Как научить ребенка ответственности в учебе
Конечно, было бы здорово, если учёба является личным делом и ответственностью ребёнка. Однако существует риск того, что пущенный на самотёк образовательный процесс приведёт к тому, что школьник перестанет учиться / будет получать одни неуды / станет постоянно забывать портфель, учебники / начнёт опаздывать на первые уроки…
Чтобы этого не произошло, необходимо здраво оценивать возможности ребёнка и найти для него золотую середину ответственного поведения в учёбе. То есть не нужно впадать в крайности. Во-первых, переоценивать возможности школьника, думая, что в 10 лет он уже способен отслеживать свои успехи и планировать свою деятельность. Во-вторых, предъявлять излишние требования к подростку, когда полный контроль сводит на нет все усилия по воспитанию ответственности.
Чтобы результаты вас не разочаровали, следует помнить о нескольких важных аспектах.
- Возрастные особенности. Возраст – не просто цифры и количество отмеченных дней рождения, а объективный фактор. К примеру, некоторые участки коры больших полушарий мозга окончательно формируются к 13 годам. Это относится к лобным долям, которые отвечают за составление планов, прогнозов, контролирование своей деятельности.
- Пошаговый процесс. Любой навык развивается поэтапно. Сначала за ребёнка всё делает родитель, затем ребёнок делает что-то вместе с родителем, а только потом – выполняет самостоятельно. Это относится и к учёбе, когда на определённых этапах нужен родительский контроль.
- Организация процесса. Взрослый опытнее ребёнка, а значит, именно он должен помочь в освоении навыка школьнику. Чтобы воспитать ответственность к учёбе, нужно правильно организовать весь процесс. Например, составить перечень вещей, которые нужны к каждому уроку, распределить время на домашние задания и т.д.
Любую задачу, проблему нужно решать, исходя из детского опыта. Если ребёнок сам может решать уроки, мириться с одноклассниками, не стоит вмешиваться. Если же опыта решения проблемы нет, нужно помочь школьнику на первых этапах, а потом – отступить в сторону и позволить сделать всё самому.
Полезные советы и рекомендации
О чём ещё советуют помнить психологи?
Правильно хвалите. Старайтесь хвалить не только за конечный результат, но и за старательность, активность, желание победить и справиться со сложностями. Важны старания ребёнка и те усилия, которые он прикладывает.
Учите исправлять ошибки
Это очень важное умение, о котором не всегда вспоминают. Когда ребёнок понимает, где он ошибся, в чём причина его сегодняшнего неуспеха, это означает, что он уже на полпути к победе.
Утешайте, но не плачьте вместе
Утешение крайне важно, особенно для эмоциональных детей. Однако при этом не следует вместе лить слёзы над неудачей и гневно клеймить соперников. Попробуйте разобрать ситуацию отстранённо.
Не считайте проигрыш ерундой. Возможно, для вас четвёрка вместо пятёрки ерунда, но не стоит обесценивать детские чувства. Фраза о том, что это лишь оценка или игра и не стоит плакать из-за какой-то ерунды, не поможет ребёнку.
Как ребенка научить проигрывать без слез? Для этого нужно выбирать те занятия, которые нравятся детям. По крайней мере, на начальном этапе формирования адекватного отношения к неудачам. Малыш любит рисовать? Отлично! Можно отдать его в художественный кружок и понемногу принимать участие в творческих конкурсах. Ребёнок любит футбол? Замечательно! Здесь и умение играть в команде, и желание победить, и воспитание характера.
Как делать уроки
Школьный тайм-менеджмент
Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время. Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся — канва дня, и выделенное время — делаем домашнее задание.
Ребенку проще, когда все ритмично. Возникает динамический стереотип (по Павлову) — система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.
Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.
После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.
Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике, ежедневнике, и потом написать его расписание, объясняя, что такое у людей бывает, и это — атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, — все предпочтительно.
Одна из болезней современности — уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.
- Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6–7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.
- Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.
Норма делания уроков для первоклассника: 40 минут — 1 час;
2 класс — 1 час — 1,5 часа;
3–4 класс — 1,5 — 2 часа (не 5 часов);
к 5–6 классу эта норма переходит к 2–3 часам.
но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.
Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он — хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.
Адекватный период делания уроков для первоклассника — 20–25 минут, для подготовишки еще меньше — минут 15, для детей истощаемых — может быть еще меньше.
Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время — и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.
Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку. Например, разного рода таймеры:
- могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей — мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);
- могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;
- спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;
- кухонные таймеры;
- записанный на телефон звук школьного звонка.
При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения. Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается — перерыв.
Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, — переключился.
Но рабочее место ребенка — не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке
Хорошая экология учебного места — очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет
Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, — все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.
Время делания уроков — предпочтительнее, пока не стемнело. После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.
Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно — можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни
Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня — занятия, а вторая — уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно
Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом — свободное время, т. е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.
Жить без стресса — это легко
Мы не можем не переживать за людей, которые достаточно близки нам. Но мы способны научиться не доводить эти волнения до полновесного стресса и нервных срывов. Жить без губительного влияния негатива очень просто, нужно только выполнять несколько приятных правил для этого.
Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе, это даст возможность отдохнуть, главное подпускать к себе только приятные мысли.
Займитесь любым видом спорта. Это укрепит ваш организм и повысит самооценку.
Обязательно устраивайте себе полноценный отдых. Даже если график слишком плотный, в нем должно найтись место для передышки.
Как ребёнку постоять за себя
Когда родители понимают, что у воспитанника есть проблема, они задаются логичным вопросом – как в таком случае научить ребёнка давать отпор и постоять за себя? Ответ зависит от того, в каком возрасте и при каких обстоятельствах возникла такая необходимость.
На детской площадке
Конфликты на детской площадке – это классика жанра. Будьте к ним готовы и знайте, что в таком возрасте карапуз еще не умеет постоять за себя. Справиться с ними легче, чем кажется на первый взгляд.
Одна из причин конфликта на детской площадке – это игрушки. Маленькие дети не знают, что значит «не моё». Для них всё общее. Поэтому не берите с собой на улицу игрушки, которые не хотелось бы сломать или потерять.
Научите карапуза не брать чужие игрушки без спроса. При этом он также не обязан отдавать по первой просьбе свои. Этот процесс должен быть взаимным.
Не вступайте в конфликт детей до тех пор, пока это не требуется. Если же избежать их невозможно, ведите себя максимально корректно с чужим ребёнком, а особенно, если поблизости нет его родителей.
Взрослые знают, что есть такие места – игровые площадки, парки и детские качели, где скапливается много хулиганов. Если есть возможность, пойдите в другое место: незачем нарываться на неприятности и портить себе настроение. Все эти действия родителей показывают малышу правильный пример. Можно говорить бесконечно, но он ничего не поймёт, если не увидит подтверждения этим словам. Детская площадка – это место, где карапузы проявляют свободу и учатся общаться. Не контролируйте каждый их шаг, но и не позволяйте всё: соблюдайте баланс.
В садике
Примерно в 3 года дети общаются со своими сверстниками и делают первые попытки самостоятельно постоять за себя. Поскольку они только учатся взаимодействовать друг с другом, объясните им, как делать это правильно.
С первыми проблемами родители сталкиваются после того, как дети идут в садик. И в основном переживают мамы миролюбивых и спокойных малышей.
Чтобы предостеречь и себя, и своего дошкольника от нежелательных проблем, заранее выработайте стратегию поведения.
Объясните, что не нужно:
- бояться ошибок – тарелка с супом могла разбиться у каждого;
- реагировать на дразнилки, клички и обзывания – если обидчики не будут видеть реакции, им это быстро надоест;
- показывать свой страх;
- бояться отказывать – у всех есть право выбора;
- стесняться просить о помощи другого человека.
