за его точку зрения, утверждая, что он так мыслит из-за того, что сам встречал мало достойных девиц. После Софья отмечала, что из-за обесценивания её «духовной и внутренней жизни» и «отсутствия симпатии душ, а не тел», она разочаровалась в муже и даже стала меньше его любить.

IIIПравить

Вы говорите, что вы совершаете все эти ужасы для того, чтобы водворить спокойствие, порядок.

Вы водворяете спокойствие и порядок!

Чем же вы его водворяете? Тем, что вы, представители христианской власти, руководители, наставники, одобряемые и поощряемые церковными служителями, разрушаете в людях последние остатки веры и нравственности, совершая величайшие преступления: ложь, предательство, всякого рода мучительство и — последнее самое ужасное преступление, самое противное всякому не вполне развращенному сердцу человеческому: не убийство, не одно убийство, а убийства, бесконечные убийства, которые вы думаете оправдать разными глупыми ссылками на такие-то статьи, написанные вами же в ваших глупых и лживых книгах, кощунственно называемые вами законами.

Вы говорите, что это единственное средство успокоения народа и погашения революции, но ведь это явная неправда. Очевидно, что, не удовлетворяя требованиям самой первобытной справедливости всего русского земледельческого народа: уничтожения земельной собственности, а напротив, утверждая ее и всячески раздражая народ и тех легкомысленных озлобленных людей, которые начали насильническую борьбу с вами, вы не можете успокоить людей, мучая их, терзая, ссылая, заточая, вешая детей и женщин. Ведь как вы ни стараетесь заглушить в себе свойственные людям разум и любовь, они есть в вас, и стоит вам опомниться и подумать, чтобы увидать, что, поступая так, как вы поступаете, то есть участвуя в этих ужасных преступлениях, вы не только не излечиваете болезнь, а только усиливаете ее, загоняя внутрь.

Ведь это слишком ясно.

Причина совершающегося никак не в материальных событиях, а всё дело в духовном настроении народа, которое изменялось и которое никакими усилиями нельзя вернуть к прежнему состоянию, — так же нельзя вернуть, как нельзя взрослого сделать опять ребенком. Общественное раздражение или спокойствие никак не может зависеть от того, что будет жив или повешен Петров или что Иванов будет жить не в Тамбове, а в Нерчинске, на каторге. Общественное раздражение или спокойствие может зависеть только от того, как не только Петров или Иванов, но всё огромное большинство людей будет смотреть на свое положение, от того, как большинство это будет относиться к власти, к земельной собственности, к проповедуемой вере, — от того, в чем большинство это будет полагать добро и в чем зло. Сила событий никак не в материальных условиях жизни, а в духовном настроении народа. Если бы вы убили и замучили хотя бы и десятую часть всего русского народа, духовное состояние остальных не станет таким, какого вы желаете.

Так что всё, что вы делаете теперь, с вашими обысками, шпионствами, изгнаниями, тюрьмами, каторгами, виселицами — всё это не только не приводит народ в то состояние, в которое вы хотите привести его, а, напротив, увеличивает раздражение и уничтожает всякую возможность успокоения.

«Но что же делать, говорите вы, что делать, чтобы теперь успокоить народ? Как прекратить те злодейства, которые совершаются?»

Ответ самый простой: перестать делать то, что вы делаете.

Если бы никто не знал, что нужно делать для того, чтобы успокоить «народ» — весь народ (многие же очень хорошо знают, что нужнее всего для успокоения русского народа: нужно освобождение земли от собственности, как было нужно 50 лет тому назад освобождение от крепостного права), если бы никто и не знал, что нужно теперь для успокоения, народа, то все-таки очевидно, что для успокоения народа наверное не нужно делать того, что только увеличивает его раздражение. А вы именно это только и делаете.

То, что вы делаете, вы делаете не для народа, а для себя, для того, чтобы удержать то, по заблуждению вашему считаемое вами выгодным, а в сущности самое жалкое и гадкое положение, которое вы занимаете. Так и не говорите, что то, что вы делаете, вы делаете для народа: это неправда. Все те гадости, которые вы делаете, вы делаете для себя, для своих корыстных, честолюбивых, тщеславных, мстительных, личных целей, для того, чтобы самим пожить еще немножко в том развращении, в котором вы живете и которое вам кажется благом.

Но сколько вы ни говорите о том, что всё, что вы делаете, вы делаете для блага народа, люди всё больше и больше понимают вас и всё больше и больше презирают вас, и на ваши меры подавления и пресечения всё больше и больше смотрят не так, как бы вы хотели; как на действия какого-то высшего собирательного лица, правительства, а как на личные дурные дела отдельных недобрых себялюбцев.

Путешествие писателя-классика

Супруга Толстого, Софья Андреевна, узнавшая об отъезде мужа, была в ужасной истерике. Она даже дважды попыталась покончить жизнь самоубийством, утопившись, однако осталась жива.

Путешествие Толстого началось со станции Щёкино. Заранее Толстой маршрут и места остановок не продумал. Доехав на поезде до станции Горбачёво, автор романа «Анна Каренина» совершил пересадку и отправился в Козельск. Оттуда Лев Николаевич на лошадях двинулся в сторону Шамордино. На ночь Толстому пришлось остаться в монастырской гостинице в Оптине. Там он разговаривал с отцом Михаилом о старцах вплоть до второй половины следующего дня. Примерно в 16 часов 29 октября Толстой выехал из Оптины. К вечеру Толстой уже приехал к Шамординскому монастырю, где была его сестра-монахиня. К сожалению, неизвестно, о чём писатель говорил со своей родственницей.

Лев Толстой в последние годы своей жизни. (wikipedia.org)

Конечно же, отлучённый от церкви Толстой не мог долго оставаться в соседстве с монастырём. Толстой начал присматривать себе дом для жизни в Шамордине, но подальше от религиозной общины. Однако планы Толстого были сорваны на следующий же день после прибытия автора «Войны и мира» к сестре: в Шамордине объявилась дочь писателя Александра Львовна. Она поведала отцу о состоянии Софьи Андреевны и о том, что жена знает о его местоположении. По воспоминаниям дочери, Толстой тут же сбежал из Шамордина.

Он отправился утром 31 октября с несколькими сопровождающими в Козельск. Там писатель сел в поезд № 12, который следовал в южную сторону. У Толстого по-прежнему не было конкретного плана путешествия. Посовещавшись с сопровождающими, Толстой решил отправиться в Новочеркасск, где жила Елена Денисенко — племянница Льва Николаевича. В Новочеркасске Толстой хотел добыть заграничные паспорта, чтобы уехать в Болгарию. Но по пути в город Толстой простудился, у него началось воспаление лёгких. Писатель был вынужден покинуть поезд в Астапово — ближайшем населённом пункте. Новость о болезни Толстого получила широкое распространение и дошла до святейшего Синода. В Министерство внутренних дел и Московское жандармское полицейское управление железных дорог регулярно отправляли телеграммы. Синод даже созвал тайное заседание, чтобы решить вопрос отношения церкви к Толстому в случае смерти писателя. Однако обсуждение так и осталось открытым; ответ не был найден из-за отсутствия единства среди представителей Синода.

«Бог всё устроит», — говорил Толстой врачам, пытавшимся его спасти. «Я люблю много, я люблю всех…», — таковы последние осознанные слова Льва Николаевича перед уходом из жизни. Накануне смерти писателя в Астапово приехал напутствовать Толстого перед уходом в мир иной Варсонофий Оптинский — старец из Оптинской пустыни. Однако священника не допустила к Толстому Александра Львовна. 7 ноября (20 ноября по новому стилю) 1910 года в 6 утра Толстой умер в Астапово в доме начальника станции Ивана Озолина.

Почему возникают экстрасистолы при ВСД

Сердечные «пляски» при вегетососудистой дистонии могут проявляться при нарушениях работы обоих отделов вегетативной НС.

Если из строя выходит симпатический отдел, то экстрасистолы появляются после физических нагрузок. Они слабо купируются седативными препаратами, и могут даже усиливаться после их приема.

При нарушении работы парасимпатики, кроме сердечных симптомов, беспокоит нарушение пищеварения: боль в эпигастрии, диарея, вздутие. Такой приступ поможет снять чашка кофе или сладкого чая, прогулка в быстром темпе.

