Как наш мозг изменяет воспоминания

Расширение сознания

1. Джон Кехо «Подсознание может все»

Как развить свое сознание так, чтобы влиять на «внешнюю реальность»?

В чем секрет успеха знаменитостей XX века и как каждый из вас может применить его прямо сейчас? Как связаны ваше богатство и перебирание винограда?..

Эта книга удивительно быстро и легко читается, но переворачивает мышление навсегда.

См. также Программируем подсознание на продуктивную работу

Как войти в состояние высокой продуктивности, если совершенно не хочется работать?

2. Экхард Толе «Сила момента сейчас»

Книга родилась из личного духовного опыта автора, дошедшего в какой-то момент жизни до последней грани отчаяния.

Его духовным пробуждением стала такая простая и такая сложная мысль: «Все наши страдания порождены беспокойным умом, с его хаотичным потоком мыслей, сожалениями о прошлом, беспокойством о будущем.

Истинное счастье – состояние присутствия, когда ваше внимание полностью сфокусировано на моменте Сейчас». Чтобы это понять, эту книгу недостаточно прочитать

Вы будете в ней жить…

Чтобы это понять, эту книгу недостаточно прочитать. Вы будете в ней жить…

3. Ошо «Жизнь и смерть»

Единственный способ понять жизнь – принять смерть. Мы не любим говорить об этой теме, но каждый из нас регулярно о ней задумывается.

Страх смерти делает нас пугливым, ограниченным и зажатым. Принятие и понимание смерти делает нас свободными.

Плывите по волнам мысли величайшего философа и мистика Бхагвана Шри Раджниша (Ошо) и обретите мышление бессмертия…

4. Колин Типпинг «Радикальное прощение»

Это книга про каждого и для каждого.

Как бы тяжело ни складывалась ваша жизнь, сколько бы горя вы ни пережили – вы можете освободиться от этого в любой момент и жить счастливо. Рецепт этого – Радикальное Прощение.

Автор рассматривает прощение не просто как психологический акт, а как духовный инструмент, повышающий вибрации вашей жизни (и, в конечном итоге – всей планеты).

5. Александр Свияш «Разумный мир. Как жить без лишних переживаний»

Эту книгу называют «правила дорожного движения по жизни».

Если вы считаете свой мир набором хаотичных случайностей, остается лишь обижаться на судьбу и страдать.

А вот в разумном мире жить легко и приятно – при условии, что вы разумный человек.

Книга логично и четко структурирована и является сугубо практической.

Множество оригинальных методик отшлифованы на тренингах и семинарах автора. Это тот случай, когда можно поучиться на чужих ошибках.

Следите за указателями и двигайтесь к вашей цели!

Вы легко можете забыть, где находятся ваши конечности

Если положить рядом с вашей рукой поддельную резиновую руку и спросить, какая из рук на самом деле является вашей, то вы наверняка ответите на этот вопрос не задумываясь, но скорее всего ошибётесь. Если ваша настоящая рука накрыта чем то, и вы видите только кисти, то достаточно просто одновременно прикоснуться к обеим рукам, чтобы ввести ваш мозг в заблуждение: вы не видите вашу настоящую руку и автоматически принимаете поддельную — видимую — руку за свою. Если же ударить искусственную руку молотком, то вы вздрогните, хотя и не почувствуете боли — мозг инстинктивно отреагирует на удар.

Ещё интереснее то, что как только ваш мозг принимает искусственную руку за вашу собственную, температура настоящей руки, скрытой от ваших глаз, резко падает, указывая на ограничение кровотока в это время — иными словами, ваш мозг начинает отрицать само существование вашей настоящей руки на физиологическом уровне.

Это явление, также называемое проприоцепцией, показывает, что ваши глаза играют огромную роль в осведомленности о собственных частях тела: она позволяет вам вести машину, не глядя на свои ноги, или вслепую набирать текст на клавиатуре. По той же причине подростки кажутся неуклюжими — они не сразу успевают привыкнуть к тому, что выросли, и их мозг часто искажает визуальное восприятие собственного тела.

Проприоцепция часто используется для лечения фантомных болей после ампутации — достаточно показать пациенту искусственную конечность с помощью зеркала, чтобы мозг решил, что рука или нога всё ещё на месте.

Восстановление воспоминаний

Следующим шагом является вызов воспоминаний, то есть получение этой информации после ее сохранения. Есть вещи, которые наш мозг «стирает», поэтому мы можем восстановить только то, что было консолидировано в наших нейронных сетях.

Но здесь может произойти еще одна большая фильтрация и реструктуризация. Среди тех воспоминаний, которые можно смешивать с самого начала, теперь часть из них возвращается «на свет», и этим сырым материалом снова заполняются пробелы, которые могут быть созданы с течением времени. И снова воспоминания могут влиять внешние источники или просто наши идеи.

На этом этапе мы должны обратить особое внимание на то, как возникает потребность вызвать что-то: это может быть через зрение, слушание, обоняние, дегустацию или прикосновение к нейтральным элементам, которые связаны между собой, или это может быть сделано путем выявления на вопросы, например. В случае вопросов они могут быть предвзятыми, так что они уже обусловливают ответ и наш мозг; Этот простой стимул может бессознательно изменить пробелы в нашей памяти

Как отличить ложные воспоминания от реальных

Собственными силами мы не сможем отличить правду ото лжи, так как не имеем оценочного суждения. Лишь единицы догадываются, что их воспоминания ложны. Однако без посторонней помощи доказать это очень тяжело.

Психотерапевт без предварительного исследования поставить точный диагноз также не сможет. Ему надо знать тип личности, условия и характер взросления.

Сканирование мозга с помощью МРТ или УЗИ может показать физические повреждения. Однако обман не имеет материальных воплощений. Поэтому единственный способ — это дифференциальная диагностика.

Для этого применяют умышленные подмены воспоминаний:

  1. Парадигма Диз — Родригер — Макдермот. Дают послушать запись, на которой есть несколько списков слов, связанных тематически. Если испытуемый называет слово, которого там нет, это признак конфабуляции.

  2. Задачи распознавания и воспоминания. Психотерапевт показывает картинки несколько раз. Некоторые появляются только единожды. Потом просят выбрать изображения, которые показывали тестируемому. Если он выбирает картинки, которых не было или их показывали один раз, это свидетельствует о ложных воспоминаниях.

  3. Задачи воспоминания. Необходимо рассказать знаменитые сказки. Если имеются разногласия с исходником, значит, имеется вероятность подмены воспоминаний.

Для выявления патологий с памятью в первую очередь надо обратиться к психиатру, который может выписать направление к другому специалисту (психотерапевту или психоневрологу).

Лечение в клиниках

Так как проблема ложных воспоминаний не до конца изучена, точных методов лечения пока нет. Врачи прописывают лекарства для укрепления сосудов головного мозга, улучшения кровоснабжения и метаболизма его структур. В качестве дополнительных препаратов используют витаминно-минеральный комплекс и антиоксиданты.

После установки диагноза лечат вначале основное заболевание. Если патология не исчезает, назначают препараты для снижения прогрессирования болезни.

В качестве психологического воздействия применяют гипнотерапию, релаксирующие методики, цигун, йогу. Однако без содействия пациента лечение невозможно. Своевременное обращение к врачу позволяет улучшить состояние памяти и скорректировать состояние пациента.

Профилактика

Полностью избавиться от ложных воспоминаний не получится. Однако мы можем улучшить память и снизить риск замещения.

Врачи в этом случае рекомендуют:

отказаться или снизить потребление алкоголя, табака;
следить за давлением, чтобы избежать инсульта;
осторожно заниматься спортом, чтобы избежать травм головы;
регулярно проходить обследование у невролога и лечить появившиеся болезни;
правильно питаться (с использованием сбалансированного количества витаминов и минералов).

Для тренировки памяти психологи рекомендуют выполнять простые упражнения: учить стихи, повторять таблицу умножения, сопоставлять факты и читать информацию из разных источников.

На что не тратить время

Витамины и добавки без обследований и назначения врача

Считается, что усиленный прием магния и холина может улучшить нейропластичность. В теории это так, но это касается только людей, у которых уровни этих элементов угрожающе низкие.

Не назначайте себе витамины и добавки без анализов, простых изменений в рационе и общения с врачом.

Классическая музыка

Есть много исследований, которые показывают, что классическая музыка влияет на то, как мы учимся и думаем.

Вместе с тем ученые утверждают, что самый лучший эффект на мозг оказывает любимая музыка, которая держит нас в состоянии «потока». Если это не Бах и не Моцарт — не мучайте себя.

Как знания о мозге сказываются на обучении

Поскольку мозг хочет быть максимально эффективным, он может обрабатывать три мысли одновременно. Если мыслей больше, это становится трудным. Энергопотребление, вычислительная мощность увеличивается, и мозгу это не нравится, он начинает бороться, работая хуже. Поэтому идея многозадачности — это миф! 

Лучший способ учиться — играть.

Когда играют млекопитающие высшего порядка, такие как кошки, собаки или люди, они практикуют действия, которые необходимы для выживания. Эти действия навсегда отпечатываются в долговременной памяти. 

Серотонин улучшает способность учиться и запоминать. 

Если человек пытается что-то сделать и добивается успеха, в мозге выделяется химическое вещество — серотонин. Он работает, как масло для мозга, улучшая его работу. НО! Если сделать что-то и потерпеть неудачу, уровень серотонина повышается намного-намного сильнее. Поэтому люди лучше всего учатся, когда… терпят неудачу. Даже наблюдение за ошибками других людей, повышает уровень серотонина, поэтому фраза «учиться на чужих ошибках» работает.

Нужно не бояться неудач и думать о них, как о чем-то позитивном. 

Проблемы с математикой — это нормально.

Мозг может обрабатывать только три понятия одновременно. Это относится и к числам.

Возьмем два племени. Пираха имеет свою систему счета: 1, 2, много. Система исчисления племени Мундуруку: 1,2,3,4,5, много. Дальше они не считают. 

Для человеческого мозга традиционная числовая линия — это то, что трудно понять. На уровне инстинктов дети понимают соотношения. Но в процессе обучения эти понятия перевернуты.

Счастливые дети учатся лучше

Эмоции очень важны в обучении. Возможно, это одно из самых главных открытий нейробиологии за последние 20 или 30 лет. 

Если посмотреть на изображение человеческого мозга, будет видно маленькую зеленую каплю — миндалевидное тело. Это небольшая часть мозга, которая управляет и контролирует реакции на стресс.

Когда человек находится в опасной или стрессовой ситуации, миндалевидное тело:

  • посылает сигнал остальной части тела, чтобы подготовить его к борьбе или бегству. Это повышает уровень адреналина, увеличивает скорость крови и учащает дыхание;
  • посылает сообщение в мозг, приказывая ему перестать думать, остановить сознательное мышление. По сути, намеренно делает мозг глупым. Ведь, если тратить время и энергию на размышления, можно проиграть в борьбе за выживание.

Проблема с миндалевидным телом заключается в том, что оно предназначено для враждебной среды 100 000 лет назад, а не для современности. Оно не может отличить угрозу жизни от слабовыраженного ежедневного стресса. Это означает, что стресс и негативные эмоции физически снижают способность мозга думать.

Лучшая среда для преподавания и обучения — это безопасная и спокойная среда. Счастливые дети учатся лучше, несчастные или напуганные — борются, и это настоящий биологический факт. 

Материалы по теме:

Энграммы и сотни паттернов: как устроен мозг подростков

Партнерский материал

Здоровье и исцеление

9. Мирзакарим Норбеков «Опыт дурака, или Ключ к прозрению»

Книга может вас рассмешить, шокировать смелым авторским стилем, может разозлить или восхитить…

Она не может лишь оставить вас равнодушным (как и несколько миллионов ее читателей).

Восточные притчи, неподражаемый юмор, современные научные открытия и мистические откровения – в одном флаконе и «немного потрясти».

Суставная гимнастика и упражнения для глаз дают реальные результаты при регулярном добросовестном исполнении.

Но книга, на самом деле, лечит не зрение, а жизнь.

И кстати. У вас есть знакомые обвампирившиеся павлинообразные аллигаторы?

10. Луиза Хей «Исцели свое тело»

Книга-бестселлер в мире и России.

Автор – женщина непростой судьбы и недюжинной силы духа, исцелившаяся от рака и раскрывшая секрет связи между вашим сознанием и здоровьем.

Критицизм приводит к артриту, застарелые обиды оборачиваются опухолями…

Пользуйтесь этой книгой как энциклопедией и исцеляйте свою жизнь шаг за шагом.

Если вам понравится стиль автора, вы будете рады, узнав, что у Луизы Хей есть не один десяток просветляюще-исцеляющих книг.

См. также Причины болезней. Говорит телесный разум

Сводная таблица возможных причин болезней по книге Луизы Хей «Исцели свое тело».

Что было бы, не умей мозг прогнозировать

Как и во многих других случаях, в вопросе невозможности думать о будущем важную роль играет лобная доля мозга. Вспомним жуткое средство, превращающее человека в овощ, — лоботомию. При повреждении лобной доли исчезает не только способность планировать, но и тревожность, что тоже не совсем хорошо. Тревожность — одно из главных состояний, когда мы думаем о будущем. Благодаря ей мы не идём на безбашенные поступки, не бросаемся с головой в огонь и попросту переживаем за сохранность своей жизни.

Эндель Тульвинг описал случай, произошедший в 1981 году. Один человек ехал на мотоцикле по скользкой дороге, из-за чего упал и получил тяжёлую травму головы. После этого он утратил способность запоминать новое и планировать своё будущее. Будучи известным психологом, Тульвинг посетил пострадавшего, который стал примером для медицинских исследований и учебников, и у них состоялся следующий диалог:

— Что вы собираетесь делать завтра? — Не знаю. — Вы помните вопрос? — О том, что я буду делать завтра? — Да. Вы можете описать состояние вашего разума в тот момент, когда пытаетесь думать о завтрашнем дне? — Пустота, мне кажется… Это похоже на сон… Как будто ты находишься в комнате, где ничего нет, и кто-то велит тебе найти стул, которого нет… Как будто ты плывёшь посреди озера. И ухватиться не за что, и сделать ничего не можешь.

Суммируя все данные, несложно понять, что роль прогнозирования в жизни человека невероятно велика. Даже если мы не сосредотачиваемся конкретно на предсказании определённых действий в определённое время, мозг всё равно продолжает заполнять пробелы в сознании, чтобы создать в голове максимально полную картину настоящего, прошлого и, конечно же, будущего.

Что ещё нужно знать

Воспоминания стираются. Да, пока ты используешь информацию, она остаётся в твоём сознании, но если ты перестаёшь ей пользоваться, то она будто стирается. Есть мнение, что ты ничего не забываешь и всё, что с тобой произошло храниться в твоей памяти. Это действительно так. Но только просто так, из недр памяти, ты эти воспоминания достать не можешь. А также, погружаясь в гипноз и работая с бессознательным, есть шанс, что это и будут ложные воспоминания.

Твой мозг, вспомнив какой-нибудь маленький сюжет будет додумывать, «а что же там могло ещё произойти?». И это уже будет иллюзия.

Память может тебя подвести также в неожиданные и стрессовые моменты. Так в нужный момент ты можешь запомнить какую-нибудь ерунду (например, какого цвета были шнурки у вора, который украл у тебя сумочку), но не вспомнишь был это мужчина или женщина. Всё зависит от нашего мозга. А он является самой сложной структурой нашего тела. И, к сожалению, ещё не изучен до конца.

Как вспомнить все?

Человек может потерять память из-за сильнейшего эмоционального потрясения, травмы, воздействия химических препаратов. При этом он может не помнить, как зовут его маму, но, сев за компьютер, начнет печатать слепым десятипальцевым методом. Автобиографическую амнезию впервые описал российский психотерапевт Зураб Кекелидзе. Он же разработал принципы ее лечения: людям, забывшим, кто они и откуда, помогают «вспомнить все» в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского.

Иногда мы не можем вспомнить, куда положили ключи или где припарковали свою машину. Это неудивительно, ведь изо дня в день мы должны делать сотни дел, запоминая различные места, людей и объекты. Но утраченные пазлы воспоминаний можно вернуть: это доказали экспериментально ученые из Северо-Западного университета. Они показывали добровольцам реалистичные видео о повседневной деятельности человека, а затем просили их вспомнить детали: например, цвет рубашки актера или объект на заднем плане. Оказалось, что применение ТМС заметно облегчает работу. После ТМС активность мозга участника во время просмотра видео напоминала его мозговую активность при запоминании того же самого видео. Таким образом, стимуляция мозга приводит к более качественному восстановлению воспоминаний в мозге.

«Воспоминание иногда может ощущаться как “мысленное путешествие во времени”, — описала свой метод ведущий автор исследования Мелисса Хебшер. — Наши результаты показывают, что стимуляция усиливает это “мысленное путешествие во времени” в мозге и улучшает точность памяти

Эти выводы имеют важное значение для разработки безопасных и эффективных способов улучшения памяти в реальном мире». Так что, возможно, недалек тот день, когда у всех у нас в кармане будет лежать портативный аппарат ТМС, и тогда феноменальная память станет нормой

Возможно, это будет приложение к смартфону или функция микрочипа, если сбудутся прогнозы авторов конспирологических теорий.

«Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия» Гари Маркуса

https://youtube.com/watch?v=Faal3rGnPgE

Это научная занимательная книга, которую Ричард Докинз назвал «идеальной»! Почему мы, люди, часто делаем выбор, который противоречит нашим интересам, а потом страдаем от неправильных решений?

Действительно ли человек так «благороден разумом», как отмечал Уильям Шекспир в своем знаменитом произведении, и так совершенен «по образу Бога», как предполагают некоторые исследователи Библии? «Вовсе нет», – заявляет Гари Маркус.

youtube.com

Психолог из Нью-Йоркского университета утверждает, что человеческий разум – это далеко не тонко продуманный идеальный дизайн, а временное, но полезное решение, которое природа наугад создает с возможностями, доступными в определенный момент.

Этот новый подход, который коренным образом изменит наш взгляд на человеческий разум, проливает свет на многие загадки человеческой природы.

Отправляя нас в путешествие по некоторым из фундаментальных областей человеческого опыта – памяти, убеждениям, механизму принятия решений и счастью, – Маркус раскрывает бесчисленное количество ситуаций, в которых наш разум неадекватен, и показывает эффективные способы борьбы с этими «дефектами».

Значение имеет только действие

Вы можете читать так много таких же блогов, как этот, сколько хотите. Вы можете сколько угодно мыслить позитивно и кричать «Ура, ура!» Однако все это никак не поспособствует вашему успеху. Больше всего этому способствуют меры, которые вы предпринимаете на основе знаний, получаемых вами из разных источников.

В то же время, следует сказать, что под принимаемыми мерами я имею ввиду те меры, которые вы предпринимаете незамедлительно, а вовсе не то, что вы планируете сделать когда-то потом.

Как правило, откладывая что-то, мы обнаруживаем, что, когда это «потом» наступает, уже слишком поздно что-то делать. В случае неудачи, это и будет очень удобной отговоркой. Наш страх не дает нам действовать немедленно

Именно поэтому так важно, чтобы вы научились, играя, разбираться со всем, что вас так пугает

«Идея сама по себе не имеет ценности. Ценной она становится тогда, когда человек действует для того, чтобы реализовать эту идею».

Я уверен, что практически любому человеку, наверняка, приходила на ум идея создать что-то вроде такси Uber. Однако, только 2 человека все-таки решились приложить усилия для того, чтобы превратить эту идею в конкретный, пусть и довольно сложный, бизнес.

Собираетесь ли вы действовать, или вы позволите кому-то другому «украсть» у вас ваш успех пока вы будете тихо сидеть в сторонке, приобретая бесполезные знания?

Программирование меняет мышление

«Инструменты, которыми мы пользуемся, незаметно для нас самих, но неотвратимо влияют на наши ментальные привычки, а значит, и на мыслительные способности».

Эдсгер Дейкстра

Само устройство языка программирования, без сомнения, меняет образ мышления тех, кто с этим языком работает.

Я говорю не просто о написании строчек кода, а об ином мышлении, которое нужно для создания этих строчек. То есть о том, чтобы взять какие-то смутные концепции и превратить их во что-то конкретное и понятное — представить в виде кода, который решает задачу.

Проведём эксперимент. Попробуйте прочесть это сообщение:

Получилось? Конечно же вы поняли смысл текста, несмотря на бардак с буквами. (Это явление называется типогликемией.) А удалось это потому, что обычно люди читают не буквы по отдельности, а слова целиком.

Комментирует переводчик

Это не совсем верно.

1. Кембриджский университет исследования, о котором автор говорил выше. Этот текст — популярный мем.

2. Не так всё просто и с перестановкой букв: чтобы понять слова, значима не только позиция первой и последней буквы

Важно ещё:

  • как далеко друг от друга теперь стоят буквы, бывшие соседними;
  • как много в тексте служебных слов: артиклей, союзов и им подобных;
  • насколько текст предсказуем, то есть легко ли предугадать следующие слова по контексту.

3. Есть , что, наряду с выделением слов целиком, глаз при сканировании текста всё же считывает и отдельные буквы.

Подход с чтением слова целиком не годится для программирования: там бесполезно писать srting вместо string, несмотря на то, что ваш мозг в любом случае поймёт написанное.

Мне кажется, что эта особенность при работе с кодом, когда читать приходится все отдельные символы, а не слова и предложения сразу, развивает иной способ мыслить.

Это переносится и на более высокие уровни мышления: даже считывая смысл целиком, нельзя забивать на детали. Когда программист пишет код, ему нужно действовать способами, подходящими для опредёленного контекста, — начиная с корректного синтаксиса и правильных названий для всего и вся. Одна маленькая ошибка — и программа не заработает (или будет работать неверно).

Комментирует переводчик

Внимание к деталям пригодится и в повседневной жизни. Если тренировать этот навык не только на работе и чаще «думать как программист», вы не пропустите новый дорожный знак, даже если уже пять лет ездите по одной дороге, а знак поставили только вчера

А ещё не придётся срочно бежать в магазин за переходником, потому что вы по недосмотру купили роутер с китайской вилкой.

Если прислушаться к советам Антона Спрола и перед решением хотя бы самых важных бытовых задач составлять план и учитывать свои сильные и слабые стороны, возможно, вам даже удастся завершить в срок ремонт в квартире. Деньги и стройматериалы не закончатся в самый разгар мероприятий, а соседи снизу не подадут на вас в суд за то, что вы взялись сами устанавливать унитаз (без опыта сантехнических работ) и затопили их.

Кроме того, программирование приучает ожидать подвоха там, откуда не ждали, — пользователи, а до них тестировщики, не всегда используют приложение так, как задумывали его создатели: жмут не на те кнопки и не в то время, вводят некорректные данные и тому подобное. Наверное, поэтому настоящий программист всегда смотрит в обе стороны, прежде чем перейти дорогу. Даже если это дорога с односторонним движением 🙂

Львиная доля работы программистов приходится на отладку кода — поиск и исправление ошибок в нём. И тут им тоже приходится быть начеку. Ведь, как говорится в известной шутке, отладку кода можно сравнить с детективом, где программист сразу и следователь, и свидетель, и главный подозреваемый.

В программировании важны не только логика и математика — чтобы создавать что-то новое, нужен творческий подход, умение мыслить нестандартно. Именно в этом направлении и развиваются мыслительные процессы.

Завтра может быть последним днем вашей жизни

Откладывая отпуск своей мечты на потом, вы рискуете тем, что он так и останется только отпуском мечты. Наш мозг «запрограммирован» думать так, как будто мы будем жить вечно. Это вовсе не так!

Нам необходимо «прошить» наш мозг так, чтобы мы могли понять, что в этой жизни мы не можем иметь никаких гарантий и, что мы должны быть счастливы прямо в данный момент.

Постоянно что-то откладывать на потом и не предпринимать никаких действий — очень легко. Как только вы действительно осознаете тот факт, что вы не будете жить вечно, вы начнете чувствовать, что нужно срочно что-то делать. Вы больше не будете попусту тратить свое время, проводя его с людьми, которые вам не нравятся.

Вы каждый день будете следовать за своей мечтой, и вы перестанете слушать приказы со стороны других людей. Раз и навсегда возьмите свою жизнь в свои руки и перестаньте жить так, как будто у вас в запасе есть сотни лет, ведь это совсем не так!

  • Полезные мысли: как научить свой мозг думать по-другому?
  • Как «перевоспитать» свой мозг и не беспокоиться по пустякам?
  • 5 упражнений, которые позволят натренировать мозг на счастье и успех
  • Как обновить мозг до состояния мышления на высоком уровне?

Реактивация

Когда человек обращается к тому блоку знаний, который перешел в долговременную память, происходит «сборка» воспоминания из того, что мозг разложил на нервной связи. Мозг реактивирует связи, созданные на первом этапе консолидации, и отправляет в память то, что загрузил до этого. Скорость этого процесса очень велика, поэтому человек не замечает, как воспоминание появляется в его голове. На самом деле это очень сложный процесс, требующий высокой мозговой активности. При этом нужно понимать: в процессе сборки воспоминания и любой работы с информацией мозг проходит через изменения, нейронные связи миллионами создаются и исчезают. Если изменение позитивное, это хорошо, то есть воспоминание усилилось. Поэтому необходимо создавать фундамент знания только через глубокое понимание. 

Концепция «мышления роста»

Только признавая эту концепцию, есть смысл читать дальше и выбирать упражнения для нейропластичности по душе.  

Концепция мышления роста принимает, что врожденные навыки и способности могут развиваться и улучшаться.

Человек с мышлением роста считает, что может стать умнее, лучше и опытнее благодаря постоянным усилиям, а это именно то, что предполагает нейропластичность.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Прежде чем перейти к практическому развитию нейронных связей, важно признать, что «зарядить» мозг и получить новые навыки можно в любом возрасте. Прежде всего, избавьтесь от вредных убеждений:

Прежде всего, избавьтесь от вредных убеждений:

  • то что я делаю, нуждается в постоянном одобрении
  • если я начну и брошу, меня не будут воспринимать всерьез
  • после 20-30-45 уже поздно что-либо начинать
  • дети как губки, а у меня вечность уйдет на самое минимальное развитие
  • всё это займет слишком много времени, а у меня и минуты нет
  • ничего уже не изменить.

И примените полезные:

не важно сколько мне лет, важно чему я уделяю внимание
я делаю это для себя
мне повезло, что ученые узнали и рассказали о развитии мозга, нужно этим воспользоваться;
я попробую и посмотрю
нет ничего, что помешало бы мне попробовать.

«Наследство» Третьего рейха

Преамбулой к масштабным научным опытам США по контролю над сознанием стала операция Paperclip («Скрепка»). Штаты стремились завербовать учёных Третьего рейха. В частности, благодаря этой программе Вашингтон смог завершить Манхэттенский проект по разработке ядерного оружия.

Американцы оценили потенциал многоплановой научной работы, проведённой Третьим рейхом, и сделали всё возможное, чтобы технологические наработки нацистов, а также многочисленные исследования психики и психологии человека не оказались в распоряжении СССР.

Так, спецслужбы США сразу после окончания военных действий на территории Европы нелегально переправили через океан более 1,7 тыс. ведущих психологов, психиатров, а также физиков и биологов из бывшей нацистской Германии, сфальсифицировав их биографии. Прошлое «лучших умов Третьего рейха» Вашингтон не интересовало.

В первую очередь группа немецких учёных принялась за разработку ракетных установок, двигателей и боеголовок, однако через несколько лет США привлекли иммигрантов к разработке психологического оружия.

Программа контроля над разумом Blue Bird («Синяя птица») проводилась в 1950—1953 годах. Перед тем как её запустить, руководство ЦРУ поручило полковнику Шеффилду Эдвардсу изучить документы Нюрнбергского процесса, содержавшие информацию о методиках пыток и допросов, которые применяли нацисты.

Также по теме


Научная мифология: что сказки рассказали психологам о поведении человека

Учёные из нескольких зарубежных университетов решили выяснить, имеют ли популярные стереотипы и сценарии народных сказок под собой…

Перед группой специалистов стояла задача подобрать методы, позволяющие подчинять разум другого человека и в результате достичь такого уровня контроля над сознанием, чтобы человек мог исполнять любые приказы против своей воли, забыв об инстинкте самосохранения.

Зомбирование проходило в несколько этапов. Для начала человека на долгое время лишали сна, пищи и тепла, оказывали мощное психологическое давление. На втором этапе, когда подопытный уже плохо контролировал свои действия, ему давали наркотические вещества, повышая таким образом его внушаемость. Затем объект опыта заставляли выполнять определённые действия с помощью гипноза. Однако после этого у подопытного вызывали психогенную амнезию. Наконец, на пятом этапе человеку подавали специально разработанный условный сигнал, после которого он должен был выполнить все действия, на которые был запрограммирован. В случае, если эксперимент оказывался неудачным, все этапы повторяли заново.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий