Извечную проблему «Отцов и детей» помогает решить театр

Тема

В романе «Отцы и дети» раскрывается глобальная проблематика. В первую очередь – это взаимодействие отцов и детей (это может пониматься как напрямую, так и условно, поскольку отцами и детьми понимаются не только члены семьи, но и представители разного поколения).

Смысл романа – не только в том, чтобы показать непонимание в семейных отношениях, но и отобразить конфликт прогрессивного мышления нового поколения и устоявшихся взглядов старого поколения.

В 1850-ые годы жители России еще делились на дворян (передовой класс), простых людей (свободных, но не имеющих дворянского статуса и полагающихся с ним привилегий), а также крестьян (в то время еще не освобождённых). Те, кто имели высокое положение в обществе и считались интеллигенцией, не хотели ничего менять. Получалось, что среди всех российских жителей наибольшую ценность представляли как раз дворяне. Как раз это и критиковал Тургенев в своем произведении: праздная жизнь дворянства никак не помогала обществу развиваться.

Сами же представители этого класса не хотели ничего менять и предпочитали жить в привычном для них мире. Молодому поколению (особенно тем, у кого не было богатства и аристократического образа жизни) же начало казаться, что существующая система устарела и не несет практической пользы. Так оно и было. Но только такое движение, как нигилизм, отрицали все имеющиеся ценности, но, как справедливо подметил Павел Петрович, ничего не предлагало взамен. Получалось, что Базаров отрицал все… просто ради того, чтобы отрицать.

Основная мысль книги состоит в том, чтобы создать для читателя серьезный выбор сразу в нескольких вопросах:

  1. Что нужно для стабильного развития общества?
  2. Насколько переоценено дворянство?
  3. Какими идеями должна руководствоваться прогрессивная молодежь?
  4. Имеет ли право на существование приверженность старым традициям?

В наше время дворян и крестьян давно уже не существует, но вопросы выбора и прогресса остаются актуальными всегда. Точно также никогда не устареет и конфликт поколений.

Сюжет: краткий пересказ

Главным героем романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, и он – нигилист. Это означает, что он отрицает все принятые в обществе порядки и ценности. Евгений подружился с молодым дворянином Аркадием Кирсановым и приехал погостить в его поместье Марьино. Там их встречают отец и дядя Аркадия: Николай Петрович и Павел Петрович.

Они олицетворяют собой все то, что характерно для старшего поколения дворян. Николай Петрович пытается худо-бедно управиться с хозяйством и очень любит своего сына, но его новые идеи находит несколько смущающими. Павел Петрович же – закоренелый аристократ, подражающий европейскому образу жизни и очень ценящий свое социальное положение. Когда появляется молодой Базаров и заявляет в глаза Павлу Петровичу, что все, что ему дорого – ничего не значит, Павел Петрович сразу делает выводы о том, что Евгений – неприятная личность.

Именно между этими двумя героями и будет развиваться наиболее острый конфликт. Николай Петрович и Аркадий скорее являются пассивными людьми: Аркадия просто влечет Базаров и его прогрессивное мышление, а Николай Петрович ни с кем не ищет ссоры и пытается найти взаимопонимание с сыном.  Павел Петрович же яро отстаивает перед Базаровым свои ценности, а последний просто посмеивается на старшим поколением.

Вскоре после приезда в Марьино Евгений и Аркадий посещают губернаторский бал, где знакомятся с молодой вдовой Анной Одинцовой. Девушка очень красивая и приветлива, поэтому оба молодых человека тут же влюбляются в нее. Однако они не спешат делиться с Анной своими чувствами. Если Аркадий просто застенчив, то у Базарова происходит настоящий духовный кризис.

Всю свою жизнь этот герой отрицал значимость чувств и насмешливо относился к романтике. Но когда он почувствовал, что сам влюбляется в девушку, он пытается совладать со своей любовной привязанностью. Тут стоит отметить, что Евгению уже около 30 лет, но такие сильные чувства он испытал впервые. Не имея никакого опыта романтических взаимоотношений, Базаров не может справиться с разгорающейся внутри него страстью.

Тем временем Аркадий замечает, что его друг влюбился в Анну. Он начинает ревновать, и их отношения с Базаровым постепенно портятся. Тем временем Евгений решается на то, чтобы раскрыть Одинцовой свои чувства, но та отвергает его. Ее пугает накаленная страсть Базарова, ведь все, что она хочет – это спокойно выйти замуж по расчету и продолжить свою тихую и размеренную жизнь.

Отказ больно ранит Евгения. Его отношения с Аркадием все больше дают трещину, а последний увлекается сестрой Анны – скромной Екатериной.

После того, как Базаров вернулся в Марьино, его общение со старшими Кирсановыми становится все более напряженным. Теперь споры между ним и Павлом Петровичем уже далеко не идеологические – им понравилась одна и та же девушка, Фенечка (которая, в свою очередь, имела отношения с Николаем Петровичем). Все заканчивается тем, что Павел вызывает Евгения на дуэль, где получает ранение. Базарову ничего не остается, кроме как покинуть Марьино навсегда.

Он возвращается домой, к стареньким родителям. Во время своей медицинской практики Евгений заражается тифом и вскоре умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Базаров же понимает, что его убеждения ничего не значили. Это подтверждается тем фактом, что убитые горем родители Евгения хоронят сына по религиозным обычаям, хотя тот был неверующим.

Анна Одинцова опять выходит замуж по расчету. Аркадий женится на Екатерине, а Николай Петрович на Фенечке. Семья счастливо живет в Марьино, а Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Несмотря на то, что финал романа кажется счастливым, читатель все равно остается в неизвестности. Буквально через год крепостное право должны отменить, и непонятно, что будет с изнеженными дворянами после того, как они лишатся в поместье рабочей силы.

Основные проблемы

В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.

Остановимся на них подробнее.

Взаимоотношения между поколениями

Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.

Личный выбор каждого человека

Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).

Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

Трагедия «лишнего» человека

В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.

Новая русская интеллигенция

В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.

Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.

Вечные ценности

Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Проблема отцов и детей

34 предложения/ 442 слова

В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.

Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.

Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.

Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.

Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.

Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.

см. также:Все сочинения по произведению Гроза, Островский

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление – найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него – теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». “Не хочу учиться, а хочу жениться”, – вот наиболее точное отражение его сути.

Конфликт «отцов» и «детей»: что он означает и почему занимает центральное место в романе

Конфликтом называется серьёзное разногласие и столкновение между двумя противоборствующими сторонами. При этом воспринимать его не всегда следует негативно, так как без споров и конфликтов не было бы прогресса.

В контексте романа недопонимания между «отцами» и «детьми» — это дух переломной эпохи. Старое время уходит безвозвратно, но его сторонники не хотят так просто его отпускать. Молодежи же предстоит жить уже в новой реальности, она хочет этого и одновременно боится. Этот конфликт не может быть разрешен и никогда не разрешится, так как мир неуклонно развивается вперед: всегда будут устаревшие и прогрессивные взгляды.

С помощью споров своим героев автор доносит до читателя аргументы разных сторон конфликта. Самому же читателю предстоит сделать выбор и понять, какая позиция ему ближе.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий