Скифы и методы принятия решений
Часто из-за неудачного решения мы жертвуем временем, деньгами, отношениями, а иногда, к сожалению, и жизнями людей. Почти каждый преподаватель знает эту ситуацию: получив плохую оценку, студент подходит к преподавателю, утверждая, что был абсолютно уверен, что сдаст или даже получит хорошую оценку и что он отлично знает материал курса. Похоже, учащиеся часто переоценивают свои способности, чтобы получить хорошую оценку, — явление, которое обозначается как чрезмерная самоуверенность.
Чрезмерная самоуверенность — это хорошо изученная поведенческая предвзятость. Подавляющее большинство медицинских диагнозов ставится с использованием автоматических эвристик, и, как правило, эти диагнозы верны. Врачи, считающие себя высококвалифицированными профессионалами, чаще прибегают к эвристической постановке диагноза. Однако есть случаи, когда эвристики терпят неудачу и окончательный диагноз неверен. Блендон и коллегии опросили пациентов и врачей о степени, в которой они или члены их семей сталкивались с медицинскими ошибками, которые приводили к серьезному ущербу, такому как смерть, инвалидность, дополнительное или длительное лечение. Всего 35% врачей и 42% пациентов сообщили о таких ошибках.
Чтобы снизить вероятность этих и подобных ошибок, которые могут встречаться в любой сфере нашей повседневной жизни, от простых бытовых задач до задач, связанных с внедрением крупномасштабных проектов, можно пользоваться специальными методами решения задач и проблем. Они делятся на групповые и индивидуальные. К групповым можно отнести брейншторминг, состоящий из двух этапов: генерация идей и их критика.
Тут мы и подбираемся к обещанным скифам — кочевому народу, жившему в VIII веке до н. э. — IV веке н. э
Когда их вождям нужно было принять важное решение или решить какую-то общую проблему, они собирались все вместе, употребляли алкоголь, набрасывали — прямо как по методичке брейншторминга — идеи, а их непьющий грамотный раб эти идеи фиксировал. На утро, находясь в трезвом уме, вожди смотрели то, что зафиксировал раб, и критиковали уже высказанные идеи
К индивидуальным методам решения задач и проблем можно отнести планирование, анализ и синтез, даже брейншторминг можно проводить индивидуально.
Еще одним эффективным методом является «Квадрат Декарта». В рамках него предлагается разделить лист бумаги на четыре блока, где к каждому будет относиться свой вопрос и ответы к нему.
Например, вы решили устроиться на работу, но сомневаетесь, возьмут ли вас на желаемую должность. Что будет, если вас возьмут на работу? Что будет, если этого не произойдет? И так далее. Вы заполняете все эти блоки, а дальше отмечаете возле каждого аргумента плюс или минус в зависимости от того, является ли он для вас положительным или отрицательным.
3. Воля человека и воля Бога
Безусловная проявленная Воля есть акт сотворения мира. Разберем, какую роль в этом процессе играют и как взаимодействуют между собой воля человека и воля Бога.
Рассмотрим ситуацию, когда человек считает, что от него ничего не зависит, и полностью полагается на волю Бога. Если есть предопределённость, фатум, кисмет, зачем проявлять свою волю? Можно расслабиться и плыть по течению жизни. Хозяин нашей судьбы обо всём позаботится. Что происходит с нами в этом случае?
Отказ от проявления свободы воли исключает из процесса формирования нашей жизни и окружающего мира душу. Мы уже рассматривали с вами функцию души для взаимодействия Духа с физическим миром. Напомню, через неё Духу передаётся накопленная информация, а в мир она транслирует творческую энергию Создателя. Ленивая душа бесполезна и для сотворения мира, и для обретения Духом индивидуальности. Отказ души от исполнения своих функций означает отключение от Источника её существования. Душа, не имея собственной энергии, просто тихо исчезает вместе со своим миром. Это тоже результат свободного выбора. Отказ от свободы воли в пользу божественного предопределения есть отказ от Бога.
Если проявление нашей свободы воли направленно на позитивное сотворение мира, в общем и целом совпадает с направлением движения созидательной энергии Духа, если мы “гребём по течению”, достижение поставленных целей существенно ускоряется. Человек становиться соавтором создаваемого вместе с Богом мира, наделяет его своей индивидуальностью, делает его более разнообразным и неповторимым. Когда мы находимся в состоянии сотворчества с Создателем, наша жизнь получает осознанное направление развития. Судьба становиться прогнозируемой и управляемой, смысл жизни понятным и реализуемым.
Никто не вправе ограничивать свободу нашего выбора. Мы всегда выбираем сами направление движения по жизни. Но, перед тем как сделать следующий шаг, можем сравнить наш выбор с “нравственным законом внутри нас” и принять правильное решение. Или нет. К Богу нет неправильного пути. Только одни идут к нему через горе и разрушение, а другие через радость и сотворчество. На всё наша воля.
Понятие свободы
Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь. Фридрих Ницше
Свободен тот, кто может не врать. Альберт Камю
В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости. Герман Гессе
Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет. Анатолий Некрасов
Свобода существует лишь для кого-то, кто куда-то стремится. Антуан де Сент-Экзюпери
Свобода не делает людей счастливыми, она просто делает их людьми. Мануэль Асанья
Свобода — как солнце. Могущественней и лучше ее ничего нет на свете. Жоржи Амаду
Никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость. Махатма Ганди
Только свободный человек уважает права и свободы других людей. Александр Лоуэн
Поиск свободы — это основа человеческой природы. Ай Вэйвэй
Многими великими умами свобода интерпретируется как безусловное право человека на свободный выбор мировоззренческих ориентиров и образа жизни. Одним из принципов представления о свободе является идея о том, что свобода одного индивида заканчивается там, где она наталкивается на свободу другого. Думается, это правильный подход, и многие цитаты о свободе подтверждают это. Потому что человек всегда волен думать, строить внутренний мир, наблюдать за собой и другими, помогать другим. И, конечно, может выбирать свою позицию относительно внешнего мира.
2 вариант
Свобода – достаточно широкое понятие, которое нужно рассматривать с разных сторон. Она бывает разная, и люди по-разному трактуют и понимают смысл свободы. Однако многие согласятся с тем, что человек считается свободным тогда, когда он живёт и реализовывает свои планы без чьего-либо давления.
Каждый человек стремится жить самостоятельно, ни от кого не завися. На протяжении жизни он сам выбирает путь, по которому хочет идти, профессию, увлечения. Постоянно ставя перед собой определённые цели и желания, человек пытается достичь необходимого результата
Но, также важно помнить, что быть свободным означает иметь дополнительные качества. Например, самостоятельно выбрав определённую профессию или какое-то дело, человек должен быть ответственным, всегда отвечать за свои поступки и хорошо исполнять сои обязанности
В современном мире, люди наделены большим спектром свободы и большими возможностями. Многие могут без труда по своему усмотрению выбирать вероисповедание, политические взгляды, путешествовать по разным странам. Практически каждый человек может выбрать вторую половину, с которой он разделит свою дальнейшую жизнь. Каждый человек исходя из своих способностей сам выбирает род деятельности и способ зарабатывания денег. Иными словами, любой человек сам строит своё будущее, основываясь на своём мировоззрении и зная границы его свободы.
Очень важно помнить, что абсолютной свободы ни у кого нет. Мы не можем в полной мере распоряжаться своим временем
Например, каждый здравомыслящий человек понимает, что ему нужно постоянно уделять часть своего времени работе, для того чтобы можно было достойно жить. Также нельзя распоряжаться всеми своими заработанными деньгами: часть из них в качестве налогов отдаются государству. Также необходимо помнить, что свобода человека заканчивается там, где начинаются права другого человека. Никто не имеет права каким-либо образом ущемлять права других или унижать и оскорблять других людей. К тому же нельзя допускать, чтобы в человеке развивалось вседозволенность, поскольку это плохое качество вредит здоровью не только его обладателя, но и окружающих его людей.
Из этого следует, что свободным человеком быть очень хорошо, это помогает нашему саморазвитию. Свобода даёт нам удовлетворение в жизни. Самое главное понимать, как нужно правильно ею пользоваться, чтобы все люди жили комфортно и всегда находили общий язык друг с другом.
Воля и ответственность
Свобода является только одной стороной целостного феномена. Его позитивный аспект заключается в наличии ответственности. Свобода личности способна переходить в простой произвол, если ее не переживают с точки зрения ответственности.
В определенном смысле воля является частью психической деятельности. В дополнение к этому, воля считается рефлекторным процессом. Предпосылки развития воли и волевого поведения можно найти у животных, каждое из них обладает врождённой реакцией (стимул — это ограничение движений).
Таким образом, воля в качестве активности, связанная с потребностью в преодолении преград, наделена самостоятельностью в отношении мотивов, которые изначально создали поведение. Специфические действия определенных лекарств на организм и «силу» воли дают возможность рассматривать мозговой аппарат, реализующий рефлекс «свободы».
Доказано, что на механизмы волевого воздействия и усилия влияют речевые сигналы (труды Леонтьева, Лурии, Выготского). Воля напрямую связана с действиями, эмоциональной сферой и сознанием человека. Отсюда следует, что воля — это самостоятельная форма психической жизни индивида.
Эмоции призваны обеспечивать мобилизацию энергетических ресурсов, и позволяют перейти к соответственным формам реагирования индивида на внешние (внутренние) значимые сигналы. В противовес этому воля создает препятствия чрезмерной генерации эмоционального возбуждения. Она способствует тому, что происходит удержание начально выбранного направления.
Волевое поведение может выступать как источник позитивных эмоций. Это произойдет до того момента, как будет достигнута конечная цель (с помощью удовлетворения потребности и преодоления самих препятствий). По этой причине самая продуктивная деятельность человека представлена сочетанием сильной воли и оптимального уровня эмоционального напряжения.
Мудрые цитаты о свободе
Ответьте мне, в котором часу вы встаете, и я скажу вам, когда кончается ваша свобода. Альберт Санчес Пиньоль
От природы нам дана только одна свобода — свобода ошибаться относительно нашей свободы. Тигран Бабаян
Первая из всех свобод состоит в возможности сказать нет. Паскаль Брюкнер
Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Михаил Жванецкий
Свобода, равенство, братство — это лебедь, рак и щука. Аркадий Давидович
Конечная цель борьбы — это свобода. Илья Кормильцев
Свобода только тогда чудесная вещь, когда не приходит вместе с одиночеством. Бертран Рассел
Кандалы становятся ненужными, когда узник падает духом. Марк Твен
Человек, у которого отняли свободу, обязательно станет кого-нибудь ненавидеть. Харуки Мураками
У вас есть выбор. И не один. Вы свободны выбирать. Зачем сковывать себя чужими взглядами и примерять на себе чужой опыт жизни? Дисана Кумыкова
Надеемся, вам понравились высказывания о свободе. Рекомендуем также почитать цитаты про счастье.
Иллюзия независимости и контроля
Основная глобальная проблема противоречащая понятию «хозяин своей жизни» заключается в том, что многие вещи человек не способен контролировать никак. Это касается не только пресловутой политики, влияния, денег или чего-то ещё. Это касается куда более значимых и приближенных к действительности вещей, таких как, например, здоровье. Хозяин своей жизни – это такая модель, которая подразумевает, что человек все контролирует. Но на практике это невозможно.
С первого же взгляда на каждого, от мала до велика, очевидно, что скорее жизнь диктует условия конкретной личности, а не наоборот. Весь мир взаимосвязан и находится в тесных отношениях. Даже могущественный правитель, обладающий беспрецедентным богатством и силой, зависит от своих подданных и приближенных. Если все подданные прекратят платить налоги, а приближенные просто войдут в сговор – это полная потеря управления. Существует история о том, как султан пожелал искупаться в молочном озере и приказал каждому крестьянину принести по ведру молока, чтобы заполнить резервуар. Один из крестьян подумал: «Если я принесу вместо молока воду – никто не заметит, ведь тут столько людей». После того как озеро заполнилось, оказалась что там ничего кроме воды нет. В связи с этим, первейшая проблема с которой сталкивается «хозяин своей жизни», заключается в том, что не только у него есть воля и желание обеспечить себя, но она есть у всех. И это лишает полного или даже значительного контроля над большинством людей.
Возвращаясь к теме султанов, стоит вспомнить притчу о смерти султана Сулеймана I. Тяжело болея, он, согласно истории, распорядился после своей смерти устроить все таким образом: гроб будут нести лучшие лекари, на всем пути похоронной процессии будут рассыпать золото и драгоценности, а также повелел сделать так, чтобы руки султана были видны из гроба. Этим самым он показывал, что даже лучшие лекари не способны уберечь от смерти. Богатство, которое мы заработаем в этом мир, здесь же и останется. А руки показывали, что даже самый могущественный султан уходит из мира с пустыми руками. Итак, вторая проблема с которой сталкивается человек, отчаянно желающий стать хозяином своей жизни – это смерть. Умирать ведь никто не хочет, однако смерть имеет куда большую силу, чем просто нежелание умирать. И в этом ей никто не способен противостоять.
Третья проблема связана со временем. Время представляет собой неумолимую силу, которая способна изменять не только биологический возраст живого существа, но и человеческое общество в общем. Достаточно вспомнить, что ещё пару поколений назад мы жили в другом государстве. И вот стоит вообразить, что пару поколений назад некто наконец-то добился значимого результата в своей карьере и заполучил такие привилегии, которые и наделили его титулом «хозяин своей жизни». Однако, потом времена резко изменились и он потерял все. В связи с этим следует понимать, что достичь чего-то порой бывает недостаточно, это ещё нужно и удержать. И чаще всего цена контроля настолько высока, что просто не стоит свеч. Богатый всегда живет в беспокойстве относительно своего положения. Стоит выйти новому закону, случиться какой-то эпидемии, заключить невыгодную сделку или банально вляпаться в неприятную историю, как обнаруживается, что незыблемое положение «хозяин своей жизни» не так уж и устойчиво. Это особенно понимают те, кто владеет этим самым богатством.
Физика против свободы
Василий Ключарев, директор Института когнитивных нейронаук Высшей школы экономики, изучает, как люди принимают решения. По данным сканирования мозга он видит, почему испытуемый предпочел взять 5 долларов сейчас, а не 10 через месяц. Например, потому что «импульсивная» зона его мозга, связанная с центрами удовольствия, оказалась чуть активнее другой, «рациональной» зоны, расположенной в префронтальной коре. Ключарев не находит в мозгу места для свободы воли: если предложить выбор из двух вариантов, то «при данном состоянии мозга всегда будет принято ровно одно и то же решение».
Роберт Сапольски из Стэнфордского университета, знаменитый автор книг о поведении, изучающий нейробиологию стресса, приводит немного другой аргумент: в нервной цепи, доставляющей сигнал от мозга к пальцу, он просит указать нейрон, который сработал бы сам, без предшествующей причины.
Откуда в физической реальности вообще может взяться беспричинная свобода? Кристоф Кох, директор Института Аллена по изучению мозга и один из тех, кто ввел в нейронауку тему изучения сознания, попытался найти свободу для «нейрона» Сапольски. В своей книге «Сознание: исповедь романтичного редукциониста» Кох последовательно разобрал и отверг разные трактовки, обычно приводимые философами, оставив для свободы воли лишь крошечную лазейку. Возле синапсов, которыми нейроны соединяются друг с другом, состояния молекул создают неопределенность: с какой-то вероятностью нейрон разряжается, а с какой-то нет. Не здесь ли кроется источник свободного выбора?
Однако сама квантовая неопределенность в поведении молекул не устраняет парадокса. Как ни комбинируй детерминизм с игрой случая, свободы из этого не получится. Решились ли вы на преступление, подчинившись неумолимой цепи причин и следствий или из-за неправильной комбинации выпавших игральных костей, — считать вас лично виновным одинаково глупо. Даже на вероятности исходов повлиять не получится — они диктуются уравнением Шрёдингера.
Развитие термина в разное историческое время
Люди вкладывают разный смысл в это понятие в соответствии с тем, в какое время они живут. Поэтому определение термина меняется от эпохи к эпохе.
Свобода берет начало в Древней Греции. Сначала проблему изучают Сократ и Платон, которые предполагают, что каждый волен выбирать судьбу. Затем Аристотель и Эпикур расширяют это понятие термином политической свободы от деспотизма. А затем в неоплатонизме развивается идея свободного существования без бед и бремени.
В Средневековье большую роль играла религия, которая воздействовала на все сферы жизни, в том числе и на философскую мысль. В этот период развивается идея человека, свободного от греха. Грехи караются церковью, поэтому безгрешная жизнь свободна. Люди боятся божественного проклятия после смерти и надеются попасть в рай.
В эпоху Ренессанса человек встал в центр мировоззрения. Он считался венцом творения, а под свободой подразумевалось всестороннее развитие. В эту историческую эпоху развивается антропоцентризм, который идеализирует человека.
Во время эпохи Просвещения наука играет большую роль в жизни общества, поэтому выдвигаются различные интерпретации этого понятия, которые подвергаются анализу наукой.
Новое время знаменует развитие марксизма, который отрицает наличие свободы. Человек совершает поступки, руководствуясь мнением общества, а также отталкиваясь от среды, в которой он проживает. Основную роль в принятии решений играют экономическое положение и его нахождение в классовой системе.
В этот период получает развитие экзистенциализм. Один из его представителей, Мартин Хейдеггер, говорит о том, что человеком руководит страх. Страх побуждает нас действовать, отбросив условности, и возложить ответственности за действия на себя.
Другой представитель экзистенциализма, Карл Ясперс, говорил о том, что свобода – эта не черта, а сущность.
Толкование термина меняется в зависимости от исторического времени и мировоззрения человека, который его выдвигает. Философия – наука, которая базируется не только на общественном опыте, но и на персональном. Философы часто придерживаются какого-либо мировоззрения, основываясь на своем жизненном опыте, и несут свою философию, извлеченную из него.
Нравственность — основа свободы
А.И. Куприн, «Олеся». Настоящая свобода всегда строится на нравственных законах и ограничениях. С такой вольной, но высокоморальной героиней мы знакомимся на страницах повести Куприна. Олеся живет в лесу и полностью обеспечивает свои нужды самостоятельно, не завися от жителей деревни. Ее мысли и суждения развиваются вдали от общества и обладают индивидуальностью, ничем не попираемой. Однако главное, что делает героиню свободной, — это умение жить в гармонии с окружающим миром. Она не только берет ресурсы у леса, но и дает взамен свою помощь. Олеся лечит животных, освобождает их из силков охотников и не отказывает заблудившимся путникам. В ее отношениях с другими нет принуждения и насилия, поэтому ей удается сохранять самобытность и жить так, как хочется. Этот пример показывает, что свобода базируется на нравственности.
Н.А. Некрасов, «Свобода». Невозможность самостоятельно распоряжаться жизнью, выбирать, где, как и сколько трудиться, веками была одной из главных проблем русских крестьян. Отсутствие личной свободы душило народ. Именно поэтому можно сказать, что стихотворение Николая Алексеевича Некрасова посвящено одному из самых важных в истории нашей страны событий: отмене крепостного права. Лирическое произведение носит торжественный характер, а герой стихотворения ликует при виде ребёнка, которому повезло родиться уже в свободное время. Главное именно то, что теперь он может самостоятельно выбирать свой жизненный путь. У него нет необходимости пресмыкаться перед господами и терпеть их произвол. Рожденное дитя свободно от уз крепостничества и сможет само, когда подрастет, строить свою судьбу. Именно эту независимость он считает самым важным качеством в жизни каждого человека. Даже то, что в середине стихотворения поэт упоминает о том, что «на место сетей крепостных люди придумали много иных», не уменьшает его уверенности в правильности реформы. Бесправие от рождения — это аморальный закон, который должен был быть отменен. Основой освобождения народа стала справедливость — нравственный критерий, который лежит в основе независимости.
Доказательство существования свободы воли
А теперь докажем от противного наличие свободы воли. Если бы каждый человек (душа) имел только запрограммированную судьбу, то жизнь на Земле была бы скучной и однообразной. Более того, все люди на определенном этапе смены физических тел перестали бы совершать ошибки. Все заранее заложенные в судьбу погрешности исправились бы за 10-12 реинкарнаций. Люди превратились бы в роботов, каждый из которых совершает определенный набор действий. Поскольку все миссии идеально реализуются, люди обретают тотальное счастье, в котором нет никакого смысла: двойственность мира медленно стирается. Невыполненных миссий, миссии вроде «кармических наказаний» (утопить корабль, развязать войну, отомстить насильникам из прошлого) теряют всякий смысл. И все потому, что ошибка или субъективно неверный выбор человека — это аспект свободы воли.
И без возможности такого выбора не может быть настоящего действия и не может быть приобретен нужный опыт. А значит, никакая душа не может вырасти, развиться и стать лучше. А значит, дискредитируется весь смысл существования человечества.
Рабство воли
В принципе, человеческая воля обладает определенной свободой выбора в естественной нравственности и светской праведности. А также в делах, которые подвластны нашему разуму. Все мы знаем великих мыслителей, наподобие Аристотеля и Сократа, которые обладали не только выдающимся интеллектом, но и добродетельной жизнью. Но даже философы и образованные люди, стремясь произвести Божью праведность своими силами, так и не достигают ее.
Свободная человеческая воля, все равно, находится в рабстве желаний и страстей. Она не имеет никакой силы без помощи Святого Духа творить Божественное благочестие и духовную жизнь.
Человек прекрасен, и в то же самое время — ужасен. Он свободен в своих решениях, что касается его земной жизни, но является неспособным в отношении небесной святости. Человек видит окружающий мир своими физическими глазами, но духовно слеп, и не может разглядеть трансцендентную реальность.
Мы не можем силой своего естества возлюбить Бога всем сердцем, и жить в благоговении перед Ним. Мы словно безводные облака, которые оставили источник воды живой, и высекли разбитые водоемы, которые не могут удержать воды.
Хотя наша воля способна до определенной степени исполнять внешние добрые дела. Но все же она не может порождать такие внутренние побуждения, как страх Божий, упование на Господа, целомудрие, благочестие и святость. Тем более, мы никогда не сможем исполнить все Божьи заповеди.
Но вместе с христианскими теологами я не отвергаю свободную волю, а скорее ее утверждаю. Но только в отношении вещей и дел, которые человек может постичь своим разумом. Касается ли это науки, работы, семейной жизни, дружеских отношений или устроения собственной жизни.
Люди даже могут рассуждать о Боге, читать Библию и изучать богословие. До определенной степени, понимая своим умом некоторые духовные принципы и доктрины. Я признаю, что люди внешне могут служить Богу, ходить в церковь, молиться и совершать благовидные поступки.
Поскольку в человеческой сущности сохранились суждения о духовных явлениях, которые можно ощутить в жизни. И увидеть невидимую вечную силу Бога через рассматривание и исследование природы. В людях присутствует возможность выбора между добром и злом, а также свобода и сила для формирования светской праведности.
Итак, хотя я и допускаю, что воля обладает определенной свободой и силой совершать некоторые внешние дела Божьего закона. Но все же, я не могу приписать человеческой воле духовных плодов, а именно — истинного страха Божьего, истинной веры в Бога, истинной уверенности в том, что Бог любит и прощает нас. И только в Иисусе Христе мы обретаем освобождение от грехов и исцеление душевных ран.
Для того чтобы ваша воля по-настоящему стала свободной, Бог должен освободить вашу душу. И если вы познаете истину, то она сделает вас свободными. Только Божья сила способна оживить вас и снять покрывало с духовных очей, чтобы вы узрели Господа. Быть свободным не означает, делать то, что вы хотите, но совершать дела, для которых вас предназначил Господь.
Позитивная свобода
В рамках этой концепции человека ограничивают не столько другие люди, которые намеренно покушаются на его имущество, свободу передвижения, семью или здоровье, сколько внешние обстоятельства, которые не зависят от людей. Позитивная свобода описывается фразой «Я сам себе хозяин», и в ситуации позитивной свободы у человека есть все инструменты, которые позволяют ему распоряжаться собственной жизнью, развиваться и совершенствоваться. То есть в этой концепции бедность не порок, а условность, так же как страна происхождения, пол или принадлежность к любой группе меньшинств.
Государство «позитивно свободного» человека имеет более высокую степень вмешательства в жизнь индивида, в отличие от негативной концепции, и благодаря этому увеличивает свободу гражданина. Например, инструментом позитивной свободы будут стипендии и гранты на обучение для семей с низким доходом, языковые курсы при университете для иностранных студентов, финансовая помощь предпринимателям в кризисный период, льготное жилье для многодетных семей и другие инструменты для уравнивания возможностей граждан.
Однако сам Исайя Берлин называл себя в большей степени сторонником негативной свободы. Это было связано с тем, что он эмпирически наблюдал, как повсеместное вмешательство государства с целью «уравнивания» в правах и возможностях (например, в Советском Союзе времен холодной войны) приводило к стиранию индивидуальности граждан.
Миссия души на Земле
Каждый человек рождается на Земле: его душа приходит в наш мир. Душа решает, в какой семье и стране ей «стать» человеком, она «помещается» в тело в период беременности матери. Душа заключает контракт с высшими силами насчет своей миссии на Земле: что она хочет сделать для того, чтобы получить новый нужный опыт. Некоторыми пунктами этого контракта может быть отработка кармических долгов, искупление ошибок прошлого, прощение врагов, налаживание дружбы и отношений со значимыми людьми.
Каждая душа приходит на Землю с собственной миссией или призванием. Призвание человека — это стопроцентная самореализация в материальном мире, это то, ради чего человек рождается, его базовый смысл жизни. Оно делится на внутреннюю и внешнюю задачи, которые тесно взаимосвязаны, и без решения одной невозможно решение другой.
I work!
Судьбой называется идеальная реализация миссии человека. Душа пришла — душа сделала. После этого можно уходить из мира (человек умирает, душа перерождается в новое тело). И такая судьба дается в награду за предыдущие заслуги души в прошлых жизнях.
О свободе со смыслом
Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Иммануил Кант
Никогда действия человека не бывают такими предсказуемыми, как когда ему представляется полная свобода. Андрей Швец
Именно страх что-то потерять держит нас в рабской зависимости. И когда тебе уже нечего терять, оказывается, что всё, что у тебя осталось – это свобода. Дэвид Айк
Свобода – это высшая ценность. И если любовь не дает вам свободы, то это не любовь. Ошо
Быть свободным имеет право каждый человек, но воспользоваться этим правом может только сильный.
Свобода лежит в самом сердце твоей готовности все потерять. Карл Ренц
Откройтесь своему самому сильному страху; после того как страх теряет свою власть над вами, боязнь свободы уменьшается и исчезает. Ты свободен. Джим Моррисон
Для того, чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва. Ричард Бах
Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует. Эдмунд Берк
Свобода положена далеко не всем. Это – привилегия культурных людей. Свободным имеет право быть только человек, способный на самоограничения. А правила самоограничения определяются культурой. Александр Запесоцкий
А еще свобода – это выразительный показатель человеческой сущности. Ведь зрелый человек способен проявить себя, состояться только благодаря способности показать свою личную волю, осуществить выбор формы жизнедеятельности и мировоззрения. И тут уж не помогут никакие цитаты о свободе. Так что решать проблему соотносятся и сосуществуют воспетая во многих афоризмах философская идеализированная категория “свобода” с реальным ее воплощением в состоянии только вы сами.
Божья воля и воля человека: точки соприкосновения
Так как же нам объединить эти два понятия и две эти вещи в одно? Позвольте мне сказать две вещи об этом. Прежде всего, Бог существует вне времени. Он знает прошлое, настоящее и будущее. Он знает, чем все кончится до того, как еще что-то началось. Следовательно, когда Бог предсказывает будущее, это не означает, что Он ускоряет события, как нам это может показаться. Когда Бог предсказал, что Иуда предаст Иисуса за тридцать серебренников, это не означает, что Он ускорил события, как мы можем подумать. Бог существует вне времени. Второе – Он влияет на жизни людей, но Он не предопределяет, куда в итоге пойдут люди – в ад или в рай. Рассмотрим Иуду. Бог мог использовать тот факт, что Иуда отвернулся от Него для Своего плана исполнения пророчества, с последующим распятием Христа и прощением грехов человечества. Тем не менее я верю, что Иуде Богом была дана полная свобода выбора.
Он мог покаяться после предательства Иисуса Христа. Петр предал Иисуса Христа. Он мог также трагично закончить свою жизнь, как и Иуда, но он покаялся. Иуда решил красть деньги из копилки. Он выбрал грехи. Может показаться, что Бог манипулирует событиями, чтобы исполнить Свою волю, но я не вижу ни одного доказательства того, что Иуда был лишен свободы выбора.
Можно еще много примеров вспомнить. Римлянам девятая глава вызывает нас, говоря «кто мы такие, чтобы задавать Богу такие вопросы». Это хорошая идея. Если мы пытаемся намекать Богу о Его справедливости, то Его терпение может и закончиться. Это объясняет тон этого отрывка. Бог справедливый. Бог любящий. Мы кто такие, чтобы говорить с Ним в таком тоне? Даже в случае с Фараоном, я верю, что Бог ожесточил его сердце. Бог позволил целой серии событий произойти перед тем, как Фараон отпустил израильский народ служить Богу в пустыне. Сердце фараона настолько ожесточилось, что наконец, он отпустил народ в пустыню. Да, я вижу, что Бог вмешался в этой истории. Божья воля в жизни Фараона и народа израильского сопутствовала тому, чтобы они могли начать праздновать Пасху. Тем не менее я не вижу, что Фараон был лишен свободы выбора – он мог смягчить свое сердце в любой момент. Он мог покаяться даже после того, как отпустил народ. Он мог смирить себя, покаяться и быть спасенным от своих грехов.
Решения зависят от самых разных вещей
К таким факторам можно отнести количество сахара в крови и продолжительность сна (исследования американских ученых показали, что нехватка сна у судей связана с вынесением более жесткого приговора). А еще реклама новой палетки теней в метро, страх репутационных потерь в коллективе, желание подстраиваться под референтную (то есть значимую для нас) группу людей, религиозный прайминг, перерезание мозолистого тела и, наконец, наши внутренние мотивы и ценности. Социальные факторы также сильно влияют на наше поведение и решения. Милгрэм с коллегами показали, что под влиянием авторитета самые обычные люди могут совершать довольно жесткие поступки, ударяя других участников исследования током (или думая, что совершают именно это). Подтверждением тому, что социальные представления и культура скрытым образом влияют на наш выбор, является эксперимент Рида Монтегю «Социальное влияние». В нем на МРТ исследовались предпочтения испытуемых: что лучше — Coca-Cola или Pepsi.
Сначала экспериментатор давал испытуемым напитки, не говоря, где пепси, а где кола. Такой метод называется слепым. На МРТ было видно, что зона удовольствия сильнее активизируется из-за пепси, поскольку в ней больше сахара. То есть рациональный выбор человека должен быть сделан в пользу именно этого напитка. Однако затем ученый раздал напитки с указанием бренда. И в этот раз зона удовольствия сильнее активизировалась из-за колы. Это было объяснено тем, что кола как бренд в культуре ценилась выше пепси.
Выше было упомянуто странное словосочетание «религиозный прайминг». К слову о нем.
Чуть больше десяти лет назад психологи из Канады решили исследовать влияние религиозного прайминга на просоциальное поведение, то есть поведение людей, отвечающее за сотрудничество, помощь и кооперацию. Одной группе они давали тексты, в которых употреблялись конструкции, связанные с религией, например «этот десерт был божественным». У другой группы тексты не содержали подобных конструкций. После обе группы играли в анонимного диктатора: если тебе в этой игре выпадает роль диктатора, то вместе с ней ты получаешь некоторую сумму денег, которую можешь поделить с жертвой (вторым игроком) в той пропорции, в которой захочешь.