Содержание понятия общения
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В современной психологии существует три стороны в процессе общения:
- коммуникативное общение;
- перцептивная сторона общения;
- интерактивная сторона общения.
Коммуникативное общение – это процесс обмена информацией между двумя или более собеседниками.
Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия собеседниками друг друга, обязательным здесь является создание атмосферы взаимопонимания.
Интерактивная сторона общения включает в себя создание определенных условий для эффективного построения взаимодействия людей друг с другом.
Процесс развития коммуникативных навыков предусматривает обучение человека тому, как именно возможно донести мысль до собеседника, чтобы она была понятной и не возникало разногласий в процессе взаимодействия. В данном процессе большое значение имеет точность и лаконичность речи.
Ошибки общения зачастую связаны с определенными психологическими сложностями, имеющимися у человека. Среди таких сложностей можно выделить:
- замкнутость;
- стеснительность;
- тревожность.
Эти психологические особенности чаще всего выступают в качестве препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей и чувств.
Замечание 2
Данные препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей называют коммуникативными барьерами.
Необходимо отметить, что коммуникативные способности личности не являются врожденными, благодаря целенаправленной работе по развитию данных качеств человек имеет возможность преодолеть имеющиеся у него барьеры общения.
В настоящее время психологами разработано множество тренингов и занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей и преодолении барьеров в общении.
Тренинги, которые направлены на развитие коммуникативных умений и навыков в своей структуре имеют несколько уровней и ступеней.
Первый уровень- это развитие умений убеждать своего собеседника в своей точке зрения, навыков невербального общения и воздействия на собеседника, способности к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
На дальнейших уровнях оттачивается мастерство общения, разрабатывается тактика и стратегия поведения в различных жизненных ситуациях.
Три разных типа коммуникативных навыков
Коммуникация считается одним из наиболее важных навыков межличностного общения, или того, как мы взаимодействуем и относимся к другим людям. Существует три основных типа коммуникативных навыков: вербальный, невербальный и письменный.
Вербальный. Вербальное общение – это когда вы разговариваете с другими людьми, будь то лицом к лицу, во время видеозвонка или по телефону. Ваш выбор слов имеет значение (много), но не менее важны и мелкие детали, такие как тон вашего голоса и время, когда вы говорите что-то.
Невербальный. Невербальное общение, также называемое языком тела, – это то, что люди видят, когда смотрят на вас во время разговора лицом к лицу или на видео. Это ваше выражение лица, зрительный контакт и положение вашего тела. Вы можете не осознавать, что ваш язык тела говорит: «Я не хочу разговаривать с вами прямо сейчас», даже если это важный разговор.
Написано. В наши дни письменное общение в основном появляется в электронных письмах и сообщениях чата, включая электронное письмо вашему партнеру или электронное письмо службы поддержки по работе. Это также может включать чаты на таких платформах, как Facebook Messenger или Slack
Если вы управляете удаленной командой, важно, чтобы ваши навыки письменного общения были актуальными
Что такое коммуникабельность
Вам предстоят важные переговоры, вы не знаете, как выразить свои мысли, донести свою точку зрения собеседнику. Вы испытываете скованность в разговоре с оппонентом, стесняетесь высказать даже подготовленную заранее речь. Так возникает непонимание, недомолвки, конфликты.
Казалось бы, так просто — сказать то, что думаешь. Но пока подбираешь нужные слова — их смысл теряется. Как развить коммуникабельность и научиться прямо, открыто вести беседу? Психологи разработали множество практик и тренингов, которые помогают стать отличным оратором.
Коммуникабельность – это способность устанавливать контакт с собеседником, умение быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, новой рабочей среде. В переводе с латинского «communicabilis» означает «поддающийся общению».
Какой же он, коммуникабельный человек? Ему присущи следующие признаки:
- Он преследует конкретную цель. Ясно, четко выражает свои мысли. Он не говорит ради того, чтобы просто не молчать. Он умеет вызывать доверие, находить компромиссы.
- Такой сотрудник знает, в каком русле вести диалог, чтобы добиться максимального результата.
- Ему легко дается манипуляция. Он умеет менять тему разговора, переходя от одного стиля к другому. Уверенно держит себя, харизматичен, легко находит тему для разговора.
- Он способен легко находить общий язык с собеседником любого возраста, статуса, социального положения и национальности.
- С ним интересно как подростку, испытывающему юношеский максимализм, мак и умудренному опытом профессору.
- Качество разговора такого собеседника отличается от пустой болтовни, он владеет полезной и любопытной информацией, а также умеет ее ярко преподнести.
- Ему всегда важна обратная связь и мнение второй стороны. Он воспринимает общение как творческий процесс, импровизирует.
Коммуникабельная личность способна без подготовки выступить перед аудиторией
Это человек, умеющий не только завоевать внимание слушателей, но и управлять им. Лидерство, сдержанность и гибкость характера — его естественные черты
Что такое коммуникабельность?
Коммуникабельность — это способность человека устанавливать контакт с окружающими, поддерживать общение и эмоциональную связь. Термин активно используется в психологии, социологии, лингвистике и экономике, а его суть является предметом подробного исследований каждой из перечисленных дисциплин. Чем вызван такой интерес? Дело в том, что коммуникабельность – это ключ к профессиональной реализации, налаживанию личной жизни и успешности в целом. Фактически, это качество характера, талант.
Уровень его развития частично зависит от темперамента человека. Сангвиникам и холерикам повезло, а вот флегматикам и меланхоликам приходиться «напрягаться», чтобы овладеть искусством разговора.
Развитие коммуникативных навыков начинается еще в утробе, что доказала перинатальная психология (наука, изучающая связь и влияние внешнего мира на младенца в утробе). Выяснилось, что чем больше мать разговаривает со своим ребенком, тем крепче становится фундамент для дальнейшего развития малыша, речевого, в том числе.
После рождения младенец активно изучает мимику, жесты взрослых, прислушивается к их голосу, давая ответную реакцию, что и является общением. Первые слова мы произносим еще до года, а на третьем уже разговариваем придаточными предложениями. Но почему происходит так, что кто-то еще будучи ребенком не чувствует никаких барьеров в общении, а кому-то тяжело дается даже приветствие?
Факторы, которые «тормозят» развитие коммуникативных навыков в раннем возрасте:
- Переучивание левши на правшу;
- Недостаток занятий, направленных на развитие мелкой моторки;
- Сюсюканье взрослых, нехватка общения;
- Особенности физического развития, спровоцированные заболеваниями;
- Игнорирование потребностей ребенка.
Если в дошкольном возрасте родители знали, как развить коммуникабельность и делали для этого все, то в дальнейшем ребенку будет гораздо легче развиваться.
Гуманитарные дисциплины в школе направлены как раз на развитие умений вести диалог, ясно выражать свои мысли, находить взаимопонимание. Но система образования построена так, что отнюдь не все имеют возможность раскрыться и стать настоящими ораторами. А бывает и куда хуже – люди, наоборот, надолго замыкаются в себе, становятся закомплексованными и неуверенными.
Что делать в таких ситуациях, когда аттестат давно пылится на полке комода, а ремесло свободного общения так и не освоено? Учиться самостоятельно, начав с наших советов.
Как поддерживать интерес аудитории во время выступления
Будьте уместны
Многие аудитории не будут впечатлены данными, потому что мы завалены ими. На самом деле распространенной причиной многословия является желание охватить все основания или предвосхитить все возможные вопросы.
Вы должны тщательно выбирать релевантность контента, чтобы поддерживать интерес слушателей, особенно на виртуальных встречах. Подумайте, как эта информация повлияет на вашу целевую аудиторию. Как это может помочь им в их работе? Нужен ли такой уровень детализации, чтобы понять мою главную мысль?
Будьте лаконичны
Способность выражать свои идеи как можно меньшим количеством слов является отличительной чертой исполнительного присутствия. Слушатели ценят это, потому что это демонстрирует вашу подготовку и уважение к их времени. Более того, краткость передает уверенность: уверенность в том, что нужно делать меньше, сказать что-то один раз и верить, что это будет услышано.
Многим докладчикам трудно быть краткими, особенно на виртуальных встречах, где обратная связь плоская. Они могут повторяться «просто для уверенности» или использовать дополнительные примеры, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. Тем не менее, этот тип «больше» часто меньше, так как аудитория отключается после того, как получает точку в первый раз.
Решимость — мужественный поступок. Вера в собственную подготовку и четкость подачи. Становится труднее поддерживать эту веру на виртуальных встречах с выключенными камерами. Как спикер, вы можете попросить свою аудиторию полностью присутствовать и включить камеры, а затем вознаградить их своей уверенной речью.
Дайте аудитории возможность заполнить пробелы
Сделайте паузу после того, как сделаете вывод, чтобы замедлить себя и проверить аудиторию. Не просто секунда, чтобы отдышаться, а настоящий момент тишины. Он оставляет пространство для ваших слушателей, предоставляя вам обратную связь в режиме реального времени о том, что им нужно дальше, как виртуально, так и лично. Насколько конкретным они хотят, чтобы вы были? Есть ли у них вопросы, на которые вы планировали ответить? Или они несут ваши идеи в совершенно другом направлении?
Мы часто настороженно относимся к молчанию, как будто оно указывает на то, что что-то не так. Однако все происходит в тишине, и вы можете быть удивлены тем, что предлагают ваши слушатели, когда им предоставляется возможность высказаться. Вы можете получить полезные советы о том, как синхронизировать и продолжить, независимо от того, как они заполняют пространство. Именно тогда общение превращается в танец.
Воспринимайте отказ как возможность, а не препятствие
Вы можете полагать, что приведение убедительных доводов должно привести к мгновенному согласию. Конечно, такого почти никогда не бывает. Когда ваши предложения оспариваются, вы расстраиваетесь, если не обороняетесь, пытаясь объяснить, почему вы правы. Вскоре линии нарисованы, и обе стороны удваиваются, оставляя вас в колее.
Чтобы избежать такого отключения ваших идей, вы можете пересмотреть, как вы справляетесь с возражениями. Большинство новых идей не принимаются в том виде, в каком они были предложены впервые, и ваша аудитория может не требовать от вас готовых ответов на все их вопросы. Воспринимайте свою подачу как первый залп, а отпор — как руководство к необходимому разговору. Вместо того, чтобы защищаться рефлекторно, задавайте дополнительные вопросы, чтобы подтвердить и исследовать проблему.
Насколько хороши ваши коммуникативные навыки?
Когда вы читаете эту статью, какие советы и рекомендации вы хотели бы улучшить? А за что ты себя похлопал по плечу?
Как я уже упоминал ранее: даже если вы родились с природным даром легко и легко общаться с другими людьми, всегда есть возможности для совершенствования. Сильные коммуникативные навыки растут и развиваются по мере того, как растут и развиваются ваши личные и профессиональные отношения.
Существует множество справочников, которые помогут вам, но лучшие коммуникативные навыки приобретаются на собственном опыте.
Начните с самосознания – оставайтесь в курсе того, как вы общаетесь сейчас и как это согласуется с вашими коммуникативными целями. Затем переключитесь на осознание других – убедитесь, что вы находитесь на той же странице и читаете правильные сигналы.
И помните: если это кажется большим делом, нет ничего постыдного в том, чтобы попросить о помощи через наставника, тренера или класс.
Активное слушание: основа эффективного общения
Хорошее общение начинается с умения слушать. Активное слушание является основой эффективной коммуникации и позволяет установить глубокий контакт с собеседником. Когда мы по-настоящему слушаем человека, мы проявляем интерес к его мыслям и чувствам, что ведет к лучшему взаимопониманию и укреплению отношений.
Основные принципы активного слушания включают в себя:
- Демонстрацию заинтересованности и внимания во время разговора.
- Подтверждение собеседника, проявление понимания и эмпатии к его точке зрения.
- Избегание прерывания и отвлечений, полное сосредоточение на собеседнике.
- Умение задавать открытые вопросы, чтобы позволить собеседнику более детально выразить свои мысли и чувства.
Активное слушание также включает невербальные сигналы, такие как улыбки, кивки головой и поддерживающие жесты, которые помогают выразить сочувствие и понимание
Важно помнить, что эффективное слушание — это двусторонний процесс, и каждый должен иметь возможность говорить и быть услышанным.
Пример цитаты:
Преимущества активного слушания | Примеры |
---|---|
Повышение эффективности общения | Когда мы активно слушаем собеседника, мы лучше понимаем его сообщение и можем дать более адекватные и содержательные ответы. |
Укрепление отношений | Слушание и уважение к мнению других людей помогает создать глубокую эмоциональную связь и укрепить взаимопонимание. |
Разрешение конфликтов | Активное слушание позволяет проникнуть в глубину проблемы и найти взаимоприемлемое решение, несмотря на различные точки зрения. |
Активное слушание — это важный навык, который можно развить практикой и осознанным усилием. Как бы ни были сильны наши речевые навыки, умение научиться слушать и понимать других является основой успешного и эффективного общения.
Упражнения
Вы также можете развить свои коммуникативные навыки с помощью специальных упражнений
Большинство из них требуют присутствия одного или нескольких собеседников, что очень важно при совершенствовании способности к общению. Их рекомендуется выполнять каждый день
Сначала это может показаться трудным, потому что Развитие коммуникативных навыков чрезвычайно сложно. Особенно это касается взрослых, которые давно смирились со своей необщительностью.
Какие упражнения следует использовать:
Визуализация. Суть упражнения будет заключаться в том, чтобы мысленно представить общение с другим человеком
Собеседник должен быть реальным знакомым, а не выдуманным персонажем, что важно учитывать. Во время представленного диалога нужно внимательно следить за своими движениями, выделять особенности тембра и скорости речи в разные моменты, а также выявлять сильные и слабые стороны данного разговора.
Связь с зеркалом
Очень простая техника для развития навыков общения с обаянием, которую используют многие успешные люди. Через несколько недель тренировок вы сможете более правильно передавать свои чувства и мысли, а также красиво говорить. Для выполнения упражнения нужно просто встать перед зеркалом и поочередно показывать разные эмоции, а также разговаривать с собой.
Исполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другим человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листе бумаги и, не говоря об этом, пытается объяснить другому участнику, чего именно он хочет. Желание рекомендуется выбирать так, чтобы партнер нуждался в какой-либо форме активного действия для его исполнения.
Поющая беседа. Для обучения необходимо разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения заключается в том, что первая группа задает вопрос, представляющий собой строчку из песни, а вторая отвечает на него в составе какой-либо музыкальной композиции. Вы должны сделать это один за другим, и вам дается не более 30 секунд, чтобы подумать над ответом.
Выйдите из круга. Один человек стоит в центре круга, состоящего из других участников. Он должен оставаться там, и цель других людей будет состоять в том, чтобы выманить его каким-либо убеждением. При этом рекомендуется все заснять на видео, а затем проанализировать поведение основного участника.
Разговор о чистоте. Вы можете выполнять упражнение в составе целой группы участников. Желательно, чтобы у всех были неразвитые коммуникативные навыки. Суть метода заключается в написании портрета на листе бумаги. Нужно констатировать преимущества и недостатки с точки зрения коммуникабельности, а затем сделать такой же анализ других участников. Когда все портреты готовы, нужно сравнить свой личный взгляд на себя с мнением всех остальных участников.
Завершение предложений. Занятия такого типа можно проводить регулярно, для этого требуется лишь присутствие нескольких человек. Четыре человека будут стоять бок о бок, и их целью будет создание истории. Каждое предложение начинает первый участник, обрывает через пару слов, а остальные трое поочередно добавляют к нему еще фразы, завершая его. В итоге должна получиться интересная история, которую рекомендуется обсудить вместе.
Есть и другие упражнения, которые помогают улучшить коммуникативные навыки. Их очень часто используют в группах, созданных для того, чтобы незнакомые люди могли встречаться и практиковаться в приятной атмосфере, совершенствуя свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.
У всех ли есть коммуникативные способности?
Есть люди, обладающие коммуникативными способностями с рождения. Они всегда знают, как ответить в любой ситуации, никогда не растеряются и везде показывают свою компетентность.
Что же делать, если ты не относишься к этой категории людей, не умеешь грамотно говорить, быстро ориентироваться, идти на контакт и легко строить взаимоотношения? Придется помогать себе и учиться таким навыкам.
Современные возможности позволяют черпать информацию из интернета, в котором рассматриваются вопросы о возможности решения различных проблем в сфере личности. Можно записаться на индивидуальные или групповые занятия с преподавателем или заниматься самостоятельно по доступным источникам.
В зависимости от того, кому нужно научиться коммуникативным способностям, взрослому, подростку или маленькому ребенку, уроки проводятся в разных форматах. Для детей – в игровой форме, а для взрослых – в виде форумов, онлайн – уроков и интернет-изданий.
Ситуативная слепота
Автор этих строк сравнительно недавно проводил семинар для школьных психологов, где попросил специалистов оценить, какие коммуникативные навыки хуже всего сформированы у современных подростков. Разброс оценок получился довольно большой, но психологи сошлись во мнении, что хуже всего развит навык ориентировки в ситуации общения. Дефицит данного навыка проявляется в неумении выбрать подходящее время и место общения. Разговор получается неуместным, малоэффективным (цели участников не достигаются) и малоприятным (провоцирует негативные эмоции).
Неспособность подростков сориентироваться в ситуации общения в первую очередь связана с их малым социальным опытом. У них действительно не хватает знаний, чтобы понять мотивы и цели других участников общения, прогнозировать длительность разговора, оценить уместность обсуждаемой темы в данное время и в данном месте. Но подобная «ситуативная слепота» характерна не только для подростков.
Мне довелось консультировать руководителя, столкнувшегося с упорным сопротивлением со стороны коллектива («Я им даю поручения, ставлю задачи, а они постоянно срывают их выполнение!»). У него была привычка стремительно пробегать по офису, на ходу выкрикивая распоряжения. Ему казалось, что этого достаточно и что сотрудники должны в буквальном смысле слова «ловить на лету» его указания.
На самом же деле он просто неверно воспринимал ситуацию
Многие сотрудники просто не успевали переключить внимание со своих дел на стремительную пробежку шефа, и в буквальном смысле слова не слышали, что он им говорил. Во-вторых, многие сотрудники просто не понимали, кому именно была адресована брошенная в воздух фраза. В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было)
В-третьих, у людей уже были ранее поставленные трудовые задачи, и приоритет новой «вводной» был им неясен (а возможностей задать уточняющий вопрос в спину убегающему начальнику не было).
Постановка задачи – это не просто брошенная на бегу фраза, это довольно сложный управленческий и коммуникативный навык. И первое правило для данного навыка: создайте или выберите подходящую для постановки задачи ситуацию
«Подходящая» ситуация – это такая, где ничто не отвлекает внимание участников от обсуждения задачи и они могут полностью сосредоточить свое внимание на диалоге. Ситуация должна создавать возможность для качественного контакта между участниками общения. Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя
А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?
Кроме того, чтобы задача была принята к исполнению (а не просто поставлена), ситуация должна давать возможность получения обратной связи от исполнителя
А как можно сосредоточить внимание, что-то обсудить, дать обратную связь (и т. п.), если руководитель пулей пролетает мимо?
Определение
Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.
Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.
Примечание
Суть навыков коммуникации заключается в том, что необходимо уметь не только правильно высказывать свои мысли, но и предполагать и прогнозировать, как к вашим словам отнесется собеседник. При полной эгоцентричности в общении невозможно достичь стабильных взаимоотношений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Адаптация к собеседнику и умение задавать вопросы
Чтобы научиться эффективно общаться с людьми, важно уметь адаптироваться к ним и задавать правильные вопросы. Эти навыки помогут установить глубокий контакт и создать комфортную атмосферу в разговоре.
Когда вы вступаете в разговор с кем-то, старайтесь понять его или ее образ мыслей и настроение
При адаптации к собеседнику, вы можете подстроиться под его или ее речь, темп и интонацию, чтобы лучше понимать и быть понятым. Это создаст ощущение взаимопонимания и поможет установить более тесный контакт.
Важно также уметь задавать правильные вопросы. Хорошие вопросы позволяют продолжить разговор, углубить его и проявить интерес к собеседнику. Задавайте открытые вопросы, которые требуют развёрнутых ответов, а не да или нет. Это поможет собеседнику раскрыться и создаст атмосферу доверия и взаимного интереса.
Советы для адаптации к собеседнику:
Слушайте активно, проявляйте внимание к собеседнику.
Наблюдайте за невербальными сигналами собеседника и подстройтесь под них.
Поддерживайте глазной контакт и мимические выражения.
Советы для задавания правильных вопросов:
- Избегайте вопросов, на которые можно ответить да или нет.
- Задавайте открытые вопросы, которые требуют развёрнутых ответов.
- Уточняйте вопросы, чтобы углубить разговор и проявить интерес.
Адаптация к собеседнику и умение задавать вопросы — важные навыки для эффективного общения с людьми. Практикуйте их в повседневной жизни, и вы заметите, как легче и приятнее станет общаться с окружающими.
Как улучшить навыки личного общения
Общение лицом к лицу добавляет несколько уровней информации к обмену, будь то между двумя людьми или двумя сотнями. Личное общение часто создает синергию, которую трудно воспроизвести в другом месте. Вот несколько советов, которые помогут вам извлечь максимальную пользу из общения с командой и улучшить свои коммуникативные навыки:
№1. Установите прямой зрительный контакт
Немногие показатели обеспечивают столько обратной связи, как зрительный контакт, когда дело доходит до определения того, было ли получено ваше сообщение. Вы можете быстро определить, понимает ли вас человек, с которым вы разговариваете, отвлечен ли он, обеспокоен или сбит с толку — многое из этого теряется при цифровом общении.
№2. Запросить отзыв
Вы уверены, что они это поняли? Просить! Попросить людей повторить их версию того, что вы только что сказали, — это мощная техника. Это часто может улучшить удержание, немедленное понимание и уменьшить будущие недоразумения. Вы также можете попросить, чтобы они связались с вами и предложили, как улучшить вашу презентацию и другие формы общения.
№3. Распознавайте невербальные сигналы
Зевает, ерзает и оглядывает комнату, как правило, явные признаки того, что ваша аудитория занята чем-то другим, а не тем, что вы пытаетесь сказать. Не принимайте это близко к сердцу, если заметите это. Попросите их поделиться своими мыслями, повторить предыдущие моменты, которые они, возможно, пропустили, или отложить обсуждение на более позднее время.
№4. Избавьтесь от отвлекающих факторов
Держите отвлекающие факторы во время беседы лицом к лицу с кем-то (или группой), убирая ненужные электронные устройства из комнаты
Обращайте внимание только на тех, кому нужно быть там, и избегайте планирования в то время, когда люди могут отвлечься (например, незадолго до конца дня или прямо перед обедом)
Как развить коммуникабельность
Не следует избегать и уходить от общения
Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.
Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.
Научитесь получать удовольствие от общения
Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.
Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.
Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.
Старайтесь выступать инициатором беседы
Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»
Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.
Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними
Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.
Работайте над своим артистизмом
Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.
Убейте в себе пессимистические настроения
Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.
Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.
Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.