Если же причина имеет психологическую подоплеку, лечебные мероприятия направлены в другую сторону.

Чаще всего дистоников беспокоит экстрасистолия двух типов:

  1. Желудочковая. Обычно дает о себе знать в первую половину дня. Ее причиной становятся сбои психического равновесия, например, большая радость или горе. Она также появляется на смену погоды или при употреблении крепких напитков. К другим провоцирующим факторам относят дефицит магния и кальция, остеохондроз. Все начинается с интенсивного удара в области сердца, за которым следует пауза. Больной покрывается холодным, липким потом, у него появляется чувство страха. Наступает отчаяние, он не может выбрать для себя комфортное положение, цепенеет или начинает суетиться. Сердечное буйство приводит его в неконтролируемое состояние, доставляющее ему массу страданий.
  2. Наджелудочковая. Самый распространенный вид аритмии при ВСД. Причины данного состояния совпадают с таковыми при желудочковой форме. Кроме этого, в зону риска попадают дистоники, которые увлекаются антиаритмическими и мочегонными препаратами. Больные утверждают, что состояние ухудшается в лежачем положении. Именно этот признак указывает на то, что сердечный сбой носит функциональный характер.

Что же делать, если ноют ноги и нужно решать проблему?

Во-первых, придется разобраться, к какому врачу идти. Без помощи профессионала не обойтись. Для этого необходимо немого изучить симптомы, улавливая малейшие различия и понять, что же с Вами происходит. Вот небольшие рекомендации, которые помогут вам.

Когда идти к флебологу?

Как правило, из узких специалистов, именно к этому врачу попадает большая часть пациентов с симптомами синдрома беспокойных ног. Итак, если у вас имеются сосудистые расстройства – «звездочки», варикозные вены, к концу дня отекают голени, к вечеру в них появляется чувство болезненной тяжести, у кого-либо из родственников есть варикоз  – необходимо обратиться к флебологу. Доктор осмотрит Ваши ноги и проведет ультразвуковое исследование вен нижних конечностей, после чего назначит соответствующее лечение. Однако будьте готовы и с пониманием отнеситесь к тому, что грамотный флеболог может заподозрить у Вас и другие причины развития синдрома беспокойных ног и направить к соответствующему специалисту.

Когда идти к ортопеду?

Боли в стопах и голенях, преходящий отек в области голеностопных суставов, чувство жара в ступнях, судороги в икрах могут быть связаны с плоскостопием и деформацией свода стопы. Не стоит обнадеживаться тем, что когда-то давно Вас смотрел хирург и никакого плоскостопия не было. С течением времени стопа может деформироваться, это своего рода наша расплата за прямохождение. Если Вы отмечаете у себя вышеописанные симптомы и – более того – привычная обувь становится для Вас неудобной, большие пальцы стоп отклонены в сторону, появляется характерная «косточка» – выступ у большого пальца – следует обратиться к ортопеду. Доктор порекомендует Вам соответствующие стельки, обувь и процедуры.

Когда идти к неврологу?

Существует определенный спектр состояний неврологического характера, который также может стать причиной болезненных, ноющих, стреляющих ощущений в ногах, нарушений чувствительности различного рода. Как правило, они являются проявлением проблем в поясничном отделе позвоночника и следствием травм, переохлаждений, воспалительных изменений, патологии межпозвоночных дисков и т.д. Также нервные волокна могут поражаться при сахарном диабете и других системных заболеваниях. Если у Вас ранее были проблемы со спиной или иные состояния, связанные с патологией периферической нервной системы – следует обратиться к специалисту-неврологу. Доктор назначит соответствующее обследование и лечение, порекомендует профилактические мероприятия.

Когда идти к сосудистому хирургу?

Не только вены, но и артерии могут стать причиной боли в ногах. Это, как правило, типичный болевой синдром, возникающий из-за кислородного голодания мышц и других тканей вследствие сужения просвета артерий. Боль возникает при нагрузке – длительной ходьбе, подъеме по лестнице и заставляет человека на какое-то время остановиться, прекратить движение. Постепенно дистанция, которую человек может преодолеть без боли, сокращается, появляется чувство похолодания в стопах, в теплую погоду мерзнут пальцы ног.  В случае наличия у Вас подобных симптомов следует обращаться к профильному специалисту – сосудистому хирургу.