Учите малыша, что все проблемы в садике дети решают с воспитателем.
В школе
Школа – это место, где ребёнок проводит огромную часть жизни
Важно, чтобы там он чувствовал себя комфортно и уверенно. А это возможно только в том случае, если он в силах самостоятельно за себя постоять
- Ребёнок должен понимать, что он полноценная личность.
- Объясните детям, что они вправе защищать свои интересы. Хорошо если воспитанник доверяет родителям и имеет возможность обсуждать проблемы, возникшие в школе.
- Приёмы самообороны – это отличный навык, но применять его чтобы постоять за себя нужно осознанно.
- Чтобы помочь ребёнку, нужно быть уверенным в том, что не он провоцирует конфликт.
Научите школьника, который не может постоять за себя, в первую очередь обращаться за помощью к учителю.
«Кастрюлька со злостью»
Отличный способ «переварить» детскую злость и агрессию — терапевтические рассказы. Ирина Млодик предлагает рассказать ребенку, что у каждого есть кастрюлька, куда он складывает все непрожитые чувства: обиды, злость, раздражение. День за днем кастрюлька заполняется и заполняется, пока не достигнет предела. В один прекрасный день, от одной единственной капли, кастрюлька переливается. И на того, кому не посчастливилось добавить эту самую последнюю каплю, обрушивают все обиды, раздражения, вся злость, которая адресована вовсе не ему. Но еще хуже, когда кастрюлька закрыта очень плотно: тогда ее содержимое начинает поглощать ее саму.
Разыграйте перед ребенком спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги, чтобы он увидел все наглядно и почувствовал.
«„Пора браться за очистку кастрюли!“ — говорю я ребятам. И мы начинаем со страшными воплями кидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто нас обидел, или колотим кулаками по мягкой подушке. Чем тише и послушнее ребенок, тем с большим чувством и силой он это делает, при условии, что его удается уговорить на это мероприятие. Особенно воспитанные соглашаются не сразу, но потом останавливаются, только совершенно обессилев».
Так Ирина Млодик работает с маленькими посетителями. И нам есть чему поучиться.
Самое главное, дорогие родители, не забывайте, что ребенок берет с вас пример. Учитесь понимать и контролировать свои чувства, и тогда, возможно, даже не придется учить этой науке ребенка. Он сам все поймет, просто следуя вашему примеру.
Удачи вам! Злитесь на здоровье, но с пользой для себя и окружающих.
Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания
Первое правил воспитания
На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).
Таким образом ребенок чувствует вашу заботу
И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться
Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.
Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.
Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.
Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.
Важно: всегда у ребенка должен быть человек:
- которому ребенок доверяет
- который будет его баловать
- с которым можно повеселиться
- который его учит чему-то новому и интересному.
Второе правило воспитания
Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.
Третье правило воспитания
Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».
Четвертое правило воспитания
Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.
Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.
Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.
Можно ли не допустить появления плохих друзей у ребенка?
Уберечь ребенка от плохих друзей – нормальное родительское устремление. Но как это сделать?
Начнем с того, что держать подростка «на цепи» и контролировать каждый его шаг не стоит. Любая, даже самая прочная родительская «цепь» рано или поздно оборвется – подросток взбунтуется и начнет нарушать ваши запреты просто напоказ, или нарушать их тайком…
Поэтому вариант – усадить ребенка дома, загрузить его по уши учебой, помощью по хозяйству и прочими обязанностями, и вообще не оставить ему времени на общение со сверстниками – заведомо плохой вариант. Даже если имеющиеся в окружении вашего чада сверстники действительно вам не нравятся. Даже если вы замечаете начало их дурного влияния на ваше «мамино солнышко». Категоричные запреты должны остаться самой крайней мерой!
Дошкольника или младшего школьника для прекращения общения с каким-то другом можно просто начать водить на другую детскую площадку, перевести в другой класс или даже просто пересадить за другую парту. А в более старшем возрасте родительский запрет на дружбу и насильственное разлучение с другом – моральная травма для подростка!
Что же делать? В идеале, нужно воспитать сына или дочку так, чтобы к началу возраста «серьезных» дружб они сами были заинтересованы выбрать себе хорошую компанию. Какие факторы помогут этого достичь?
- С раннего возраста ориентируйте ребенка на культурные и нравственные ценности той социальной среды, в которой вы хотели бы, чтоб он находился и искал себе друзей. То есть, если хотите, чтоб ребенку было интересно с интеллигенцией, а не с «рабоче-крестьянским» сословием, то и воспитывайте его как интеллигента.
- Разумеется, с самого малого возраста у ребенка перед глазами должны быть примеры «правильных» дружб, нормального (с вашей точки зрения!) общения, он должен постоянно видеть перед собой людей разных возрастов, которые вкупе стали бы для него эталоном «нормы». Даже если мама и папа – интеллигенция, но ребенок постоянно видит бухающих и матерящихся соседей, в школе наблюдает, как старшеклассники дружной толпой бегают на перекуры, и т.д., то «нормой» для него станет поведение, которое свойственно большинству людей вокруг. А хорошие и правильные родители рискуют стать в глазах ребенка «нудными святошами», которые просто почему-то не делают того же, что все прочие люди вокруг… Отсюда смысл отдать ребенка в хорошую школу, где учатся дети из более интеллигентных и благополучных семей (пусть даже из вашего рабочего района до нее дольше ездить, чем до местной «бурсы»), водить его в «художку» или «музыкалку» ради общения с творческими сверстниками, заводить семейные дружбы с людьми, которые близки вам по культурному уровню…
- Поясняйте (и показывайте на жизненных примерах), что такое по-настоящему хорошая дружба: это когда друзья друг друга не обижают, не используют с корыстью, не унижают, не заставляют что-то делать против желания, и т.д. Ребенок должен понимать, что он достоин хорошей и адекватной дружбы, а если ему плохо с другом – то это плохой друг!
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры:
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Запишись в кружок или секцию по интересам
Глупо считать, что кружки или секции по интересам – это увлечение для школьников и студентов. Быть может, ты с детства мечтал научиться играть на гитаре, собрать свою группу и выступать в барах, но тебе всегда не хватало навыков. Записавшись на курсы игры на музыкальных инструментах, ты можешь не только улучшить свои навыки, но и найти единомышленников, а может, даже и тех, кто поможет тебе воплотить в жизнь твои мечты.
Кружки, мастер-классы, секции, курсы, школы – если у тебя есть свободное время, обязательно записывайся куда-нибудь, ведь так ты убьёшь сразу двух зайцев: начнёшь саморазвиваться и одновременно будешь прокачивать навыки общения с такими же заинтересованными людьми, как и ты.
Как научить ребенка реагировать на критику
Если поработать над собой мы еще можем, то повлиять на критику посторонних мы не в состоянии. Однако в наших силах научить ребенка адекватно реагировать на критику других людей (да и на нашу, чего уж там) — это станет отличной точкой роста.
Что рассказать ребенку о критике:
Не стоит обижаться. Объясните ребенку простую вещь: сколько людей, столько и мнений. Критика — лишь проявление одного из них по поводу работы, поступка или слов, но никак не по поводу личности. Не отвечать на критику на эмоциях
В первые минуты после критики ребенка, скорее всего, переполняют эмоции — важно объяснить, что в таком состоянии диалога не построишь. Посоветуйте тактику, которой пользуетесь сами: досчитать до ста, сделать десять глубоких вдохов или помолчать минуту
И лишь после этого приступать к диалогу. На критику можно и нужно отвечать.Если ребенка критикует взрослый — это не значит, что нужно молчать. Научите ребенка спокойно отвечать и аргументировать свою позицию. Если он не прав, то нужно признать это и попросить объяснить ему то, что он не понял. Если же ребенок считает, что прав, то он должен спокойно объяснить, почему так считает, на что опирался и почему так сделал.
Объясните природу возникновения критики,особенно у тех, кто критикует часто: учителей, родственников. Вероятнее всего, взрослые желают вашему ребенку добра, а критика в этом случае — стимул для развития
Расскажите о сильных сторонах окружающих взрослых и акцентируйте внимание на них. Научите ребенка соглашаться и задавать вопросы.К сожалению, мы не можем знать, кто именно выскажет недовольство поведением или поступком ребенка
Часто это может быть не совсем адекватный человек, поэтому действовать здесь лучше всего по шаблону: «Хорошо, я вас понял. А почему вы считаете, что…?»
Марина Филькина,
клинический психолог, кпт-терапевт, психодраматист
Важно донести до ребенка, что его ценность в ваших глазах никак не меняется от критики, ваша любовь к нему на месте, мир не заканчивается, небо не падает на землю, это просто одна из множества ситуаций, с которыми ему придется столкнуться
По возможности, донесите до него мысль о том, что критика может быть полезной, помогать развиваться: если она дается действительно из любви, уважения и пожеланий добра — она всегда нацелена на развитие и показывает новые возможности, а не ограничивает.
Обратите внимание, насколько реалистичны ваши ожидания от ребенка. В пять лет ребенок плохо читает? Его можно критиковать, но это не очень корректно
К тому же, слишком высокие стандарты и стремление заставить ребенка им следовать, строгая критика в случае несоответствия ожиданиям могут привести к развитию у ребенка нарциссического расстройства и хроническому чувству токсического стыда за самого себя.. Давайте признаем: совсем без критики не обойтись
И есть замечания, которые могут считаться полезными — прислушиваясь к ним, мы становимся лучше. Важно лишь то, как они были сказаны, и как мы на них отреагировали.
Давайте признаем: совсем без критики не обойтись. И есть замечания, которые могут считаться полезными — прислушиваясь к ним, мы становимся лучше
Важно лишь то, как они были сказаны, и как мы на них отреагировали.
Используйте принципы ненасильственного общения, обращайтесь к фактам, а не эмоциональным оценкам, делитесь своими чувствами без манипулятивных игр. Показывайте ребенку, что вы с ним — вместе, что вы – на его стороне, даже в те моменты, когда критикуете.
Осознать, что ссоры между детьми — это нормально
Любая ссора в детском саду или на площадке — это естественная составляющая взаимодействия детей друг с другом. Выясняя отношения, они учатся узнавать другого человека и сосуществовать с ним — обозначают свои и «нащупывают» чужие границы.
Без конфликтных ситуаций ребёнок не сможет полностью адаптироваться в обществе. Если взрослые запрещают ссориться и навязывают мысль, что выяснять отношения — плохо, то боль, непрожитые эмоции и обиды после неразрешённых конфликтов копятся внутри малыша и растут вместе с ним. Подавление эмоций не может закончиться хорошо: однажды они находят выход в виде болезней, тяжёлых внутриличностных конфликтов, проблем в выстраивании отношений с другими людьми
Поэтому так важно научить детей самостоятельно и ненасильственно регулировать конфликты
Постоянно ограждать от ссор со сверстниками — значит отнимать у ребёнка возможность научиться решать свои проблемы и адаптироваться в обществе. Если он привык, что все ссоры заканчиваются, когда вмешивается родитель или воспитатель, то и во взрослой жизни будет искать поддержки извне. Когда взрослые запрещают ссориться или даже ругают за это, ребёнок начинает считать прояснение отношений чем-то неприемлемым, бояться конфликтов. А это негативно отражается на умении разрешать их.
Если мы хотим вырастить психологически здорового человека, умеющего постоять за себя и других без насилия, важно подготовить к ссорам. Научить не бояться конфликтов, грамотно выходить из них и предотвращать острые неприятные ситуации в общении