Как же договариваться с детьми?
Не нужно давать ребенку готовое решение, нужно помочь ему сформулировать свою проблему, помочь предложить свое решение, а затем обсудить его и свое решение, найти то, что приемлемо для обеих сторон. Порой это очень трудно, можно придумать красивое решение, но невыполнимое ребенком или вами. Если найденное решение опять привело к срыву, значит, это было не лучшее решение. Стоит поискать новое.
Об этом – основная часть книги «Взрывной ребенок», мы не видим смысла переписывать ее в нашей статье, отметим лишь, что первое, чему нужно научиться и следовать этому безукоснительно, – активное слушание.
Восстанови старые контакты
У каждого из нас есть люди, которых мы хорошо знали в прошлом, но общение с которыми по каким-либо причинам прервалось. Это могут быть друзья детства, приятели, одноклассники или однокурсники, люди с предыдущих мест работы. Никогда не поздно восстановить общение с ними, если они не против.
Отправь человеку сообщение, найди его в соцсетях, позвони по номеру, который у тебя остался. Не переживай, что не найдёшь слов, чтобы объяснить, почему вы не общались так много времени. Вполне вероятно, что человек просто будет рад слышать тебя, а уже после сложившегося разговора вы оба решите, стоит ли продолжать общение, или лучше поставить точку в ваших отношениях.
Узок круг…
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
Стратегия и тактика ваших действий
- Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
- Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
- Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
- Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Особенности развития детей с ДЦП
Часто ребенок наряду с ДЦП страдает еще и несколькими сопутствующими проблемами — вывихами или дисплазией в тазобедренных суставах, сколиозом, вальгусной деформацией стоп и т.д. Поэтому для таких детей ортопеды назначают специальную обувь, а также дополнительные приспособления — ортезы, СВОШ (специальный аппарат при ДЦП), шины Виленского, а также проводят хирургические операции. После операции у ребенка могут возникать боли или спазмирование мышц — в таких случаях ему могут ввести инъекции ботулотоксина типа А (дозу вводимого препарата определяет врач-невролог). Нередко диагнозу ДЦП сопутствует и эпилепсия — в таком случае ребенку будет необходима дополнительная медицинская помощь.
Среди особенностей психического развития детей с ДЦП могут быть различные расстройства, включающие нарушения речи. Чтобы помочь малышу с развитием логики, моторики, памяти, коммуникативных навыков, к работе подключаются дефектологи и логопеды — они проводят коррекционную работу с детьми, страдающими ДЦП.
Комментарий эксперта:
Я часто наблюдаю такую ситуацию: 7-летний ребенок с диагнозом ДЦП хорошо двигается, но практически не умеет общаться и обслуживать себя. Это говорит о том, что родители бросили все свои силы на решение проблемы движения, напрочь забыв о развитии мозга малыша. Необходимые навыки речи и общения ребенок мог бы усвоить вовремя, но теперь ему придется приложить десятикратные усилия! Родители чаще всего ошибаются, считая ребенка с ДЦП неполноценным. Это неверно — просто нарушения двигательной активности мешают ему выражать то, что он прекрасно понимает. А ведь вовремя предпринятая коррекция действительно может помочь ему к 6-7 годам достичь нормального развития. Существует и другой тип родителей — те, кто развивают ребенка умственно, но физически стремятся его оградить от любых лишних телодвижений. Как правило, такой малыш вырастает в пассивную и неинициативную личность с потребительским отношением к окружающим. Не стоит относиться к ребенку с ДЦП, как к немощному. Напротив: желательно, чтобы дома у него были постоянные ежедневные несложные обязанности — протереть пыль, одеть куклу для прогулки, застегнуть свои сапоги, надеть шапку…
Присмотрись внимательнее к своим однокурсникам и коллегам
Часто мы окружены интересными и многогранными людьми, но в упор этого не замечаем. Всё потому, что мы не воспринимаем их всерьёз или привыкли рассматривать их лишь в одной роли: одногруппника, коллеги, знакомого. Мы не присматриваемся к этим людям, даже не давая им шанса проявить себя.
Хотя бы ради эксперимента попробуй поговорить со своим коллегой дольше пяти минут и расширить темы вашего разговора с работы и общего состояния дел до сферы его интересов, его взглядов и убеждений, его мечтаний. Ты можешь поразиться, сколько всего ты не знал о человеке, который работает с тобой бок о бок вот уже несколько лет.
Человеку с инвалидностью всегда нужно помогать?
Не всегда. Стоит сначала спросить, нужна ли помощь, а не бросаться сразу «причинять добро» и «наносить пользу». Например, в случае человека на коляске неумелая помощь может быть попросту опасна. Взявшись за коляску не так, в лучшем случае вы сломаете подножку или другую ее часть, в худшем — уроните человека.
Незрячего человека можно напугать, если внезапно схватить его за руку и начать тащить куда-то, думая, что ему туда и нужно или что он сейчас упадет. Человек с тростью ориентируется в пространстве с ее помощью, и неожиданное изменение положения руки, трости, скорее всего, собьет его с толку, и он потеряет маршрут.
Повторим: сначала узнать, требуется ли ваша помощь, и если да, то какая именно.
при входе придержать дверь, катить инвалидную коляску плавно;
не опираться на коляску и не трогать трость, костыли без разрешения;
помочь достать предметы с верхних полок или перенести вещи.
может понадобиться помощь для ориентирования в пространстве;
представиться и прикоснуться к руке, спросить, чем и как можно помочь;
сопровождающим лучше идти первым, предупреждая о препятствиях;
помочь прочесть все необходимое;
уточнить, доступны ли онлайн-инструменты для скринридера;
если вас попросили прочитать информацию, прочитайте все полностью, ничего не пропуская.
Познакомься со своими соседями
Почему не возродить хорошую традицию и не познакомиться со своими соседями? Речь идёт не только о соседях по комнате, с которыми ты и так вынужден контактировать, но и о соседях по лестничной клетке, этажу, улице. Особенно этот совет полезен тем, кто постоянно переезжает или недавно переехал, и столкнулся с проблемой отсутствия общения.
Прояви соседское радушие: представься, пригласи их на чай или что-то покрепче, расспроси их об увлечениях и интересах. В худшем случае вы останетесь просто знакомыми, хорошими соседями, у которых есть налаженный контакт друг с другом. В лучшем – вы сможете стать приятелями, а в будущем, может быть, даже друзьями.
Как общаться с солнечными детьми. Михаил Комлев
Посвящается всем детям с синдромом Дауна
Комлев, Михаил
От автора
Каждую минуту в мире рождается 370 000 человек, из них 528 детей с синдромом Дауна.
Что значит родиться «другим»?
Впервые с солнечным малышом я познакомился несколько лет назад. Эвелина Бледанс приехала на съемки с Сёмочкой, и увидев его, я сразу понял, что он является большим источником любви. Сёма тогда не говорил, но его взгляд проникал в самое сердце. Я чувствовал, что на меня словно смотрит маленький мудрец. Я обнял его и почувствовал себя счастливее.
В этот день вместе с друзьями я участвовал в двадцатом благотворительном велозабеге в поддержку людей с синдромом Дауна. Проводил его «Даунсайд Ап». Когда мы пересекли финишную линию нас встречали улыбками дети с особенностями развития и их родители. Эмоции переполняли. Общая идея сплотила всех настолько, что казалось, словно мы все слились в одно целое.
Возле сцены я увидел Влада Ситдикова и подошел к нему познакомиться:
– Влад, ты большой молодец! Я тобой горжусь! Наблюдаю за твоими успехами и радуюсь твоим достижениям. Ты мотивируешь многих людей добиваться поставленных целей.
– Спасибо!
– Влад, это Миша. Я тебе его стихи читаю вечерами, – произнесла мама Влада и посмотрела на сына, затем на меня.
Услышав это, Влад сказал:
– Миша, а ты можешь посвятить стихотворение нам? Я его выучу, и буду везде читать.
– Постараюсь, – ответил я, и обнял Влада.
В этот момент в моем сердце что-то защемило. Потом я увидел Эвелину Блёданс, и солнечного Сёмочку, и, пока мы катались на велосипеде, четко осознал, что обязательно напишу. Придя домой, я достал блокнот, карандаш, стал смотреть в окно и не заметил, как строки сами стали складываться в рифмы. Мне казалось, что кто-то свыше диктует и водит моей рукой. Так родилось стихотворение «Люди, посмотрите, мы такие же, как вы».
В этот же вечер я отправил стихотворение Эвелине Блёданс. Она была глубоко тронута. На следующий день я встретился с композитором Александром Шекановым, показал ему эти строки, а он мне мелодию, которую написал 7 лет назад. Слова и музыка образовали единую гармонию. Мы записали эту композицию с первого раза.
На следующее утро в моей голове появилась мысль, что нужно объединить людей и снять благотворительный ролик. У меня не было команды, не было камер… Несмотря на то, что я работал на первом канале, у меня не было ничего кроме идеи и желания сделать этот проект. Позавтракав, я открыл компьютер, стал писать в разные благотворительные фонды и изучать все, что известно о людях с синдромом Дауна в России. К моему удивлению, в нашей огромной стране не было ни одного ролика, который затрагивал бы эту тему. Это вдохновило меня еще больше. Через несколько часов работы я получил несколько одобрений от благотворительных фондов, которые согласились принять участие. Я написал сценарий, набрал команду, и мы приступили к съемкам. Меня переполняли эмоции от того, что на наш призыв откликнулось огромное количество неравнодушных людей. С нами были Эвелина Бледанс с Семочкой, Ирина Хакамада с дочерью Машей, внук Бориса Ельцина Глеб Дьяченко, Наталия Гулькина, Марк Тишман, Марина Хлебникова, Влад Ситдиков, Анастасия Петрова, Андрей Востриков, Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», оркестр Солнечные нотки, благотворительный фонд «Наш солнечный мир» и многие другие. Именно благодаря добрым сердцам всех этих знаменитых людей и участию общественных фондов, нам удалось сделать этот проект без инвесторов и спонсоров. (Посмотреть наш благотворительный ролик можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=4g2NVrawm0E).
Как говорить с детьми о социальных катастрофах?
Никакие социальные потрясения не происходят незаметно для детей, на них, точно так же как и на нас, сыпятся новости из каждого утюга… Однако взрослые часто не находят слов или боятся обсуждать происходящее, прячась за традиционным «Тебе ещё рано, вырастешь — поймёшь». В итоге дети могут чувствовать, что родители не доверяют им.
Прежде чем завести разговор на сложную тему, убедитесь, что вы эмоционально готовы говорить и отвечать на вопросы (даже на самые примитивные). Если вы эмоционально переживаете ситуацию и знаете, что у вас может случиться срыв, приступ тревоги или паники, лучше передайте разговор другому родителю или специалисту, который сможет вести диалог спокойно.
«Постарайтесь найти баланс. Да, игнорировать ситуацию нельзя, но не уходите в катастрофизацию. Не надо транслировать ребёнку, что мир рушится, даже если вам самим сейчас кажется именно так.
Постройте общение исходя из возраста ребёнка. Со старшими подростками можно говорить более открыто, а детям младшего школьного возраста достаточно поддерживающих фраз, произнесённых уверенным тоном: „Да, всё это непросто, но мы вместе, и мы обязательно справимся“, „Я знаю, что ты будешь скучать по друзьям, но сейчас так нужно“».
«Постарайтесь по возможности оградить ребёнка от потока информации, которую он не сможет переварить. Хотя бы дома. Если ребёнок не спрашивает напрямую — возможно, не стоит заводить разговор. Вопросы насилия неподъёмны для детской психики.
Если вы не готовы говорить на сложную тему прямо сейчас — это нормально, и важно об этом прямо сказать: „Спасибо, что спросил, я сейчас не могу сразу ответить, мне нужно подумать“. Это позволяет ребёнку почувствовать, что вы с уважением относитесь к его вопросу
Если разговор всё-таки предстоит — важно говорить безоценочно. Рассказать о фактах и о том, как вы лично к ним относитесь, о своих эмоциях
Попробовать описать причины происходящего и успокоить ребёнка: объяснить, почему не стоит бояться, какие есть гаранты безопасности. Например, несколько лет назад школьники обсуждали пожар в „Зимней вишне“. Тогда мы говорили о том, что это действительно страшно. Но пожары — это реальность, к сожалению, они возникают. Но мы можем обезопасить себя, изучив схему эвакуации».
Конечно, не следует описывать детям всю глубину того, как взрослые переживают социальные катастрофы, — дети этого просто не вынесут, не вместят. Но говорить о том, что вы не равнодушны, что понимаете их волнение и тоже волнуетесь, можно и нужно. И нужно говорить о поддержке, о том, что вы рядом и вместе преодолеете любые трудности.
Общение с незрячим ребенком
Слепые познают мир вокруг тактильно, на слух и при этом практически не ограничены ничем, кроме визуального восприятия. Правил общения с ними немного.
Так, нельзя подходить к слепому слишком тихо, незаметно. Если вы планируете подойти, взять его за руку, коснуться плеча, обязательно сопровождайте свои действия речью. Помните, что он вас не видит и может испугаться.
Разговаривать с незрячим рекомендуется лицом к лицу. Обращение должно начинаться с его имени, чтобы ребенок сразу понял, с кем именно вы разговариваете. Как и с колясочниками, не используйте посредников, задавайте вопросы напрямую.
Если хотите заинтересовать слепого, пользуйтесь зрительным описанием происходящего с доступной для него визуально-тактильной средой. Например, не «У меня есть кот», а «У меня дома живет пушистый кот» или не «Таня идет», а «К нам идет Таня, слышишь, как шуршит трава под ее ногами (чувствуешь, как пахнет ее духами)?». Однако не спешите описывать все происходящее вокруг, не прыгайте с одной темы на другую.
Если гуляете с таким ребенком, не тяните его за собой, идите умеренным шагом. По ступенькам поднимайтесь строго прямо. Таким же образом преодолевайте препятствия. Во время поворотов комментируйте — «Направо», «Налево». Падение может привести к появлению недоверия, восстановить которое будет непросто.
Речевой этикет
Соблюдать речевой этикет необходимо. Даже с самыми тяжёлыми детьми, которые не могут ответить и не всегда в состоянии сконцентрироваться на собеседнике. Особенно — с самыми тяжёлыми. «Привет», «пока», «спасибо», «будь так любезен» говорите ребёнку персонально. Эти короткие слова — важные метки-ориентиры, что его видят, замечают, считаются с его присутствием рядом.
Корректировать, а потом и социализировать человека, который не осознаёт себя личностью, не чувствует себя достойным внимания, нереально. Тот, к кому относятся как к пустому месту, вырастет, ощущая себя именно так: пустым местом. Никем.
Раз за разом ставьте слова-метки в общении: для себя, для ребёнка, для всех, кто вокруг. Этими словами вы обозначаете важнейшее обращение к его сознанию: «Ты здесь. Я тебя вижу и уважаю. Ты — человек». Однажды ребёнок обязательно отреагирует: ответными словами, взглядом или жестом, даже если пока он старательно игнорирует вас.
Потому что даже самая прекрасно разработанная и структурированная методика работает не всегда и не со всеми. Уметь считать до пяти, выучить цвета, уметь отличить квадрат от круга — это прекрасные и нужные знания. Но закладывать их в голову, не приучая при этом ребёнка осознавать себя человеком, — такой же механический процесс, как расставлять книги на полке. А искренние уважение и интерес пробивают даже самую толстую и нечувствительную броню сложных дефектов. Вот так — очень просто и почти примитивно.
Ребёнку с особенностями развития так же, как и любому другому, необходимы ласковые слова, прикосновения и общение.
Даже если вам на первый взгляд кажется, что он «ничего не воспринимает и не понимает», — это не так. В любви и заботе нуждаются даже самые «тяжёлые» дети (а может, даже больше, чем все остальные).
Обязательно обращайтесь к ребёнку, говорите с ним. Предупреждайте о том, что вы сейчас собираетесь делать: «А сейчас мы зайдём в магазин, потом пойдём домой», «Сейчас закрасим картинку, потом будем собирать пазлы» и т. д. И по возможности старайтесь не обсуждать и не осуждать ребёнка при нём, особенно говорить о его неудачах и проблемах. То, что он не может ответить, совсем не значит, что он ничего не понимает и не воспринимает. Ребёнок может не понять, что именно вы сказали, но уловит вашу расстроенную или осуждающую интонацию, и его реакция будет соответствующей. Реакции могут быть очень неявными: например, вроде бы совершенно внезапный порыв схватить и бросить предмет в зеркало, когда вы обсуждали его проблемы в обучении или рассказывали о поведении, которое вас расстраивает, в его присутствии; резкий крик, агрессия либо самоагрессия, казалось бы, абсолютно без причины.
И ещё вашему особенному ребёнку совершенно необходимо соблюдение социальных ритуалов: здоровайтесь и прощайтесь с ним, когда приходите и уходите, желайте доброго утра и спокойной ночи. И по возможности старайтесь приучать к этому тех, кто окружает ребёнка: членов семьи, педагогов, врачей (пусть даже вы пассивно машете детской ручкой и говорите за него «пока», — этот ритуал должен соблюдаться регулярно, раз за разом). От вашего отношения во многом зависит то, как ребёнок будет воспринимать себя: если окружающие относятся к нему как к неодушевлённому предмету, то и он сам будет воспринимать себя как нечто неодушевлённое. Успешность коррекционной работы во многом зависит от мелочей!
Об авторе:
Люди думают, что перед ними — ребенок-скандалист
— С другой стороны, иногда родители решают: «У меня особый ребенок, терпите». Где грань?
— Действительно, что-то можно и «перетерпеть». Это всего лишь мгновения в нашей жизни, по сравнению с сутками, неделями, годами терпения родителей детей с аутизмом. Понятно, что у всех свои проблемы, но взаимные терпимость и уважение в целом делают нашу жизнь лучше.
«Мы живем как военные в зоне боевых действий». Мама ребенка с аутизмом — о хроническом стрессе и необходимой вежливости
Что касается истерики — с точки зрения обычных людей это ребенок-скандалист. А с медицинской точки зрения это может быть приступ, сопровождающийся слезами, судорогами. Согласитесь, что это разные аспекты.
Я думаю, вы спрашиваете про другое. Отсутствие границ, правил поведения у людей в целом и у детей в частности. Любых. Есть семьи, которые не прикладывают усилий, чтобы научить детей этим правилам. И болезнь тут ни при чем. Я знаю детей в полном здравии и при этом не умеющих себя вести в обществе. Равно как много детей с особенностями, которые прекрасно справляются с поведенческими проблемами. Главное, чтобы родители не отмахивались от проблемы.
— Каковы алгоритмы поведения в обществе при поведенческих проблемах ребенка? Объяснять? Тогда как? Но уставшая мама иногда не в силах делать это в сотый раз.
— Все-таки я бы хотела, чтобы родители детей с инвалидностью по возможности объясняли проблему сами. Общество пока на такой ступени развития, что без этого никак не обойтись.
Если закончились силы объяснять, то можно попробовать раздавать заранее заготовленные листовки, где коротко написано о заболевании. Особо «переживающих» за детей из чужих семей можно попросить поддержать финансово, а не на словах.
— Где чаще семьи детей с аутизмом встречают непонимание?
— В транспорте, в магазинах. Там, где собираются уставшие люди и мамы с детьми. Наше общество долгое время было очень коллективным. Нас так учили — «слушай коллективное мнение», «почему вы не высказываете свое мнение, разве вам все равно», «нам не все равно, что вы думаете».
А теперь алгоритм изменился — недопустимо нарушение границ личного пространства. Причем как с одной, так и с другой стороны.
Пока до конца не выработался российский тип поведения. Чаще встречается либо советский, либо плохой аналог западного. Тем не менее подвижки есть — можно удержаться в традициях с использованием современных подходов.
Няня для особого ребенка сама должна быть особенной
Какие требования предъявляются к няне для особого ребенка:
- Наличие образования в области медицины, психологии, дефектологии, коррекционной работы. Особые дети нуждаются в частом приеме медикаментов, правильном оказании первой помощи в случае непредвиденных обстоятельств. Бебиситтер обязан уметь давать ребенку любые лекарства.
- Физическая выносливость. Помощница по уходу за особым ребенком должна быть готова к тому, что придется носить малыша на руках, спускать по лестнице, сопровождать в туалетную комнату и помогать в передвижении по дому.
- Стрессоустойчивость, организованность. Дети-аутисты могут быть чрезмерно капризными, непослушными, часто впадать в депрессию. Няни для таких малышей должны обладать железным терпением. Без организованности в этом деле никуда: бебиситтер должен четко следовать инструкциям врачей и родителей, не отклоняться от намеченной цели.
- Чистая медицинская книжка. Этот пункт считается фигурирующим, поскольку няня долгое время контактирует с особым ребенком. Ни в коем случае нельзя подвергать опасности его иммунитет. Минимальное требование – наличие флюорографии.
Личностные и профессиональные качества бебиситтера
При выборе няни нужно обратить внимание на личностные качества:
- Отношение к диагнозу. Профессиональная няня никогда не даст поводов для сомнений. Чтобы проверить бебиситтера, достаточно понаблюдать за его первой встречей с особенным ребенком. Если женщина по-особому обращается к малышу, смотрит на него снисходительно и всем своим видом выражает нетерпеливость, дискомфорт, то лучше отказаться от ее услуг.
- Искренность. Уход за особыми детьми нельзя доверять школьникам или студентам: зачастую ими движет лишь одна цель – подзаработать. Как правило, эти люди озвучивают невысокую цену за свои услуги. Их отличительная черта – короткий срок сотрудничества: молодые бебиситтеры не способны погрузиться в мир особого ребенка, прочувствовать его душу. Лучше доверить уход за малышом-аутистом профессионалам своего дела.
- Терпеливость. Няня-сиделка для ребенка-инвалида должна обладать непоколебимой стойкостью и выдержкой. Ее миссия – помочь ребенку полюбить мир несмотря на физиологические или психологические особенности. Деликатность и трепетное отношение к малышу – отличительные черты хороших нянь.
Знания и навыки
Няня для особенного ребенка должна уметь:
- Взаимодействовать с малышом. О диктаторских навыках бебиситтеру нужно забыть раз и навсегда. Хорошая няня должна направлять инициативу и энергию ребенка в нужное русло. Психологи описывают няню-профессионала как человека, в которого поверит ребенок. Бебиситтер должен быть максимально ласковым, но при этом мягко проявлять настойчивость.
- Иметь представление о болезни. Небольшой процент семей не считает профильное образование основным критерием принятия на работу. Главное – стремление и готовность няни получать информацию извне, желание внести вклад в ребенка.
- Расставлять приоритеты в воспитании. Бебиситтеры-профессионалы знают о кругозоре малышей любых возрастов. Их задача – создать индивидуальную методику воспитания под особого ребенка. Например, у детей с нарушениями в развитии интерес к окружающему миру отсутствует. Няня должна изменить ситуацию ненавязчиво, поощрять положительные улучшения в этой области. Бебиситтер должен работать не на имидж, а на благо ребенка. Поэтому малыш после игры в песочнице может быть грязным, но счастливым.
- Привить любовь к самообслуживанию. Няня должна научить ребенка выполнению базовых действий: питанию с ложечки, питья из чашки, использованию горшка, одеванию. Как только малыш будет делать успехи, нужно постепенно отдавать инициативу в его руки. Так маленький аутист научится ухаживать за собой самостоятельно.
Нужно ли медицинское или другое образование
Найти няню можно несколькими способами:
- В специализированных агентствах. Этот вариант считается самым безопасным и надежным, но при этом серьезно ударит по кошельку. Организации, предоставляющие услуги по уходу за детьми, ручаются за своих специалистов. В них работают только обученные няни с профильным образованием.
- На форумах и сайтах для родителей особенных детей, по объявлениям в соцсетях и печатных изданиях. В качестве нянь выступают матери особых детей без медицинского или психологического образования.
- Путем обращения в службу занятости населения. Государство предоставляет обученных специалистов, активно разыскивающих работу.
- В вузах, готовящих дефектологов, психологов, врачей. Это, как правило, лучшие студенты, находящиеся на финальной стадии завершения образования.