Не атеист Толстой

Сколько я ни занимаюсь Толстым, всё время не перестаю в нем что-то открывать и изумляться, потому что в Толстого — как в реку — в него нельзя дважды войти. В него каждый раз входишь заново. В его дневники, в его произведения, в мемуары о нем, всё время открываются какие-то поразительные вещи.

Для меня главным открытием при работе над этой книгой стало то, что есть такое предубеждение, миф, который создал сам Толстой, что до своего духовного переворота, который с ним случился в конце 70-х — в начале 80-х, он был атеистом, совсем в Бога не верил. Он сам об этом пишет в «Исповеди».

Когда читаешь дневники Толстого, я уж не говорю про его произведения, понимаешь, что это не так. Толстой думал о Боге всегда. Просто во время духовного переворота он понял, что без Бога нет жизни вообще, и что это самое главное, и что это то, о чем нужно думать и этому нужно посвятить всю оставшуюся жизнь, именно Богу.

Этого многие не понимают, говорят: Толстой — великий художник и слабый мыслитель

Ну, тогда, значит, нужно сказать просто, что вторую половину своей жизни Толстой прожил зря, потому что для него это было чрезвычайно важно — путь веры, или путь жизни, как он говорил, разумения жизни

Он искал это свое разумение жизни, свое разумение Бога, пытался постичь Бога разумом. А Церковь всё-таки призывает людей не столько постигать, сколько верить. Она не отрицает разум. Ни один серьезный церковный богослов не скажет, что разум — это зло, нет. Но всё-таки главное — это вера. В чудеса, в загробную жизнь, в церковные таинства: в причастие, венчание, отпевание и так далее. Вот во всё это Толстой не верил. Он не верил, потому что он не мог понять это разумом. Он говорил: «Я не понимаю этого разумом, а разум дал мне Бог. Если я этого не понимаю разумом, значит, этого не существует просто, и ни для кого этого не существует, вы обманываете самих себя». Вот это, — суть конфликта.

Но на самом деле, и молодой Толстой постоянно думал о Боге. И, наверно, это было главным открытием.

«Подумай и реши»

Задача Л. Н. Толстого

Продавец продает шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдает 10+10+5. Продавец отдает шапку и сдачу в 15 руб. Через какое то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.

Вопрос: на сколько обманули продавца?

А что до гостей…

«Помню, во время моих обращений к Толстому меня кто-то подергивал сзади за полу. Когда Лев Николаевич предложил идти наверх к чаю, я, отстав от него, спросил Гусева, не он ли меня дергал и почему. – Так много нельзя говорить со Львом Николаевичем, – не без строгости в голосе пояснил мне Д. П. Маковицкий. – Его надо только слушать!» Из воспоминаний Ф. Е. Поступаева.

Только мне показалось, что дети были умнее некоторых взрослых?

А от многочисленных «толстовцев» он не знал, куда и спрятаться.

«Говорить о толстовстве, искать моего руководительства, спрашивать моего решения вопросов — большая и грубая ошибка».

«Никакого моего учения не было и нет, — писал он, — есть одно вечное, всеобщее, всемирное, истинное для меня, для нас, особенно ясно выраженное в Евангелиях. Учение это призывает человека к признанию своей сыновности к Богу».

И наконец:

Симптомы синдрома раздраженного кишечника

Существуют разные формы этого функционального нарушения. СРК, протекающий с диареей характеризуется хронической или рецидивирующей диареей. Другая форма – СРК с запорами, характеризуется связанными с запором болями и дискомфортом в животе. У некоторых пациентов эти симптомы (диарея и запор) чередуются.

Синдром РК в основном характеризуется болями и спазмами. Другие симптомы:

  • Диарея: синдром РК с диареей часто сопровождается внезапными побуждениями к испражнениям и жидким стулом.
  • Запор: синдром РК, характеризующийся запором, может сопровождаться постоянным напряжением во время дефекации и редким стулом.
  • Увеличение газообразования. Вздутие.
  • Боль или дискомфорт перед дефекацией. Спастическая боль после употребления определенных продуктов.
  • Тошнота.
  • Слизистый (или пенистый) стул.
  • Необъяснимое снижение веса и потеря аппетита.
  • У женщин возможно более тяжелое течение менструации.

Вздутие

Потеря аппетита

Почти 70% людей с этим синдромом также испытывают расстройство желудка, хотя это не считается симптомом. Признаки заболевания часто облегчаются с опорожнением кишечника

Враг Льва Толстого №4Церковь

Толстой прекрасно осознавал, что его критикуют со всех сторон, и иронизировал над этим. «Либералы и эстеты считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном; правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом», — констатировал граф в письме 1884 г. и в шутку предлагал называть его мусульманином.

Он знал, о чем говорил: не все, но многие православные действительно считали Толстого кем-то вроде искусителя-Сатаны. Официальная религия — а в Российской империи православие было неотделимо от государства — так далеко, конечно, не заходила, но свой удар все же нанесла. В 1901 г. было опубликовано Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом, где : «граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа… посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Это означало отлучение, Толстой больше не считается христианином, и его душа, по убеждениям православных, обречена на адские муки.

Некоторые христиане заходили дальше, например, ненавидевший Толстого Иоанн Кронштадтский, один из самых популярных священников того времени, впоследствии причисленный к лику святых. Уже после отлучения Толстого от церкви отец Иоанн молился о смерти еретика. В 1908 г. он писал в дневнике: «Господи, убери с Земли этот труп зловонный, гордостью своей посмрадивший Землю, не дай ему дожить до праздника Рождества Пресвятой Богородицы». Сам Толстой при этом об отце Иоанне никогда публично не высказывался, а в записях иронически называл «добрым старичком».

Откуда такая ненависть, и зачем понадобилось отлучать от церкви истово верившего в Бога писателя? Дело в том, что постепенно вера Толстого отдалилась от стандартного православия, царившего в России, и превратилась, по мнению апологетов официальной церкви, в опасную ересь. Проповедовавший Бога в душе, Толстой исключил из христианства чудо и попытался построить религию разума.

Так, в его версии евангелий, Иисус Христос — не сын Божий (только в духовном смысле, то есть как любой человек), а просто просветленная душа, учившая людей добру и распятая за это на кресте. Чуда воскресения в его евангелии, конечно, тоже нет. По Толстому, человек должен отринуть всякую чепуху вроде веры в чудеса и соблюдения пышных церковных обрядов, и просто жить по Богу, достойно и честно. Конечно, Святейший Синод был не в восторге.

Последней каплей для официальной церкви стал запрещенный роман «Воскресение», где Толстой жестко раскритиковал лицемерие всего общества, включая церковь. По инициативе митрополита Санкт-Петербургского Антония и других видных церковных иерархов, официальное православие объявило, что Толстой не имеет с ним ничего общего.

Сам писатель согласился со своим отлучением и уточнил, что все справедливо: с российским православием он не имеет ничего общего и иметь не желает. В своем ответе он написал: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо» и еще раз пояснил свою позицию: он верит в Бога как в дух и любовь, но не верит в Троицу, чудеса, церковные обряды и таинства. Неудивительно, что Иоанн Кронштадтский, отвечая на толстовский ответ, крайне разъярился: «О, как ты сам ужасен, Лев Толстой, порождение ехидны!».

Писатель не пошел на компромиссы, даже находясь на смертном одре, хотя, по сути, мог примириться с церковью в любую минуту. От него не требовали покаяния, его не проклинали официально, достаточно было лишь сказать: «принимаю церковь и примиряюсь с ней» в присутствии свидетелей, и считалось бы, что блудный сын вернулся в лоно православия. Но Толстой не сделал так, до последнего сохранив свою принципиальность. На его скромной могиле в Ясной Поляне нет креста.

Что думают о взглядах писателей сейчас?

Спустя более ста лет взгляды Толстого и Бунина на сущность любви вызывают множество вопросов. Эти авторы нащупали важную проблему, с которой сталкиваются люди в любом веке, — невозможность сохранить страсть и романтику надолго, несчастье в браке. Однако попытки писателей переосмыслить понимание любви сейчас кажутся агрессивными.

