Когда профориентация не поможет?
Профориентация будет бесполезна, если специалист скажет подростку, что ему не подходит дело, которым он горит и мечтает заниматься, которое по-настоящему его увлекает. Скорее всего, такие рекомендации не заставят подростка изменить свое мнение, если у него есть такая страсть.
Также специалисту может быть трудно сориентировать подростка, родители которого не удовлетворены в профессиональном плане. Если для вас работа — мука, подросток будет это чувствовать и естественным образом будет бояться делать хоть какой-то выбор, раз он может повлечь за собой такие сложности. Так что еще один неожиданный этап профориентации подростка — самому родителю осознанно взглянуть на свою карьеру и честно признаться себе, удовлетворен ли он своей работой и хочется ли ему перемен.
Сложности выбора специализации
Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.
Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.
В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.
Готовность подростка к профессиональному самоопределению
Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.
Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам
Показатели | Маркеры | Важные составляющие |
---|---|---|
Внутренняя готовность | Осознание себя | Здоровая самооценка собственных склонностей, предпочтений и умений, достижений в учебе, особенностей характера и темперамента. |
Ответственность | Твердое понимание необходимости самостоятельного выбора вида деятельности и готовность нести полную ответственность за него. Сопротивление давлению родственников, учителей, близкого окружения. | |
Эмоциональное настроение | Мотивация и позитивное отношение к выбранной профессии, желание обучаться, оптимистический настрой, внутреннее спокойствие и стрессоустойчивость. | |
Информированность | Знание актуальных профессий | Понятие о специфике работы представителей интересующих профессий, об условиях, в которых придется трудиться, и заработной плате. Владение информацией о рынке труда и его тенденциях, видах и сферах деятельности в целом, об актуальных профессиях и тех, которые появятся в ближайшем будущем. |
Знание образовательной системы | Проинформированность об учебных заведениях своего региона и государства (высших и средних специальных). Осмысление перспектив образования в других странах. Изучение временных рамок и правил поступления, а также нюансов учебного процесса. | |
Умение анализировать информацию о профессиях | Понимание изменчивости вектора профессионального развития и того, что сегодня нельзя выбрать вид деятельности раз и на всю жизнь. Осознание, что специальности, которые автоматически обеспечивают богатство или карьерный успех, – это миф. | |
Принятие решения | Образование | Ориентация на личные способности и склонности при выборе высшего или среднего специального учебного заведения. Определение оптимального варианта по ценовой политике и времени обучения. |
Согласование с близкими | Совпадение желания школьника с точкой зрения ближайшего окружения (родственники, приятели, учителя). Акцент на насущных потребностях и трендах рынка труда. | |
Определенность в выборе | Обнаруженные наклонности к одному или нескольким видам деятельности. Результативность поисков ответа на вопрос «кем быть?». |
Как найти работу мечты
— Вы верите в то, что у каждого человека есть призвание?
— Призвание — это непонятное слово. Кто кого призывает и к чему? Мне больше нравится выражение «найти работу по душе». И моя главная задача как профориентолога — помочь человеку найти именно такую работу.
— А как её найти, если не знаешь, чего хочешь?
— В таких случаях можно идти от обратного: подумать над профессиями, в которых ты точно работать не хочешь, и понять, чем они тебя отталкивают. Например: «Я точно не хочу работать спортивным комментатором, потому что я не словоохотлив» или «Я точно не хочу быть дизайнером, потому что не люблю рисовать и мне неинтересно в этом разбираться».
Но важно при этом подмечать и то, что вас привлекает: «Я бы не смог стать ветеринаром, потому что боюсь крови, но я люблю животных и хотел бы им помогать».
Так, перебирая разные варианты, вы сможете очертить границы того, что интересно. С этого можно начать поиск приятного для себя.
— Не получится ли так, что будешь перебирать варианты до бесконечности и в конце концов придёшь к выводу, что вообще ничего не нравится…
— Когда люди говорят: «Мне ничего не нравится», они имеют в виду: «Мне не нравится то, что я видел». Но в мире больше 45 тысяч профессий. Например, если вы никогда не видели, как делается кино или собирается мёд из ульев, то как вы можете это отвергать? Попробуйте изучить то, чем никогда не занимались: возможно, именно там найдётся работа вашей мечты.
Как помочь ребенку
Тесты на профориентацию
В интернете их масса, но по-настоящему информативных не так много. Выбирайте тесты на научной основе. Например, на hh.ru.
И не стоит рассчитывать, что тест поможет точно определить профессию. Его задача — выявить склонности и примерно обозначить подходящую сферу деятельности.
Волонтерство
Это та же работа, только на безвозмездной основе. Волонтерство — хороший способ погрузиться в профессию, увидеть ее изнутри. А еще это шанс познакомиться с интересными людьми и развить личностные качества, которые пригодятся в будущей работе.
Вебинары
20−21 декабря 18:00 мск
Изучаем лучшие профессии для фриланса в 2023
21–22 декабря 16:00 мск
Как стать аналитиком и сделать карьеру в крупной IT-компании
Экскурсия на предприятие
Такие экскурсии иногда организуют в школах. На них можно оценить рабочий процесс, посмотреть оборудование, задать вопросы специалистам.
Профи-парки
Профи-парк — инновационная программа профориентации в области среднего образования. Это интерактивная игровая площадка, где школьники пробуют себя в разных профессиях: повара, дизайнера одежды, специалиста по гостиничному сервису.
Дни открытых дверей
Вузы проводят дни открытых дверей, чтобы познакомить будущих абитуриентов с образовательными программами. Дети узнают больше о предметах, карьерных перспективах, общаются с преподавателями и студентами.
Общение со специалистами разных сфер
Если есть знакомые в той профессии, которая интересна вашему ребенку, организуйте встречу. Пусть школьник узнает об особенностях работы из первых рук.
Приходите на вебинары Skypro, где мы рассказываем о востребованных IT-профессиях. Кто такой фронтенд-разработчик, чем занимается инженер по тестированию, где найти удаленную работу аналитику данных — эксперты ответят на эти вопросы. Спикеры — практикующие специалисты. Они говорят об основных навыках и знаниях, которые нужны для работы, стандартных задачах и перспективах карьеры. Преимущества вебинаров — бесплатное участие и ознакомительные практические задания.
Профессиональные мастер-классы
На мастер-классах специалисты разных профессий демонстрируют свое мастерство, делятся приемами и техниками, учат обращаться с оборудованием. Школьники не просто получают информацию, а активно участвуют в процессе.
Личный пример
Выбор профессии по примеру родителей может стать хорошей идеей, если ребенок действительно имеет склонность к этой работе
Но есть важное условие: пример мотивирует только тогда, когда вы сами получаете удовлетворение от своей работы
Профориентационный битест
Профориентологи проекта разработали двойной тест для родителей и подростков. Подросток поймет, насколько хорошо он знает себя и свои интересы, какое профессиональное направление его сейчас привлекает, например, творческое, естественно-научное, экономическое и пр. А родитель разберется, хорошо ли он знает профессиональные склонности своего ребенка.
Каждую часть — для родителя и для ребенка — важно пройти независимо, а потом сравнить результаты. Тест займет примерно 10 минут
Как читать результаты? Когда и вы, и ребенок пройдете свою часть теста, откройте или распечатайте результаты. Хорошо, если шкалы интересов в обоих результатах совпадают. Значит, вы понимаете ребенка и знаете его интересы. Но если не совпадают, то это тоже нормально. Обязательно обсудите, какие направления лидируют у каждого из вас в результатах. Если у ребенка в приоритете творческое направление, а вы подумали, что скорее всего, ему подходят экономические профессии, то поговорите, почему вы посчитали именно так, и расспросите, какие творческие профессии ему нравятся. Используйте этот двойной тест, чтобы прийти к взаимопониманию, ведь это необходимо для успешного выбора профессии.
С младых ногтей
Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? «Какой крикливый! Наверное, будет певцом!» Или: «Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!» Или: «Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!»
Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.
Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.
Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.
Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.
Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.
Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.
Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.
Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.
Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!
Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять
Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка «из-под палки»! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка
Поясняет психолог Анна Назарова:
«С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом «проб и ошибок» всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения «полезного с приятным»
Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок «за На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».
Как помочь подростку в выборе профессии? Не навреди!
Нет общего рецепта, который поможет всем. К каждому — индивидуальный подход
Нужно понять его радости и чаяния, что мотивирует, а от чего опускаются руки, что дается легко, а что не по зубам, какие таланты и в каких областях слабо развит? Соответственно, важно понимать и чувствовать, каким тоном и языком разговаривать, чтобы подросток ответил, что думает, а не то, что от него хотят услышать. Разумеется, все это считывается в процессе взросления…
Есть дети, которым можно дать полную волю и свободу, чтобы расслабились и почувствовали себя, свой внутренний мир, подумали… Такие дети часто уверены, что они знают лучше, а потому слушаться не станут.
Есть дети, на которых даже нужно надавить, настоять, навязать решение. Если этого не сделать, то так и будут болтаться, ничего не понимая
Важно учитывать: родитель навязывает выбор с учетом интересов ребенка, а не своих! Плюс нужно обсудить, что дите в праве сменить место учебы, если вдруг четко осознает, кем хочет стать
Между этих крайностей бесконечное количество вариантов, как поступить в столь непростой ситуации. Например:
- Пойти от обратного: выяснить, чего точно старшеклассник не хочет, потом углубиться в оставшееся.
- Пройти профориентационные беседы с психологами.
- Посмотреть с другого ракурса: например, выбрать какой-то интересный вуз (Черновицкий национальный университет симпатизирует школьникам из-за схожести с Хогвартсом) или город (Одессу из-за близости к морю), в котором хотелось бы учиться ведь это тоже может быть мотиватором.
- Не основной, а вспомогательный вариант. Лет в 12-14 дети вступают в возраст, когда им нужны авторитетные взрослые, но не родители. Если у вашего школьника есть такой взрослый, обратитесь к нему за помощью.
Как найти подход к подростку
Если проблема созрела, когда перед вами не малыш с букварем, а длинноногая красотка или басоголосый юнец не значит, что поезд уехал, хотя и сесть в него уже гораздо тяжелее. С этого момента больше наблюдайте за человечком. Отгоните свое эго и рациональный взгляд! Настройтесь на волну ребенка, станьте на его место (забудьте все что знаете о жизни).
Родители часто тянут дитя на свой уровень. Но оно не знает взрослой жизни, а потому хоть из кожи лезь, не сможет соображать так как вы&hellip, А вот мамы и папы были детьми, были подростками, так попробуйте же спуститься со своего пьедестала мама лучше знает и стать на уровень школьника. Прочувствуйте детские страхи и неуверенность, лень и усталость от того, что большую часть жизни приходится идти против воли (рано вставать, делать домашку, хорошо себя вести)&hellip, но этот маленький человечек находит силы делать так, как говорят большие люди. Подумайте, как помочь этому живому существу, как его мотивировать, а не давить и ломать в очередной раз.
Объясните школьнику, что его выбор не путь в один конец, что факультет еще не будущая профессия. Если поймет призвание, то сможет сменить место учебы/работы. Объясните, что в быстро меняющемся мире нужно научиться обучаться и меняться, а не закостенеть на одном месте. И не теряйте нить, что даже при смене деятельности, ответственность за решения и поступки никто не отменял. Просто нужно быть готовым не к жизни без ошибок, а к жизни, в которой ты готов исправлять ошибки и учиться на них.
В конце концов, поймите: не столь важно, куда пойдет учиться ребенок и какую профессию выберет&hellip, Важно, чтобы стал действительно хорошим человеком! Помогите, а не калечьте, превращая в зажатого, закомплексованного, неуверенного и озлобленного неврастеника. Позвольте личности развиться в конструктивном и созидательном русле
Актуальные мужские профессии
Безусловно, каждому подростку хочется казаться взрослым и самостоятельным, но в реальности без родительской поддержки принять правильное решение о будущей специальности очень сложно. По последним исследованиям рынка труда самыми подходящими профессиями для мальчиков названы:
- специалист рекламного бизнеса;
- программист;
- инженер, обязательно имеющий высшее образование;
- химик;
- врач;
- автомеханик.
Высоким спросом пользуются специалисты технических направлений, которые не боятся работать на производствах: заводах, фабриках, стройках. Для современных подростков профессия токаря, электрика или слесаря кажется совершенно не престижной, поэтому родители обязаны донести до старшеклассника, что нет плохой работы, и гораздо позорнее сидеть на родительской шее, чем честно трудиться.
Оценка своих возможностей
Важным этапом в выборе своего направления является объективная оценка своих возможностей
К вопросу, как выбрать профессию, следует подойти максимально ответственно, поскольку здесь важно переоценить или недооценить свои силы. Будущему профессионалу нужно определить, что у него получается лучше всего:
- любовь к кулинарии – повар, кондитер;
- мода – работник в сфере фешен-индустрии;
- литература – журналист;
- любовь к искусству – творческие профессии;
- умение делать что-то своими руками – строитель, плотник, автослесарь, работник швейной промышленности.
Очень часто лучший совет, как выбрать профессию, подскажет хобби человека. Это является одним из самых удачных выборов, поскольку любимое увлечение становится источником материальных доходов.
Профессиональная ориентация учащихся
Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.
Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:
- Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
- Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
- Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.
Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.
Выбор ВУЗа – заключительный этап выбора профессии
В старшем школьном возрасте ребенку необходимо сделать конкретный выбор профессии и ВУЗа
В этот период очень важно много и подробно разговаривать со старшеклассником: какой Ваш ребенок видит свою жизнь, чего он хочет больше всего – сделать важное научное открытие, быть известным, богатым, путешествовать.. Если представления ребенка о будущем совсем расплывчатые, предложите ему пройти тесты профпригодности, которые помогут определить, что у него лучше всего будет получаться – общаться с людьми или с машинами, быть подчиненным или руководителем, говорить или слушать? Узнайте о его кумирах, кто они: спортсмены, звезды шоу-бизнеса или владельцы больших холдингов
Таким образом, суммируя все желания своего уже далеко не малыша, сопоставьте их с наблюдениями, полученными в раннем возрасте и младшей школе, а также с тем, что у него получается лучше всего и приведите примеры подходящих профессий.
Если представления ребенка о будущем совсем расплывчатые, предложите ему пройти тесты профпригодности, которые помогут определить, что у него лучше всего будет получаться – общаться с людьми или с машинами, быть подчиненным или руководителем, говорить или слушать? Узнайте о его кумирах, кто они: спортсмены, звезды шоу-бизнеса или владельцы больших холдингов. Таким образом, суммируя все желания своего уже далеко не малыша, сопоставьте их с наблюдениями, полученными в раннем возрасте и младшей школе, а также с тем, что у него получается лучше всего и приведите примеры подходящих профессий.
Любовь к профессии
Любовь к выбранной профессии является основным движущим фактором для исполнения своих мечтаний. Любящий свое дело человек постоянно находится в позитивном настроении, он словно окрылен своими идеями и планами на будущее. Такое отношение к работе гарантирует наличие многих положительных аспектов в профессиональной и личной жизни. У человека легко получается:
- продвинуться по службе, сделать карьеру;
- быстрее справляться с поставленными задачами;
- стать коммуникабельным, адаптироваться в социуме;
- получать солидную зарплату;
- сберечь свою нервную систему;
- устроить свое личное счастье;
- иметь возможность для самореализации и самоутверждения;
- заниматься благотворительностью.
Теперь становится понятно, почему вопрос о том, как выбрать профессию по душе, является одним из важнейших в жизни каждого человека.
Спокойствие и отношения с ребенком — это главное
Вы можете помочь ребенку выбрать профессиональный путь, но проконтролировать всё на этом пути и предоставить ему или себе гарантии успеха не сможете, поэтому не забывайте расслабляться и выдыхать. Подросток не хочет обсуждать будущую карьеру с вами? Подумайте, наверняка есть какой-то родственник, педагог, старший товарищ или друг семьи, который может с ним об этом поговорить. Боитесь, что выбранной специальностью подросток не сможет заработать на жизнь? Если ты занимаешься тем, что тебя вдохновляет, если ты это любишь и делаешь с удовольствием, то найдешь способ, как этим зарабатывать. Поверьте в своего ребенка.
Есть много взрослых, которых родители не поддержали в выборе специальности, давили на них, даже угрожали, что перестанут общаться. В дальнейшей жизни они чувствовали себя нереализованными, не на своем месте, у них было ощущение, что они теряют время жизни. Позвольте подростку выбирать и встречаться с последствиями своего выбора.
Помните, что у него впереди вся жизнь и много вариантов. Уже во время учебы в вузе можно перевестись на другой факультет и даже в другой вуз, если выбранная программа разочаровала. Можно получить одну специальность, а потом работать по другой, но и это не будет значить, что время в вузе потрачено зря. Молодой человек научится добывать информацию, системно мыслить, получит важные навыки, заведет друзей и полезные контакты. Никто сегодня не знает, какие профессии исчезнут через пять-семь лет, а какие появятся. Зато способности осознанно выбирать свой путь, делать информированный выбор и быть гибким ребенку точно пригодятся. Поддержите его в этом и берегите ваши отношения.
Профориентация в школе
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.