Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе
На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.
Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.
Наблюдения за транспортом
Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.
- Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
- Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
- Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
- Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
- Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
- Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.
Наблюдения за сезонными явлениями
Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.
Каждый сезон отличается характерными признаками:
Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно
Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
Зимний период. Снова можно использовать куклу
При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.
Календарь погоды подготовительной группы
Весна
Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде
Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.
Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте
Наблюдения за солнцем
Поставленная цель:
- сформировать представление о красоте неба;
- научить различать солнечные лучи;
- повышать позитивное восприятие детьми лета.
Проведение наблюдений
Оценивать положение Солнца:
- Где находится утром?
- Каково вечернее местоположение?
- Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
- Сделать вывод о длине светового дня.
Проведение исследовательской работы:
- Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
- Где находится тень различных видимых предметов.
- Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?
Наблюдения за неживой природой
Поставленная цель:
- закрепить знания о различных состояниях воды;
- сформировать понятие неживой природы;
- охарактеризовать признаки льда и снега.
Проведение наблюдений:
- Почему лед при отогревании превращается в воду?
- Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
- Объяснить круговорот воды в природе.
- Какие различия снега при теплой и холодной погоде?
Проведение исследовательской работы:
- Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
- В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
- Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».
Картотека прогулок на год. Подготовительная группа.
Цель: познакомить с первыми признаками весны; отметить особенности поведения птиц; пополнить словарь за счёт использования слов, обозначающих признаки весны; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту. Экскурсия к проезжей части. Цель: продолжать учить называть и узнавать транспортные средства; закреплять названия частей автомобиля; развивать наблюдательность, память детей
Цель: познакомить детей со школой, заинтересовать к учёбе в будущем и рассказать о важности знаний
Целевая прогулка на огород детского сада. Цель: закрепить представления о том, что из семян вырастают растения; упражнять детей в способах обследования; познакомить с приёмами посадки; активизировать словарь детей; вызвать интерес к выращиванию растений. Экскурсия к хлебному магазину. Продолжать знакомить детей с особенностями различных деревьев, рассказать детям, как деревья готовятся к зиме.
Предложить рассмотреть ствол, ветви, ягоды, рассказать по результатам наблюдений, какие птицы питаются ягодами рябины. Познакомить детей с таким сезонным явлением, как гололёд, объяснить природу этого явления, обсудить с детьми, какие свойства льда твердый, хрупкий, гладкий, скользкий обусловливают опасность гололеда.
Учить детей определять принадлежность следов, называть направление движения животных и людей, составлять по результатам наблюдения рассказы-фантазии о тех, кто оставил следы на снегу
Обратить внимание детей на действия, которые выполняет дворник, инструменты, которыми он пользуется. Воспитать уважение к труду взрослых
Познакомить детей с таким явлением природы как оттепель, к обратить внимание на изменение свойств снега во время оттепели он становится липким , на то, что с крыш капает вода.
Дидактическая игра: «Кто что слышит? Развивать сообразительность. Индивидуальная работа: катание на санках друг друга. Цель: упражнять в ловкости, умение согласовывать свои действия друг с другом.
Игры высокой подвижности
К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.
Морозко
Цель: учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.
Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.
Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.
Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.
Совушка
Цель: учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.
Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки
Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время
Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.
Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.
Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.
Часики
Цель: расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.
Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.
В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.
Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.
На охоте
Цель: расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.
Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.
Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.
Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.
Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.
Прогулки в январе в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС
Обратить внимание детей на красоту деревьев вечером. От деревьев на снегу протянулись тени
Дидактическая игра «Кто же я? Игра-забава «Необычные жмурки». Дидактическая игра «Что вокруг нас? Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди». Труд на участке. Очистка горки и построек от снега. Воспитатель выясняет, что можно сделать на участке, что взять с собой на прогулку, во что одеваться.
Выйдя на прогулку, обращает внимание на погоду, отмечает, как она изменилась по сравнению со вчерашней. Употребляет как можно больше эпитетов
Солнце стало раньше всходить, день увеличивается, значит, скоро пройдут морозы.
Дидактическая игра «Говори, не задерживай». Дидактическая игра «Отгадай слово». Игра-забава «Снежная карусель». Казахская народная игра «Платок с узелком». Помочь дворнику посыпать дорожки песком, напомнить, для чего это надо делать. Прививать уважение к любому труду
После вьюжной погоды обратить внимание на то, как опустились деревья под тяжестью снега. Цель: закрепление правил поведения на улице, расширение знаний детей о профессиях
Вопросы детям: — Где лежит на улице снег? На проезжей части дороги, на тротуарах, возле домов — Где именно снега больше, где меньше? Тоже дворник?
Обратить внимание, сколько места на дороге для проезда машин. Это опасно? Возвращение на участок
Воспитатель обращает внимание детей на снежные кучи, которые появляются при чистке участка от снега. Вопросы детям: — Что можно вылепить из снега?
Снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму. Сюжетно-ролевая игра «Строители»
Обратить внимание детей на растительный мир, на его разнообразие и красоту. Предложить собрать опавшие листья и сравнить их по размеру, окраске и форме, расположению прожилок
Вспомнить, какую функцию несет лист в растении лист — орган воздушного питания и дыхания растения , он состоит из листовой пластинки и черешка, которым прикреплен к стеблю, есть листья, у которых нет черешков они прикрепляются к стволу пластинкой.
Это сидячие листья. Листья не только по форме разные, но и прикрепляются к стеблям и веточкам по-разному. Листья бывают простые и сложные у простого лист на черешке имеет одну листовую пластину, у сложного листа несколько листовых пластинок, прикрепленных своими черешками к главному черешку.
Вместе с детьми найти разновидности листьев по форме и расположению. Приметы: Поздний листопад — к суровой, продолжительной зиме; Лист хоть и пожелтел, но опадает слабо — морозы наступят нескоро. Дидактическая игра «Наоборот» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное в кругу с мячом.
Подвижная игра «Охотник и зайцы» ОД — прыжки, метание Цель: — учить метать в подвижную мишень. Загадка: Пыль с дороги темной нам в лицо бросает.
Прогулки в подготовительной группе (стр. 2 ) | Контент-платформа uzorochie.ru
Поговорки и пословицы: «Зимнее солнце плохо греет». А теперь пора настала — В поле вьюга загуляла. Разбежалась с песней звонкой, Все укрыла, как пеленкой, Запушила снежным пухом — Стало всюду пусто, глухо… Я. Купала Дидактическая игра «Природа и человек». Подвижная игра «Мороз, Красный нос».
Цель: развивать ловкость, быстроту движений. Ход игры. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки лицом к ним становится водящий — Мороз, Красный нос. Он произносит: — Я Мороз, Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: — Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этого они перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается «заморозить» коснуться рукой.
Мороз подсчитывает, стольких он «заморозил». После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце нескольких перебежек подводится итог, сравнивают, какой Мороз «заморозил» больше играющих
Наблюдение за звездами Воспитатель обращает внимание детей на вечернее небо, находит луну, вместе с детьми смотрит ее местонахождение и фазу
Положение луны слегка изменилось, это связано с движением Луны вокруг Земли и движение самой Земли вокруг Солнца. В ясный, морозный зимний вечер очень хорошо видны звезды.
Они мерцают и переливаются. Воспитатель вспоминает с детьми, что такое звезды и почему они кажутся такими маленькими. Пытается найти на небе планеты, спрашивает, чем они отличаются от звезд. Что такое созвездия? Напоминает детям легенды, связанные с названиями этих созвездий. Прогулка 2 Цели: — знакомить с лекарственным растением — подорожником; — развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.
Подорожник — многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества.
Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея — сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания. Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.