Речевой этикет и вежливость

Введение

Этикет по происхождению французское 
слово (etiguette). Первоначально оно обозначало
товарную бирку, ярлык, а затем так стали
называть придворный церемониал. Именно
в этом значении, особенно после принятия
французского церемониала при венском
дворе, слово этикет получило распространение
в немецком, польском, русском и других
языках. Наряду с этим словом для обозначения
совокупности принятых правил, определяющих
порядок какой-либо деятельности, используется
слово регламентация и словосочетание
дипломатический протокол. Многие тонкости
общения, представленные протоколом, учитываются
и в других сферах деловых отношений.

Все большее распространение в 
деловых кругах, особенно в последнее 
время, получает деловой этикет, отражающий
опыт, нравственные представления и вкусы
определенных социальных групп. Деловой
этикет предусматривает соблюдение
норм поведения и общения. Поскольку общение
есть деятельность человека, процесс,
в котором он участвует, то при общении
в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом
понимаются разработанные правила речевого
поведения, система речевых формул общения.

По тому, как человек знает 
этикет, соблюдает его, судят о 
нем самом, его воспитании, общей 
культуре, деловых качествах.

Владение речевым этикетом способствует
приобретению авторитета, порождает 
доверие и уважение. Знание правил
речевого этикета, их соблюдение позволяет
человеку чувствовать себя уверенно и
непринужденно, не испытывать неловкости
из-за промашек и неправильных действий,
избежать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми
так называемых лингвоинтенсивных профессий
– чиновниками всех рангов, врачами, юристами,
продавцами, работниками связи, транспорта,
стражами порядка – имеет, кроме того,
воспитательное значение, невольно способствует
повышению как речевой, так и общей культуры
общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное 
следование правилам речевого этикета
членами коллектива того или иного учебного
заведения, предприятия, производства,
офиса оставляет у клиентов, соучредителей,
партнеров благоприятное впечатление,
поддерживает положительную репутацию
всей организации. Цель работы – рассмотреть взаимоотношений 
понятий речевого этикета и вежливости

Цель работы – рассмотреть взаимоотношений 
понятий речевого этикета и вежливости.

 Для достижения цели необходимо
решить следующие задачи:

определить специфику русского речевого этикета;
выяснить важность вежливости в речевом
этикете;
рассмотреть технику реализации этикетных форм;
дать краткую характеристику речевым дистанциям и табу.

Понятие речевого этикета

Речевой этикет регулирует использование средств языка и словесности. Чтобы овладеть этикетом, надо разбираться в лингвистике, истории разных времён, культурологии и поведении людей (психологии).

Иными словами, речевой этикет – это культура речи. Понять человека проще в ходе общения: мы узнаём, насколько богат его словарный запас, какая манера общения для него допустима, соблюдает ли он нормы речевого этикета, как много знаний он накопил на сегодняшний день.

Свод речевых правил и их соблюдение помогают располагать к себе людей, производить приятное впечатление, качественным образом повышать самооценку.

Структуру речевого этикета составляют его виды, правила и формулы.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Формы вежливости

Как существует много разнообразных граней человеческого общения, так и вежливость имеет несколько форм, которые включают в себя такие составляющие, как:

  • тактичность;
  • обходительность;
  • любезность;
  • галантность;
  • деликатность.

Все эти качества являются необходимыми, чтобы взаимодействовать с людьми в разных ситуациях по правилам этикета.Жизненные обстоятельства изменяются, но общий свод правил остается неизменным. Например, при зевании необходимо прикрывать рот ладонью, независимо от того в каком общественном месте вы находитесь. Часто из вежливости требуется повышенная тактичность, обходительность с другими людьми. Эти качества ценятся независимо от общества, в котором человек находится (формальная или неформальная обстановка).

Формулы речевого этикета

Высокая культура речи помогает добиться расположения собеседников, составить правильное мнение о себе, достичь карьерного роста. Как правильно себя вести при знакомстве, чтобы составить приятное мнение о себе и не оттолкнуть собеседника? Изучайте простые формулы речевого этикета.

Знакомство — установление контакта

Любой диалог знакомых или незнакомых людей начинается с приветствия. Затем следует вопрос или предложение познакомиться с целью налаживания контакта. Как это выглядит в жизни? В таких случаях к незнакомому человека можно обращаться с фразой по правилам этикета общения.

  • Давайте познакомимся.
  • Разрешите с вами познакомиться.
  • Можно с вами познакомиться.
  • Хотел бы с вами познакомиться.

Беседа — основная часть общения

Разговоры в неофициальной обстановке возможны на любые темы и в любом ракурсе, если они интересны собеседникам. Посещение публичных мероприятий регламентируется определенным этикетом общения, который рекомендуется соблюдать, чтобы не прослыть невоспитанным человеком.

Основу речевого этикета составляют правила поведения на корпоративных, общественных мероприятиях. Не рекомендуется вести и поддерживать темы о политике. Ситуация грозит перейти в жаркие дебаты, что приводит к обидам, испорченному настроению и раздражению. В обществе принято говорить на нейтральные темы — о книгах, концертах, кинофильмах, музыке, спектаклях. Бестактными являются разговоры на тему личных отношений. Вопросы об этом неприличны. Рассказы о своей личной жизни ставят собеседника в неловкое положение.

Прощание — завершение контакта

Этикетом общения предусмотрено прощание перед уходом. Покинуть общество по-английски — не прощаясь, в России не принято. Для этого достаточно сказать — до свидания. Можно приложить к прощанию фразы с пожеланиями: всего хорошего, всего доброго, надеюсь, еще увидимся.

Значение речевого этикета в обществе

Речевой этикет — это набор правил и норм, которые регулируют использование языка и общение в обществе. Соблюдение речевого этикета играет важную роль в общении людей и способствует гармоничным отношениям между ними.

Уважение. Основная ценность речевого этикета заключается в том, что он способствует выражению уважения к другим людям. Правильный выбор формулировок, использование вежливых обращений и умение выслушивать собеседника делают общение более приятным и комфортным для всех участников. Речевой этикет позволяет избегать конфликтов и неприятностей, создавая атмосферу взаимного уважения.

Профессионализм. Соблюдение речевого этикета является ключевым компонентом профессионализма в любой сфере деятельности. Независимо от того, работаем ли мы в офисе, учимся в университете или ведем бизнес, умение вести себя по правилам общения помогает создать положительное впечатление о нас и нашей работе. Это также способствует эффективному обмену информацией, формированию доверия и установлению долгосрочных деловых отношений.

Социальная адаптация. Следование речевому этикету помогает человеку успешно адаптироваться в обществе. Знание правил общения и способность применять их в различных ситуациях делает нас более независимыми и уверенными в себе. Благодаря этому мы сможем комфортно общаться с разными людьми, проявлять тактичность и деликатность в разговорах, эффективно решать конфликты и преуспевать в профессиональной сфере.

Формирование личности. Соблюдение речевого этикета помогает формированию личности и характера человека. Использование вежливых форм обращения, грамотного языка и умение выражать свои мысли конструктивно и аргументировано способствуют формированию таких качеств, как терпимость, деликатность, сдержанность и тактичность. Правила речевого этикета помогают человеку осознанно строить свои взаимоотношения с окружающими и играют важную роль в его саморазвитии.

Таким образом, речевой этикет имеет большое значение в обществе. Он способствует формированию гармоничных отношений, профессиональному развитию и социальной адаптации. Соблюдение правил речевого этикета помогает создать атмосферу взаимного уважения, и делает нашу жизнь более приятной и успешной.

Формирование культуры общения

Общаться можно очень по-разному. В стенах кафедры государственного университета и, например, общественной столовой, звучит кардинально разная лексика, но правила речевого этикета в целом соблюдаются одни и те же.

Это происходит потому, что формирование культуры общения начинается ещё с младенчества. Дети, находящиеся в разных условиях, получают разное качество обучения поведению в обществе, но согласно одинаковым принципам (исключая маргинальные прослойки).

В минимальные стандарты культуры общения входит умение держать словесную дистанцию, отказываться от оскорблений и обсуждения недостатков вслух, недопустимость грубости и агрессии.

Чтобы успешно функционировать в обществе, молодой член общества должен научиться лояльности и минимальному уважению к окружающим.

Так как человечество больше не в племенном строе, уважение и доброжелательность высказывается с помощью речи и её выражениям — интонации, словам, жестикуляции.

Формирование культуры общения начинается с раннего возраста. Наряду с правилами поведения ребенку внушают и постулаты речевого этикета. Прямое и косвенное влияние на формирование речевой культуры оказывают:

  • семья;
  • ближайшее окружение;
  • учебное заведение.

Первый навык общения ребенок получает в семье. Едва начав говорить, он начинает копировать манеру речи домочадцев, используя при этом те же слова и интонации — речь ребенка становится отражением речи родителей и их задача донести до ребенка основы культуры общения.

В семьях, где воспитанию детей уделяется много внимания, дети с раннего возраста знают «волшебные слова» и их значение.

На втором этапе в процесс освоения речевых правил вмешиваются окружающие:

  • соседи;
  • случайные люди на улице;
  • друзья и их родители.

Круг общения ребенка становится шире, в речи появляются новые слова, меняется манера разговора. И то, какой она будет, теперь зависит не только от родителей.

Если ребенок проводит время среди воспитанных, культурных людей, значит, его речь станет богаче и ярче, но если окружающие незнакомы с культурой общения и «сорят» ненормативной лексикой, то ребенок непременно переймет некоторые обороты.

Детский сад, школа и другие учебные заведения учат читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильно выражать мысли в устной и письменной форме.

Причем, необходимые знания ребенок получает из уроков русского языка и литературы, но и из других дисциплин. Весь учебный процесс направлен на формирование речевого этикета, а целью являются следующие моменты:

  • выработать общительность и общественную активность;
  • установить коммуникативные взаимоотношения с окружающими;
  • повысить академическую успеваемость
  • разить быструю адаптацию к разнообразной деятельности.

Главные правила

Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем

Распространяться о себе также не следует.
В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно

Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Правила письменного общения

Когда мы пишем друг другу сообщения в гаджетах, это тоже разговор, но в письменной форме. И для него существуют свои правила речевого этикета. В начале обязательно нужно поздороваться, даже если сообщение будет кратко выражать какую-то просьбу. Заканчивая писать, не забываем поблагодарить, если это была просьба, и попрощаться.

Не принято в письменном сообщении сокращать слова. Собеседник может неправильно понять, что хотели сказать, в результате получится недоразумение

Вежливый человек, даже при написании СМС или сообщения в мессенджерах, всегда обращает внимание на грамотность. Мало того, что может исказиться смысл, собеседник, возможно, примет это за неуважение к себе

В докладе на тему речевого этикета для 4 класса можно рассказать о том, что для выступления с сообщением существуют свои правила. Это тоже речевой этикет. Насколько интересным будет доклад, зависит не только от того, о чём он, но и как его представили. Лучше, если это будет пересказ своими словами, с личными комментариями о впечатлениях от того, что узнали.

Что мы узнали?

Необходимо помнить следующие сведения об этикете: учитывать ситуацию общения, начинать устную беседу с приветствия, а заканчивать благодарностью, в письменных сообщениях не использовать сокращения. Соблюдая эти правила, каждый может стать вежливым человеком, с которым приятно общаться.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Речевой этикет — это:

    • умение грамотно писать
    • установленный порядок в разговоре
    • разнообразие словарного запаса
    • знание истории происхождения слов

Зачем нужна вежливость

Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности

Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:

  • помогает соблюдать границы общения с людьми, т. е. не задавать лишних/ неуместных вопросов, уважать личное пространство других;
  • позволяет достичь внутренней гармонии с самим собой, не испытывать внутренней агрессии, злобы, зависти;
  • помогает стать примером для других, образцом для подражания, т. е. вызывать уважение у собеседников, чувство гордости у родственников;
  • позволяет сохранить человечность даже в экстренных ситуациях, заставляет думать не только о себе, но и заботиться об окружающих;
  • пополняет запас положительных эмоций, которые благоприятно влияют на состояние здоровья, внешность (продлевает молодость).

Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.

Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это совокупность требований к содержанию, характеру, форме, порядку и уместности высказываний в той или иной ситуации.

Интересно почитать: Речевой этикет в Китае.

Это определенные правила речевого поведения, система специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, которые приняты обществом для взаимного контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности.

Речевой этикет предполагает использование определенных слов и выражений в различных ситуациях:

  • во время приветствия;
  • в момент прощания;
  • при просьбе;
  • во время обращения;
  • в момент извинения.

Нужные слова и фразы произносятся с определенной интонацией, что в совокупности с изречениями и характеризует вежливую речь.

Владение культурой речи помогает в становлении личности, завоевании авторитета, доверия и уважения. Соблюдая речевой этикет, человек чувствует себя уверенно и непринужденно в любой ситуации, а также избегает насмешек и неловкости в незнакомой обстановке.

Это совокупность правил, уникальная для разных рас и социальных групп в некоторых аспектах. Большинство правил речевого этикета считается негласным и в норме воспитывается в детях вместе со всеми прочими социальными навыками.

Например, нет нужды в объяснении причин, по которым нельзя повышать голос на другого человека — это нарушение личного пространства и грубость.

Так же очевидно то, что не вежлива фамильярность с человеком, более высоким по социальному статусу или просто не знакомым.

История возникновения речевого этикета берет истоки из иерархических правил, где старший автоматически возвышался над младшим, женщин выделяли в отдельную социальную группу, а разрыв между социальными классами был невероятно огромным.

Большинство правил речевого этикета человечество сохранило неизменным или немного изменённым.

Понятие речевого этикета

Речевой этикет регулирует использование языковых средств и артикуляцию. Чтобы овладеть этикетом, необходимо разбираться в лингвистике, истории различных эпох, культурологии и поведении человека (психологии).

Другими словами, речевой этикет — это культура речи. Легче понять человека, когда мы общаемся друг с другом: Мы узнаем, насколько богат его словарный запас, какой стиль общения для него приемлем, соблюдает ли он правила речевого этикета, какой объем знаний накопил к настоящему времени.

Речевой этикет и его соблюдение помогают людям чувствовать себя комфортно, производить хорошее впечатление и качественно повышать свою самооценку.

Структура этикетной речи состоит из ее видов, правил и формул.

Важно отдельно упомянуть о функциях этикетной речи:

  1. Коммуникативная (основная функция правил речевого поведения, отвечает за регулирование поведения человека во время коммуникации с окружающими людьми, помогает осуществлять общение);
  2. Стилистическая (регулирует стиль речи в разных обстоятельствах);
  3. Нормативная (заключается в исключении недопустимой лексике, нормах общения);
  4. Образцовая (показывает пример лучшей версии ораторской речи);
  5. Познавательная (принципы и правила помогают узнать об окружающем мире);
  6. Накопительная (накапливается база знаний о речи разных поколений, улучшение связи между ними).

Основная функция речевого этикета — установление такого контакта с собеседником, который позволяет наладить дальнейшее общение. Можно говорить словами: «Могу ли я к вам обратиться», «Добрый вечер» и т.п. С этого момента начинается разговор, и участники получают впечатления

Также подчеркивается, что важно проявлять позитивное отношение и уважение к другим. Конфликтов, споров и эскалации риторики следует избегать любой ценой, так как важно быть конструктивным и спокойным

Следуя правилам устного общения, человек учится следовать логике повествования, преодолевать себя и овладевать такими качествами, как терпение, вежливость, невербальные знаки и управление телом. Последняя функция — разрешение коммуникативного контакта, с другими W

Как стать вежливым

Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость

Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера

Основные правила, как быть вежливым:

  • Прежде чем что-то сделать, необходимо многократно подумать, а не обидит ли поступок другого.
  • Руководствоваться не словами, а поступками, иначе такая вежливость больше наигранная, неестественная.
  • Ввести в привычку здороваться первым, в транспорте уступать место пожилым людям, благодарить за любые дела, извиняться за проступки.
  • При возникновении непонимания не замалчивать проблему, а обсудить ее, найти «точки соприкосновения», примириться.
  • Учтиво и внимательно относиться к речам собеседника, учиться слушать, не перебивать.
  • Давать объективную оценку, не навязывать свое субъективное видение проблемы, обижая/притесняя тем самым собеседника.
  • Всегда анализировать примеры вежливости окружающих, по возможности реализовать их в своей жизни.

У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.

Формы выражения категории вежливости в русском языке

Вежливое общение определяется спецификой отношений, которые складываются внутри коммуникативной ситуации. Ориентация на стратегии вежливого речевого поведения определяется следующими параметрами ситуации общения:

  1. Наличие / отсутствие социальной дистанции между коммуникантами. Очевидно, что в тех ситуациях общения, где такая дистанция достаточно четко выражена (например, в официально-деловой коммуникации), требования к соблюдению вежливости будут выше, нежели в более интимном, неформальном общении.
  2. Степень знакомства собеседников, позволяющая речевую фамильярность и пренебрежение правилами вежливой коммуникации.
  3. Наличие / отсутствие ролевого речевого поведения. Определенные типы дискурса (например, педагогический), где имеется четкая ролевая обусловленность речевого поведения, характеризуются правилами, предписывающими соблюдение норм вежливого общения.

Рассмотрим некоторые специфические коммуникативные стратегии вежливого речевого поведения и соответствующую им систему языковых средств.

Исторически в русском языке маркером вежливого общения является «Вы-коммуникация» с обращением к собеседнику по имени и отчеству, особенно если социальный статус собеседников неравнозначен. Также проявлением вежливости является использование определенных этикетных формул общения: стандартных моделей приветствия и прощания, извинения, просьбы, выражения одобрения или несогласия, а также вербального поощрения собеседника (например, комплимента, похвалы и так далее).

Речевой акт просьбы в русской коммуникации имеет свою специфику, проявляющуюся в использовании приемов, позволяющих смягчить категоричность выраженного в ней побуждения:

  1. Говорящий может использовать частицу –ка для смягчения императива: Налей-ка мне чайку. Подай-ка мне ручку. Принеси-ка вазу для букета.
  2. Просьба может быть выражена через вопросительное предложение с отрицанием, имеющее утвердительную семантику: Не передадите мне соль? Не хотите мне помочь? Не подскажите, который час?
  3. Смягчение императивности также способствует использование различных речевых формул вежливости: Будьте любезны, уступите место пожилой женщине. Пожалуйста, не шумите. Я прошу вас соблюдать тишину. Будь другом, сделай это для меня.
  4. Использование условных конструкций, содержащих намек на выражение благодарности в случае выполнения просьбы: Я был бы весьма благодарен вам за помощь в этом деле. Я был бы признателен вам за совет.

Вежливость как коммуникативная категория связана с учетом и собственно неречевых условий осуществления коммуникации. Так, вежливость проявляется не только на уровне использования определенных речевых моделей и коммуникативных стратегий, но и в ориентации на гуманистические ценности в процессе общения. Так, вежливое общение базируется на признании личности собеседника, проявлении уважения к его точке зрения, умении избегать конфликтных ситуаций, тактичности и стремлении гармонизировать общения. Вежливость несовместима с манипулятивными тактиками общения, появлением речевой агрессии, нарушением этических норм коммуникации.

Этика слушания

Общение подразумевает под собой обмен данными и информацией, поэтому важно не только правильно, вежливо и уместно говорить, но и умение слушать человека, понимать что он говорит и что он хочет от Вас. Слушание как процесс тоже имеет определённые правила:

1.​ Всегда обращать внимание на человека, который Вам хочет что-то сказать

2.​ Уважительно относится к говорящему

3.​ Не перебивать собеседника

4.​ Показывать, что Вы заинтересованы в получении информации.

5.​ Не забывать, что в диалоге может говорить и собеседник, а не только Вы.

6.​ Всегда отвечать на заданные Вам вопросы, но на заданные другому собеседнику вопросы отвечать не следует.

Не нашли ответ?
Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий