Основные функции семьи
Учитывая структуру и зоны влияния семьи, можно выделить такие ее основные функции:
- Репродуктивная или детородная. Заключается в воспроизводстве потомства, является одной из главных функций.
- Экономическая. Отвечает за финансовое благополучие и материальное содержание нетрудоспособных членов семьи.
- Воспитательная. Включает в себя социализацию младших членов группы в начале жизни, заботу о них, обучение основным навыкам безопасности и передачу культурно-моральных ценностей.
- Моральный контроль. Первичная ответственность близких людей друг перед другом.
- Хозяйственная. Заключается в совместном приобретении имущества и ведении домашнего хозяйства, а также получении материальных преимуществ.
- Нравственно-духовная. Подразумевает личностное развитие каждого внутри семейных отношений.
- Статусная. Отвечает за функционирование семьи во внешней социальной среде и предоставляет определенный статус каждому ее члену.
Для приобретения уверенности в таких основных сферах жизни люди заключают браки. При учете всех вышеизложенных функций семья обеспечивает человека всем необходимым для счастливой и продуктивной жизни.
Социально-психологический семейный климат
Социально-психологический климат — качество отношений в группе людей. Оно может относиться к рабочим или семейным отношениям, поскольку семья — небольшая группа. Внутрисемейная атмосфера сказывается на дальнейшем умении человека вести себя неконфликтно на работе, в кругу друзей. По поведению отдельных личностей можно сказать об их отношениях с родителями.
Факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата:
- макросреда;
- микросреда.
Макросреда — глобальные факторы, включающие:
- экономик, степень развития государства;
- общий уровень культуры в социуме;
- отношения с людьми, не относящимися к данной группе;
- уровень общественного сознания.
К микрофакторам относятся:
- финансовый, социальный уровень семьи, группы;
- характер деятельности — личная, рабочая;
- распределение ролей по иерархии;
- качество физических отношений в группе.
Психологический климат прямо влияет на социальное поведение людей.
Виды психологического климата семьи
Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность.
Нервная система — регулятор функций организма. Если она постоянно напряжена, это вызывает сбой в функциональности внутренних органов. Известно, что ОРВИ, ангина, проблемы щитовидной железы — последствия неблагоприятного семейного климата. Другими словами — человек не проговаривает проблемы, молча страдает, злится, ненавидит. Отрицательная энергия — реальное понятие, правда не видимое простым взглядом. Его ощущают люди, подвергшиеся критике, ущемлению свободы, насилию в детском возрасте. Такие проблемы тяжело устраняются у взрослых, поскольку становятся нормой, к которой организм привыкает.
Есть 2 вида психологического климата — благоприятный, неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору, необходимо честно ответить на несколько вопросов:
- как часто члены семьи проводят время вместе;
- доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
- учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
- как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.
Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная
Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание. К сожалению, такие статьи читают люди, интересующиеся психологическим климатом, старающиеся поддерживать его в положительной динамике
Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот — принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.
Основная ответственность за создание, поддержание психологического климата лежит на супругах. Родители должны обеспечить детям позитивные эмоции, поскольку эмоциональные события ложатся в основу будущей жизни: запомнившиеся моменты будут притягивать подобные события. Составляющие человеческого мозга:
- неокортекс;
- лимбическая система — эмоциональный мозг;
- древний мозг — мозжечок.
Жизненные события программируются с детства — идет усиленное обучение мозга реагировать на события. Процесс возвращения к нормальной жизни длительный, требует постоянного внимания к мыслям, эмоциональному отклику. Если посвятить себе достаточно времени, можно избавиться от ненужного сковывающего страха, негативно действующего на личность, подавляющего волю.
Принципы, приводящие к гармонии
Счастливая семья — это не миф, но построение доверительных и гармоничных отношений требует постоянной работы и самоотдачи.
Рекомендация психологов: сосредоточить свое внимание на следующих аспектах, чтобы союз просуществовал долго и приносил только положительные эмоции:
Толерантность. Умение принять точку зрения любимого человека лежит в основе нормального взаимодействия. Нужно любить своего супруга таким, какой он есть, принимая все его странности и недостатки как части индивидуальности.
Приоритеты. Не все вопросы требуют немедленного решения, а споры на пустом месте только накалят обстановку. Внимания достойны только ситуации, которые действительно в потенциале угрожают благополучию.
Компромисс. Только умение идти на уступки приведет к согласию в семье.
Диалог. Без общения и обмена информацией невозможно понять другого человека. Не стоит скрывать свои чувства и мысли. Если партнер умеет сопереживать, то окажет поддержку. Точно так же можно просто молчать вместе, не испытывая дискомфорта.
Совместные доходы и расходы. Материальная независимость супругов друг от друга уже снижает количество конфликтов из-за денег
Но важно совместно распределять полученные средства, не оглядываясь на то, кто принес в дом больше.
Совместные планы. Они говорят о том, что супруги готовы прожить вместе долгую и счастливую жизнь
Также обсуждение планов является признаком доверительных отношений.
Дружба, деликатные замечания, а также получение удовольствия от секса.
Отношения в семье должны быть наивысшей ценностью людей, решивших заключить брак. Без гармонии любое общение приведет только к постоянным эмоциональным стрессам
Важно работать над взаимоотношениями, прислушиваться к мнению всех домочадцев, чтобы построить счастливый семейный союз
https://youtube.com/watch?v=6P8CsEkFPr4
Как создать благоприятный психологический климат
Чтобы в семье было спокойно и безопасно, потребуется участие каждого человека. И основной совет здесь, как в старых добрых сказках – мир да любовь. Без мягкого, участливого отношения друг к другу, понимания, заботы, стремления сделать что-то хорошее, добиться, чтобы психологический климат в семье был хорошим, не удастся.
Несколько конкретных советов:
При появлении проблем, серьезных разногласий в отношениях с мужем, детьми, бабушками или дедушками, не нужно оставлять их на самотек. Необходимо их решать, искать выход из создавшегося положения. Причем вовлечены должны быть все участники конфликта.
Представь, что в семье царит напряжение из-за того, что к вам переселилась твоя мама, и она вечно недовольна твоим мужем. Чтобы ты или он не делали, покоя не будет, пока мама не перестанет его поддевать, оскорблять, сравнивать с другими.
Фото автора Agung Pandit Wiguna: Pexels
- Когда принимается решение, затрагивающее всю семью, необходимо учитывать мнение каждого ее члена. В обсуждение должны быть вовлечены все. Возможно, ваш ребенок-младший школьник выскажет такую идею, которая перевернет все ваше видение ситуации.
- Быть открытыми, доверять друг другу. Делясь радостями и горем друг с другом, вы вместе воздаете ощущение покоя, благополучия, уюта в доме. И наоборот, напряжение, беспокойство рождается в тот момент, когда кто-то в семье начинает что-то скрывать.
- Заботиться друг о друге. Приятно, когда тебе, когда ты вдруг разболелась или расстроилась из-за работы, приготовят чай, поднесут его с теплым круассаном из соседнего кафе. Это приятно не только тебе, но и всем окружающим. Удовольствие от принимаемой заботы учит детей любить ее дарить и принимать.
На семейный микроклимат влияют разные факторы, в том числе социальные причины и здоровье. Но это влияние можно уменьшить, относясь к своей семье с любовью, уважением, ценя каждый миг, проведенный вместе.
Альтернативные семьи
В современных западных странах отмечаются процессы видоизменения брака как социально-официального института. Метаморфозы наблюдаются в общепринятых аспектах функционирования семьи и в перераспределении ролей внутри нее.
Снижение интегрированности семей наблюдается также в России и в странах СНГ – традиционная ячейка общества переживает изменения в организации досуга и в социализации индивидов. Возникают так называемые альтернативные браки. Отношения и связи в них допускаются общественным мнением, но не признаются государственными институтами либо церковью.
Под семьей альтернативного типа следует принимать:
- Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.
- Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.
- Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.
- Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.
У каждого человека слово “семья” ассоциируется с домом и каждый хочет, чтобы дом был чистым и надежным. Близкие и родные люди всегда придут на помощь и приумножат радость. Решив создать семью, человек берет на себя ответственность за благополучие всех ее членов и свое собственное счастье.
Для закрепления материала посмотрите предложенное ниже видео, в котором вы также найдете еще больше примеров по каждому типу семьи.
Образец характеристики на неблагополучную семью несовершеннолетнего ребенка
Характеристика
на семью учащегося 5 класса МОУ СОШ №3 г. Москва, Иванова Никиты Артемовича, 2009 года рождения
Никита воспитывается в неполной семье с мамой и бабушкой. Мать – Иванова Анна Николаевна – в данный момент не трудоустроена из-за отсутствия профильного образования (в наличии общее образование 9 классов). Основной доход семьи идет за счет пенсии бабушки – Яковлевой Антонины Семеновны.
Отец Никиты в 2011 году подал на развод, алименты не платит. Анна Николаевна, в свою очередь, в суд не обращалась.
Квартира, в которой проживает ребенок, имеет скромный вид. Нет ремонта и современной бытовой техники, мебель старая. У мальчика нет собственной комнаты, он спит вместе с мамой. Однако, место для выполнения домашних заданий в квартире имеется.
Одежда и обувь у Никиты не новые, также у него нет телефона для связи с родителями.
Анна Николаевна занимается воспитанием ребенка поверхностно. В основном, эту роль выполняет бабушка. Она ходит на родительские собрания и делает с Никитой уроки.
Никита замкнут в себе, у него есть пару друзей. На контакт идет тяжело, успеваемость удовлетворительная, может отказать учителю в выполнении просьбы или задания.
Краткий вывод
Обстановка в семье Ивановых неблагоприятная. Проживание в вышеописанных условиях может усугубить психологическое состояние Никиты Иванова.
Характеристика на семью воспитанника детского сада от воспитателя
Характеристика на семью Петровых г. Нижний Новгород
Состав семьи: полный.
Отец – Сергей Валентинович Петров, место работы – Управление ФСБ РФ по Нижегородской области.
Мать – Раиса Федоровна Петрова, место работы – Городская клиническая больница № 5.
Ребенок – Алиса Сергеевна Петрова, 2016 года рождения, обучается в МАДОУ «Радуга».
Алиса способный ребенок: умеет читать, писать и считать, занимается танцами. Во время занятий проявляет усидчивость и внимательность, редко отвлекается. Выстраивает дружелюбные отношения со сверстниками, имеет зачатки лидерских навыков. Хорошо развита память и эрудированность. Алиса с удовольствием играет в игры и выполняет поставленные задачи.
Девочка всегда приходит опрятной и аккуратно одетой, с красивой прической. Полностью себя обслуживает, самостоятельна, правильно пользуется кухонными принадлежностями. Родители вовремя привозят и забирают ребенка. Без уважительной причины не пропускают посещения МАДОУ.
Взаимоотношения между родителями и дочерью абсолютно положительные, видна любовь и забота. Ребенку уделяется достаточно внимания.
Родители участвуют в жизни дочери и интересуются ее достижениями, посещают дошкольные мероприятия, всегда находятся на связи.
Роль брака в появлении семьи
С понятием и становлением семьи тесно переплетается институт брака.
Бракосочетание – ответственный и важный шаг в жизни каждого человека. С помощью брака люди заявляют о своих отношениях обществу, берут на себя супружеские, родственные и юридические, а потом – родительские обязанности и права.
Социологами семья изучается как основной социальный фактор влияния и малая группа. Специалисты считают, что у каждой такой малой группы есть свой жизненный цикл, где ее члены проходят ряд этапов.
Вот основные фазы жизненного цикла полноценных внутрисемейных отношений:
- Заключение брака – рождение семьи.
- Появление первого ребенка.
- Рождение последнего отпрыска.
- Отделение детей от родительской семьи – “пустое гнездо”.
- Смерть одного или обоих супругов – конец функционирования семьи.
Каждая фаза имеет свои экономические особенности, социальные и психологические характеристики.
Готовая характеристика семьи ученика от классного руководителя
Характеристика
на семью учащегося Средней общеобразовательной школы № 471 г. Санкт-Петербург, Преображенского Василия Михайловича, 15.07.2012 года рождения.
Состав: полная семья.
Отец – Преображенский Алексей Юрьевич, 1977 года рождения, высшее образование, место работы – ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Мать – Преображенская Людмила Сергеевна, 1979 года рождения, среднее специальное образование, место работы – ресторан «Балкан».
Адрес проживания – Санкт-Петербург, улица Жуковского, 29.
Семья живет в трехкомнатной квартире, у родителей и Василия собственные комнаты. Организовано рабочее пространство, квартира обустроена новейшими бытовыми приборами и всеми удобствами.
Ребенок воспитывается в доверительных и заботливых отношениях. Родители следят за поведением и успеваемостью Василия, контролируют выполнение домашних заданий. Также, Василий посещает секцию по теннису и ходит на дополнительные занятия по французскому языку.
В школе Василий общается со всеми одноклассниками, в некоторых ситуациях проявляет лидерские качества. В конфликтах с другими детьми замечен не был.
Алексей Юрьевич и Людмила Сергеевна участвуют в жизни класса и школы. Регулярно посещают родительские собрания и школьные мероприятия. Своевременно дают обратную связь педагогам на замечания и просьбы.
Семья Преображенских заявляет о себе только с хорошей стороны, замечаний и пожеланий не имеется.
Что влияет на психологический климат
На то, какой микроклимат будет царить в семье, влияют, прежде всего, родители и их взаимоотношения. Постоянные ссоры, ругань, нежелание услышать и понять друг друга ранят не только их, но и других членов семьи.
Особенно это касается детей. Кажется, что малыш совсем маленький и ничего не поймет, если мама с папой разок громко поссорятся. Ничего подобного, он услышит грохот, агрессию, почувствует страх. Частые повторения конфликтов станут основой развития беспокойства и тревожности. Ссоры, взаимное неуважение, презрение в более позднем возрасте спровоцируют появление агрессивности, негативизма, неумения и нежелания сочувствовать другим.
На то, каким будет микроклимат, влияют психологические особенности родителей и детей, бабушек, дедушек, их здоровье, социально-экономические причины:
Зависимость одного из членов семьи от алкоголя, игр, компьютера, работы, интернета, наркотиков
Неважно, кто зависимый – родители или дети. Как только появилась зависимость, отношения в семье теряют точку стабильности
Если раньше у каждого человека была своя цель, то теперь все крутится вокруг зависимого; родственники превращаются в его созависимых.
Неуважение супругов друг к другу. Часто люди играют свадьбу, поторопившись, приняв не совсем верное решение. Бывает, что они в какой-то миг осознают, что разлюбили друг друга. Можно было бы спокойно расстаться, остаться друзьями, сообщить детям о принятом решении и продолжать общаться с ними с уважением и пониманием ценности человеческих отношений. Многие, однако, предпочитают жить, унижая друг друга, скрывая ложь и обман, ругаясь и конфликтуя.
Фото автора Harrison Haines: Pexels
- Отсутствие ясной стратегии воспитания. Если от детей требовать невозможного или, наоборот, попустительствовать им, они, не понимая, как должны действовать, будут чувствовать беспокойство и станут раздражающим фактором. Это произойдет даже при очень доброжелательных родителях.
- Один или несколько членов семьи страдают серьезным соматическим или психическим заболеванием, при этом остальные не способны или не умеют оказать нужную поддержку.
- Низкий уровень доходов, отсутствие обычных благ, позволяющих чувствовать себя в безопасности и уюте. Но самое главное это не объективно уровень доходов, а эмоциональная и ментальная фиксация на своей бедности, подчеркивание ее.
Постоянное или временное присутствие родственника, который не может влиться в семью. Это может быть тетя, дядя, бабушка, племянник. Какая бы ни была степень родства, присутствие непривычного человека порождает дискомфорт.
О том, что психологический микроклимат очень тонкое, нестабильное состояние, говорит такой пример – родители развились (мирно, по взаимному согласию), дети остались с мамой. Папа переехал в другой город, раз в год приезжает в гости, между приездами с детьми практически не общается.
Фото автора Ron Lach: Pexels
В очередной свой приезд дети не смогли спокойно с ним оставаться. Сутки без мамы закончились истерикой. Она не настраивала детей против отца, наоборот, хотела, чтобы он с ними больше общался. Однако его приезд оказался катастрофой, и ребятишки еще долго втайне радовались, что он уехал.
Семья – система личных взаимоотношений
Определение 1
Отношения в семье– это сложная психическая реальность, сложный феномен, включающий уровни сознания, а также индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические, филогенетические основания.
Семья относится к малым группам и характеризуется внутренней психологической и поведенческой обязанностью её членов. В семье присутствуют психологическая общность и налаженные личные взаимоотношения.
Семья, как коллектив, является психологически развитой, если в ней сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, в основе которых лежит высокая нравственность.
Такие коллективистские отношения определяются понятиями нравственности, ответственности, открытости, организованности, информированности и эффективности.
Статья: Психологические особенности отношений в семье
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Основная часть семей находится в промежутке между слаборазвитой и высокоразвитой группой. В системе отношений одни и те же члены семьи занимают неодинаковое положение.
Чтобы точнее охарактеризовать место каждого члена семьи в структуре внутрисемейных отношений, специалистами используются понятия «статус», «установка», «позиция», «роль».
Такое понятие как позиция обозначает официальное положение человека в какой-либо подсистеме отношений. Позиция определяется в семье связями конкретного человека с остальными её членами.
От того, какую позицию занимает человек в семье, будет зависеть степень его влияния на поступки других членов семьи.
Статус в отличие от позиции является реальной характеристикой положения человека в системе внутрисемейных отношений, степень его авторитетности.
В системе внутрисемейных отношений внутренняя установка является личным субъективным восприятием, т.е. оценкой своего реального положения, своего авторитета.
Субъективное восприятие и действительный статус человека могут расходиться.
Роль человека в семье в социальной психологии определяется как одобряемый образец поведения человека, занимающего определенную позицию. Когда человек входит в свою роль, он постепенно к ней привыкает, и члены семьи начинают ожидать от него поведения, которое будет соответствовать его роли.
Семья является тем институтом, где ребенок получает и обеспечивается необходимым минимумом общения, без которого нельзя стать личностью и человеком. С другой стороны, семья может нанести ребенку столько вреда в воспитании, сколько не сможет ни один социальный институт.
Н. Соловьев выделяет в семье несколько видов отношений:
- социально-биологические – численность семьи и её половозрастная структура, сексуальные связи, проблема рождаемости, наследственности, родственного чувства;
- хозяйственно-экономические – семейный бюджет, распределение семейных обязанностей, ведение домашнего хозяйства;
- юридические отношения – сфера мотивации брака и развода, отношения родителей и детей, имущественные и личные права и обязанности мужа и жены;
- нравственные отношения – женское и мужское достоинство, нравственное воспитание и самовоспитание, половое воспитание, трудовое воспитание;
- психологические отношения – сфера психологических особенностей личности, преодоление семейных противоречий, формирование чувств, психологическая совместимость;
- эстетические отношения – эстетика отношений, поведение, речь, одежда, жилище, эстетическое воспитание и самовоспитание.
Замечание 1
Те или иные отношения в семье оказывают влияние на психику человека и его соматический статус.
Неспецифические функции семьи
Каждая новая семейная ячейка берет свое начало из родительского дома. Именно там формируется стиль взаимодействия людей. В семьях люди учатся нормам морали, пониманию и уважению, признанию истинных авторитетов старших членов группы. Они принимают либо отрицают их ценности.
Поэтому социологи определили неспецифические функции, которые тоже нуждаются во внимании:
- Эмоциональная. Заключается в оказании моральной и психологической поддержки.
- Досуговая. Включает приятное проведение времени, взаимообогащение интересов и навыков, обеспечение покоя и отдыха своим близким.
- Социальный контроль. Заключается в регулировании поступков и действий несовершеннолетних членов группы, в соответствии с правилами и нормами человеческого общения.
- Бытовая. Проведение финансовых операций с общим бюджетом.
Исследователи отмечают, что все семьи проживают преимущественно стандартный цикл, вне зависимости от типа и классификации.
Образ семьи глазами мужчины и женщины
В семейных отношениях, считают специалисты, должен присутствовать юмор, помогающий снять конфликт и критически посмотреть на себя со стороны.
Супругам важно научиться ценить юмор друг друга и обладать нравственными качествами, по поводу которых мнения самые разные. Опросы, проведенные эстонскими специалистами, показали, что одним из таких качеств является верность и соответствие добрачному идеалу, мужчины, при этом, подчеркивают ещё честность и сдержанность женщины, а те, в свою очередь, говорят о серьезности мужа
Опросы, проведенные эстонскими специалистами, показали, что одним из таких качеств является верность и соответствие добрачному идеалу, мужчины, при этом, подчеркивают ещё честность и сдержанность женщины, а те, в свою очередь, говорят о серьезности мужа.
Мужья выглядят в глазах жен непорядочными и недобросовестными в неудачных браках, а мужья считают своих жен недоверчивыми.
Нежность, порядочность, вежливость подчеркивают мужчины в своих женах, когда брак сложился удачно, а женщины в мужьях подчеркивают добросовестность, дружелюбность, доверчивость.
Исследования, проведенные К. Витеком, показали, что удачным оказывается тот брак, в котором партнеры отмечают друг у друга надежность, верность, твердый характер, любовь к семье.
Молодые супруги оценивают внешнюю привлекательность, которая у пожилых супругов отступает на задний план и предпочтение отдается умению вести хозяйство и любви к семье.
Грубость, трусость и неряшливость мужчин отвергается женщинами.
Перед вступлением в брак, считает К
Витек, молодые люди должны обращать внимание на наличие следующих черт друг у друга – трудолюбию и выдержанности, заботливости и аккуратности, желанию проводить вместе свободное время, гибкости и деликатности, пунктуальности и самоотверженности
Важную роль считают опрошенные молодые люди, из эмоциональных ценностей в брачном общении играет взаимная любовь, отзывчивость, неревнивость, желание и готовность поддержать в трудный момент.
Запутанной и слабо исследованной проблемой является проблема совместимости супругов. Имеющиеся точки зрения на эту проблему не получили убедительных доказательств.
Первая точка зрения заключается в том, что супружеские пары образуются по принципу сходства. Суть второй точки зрения в том, что супружеские пары образуют дополняющие друг друга люди по личностным характеристикам.
Более жизненной является третья точка зрения – в основе выбора и совместимости лежат особенности восприятия и понимания качеств друг друга.
Относительную надежность имеют такие данные, как сочетаемость отдельных личностных свойств мужа и жены. Здесь уверенно можно сказать, что не уживаются две доминирующие личности – с высоким личностным началом или с готовностью подчинения.
Вероятность счастливого брака становится меньше, если один из супругов имеет очень высокую степень доминирования.
Супружеская пара будет стабильной, когда степень доминирования мужа несколько выше, чем у жены, хотя в реальной жизни может быть всё по-другому.
Женская удовлетворенность в браке бывает при условии психологической и духовной совместимости с мужем, удовлетворенность мужчин зависит от психологической совместимости с женой и её сексуальной экспрессивности.
Нежелательными качествами брачных партнеров, по мнению К. Витека, является эгоизм, лень, вспыльчивость, капризность, неспособность признавать ошибки, курение алкоголь.
Психологический климат как фактор роста
Ребенок испытывает потребность в личностном росте, особенно в 5–12 лет
Важно, чтобы примером служили отношения, основанные на доверии, дружбе, любви. Всестороннее развитие личности — это не пустая болтовня
Часто родители, не замечая потребностей ребенка, способствуют его деградации.
Здесь необходима серьезная помощь со стороны, поскольку в семье возникает отчуждение между родителями и детьми. Поскольку младшие члены зависимы финансово, они выплескивают недовольство через агрессию к взрослым, за что получают наказание. Получается, что семья не выполняет главной функции — снятия стресса, усталости. Некоторые члены семьи стараются реже бывать дома, избегают совместных мероприятий.
Личностный рост важен также для взрослых. Многие замечали, что проявленное терпение, сочувствие оказывают положительное влияние на личность человека, который смог это проявить.
Особенно важен психологический климат в семье с детьми, имеющими отклонения в развитии. Такие малыши особенно ярко реагируют на проблемные отношения. Они являются индикатором истинных чувств родителей. Если отношения до брака были неосознанными и легкомысленными, при рождении малыша они обостряются, нередко распадаются.
Дети с синдромом Дауна, аутизмом лучше развиваются, когда атмосфера в семье благоприятная. Мать получает достаточно внимания со стороны мужа, уверенно себя чувствует с ребенком, нуждающемся в большем количестве внимания, любви.
Важно, чтобы в процессе развития ребенок осознал свое место в жизни, возможности, перспективы. Некоторым детям необходимо создавать специальные искусственные условия, поскольку они духовно слабее, требуют мягкого подхода
Родители не могут обеспечить такое воспитание, если постоянно находятся в состоянии войны.
Вывод: завышенные требования необходимо предъявлять к себе. Не стесняться признать неправоту. Дети ценят открытую демократичную политику, берут пример, стараются подражать. Родитель становится авторитетом.