Мотивация – стимул к действию
Как мотивировать себя действовать и добиваться положительных изменений? Как преодолеть собственные ограничения? Что делать, чтобы развить и полностью использовать наш потенциал? Есть эффективный способ сделать это. Действуйте!
Люди, добивающиеся выдающихся результатов, поступают по-разному. У них есть эффективные методы постоянного увеличения и развития потенциала более быстрыми темпами, чем у других.
- Они постоянно бросают вызов себе, поднимают планку, благодаря чему постоянно развиваются и получают преимущество
- Они хорошие лидеры и вдохновители
- Умеют мотивировать и развивать не только себя, но и других
- Знают, как побудить людей действовать, выходить за рамки собственных возможностей и использовать весь свой потенциал
Игра воображения
Вторая и очень важная характеристика творческих людей — это способность к игре воображения. Психологи говорят, что игры, когда человек представляет себе что-то, сами по себе являются творческим действием, потому что в процессе мы создаем нечто из ничего
— точно так же, как это делают художники, писатели, музыканты. Именно поэтому наблюдения за детьми в процессе игры
— отличная возможность увидеть своими глазами, как происходит творческий процесс.
К сожалению, по мере того, как мы взрослеем, игры с воображением либо исчезают из нашей жизни полностью, либо занимают в ней непозволительно малую долю. По замечанию драматурга Джорджа Бернарда Шоу, «мы не потому перестаем играть, что постарели, — мы стареем, потому что перестаем играть». Между тем, исследование, проведенное в Университете Иллинойса, показало, что игривость позволяет нестандартно мыслить и лучше справляться с тем стрессом, который есть в нашей жизни. Она дарит нам креативность, энергичность и в целом более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Игру и веселье можно впустить в свою жизнь практически любым способом
— катание на качелях, танцы до упаду (если это то, что приносит вам удовольствие), открытие новых для себя мест, дурашливое поведение. Даже если вам кажется, что «взрослые» будут на вас неодобрительно коситься, помните, что польза, которую вы извлечете из подобного поведения, будет значительно выше смущения, которое вы можете испытать.
Что есть потенциал и как его реализовать?
По словам Роберта Глейзера, у каждого из нас есть большой потенциал. У нас есть возможности, которые мы часто недооцениваем и не используем в полной мере.
Наращивание потенциала — это метод, с помощью которого мы ищем, приобретаем и развиваем навыки, необходимые для работы на более высоком уровне с целью использования наших врожденных способностей. Благодаря этому мы получаем возможность делать то, что раньше было нам недоступно.
Создание потенциала похоже на развитие и укрепление наших мышц.
Это не процесс, который происходит в одночасье. Готовность и вдохновение ценны, но их недостаточно для реальных и ценных изменений. Это требует последовательности и приверженности. На это нужно время и работа.
Например, если вы каждый день будете пробегать небольшую дистанцию, ваше состояние улучшится, и вам станет легче бегать. Только после длительного периода настойчивых действий и постепенного улучшения можно увидеть результаты.
Искусство наращивания и развития потенциала основано на знании того, во что вкладывать время и силы, а от чего отказаться.
Основываясь на собственном опыте, сообщениях читателей, многочисленных беседах с разными людьми, которые внесли значительные и устойчивые изменения в свою жизнь, Роберт Глейзер выделил четыре основных элемента наращивания потенциала. Он подробно описал их в своей вдохновляющей, мотивирующей и практической книге «Go For It».
Наращивание потенциала начинается с понимания этих четырех взаимосвязанных компонентов и их совместной и раздельной разработки. Эти четыре столпа имеют решающее значение для самореализации.
Интуиция
Характеристика номер пять — интуиция. С точки зрения психологии, интуиция
— это работа нашего бессознательного, и за последние 35 лет когнитивные психологи провели множество исследований, призванных пролить свет на возможности бессознательного. Эти исследования привели к возникновению теории двойственного мышления, подразумевающей наличие двух систем обработки информации — сознательной и бессознательной, — которые находятся в постоянном взаимодействии, помогая нам думать, рассуждать и создавать. Первый тип включает в себя интуицию, эмоции, скрытое обучение, эвристику (когда мы мысленно срезаем угол, действуя на основании более раннего знания), автоматические ассоциации на основе прошлого опыта и эволюционировавшие инстинкты. Мысленные процессы второго типа требуют от нас больших усилий и контроля и играют важную роль в ряде навыков, которые люди привыкли ассоциировать с интеллектом, таких как размышления, рациональность, причинно-следственные умозаключения, наблюдения за реальностью (и способность отличать воображение от реальности).
Несмотря на то, что общество ценит в первую очередь рациональный, «осознанный» ум, исследования показали, что бессознательное может быть более быстрым, чем осознанные системы мышления. Такие «неосознанные» процессы мышления помогают нам усвоить новую информацию и связать ее с существующим знанием. Именно бессознательное дарит нам инсайты — неожиданные сдвиги в том, как мы понимаем какую-то вещь. Инсайты приводят к научным открытиям, но это далеко не единственное их применение. Проблемы, которые мы решаем в жизни, далеки от аналитических, рациональных проблем, с которыми нас учат работать в школе. Они требуют участия умственных процессов бессознательного, рождающих инсайты.
Интуиция есть у каждого из нас, просто у кого-то она изначально более развита, а у кого-то могла затихнуть за годы, когда к ней не прислушивались, но это означает лишь то, что «натренировать» интуицию может любой человек. Отличным первым шагом в этом направлении может стать медитация, которая помогает очистить ум. Кроме того, интуиция говорит с нами посредством не только мыслей, но и соматических ощущений, языком тела. То, что в русском называется «внутреннее чутье» или «шестое чувство», в английском известно как gut feeling, поэтому, оказываясь в ситуации, требующей от вас принятия решения, прислушивайтесь к тому, что говорит вам ЖКТ — чувствуете ли вы себя расслабленно или вам так и «крутит кишки»? Ну и, конечно, как известно, все мы сильны задним умом, но если вы регулярно сталкиваетесь с какими-то предчувствиями, начните себя проверять. Записывайте свои предчувствия, чего бы или кого бы они ни касались, записывайте и ощущения, которые вы испытываете в процессе
Это поможет вам не только определить, насколько часто ваша интуиция оказывается верна, но и в каких случаях она нередко ошибается, а это тоже очень важно.
Принцип подбора первого курса
Ищите курс, который раскачает ваше воображение и визуальное мышление в увлекательном формате и на интересных проектах
И еще важно, чтобы в нем был фундамент проверенный временем, который поможет вытаскивать себя из творческого тупика и дожимать до результата
Ключевой принцип подбора первого курса – ищем практику с пакетом задач на многогранную тренировку. Часто мы уже на уровне интуиции можем определить, что такое хорошо и что такое плохо в креативах — ведь у нас у всех в карманах гаджеты с подборками клевых приложений, нестандартных рекламных промо, постов, сайтов, блогов и других креативных штучек
Поэтому при выборе курса обращайте внимание на примеры работ преподавателей и выпускников. Чем раньше вы сможете создать что-то подобное, тем раньше вы загоритесь темой творчества и сможете активно расти в этом направлении
Первым делом пройдите практику там, где больше практики руками в творческих задачах, так почувствуете больше отдачи.
3 фактора, убивающих творчество
Клинические исследования доказывают, что одной креативности недостаточно для высокой творческой активности. Есть факторы, которые негативно влияют на дивергентное мышление и становятся причиной творческих кризисов.
Доминирование внешней мотивации над внутренней
Американский психолог Т. Эмэбайль в книге «Социальная психология креативности» пишет, что внутренняя мотивация — основа успешного творчества. Внутренняя мотивация — это бескорыстный энтузиазм, работа ради интереса к делу, которая сопровождается вдохновением, радостью, страстью, а также состоянием «потока», когда человек теряет ощущение времени и погружается в творчество с головой.
Сильная внутренняя мотивация подталкивает двигаться вперед даже в стрессовых ситуациях. Например, она помогает человеку выйти из творческого тупика. Человек, немотивированный изнутри, в подобной ситуации впадает в ступор.
Кадр из фильма «99 франков». Источник
Конечно, внешняя мотивация (зарплата, деловая репутация) тоже важна, особенно если творчество — основная работа. Однако она не должна быть главным стимулом. Эксперты по саморазвитию отмечают, что перевес в сторону внешней мотивации разрушает креативность.
Друдлы
Друдлы — это абстрактные изображения, которые сами по себе не несут никакой смысловой нагрузки. Они используются исключительно для развития визуального мышления. Кроме того, работа с такими картинками в целом позитивно влияет на креативность, так как учит работать с ассоциациями и видеть интересные вещи там, где их, на первый взгляд, нет.
Читайте по теме: Кто такой креативный предприниматель и как им стать?
Что делать
Этот инструмент — отличная разминка перед мозговым штурмом. Подготовьте несколько таких картинок и предложите членам команды описать, что они на них видят. Это позволяет активировать креативное мышление и сразу приступить к продуктивной работе во время мозгового штурма.
Умный — значит творческий?
В 1921 году американский психолог Льюис Термен начал так называемый — масштабное исследование взаимосвязи интеллекта с творческим потенциалом, продолжавшееся до конца XX века. В экспериментальную группу вошли более полутора тысяч мальчиков и девочек в возрасте 8–12 лет со средним IQ 150 и отличной успеваемостью в школе. Параллельно была сформирована контрольная группа. Она состояла из детей того же возраста, но с более низким уровнем интеллекта и школьной успеваемости.
В последующие 30 лет Термен провел три измерения IQ участников эксперимента и отслеживал их достижения. После смерти ученого в 1956 году исследование продолжили его коллеги. К 1950-му году 800 мужчин из экспериментальной группы достигли значительных успехов в естественных и точных науках. В их активе было 67 опубликованных книг, 150 патентов на изобретения, ученые степени в области философии, медицины, физики. Эти результаты в 30 раз превышали достижения людей из контрольной группы.
Почувствовать себя архитектором
Для преодоления шаблонного мышления и развития креативности хорошо подойдет это упражнение с элементами игры:
- Строим необычный дом. Все знают, что у зданий есть углы, окна, двери и фундамент. А если попробовать нарисовать необычный дом, в котором, например, будет комфортно жить на Марсе. Постепенно продумать все до мельчайших деталей, вплоть до совсем нестандартных.
- Дом из десяти предметов. Когда начнут получаться архитектурные проекты нестандартных зданий, задание можно усложнить. Попросите окружающих назвать десять любых материальных предметов (чем более сумбурным получится перечень, тем лучше). Придумайте функциональное применение всем этим предметам в новом доме. Например, картофелина может стать фундаментом, а расческа частью крыши. Не стесняйтесь фантазировать, это лучший способ развить креативность.
Играйте всей семьей – так будет веселее, и, возможно, маленькие члены семьи удивят своим необычным подходом к заданиям.
Составляющие творческого потенциала человека
Творческим потенциалом называют совокупность качеств человека, которые определяют, насколько он может участвовать в трудовой деятельности и каким образом. Этих черт достаточно много. Часть из них человек может получить по наследству. Они заложены в генах. Еще часть формируется в детские годы. Остальные приобретаются на протяжении всей жизни человека, когда он проходит через разные ситуации и получает новый опыт.
Итак, наличие нужных качеств — необходимое условие развития творческого потенциала. Какие из них человек получает с генами? Например, хорошую память, острый ум (однако тут могут негативно или позитивно повлиять условия развития в детстве), физическую силу, темперамент (специалисты считают, что именно он влияет на формирование характера в детские годы).
Именно пока мы еще являемся детьми, у нас формируются главные черты характера и закладываются личностные психологические особенности. По мере того как мы взрослеем, какие-то особенности могут усиливаться, другие ослабевают, формируются новые черты характера.
Важно понимать, что, даже если в детстве вы не приобрели качества, важные для развития творческого потенциала, можете самостоятельно сформировать их у себя позднее. Насколько это получится — будет зависеть от вашего желания и стараний.. Итак, ваш творческий потенциал — это ваши адаптивные, инновационные, креативные и эвристические способности и навыки, которые вы можете использовать в трудовой деятельности
Итак, ваш творческий потенциал — это ваши адаптивные, инновационные, креативные и эвристические способности и навыки, которые вы можете использовать в трудовой деятельности.
Так как творческий потенциал — это соединение разных качеств, специалисты еще не пришли к единому мнению о его составляющих. Например, педагоги, которые создают программы коллективного творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач, утверждают, что есть 9 главных составляющих творческого потенциала.
Часто исследователи в числе составляющих творческого потенциала называют:
- интеллектуальный компонент — насколько личность развита умственно;
- эмоциональный компонент — испытывает ли человек позитивные эмоции, выполняя творческие задачи;
- мотивационный компонент — насколько личности интересны творческие задачи;
- волевой компонент — способен ли человек самостоятельно организовать рабочий процесс и дисциплинированно трудиться в отсутствие стороннего контроля.
Речь о формировании и развитии творческого потенциала чаще всего заходит при обсуждении вопросов образования и саморазвития.
Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?
Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.
Отличие детей друг от друга состоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.
То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!
Как развить воображение
Самое лучшее для ребенка — это сделать любое его занятие максимально интересным и веселым.
Дети очень быстро устают, если заставлять их долго концентрироваться на чем-то одном.
Допустим, малыш слепил забавного человечка. Чтобы он отдохнул и понял, насколько разносторонней может быть игра, предложите ему соорудить домик из конструктора, заселив его пластилиновыми персонажами.
Попросите малыша нарисовать собственную картину, на которой он сам что-то делает.
Малыши очень любят играть в кого-то: докторов, учителей, поваров, профессий так много, что придумать интересную игру не составит труда.
Развитие воображения поможет ребенку выйти за привычные рамки и научит фантазировать.
Важно показать крохе, что придуманный им мир может быть безграничным. Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру
Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру.
Просто предложите ребенку самому придумать сценарий и вы удивитесь, какие гениальные идеи могут возникнуть в этой маленькой головке.
Разумеется, как можно чаще общайтесь с малышом. Пусть не только ребенок просит что-то объяснить ему, но и сами станьте на время «почемучкой».
Попробуйте задавать вопросы, ответ на которые он может только придумать.
11 практических хитростей для улучшения творческого мышления
# 1. Вам нужны вдохновляющие ритуалы
Один из лучших способов вдохновлять себя и творить каждый день – это разработать ритуалы, которые вы будете использовать регулярно. Это подготовит ваш мозг к творчеству.
Например, вашим ритуал может быть чтение по утрам, прослушивание музыки, медитация в течение нескольких минут или несколько глубоких вдохов.
# 2. Попробуйте создавать что-нибудь каждый день
Создавайте что-нибудь каждый день, даже если это занимает всего 5 или 10 минут. Пытайтесь писать статьи, рисуйте интеллектуальные карты, разрабатывайте бизнес-модели, концепции, а также собирайте и развивайте идеи.
# 3 – Не будьте дисциплинированным, будьте преданными
Лучано Паваротти однажды сказал: «Люди думают, что я дисциплинирован. Это не дисциплина, а преданность. Между ними есть большая разница».
# 4. Делайте перерывы
Когда вы чувствуете, что застряли с идеей, и находитесь в тупике, сделайте передышку. Попытки заставить себя найти решение приведут только к истощению.
Попробуйте встать из-за стола, выйти на улицу или к торговому автомату, взять кофе, поговорить с людьми и посмотреть на пейзаж за пределами вашего рабочего места.
Некоторые идеи поразят вас в самых неожиданных местах, и вы будете удивлены, что нашли решение проблемы, хотя и не работали над ней.
Творческие способности человека могут проявиться в любой момент.
# 5 – Составьте список и оцените свои идеи
Иногда происходит противоположность творческому блоку – у вас просто слишком много идей! Хоть это и хорошо, это может вас запутать.
Вы можете сортировать мысли, составляя списки. Запишите каждую идею, которая приходит вам в голову, и определите, какая из них кажется вам лучшей.
# 6. Задавайте правильные вопросы
Когда вам нужно заняться творчеством, всегда начинайте с вопросов «почему, как, что, когда» и пытайтесь на них ответить.
# 7. Веселитесь с коллегами или друзьями
Веселье с коллегами или друзьями – проверенный и популярный способ генерировать идеи. Это прекрасный момент, чтобы открыться мыслям других, чтобы доработать свои идеи.
Лучший способ сделать это – слушать идеи без осуждение. Осуждая идею, даже не услышав полную концепцию, вы вызовете в компании враждебность. Так развитие творческих способностей не происходит.
# 8. Используйте часы пик
Некоторые люди более креативны и продуктивны в определенные часы дня, в то время как другие более креативны на пике своих эмоций. Отдайтесь творчеству в этот момент, и пусть ваши творческие соки текут свободно.
Креативность также можно улучшить, если вы будете творить в определенном месте или если окружите себя определенной музыкой.
Этот способ работает у всех по-разному. Определитесь, какое время суток, эмоции или окружение должно нужно создать, чтобы было легче творить. Просто делайте то, что работает для вас.
# 9. Постройте сеть
Привлекайте творческих и вдохновляющих людей в свой круг общения и регулярно общайтесь с ними. Прислушиваясь к новым взглядам и рассматривая свои проблемы под разными углами, вы сможете улучшить свои идеи.
Взгляд со стороны поможет вам осознать проблему и найти решения.
# 10. Рискуйте
Риск может быть палкой о двух концах, но чем больше вы его избегаете, тем больше оставляете свои идеи неизменными.
Риски позволяют мыслить нестандартно и искать нетрадиционные способы решения проблемы. Креативное мышление не требует от вас соответствия норме. На самом деле, большинство гениальных концепций рождаются из различных отклонений.
# 11. Забудьте о таланте
Мы склонны думать, что он у нас либо есть, либо нет. Талант – переоцененное слово, не сосредотачивайтесь на том, что вы можете сделать, просто сделайте это. Учитесь на практике. Способность к творческой деятельности есть у каждого.
Итак, мы рассмотрели концептуальные и практические способы развития творческих способностей. Дело за вами.
Находить новую информацию
Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.
Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина – научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.
С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.
Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.
Открытость новому
Открытость новому опыту и переживаниям — шестая характеристика, важная для творчества
— и для всех нас. Психологи считают, что открытость новому опыту
— стремление осознанно познать свой внутренний и внешний мир
— наилучшим образом способна предсказать творческие достижения человека. Подобная открытость может демонстрировать себя множеством способов
— кто-то обожает решать сложные проблемы, кто-то просто любит учиться, кто-то задает важные вопросы и стремится познать смысл жизни, кто-то плачет в опере от красоты.
Открытость новому опыту напрямую связана с нейромедиатором дофамином. Несмотря на его репутацию «гормона счастья», дофамин весьма опосредованно связан с удовольствием и удовлетворением. Он мотивирует нас к изысканиям, заставляет чего-то хотеть. Вполне возможно, что это эволюционная характеристика, ведь стремление к разведке нового, способность адаптироваться к новой среде и процветать перед лицом неизвестности дарят нам важные преимущества, помогающие выжить. Если пойти еще дальше и связать страсть к изысканиям чего угодно и инсайты, из которых рождаются идеи, можно сказать, что дофамин — это то, без чего невозможны фантазия и изобретательность. Открытость новому опыту позволяет нам строить новые связи и обогащать свою «библиотеку» опыта
— и эти связи, в свою очередь, именно то, что помогает нам творить.
Какие из этого можно сделать выводы, имеющие отношение к нашей обычной жизни? Открытость опыту означает, что мы позволяем себе испытывать новые переживания — и иногда они могут быть травматичными. Новые переживания ведут к улучшению гибкости мышления и креативности. Но чтобы «прокачать» эту открытость, вам не обязательно отправляться в путешествие автостопом: новая дорога домой с работы, новая группа людей, новое хобби — все это может положительно сказаться на креативности
Открытость кажется мне еще очень важной характеристикой сама по себе: благодаря ей мы готовы по-новому смотреть на мир, выслушивать разные точки зрения, не застывать в консерватизме, пока мир вокруг нас меняется.
6. Основные достоинства программы «Курс развития творческого мышления»
– Курс включает четыре части для учащихся разного возраста и может последовательно проводиться в течение четырех лет. Это принципиальный момент. В исследованиях Л.А. Ясюковой было показано, что для устойчивого формирования дивергентного мышления требуются регулярные занятия в течение 2-3 лет. Если Курс проводился один год, как чаще всего и бывает, то его эффект был не слишком продолжительным, хотя и ощущался сразу. Через два года после годичных занятий зачатки дивергентного мышления исчезли почти у всех учеников, будучи подавленными методикой школьного обучения. Для закрепления способностей к дивергентному мышлению требовалось 2-3 года.
Курс развития творческого мышления для детей 7 – 10 лет:
– Содержание Курса носит системный характер и эффективно развивает не только отдельные творческие способности, но и творческое мышление как целостную психическую структуру. Курс включает задания на развитие всех способностей, выделенных в структуре дивергентного мышления Дж. Гилфордом. Курс развивает общие свойства творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, способность к тщательной разработке идей), а также другие способности, которые выделяются в соответствии с типом обрабатываемой информации (образной, звуковой, семантической, символической и поведенческой).
– Каждая из 4-х частей Курса содержит 36 уроков и позволяет проводить занятия в течение всего учебного года с частотой один раз в неделю.
– Содержание и методика проведения каждого урока очень подробно описаны в Методическом руководстве: как проводить разминку, выполнять основное задание, какие дополнительные задания можно предложить тем учащимся, которым особенно понравился определенный вид творческой активности. Это существенно облегчает работу психолога или учителя, ведущего Курс, сокращает время на подготовку к занятиям. Кроме Методического руководства для учителя каждая часть Курса содержит альбом с заданиями для ученика.
– Важно отметить, что учителя, которые проводят такие занятия с детьми сами становятся более творческими людьми. Они активно развивают творческую составляющую своего педагогического потенциала и начинают использовать освоенные ими стратегии и приемы развития творческого мышления в рамках преподаваемых ими предметов.
– Опыт использования Программ Дж
Рензулли в Америке и «Курса творческого мышления» в школах России доказывает, что все дети обладают творческим потенциалом, который может быть развит в ходе специальных систематических занятий. Умения и навыки, полученные детьми на этих уроках, успешно переносятся на другие предметы и повседневную жизнь.
– Тщательно описанные в методическом руководстве Курса сценарии проведения уроков существенно облегчает подготовительный этап работы учителя. Однако его роль в процессе развития творческого мышления очень важна и его поведение сильно влияет на эффективность занятий
Отдельное внимание при обучении ведущих Курса уделяется той атмосфере, которую необходимо создать на уроках
Ведущему важно уметь фасилитировать мозговой штурм, избегать оценок, обеспечивать мягкое соревнование, развивать у детей способность к сотрудничеству в процессе творчества, искренне принимать юмор и веселье. Творчество стимулируется только атмосферой безопасности и безусловного принятия ценности каждого человека
Задача учителя – свести к минимуму угрозу внешнего оценивания и критических замечаний, перевести детей в русло самооценивания результатов творческого процесса
Творчество стимулируется только атмосферой безопасности и безусловного принятия ценности каждого человека. Задача учителя – свести к минимуму угрозу внешнего оценивания и критических замечаний, перевести детей в русло самооценивания результатов творческого процесса.
Выражайте свои мысли на бумаге
Когда мы записываем понравившиеся или собственные идеи на бумаге, это помогает быть более собранными, целостными. Более того, когда мы фиксируем идею на бумаге, мы ее в определенной степени материализуем, она становится для нас понятней, мы способны больше на ней сфокусироваться.
Психологи утверждают, когда мы записываем свои мысли на бумаге, это помогает быть более сконцентрированным, освобождает от “переполняющих” эмоций, улучшает память.
Начните вести творческий дневник, куда бы вы записывали ваши собственные или вдохновляющие идеи других людей.
Также большим стимулятором творческого вдохновения могут стать мотивационные цитаты. Психологи рекомендуют не только слушать, прочитывать, но также записывать и, по возможности, воплощать в жизни.
Не бойтесь удивлять других
Не бойтесь удивлять других или не бойтесь просто быть другими. Мы живем в мире штампов и стереотипов. Зачастую мы готовы признать даже абсолютную чушь, если большинство людей принимают ее за правду. Это в психологии называется “эффектом подражания”. Для нас важна “популярность” тех или иных вещей, идей и даже, в целом, жизненных концепций
Но что, если это бесполезные, вульгарные вещи, деструктивные идеи и лживые концепции? Поэтому так важно учится мыслить независимо, отказываться от навязанных стереотипов.
Независимость мышления в данном контексте не означает полную анархию. Это состояние “включенности”, когда мы не совершаем тот или иной поступок, не потому что так делают все, а применяем свой разум.
Многие талантливые личности не были признаны при жизни именно потому что мыслили по-другому. Они не боялись показаться кому-то глупыми, “неформальными”, они творили ради творчества.