Интервью с Сергеем Прохановым, художественным руководителем «Театра Луны»

Брошенная фаворитка

Актер и режиссер, в жилах которого течет цыганская кровь, никогда не отрицал неуемного интереса к женскому полу. Даже его детище — «Театр Луны» — появилось на свет именно 14 февраля, в День всех влюбленных. «Луна — это самое близкое женское космическое тело, которое притягивает всех нас, будоражит фантазию!» — говорил он.

Три года назад, не иначе как под влиянием луны, Сергей Борисович стал повсюду появляться с молоденькой актрисой Викторией Алмаевой.

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ: Сергей Проханов с Викторией Алмаевой на фестивале «Кинотавр» (2004 год)

Он даже возил ее на сочинский «Кинотавр», где они ни от кого не таились. Неудивительно, что его вчерашняя ученица стала фавориткой в театре. А вскоре мастер доверил ей режиссуру спектакля «Оскар и розовая дама». Также Вика стала руководить занятиями в детской студии при театре -«Маленькая луна». Влюбленный режиссер мечтал снять ее в главной роли в полнометражном фильме «Самозванка».

Но счастье длилось недолго. Говорят, Вику раздражало, что Сергей Борисович опять начал заглядываться на юных красоток. И это при том, что Виктория моложе мэтра на целых 30 лет! В результате они рассталась. Нам рассказали в театре, что Проханов поступил как джентльмен, подарив экс-пассии квартиру и машину.

Художественный руководитель

Вдохновленный успехом Сергей Борисович начал работать над спектаклем «Византия», надеясь, что зрители родного театра вскоре увидят его новую режиссерскую работу. Но пробиться оказалось сложно — администрация театра без обиняков объяснила Проханову, что постановка попадет в репертуар нескоро. Тогда он решил создать собственный храм Мельпомены и Талии, благо деньги для этого заработал в кооперативе. Театр Луны находился в подвальном помещении на Патриарших прудах, а потом перебрался в Замоскворечье, на Малую Ордынку.

С момента открытия труппа под руководством Проханова готовила каждый год новый спектакль, наращивая репертуар. В 1994 году появились «Мечты маленького Робинзона» по пьесе О. Михайловой, а через год вышел проект, намекающий на продолжение сюжета, — «Сны взрослого Робинзона». В 1996 году в Театре Луны состоялась премьера «Фанты-инфанты». Позднее публика увидела постановки «Ночь нежна», «Фауст», «Таис сияющая».

Сергей Проханов на спектакле в «Театре Луны» / @rejina_bob

Новое тысячелетие театр порадовал гостей яркими премьерами: «Чарли Ча…» и «Старый новый Фауст» и другими. За 20 лет существования в спектаклях Театра Луны успело сыграть много знаменитых актеров. Постановки режиссера Проханова отличались мечтательностью, чувственностью, режиссер стремился показать зрителю другой мир, в котором нет места обывательскому взгляду на жизнь. Особенность творческого подхода Сергея Борисовича к спектаклям — это романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны.

Проекты, поставленные режиссером, становятся неким космическим мироощущением, где персонажи существуют между небом и землей. Такая стилистика спектаклей, лиричное музыкальное оформление создают притягательную атмосферу, ставшую фирменным знаком Театра Луны.

Также с 1999 года Проханов руководит курсом в РАТИ. Кроме того, при его театре функционирует детский театральный центр под названием «Маленькая Луна». Учащиеся центра под руководством педагогов постигают азы актерского мастерства и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.

Биография

Сергей Проханов о своем происхождении говорит так: «Я свой на всей протяженности нашей земли – от русского севера до русского юга». Один дед актера был поморским церковным живописцем, другой – цыганских кровей, полвека трясся в кибитках в широких бессарабских степях, женился на кубанской казачке, а в войну героически погиб.

Отец Сергея Борисовича работал на одном из столичных закрытых производств, мама была домохозяйкой по причине слабого здоровья.

Начинал учиться Сергей в обычной московской школе в районе Тушино, но в скором времени его перевели в школу с математическим уклоном. Помимо артистизма мальчик обладал незаурядными логическими способностями, он мог умножить трехзначное число на трехзначное же в уме за считаные секунды. Сегодня, по признанию актера, «серое вещество работает не так активно», но двузначное число на двузначное все еще перемножает на спор.

В двух шагах от дома Прохановых находился Дворец пионеров «Салют». Отец Сергея записал его туда сразу в несколько спортивных секций и творческих кружков. Мальчик занимался вокалом, танцами, музыкой, карате, баскетболом.

Учился и занимался Сергей активно и успешно, принимал участие в фестивалях и конкурсах, ездил на соревнования. Немного позже ему с друзьями захотелось записаться и в театральный кружок.

С первого шага он попал в руки настоящего мастера – Сергея Евгеньевича Валькова, впоследствии режиссера Центрального театра Советской Армии. В математической школе сильно удивились, когда вместо технического вуза Сергей выбрал театральное направление.

Он поступил с первого захода сразу в три театральных вуза: Щепкинское и Щукинское училища, а также ГИТИС. После второго тура, прикинув в уме разные мнения, наслушавшись рассказов в абитуриентской тусовке, он остановился на «Щуке» и попал в мастерскую Веры Константиновны Львовой, игравшей некогда у самого Евгения Вахтангова.

«Вахтанговская школа – вечный карнавал, Вера Львова пестовала нас, как «детей праздника», – делился Проханов. – Мы были шумными, радостными, порой безбашенными студентами, заводилами на любом мероприятии, мелькали в телепередачах. Словом, везде, где мы появлялись, начинался праздник».

В 1974 году, окончив Щукинское училище, Сергей Проханов поступил в труппу Театра имени Моссовета.

Детство Сергея Проханова

Родной город Проханова – Москва. Семья жила рядом с Домом пионеров, благодаря чему Серёжа мог попробовать себя практически во всём, посещая предлагаемые Домом пионеров кружки. На первом месте всегда оставался театр. Достаточно успешно он занимался музыкой и пел. Серёжа даже выступал как-то по телевидению. Он обладал очень звонким голосом, говорили, что Проханов может много достичь в пении. Первое яркое разочарование произошло, когда на конкурсе «Музыкальная весна» Серёжа не стал лауреатом. Для него это было большой психологической травмой. Примерно в тот период у него начал ломаться голос.

Колобок — Усатый нянь — Сергей Проханов Семья у Проханова, как сам он выразился, пролетарская. Отец был рабочим. Темперамент и неуёмность будущий актёр унаследовал именно от отца, который всегда был душой компании. От мамы же он унаследовал нелюбовь к показухе. Проханов окончил физико-математическую школу, ему нравились точные науки.

Параллельно он занимался в театральной студии. Молодой человек выбрал для себя Щукинское училище и стал его студентом. Сергей попал на курс Веры Львовой. Многие называли в тот период Проханова лучезарным. Это было замечательное время. Студентов же этого курса называли не иначе, как «артисты праздника», они вели телепередачи на ТВ, могли поднять людям настроение.

Сергей Проханов сейчас

В 2022-м Сергей Борисович продолжил творческую деятельность. В феврале на «лунной» сцене представили новый спектакль «Шпионка Сталина и Гитлера», посвященный актрисе Ольге Чеховой. А в июле стало известно, что Проханова уволили с поста художественного руководителя театра. Ранее посты покинули худруки «Гоголь-центра», «Школы современной пьесы» и «Современника».

На место Сергея Борисовича по его собственной просьбе пришел актер и депутат Московской городской думы Евгений Герасимов. В интервью последний сообщил, что будет стремиться сделать Театр Луны более популярным в столице. Сам Проханов при этом не покинул собственное детище, став его президентом.

В конце июля СМИ написали о госпитализации Сергея Борисовича из-за язвы желудка. Несколько дней он провел в реанимации после прижигания сосуда, который лопнул.

Личная жизнь

Сергей Проханов был женат на Татьяне Юрьевне Прохановой (в девичестве Василевская), она внучка сразу двух маршалов Советского Союза – Василевского и Жукова, по профессии – юрист-международник. Они познакомились на даче у общих друзей, на тот момент Сергею было 20, а Татьяне всего 16. Через два года они поженились и прожили вместе 25 лет.

У Сергея и Татьяны родились сын и дочь. Дочь Анастасия — художник по костюмам, работает в театре отца. Сын Антон — владелец отеля и дайвинг-центра на Филиппинах.

Отношения пары разладились, когда Сергей Борисович стал отдавать все силы строительству театра. На дом и жену оставалось совсем мало времени. Татьяна не выдержала такой ситуации, и они решили развестись.

Позже у Сергея Проханова отношения завязывались еще не раз, но бывшую супругу Татьяну он считает своей единственной суженой. «С каждой из новых подруг поначалу все складывается симпатично. Но, видно, не судьба – никого из этих девушек женой мне так и не захотелось назвать. Жена – это ведь как родина: изменяя ей, наказываешь себя в конце концов», – пришел к выводу Сергей Борисович.

Театр

Поначалу в театре молодому актеру доставались роли второго плана. Переломным стал спектакль «Сашка», который был представлен в 1981 году.

За главную роль в этой постановке Сергей Борисович получил все медали и почести, которые только можно представить. «Это была честная драматическая работа, с большим подтекстом, – рассказывает артист. – После «Сашки» я как-то сразу перешел в ранг серьезных актеров, дали следующую главную роль в спектакле «Пять углов», а потом в Театре им. Моссовета довелось сыграть еще в нескольких резонансных спектаклях, о которых вся Москва потом говорила… Присвоили звание «Заслуженный артист РСФСР»… Работал с замечательными режиссерами: Черняховским, Гинкасом, Виктюком…».

В 1990 году Сергей Проханов принял участие как режиссер в создании спектакля «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойд-Уэббера на сцене Театра имени Моссовета, в этой постановке он также исполнил роль царя Ирода.

Во времена перестройки актеры один за другим начали покидать театр, уходить в свои проекты. Сергей Проханов также отправился, по его словам, «устраивать кооперативное движение».

Сначала он открыл кооператив по прокату спектаклей «Маскарад», а немного позже ему пришла в голову мысль о создании собственного театра, который впоследствии был назван Театром Луны.

Проханов на протяжении нескольких лет сам занимался стройкой, истратил на это все свои сбережения, не обошлось и без помощи спонсоров. Он полностью отдавался этому проекту, не заметив, что в то время, как обретал дело, терял жену. В результате последовал развод, о котором актер и режиссер до сих пор сожалеет.

Театр Сергея Проханова поначалу был расположен по соседству с Театром имени Моссовета, а позже переехал на Малую Ордынку. Большинство пьес для спектаклей театра написаны или переработаны самим Сергеем Прохановым. В Театре Луны в свое время играли знаменитые артисты – Валентин Смирнитский, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Анатолий Ромашин. Сейчас в труппе театра тоже немало звезд: Сергей Виноградов, Елена Захарова, Анна Терехова, Евгений Герчаков, Валерия Ланская, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Бикбаев, Олег Марусев.

Роли в театре:

  • «Миллион за улыбку»
  • «Последняя жертва»
  • «Глазами клоуна»
  • «Сашка» (реж. Г. Черняховский, 1981) – Сашка
  • «Пять углов» (реж. К. Гинкас) – Ростик
  • «Егор Булычев и другие» М. Горького – Яков Лаптев
  • «Кошка, которая гуляла сама по себе» Н. Слепаковой – Шакал
  • «Фабричная девчонка» А. Володина – Бибичев
  • «Премьера» Л. Росеба – Темо
  • «Инфанты»
  • «Иисус Христос – суперзвезда» – Царь Ирод

Режиссер театра:

  • «Уникальные голос»
  • «Византия» (по пьесе Н. Гумилева «Отравленная туника»)
  • «Мечты маленького Робинзона» (по пьесе О. Михайловой)
  • «Сны взрослого Робинзона»
  • «Фанта-инфанта»
  • «Фауст»
  • «Таис Сияющая» (С. Проханов)
  • «Чарли Ча» (С. Проханов)
  • «Путешествие дилетантов» (Б. Окуджава)
  • «Ночь нежна» (Ф. С. Фицджеральд)
  • «Старый новый Фауст»
  • «Губы» (С. Проханов по роману В. Набокова «Камера Обскура»)
  • «Лиромания» (С. Проханов по пьесе У. Шекспира «Король Лир»)
  • «Диагноз: Эдит Пиаф» (С. Проханов)
  • «Оскар и Розовая дама»
  • «Я… скрываю» (С. Проханов)
  • «Природный экстрим» (С. Проханов, вольная импровизация на тему «Снегурочки» А. Островского)
  • «Коррида, или Роман с бессонной ночью» (С. Проханов)
  • «Прокурорская притча»
  • «Шантеклер»
  • «Дали и испанская королева из Казани»

Можете больше не искать. Это я!

Но звездность и народная узнаваемость пришли к актеру после, несомненно, удачной роли безалаберного и хулиганистого молодого человека, отправленного на перевоспитание в детсад (работать). Режиссер фильма В. Грамматиков довольно кропотливо подбирал актера для главной роли, ведь требовался не просто харизматичный артист, умеющий петь и перебирать струны на гитаре, а еще и способный подобрать ключик к двадцати юным шалопаям, с которыми ему предстояло сниматься.

«Я знаю, вы ищете героя», — заявил 25-летний паренек, что пришел на кастинг. — «Можете больше не искать. Это я!». Сергею удалось то, что не смогли предыдущие актеры, он сумел утихомирить своих будущих коллег по съемкам (детей) и даже увлечь их занимательной игрой. Так Проханов получил роль Кеши Четвергова в известной киноленте «Усатый нянь».

Стало известно, в каких сферах был наибольший спрос на сотрудников за год

Вознаграждение: как поощрить себя за хорошую работу за небольшие деньги

Петербург опередил Москву в мировом рейтинге роста цен на элитное жилье

Фильмография. Актер

Театр Луны, или Космическая дурочка 13:28 (2007)
Гений (1991)
Привал странников (1991)
Коррупция (1990)
Бес в ребро (1990)
Пять углов (1989)
С луны свалился (1988)
Белые вороны (1988)
Чехарда (1987)
Мисс миллионерша (1987)
Тайна Снежной Королевы (1986)
Размах крыльев (1986)
Следствие ведут знатоки

Дело 18 (1985)
Ради нескольких строчек (1985)
Про кота (1985)
Поживем – увидим (1985)
Подвиг Одессы (1985)
Осторожно – Василек! (1985)
Полуденный вор (1985)
Первая конная (1984)
Магистраль (1983)
Оставить след (1982)
Трижды о любви (1981)
Ленин в Париже (1981)
Деревенская история (1981)
Корпус генерала Шубникова (1980)
Ты помнишь (1979)
Завтрак на траве (1979)
Молодая жена (1978)
Усатый нянь (1977)
Солнце, снова солнце (1976)
Всего одна ночь (1976)
Веселый калейдоскоп (1975)
Ольга Сергеевна (1975)
Обратная связь (1974)
Веселый калейдоскоп (1974)
Быть человеком (1973)
Юлька (1972)
А пароходы гудят и уходят… (1972)
Ох, уж эта Настя! (1971)
Семья, как семья (1970)

Личная жизнь

С супругой Татьяной режиссер прожил четверть века. Они познакомились в юном возрасте на даче у друзей (ему тогда было 20 лет, ей — 16). Татьяна была внучкой маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского, поэтому актер опасался, что семья возлюбленной его не примет. Действительно, родители Татьяны отнеслись к парню с опаской, им хотелось, чтобы дочь вышла замуж за человека, который сможет обеспечивать супругу и детей. Постепенно отношение будущих тещи и тестя к Проханову изменилось, они приняли его как родного. Через два года после знакомства Татьяна и Сергей поженились.

Сергей Проханов с женой / кадр из передачи «Судьба человека»

Молодая супруга училась в университете на юриста-международника. Но учеба не мешала ей быть хорошей хозяйкой и заботливой женой. В этом браке родились двое детей — дочь Анастасия и сын Антон. История сохранила много ценных семейных фото. Позднее Настя продолжила творческую династию, став художником-модельером и руководителем «Мастерскими Луны» по изготовлению сценических костюмов. А Антон переехал на Филиппины, где организовал дайвинг-центр, а затем отправился с семьей жить в Испанию, где выучился на второго пилота гражданской авиации.

В 2018-м Сергей Борисович с гордостью рассказал в интервью, что его старший внук Степан поступил в Первый кадетский корпус им. маршала Жукова, собственного прадеда. Проханов отметил, что мальчик стал продолжателем династии двух маршалов и выразил надежду, что в будущем Степа станет министром обороны, как и знаменитые прапрадеды. Кроме того, юный кадет успел попробовать себя и на театральном поприще — сыграл в спектакле «Оскар и Розовая дама» яркого персонажа Копченого.

Татьяне потребовалась женская мудрость и запас терпения, чтобы провожать супруга на гастроли и ждать его возвращения, не реагировать на молодых поклонниц. Немало публиковалось и слухов о романах актера с различными женщинами. Проханова со временем стала смотреть на его многочисленные увлечения сквозь пальцы.

Сергей Проханов с детьми /

Но все же в личной жизни знаменитости наступил кризис — брак Татьяны и Сергея дал трещину. Артист с головой ушел в работу, не замечая никого вокруг. Однажды жена актера поехала в гости к подруге и осталась у нее ночевать. Проханов решил, что та изменила ему, собрался и ушел из дома. Вскоре супруги официально оформили развод. Актер до сих пор считает развод ошибкой, говорит, хватило бы терпения и выдержки, семья сохранилась бы.

Сергей Проханов, жена

Актер, режиссер, основатель и руководитель «Театра Луны» никогда не скрывал, что всегда был окружен женской любовью и на отсутствие поклонниц не жаловался. Об этом знала и жена Сергея Проханова Татьяна, с которой он прожил долгих двадцать лет, а расстался, как он сам говорит, по глупости – просто наступил кризис среднего возраста, который преодолеть без потерь они не смогли.

На фото — Проханов с женой

Со своей будущей супругой Сергей познакомился, когда ему был двадцать, а ей – всего шестнадцать лет. То, что они сблизились, было для Проханова настоящим чудом, ведь он – парень из простой рабочей семьи, а Таня – внучка сразу двух знаменитых маршалов – Василевского и Жукова. Родители девушки, когда она представила им своего возлюбленного, отнеслись к нему настороженно, ведь им хотелось, чтобы дочь связала свою судьбу с человеком, который имел большое будущее, мог состояться, как личность и имел возможность обеспечивать свою семью. Когда этап узнавания был успешно преодолен, и Сергей был принят родителями и другими родственники Татьяны, они поженились.

На фото — с женой и дочкой

Жена Сергей Проханова оказалась очень хозяйственной, заботливой и любящей – ему не на что было пожаловаться. Татьяна окончила вуз, став юристом-международником, родила двух детей – дочь Анастасию и сына Антона. Нужно заметить, что ей досталась не очень легкая женская доля – немало терпения требовалось Татьяне, чтобы ожидать мужа с бесконечных гастролей, прощать многочисленных поклонниц, но ей хватало на все это житейской мудрости и выдержки.

Жена Сергея Проханова даже указывала ему на недостатки его очередных пассий, и смотрела на его увлечения сквозь пальцы. Занятая семьей и собственной работой, она никогда не вмешивалась в дела театра своего мужа.

Их отчуждение наступило, как раз, с того момента, когда Проханов начал строительство «Театра Луны». Все его мысли в то время были заняты только его детищем, даже в те редкие часы, когда он бывал дома, Сергей был постоянно погружен в свои заботы. Точку в их семейных отношениях поставил случай. Однажды, жена Сергея Проханова решила съездить к подруге и не вернулась ночевать домой. Приняв этот поступок супруги за измену, Сергей, не долго думая, собрал вещи и ушел из дома. Свой развод актер считает необдуманным и поспешным – он всегда любил жену и до сих пор относится к ней с большим уважением. По мнению Проханова, тогда стоило проявить немного сдержанности и терпения, и их семья могла бы сохраниться.

Личная жизнь Сергея Проханова

С будущей женой Сергей Борисович познакомился, когда отдыхал на даче у друзей. Её имя – Татьяна. Она внучка двух известных маршалов – Василевского и Жукова. Девушка тогда училась в десятом классе. Они начали встречаться. Татьяна поступила в институт. Они поженились, когда ей исполнилось восемнадцать. Когда недавно поженившиеся Татьяна и Сергей получили свою первую двухкомнатную квартиру, Сергей во время ремонта убрал почти все межкомнатные перегородки. Семье даже грозили за это выселением. Так в просторной квартире молодожёны прожили до тех пор, пока не появились дети, и им не потребовалась детская. Пришлось вновь возводить стены. На этот раз Сергей Борисович сделал перепланировку так, что у него появился даже маленький кабинет.

Вместе супруги прожили двадцать пять лет. Бывали в их жизни разные времена, актёрская профессия не могла не отражаться на семейной жизни. Жена занималась воспитанием их двоих детей. Старшая дочь стала художником по костюмам. Она трудится в театре у отца.

Сейчас Проханов в разводе. Он живёт один.

Кинематограф

Сергей Проханов дебютировал на киноэкране в 1970 году. Он сыграл небольшую роль в фильме-спектакле «Семья как семья». Через год была еще одна эпизодическая роль в ленте «Ох уж эта Настя!».

А на третьем курсе театрального училища Сергею предложили сыграть главного персонажа в картине «А пароходы гудят и уходят…». Одновременно с этим фильмом Сергей Борисович снимался на Одесской киностудии в картине «Юлька».

«На съемки фильма «Юлька» я сделал 102 вылета рейсами Москва-Одесса и Одесса-Москва. Днем – за партой в Москве, ночью – на съемках в Одессе, – делился актер. – В советское время индустрия кино не считалась ни с какими расходами, бывало, артиста ждала целая танковая дивизия, лишь бы он, родимый, в кадре появился. Что такое популярность, я понял после фильма «А пароходы гудят и уходят…»: иду по Калининскому проспекту, а на меня все оглядываются, будто что-то украл».

Но самое интересное было еще впереди. В фильме «Усатый нянь» актер снялся в 1977 году, когда на его счету было уже более десятка киноролей. Кастинг на роль главного героя был огромный, претенденты один за другим проваливали пробы. Дети, занятые в фильме, получили от режиссера ценное указание: «стоять на ушах». Сергей Проханов рассказывал: «Мне было предложено войти в «клетку» – в комнату, где засели в засаде и ждали очередную жертву «отборные» трехлетние бармалеи. Зашел. Увидел. Победил. Галдеж быстро прекратился. Дети – они ведь что любят? Игру. Вот я и начал с театральных этюдов, уровень первого курса».

«Усатый нянь» оказался в пятерке самых кассовых советских фильмов и принес актеру сумасшедшую популярность. Плакатами с его изображением были оклеены все улицы Москвы, демонстрация картины состоялась во всех кинотеатрах страны.

После такого успеха предложения о съемках следовали одно за другим. Сергей Проханов снялся в главных ролях в картинах: «Завтрак на траве», «Ты помнишь», «Деревенская история», «Трижды о любви», «Про кота…». В целом он принял участие более чем в пятидесяти советских фильмах.

В начале 90-х Сергей Борисович резко поменял свои творческие приоритеты. На киноэкранах он больше не появлялся, полностью переключился на театр и режиссерскую деятельность.

В 1991 году вышел фильм «Гений», где Проханов сыграл одну из ярких ролей. В следующий раз зрители смогли увидеть актера на экране лишь в 2007 году, когда была отснята взрослая театральная сказка «Театр Луны, или Космическая дурочка 13:28».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий