Гойя: художник чудовищных грез

Трудные годы

Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.

Болезнь Франсиско Гойи

1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».

Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявились в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был еще молод.

Всерьез болезнь овладела художником в 1792 году, когда он находился в Кадисе. Над Гойей впервые повис демон смерти.

Болезнь Гойи долгое время не могли диагностировать. Существовало предположение, что первые симптомы 1770-х связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Выдвигались и другие версии происхождения болезни. Впоследствии ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того как симптомы появились у Гойи.

Проявления болезни были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьезные проблемы с координацией движений, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, часто терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.

Болезнь Гойи то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить. Это воистину являет пример сильного духа в больном теле.

Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850

Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.

Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро

Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.

Анализ стихотворения «Гойя» Вознесенского

Произведение «Гойя» Андрея Андреевича Вознесенского – пример патриотической лирики, проникнутой высоким антивоенным пафосом.

Стихотворение написано в 1959 году. Его автору исполнилось 26 лет, он выпускник Архитектурного института, готовит к печати свой дебютный сборник, который, кстати, приобретет скандальную репутацию. По жанру – гражданская лирика, по размеру – акцентный стих со сложной рифмовкой, с наличием внутренних рифм и созвучий, 4 строфы. Лирический герой – обобщенный образ страдающего от войн человечества. Первое же восклицание «я – Гойя!» отсылает к испанскому художнику Ф. Гойе и его творчеству, в частности, к его циклу «Бедствия войны». Тема Великой Отечественной войны переплетается с трагическими, вневременными офортами начала XIX века. Сам поэт видел войну ребенком, тогда же получил от отца книгу с работами Ф. Гойи. Интонация пронзительная, почти гипнотическая, ритм рваный и разный. Особенно заметна звукопись: конструкция «го». Это преобладающая анафора стихотворения. Есть она и в эпитете «нагое». Графический строй стиха подсказывает, как правильно его читать. Сама фамилия художника становится многозначным образом, в самом звучании ее слышится что-то трагическое. Тому же служит употребление слова «Горе» с прописной буквы: возникает путаница, невольное сопоставление горя и Гойи. «Запад» также написан с прописной. Это персонификация всего совокупного зла, исходящего от фашистов. Местоимение «я» заставляет отождествлять с происходящим в стихотворении не только самого автора, но и себя. Своеобразная игра звуков присутствует и в строке: мне выклевал ворог. Напрашивается, разумеется, ворон, но поэт настаивает на вороге (враге). Стихотворение насквозь метафорично, герой и «голос», и «горло», и «голод». Высокопарное восклицание: о, грозди возмездья! (кара, воздаяние). «Залпом на Запад пепел незваного гостя»: так был развеян пепел Лжедмитрия в XVII веке. Эпитет: мемориальное небо. Сравнения: тело, как колокол, звезды, как гвозди. Инверсия: взвил я, выклевал ворог. Просторечие: баба. Так автор подчеркивает общенародность беды. Упомянута точная дата: зима 1941 года. Примерно в это время он с матерью был эвакуирован из Москвы.

В стихотворении «Гойя», относящемся к ранней лирике А. Вознесенского, уже прослеживаются особенности его поэтики, где полноправно действуют приемы звукописи и визуализации.

Личная жизнь

Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный аргонец сразу же влюбились. Но Франсиско не торопился жениться и решился на этот шаг только после известия о беременности девушки.

Портрет Хосефы, жены Франсиско Гойи

Немаловажным моментом было и то, что брат будущей жены владел мастерской, где работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся вскоре после свадьбы, прожил недолго. Супруга родила пятерых детей, некоторые источники указывают большую цифру. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем стал художником.

Как только Гойя стал вхож в круг придворных дам и аристократов, Хосефу он сразу забыл. В отличие от большинства жен художников супруга не позировала для Франсиско: он написал один портрет жены. Это как нельзя лучше описывает отношение художника к ней. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.

Герцогиня Альба

Мужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Желанней остальных придворных аристократок для Гойи была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начался бурный роман. В следующем году умер престарелый супруг герцогини, и она отправилась в Андалузию. Гойя поехал с ней: они несколько месяцев прожили вместе.

Однако в биографии Франсиско произошло неприятное событие: по возвращении в Мадрид Альба покинула художника, предпочтя ему военного на высоком посту. Франсиско оскорбил этот поступок, но расставание оказалось коротким – девушка вскоре вернулась к нему, роман продлился 7 лет. Нужно сказать, что эти отношения не подтверждены какими-либо документами.

Детство и юность

Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Сарагосе. Через несколько месяцев после рождения мальчика семейство переехало в деревеньку Фуендетодос – это была вынужденная мера, поскольку дом в Сарагосе подлежал ремонту.

Автопортрет Франсиско Гойи

Семья имела средний достаток, Франсиско был самым младшим из братьев: старший Камилло в будущем стал священником, а Томас, средний, пошел по стопам отца и стал мастером по золочению. Дети получили довольно посредственное образование, юного Франсиско отдали учиться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.

Юноша не только легко усваивал уроки мастерства, но также приобщался к пению серенад и исполнению искромётных народных танцев. Франсиско был вспыльчивым и гордым молодым человеком, что стало одной из главных причин его частого участия в уличных побоищах.

Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании

В результате он вынужденно покинул город, чтобы скрыться от возможных преследований в Мадриде. Из мастерской Мартинеса Гойя уходил без особых сожалений. Учитель и не пытался удерживать талантливого юношу, ведь сам давно советовал ему отправиться учиться дальше.

После переезда Франсиско дважды пытался поступить в Художественную академию, но, поскольку удача ему так и не улыбнулась, молодой человек отправился странствовать.

Гойя и Испания

Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.

Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.

«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.

Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).

Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.

Придворный художник

Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.

«Капричос», что переводится как “причуды”

После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Болезнь и творчество

Болезнь Гойи сказалась на его творчестве. Именно с болезнью искусствоведы связывают изменение в стиле его живописи и загадочный, пугающий дух картин мастера. Меняется палитра, в которой начинают преобладать коричневый, серый и черный тона.

Символично, что уже с первыми приступами болезни в творчестве Гойи появляется медицинская тема. Он пишет картину «Врач», как будто предчувствуя свой рок. Картины Гойи часто обращают нас к теме человеческих страданий и болезни. Показательны его работы «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих картинах Гойя отображает трагедию человеческой жизни в экономически отсталой и несвободной стране.

Одно из самых впечатляющих творений – «Гойя и его врач Аррьета» – связано с последним тяжелым проявлением болезни в 1819 году. Врача, который спас художника, находящегося между жизнью и смертью, Франсиско Гойя отблагодарил, запечатлев на холсте.

Тема смерти становится постоянной в творчестве Гойи. Католическое мировоззрение и смерть переплетаются в работе «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника».

Капричос (Los Caprichos) (1797-1799). Серия гравюр

серия офортов Капричос. Лист 1. Гойя Лусиентес, художник
серия офортов Капричос. Лист 2. Они говорят ‘да’ и протягивают руку первому встречному
серия офортов Капричос. Лист 3. Тихо, бука идёт
серия офортов Капричос. Лист 4. Маменькин сынок
серия офортов Капричос. Лист 5. Один другого стоят
серия офортов Капричос. Лист 6. Никто ничего не знает
серия офортов Капричос. Лист 7. Даже так близко он ничего не разглядит
серия офортов Капричос. Лист 8. Её похитили
серия офортов Капричос. Лист 9. Тантал
серия офортов Капричос. Лист 10. Любовь и смерть
серия офортов Капричос. Лист 11. За дело, ребята
серия офортов Капричос. Лист 12. Охота за зубами
серия офортов Капричос. Лист 13. Горячо
серия офортов Капричос. Лист 14. Какая жертва
серия офортов Капричос. Лист 15. Добрые советы
серия офортов Капричос. Лист 16. Да простит её Бог, это была её мать
серия офортов Капричос. Лист 17. Он хорошо натянут
серия офортов Капричос. Лист 18. А у него сгорает дом
серия офортов Капричос. Лист 19. Все погибнут
серия офортов Капричос. Лист 20. Вот они и ощипаны
серия офортов Капричос. Лист 21. Как её ощипывают
серия офортов Капричос. Лист 22. Бедняжки
серия офортов Капричос. Лист 23. Из той пыли…
серия офортов Капричос. Лист 24. Ничто не поможет
серия офортов Капричос. Лист 25. Ведь он разбил кувшин
серия офортов Капричос. Лист 26. У них уже есть на что сесть
серия офортов Капричос. Лист 27. Кто более предан
серия офортов Капричос. Лист 28. Никому ни слова
серия офортов Капричос. Лист 29. Люди называют это чтением
серия офортов Капричос. Лист 30. Зачем их прятать
серия офортов Капричос. Лист 31. Она молится на неё
серия офортов Капричос. Лист 32. Потому что она была слишком чувствительна
серия офортов Капричос. Лист 33. Для пфальцграфа
серия офортов Капричос. Лист 34. Их одолевает сон
серия офортов Капричос. Лист 35. Она его гладко бреет
серия офортов Капричос. Лист 36. Ужасная ночь
серия офортов Капричос. Лист 37. А не умнее ли ученик
серия офортов Капричос. Лист 38. Брависсимо
серия офортов Капричос. Лист 39. До третьего колена
серия офортов Капричос. Лист 40. От какой болезни он умрёт
серия офортов Капричос. Лист 41. Точь-в-точь
серия офортов Капричос. Лист 42. Ты, которому невмоготу…
серия офортов Капричос. Лист 43. Сон разума рождает чудовищ
серия офортов Капричос. Лист 44. Тонко прядут
серия офортов Капричос. Лист 45. Из многого можно высасывать
серия офортов Капричос. Лист 46. Выговор
серия офортов Капричос. Лист 47. Подношение учителю
серия офортов Капричос. Лист 48. Наушники
серия офортов Капричос. Лист 49. Маленькие домовые
серия офортов Капричос. Лист 50. Сурки
серия офортов Капричос. Лист 51. Прихорашиваются
серия офортов Капричос. Лист 52. Чего не сделает портной
серия офортов Капричос. Лист 53. Какой златоуст
серия офортов Капричос. Лист 54. Стыдливый
серия офортов Капричос. Лист 55. До самой смерти
серия офортов Капричос. Лист 56. Вверх и вниз
серия офортов Капричос. Лист 57. Родословная
серия офортов Капричос. Лист 58. Глотай, собака
серия офортов Капричос. Лист 59. Они всё ещё не уходят
серия офортов Капричос. Лист 60. Первые опыты
серия офортов Капричос. Лист 61. Они взлетели
серия офортов Капричос. Лист 62. Невероятно
серия офортов Капричос. Лист 63. Смотри, какие важные персоны
серия офортов Капричос. Лист 64. Счастливого пути
серия офортов Капричос. Лист 65. Куда направляется маменька
серия офортов Капричос. Лист 66. Ну-ка, полегче
серия офортов Капричос. Лист 67. Погоди, тебя подмажут
серия офортов Капричос. Лист 68. Славная наставница
серия офортов Капричос. Лист 69. Поддувает
серия офортов Капричос. Лист 70. Благочестивое призвание
серия офортов Капричос. Лист 71. Когда начнёт светать, мы уйдём
серия офортов Капричос. Лист 72. Тебе не ускользнуть
серия офортов Капричос. Лист 73. Лучше бездельничать
серия офортов Капричос. Лист 74. Не кричи, дурочка
серия офортов Капричос. Лист 75. Неужели нас никто не развяжет
серия офортов Капричос. Лист 76. Поняли. Чтоб было по-моему. Эй. Слышите. А не то…
серия офортов Капричос. Лист 77. Один другого
серия офортов Капричос. Лист 78. Поторапливайся, они уже просыпаются
серия офортов Капричос. Лист 79. Никто нас не видел
серия офортов Капричос. Лист 80. Теперь пора

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу.

Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка.

К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца.

В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — портрет герцогини Альбы, с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной».

Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

Капричос 52. Чего не сделает портной!

Франсиско Гойя. Капричос. Что не сделает портной! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Люди преклонились перед грозным монахом-проповедником. Но этот образ мнимый. На самом деле перед ними умело сшитый портным балахон монаха. А под ним ничего, кроме… трухлявого дерева.

Так Гойя обличает людскую наивность. Насколько легко люди “клюют” на внешние атрибуты. Не видя настоящей сути.

Так люди следуют за лже-пророками. Так попадают в лапы бесчисленных мошенников. В общем, идут на поводу своей собственной глупости.

Так если в Испании была цензура, как же гравюры Гойи сохранились? Почему их не сожгли прилюдно на костре? Более того, все непроданные альбомы были выкуплены королём Испании Карлом IV.

Может быть несколько причин. Обычный обыватель не понял. А значит не увидел опасности. Мог и авторитет Гойи сыграть свою роль. К тому моменту он уже был очень уважаемым придворным художником. Самое главное, что его труд дошёл до нас.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий