От чего зависит развитие внимания
Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.
Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.
Тип 3. Лидер
Для этого типа важны амбиции — нужно быть первыми и лучшими. Для таких подростков трудности на пути к достижению цели лишь подогревают интерес — но здесь стоит быть внимательнее, ведь крупная неудача может стать фатальным разочарованием.
Мотивация для ребят с лидерской закалкой — это правильные успехи, достижения, которые правда имеют смысл — “что будет, если я этого достигну?”. Однако в то же время в характере таких подростков есть моменты, с которыми нужно быть осторожнее: например, лидеру нужно дать понять, что он важен и ценен вне зависимости от своих достижений, а также нужно помогать бороться со страхом неудачи и развивать эмпатию, чтобы амбиции не переросли в эгоизм. Сообщество Умскул — отличная среда для работы с лидерскими качествами: здесь ученики могут проявлять инициативу и достигать собственных целей, но в то же время получают поддержку и работают в команде с другими мастерами.
Важная роль естественного интереса детей к знаниям
Дети, мотивированные на учебу, доставляют в этом отношении минимум хлопот родителям, которым достаточно время от времени мимоходом интересоваться школьными успехами своего ребенка. Такой школьник экономит и свое время, не зазубривая часами материал, и время родителей, освобожденных от рутинной работы «надзирателя» при выполнении домашних заданий. Нервы и средства, необходимые для того, чтобы достичь желаемого уровня знаний, также остаются в сохранности. Немаловажными моментами являются сохранение комфортного психологического климата в семье, а у самого ребенка — высокой самооценки и авторитета среди сверстников.
Сохранившие природную тягу к знаниям дети быстрее найдут счастливый путь в жизни, раскроют свой потенциал, уверенно и успешно будут справляться с трудностями.
Родительские ошибки в мотивации
Часто родители демотивируют своих детей непреднамеренно.
1. Слишком много наград
Постоянные поощрения детей за хорошую успеваемость — ловушка. Сначала может работать, но хватит этого ненадолго.
Например, вы пообещали давать своему ребёнку за каждую пятёрку в школе по 100 р. Сначала он будет доволен, но позже откажется от такой сделки или скажет, что его пятерка стоит дороже. Наконец, он может просто привыкнуть к такой внешней мотивации — то есть она перестанет действовать.
2. Погоня за оценками
Уходя из начальной школы, ребёнок сталкивается с более серьёзными предметами, да и ОГЭ в конце средней школы сдавать придётся, поэтому иногда родители считают, что оценки — показатель знаний.
Школы подчеркивают важность академических результатов. Это практический аспект системы образования, но оценки — это еще не все
Хорошие оценки даже не являются точным предсказателем успеха. Лучший его индикатор — это не хорошие оценки или высокий IQ, а скорее эмоциональный интеллект. Как, по-вашему, добиваются успеха троечники?
3. Чрезмерная опека
В 9 лет дети начинают осознавать себя и своё место в обществе. Ребенок, который делает выбор и берет за него ответственность, понимает, что он контролируют свою жизнь. Так он узнает, что может быть успешным в школе и за ее пределами.
4. Отсутствие примера
Если ваши дети видят, что вам нравится приобретать новые навыки и знания, они, скорее всего, получат удовольствие от обучения. А если нет, то и сами ничего не захотят делать.
5
Внимание на поведение, а не на его причину. Часто родители фокусируются лишь на внешних проявлениях — плохих оценках, отзывах учителей — но почему так происходит, понять не стремятся
А дети в этом возрасте особенно хотят, чтобы вы были готовы слушать, а не критиковать
Часто родители фокусируются лишь на внешних проявлениях — плохих оценках, отзывах учителей — но почему так происходит, понять не стремятся. А дети в этом возрасте особенно хотят, чтобы вы были готовы слушать, а не критиковать.
Причины отсутствия интереса к учебе
Любознательный дошкольник, успевший утомить близких непрестанными вопросами из самых разных областей знаний, после начала обучения в школе может попасть в разряд «средних» или даже «отстающих» по совсем неожиданным для родителей причинам
Перед тем как мотивировать ребенка на учебу, важно внимательно оценить его индивидуальные особенности. У школьника могут возникнуть сложности:
- с чтением и письмом;
- с общением;
- с запоминанием;
- с поведением;
- с усидчивостью;
- и с массой других факторов, которые сами по себе могут свести на нет труд ребенка даже при высокой его заинтересованности в получении знаний.
Родителям, заметившим такое несоответствие, в первую очередь следует исключить возможные нарушения развития у ребенка. Квалифицированные специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогут скорректировать или полностью устранить подобные проблемы. Это — важный шаг, который существенно усилит у ребенка мотивацию учебной деятельности.
Подбираем учителей
Ключевым моментом является подбор педагога. Если есть возможность, заранее узнайте о квалифицированном учителе, который сможет мотивировать на учебу, давать хорошие знания и помогать в освоении нового материала.
Грамотный педагог проводит занятия в игровой форме. Ему видно, когда пропадает мотивация у детей. И ему хватит навыков и знаний, чтобы изменить ситуацию и дать мотивацию.
Мотивация к учебе не сразу может появиться. Родители должны набраться терпения, помогая воспитаннику обрести себя. Выстраивайте доверительные отношения между вами и ребенком. Нельзя бить, кричать, унижать детей. Применения насилия от взрослых может способствовать проявлению отклонений, задержке физического и нервно-психических расстройств. Будьте другом для своего малыша, а не надзирателем.
Почему у ребёнка нет мотивации к учёбе?
То, что у ребёнка отсутствует мотивация к учёбе, выражается в том, что дети намеренно или случайно забывают выучить заданные на дом уроки, содержат рабочее место в беспорядке, отвлекаются на занятиях, «считают ворон», общаются с соседями по классу, всячески демонстрируют скуку. Такие дети склонны обвинять педагогов в занижении оценок, но чаще всего их не интересуют результаты и успеваемость совсем не волнует.
Если у ребёнка нет мотивации к учёбе это может объясняться некоторыми факторами:
1. Ребёнка рано отдали в школу, он ещё не созрел психологически для занятий. Иногда родители могут ошибаться, думая, что их дети очень развиты и много знают, опережают сверстников. Но даже если это действительно так, и в семье растёт вундеркинд с высоким уровнем интеллекта, это не значит, что он уже готов, с точки зрения психологии
Маленьким детям трудно выдержать 45 минут, без активной подвижности, при этом удерживая своё внимание на словах учителя
2. Причина может быть в конфликтах с педагогом. Иногда, с точки зрения учителя, ничего подобного не происходит, и он даже может не подозревать о натянутых отношениях
Он может обратить внимание на понижение успеваемости, не осознавая, что назрел конфликт интересов
Причиной неприязни к учителю может быть неосторожное слово, несправедливое отношение, затаённая обида. Ребёнок может испытывать страх и подавленность. Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы
Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы
Ребёнок может испытывать страх и подавленность. Чаще всего дети скрывают свои чувства и не делятся ими со своими родителями, это консервирует конфликт и сопутствующие проблемы.
3. Конфликты с одноклассниками и другими учащимися. Если произошло событие, которое породило такую проблему, то решить её без последствий может быть затруднительно.
4. Особенности ребёнка. Физические дефекты, особенности развития и всё, что отличает его от сверстников, может стать причиной буллинга, травли
Ощущая негатив со стороны окружающих, ребёнок не хочет привлекать к себе внимание, становится замкнутым, поэтому он не испытывает желания лишний раз посещать школу
5. Мотивация ребёнка на учёбу в школе страдает и от нездоровой обстановки в семье. Скандалы между родственниками, ревность, моральное давление и завышенные требования к ребёнку уничтожают любую мотивацию.
Что надо знать о мотивации родителям
С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:
- желание учиться и овладевать знаниями;
- радоваться процессу обучения;
- побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
- стремление к учебному успеху в школе;
- желание получать высокие отметки за свои знания;
- стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
- стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
- умение подчиняться школьным требованиям;
- навыки самоконтроля.
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.
Тест – опросник
Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:
- Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
- Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
- У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
- Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
- (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.
25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).
10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Как реагировать на негативные комментарии и слова про школы?
Очень важно в первую очередь с ребёнком согласиться – это в психологии называется присоединением. Таким образом вы показываете, что понимаете, как он себя чувствует
Это звучит так: «Да, я тебя понимаю, да, действительно есть такие предметы, которые изучают в школе и потом в жизни они тебе не пригождаются, да, у меня в школе они тоже были и тоже мне не очень пригодились».
Потому что когда вы соглашаетесь, вы убираете то сильное напряжение, которое идёт от ребёнка, и он уже не чувствует, что надо бороться с вами, надо отстаивать свою позицию, надо доказывать и защищаться.
Если же вы говорите: «Зачем ты так говоришь? Так нельзя про школу разговаривать. Ты просто пока не понимаешь. Тебе всё это пригодится. Я даже не хочу об этом разговаривать» или «Люди стараются, учителя стараются, в школу все ходят и ты должна ходить», то любые такого рода комментарии в ответ на жалобы ребёнка, на его нелюбовь к школе, нелюбовь к каким-то учителям, непонимание того, почему нужно изучать те или иные предметы, когда ребёнок делится с вами, что в школе скучно, приводят к тому, что ребёнок сразу выбирает защитную позицию и начинает с вами бороться. И чем ближе к подростковому возрасту, тем сильнее и больше будет его негативизм и тем больше он будет вам доказывать, что он прав, да и вообще будет как можно меньше с вами делиться.
А если сказать: «Я тебя понимаю, я тебя слышу, знаю, о чём ты говоришь, у меня тоже такое было», то он немножко расслабляется, уходит внутреннее напряжение. И дальше вы уже можете поделиться своими мыслями: «Знаешь, возможно, тебе это не пригодится в будущем, я понимаю, но это очень хорошо натренирует твой мозг решать задачки, думать, видеть какие-то причинно-следственные связи. И эта тренировка психических процессов в дальнейшем может помочь тебе в любой ситуации. Мозг становится более пластичным, более гибким, развивается память, логическое мышление».
Или можно рассказать о том, что в самых неожиданных местах, в самых разных жизненных ситуациях вдруг что-то из того, что ты изучал в школе, может пригодиться.
«В любом случае у тебя есть право это не любить и я понимаю, что тебе это не нравится. И ты не обязан учиться на пятёрки по этому предмету, ну хотя бы на четвёрки».
Мотивация к учебе у младших школьников
Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»
Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.
Результат, который можно увидеть уже сейчас
В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.
У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.
Резюме
Есть разные способы повысить мотивацию к учёбе, если ребёнку не нравится заниматься. Внутренняя мотивация, то есть искренний интерес и желание, эффективней внешней, когда школьник учится «из-под палки». Рекомендуем подбирать педагогов и стиль обучения под индивидуальные запросы ребёнка. Не забывайте показывать пример и помните, что оценки не главное.
Тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» помогают ребятам полюбить учиться. К этому специалисту можно обратиться, если потеряна мотивация к семейному обучению или в целом к получению образования. Тьютор найдёт скрытые желания и интересы, забытые увлечения и подскажет, как применить это в учёбе.
Курсы для развития интеллекта
Помимо игр, у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать. После прохождения курса ребенок сможет:. После прохождения курса ребенок сможет:
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Супер-память за 30 дней
Как только запишитесь на этот курс — для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей
Внимание, концентрация, скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:
Научиться очень быстро читать
Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
5 способов, как улучшить концентрацию внимания у взрослых
1 – уберите все, что мешает сосредоточиться
Это самая важная рекомендация. Никакие тренировки концентрации внимания не помогут, если что-то мешает. Обеспечьте себе место, где не будет раздражителей – шума, мельтешения и пр.
В первое время может отвлекать даже чириканье птиц за окном и журчание воды в трубах. Если это ваш случай, то используйте беруши или наушники. Они помогут быстро и надолго сосредоточиться. По мере улучшения навыка концентрироваться никакие приспособления уже не потребуются.
Закройте соцсети, приложения, отключите уведомления, но главное – спрячьте смартфон. Специалисты утверждают, что активность ума существенно возрастает, когда телефон находится вне поля зрения, а не просто выключен.
Правильно распределяйте время. Тем, у кого концентрация ума находится в максимальной точке утром, выполнение интеллектуальных задач стоит планировать на первую половину дня.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог
Если управление временем представляет для вас слишком сложную задачу, советы по ее решению вы всегда можете получить у наших психологов. Круглосуточно, дистанционно, по телефону.
2 – уменьшайте многозадачность
Когда человек переключается с одной задачи на другую, ему приходится прилагать умственные усилия. В психологии это называется эффектом затрат на переключение.
Технически мы действительно можем делать 2 дела сразу. Например, смотреть телевизор и готовить обед. Однако фокусироваться на двух объектах в одно и то же время нереально. Вы либо смотрите на экран телевизора, помешивая борщ в кастрюле, либо сосредотачиваетесь на шинковке овощей, а телевизор (радио) становится просто фоном
В каждый отдельный момент времени вы концентрируете внимание то на одном, то на другом.
Результаты исследования 2003 г показали: если человек отвлекается на проверку электронной почты каждые 5 минут, ему нужно в среднем 64 сек. для того чтобы возобновить выполнение прерванной задачи.
Внимание! Таким образом, из-за проверки одного лишь емейла впустую тратится 1 минута из 6! Концентрировать внимание в таких условиях, мягко говоря, непросто.
3 – медитируйте
Чтобы научиться концентрироваться на одном предмете, практикуйте медитацию. В идеале медитировать нужно около 20 мин в день
Практиковать осознанность можно и более простыми методами: сосредоточивать внимание на том, чем занимаетесь.
Обедаете – наслаждайтесь процессом принятия пищи в полной мере
Моете посуду – попробуйте сконцентрировать внимание на тарелках и своей технике мытья. Тем самым вы, что называется, убьете двух зайцев – получите удовольствие от рутинного занятия и сможете развить концентрацию внимания.
4 – читайте
Чтение – отличный способ концентрировать внимание. Попробуйте читать без перерыва полчаса, доведите время чтения до часа и двух, делая небольшие перерывы. Если вы можете сконцентрироваться на любой книге, будь то приключенческий роман или монография, вы наверняка сможете сосредоточиться и на работе.
Если вы можете сконцентрироваться на любой книге, будь то приключенческий роман или монография, вы наверняка сможете сосредоточиться и на работе.
- Прочитав несколько страниц, спросите себя, о чем был текст. Так вы убедитесь, что читаете не на автопилоте – в этом деле нужна именно вдумчивость, осознанность;
- Лучше всего читать утром и вечером. Утреннее чтение отлично пробуждает мозг от сна, вечернее способствует засыпанию и помогает хорошо выспаться.
- Ставьте себе цель – читать по полчаса в день. А телевизор смотрите не больше получаса. Просмотр большого количества рекламы может нарушать концентрацию внимания, создаваемую чтением.
5 – делайте перерывы в работе
Если вы чувствуете, что концентрировать внимание становится сложно, прервитесь на отдых. Небольшие перерывы перенаправляют мозг на решение задачи иного типа, давая ему отдохнуть от текущего задания. В данном случае переключение увеличивает продуктивность, особенно, если основная задача очень важная и объемная.
В данном случае переключение увеличивает продуктивность, особенно, если основная задача очень важная и объемная.
Полезная литература для родителей школьников
Мы подготовили список книг, которые будут полезны всем родителям школьников. В них нет инструкций по воспитанию, но есть масса советов от педагогов и психологов, которые помогут воспитать счастливого ребенка и решить основные проблемы со школой. Наиболее полезные книги, по мнению экспертов:
- Д. Навара «Не кричите на детей».
- О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
- Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
- Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет».
- Д. Пеннак «Как роман».
- Х. Шумейкер «Домашние задания – это вредно».
- А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились».
- Я. Корчак «Как любить ребенка»
- Н. Юнттила «Ноль друзей».
- К. Аудмайер «Все на одного».
Не ищите в книгах «волшебной таблетки». Чаще в них говорится не о том, как надо делать, а о том, как делать не надо. Ваше чадо индивидуально, к нему невозможно применить универсальную инструкцию по воспитанию. Однако именно в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.
Резюме
Как заставить ребенка учиться? Никак. Лошадь можно подвести к воде, а вот заставить пить – нет. Все, что в ваших силах – обеспечить такую атмосферу дома и найти такой подход к детям, при котором они захотят учиться. Для этого нужно перестать кричать, сравнивать с другими детьми, наказывать за двойки и тем более браться за ремень. Нужно найти причину низкой успеваемости и устранить ее, при этом сохранив психику невредимой.
Что надо знать о мотивации родителям
С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:
- желание учиться и овладевать знаниями;
- радоваться процессу обучения;
- побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
- стремление к учебному успеху в школе;
- желание получать высокие отметки за свои знания;
- стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
- стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
- умение подчиняться школьным требованиям;
- навыки самоконтроля.
Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.
Тест – опросник
Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:
- Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
- Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
- У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
- Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
- (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)
Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.
25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).
10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Как заставить себя учиться?
Даже у взрослого человека могут возникать сложности с обучением или выполнением рабочих обязанностей. Поэтому для повышения мотивации рекомендуется следовать советам психологов:
- правильно ставьте задачу;
- делите крупные цели на несколько отдельных проектов, при реализации которых можно поощрять себя наградами;
- грамотно обустройте рабочее место, которое должно нацеливать на труд;
- большую часть работы следует выполнять в офисе или на парах в вузе, оставляя на дом только мелкие задачки;
- грамотно распоряжайтесь рабочим временем, для чего желательно составлять специальный график;
- постоянно развивайте силу воли.
От усилий каждого человека зависит, каких высот в учебе или карьере он сможет достичь.
Правильный контроль времени
Основой хорошей успеваемости является грамотное распределение рабочего времени. Поэтому желательно пользоваться расписанием и правильным режимом. Для этого учитываются рекомендации:
- Занятия должны проходить в одно и то же время.
- Желательно вести ежедневник.
- Весь материал делится на небольшие разделы.
- Планируйте время для короткого отдыха.
При такой организации времени можно легко справиться с рабочими вопросами или учебой, оставив немного времени для расслабления.
Мотивация и цели
От мотивации зависит успешность выполнения любой задачи во время учебы или работы. Для ее повышения можно пользоваться следующими советами:
- составьте перечень целей, которые нужно достичь;
- определитесь с причинами достижения этих целей;
- скучную информацию, которая дается учителями или руководителями, можно сделать интересной, для чего используются не только учебники, но и дополнительные пособия, что позволит значительно повысить интерес к обучению;
- устанавливайте таймер, чтобы периодически отвлекаться на отдых и расслабление;
- награждайте себя даже за мелкие достижения;
- заручитесь поддержкой близких людей.
С помощью этих советов можно мотивировать себя и школьника.
Устранение отвлекающих факторов
Хорошая обстановка создает настроение
Процесс учебы или работы должен осуществляться только в грамотно организованном пространстве. Поэтому нужно устранить все факторы, которые могут отвлекать от учебы. Заранее рекомендуется поесть и попить, чтобы сконцентрироваться на получении новой информации. Дополнительно можно немного прогуляться.
Получать новые знания необходимо в тихом и хорошо проветриваемом помещении. Обязательно выключается телевизор или музыка. Желательно отключить гаджеты, которые сильно отвлекают, что негативно сказывается на результатах обучения.
Развивайте силу воли
Обучение не всегда является веселым занятием, поэтому приходится заставлять себя. Для этого нужно развивать силу воли. Психологи рекомендуют определиться с целью обучения и пользоваться специальными мыслительными упражнениями.
Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога
Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:
1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.
2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия
Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться
Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.
3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.
4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки
Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать
5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.
Видео: мотивация учиться
То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.