В XXI веке толстовская идея воздержания в браке выглядит отнюдь не решением, а усугублением проблемы. Современные сексологи и семейные психологи советуют парам решать сексуальные проблемы, а не избегать их.

Кроме того, большая часть современной критики Толстого связана с расхождением взглядов, которые он озвучивал в художественных произведениях и публицистике, и его поступков. Жена писателя Софья Андреевна Толстая испытывала немало сложностей в браке: супруг настаивал на том, что основной интерес женщины — продолжение рода, но сам постоянно хотел секса. Отказывал ей в равноправии, при этом ежедневно требовал выполнения десятков его желаний, помощи в работе и многого другого.

На первый взгляд, позиция Бунина должна вызывать меньше критики. Гармоничное соединение телесного и духовного, а также признание ценности как длительных, так и мимолетных отношений кажутся уместными в современном дискурсе. Однако в рассказах Бунина есть одна тема, из-за которой автора нередко обвиняют в токсичности. Это тема изнасилования.

В «Тёмных аллеях» есть три рассказа, в которых мужчины вступают в интимную связь с девушками без их согласия. В рассказе «Гость» незнакомый барин насилует кухарку. После того как он уходит, кухарка «с упоением тихо плакала», а затем и вовсе «так и заснула, в сладкой надежде, что Адам Адамыч завтра опять придет, что она увидит его страшные глаза и что, бог даст, господ опять не будет дома». При этом подчеркивается, что женщина пыталась отказать гостю:

В двух других рассказах происходит нечто похожее.

Побег за 10 дней до смерти: «Я не осуждаю тебя, и я не виноват»

За 10 дней до дня смерти, 82-летний Лев ушёл из собственного дома с 50 рублями в кармане. Считается, что причиной его поступка являлись бытовые ссоры с женой: за несколько месяцев до этого Толстой тайно написал завещание, в котором все авторские права на его произведения передавались не супруге, которая их переписывала начисто и помогала в сочинении, а дочери Саше и другу Черткову.

Когда Софья Андреевна нашла бумагу, то очень разозлилась. В своём дневнике она напишет 10 октября 1902 года:

В доме начался настоящий кошмар. Несчастная супруга Льва Толстого утратила всякий контроль над собой. Она кричала на мужа, ссорилась почти со всеми своими детьми, падала на пол, демонстрировала суицидальные попытки.

«Не могу переносить!», «Они разрывают меня на части», «Ненавижу Софью Андреевну», — писал Толстой в те дни.

Последней каплей стал такой эпизод: Лев Николаевич проснулся в ночь с 27 на 28 октября 1910 года и услышал, как жена роется в его кабинете, в надежде отыскать «тайное завещание».

В ту же ночь, дождавшись, когда Софья Андреевна, наконец, уйдёт к себе, Толстой покинул дом. И сбежал. Но сделал это весьма благородно, оставив записку со словами благодарности:

Он направился в сторону Новочеркасска, где жила племянница Толстого. Там думал получить заграничный паспорт и отправиться в Болгарию. А если не получится — на Кавказ.

Но в дороге писатель простыл. Обычная простуда обернулась воспалением лёгких. Толстой умер спустя несколько дней в доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина. Софья Андреевна смогла проститься с ним лишь в самые последние минуты, когда он был почти без сознания.

Школьнику на заметку:

  • «…я не пишу и писать дребедени многословной, вроде «Войны», я больше никогда не стану. И виноват и, ей-богу, никогда не буду».
  • Лев Толстой о «Войне и Мире», из письма А. Фету, январь 1871 г.

Ученики – ваш выпад, учителя – парируйте!

  • Косил по-крестьянски он сено,
  • Сажал с мужиками овес,
  • А роман его «Воскресенье»
  • Читать невозможно без слез.

Если речь заходит о «Севастопольских рассказах», «Крейцеровой сонате» или «Отце Сергии» – читавший все это вызывает у собеседников не просто легкую нервозность, а подозрения в психическом нездоровье. Но и они Толстого не читали так, как читать его следует.

Не имея достаточных знаний для полноценного анализа, сторонники величия Толстого собирают посторонние факты. От них часто можно услышать, как Толстой ездил на велосипеде, играл в теннис и городки. Вдохновенные рассказы о том, как Толстой пахал землю и учил крестьянских детей в школе. Любил пилить и рубить дрова. Иной с умилением на память цитирует воспоминания его сына Ильи Львовича:

«Для того чтобы иметь возможность работать дома и использовать длинные зимние вечера, отец начал учиться сапожному ремеслу.

Не знаю откуда, он разыскал себе сапожника, скромного чернобородого человека, типа положительных мастеровых, накупил инструментов, товару и в своей маленькой комнатке, рядом с кабинетом, устроил себе верстак.

Рядом с верстаком, у окна, была устроена оригинальная железная печурка, отопляемая керосиновой лампой, которая должна была одновременно согревать и вентилировать комнату.

Я помню, что, несмотря на это устройство, которым отец гордился как новшеством, в его крошечной низенькой мастерской всегда было душно и пахло кожей и табаком.

В определенные часы приходил сапожник, учитель с учеником садились рядом на низеньких табуретках, и начиналась работа: всучивание щетинки, тачание, выколачивание задника, прибивание подошвы, набор каблука и т. д.»

Слова о «всучивании щетинки» и пр. произносят с такой кондитерской в голосе, что хочется запить их крепким чаем без сахара.

  • В одном из дворянских имений
  • Жил Лев Николаич Толстой.
  • Ни рыбки, ни мяса не ел он,
  • Ходил по усадьбе босой.
  • Жена его Софья Андревна
  • На барской постели спала,
  • Не ела крестьянскую пищу,
  • Дворянскую честь берегла.

А еще говорят, что Толстой был вегетарианцем, трезвенником и врагом табака. И чем же это пахло в сапожной его мастерской?

Два Учителя

На рубеже ХIХ-ХХ веков в России было два учителя. В России сейчас нет Учителей, — с большой буквы. Вот ушли Александр Исаевич Солженицын, Дмитрий Сергеевич Лихачев, и — все. Нет такого человека, к кому можно прийти и сказать: «Отец, объясни, вот как жить? Как жить в России?».

Тогда их было двое. Толстой был больше популярен среди интеллигенции. Отец Иоанн Кронштадтский — среди простого народа. Но и среди интеллигенции было очень много поклонников Кронштадтского пастыря.

В своей книге я привожу цитату из предсмертного дневника отца Иоанна, дневника 1908 года, где он просит Бога убить Толстого. Просто он пишет: «Господи, убери с Земли этот труп зловонный». Притом, что Толстой жив, Толстой отмечает 80-летие. И дальше: «Гордостью своей посмрадивший Землю, не дай ему дожить до праздника Рождества Пресвятой Богородицы».

Отец Иоанн Кронштадтский знает, что Лев Толстой в это время отмечает свое 80-летие. Он знает, что Толстой очень сильно болен, потому что об этом пишут в газетах. У Толстого отказали в это время ноги, его даже к гостям вывозили на кресле-каталке, есть кинохроника об этом.

Сам тот факт, что священник молит Бога об убийстве другого человека, настолько беспрецедентен, что говорить о той страсти, с какой Иоанн Кронштадтский не любил Толстого, я бы даже сказал, точнее, ненавидел Толстого. Ну и, кроме того, он написал огромное количество проповедей против него, они публиковались, это свыше 20-ти статей, брошюр, где он называл Толстого сатаной, льстивой лисой, львом рыкающим, который хочет пожрать, поглотить всю российскую молодежь. Он пишет, что надо надеть петлю на шею — и в пучину морскую.

Я понял, насколько это сильная история. И вот отсюда вытекла вторая книга, которая вышла в этом году, называется она «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды», в которой я, во-первых, рассказываю всё-таки светским людям, кто такой отец Иоанн. Потому что люди церковные знают, кто такой отец Иоанн, и молятся и на его иконы в храмах. Но они, опять-таки, читают о нем жития. Но жития — это не биография. Я всё-таки в этой книге пытаюсь написать биографию отца Иоанна, то есть те вещи, которые мне кажутся легендарными, я либо убираю, либо как-то не то что ставлю под сомнение, а говорю, что это, скорее всего, не так.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий