Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
Автор повествует о…
Автор описывает…
Поэт показывает, что…
Писатель размышляет о…
Писатель обращает наше внимание…
Писатель заостряет наше внимание на …
Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
Он акцентирует внимание читателя на …
Он осуждает…
Этот поступок героя говорит о…
Мы видим, что герой поступил так потому…
Автор показывает, к каким последствиям привело…
Этому герою/поступку автор противопоставляет…
Писатель осуждает…
Он ставит нам в пример…
Автор подчеркивает…
Автор утверждает…
Автор повествует о…
Клише для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Люди часто размышляют о том, что ….
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о….
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
- Зададимся вопросом: почему….?
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Как мы должны относиться к …?
- Как нужно относиться к …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Почему же нужно …?
- Почему же необходимо …?
- Что же самое главное …?
Критерии оценивания
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.
Соответствие теме
Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.
Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.
Типичные ошибки
- Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
- Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
- Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.
Аргументация. Привлечение литературного материала
Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.
Незачёт ставится в случаях, если:
- сочинение не соответствует теме,
- в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме,
- в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.
Во всех остальных случаях выставляется зачёт.
Типичные ошибки
- Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.
- Отсутствие примеров — автор сочинения упоминает название и автора, но не приводит конкретный пример из произведения.
Композиция и логика рассуждения
Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.
Незачёт ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Типичные ошибки
- Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
- Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.
Качество письменной речи
Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.
Незачёт ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Типичные ошибки
- Неправильно употреблённые слова, например, не в том значении.
- Обильное использование канцеляризмов, речевых штампов.
- Неуместное использование эмоционально окрашенных слов или синтаксических конструкций. Например, слова «ужасный», «замечательный», множество вопросительных или восклицательных знаков, многоточий.
- Немотивированное использование просторечных или устаревших слов.
- Использование слов-паразитов.
- Смешение лексики разных исторических эпох.
- Плеоназмы: употребление лишних слов.
- Тавтология: повторение или двойное употребление близких по смыслу слов, однокоренных слов.
- Необоснованный пропуск слова.
- Неправильный порядок слов, который приводит к неверному пониманию предложения.
Грамотность
Незачёт ставится, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
<<Лидген для статьи>>
Распространенные ошибки при написании
Итоговые сочинения старшеклассники пишут уже в течении нескольких лет. За это время по результатам проверки сформировался список наиболее частых ошибок при его написании
На них сразу обращают внимание проверяющие
- Неправильное понимание темы или проблемы. Если ученик ошибочно определил тему, и написал сочинение совсем о другом – он рискует сразу получить «незачёт». Это один из ключевых навыков, которые проверяет итоговое сочинение.
- Отсутствие логики в повествовании. Сочинение должно быть логичным, а тезисы – раскрываться последовательно. Не нужно в тексте перескакивать с одной мысли на другую.
- Неверная формулировка основной мысли и тезисов. Например, в первом предложении основной части обозначена одна ключевая фраза, а приведённые аргументы не имеют к ней отношения.
- Фактические ошибки при использовании литературных примеров. Искажение названия произведения, имён героев, сюжета. Проверяющие могут не знать некоторых современных книг, но классические произведения из школьной программы помнят наверняка.
- Противоречащие друг другу вступление и заключение. Они должны выражать одну и ту же мысль. Для проверки следует прочитать их друг за другом, пропустив основную часть. Это позволит заметить и исправить все нестыковки и шероховатости.
- Несогласованные друг с другом блоки сочинения. Через всё итоговое сочинение должна нитью идти одна мысль. Каждый из блоков раскрывает её с той или иной стороны, но должен оставаться в основном ключе и не противоречить ему.
- Непонимание значений слов. Не стоит использовать слова, значения которых вызывают сомнения. Лучше подобрать синоним, или перефразировать предложение.
- Использование эмоционально окрашенных, просторечных, жаргонных или слов-паразитов. Стиль написания итогового сочинения близок к официально-деловому, поэтому такие слова недопустимы. Бывают исключения: например, если слово используется в цитате. Но злоупотреблять ими точно не стоит.
- Тавтология, плеоназмы, неправильный порядок слов в предложении. «Речевой мусор» в виде повторения однокоренных или нагромождения лишних слов, а также неправильно выстроенные продолжения ухудшают восприятие сочинения. Они могут помешать проверяющему правильно понять основную мысль, и негативно повлиять на оценку.
Типичные фразы для вступления на итоговом сочинении
Когда в голову не пришёл ни один аргумент, у выпускника начинается паника: «Я не сдам и пойду на пересдачу 2 февраля»! Поддаваться волнению не стоит. Лучше вспомните, как писали великие произведения отечественные и зарубежные классики. У них не было под рукой даже клише или времени на подготовку. А у вас ещё есть шанс, чтобы запомнить устойчивые фразы!
- Нередко авторы поднимают вопрос о…
- Разумеется, каждый человек найдёт ответ на вопрос… Попытаюсь выразить своё мнение насчёт этого
- Проблема, несомненно, актуальна и в наши дни
- Наверное, каждый второй человек задумывается о…
- Нередко можно услышать вопрос:
- (Ключевое слово в формулировке темы) играет огромную роль в жизни людей
- Нравственные вопросы относятся к категории вечных, поэтому тема… волнует не одно поколение
- Нельзя отрицать значимость (основной компонент вопроса) в современной жизни / в истории
- Я считаю / предполагаю, что тему … нельзя оставить без внимания
- Тема … невероятно важна для развития человеческой цивилизации / развития межличностных отношений
Уже виден прогресс! Начало положено, а что дальше?
Вы допустите ошибку, если после формулировки темы сразу перейдёте к аргументации. Так вы рискуете потерять логическую связь. Поэтому следует использовать переход от одной смысловой части к следующей за ней
Среди подобных предложений-связок обратите внимание на них:
- Правдивость моей точки зрения доказывают произведения художественной литературы
- Рассуждая о вопросе…, не могу не вспомнить произведение…
- Обратимся к примерам, которые помогут раскрыть проблему…
- Проанализируем примеры из классической литературы, которые позволяют понять поставленный вопрос
- Актуальность явления прослеживается не только в жизни, но и в литературе
- Хочу подтвердить собственные рассуждения примерами из литературы
- Справедливость моих рассуждений подтверждают примеры из литературы
- Главный герой рассказа / романа … мог бы подтвердить мои рассуждения, потому что
- Перейдём к аргументам, которые позволят глубже изучить поставленный вопрос
Структура итогового сочинения
Сочинение должно иметь чёткую структуру. План написания включает три блока: вступление, основную часть и заключение. При этом объём введения и заключения должен быть небольшим, примерно 70% текста займёт основная часть. Каждый блок строится по определённым правилам, с использованием установленных клише. Рекомендуется перед началом написания работы составить краткий план, расписав основные тезисы, аргументы и выводы. Опираясь на них, будет проще сформулировать свою позицию, и на её основании построить вступление и заключение.
Также план поможет определить примерный объём каждого логического блока итогового сочинения. Хорошо рассказано о структуре сочинения в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=cOir5AGBlIg
Вступление
Вступление должно состоять из трёх-четырёх предложений:
- Сформулировать проблему или вопрос, относящийся к теме сочинения. Естественно, если их несколько, нужно выбрать и «озвучить» один, который будет рассмотрен в сочинении.
- Указать на многогранность проблемы. При написании используются такие клише: «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя», «Каждый человек относится к этой проблеме по-разному», и так далее.
- Выполнить переход к основной части, также с помощью клише: «Попробую ответить, как считаю я», «Я напишу своё мнение об этой проблеме», или других.
Над формулировкой введения можно подумать заранее, так как оно стандартно и не зависит от конкретной темы.
Основная часть
В основной части итогового сочинения необходимо выразить свои мысли, рассуждения по теме, сформулировать отношение к проблеме, а также привести два-три аргумента из литературы, подтверждающих позицию. Для начала этого блока используются фразы-клише: «Рассуждая о проблеме, я пришёл к выводу, что …», «Отвечая на вопрос о …, я могу сказать, что …» и аналогичные. Затем в нескольких предложениях расписать свою точку зрения. Можно указать на актуальность проблемы: «Этот вопрос особенно актуален сейчас, так как …», или «Данная проблема будет актуальна всегда, ведь …».
Для следующих логических блоков структура строится следующим образом:
- Выделяется один из тезисов проблемы.
- Приводится доказательство с литературным примером.
- Формулируется краткий вывод по данному тезису.
В качестве тезиса берётся утверждение, касающееся одной из граней проблемы. То есть все они относятся к одной и той же теме. Тезисы в итоговом сочинении не должны противоречить друг другу. Также можно выделить всего один тезис, и для его подтверждения привести несколько аргументов в соответствии с планом.
Оформляется эта часть следующим образом: сначала кратко записывается тезис. Для перехода к аргументам можно использовать такие речевые конструкции: «Вспоминается произведение (автор, название), в котором ставится этот вопрос», «Например, (автор) в своём рассказе (название) рассуждал на эту тему». Далее следует подробнее описать, в каком ключе фигурирует в произведении указанная проблема, кто из героев в каких обстоятельствах сталкивается с ней, и как выходит из ситуации. Дополнительно можно привести цитату из произведения, если она подходит к обозначенной точке зрения. Логичным окончанием аргумента станет вывод о том, как именно он подкрепляет позицию ученика.
Следующие тезисы оформляются так же. Для переходов между ними использования особых речевых конструкций не требуется. Главное, чтобы смена тезисов при написании работы не была слишком резкой, для этого можно добавить дополнительное вводное предложение. Текст должен читаться легко и естественно, не выглядеть рваным и путаным.
Приводить больше трёх примеров нет смысла, так как, согласно плану, их будет достаточно для максимальной оценки по соответствующему пункту. Поэтому, основную часть можно закончить и переходить к заключению.
Заключение
Заключительную часть начинать следует с таких фраз: «Подводя итоги написанного, можно прийти к выводу, что …», «Таким образом, из изложенного выше следует вывод: …». В последнем предложении заключения можно использовать призыв к чему-либо: «Помните об уважении к …», «Давайте будем …». Другой вариант завершения – выразить надежду: «Я надеюсь, что в будущем …», «Хочется верить, что …». Также уместна будет ёмкая цитата по теме сочинения
Но использовать её нужно осторожно, только будучи уверенным, что она не противоречит основной мысли сочинения