Как развить в себе фантазию и воображение – полезные советы

Радужный мир

Представь себе небольшой красный квадрат,зафиксируй его в воображении. Теперь представь,что квадрат увеличивается в размерах,расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство,созерцай его.

На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым,зеленым,голубым,синим и фиолетовым. Научившись этому,перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет,плавно переходящий в оранжевый,оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.

Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей,идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой,желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).

Развитие творческого восприятия

Само по себе творческое восприятие является разновидностью некоей созидательной деятельности ума, при которой формируются абсолютно новые образы. Их основой становятся уже имеющиеся в сознании стереотипы. Развить творческое воображение абсолютно невозможно без чтения литературы, проведения ассоциаций.

При дефиците времени рекомендуется выполнять специальные игры, улучшающие развитие воображения:

Буквы. Необходимо выбрать на свое усмотрение любую букву из алфавита, называя все вещи, которые начинаются с нее и расположенные вокруг

Тренируясь так, человек развивает память и внимание, а также мышление и фантазию. Любые недостающие предметы вполне возможно представить мысленно.
Называем и описываем

Потребуется выбрать любой предмет и постараться более точно описать его. Этот прием не только способствует развитию творческих способностей, но и обогащает креативное мышление.

Тренируясь ежедневно не менее 20 минут, можно получить желаемый эффект:

  • улучшить собственные творческие способности;
  • развить память одновременно с мышлением;
  • интеллектуально обогатиться.

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Развиваем речь

Естественно, у любого человека речь начинает развиваться еще с раннего возраста, когда малыши знакомятся с окружающим. Однако помочь им всё-таки можно. Главное, делать это правильно, чтобы не навредить ребёнку.

Всего существует три общепринятых способа развития речи: наглядный, практический и словесный. В дошкольных организациях чаще всего используется наглядный метод, заключающийся в том, что педагог сам рассказывает детям об окружающем мире.

Так, существует непосредственный вариант этого способа, подразумевающий посещение экскурсий или просто указывание на тот или другой предмет с проговариванием его названия. Ещё один вариант – это опосредованный, который развивает речь при помощи описания тех или иных изображений либо игрушек. Таким образом, улучшаются навыки связной речи, а также закрепляется словарный запас у детей.

Вернемся в детство…

Дабы развить пространственное воображение, можно представлять вымышленных книжных героев в 3D-формате, словно рассматривать их со всех сторон. Даже простейшая лепка из пластилина поможет в этом.
Вырежьте несколько кружков из бумаги и покрасьте их в разные цвета. Посмотрите на каждый и ответьте на несколько вопросов. Какая нота звучит в вашем воображение, когда вы смотрите на этот кружок? Как он пахнет? Какое слово обозначает? Сколько может весить такой цвет?

В детстве многие сочиняли сказки и придумывали небылицы. Героями ваших мини-произведений могут стать крылатые желтые слоны либо розовые кошки в синий горошек, зеленые киты либо шестиногие страусы. Пусть реальные объекты приобретут свойства нереальных. Можно и не показывать окружающим ваши творения, а просто оставить их для себя, ведь вы их делали шутки ради.

Как развить воображение и визуализацию взрослому человеку? С чего начать и как идти вперед?

«Мария Ивановна, нам из этой ситуации нужно срочно найти выход!» — слышите вы на работе. Или вы приходите с работы, а ваш ребенок в очередной раз просит поиграть во что-то интересненькое? Как упражнениями развить воображение и визуализацию у взрослого человека, чтобы стать успешным и счастливым?

Ну вот, опять двадцать пять, а причем здесь успешность? Для этого достаточно быть образованным, ответственным, умным. Так то оно так. Но воображение может дать вам больше.

Все очень просто. Придумывать — это творить, а творение всегда уникально. Творческих и уникальных людей трудно найти, а тем более заменить. Это ценность.

Творчество возможно благодаря воображению и правому полушарию. Творческие люди нужны!

Воображение — это:

  • креативный подход в любой сфере, профессии,
  • захватывающие игры с детьми, веселье и счастье,
  • нахождение выхода из любой затруднительной ситуации.

С последним пунктом дети справляются очень хорошо) Хотите узнать, что нужно делать, чтобы восстановить ваше воображение? Отлично! Бежим!

Как вы Рисуете?

Это вопрос, на который вам необходимо ответить в первую очередь. Рисование не так просто, как вам кажется – оно состоит из множества различных аспектов (таким образом, создаются разные стили, несмотря на то, что реальность существует только одна). Отсюда следует, что метод, который вы используете для рисования с картинки может быть (и даже, пожалуй, так и есть) совершенно отличным от того, что вы используете для рисования по воображению. Если так, то неудивительно, что один из них дается вам легко, а второй кажется невозможным, даже несмотря на то, что они оба есть «рисование».

Аналогичный эффект может быть достигнут различными методами. Например, вы можете получить реалистичное изображение лошади следующими способами:

  • сфотографировать настоящую лошадь
  • сделать реалистичную скульптуру лошади и сфотографировать ее в подходящем освещении
  • использовать капли пигментов, чтобы создать рисунок лошади
  • использовать точки света, чтобы создать электронный рисунок лошади

Все эти методы при корректном использовании дадут вам идентичное реалистичное изображение лошади. То же самое касается ваших рисунков – даже если рисунок с картинки и рисунок по воображению оба нарисованы одинаковыми линиями, одной и той же рукой и с теми же мыслями – они созданы разными способами. Иначе говоря, в вашем сознании происходят два разных процесса при создании и воссоздании.

Рисование с картинки: Копирование

Возьмите источник, попытайтесь рисовать, и проследите за тем, как вы это делаете. Как это происходит? Что вы делаете на самом деле
, не считая «рисования»? Наблюдайте за процессом в вашей голове, анализируйте его. Какие вопросы вы задаете себе о картинке-источнике, и как вы на них отвечаете?

Самый популярный способ использования картинки-источника – это скопировать линии. Чтобы сделать это верно, художнику нужно освоить копирование пропорций – нужно видеть расстояния и копировать их в другом масштабе. В этом относительно легко практиковаться, и это дает быстрые результаты вместе с впечатлением, что вы хороши в рисовании.

Однако это делает вас мастером только в копировании линий и пропорций. Если вы обладаете хорошей памятью, вы можете запомнить линии и нарисовать тот же самый объект и без источника позднее, но это все еще не имеет ничего общего с навыками, необходимыми для рисования по воображению. Не буду и говорить о том, сколько существует линий и как легко они забываются!

Источник (1) зрительно конвертируется в линии (2), а затем линии копируются (3)

Такой точный набор линий очень легко передать неверно – со временем он буквально распадается на части в вашей памяти, и вам придется заполнять пропуски догадками

Рисование по воображению: Видение

А сейчас попробуйте нарисовать что-то по воображению. Какие появляются вопросы? Как вы на них отвечаете?

Типичный процесс рисования по воображению выглядит следующим образом: вы видите изображение чего-то в своей голове, вы можете его почувствовать, и вы приступаете к его рисованию. Идея в вашей голове немного размыта – вы не видите ее так же четко, как реальное изображение, но у вас есть сильное ощущение, что если бы вы только взяли карандаш, он бы автоматически заполнил все пробелы в вашем видении. Но этого не случается, и вы чувствуете себя безнадежно.

Идея в вашей голове не может быть конвертирована в линии, как типичная картинка-источник

Поэтому рисование по воображению не может быть таким же, как рисование с картинки. Вы не можете скопировать линии и пропорции чего-то, что вы еще не видите – только после того, как вы это нарисуете, вы поймете, то ли это, что вы хотели или же нет. Но… почему? Почему вам столь сильно кажется, что вы видите это в своей голове, когда на деле это не так?

Эх, яблочко!

Сядь в кресло или ляг на кровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его в пространстве по часовой стрелке. А теперь пусть оно «вылетит» из твоей головы. Размести яблоко напротив переносицы, посмотри на него

Осторожно мысленно войди в него, почувствуй себя внутри фрукта (не забудь про его форму и размеры!)

Затем представь, что часть тебя остается в яблоке, подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты, мебель, близкий потолок.

P. S. ТВОЯ КНОПКА

Издавна люди полагали, что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару, то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям, работам по психоанализу и психологии, тренингам по развитию креативности уже можно говорить, что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы. Зато нередко связан с возможностями правого полушария мозга. Не пора ли перестать игнорировать дремлющие силы своего воображения и узнать, на что оно способно?!

Приемы творческого воображения

Уже с давних времен люди, создавая новые образы, используют специальные приемы. В древности эти техники применяли неосознанно. Так сочинялись былины, мифы, сказки. И в настоящее время подобными приемами пользуются писатели, художники и прочие представители творческих профессий.

  1. Агглютинация. По-другому ее можно назвать склеиванием. Новый образ или персонаж создается из двух или более уже существующих. Например, кентавр – это наполовину человек, а наполовину лошадь. Это пример простой агглютинации. И встречается он не только в художественных произведениях. Создатели новых гаджетов тоже его применяют, соединяя в одном устройстве функции нескольких. Например, телефон с функцией фотоаппарата и т. п.
  2. Гипербола, литота. Простыми словами – преувеличение и преуменьшение. Это один из простейших приемов изменения реальных образов. С его помощью можно преобразить не только целый объект, но и отдельные его части. Пример литоты – Дюймовочка.
  3. Акцентуирование. Данный прием используется, чтобы особенно сильно выделить определенную черту персонажа. Например, в карикатурах и шаржах.
  4. Олицетворение. Заключается в том, чтобы придать неодушевленным объектам характеристики живых существ. Наиболее часто встречается в сказках, например, говорящая яблоня и печка из сказки “Гуси-лебеди”.
  5. Типизация. По этому принципу создается образ, собранный из типичных черт, свойственных определенной группе объектов. Часто используется в литературе и изобразительном искусстве. Например, Н. В. Гоголь применил метод для описания типажей помещиков в поэме “Мертвые души”.

Во время творческого процесса разные техники взаимодополняют друг друга, смешиваются. Благодаря этому удается создавать уникальные образы и находить нетривиальные решения проблем. И взрослым, и детям стоит освоить эти приемы. А как это сделать, я расскажу дальше.

Игры

Вот несколько упражнений, которые выполняют в форме игры:

  1. Прийти в кафе, занять свободный столик. Понаблюдать за кем-то из посетителей, постараться представить себя на его месте: кто он по профессии, чем любит заниматься, каково его семейное положение.
  2. Нарисовать на бумаге несколько точек в произвольном порядке и постараться соединить их в какую-либо осмысленную фигуру или предмет.
  3. Поиграть в буриме – это литературная игра, смысл которой заключается в сочинении юмористических стихов на заданную рифму.
  4. Собрать что-то из обычного детского конструктора.
  5. Придумать для простых предметов новое название, отображающее его основную функцию. Например, клавиатура – буквопечататель.

Воображение и эмпатия

Часто воображение связывают именно с творческой деятельностью — точнее, с искусством или научными открытиями.

Анализируя джазовую импровизацию, исследовательница отмечает, что музыканты всегда создают новые секвенции, используя заранее придуманные паттерны и одновременно реагируя друг на друга прямо во время игры. «Нож» недавно рассказывал о том, как работает воображение в современном танце: хореографы изобретают текучие и постчеловеческие тела, опираясь на разные философские теории.

Но давайте выясним, как часто и каким образом задействовано воображение не только в науке и искусстве, но и в нашей каждодневной жизни. В этом поможет феноменология — философское направление, которое изучает взаимодействие с миром от первого лица. В основе этой концепции стоит познающий субъект, все переживания которого направлены на некий объект. Но феноменологи предполагают, что субъект воспринимает мир не только из той точки, в которой он или она сейчас находится, но из множества возможных (потенциальных) точек.

Например, когда вы смотрите на чашку, то видите только одну ее сторону, но одновременно можете в общих чертах представить, как она выглядела бы с других сторон. Так в восприятии возникает цельный объект цилиндрической формы, с ручкой и дном.

Главный тезис Мерло-Понти состоит в том, что восприятие и воображение укоренены в теле. Когда мы говорим о том, что нужно «посмотреть на ситуацию чужими глазами», то имеем в виду буквально это: чтобы проявить эмпатию, мы как бы занимаем позицию другого в пространстве и по отношению ко всем остальным объектам.

Разница между воображением и фантазией

Воображение – это вид мышления, когда мы создаем “в своей голове” новые идеи и образы на основе имеющихся у нас знаний. При этом они формируются на основе реальных знаний, то есть теоретически их можно воплотить в жизнь. Этим воображение отличается от фантазии.

Фантазируя, взрослые и в особенности дети придумывают тоже новые, но нереальные пока образы и ситуации. Фантазия позволяет нам создать абсолютно любой сюжет, даже сказочный. Чтобы фантазировать, не надо учитывать никакие физические законы, обладать большими познаниями.

Допустим, нам надо решить задачу. Воображение подскажет нестандартное, но реальное и вполне выполнимое решение, основанное на нашем опыте и знаниях. А вот с помощью фантазии мы можем решить ее как угодно. Ограничений нет. Поэтому у детей начинать развивать мышление лучше всего с фантазий.

Воображение у взрослых развивается благодаря расширению кругозора, накоплению информации, опыта и образов. У него бывают периоды спада и подъема. Последние еще называют вдохновением. Однако ученые пришли к выводу, что вдохновение чаще всего посещает нас в процессе работы, когда мы уже приложили немало усилий и труда.

Воображение и возраст

Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:

  • Детство;
  • Переходный возраст;
  • Юность.

В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.

В детстве ребенок познает мир как таковой. Шаблонное мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет  знаний об окружающем мире.

Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.

Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.

Примеры игр для детей младшего дошкольного возраста

Часто малышам нравится приносить и показывать взрослым различные предметы. Можно в этом случае воспользоваться ситуацией и попробовать обыграть игровую сценку. Допустим ребенок принес мяч. А взрослый комментирует: «Мячик у тебя очень красивый. Давай играть. Это будто сладкий арбуз. Давай его разрежем. Взрослый ладонью имитирует разрезание арбуза. Потом протягивает малышу пустую ладонь и говорит: «Съешь кусочек арбуза. Он вкусный и сладкий. И мне, пожалуйста, отрежь кусочек.». А потом, в другой игре мяч может стать медвежонком, которого нужно уложить спать.

Игра «Посмотри в окошко»

Например, ребенка заинтересовало колечко и он, взяв его, ходит по комнате. Вы можете подойти к нему и спросить: «Что это такое у тебя? Наверное, окошко? Давай вместе поглядим в твое окошко?» Потом по очереди с малышом осмотрите через колечко комнату. Можно называть то, что видно через него. И так далее в игре колечко может превратиться в подзорную трубу или руль машины.

Игра «Пестрые салфетки»

Например, взрослый предлагает рассмотреть малышу салфетку с цветочками. Можно предложить ребенку: «Гляди, это маленькая полянка, а на ней разные цветочки. Это желтый цветочек, а это красный. Покажи, где еще есть цветочки? Давай вместе понюхаем их?». Далее взрослый и малыш начинают нюхать цветочки, воображая, какой у них запах. В другой раз в зависимости от цвета салфетки, она может превратиться в облачко, одуванчик, водичку, листочек от дерева и т.д.

Игра «Бабочки-красавицы»

Здесь необходимо подготовить лист цветного картона и некоторое количество кусочков цветной тонкой бумаги. Маленькие бумажки положите на лист картона и покажите малышу, говоря: «Гляди, это полянка. А на нем сидят бабочки-красавицы. Посидели-посидели, вдруг полетели-полетели». Нужно подуть на листочки, которые разлетаются в разные стороны. А потом взрослому можно предложить малышу поймать бабочек и снова посадить их на полянку.

Поиграем с сюжетом

Игра «Поищи зайчика»

Предложите малышу занятие. Возьмите чистый носовой платочек или кусочек ткани. Держите его за два соседних угла. Загляните за платочек то с одной, то с другой стороны, говорите: «А где зайка? Куда спрятался? Где ты, зайка? А мы найдем тебя сейчас.» Потом постарайтесь быстро завязать два угла платка. Причем сделайте так, чтобы они стали похожи на длинные ушки зайца. «А где же хвостик?» приговаривайте и завязывайте другой кончик платка в маленький хвостик. Предложите малышу «Давай погладим зайку?». Когда он будет гладить зайку можно незаметно немножко подкинуть зайчика, приговаривая: «Ах, расшалился наш зайка. Выпрыгнул. Нужно держать его покрепче.».

Игра «Волк и козлятки»

Можно использовать небольшую коробку и несколько небольших кубиков. Положите все это на стол перед малышом. Говорите при этом: «Вот это козлятки. А это их домик. Мама козлят пошла в магазин. А козлятки щиплют травку. Вдруг к козляткам подкрался волк.» Можно изобразить волка с помощью большого кубика или кисти руки, сжав ее. Продолжайте дальше: «Волк захотел съесть козлят. Но козлята оказались очень умные и спрятались от волка в своем домике. Козлятки быстрее. Поможем вам спрятаться от злого волка.». вместе с малышом прячем кубики в коробку, а волк убегает.

Игра «На что похожи облака?»

Очень полезно для развития воображения играть в игры, в которых ребенок вместе со взрослым может придумать из бесформенных предметов или объектов, на что это может быть похоже. Во время прогулки предложите малышу присесть на скамейку и вместе посмотреть на небо. Если на небе есть облака можно их вместе рассматривать и воображать на что или кого они могут быть похожи. У детей обычно в такой игре фантазия очень разнообразная.

Игры

Вот несколько упражнений, которые выполняют в форме игры:

  1. Прийти в кафе, занять свободный столик. Понаблюдать за кем-то из посетителей, постараться представить себя на его месте: кто он по профессии, чем любит заниматься, каково его семейное положение.
  2. Нарисовать на бумаге несколько точек в произвольном порядке и постараться соединить их в какую-либо осмысленную фигуру или предмет.
  3. Поиграть в буриме – это литературная игра, смысл которой заключается в сочинении юмористических стихов на заданную рифму.
  4. Собрать что-то из обычного детского конструктора.
  5. Придумать для простых предметов новое название, отображающее его основную функцию. Например, клавиатура – буквопечататель.

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Заключение

Из этой статьи следует неожиданное заключение – вы всегда рисуете с источника, пусть это будет источник в виде фото или воспоминания.

Сейчас вы понимаете, что романтичное изображение талантливого художника, рисующего удивительных созданий по воображению, вовсе не правдиво – этот художник наверняка потратил много времени, рисуя с источника, прежде чем достичь того уровня, на котором вы его застали.

Так вот, дело не в том, что вы не можете рисовать что-то по воображению – у вас просто нет источника, сохраненного в памяти

И, на самом деле, для вас это хорошая новость – не важно, насколько вы талантливы (или нет), вы можете научиться своему способу свободного и креативного рисования. Это занимает время, требует усилия, но результат того стоит!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий