Как начать сочинение по литературе примеры клише

Структура и содержание

Структура должна быть понятной и простой. Эссе для ЕГЭ, как и другие виды сочинений, состоит из трёх частей:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Во введении обозначается основная проблема или вопрос сочинения. Желательно написать об авторе или истории создания произведения, чтобы был более понятен контекст.

Можно привести цитату литературного критика, касающуюся произведения или темы эссе. Но делать это нужно только в том случае, если помните цитату дословно и не сделаете ошибок в фамилии, имени и отчестве критика. Если есть какие-то сомнения, от цитирования лучше отказаться

Важно и правильно оформить цитату

Начинать мини-сочинение можно, например, такими словами:

  • «Полагаю, многих интересует эта тема…»;
  • «С… (проблемой) сталкивался, пожалуй, любой человек. Но… (основной вопрос сочинения)? Именно этот вопрос раскрывается в произведении…»;
  • «Проблема… волнует многих. И… (ФИО автора) не обошёл её своим».

Вторая часть, как правило, самая объёмная. Её также необходимо строить по определённому плану. Сначала пишется тезис — это ответ на выбранный вопрос

Он может быть связан с проблемой поиска жизненной цели, важного выбора, проблему предательства или трусости и т. п

После него следует комментарий, из которого должно быть понятно, почему автор затрагивает данную тему. Ему не нужно уделять особого внимания, достаточно двух предложений.

Затем излагается позиция автора по этому вопросу. Её можно подкрепить цитатой из произведения. После этого выскажите собственное мнение. Оно должно быть выражено не расплывчато, а точно и конкретно. Свою позицию нужно аргументировать. Для этого подойдут:

  • анализ основной проблемы произведения;
  • цитаты с комментариями;
  • интерпретация содержания и т. п.

Необходимо привести два аргумента. Первый из них обязательно должен быть связан с примером из русской литературы. Во втором может затрагиваться жизненный опыт, зарубежная литература, художественный фильм, примеры из истории и т. п.

При описании и анализе необходимо использовать литературные и исторические термины. К литературной терминологии относятся такие слова как «сюжет», «конфликт», «развязка» и другие.

Здесь пригодятся такие шаблоны:

  • «Проблема, поднятая автором в этом произведении, очень важна (актуальна) … Точка зрения автора состоит в том, что… Эта позиция подтверждается такими словами: … (цитата из произведения)»;
  • «Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, …».

Или:

  • «В произведении показана мысль … Это подтверждается такими эпизодами … Герой сталкивается с …»;
  • «Мне близка позиция автора … Эта тема находит отражение и в других произведениях искусства. Например, …».

В последней части подводится общий итог, снова высказывается основная мысль эссе. В сочинении она высказывается трижды: во введении, основной части и заключении. Но их необходимо сформулировать разными словами. Кроме того, различается и характер формулировок. Первый раз проблема обозначается в вопросительном ключе, второй раз — подробно и утвердительно. А в завершение — тоже утвердительно, но более сжато.

Пригодятся, например, подобные формулировки:

  • «В заключение хотелось бы сказать …»;
  • «Таким образом, из этого можно сделать вывод …»;
  • «После знакомства с произведением понимаешь …».

Алгоритм написания 12 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею огорчить — в среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

12.4. Почему Пушкин подробно изображает в романе обстановку, в которой выросла и жила Татьяна, хотя указывает, что «она в семье своей родной казалась девочкой чужой»? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

I. Вступление

  1. Какую роль в жизни человека играет обстановка, в которой он вырос? Как авторы это используют?
  2. В какую эпоху жила Татьяна? Она воплотила черты нац. х-ра. 

II. Аргументация

  1. Воспитание Татьяны («русская душа», любит природу, сама очень простая и тихая)

    1. 1. Верит в народные представления (гадание, рассказы няни)
  2. Семья Татьяны («привычки милой старины», искренность и доверие)
  3. Мать и Татьяна (мать деловитая, Татьяна мечтательная)       3. 1. Татьяне приходится отказаться от идеалов, ведь реальная жизнь жестока
  4. Сила характера, она осталась верна себе (подытог по тезису)

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения»).

III. Заключение

  1. Важна не только обтановка, но и характер (подытог по тезису)

Как вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает направление, по которому эффективнеее работать.

Сочинение по плану:

В жизни каждого человека огромную роль играет то, в каких условиях он вырос, какие люди его окружали в детстве, кто был примером. В реалистических произведениях также очень важным является описание той среды, с которой связаны герои, поскольку это помогает читателю многое понять в их психологии и поведении.
Поместное дворянство в начале XIX века оказалось не столь подвержено западному влиянию, оно во многом сохраняло национальные традиции и обычаи. Не случайно именно с этой частью дворянства связана главная героиня романа, воплотившая лучшие черты национального характера.

Татьяна — «русская душою» — стала для Пушкина «милым идеалом» русской женщины. Воспитанная в деревне, она с детства полюбила русскую природу, да и сама проста и естественна, как неброский, но все же прекрасный, близкий и дорогой русской душе пейзаж: «Все тихо, просто было в ней». Вместе с тем Татьяна органично впитала мир народных представлений. «Страшные» рассказы няни наполнили сознание героини необыкновенно яркими образами, которые появляются в ее вещем сне, а гадание для нее не менее значимо, чем для любой простой русской девушки.

Но и семья Татьяны не утратила связь с народными традициями: «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины…». В семье Лариных царят теплые, доверительные отношения. И эта удивительная искренность и естественность также становятся отличительными качествами Татьяны и делают ее столь непохожей на других.

Особое значение для характеристики Татьяны приобретает ее сопоставление с матерью. Увезенная мужем в деревню, забыв столичные привычки, она стала настоящей хозяйкой дома, помещицей, заботливой и деловитой, может, немного грубоватой: «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Вела расходы, брила лбы…». Ко­нечно, мечтательная, поэтичная девушка далека от такой «прозы жиз­ни», но и ей пришлось отказаться от «идеала», который она, как и ее мать, почерпнула из романов. Ее герой оказался так не похож на Грандисона, а реальная жизнь в истории любви к Онегину проявила себя жестокой и беспощадной.

Но девушка смогла выдержать с честью этот урок, она не слома­лась, осталась верна себе и тому, что было заложено в ней с детства

Ведь важно не только то, в каких условиях формируется характер че­ловека, но и его индивидуальные качества. Недаром, подчеркивая не­ординарность Татьяны, автор создает ее портрет на основе противо­поставления особенностей внешности сестер Лариных («Ни красотой своей сестры, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…»)

Незаурядность личности Татьяны проявляется в гармоничном со­единении основ религиозно-патриархального воспитания и силы ха­рактера.

Критерии оценки

Первый критерий «Содержательный аспект» является самым главным. Если проверяющий ставит за него 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется, и ученик ничего за него не получает.

Рекомендуемый объем ‑ 150 ‑ 200 слов.

  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие. Если сочинение написано на заданную тему, верно изложена авторская позиция и правильно указана тема, то работе ставится 3 балла. В случае неполного раскрытия темы сочинение получает по первому критерию 2 балла. Работа написана по теме, но авторская мысль искажена и тема раскрыта не полностью ‑ 1 балл. Сочинение написано не по теме ‑ 0 баллов.
  2. Привлечение текста произведения для аргументации. Если ученик привел два правильных и точных литературных произведения (в лирических темах необходимо три примера), проанализировал на уровне важных фрагментов и не допустил ни одной фактической ошибки, ставится 3 балла. При допущении одной ‑ двух ошибок и/или анализе двух примеров стихотворений ставится 2 балла. 1 балл ‑ если экзаменуемый проанализировал произведений на общем уровне или на уровне пересказа, не допустил фактических ошибок или сделал одну ‑ две и/или в лирических темах указал всего лишь одно стихотворение. Неправильно подобранные тексты и наличие трёх или более ошибок позволяет поставить 0 баллов.
  3. Опора на теоретико-литературные понятия. 2 балла ставится за использование литературных терминов при анализе и отсутствие ошибок. 1 балл ‑ если термины есть, но они не использованы в анализе и/или допущена одна ошибка в понятии. При полном отсутствии терминов или наличии более одной ошибки ставится 0.
  4. Композиционная цельность и логичность. При сохранении композиционной целостности, отсутствии повторов и нарушении последовательности ставится 3 балла. Наличие нарушения последовательности и неоправданных повторов дает право поставить 2 балла. 1 балл ‑ замысел композиции присутствует, но нарушена связь частей и/или главная мысль не развивается и повторяется. 0 баллов ‑ нет композиции, допущены грубые ошибки, нарушена последовательность.
  5. Соблюдение речевых норм. При отсутствии речевых ошибок или при наличии одной ставится 3 балла. Две ‑ три речевых ошибки дают право поставить 2 балла. 1 балл ставится за четыре речевых ошибки. От пяти и выше ‑ 0 баллов.

Напомним, что максимальный балл за сочинение по литературе ‑ 14.

Шаблоны и клише

Пункт плана
Клише
Вступление
Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»)

На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…
В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …
Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

Комментарий к проблеме

Контекстуальный:Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…Проблема… относится к типу…, актуальных для многих
Автор обратился к подобной проблеме, потому что…Текстуальный:
Размышляя над вышеназванным вопросом, автор приводит примеры…./обращается к….
Для раскрытия этой проблемы автор рассказывает о…/цитирует…./описывает…

Позиция автора
Автор так относится к поднятому вопросу:…
Позиция автора однозначна….
Привлекая внимание к такой проблеме, автор…
Автор утверждает, что…
Повествователь пропускает проблему через себя, поэтому его оценка не может быть отстраненной, он…
Позиция автора выражена однозначно в словах…

Собственное мнение
Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…
Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…
С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

Аргумент 1
В качестве первого аргумента можно привести…
Первым аргументом может послужить…
В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
Наиболее полно проблема раскрывается в…
Аргумент 2
В качестве второго аргумента можно использовать…
Вторым аргументом может послужить…
Приведу еще один литературный аргумент…
В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
Следующий аргумент взят мной из личного опыта
Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
Заключение
В заключении хочу сказать…
Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

Характерные ошибки

Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:

  • Использование грубых и нецензурных слов.
  • Излишнее употребление канцеляризмов.
  • Разговорная лексика, молодёжный либо профессиональный слэнг.
  • Устаревшие слова и выражения.
  • Большое количество неологизмов, англицизмов и пр.
  • Высокопарность и витиеватость речи.
  • Частые использования глаголов-связок (это, суть, быть, есть).

В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения). На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма)

При этом важно знать, что типичный план в 2019 году, по которому должно писаться итоговое сочинение ЕГЭ, отличается от алгоритмов, принятых в предыдущие годы. На текущий момент план сочинения выглядит следующим образом:

Вступительная часть (2−3 предложения

Цель — подвести читателя к проблеме).
Оценка проблемы (как правило, она сформулирована автором в начале и в конце текста, следует обращать внимание на ключевые слова).
Связь между выделенной проблемой и последующим 1-м комментарием. 1−2 предложения, подводящих к оценке и к анализу главной мысли текста.
Комментарий к проблеме № 1 (наиболее важный пункт по баллам)

Комментарий должен состоять из примера, взятого из текста, его пояснение, а также сравнение с похожими ситуациями или вопросами из художественных сочинений.
Пояснение к комментарию.
Второй комментарий к проблеме, построенный по тому же принципу.
Пояснение к комментарию.
Краткий вывод (обобщение).
Позиция автора.
Собственное мнение.
Отношение экзаменуемого к точке зрения автора. Обоснование и аргументация.
Заключение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 4Задумывались ли вы, для чего существует искусство?Что вы понимаете под

словом искусство? Искусство – область человеческой деятельности, которая стремится к

удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному. Какова роль искусства в формировании человека?

чувственной , но и с умственной, мыслительной стороны;С помощью слова

литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором;Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль.

в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы

можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.

Слайд 7Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что

ищет в художественной литературе человек? Почему литературу называют искусством слова?

Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Что является характерной особенностью художественной литературы?Кто является создателем художественной литературы?

Слайд 8СловарьЛитература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства,

– вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. Эпос, лирика, драма – основные роды литературы. -Какие вы знаете жанры художественной литературы?

Слайд 9Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя

индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это

образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур

.

Слайд 10Литература — один из видов искусства, такой же, как скульптура

или хореографияСлово — выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая

основа ее образности. Вначале было слово… Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.

в образной письменной форме. Именно наше («читательское») восприятие и глубокое

переживание за судьбы героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Слайд 13В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его

характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и

щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Слайд 18 Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться

о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества.

Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя.

Слайд 19Вывод:
Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель,

наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он

увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческое. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

из тех, что вам задали учить, то по литературе (возможно, это на усмотрение вашего учителя литературы) тоже получите дополнительную оценку  Постарайтесь выбрать для записи эстетичный фон, ваши работы(лучшие) будут выложены на сайте школы и YouTube Титры: в титрах указываете, кто работал над видео и что кто делал. Сроки:10 октября включительно, присылаете мне в ЛС удобным способом, кроме ViberУдачи-Удачи!!!

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2024 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • «Он и она».
  • «Гордость и смирение».
  • «Добро и зло».
  • «Надежда и отчаяние».
  • «Война и мир».

Тема по одному из них попадется на экзамене. Рассмотрим примерные темы направления «Добро и зло»:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Попробуйте ознакомиться с прошлогодними темами и сочинениями. Например, в 2019 году одним из направлений было «Доброта и жестокость», которое очень схоже с направлением «Добро и зло». Почитав образцы прошлогодних работ, связанных с этой темой, вы поможете себе в подготовке и будете на несколько шагов ближе к высшей оценке. Литературный мир имеет большой, но все-таки ограниченный список тем для рассуждений, допускаемых к анализу на экзаменах.

Вступление

Вступление — это первое (если вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед вами стоит при написании вступления —  это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так вы легко перефразируете тему для своего понимания.

Виды вступления

  1. Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
  2. Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
  3. Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
  4. Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
  5. Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
  6. Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации. 

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» предложил ученикам несколько вариантов зачина:

  1. Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году…
  2. От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…».
  3. «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…».
  4. ДневниковыйБолконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
  5. Цитатный. Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко
    всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала
    над ними жизнь…».

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене не стоит. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю! 

Вступительная часть

Благодаря использованию шаблонов и клише для сочинения ЕГЭ, выпускнику будет проще структурировать свой текст. Однако не следует перебарщивать с использованием таких универсальных речевых структур, так как подобные пространные рассуждения могут лишь затруднить восприятие как отдельной мысли, так и всего эссе в целом. В качестве введения можно привести следующий перечень возможных клише:

Риторические вопросы. Примеры — «На первый взгляд эти вопросы кажутся простыми;… смысл этой статьи куда шире, чем может показаться вначале», «Эта проблема касается любого из нас».
Цитата. Приведение цитаты известной личности («…», — писал известный мыслитель/поэт/выдающийся человек, и в его словах звучит…”).
Вопрошание. «Задумывались ли вы, почему тема остаётся актуальной во все времена», «Понимает ли современный человек цену дружбы и чести».
Приём «Ниточка». Суть заключается в том, чтобы начать с цитаты, в которой выражена ключевая мысль, после чего объяснить его и перейти к формулированию проблемы.

Аллегория

Иллюстрация важности проблемы каким-либо известным примером.
Стандартные фразы по типу «Всем известно, что», «Не ошибусь, если скажу, что…», «Известен факт, что…», «О необходимости этого знает каждый», «Что мы знаем о (тема текста)? Чаще всего наши знания о (тема текста) ограничиваются общими представлениями», «Как часто мы слышим о…».

Также хорошим приёмом может быть апеллирование к авторитетам и, в частности, к художественной литературе. Подойдёт и обращение к собственному жизненному опыту для обоснования той или иной мысли.

Как писать аргументы в сочинении?

Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных языковых критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.

Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.

Выпускники часто интересуются: «можно ли сделать сочинение без аргументов?». Можно, но тогда вы потеряете до 6 баллов, которые могут стать решающими при поступлении. Еще для получения высшего балла лучше использовать 

цитаты для эссе по литературе.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Заключение и вывод

Один из самых распространённых приёмов, которым пользуются многие выпускники для плавного перехода к заключительной части, является приём «Отклик». Его определение сводится к следующим словам: «Прочитав текст, становится понятно, что…» или «По прочтении текста приходит мысль, что…». Можно использовать и другие клише для заключения сочинения в ЕГЭ:

  • Цитирование главной мысли текста с последующим комментарием: «”…!» — это высказывание содержит в себе ключевую мысль текста. На мой взгляд, это…”.
  • «Автор хочет, чтобы… Однако без общих усилий мы никогда не будет жить в мире, где…».
  • «Прочитав произведение, осознаёшь, что…».
  • «К какому же выводу я пришёл, размышляя над этой темой? По моему мнению, надо…».
  • «Таким образом, мы приходит к очевидному выводу…».
  • «Прочитав текст, понимаешь, что цель автора и заключалась в… Автору удалось (не удалось) нас убедить в том, что…».

Структура итогового сочинения

Сочинение должно иметь чёткую структуру. План написания включает три блока: вступление, основную часть и заключение. При этом объём введения и заключения должен быть небольшим, примерно 70% текста займёт основная часть. Каждый блок строится по определённым правилам, с использованием установленных клише. Рекомендуется перед началом написания работы составить краткий план, расписав основные тезисы, аргументы и выводы. Опираясь на них, будет проще сформулировать свою позицию, и на её основании построить вступление и заключение.

Также план поможет определить примерный объём каждого логического блока итогового сочинения. Хорошо рассказано о структуре сочинения в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=cOir5AGBlIg

Вступление

Вступление должно состоять из трёх-четырёх предложений:

  1. Сформулировать проблему или вопрос, относящийся к теме сочинения. Естественно, если их несколько, нужно выбрать и «озвучить» один, который будет рассмотрен в сочинении.
  2. Указать на многогранность проблемы. При написании используются такие клише: «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя», «Каждый человек относится к этой проблеме по-разному», и так далее.
  3. Выполнить переход к основной части, также с помощью клише: «Попробую ответить, как считаю я», «Я напишу своё мнение об этой проблеме», или других.

Над формулировкой введения можно подумать заранее, так как оно стандартно и не зависит от конкретной темы.

Основная часть

В основной части итогового сочинения необходимо выразить свои мысли, рассуждения по теме, сформулировать отношение к проблеме, а также привести два-три аргумента из литературы, подтверждающих позицию. Для начала этого блока используются фразы-клише: «Рассуждая о проблеме, я пришёл к выводу, что …», «Отвечая на вопрос о …, я могу сказать, что …» и аналогичные. Затем в нескольких предложениях расписать свою точку зрения. Можно указать на актуальность проблемы: «Этот вопрос особенно актуален сейчас, так как …», или «Данная проблема будет актуальна всегда, ведь …».

Для следующих логических блоков структура строится следующим образом:

  1. Выделяется один из тезисов проблемы.
  2. Приводится доказательство с литературным примером.
  3. Формулируется краткий вывод по данному тезису.

В качестве тезиса берётся утверждение, касающееся одной из граней проблемы. То есть все они относятся к одной и той же теме. Тезисы в итоговом сочинении не должны противоречить друг другу. Также можно выделить всего один тезис, и для его подтверждения привести несколько аргументов в соответствии с планом.

Оформляется эта часть следующим образом: сначала кратко записывается тезис. Для перехода к аргументам можно использовать такие речевые конструкции: «Вспоминается произведение (автор, название), в котором ставится этот вопрос», «Например, (автор) в своём рассказе (название) рассуждал на эту тему». Далее следует подробнее описать, в каком ключе фигурирует в произведении указанная проблема, кто из героев в каких обстоятельствах сталкивается с ней, и как выходит из ситуации. Дополнительно можно привести цитату из произведения, если она подходит к обозначенной точке зрения. Логичным окончанием аргумента станет вывод о том, как именно он подкрепляет позицию ученика.

Следующие тезисы оформляются так же. Для переходов между ними использования особых речевых конструкций не требуется. Главное, чтобы смена тезисов при написании работы не была слишком резкой, для этого можно добавить дополнительное вводное предложение. Текст должен читаться легко и естественно, не выглядеть рваным и путаным.

Приводить больше трёх примеров нет смысла, так как, согласно плану, их будет достаточно для максимальной оценки по соответствующему пункту. Поэтому, основную часть можно закончить и переходить к заключению.

Заключение

Заключительную часть начинать следует с таких фраз: «Подводя итоги написанного, можно прийти к выводу, что …», «Таким образом, из изложенного выше следует вывод: …». В последнем предложении заключения можно использовать призыв к чему-либо: «Помните об уважении к …», «Давайте будем …». Другой вариант завершения – выразить надежду: «Я надеюсь, что в будущем …», «Хочется верить, что …». Также уместна будет ёмкая цитата по теме сочинения

Но использовать её нужно осторожно, только будучи уверенным, что она не противоречит основной мысли сочинения

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий