Как защититься от психологического воздействия
Вы познакомились с методами защиты от манипулирования, следующий шаг – продумывание стратегии защиты от психологического воздействия.
Осознание факта манипулирования — первый шаг на пути к победе
Когда продавец в магазине рассказывает, как хорош его продукт, что акция вот-вот закончится, и вам срочно надо купить этот супер-блендер, скажите «стоп». Постарайтесь избавиться от навязчивого маркетолога и осознайте, что вам пытаются навязать лишнюю услугу. Или когда вас просят о чем-то незначительном, но вы чувствуете подвох — отвлекитесь. Перед совершением сделки обдумайте все несколько раз.
Чтоб вам легче было осознать факт манипуляции, мы собрали 5 признаков того, что вами пользуются:
- Вы чувствуете себя должным что-либо сделать.
- Беспочвенная симпатия и сострадание к просящему.
- Вы точно знаете, что это не входит ваши планы и обязанности, но соглашаетесь.
- Вы колеблетесь и нутром чуете подвох.
- После выполнения просьбы манипулятора вы чувствуете тяжесть, грусть, печаль.
Чтоб эффективно противостоять психологическому давлению — чаще прислушивайтесь к интуиции.
Способы психологического воздействия в общении. Реферат: Психологические способы воздействия в процессе общения
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф.КАТАНОВА
Институт непрерывного педагогического образования
Психолого-педагогический факультет.
Специальность «031000-педагогика и психология».
Контрольная работа по Социальной психологии:
«Психологические способы воздействия в процессе общения (внушение, подражание, заражение, манипуляции)».
Выполнил: студент 3 курса ППФ
ФАТЕЕВ И.С.
Руководитель: Мицукова В.В.
ПЛАН
Введение
1. Теория социально-психологического воздействия
1.1 Сущность социально-психологического воздействия
1.2 Характеристика социально-психологического воздействия
Выводы
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти правовыми, стихийными и умышленными.
Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.
Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.
Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.
Манипуляции — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений.
Вопрос о средствах и механизмах социальных влияний выходит за рамки социальной психологии, так как это междисциплинарная проблема. Она может быть решена только при координации усилий психологов, физиков, медиков, гигиенистов и других специалистов. Психотерапевтическое вмешательство предполагает позитивные изменения личностной и групповой роли посредством применения тренингов, психодрамы.
Говоря о социально-психологическом воздействии, нельзя не сказать о технике его применения. Вообще психотехника как научное направление имеет давнюю историю. Своими корнями она уходит в 20-е годы, историю психологии труда. Здесь следует отметить наличие частных теорий, связанных с разработкой рекламы, применением средств массовой информации и т. п. Но об общей теории техники социально-психологического воздействия вести речь не приходится. Между тем далеко продвинулись разработки в области «модификации поведения», направленные на манипулирование массовым поведением, формирование общественного мнения, установок. При этом все большее распространение приобретает техника гуманистической психологии, в частности ненасильственного общения, разрабатываемая научными центрами, расположенными в Швейцарии и США.
История психологии воздействия как самостоятельной научной отрасли дает отчасти некоторые основания для скептического отношения позитивистов к научным возможностям психологического знания, поскольку данная дисциплина стала разрабатывать свой предмет прямо в противоположной логической схеме. С начала становления этой области предпринимались попытки решения, прежде всего практических задач в целях управления психологическими, социально-психологическими, социальными явлениями. Известная книга Аристотеля «Риторика», написанная приблизительно в 350 г. до н.э., специально была посвящена искусству психологического воздействия на других людей. В ней содержатся некоторые основные принципы социального влияния и убеждения. С точки зрения Аристотеля, успех убеждающего воздействия зависит от того, кто говорит, что говорит и кому говорит. Интересно отметить, что данная, ставшая классической формула убеждающего воздействия систематическую и всестороннюю экспериментальную апробацию прошла лишь в середине XX века благодаря знаменитой серии так называемых Йельских исследований, проведенных Карлом Ховландом и его учениками.
Основные психологические характеристики массовой коммуникации
Определение 1
Массовая коммуникация – это процесс распространения определенной информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.), посредством использования разнообразных технических средств (пресса, телевидение, компьютерная техника, радио и т.д.), нацеленных на охват большой аудитории.
Психологические процессы, характерные для массовой коммуникации:
- Поддержание интереса у коммуникантов. Используются разнообразные приемы, по подражанию образа и условий жизни тех, кому предназначена информация.
- Формирование ценностей, которые скрыты в реализуемых массовых коммуникативных процессах и функционируют на личностном уровне, тем самым оказывая влияние на общественное (массовое) сознание и формируют нужное мнение.
- Идентификация, которая означает смысловое и эмоциональное отождествление потребностной сферы человека, в соответствии с той информацией, которую он получает извне.
- Осуществление восприятия, понимания, запоминания, переживания, мотивации и ожидания в процессе взаимодействия аудитории и СМИ.
- Оказание на воспринимающую аудиторию необходимого убеждающего воздействия.
- Формирование у масс необходимых интересов и стереотипов посредством специальных установок.
- Разработка коммуникатором тех условий, которые необходимы для осуществления феномена заражения и подражания в массах.
- Формирование и распространение слухов, с определенными целями.
- Формирование мотивации и активизации творческого мышления в конкретной корпоративной среде (группе).
Статья: Психологические средства воздействия в массовой коммуникации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1
Основной социально-психологической функцией массовых коммуникаций является то, что они способны создать необходимое общественное мнение посредством влияния на общественное сознание.
Таким образом, современные массовые коммуникации не только передают необходимую информацию, но и искажают ее с определенной целью. Одной из основных целей искажения исходной информации является формирование у общества необходимого мнения или настроения. В этой связи, массовые коммуникации зачастую используются в качестве «информационного оружия».
Как управлять собеседником во время разговора
Во время разговора следует чередовать психологические приемы, чтобы не вызывать у людей подозрений. Чтобы вызывать расположение, нужно:
- обращаться к собеседнику по имени;
- слегка улыбаться, но следить, чтобы это не выглядело как насмешка;
- при встрече здороваться первым, глядя в глаза собеседнику;
- начинать общение с ненавязчивого комплимента;
- повторять мимику и жесты партнеров.
Во время общения важно отслеживать реакцию собеседников. Нельзя превращать разговор в допрос или бесконечный монолог, от которого люди быстро устанут
Чтобы понять, как человек относится к манипулятору и другим собеседникам, нужно обратить внимание на его позу. Если он сидит свободно, повернув корпус к собеседникам, не скрещивает ноги — он чувствует себя комфортно и легко подвергнется внушению
Если носки обуви направлены внутрь или в сторону — человек хочет завершить разговор. Ему нужно помочь почувствовать себя свободно, позволить высказаться.
Во время спора нельзя повышать голос. Чем громче человек говорит, тем меньше к нему прислушиваются. Собеседник будет стараться не убедить, а перекричать другого. Нужно позволить ему говорить громко и эмоционально, не пытаясь остановить или отвечать на обвинения. Когда человек выскажется, он почувствует опустошение и вину. В такой ситуации им проще управлять, подвести к нужным выводам. Разговаривая с лгуном, нельзя давить на него, вынуждая признаться. Нужно говорить медленно, делая паузы. Собеседник постарается сам заполнить паузы и против воли проговорится.
Чтобы получить согласие, предложение нужно начинать с утверждения. Говорить вкрадчиво, но не суетиться. Нельзя начинать предложение с извинения — это сразу ставит человека в позицию подчиненного. Используя аргументы, следует начинать с самого сильного, дополняя его средними по степени убеждения. Завершать также нужно веским аргументом. Вынудить собеседника невольно согласиться можно, используя прием «трех да». Нужно задать два вопроса, на которые человек гарантированно ответит согласием, а потом задать основной. По инерции собеседник, не задумываясь, согласиться.
Психологические методы воздействия в массовой коммуникации
В массовых коммуникациях используется ряд следующих психологических методов воздействия:
Метод создания неопределенных ситуаций – это метод, который предусматривает предварительное введение индивида в состояние таких негативных психологических ситуаций, как «потеря себя», «разрушение установок» и т.д. После того, как индивид самостоятельно не может найти выход из данных ситуаций, ему показывают верный путь. В результате данных манипуляций индивид в дальнейшем уже готов воспринимать нужные установки и реагировать на них требуемым образом.
Метод воздействия на регуляторы активности – это метод, который подразумевает использование совокупности приемов по изменению мнения, взглядов и установок индивида, с целью формированию у него новых или изменения (актуализации, обновления) имеющихся. Основные условия применения данного метода – это наличие у индивида фактора неопределенности. Чем выше неопределенность, тем выше тревожность и тем больше шансов изменить мнение индивида.
Методы воздействия на фоновое состояние психики:
- Мультимодальный гештальт — сложные образы, связанные с водной стихией, космосом, влиянием различных цветов на состояние человека
- Невербальные сигналы — это мимика, жесты.
- Вербальные сигналы – речевое воздействие на психику человека
- Регуляция уровня удовлетворения потребностей — это, например, реклама, в которой говорится что употребление данного продукта, оказывает влияние на возникновение хорошего настроения
- Вовлечение в социальную организованную деятельность — это, например, система лояльности по накоплению баллов при сборе наклеечек, крышечек и т.д.
Методы психологического воздействия это. Убеждение:
Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.
Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:
1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;
2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если источник допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут;
3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.
Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказательно разгромить чуждые взгляды (что нелегко – вспомним о наличии уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение – метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода (влияние авторитетности источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда убеждается группа, а не индивид.
Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через посредство других мыслей.Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.
Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами.
Довод – это мысль, истинность которой уже доказана и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса.
Демонстрация – логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, индуктивные и дедуктивные.
Приёмы манипуляции в процессе убеждения:
– подмена тезиса в ходе доказательства;
– использование для доказательства тезиса доводов, которые его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах; либо применение заведомо ложных доводов;
– опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения — антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.
1.1 Характеристика основных компонентов информационно-психологических операций в сфере внутриполитических отношений. Роль СМИ.
В психологических операциях, используемых
во внешнеполитической и военной сферах,
выделяются уровни их организации и проведения.
В информационно-психологических операциях,
используемых во внутриполитической борьбе
также можно выделить несколько уровней.
Во-первых, федеральный или общероссийский.
Во-вторых, региональный уровень, и, в-третьих,
местный. В наиболее явном виде осуществление
информационно-психологических операций
проявляется на федеральном уровне.
Важным компонентом информационно-психологического
воздействия в сфере внутриполитических
отношений являются демонстрационные
действия. Демонстрационные действия
представляют собой акции и мероприятия,
основное отличие которых от реальных
практических действий заключается в
ориентации в первую очередь не на их результат,
а на использование в качестве средства
психологического воздействия на людей.
В качестве таких действий могут выступать,
например, угроза применения каких либо
санкций и мер по отношению к конкретным
лицам или организациям; проведение благотворительных
акций в период предвыборной борьбы. Такие
действия, разумеется, просто невозможны
без использования средств массовой информации.
СМИ тесно сотрудничают с заинтересованными
в этом лицами, и, соответственно, также
имеют свои каналы воздействия на людей.
С давних пор средства массовой информации
выполняют функцию посредника между правящей
элитой и управляемым обществом. Люди
не должны знать всей правды, задача СМИ
определяется именно в преподнесении
информации в таком виде, чтобы среднестатистический
человек трактовал ее в единственно правильном
и нужном для государства смысле. Ведь
общество, способное думать критически,
куда более сложно управляемо, чем то,
которое заражено «лжеидеей». Разумеется,
найдутся люди, способные взглянуть на
вещи с точки зрения вненаходимости, однако
таких будет столь мало, что они будут
просто выставлены на посмешище, либо
объявлены противниками демократических
ценностей. Еще А. Далес упоминал об этом
в своей доктрине президенту США сразу
же после окончания Второй Мировой войны,
что известно мне еще из школьного курса
истории.
Что же касается демонстрационных действий,
их отличием от реальных является приуроченность
к выборной кампании. деятельность реализуется
в виде мероприятий и акций обеспечивающего
характера, которые направлены на оказание
психологического воздействия на определенных
лиц и группы людей, или создание условий,
повышающих его эффективность и информационно-психологических
операций в целом.
В этой деятельности возможно выделить
три группы действий:
Во-первых, действия направленные на
организационное, финансовое, материально-техническое
и иное обеспечение пропагандистских
акций с использованием средств массовой
коммуникации.
Во-вторых, направленные на обеспечение
демонстрационных действий, различных
акций поддержки, митингов, демонстраций,
собраний, встреч.
В-третьих, действия по проведению различных
переговоров, привлечения влиятельных
сторонников, организация финансовой
и иной поддержки, проведения выгодных
решений в органах исполнительной
и законодательной власти на различных
уровнях. Основной организационной формой
таких действий современные политологи
обозначают как политические игры.
Кроме этого могут применяться
и другие способы, как на грани закона,
так и противоправные. Это, например, шантаж,
угрозы физического или экономического
воздействия, проводимые как в отношении
оппонентов, так и его сторонников или
поддерживающих.
2 Особенности и задачи информационно-психологического воздействия манипулятивного характера
В связи с тем, что информация
воспринимается человеком избирательно,
в зависимости от имеющихся установок,
инициаторы информационного воздействия
пытаются оказывать влияние на массовое
сознание с учетом готовности общества
воспринять ту или иную информацию. Устоявшейся
точкой зрения среди зарубежных и отечественных
специалистов является тот факт, что манипулятивное
воздействие на психику людей, осуществляется
в виде двух относительно самостоятельных
этапов, сменяющих друг друга. Это обусловлено
общей закономерностью внушающего воздействия,
на основе которого базируются манипулятивные
стратегии и тактики, и для которого характерно
использование двух основных этапов –
подготовительного и основного.
Функции первого подготовительного этапа
заключаются в облегчении восприятия
материалов. Его основное назначение –
создание атмосферы доверия между коммуникатором
и аудиторией, на которую направлено воздействие.
Именно потому, что информация воспринимается
легче, если для этого создана благоприятная
почва, в задачи первого этапа входит разрушение
у человека психологических установок,
барьеров к восприятию информации независимо
от того, какой она покажется.
На втором этапе происходит привлечение
внимания и возбуждение интереса к передаваемым
сообщениям. На этом этапе также активно
используется техника и специальные приемы
манипулятивного воздействия.
Деление на такие этапы является
условным и не следует это рассматривать
буквально. В определенные периоды времени
может осуществляться некоторое преобладание
в сообщениях материалов, свойственных
для одного этих этапов, что соответствует
решаемым задачам в конкретный период
времени. Коммуникатор, как фигура, выполняющая
все действия с информацией – сбор информации,
ее обработку и распространение по сравнению
с аудиторией обладает заведомым преимуществом.
Опираясь пусть и не на столь
богатый и обширный личный жизненный
опыт, все же могу с полной уверенностью
и неподдельной искренностью позволить
себе сделать столь откровенное
заявление, что одним из главных
обстоятельств информирования является
то, что предлагая слушателям или читателям
вынести свое собственное суждение, СМИ
создают лишь иллюзию независимости, объективности,
возможности выбора из различных точек
зрения и опоры на мнение аудитории. Мнение
аудитории, у которой возникает негативная
реакция на определенную информацию, не
распространяется на всю аудитории воздействия.
Массовая аудитория разобщена в плане
географического положения, и люди, трактуя
информацию, находятся как максимум в
малых группах и имеют возможность возразить
разве что друг перед другом. Публичное
выражение своего протеста в отношении
текущей информации практически нереально,
а именно она становится постоянно действующим
инструментом манипулятивного влияния
на людей, которые при современной системе
информирования, обречены на пассивность
и существование лишь в качестве объекта
воздействия.
В тех случаях, когда мнение, невыгодное
коммуникатору преобладает, задача манипулятивного
информирования сводится к изменению
умонастроений масс. Демонстрация подтасованных
результатов опросов, отсеивание звонков
в студию, преподнесение мнения общественности
через подставных лиц и многие другие
приемы направлены на то, чтобы у человека,
имеющего иное мнение, сформировать психологическую
установку белой вороны, дать понять, что
другие, и их много, думают иначе. Иногда
несогласие сознательно допускается,
например, озвучивается возмущенный телефонный
звонок или публикуется протест. Этот
момент тоже обыгрывается, подчеркиваются
достоинства такого источника информации,
который показывает весь спектр мнений
и точек зрения по различным вопросам.
Какие методы воздействия применяют в психологии
В ситуации, когда необходимо воздействовать, подменяя саму суть взглядов, следует использовать приемы психологического влияния на сознание человека:
- Психологическое давление. Интенсивная форма воздействия, работающая на основе подчинения авторитету. Следует говорить не просто убедительным тоном, а выбрать интонацию, не допускающую возражений. Она должна подчинить себе волю слушателей, заставить вынужденно выполнить требуемые действия. Такой метод используют руководители, он характерен для института армии и полиции.
- Психологическая атака. Представляет собой череду методик. Стремительная смена способов воздействия включает изменение тона, положения тела, темпа речи.
- Манипуляция. Для получения эффекта манипулятор должен вызывать у слушателя двойственные образы, которые заставят его сомневаться в собственном мнении. Под давлением манипулятора он меняет свое мнение, принимая навязанную идеологию, воспринимая ее как правдивую, даже если это не так.
- Программирование. Постоянное повторение одинаковых выражений в течение беседы подталкивает собеседника к принятию позиции манипулятора как своей собственной.
Беседа манипулятора с внушаемыми людьми похожа на игру кошки с пойманной мышью. Главная задача кошки — позволить добыче думать, что она в любой момент может сбежать, но не позволять отбегать слишком далеко.
Приемы влияния: особенности, скрытые возможности, меры предосторожности
Психологическое воздействие преследует одну цель — заставить человека или группу людей подчиниться требованию или изменить свое мнение. Многие люди применяют средства влияния в повседневной жизни бессознательно, ориентируясь на свои потребности. Поэтому влияние может быть позитивным, полезным для человека, или негативным — деструктивным.
Родители прививают детям правила поведения в обществе, стремясь вырастить из них законопослушных людей. Директор воздействует на подчиненных с целью получить сплоченный коллектив, готовый трудиться над общей задачей. Создатели рекламы используют приемы, близкие к гипнозу, чтобы побудить покупателя купить товар, который им изначально не был нужен. Межличностное воздействие, в отличие от группового, редко бывает деструктивным. Оно не носит авторитарный характер, от него проще избавиться.
Яркий пример опасного влияния группового психологического воздействия — вербовка людей в ряды террористических организаций. Чтобы внушить человеку мысли о необходимости совершать массовые убийства, необходимо полностью изменить его личность. Людей доводят до состояния зомби, которые уже не способны критически мыслить.
Каждый человек, использующий приемы внушения в повседневной жизни, должен понимать степень ответственности. При неудачном или слишком частом использовании психологического воздействия можно ввести человека в состояние искусственной депрессии, подавить его волю. Легче всего убедить в чем-то человека с низкой самооценкой, не имеющего своего мнения. В группе риска — дети, старики, люди с неразвитым критическим мышлением.
Виды способов воздействия на восприятие собеседника
На человека можно воздействовать, выбрав одну из основных стратегий: агрессивную или пассивную. Агрессивная стратегия требует от манипулятора умения уверенно и легко выстраивать логические цепочки и сознательно подменять факты выдумкой. Ведя дискуссию, агрессивный манипулятор вынуждает оппонента постоянно возражать, терять ход разговора, и в конечно итоге — согласиться с приводимыми аргументами. Но такого эффекта можно добиться, только, если у собеседника возникнет желание вступить в продолжительную дискуссию. Для этого нужно спровоцировать его, увлечь предметом разговора, вызывать желание спорить. Неубедительный и недостаточно настойчивый манипулятор просто не сможет вызывать необходимый уровень заинтересованности.
Пассивная форма подходит для более близкого общения с человеком, которого манипулятор хорошо знает. Построение разговора должно быть доверительным, настойчивым, но не активным. Нужно медленно подводить собеседника к желаемым выводам, выбирая понятные для него аналогии, приводя подходящие примеры из жизни
Важно следить, чтобы доводы не противоречили друг другу, а работали на одну мысль. Чем больше собеседник доверят манипулятору, тем быстрее он согласится с приводимыми аргументами
Основные психологические способы воздействия в массовых коммуникациях
Психологические способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию довольно разнообразны, основными из них являются:
- Заражение – это способ оказания влияния на интеграцию мнения большой аудитории через ее бессознательную и невольную подверженность внушению.
- Внушение – способ, предусматривающий целенаправленное стимулирование сознания индивидов, с целью приведения их мнения и поведения к необходимой модели.
- Подражание – это способ, при котором индивид воспроизводит особенности поведения иных индивидов, с целью показа аудитории той модели поведения, которую необходимо сформировать. Зачастую для демонстрации используется модель поведения того человека, который пользуется авторитетом у большего количества участников аудитории.
- Убеждение – это влияние на сознание человека, с целью донесения до него конкретной информации. Эффективность использования данного способа во многом зависит от уровня образования и интеллекта убеждающего человека.
- Манипуляция – это способ воздействия, как на отдельную личность, так и на группу личностей. Манипулировать можно поведением, мнением, отношением. Особенностью этого способа является то, что манипулятор всячески старается скрыть свои намерения.
- Принуждение – это способ, основанный на угрозах и применении в отношении индивида определенных действий, с целью добиться от него необходимого поведения. В качестве контролирующих действий может быть использовано ограничение индивида некоторых благ, либо применение в отношении физической силы или угроза лишения свободы.
- Аргументация – обсуждение определенного вопроса или проблемы с приведением в пользу своих высказываний конкретных аргументов, с целью формирования у собеседника необходимого мнения или изменения имеющегося у него мнения по рассматриваемому вопросу.
Психологическое воздействие на сознание человека. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека
«Установлено, что в организме
человека его собственному мозгу подчиняется любая клетка, орган и функция.
…гипнотизер создает особое состояние мозга, во время которого резко повышается
его чувствительность и управляемость словами гипнотизера. Таким образом гипноз
— ключ к мозгу…» Доктор
медицинских наук Д.В. Кандыба
«Сознательно или бессознательно — определенные формы манипуляций психикой используют все без исключения люди. Манипуляции,
внушение, информационно-психологическое воздействие, гипноз наяву и т.п. —
синонимические понятия одной теории: управление психикой человека. Знание и
изучение механизмов такого управления является самым эффективным на сегодняшний
момент способом противодействия манипуляциям психическим сознанием индивида и
масс». С.А.Зелинский
1 . Психофизиологические основы
гипнотического воздействия
Для лучшего
понимания гипнотического воздействия нам необходимо знать основные
закономерности высшей нервной деятельности, открытые такими академиками как
И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Н. Е.Введенский, А.А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе и др.
Поэтому кратко рассмотрим основы психофизиологии.
По мнению
академика И.М.Сеченова, все аспекты сознательной и бессознательной жизни
являются рефлекторными (И.М.Сеченов, 1863). Рефлекс заканчивается движением.
И.М.Сеченов открыл процессы торможения в центральной нервной системе. По его
мнению, не всякая мысль сразу переходит во внешнее действие. Мысль является
рефлексом с заторможенным концом. Страсти — рефлексы с усиленным концом.
Исследования И.М.Сеченова продолжил академик И.П.Павлов. Он установил что
условный рефлекс это ответ не на само действие, а на сигнал об этом действии.
Совокупность условных рефлексов И.П.Павлов назвал «сигнальной системой».
Существуют две сигнальные системы. Первая — чувства. Вторая — речь. В первой
сигнальной системе условный рефлекс становится условным только в случае если он
подкрепляется раздражителем (например звонок подкрепляется раздачей пищи). Во
второй сигнальной системе такое распространение необязательно. Словесное
выражение предполагаемого действия уже может вызвать необходимые реакции
организма. Объясняется это тем, что слово, благодаря филогенезу (коллективному
бессознательному, памяти предшествующих поколений), связывается в больших
полушариях головного мозга с соответствующими безусловными раздражителями,
заменяя их и вызывая ту реакцию, которую бы вызывали эти раздражители. Например
можно выработать у человека условный рефлекс на прием пищи и соответствующее
выделение слюны в ответ на реальный раздражитель (звонок), а можно в ответ на
условный раздражитель (например слово о пище, рождаемое в мозге представление о
пище как таковой с соответствующими реакциями организма). Таким образом мы
должны говорить о том, что в условном рефлексе в неразрывном единстве
представлено как физиологическое, так и психическое содержание (В.М.Кандыба,
1999).
Психология влияния на человека. Тайное оружие
Оказывать влияние на людей под силу не только психологам, но и обычным людям, для этого даже не нужна магия
Во время общения с человеком важно уделять внимание интонации, с которой произносят слова. Именно интонация способна творить чудеса. С давних времен, когда колдуны произносили заговор, они меняли скорость речи, акцентировали внимание на отдельных словах
Можно подумать, что магия, различные колдовские ритуалы — что-то мистическое . Даже небольшой багаж знаний психологической науки помогает одним лицам без особых усилий воздействовать на других. Часто магия основана на процессе закладывания в подсознание субъекта скрытых команд, из-за этого создается иллюзия, что человек самостоятельно изменил собственную жизнь, судьбу, или что это дело рук мага.
Чтобы повлиять на человека, не нужно иметь сверхспособностей. Достаточно знать немного теории и умело применять ее на практике. Во время общения специально употребляют отдельные фразы, чтобы манипулировать человеком. Их можно выделять жестами или интонационно. Субъект, с которым ведется беседа, может даже не заметить, что его собеседник использует какие-то приемы. А в это время в его подсознании уже отложилась определенная фраза.
К примеру, если нужно успокоить знакомого, можно сказать: «У моего коллеги вчера дома проводили обыск, но при этом он находился в состоянии полного спокойствия и уверенности». Интонационно выделяют именно конец предложения. Разговор ведется о коллеге. На подсознательном уровне запоминаются слова о том, как нужно себя вести.