Как воспитать ребенка без криков и наказаний

Что такое наказание и как оно работает?

Для начала стоит понять, что такое наказание и что оно в себе несет. В первую очередь, наказание — это искусственное формирование вокруг ребенка менее благоприятной среды, чем его обычная среда, с целью получения от него какого-либо результата.

С другой стороны, наказание может применяться после совершения ребенком какой-либо шалости, для того чтобы привить ему чувство ответственности за свои поступки.

Этот метод воспитания общепринят, популярен, универсален и прост. Родителю или учителю не нужно тратить время на поиск каких-либо иных более тонких способов стимулирования ребенка, а значит не нужно понимать его индивидуальность, его личность.

Метод воспитания наказанием превалирует среди воспитателей большинства детских садиков, в реалиях которых избежать наказания не представляется возможным. Тем не менее, существуют определенные границы.

Воспитание детей от года. Психология воспитания малыша от рождения до 2 лет

Рождения первого ребенка – это знаменательное событие, но не все родители уже имели опыт обращения с крохой. Новорожденный малыш полностью зависим от папы и мамы, потому им стоит знать простые рекомендации по воспитанию детей.

Какое чувство малыша при родах

В утробе матери, ребенку было очень комфортно и привычно, он слышал доносящиеся звуки разговоров своих близких, находился в теплом месте и наблюдал равномерные удары маминого сердца. Долгих 9 месяцев жизнь была однообразной и комфортной.

Резко начинаются схватки, ребенка сдавливает, а уровень кислорода падает. Затем его голову тянут через таз матери, где она немного деформируется.

Как только он появляется на свет, температура резко падает с 37 градусов до 20.

Все время малыш плавал в жидкости, которая не давала возможности почувствовать его вес, но теперь все иначе – он чувствует то, что космонавт, когда сходит на землю – свой настоящий вес, чему очень пугается. Переживания и испуг проходит, когда мать опять прижимает его к сердцу!

Психология малыша

Воспитание ребенка с рождения беспокоит многих мам, особенно если нет опыта, конечно, можно попросить совета в своих родителей, но если только вы довольны своим воспитанием.

Психология младенца сильно отличается от взрослой, мир для него еще непонятен, не пытайтесь что-то объяснять на взрослом языке. Личность не сформирована, потому лучше всего он понимает язык прикосновений, контакт с мамой, а еще слышит ее тембр и интонацию. Старайтесь никогда не поднимать голос в его присутствии, в дальнейшем такое поведение может выплести в психологическую травму.

Что делать если он плачет?

Если ребенок плачет, значить ему плохо и родители должны поддержать его в момент плача, пережить вместе трудный момент. Не позволяйте своему чаду плакать в одиночестве, и попробуйте восстановить его комфорт, посмотрите, что его беспокоит. Если же причина не найдена, тогда он просто хочет телесного контакта с мамой, ведь долгих 9 месяцев он с ней не расставался.

Как приучить годовалого ребенка к самостоятельности?

Как воспитывать ребенка в 1 год рождения? Это очень важный вопрос, в это время ложится фундамент будущей личности. От уровня серьезности, с которой родители отнесутся к этому вопросу, будет зависеть судьба их чада.

Родители должны знать психологию детей, чтобы вложить правильные понятия, которые помогут им по жизни.

Основные рекомендации по воспитанию самостоятельности:

  1. Обеспечьте полную автономность – купите отдельную кроватку, спать кладите в другой комнате, грудью кормите точно по времени.
  2. Когда малыш не спит, то не следует его надолго покидать, лучше, конечно, чтобы мама была дома, именно мама, а не няня.
  3. Не идите на поводу у плачущего малыша – не стоит постоянно все позволять, лишь потому, что услышали плач, иначе это может перерасти в привычку.

Воспитание детей до года подразумевает частичную заботу, всего должно быть в меру, но если ребенку не меньше 8 месяцев. Первые 8 месяцев должен быть полный контакт и забота о малыше.

Психология воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

Очень важный период жизни детей, папа и мама должны поощрять порывы к самостоятельности. Не забывайте о воспитании культурной составляющей и совместному проведению времени, например, игры.

К чему нужно приучать в возрасте от 1 до 2 лет:

  • Приучайте к чистоте собственного тела и гигиене, напоминайте, что перед тем как сесть за стол, нужно помыть руки с мылом. Утром малыш должен сам умываться и даже чистить зубы, чтобы этого научить показывайте пример.
  • Одеться – второй важный пункт, учите дитя самостоятельно надеть носки, шапочку колготки, чтобы такое желание появилось, говорите сыну или дочке, что они красивые, и вы их очень любите. Любовь – это сильный инструмент.
  • Самостоятельная еда из ложечки – для того чтобы научить чадо есть самостоятельно, нужно его заинтересовать, лучший вариант – это купить красивую ложку с героями мультика.
  • Общий режим дня! В 9 часов малыш должен спать, в отведенное время есть, а после обеда опять ложиться спать – дневной сон обязателен для подрастающего организма.

Любите своего ребенка, поступайте правильно, отдавайте ему много времени и заботьтесь, ведь все моменты по-своему уникальные и незабываемые.

Почему родители срываются на крик?

Разумеется, родители начинают кричать, угрожать и наказывать детей не просто так. Разные мамы по-разному реагируют на поведение своего чада. Что влияет на поведение родителей?

  1. Перфекционизм. Часто родителям так сильно хочется воспитать отпрыска в соответствии с придуманным ими идеалом, что они раздражаются из-за любого допущенного им «промаха».
  2. Повторение модели поведения, полученной в детстве. Папа и мама, воспитываемые криками, стоянием в углу, угрозами и ремнём переносят этот тип воспитание на своих детей.
  3. Нет знаний о другом принципе поведения. Частенько юные родители просто элементарно не знают, что можно воспитывать детей как-то по-другому, не применяя ругань и шлепки.

Возможно ли воспитывать детей без криков и наказаний?

Отсутствие наказания для шалунов будет означать вседозволенность, поэтому меры пресечения плохого поведения также имеют место.

Непослушание ребенка всегда вызывает гнев, раздражительность мамы, нередко просящей папу «повлиять» на малыша.

Мужчина со своей стороны способен применять силу по отношению к крохе, что воспитает в подростке страх.

В психологии существует несколько принципов, разработанных специально для родителей, не практикующих угрозы, телесные и физические наказания:

Терпение. Родители, выбравшие данный путь, рискуют вырастить самодостаточного, счастливого подростка, при этом устные наказания также должны присутствовать.
 
Они чередуются с поощрениями, разработанными согласно системе.

Принимать ребенка таким, какой он есть

Малыш должен чувствовать, что его любят, но при этом не рекомендуется уделять чрезмерное внимание несамостоятельности крохи.
 
Ребенок с поведением, где все позволено; за которого все действия выполняют родители – зачастую вырастает наглым и требовательным.

Личный пример. Меры наказания не понадобятся, если мама объяснит своему чаду на собственном примере нормы поведения, общения.
 
Иногда одного устного объяснения бывает мало, поэтому придется лично продемонстрировать крохе, как необходимо себя вести.

Меньше давления

Чем больше родители «пилят» своих маленьких детей, тем более в них становится выраженным протест.
 
Устраните постоянное давление и вскоре не придется применять разные виды наказаний.

Не стоит забывать о поощрениях, ведь добрых дел, правильных действий у малыша станет больше, когда он поймет, что за них можно получить одобрение от мамы.

Как работает наказание

Наказание — это дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы

Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика

Вот оно, наказание!

Наказывать ли ребенка за непослушание?  Возможно ли обойтись без наказаний?

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Чего нельзя делать, воспитывая ребенка?

Многие мамы и папы, даже имеющие большой опыт за плечами, не знают, как нужно воспитывать детей правильно и совершают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них:

  1. Всегда помните, что ваш малыш – это индивидуальная личность. Он не обязательно будет похожим на вас, не старайтесь сделать из него свою копию. Существует очень много примеров, когда родители, которые не смогли реализовать свои планы, испортили судьбу отпрысков.
  2. Если вы устали, обижены или раздражены, не показывайте это ребенку. Иначе есть риск, что малыш станет депрессивным, неуверенным в себе, что непременно помешает ему реализовать себя в жизни.
  3. Не запугивайте маленького ребенка и не смейтесь над его страхами. Никогда не употребляйте фразу: «Если не прекратишь себя плохо вести, отдам тебя незнакомому дяде». Если для взрослых это шутка, то для ребенка фраза может показаться целой трагедией. Постарайтесь помочь малышу справиться со своими страхами и научите его не бояться, чтобы он не превратился в неврастеника.
  4. Предоставьте ребенку возможность делать то, что ему по душе. Может он любит собирать конструктор, хочет посещать кружок юного механика, либо нечто такое, что никак не входило в ваши планы. Помните, что у вашего крохи есть свои интересы, а вы не имеете права навязывать ему свои условия.
  5. Не подвергайте ребенка критике. Чтобы он вырос уверенным в себе, всегда поддерживайте его. Если же вы будете постоянно критиковать и выражать свое недовольство, у малыша может развиться комплекс неполноценности.

Наказание наказанию рознь

В воспитании нельзя совсем обойтись без наказаний, но они должны быть оговорены с ребенком, чтобы он четко понимал, что за плохие поступки придется отвечать.

Договоритесь, за что и какие будут наказания. Не сделал домашнее задание, получил двойку – три дня не включаешь компьютер, пошел после школы играть с ребятами в футбол, но не предупредил, что задержится – два дня не выходит к друзьям гулять и т.д.

Не делать амнистию, как бы он ни просил, иначе подобное будет повторяться регулярно.

А самое главное в воспитании детей – это любить их. Наказывайте в меру, сердитесь, обижайтесь, но не переставайте любить. Маленькому человеку нужно знать, что какой бы поступок он не совершил, родители всегда его простят. Для них он останется самым любимым существом на земле.

Частые причины непослушания ребёнка

Многие родители убеждены, что их чада не слушаются из вредности, скверного характера или нежелания идти на компромисс. Однако мотивов и предпосылок для «недостойного» детского поведения на самом деле множество.

Возрастной кризис. Психологи выделяют несколько кризисных периодов в жизни ребёнка: 1 год, 3 года, 7 лет, 11 — 13 лет (приблизительные сроки). В это время в психике и физиологическом развитии детей происходят перемены, в результате чего поведение может меняться в худшую сторону.

Чрезмерное количество запретов. При многочисленных ограничениях ребёнок может протестовать, добиваясь большей свободы. Чтобы понять, насколько много запретов в семье, стоит подсчитать, сколько раз вы произносите слово «нельзя» в течение суток.

Непоследовательность. Некоторые родители ведут себя непоследовательно, сегодня разрешая что-то, а завтра уже запрещая ровно то же действие. Естественно, что ребёнок теряется в ориентирах, совершает проступок, но не понимает, почему и за что его наказывают.

Несоответствие слов и действий. Иногда дети ведут себя неправильно, поскольку родители обещают, к примеру, наказать за что-то, но не держат слово. В результате ребёнок игнорирует указания родителей и относится к ним несерьёзно.

Различные требования домочадцев. Подобная причина возможна, когда в семье не установлено единое мнение насчёт запретов и разрешённых действий. Например, отцом предъявляется суровые требования к подростку, мама же, напротив, балует его. В таком случае ребёнок может преступать «закон» втихомолку, надеясь на защиту матери.

Неуважение родителей. Ребёнок растёт, однако родители продолжают относиться к нему, как к несмышлёнышу, отказываются признавать в нём личность

Неудивительно, что подросток начинает протестовать, нарушать требования и запреты.

Невнимание. Нередко дети ведут себя неправильно лишь для того, чтобы привлечь к себе родительское внимание

Их логика проста: пусть лучше мать накажет за проступок, чем вообще не замечает и игнорирует.

Маленькие дети от природы любопытны, поэтому нередко стараются выяснить, что произойдёт, если нарушить то или иное правило. Это также нужно учитывать.

Причины детского непослушания

Причинами детских шалостей могут быть самые разные явления. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, причина непослушания заключается в самом поведении воспитателя. Ребенок всегда очень чутко чувствует и реагирует на окружающие его вещи и зачастую его поступки являются отражение его реакции.

Выделим четыре основные причины, согласно которым дети ведут себя не самым лучшим образов, чем вызывают раздражение и расстройство своих родителей:

Вашему ребенку не хватает внимания
Очень часто дети своими поступками просто-напросто пытаются привлечь к себе внимание. Ребенок осознает, что своим примерным поведением, тихими играми в своей комнатке он не сможет обратить на себя внимание родителей
Другое дело, если что-то разгромить или испортить. Тогда вся семья обратит свой взор в его сторону. Таким образом, даже негативная реакция родителя для ребенка дороже равнодушия, которое он ни в коем случае не приемлет. Психологи отмечают, что если действия вашего воспитанника вызывают у вас раздражение, то это как раз случай недостатка внимания

Следовательно, подобных негативных проявлений можно избежать, просто проводя больше времени с чадом.

Запомните, что для детей очень важно не чувствовать себя одинокими! Детям очень важно ваше внимание.

Вашему ребенку не хватает независимости. Существует и обратная ситуация, когда родители буквально ежесекундно опекают своего любимца

В этом случае, негативные поступки ребенка могут означать его желание выйти из-под чрезмерной опеки и приобрести некоторую независимость и самостоятельность. Опять же важным индикатором является эмоциональная составляющая. Если поведение ребенка вызывает у вас чувство гнева, то, вероятней всего, ваш малыш требует расширить границы его личного пространства.

Для того, чтобы избежать возникновения негативных историй и последствий по этому сценарию, следует дать воспитаннику больше прав.

Ваш ребенок хочет вам отомстить. У любого ребенка очень выражено чувство справедливости. Очень часто плохое поведение малыша является реакция на причиненную ему обиду. А обидеть ребенка достаточно просто. Если вы срываетесь на ребенка, допускаете в его адрес оскорбления или несправедливые наказания, это рано или поздно приведет к глубокой обиде. Что в свою очередь, вызовет у него желание обидеть вас. Если это именно то чувство, которое вы ощущаете от действий малыша, то это вероятнее всего случай мести. Для того, чтобы обойти подобные ситуации будь чуткими к своему чадо. Старайтесь не задеть его чувства.

Ваш ребенок утратил веру в себя. Плохое отношение к ребенку, недостаточное стимулирование его деятельности, упреки и укоры — все это привод к тому, что у вашего чадо опускаются руки. Потеряв веру в себя или часто слыша от родителей, что-то, что заставляет его думать о том, что он плохой, малыш непременно начнет соответствовать этому статусу. Это те случаи, когда действия ребенка вызывают у вас чувства отчаяния. Будьте чутки к своему малышу, не позволяйте ни себе, никому-либо обижать и оскорблять его.


Узнать о том как выявить агрессивность на ранней стадии и помочь ребенку преодолеть гнев, вы можете здесь: Агрессивный ребенок: рекомендации родителям
 

О том, с какого возраста приучать ребенка к самостоятельности и какие качества развивать в нем, можно узнать здесь: Как развить в ребенке самостоятельность
 

Разговоры по душам

С детьми нужно разговаривать. Именно разговаривать, как со взрослыми. Не кричать, не упрекать, не приказывать. Подумайте, если бы вам в вашем доме постоянно что-то приказывали делать, не вызвало бы это у вас реакцию сопротивляться?

Вместо того, чтобы кричать за неубранные игрушки или брошенную кое-как школьную форму, попросите его по-человечески убрать.

Расскажите, что мама устает на работе, и ей нужно еще делать свои дела по дому, предложите помочь навести порядок у него в комнате, раз уж ему так тяжело.

Вы увидите, что он охотно сделает все сам, да еще и вам поможет с домашними делами.

Спрашивайте, интересуйтесь мотивами, которые вынуждают ваших детей поступать плохо.

Возможно, если вы спросите своего сына, почему он плюет на соседскую девочку, то получите вразумительное объяснение, и вам будет проще ему внушить, почему так делать некрасиво.

Выясните, может, маленький человечек не нашел другого способа защитить себя от агрессивной девочки, и кричать совершенно нет причин.

Избежать истерик в магазинах с надрывными криками «хочу!» и катаниями по полу тоже можно. Рассказывайте малышу, что не все игрушки вы должны покупать, помимо этого, существуют и другие расходы – продукты, одежда.

Установите дома правило: покупки игрушек заранее обговариваются. Скажите, что сегодня (или завтра, послезавтра) идете с ним выбирать игрушку.

Пусть готовится, придумывает, что ему хотелось бы получить, и привыкает к тому, что такая покупка – это осознанное, не спонтанное решение, и устраивать истерику, если не купили очередной самолетик или куклу, выбежав за хлебом, не станет.

За что нельзя наказывать ребёнка?

Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.

Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.

Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за стремление к познанию: прыжки в лужах (чтобы проверить их глубину), разборка предметов (пусть даже дорогих) на части, исследование собственных половых органов;
  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, за гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил молоко на кухне.

Рассмотрим распространённую ситуацию: ребёнок разбил чайник из дорогого сервиза. Однако при изучении этого случая выяснилось, что малыш собирался заварить чай и налить кружечку этого напитка любимой маме. Оправдано ли наказание в подобной ситуации?

Нет, ведь поступок изначально был положительным, а ребёнок исходил из самых добрых побуждений. Наоборот, малышу необходимо посочувствовать, поддержать и помочь, подсказав, как избежать подобных промашек в дальнейшем.

Конструктивные методы наказания ребенка

Разберемся, как правильно наказывать ребенка, и какие дисциплинарные меры можно применять. Психологи рекомендуют применять следующие меры воздействия в случае непослушания:

  • Словесное порицание. Любящие и заботливые родители за совершенный впервые проступок наказывать не станут, они проведут беседу и предупредят о том, что ожидает ребенка, если ситуация повторится. Аналогично следует поступить, если малыш не слушается родителей и балуется.
  • Лишение привилегий. Данный метод эффективен для детей подросткового возраста. Дисциплинарная мера может заключаться в отказе в просмотре мультфильмов или ограничении пользования компьютером.
  • Исправление ситуации. Если малыш намеренно разрисовал дверь фломастерами, необходимо дать ему тряпку и заставить вытереть свои «художества», исправив, таким образом, нанесенный ущерб.
  • Тайм-аут. Ребенка оставляют в одиночестве в отдельной комнате на определенное время. Это даст возможность ему и взрослым совладать со своими эмоциями. По мнению психологов, время прибывая в одиночестве в минутах, должно соответствовать его возрасту малыша. При этом помещение должно быть светлым и иметь окно. Категорически запрещено закрывать детей в кладовке, туалете или другом темном помещении.
  • Домашний арест. В случае если школьник пришел домой поздно, и не поставил родителей в известность о том, что задержится, его можно на какое-то время лишить общения с друзьями. При этом обязательно объяснить мотивы своего поступка.
  • Возмещение ущерба и извинение. Если ребенок намеренно или нет, обидел кого-то, и прощения за это не попросил, то любящие родители должны объяснить, как это сделать правильно. Говоря о возмещении материального ущерба, дети также должны участвовать в нем. К примеру, за разбитое в школе стекло, можно с директором договориться об общественных работах, либо восстановить его из карманных денег ребенка.
  • Игнорирование. Метод эффективен для малышей. Достаточно на определенное время прекратить общение с ребенком и выйти из комнаты. Однако злоупотреблять им не стоит.
  • Негативный опыт. В некоторых случаях нужно разрешить ребенку сделать то, что он хочет, но при этом контролировать, чтобы это было безопасно для его жизни и здоровья.

Существует ещё один эффективный метод наказания – порицание и осуждение. В зависимости от возраста и тяжести проступка родители должны объяснить ребенку, что такое поведение недопустимо и почему, а также, какие неприятные чувства оно вызвало у них.

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если ребёнок не слушается. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей

Результатом этого противоречия и является наказание.
Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий

Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель

Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий