Содержание
Пластичность и адаптация к изменениям в мире — необходимость, которая помогает людям достигать успеха. Рабочие и жизненные задачи — малая доля сложностей, с которыми приходится сталкиваться каждый день. Чтобы легче справляться со всеми проблемами, необходима развитая когнитивная гибкость.
Как показывает опыт и практика, чем быстрее и проще человек справляется с трудностями, тем более развиты у него soft skills: стрессоустойчивость, коммуникабельность, когнитивная гибкость и так далее. В этой статье мы расскажем, как развивать когнитивную гибкость и значительно упростить свою жизнь.
Тело — «зеркало» души
Хотите узнать, насколько человек гибкий, хорошая ли у него растяжка, — посмотрите на его лицо. Эмоциональную подвижность выдают мимические морщинки, а мобильность ума — сияние глаз. «Гипсовая», не выражающая никаких эмоций маска на лице и потухший взгляд говорят о том, что перед вами негибкая личность — как физически, так и эмоционально.
Наше тело с высокой точностью отзеркаливает все радости и печали, переживания и ощущения. Так, подавленность провоцирует сутулость плеч. И наоборот — кривая спина, шаркающая походка могут стать источником плохого настроения, недовольства жизнью. Но это ещё полбеды. Сильные эмоции создают мышечные зажимы и впоследствии могут привести к серьёзным болезням.
«Модные» сегодня панические атаки, депрессия, невроз имеют свою физическую составляющую. И если нет сил или не получается бороться с психологическими недугами, надо зайти с другой стороны. Развивая гибкость тела, подвижность суставов, мы постепенно становимся более гибкими и в душевном плане, более мобильными и подвижными психологически, более уверенными, спокойными и счастливыми в целом. Так что гибкость тела — это ещё и гибкость нашей души.
«Качаем» кости. Как физкультура помогает контролировать остеопороз
Подробнее
Личность как побочный продукт травмы
Когда мы праздновали десятилетие моей дочери, к жене подошел наш сын Логан. У него в пятке застрял осколок стекла. Лорен достала пинцет, и Логан запаниковал. Тогда она велела ему ходить с осколком, пока он не захочет его вынуть.
Логану хотелось играть. Тогда он смирился с тем, что придется избавиться от стекла, и покорно вернулся к Лорен. Двадцать секунд ему было больно, но потом он смог вместе с другими детьми радоваться вечеринке
Этот момент напомнил мне книгу Майкла Сингера «Душа освобожденная», где он говорит о ситуации, когда кто-то случайно занозит руку. Малейшее прикосновение вызывает сильнейшую боль, но вместо того чтобы потерпеть и вынуть занозу, человек оставляет ее.
Человек избегает сильной боли от удаления инородного тела, но это решение имеет свою цену: чтобы жить с занозой в руке, нужно быть уверенным, что ты никогда ее не коснешься.
Не удастся спать — есть шанс перевернуться и задеть занозу во сне. Нужно соорудить приспособление для сна, которое гарантирует, что никакой предмет не дотронется до занозы.
Если человек любит спорт, то он боится, что активная физическая деятельность потревожит занозу и доставит невероятную боль, поэтому он надевает специальную накладку, чтобы защитить руку. Носить ее неудобно, с ней трудно нормально тренироваться, но по крайней мере можно хоть как-то заниматься любимым делом, не тревожа занозу.
В конце концов приходится менять все сферы жизни — от работы и отдыха до отношений — так, чтобы ни в коем случае не дотронуться до больного места. Так человек выстраивает свою жизнь вокруг занозы и создает среду, где ничто не может побеспокоить ее.
Или нет?
Вместо того чтобы жить как хочется, человек, избегая боли, последовательно ставит перед собой всё менее значимые цели. Он не дает себе стать тем, кем хочется, и приспосабливается к текущим условиям.
Может, у вас и нет занозы, которая настолько сильно меняет вашу жизнь, но она строится на таких вот инородных телах. Это эмоциональные занозы. Это болезненные переживания в прошлом или будущем, которых мы избегаем.
Мы при этом вовсе не те, кого можно назвать истинными «я». На самом же деле мы — не наши ограничения, а наши глубочайшие стремления, мечты и цели.
Вместо того чтобы смотреть в глаза своим страхам и правде, мы избегаем их.
Мы строим не желаемую жизнь, а ту, что позволяет не решать проблем.
Вместо того чтобы стать теми, кем нам хочется быть, мы остаемся теми, кто мы есть.
Вместо того чтобы приспосабливать личность под цели, мы меняем цели, чтобы они стали достижимыми для нашей нынешней личности с ограниченными возможностями.
Как развить гибкость
Первый и необходимый этап развития гибкости — выполнение спортсменом разогревающих упражнений в течение 10-15 минут. Идеальным вариантом считается кардионагрузка.
Спортсмену будут полезны прыжки со скакалкой, ходьба на месте, бег, приседания. Они повысят тонус тела и обеспечат приток крови к мышцам. После этого можно переходить непосредственно к упражнениям на гибкость.
Методы развития гибкости
Всего существует два главных способа развития гибкости. Первый — метод многократного растягивания, второй — метод статического растяжения, который имеет несколько вариаций. Выбор способа зависит от того, какая гибкость должна быть натренирована.
Метод многократного растягивания
Основан на том факте, что многократное повторение упражнения позволяет больше растягивать мышцы. При этом амплитуда движений должна постепенно увеличиваться. В начале занятий она будет небольшой, но к 8-12 повтору ее следует довести до максимума. Уменьшение размаха движений служит пределом оптимального количества повторений.
Метод статического растягивания
В его основе лежит зависимость степени растягивания от его длительности. Следует расслабиться и затем выполнить упражнение на гибкость. После этого необходимо сохранять конечное положение от 10 секунд до пары минут. Точное время зависит от возможностей и опытности человека. Статические упражнения можно выполнять как в одиночестве, так и с партнером.
Метод активно-статического растягивания
В нем используется максимальное напряжение мышц-антагонистов для растягивания конкретной мышцы. Такая методика рекомендуется тем, кто занимается, например, гимнастикой. Этот вид спорта задействует определенные разновидности активной гибкости.
Метод растягивания с чередованием напряжения и расслабления мышц
Предусматривает одновременное сокращение мышц-антагонистов. Эластичность тканей повышается благодаря совокупности аутогенного торможения перед растягиванием и реципрокного торможения во время растягивания.
Работа и самосовершенствование
Как показывает практика, развитие гибкости ума не только дает хорошие результаты для людей, которые сами прошли обучение, но и для их близкого окружения. К примеру, если начальник некоторого предприятия, управляющий персонал компании прошел специализированные тренинги, каждый из команды улучшил личностные качества, эти люди распространяют полученные навыки на своих подчиненных, тем самым потягивая более слабых. Прошедшие обучение специалисты готовы делиться рекомендациями относительно вариантов усовершенствования организации работы, что идет на пользу всему предприятию в целом.
Если нет возможности записаться на тренинг, посвященный повышению гибкости ума, стоит попробовать заниматься в домашних условиях. Многие психологи советуют такую простую методику: необходимо припомнить такой случай, когда человек прилагал немалые усилия для достижения поставленной цели, овладения непростыми навыками. Задача – выявить, какой из испробованных путей оказался самым эффективным, а также определить стратегию, которая могла бы дать лучший результат. Анализ выводов позволит оценить потенциал саморазвития, присущий личности.
Вчера, сегодня, завтра
Нельзя один раз занять ребенка упражнениями на гибкость ума и рассчитывать, что это даст ему определенные навыки на всю жизнь. Способность логически мыслить необходимо постоянно тренировать с раннего возраста. Это позволит исключить привычку мыслить стереотипами, столь характерную для человека. Если ребенок будет постоянно упражняться, развивая способность мыслить, он сможет быстро обучиться выделять главное, оставляя за пределами внимания малозначимое.
Чтобы помочь ребенку усовершенствовать логическое мышление, можно обучить чадо специальным увлекательным задачкам, помогающим думать быстрее, глубже, эффективнее. Задача упражнений – обеспечить мышлению свободу и гибкость, повысить осмысленность процесса. Игры, задачки, придуманные для этого психологами, не всегда простые, но ответственный родитель наверняка найдет способ увлечь ими ребенка.
Самый эффективный и простой вариант – специальные сборники задач на соответствие. В них можно найти разнообразие истории, изображения, примеры, в которых нужно найти нечто общее, выявив факторы, по которым объекты отличаются. Начиная с простых задач, и ребенок, и взрослый с увлечением перейдут к более сложным, развивая свою способность думать.
Что такое Гибкость Характера?
Добавить в избранное
Проявления Гибкости и принадлежность В социальном обществе, в семье , в деловом партнерстве и договоренностях Мужчины всегда предпочитают Прямоту. Гибкость присуща больше Мудрым женщинам. Сила женщины в гибкости ума.
И так, опишем эти инструменты управления, и методы управления нами Мужчинами. Сильный Вы Мужчина или Слабый — это не имеет значения! Метод Гибкость и умение Женщины пользоваться этим инструментом может развязать Третью Мировую войну при желании. Почему это еще не произошло? Ответ простой — еще не нашлось такой женщины с таким желанием!
Гибкость Женщины это умение реализовать свои намерения и желания, легко структурировать уже имеющиеся знания и переходить от одного действия к другому, переосмысливать возможности другого человека, используя его в новом качестве. В природе Женщины, ее арсенале накоплено такое множество уловок, хитростей, линий поведения, что мужчина не в состоянии разом охватить их взглядом, так как он просто не в состоянии знать этих уловок. Сейчас, если эту статью читает Женщина, то она думает, вот Мы какие! Вот как нас видят Мужчины!
Женская Гибкость это Женский способ решения вопросов
Если Женщина с уважением и пониманием относится к намерениям и желаниям мужчины — она становится Серым Кардиналом. Настоящим рулевым! Свое желание она реализует через готовность исполнить желание мужчины методом Уступчивости. Алгоритм ее действий прост – откажись от собственного желания в пользу желания мужчины и тогда реализуется твое желание. Мужчина по своей природе предназначен для выполнения женских желаний. Природа женщины – это поток желаний. Мужчина не притязателен и неприхотлив, но для своей женщины он готов идти на жертвы. Даже сильный стержень Мужчин требует похвалы. Мужчина одержим действием, решимостью и ответственностью, он ждет в ответ Уважения, Доверия, признательности, Воодушевления, Восхищения и принятия его таким, каков он есть. В этом случае — он свернет Горы, достигнет Марса!
Выходит, что мужчина только инструмент достижения Цели, а женщина использует и управляет. Для управления всей семейной жизнью, Мудрой женщине нужно только проявлять гибкость и держать руль. Простые и правильно расставленные названия и только декларируемые правила, как гласит пословица «Как папа скажет, так по — маминому и будет!»
Продолжим о Гибкости, жизнь подтверждает Женщине для достижения Цели, иногда нужно просто проявить терпение, дать время мужчине все тщательно обдумать, иначе ее затея будет обречена на провал.
В нашем сознании, визуальных представлениях слово Мудрая — это Змея. Постоянная ассоциация Гибкость змеи и мудрость идут из прошлого и записаны в нашем Подсознании.
Если Мужчина еще не совсем отвечает требованиям, то Мудрая женщина проявляет Гибкость, позволяя мужчине якобы самому придти к нужному решению. Навязанное женщиной решение не дает мужчине взять ответственность на себя. Сила женщины не позволяет сломать настоящего мужчину, это такая же безрассудная затея, как перебодать упертого барана на узком мостике. А вот слабого Мужчину можно переломать, но кому потом он будет интересен? Мужчина, проявляющий женские качества, не вызывает симпатии у большинства женщин.
Негибкое, прямолинейное поведение всегда проносит потери!
В тоже время Ответственность и прямота ни к чему Женщине, это ее разрушает. Пример разрушения это сой бизнес у Женщин. Это прямое и полное разрушение Женского начала. Если Женщина проявляет мужские качества, говорит прямо, пытается добиться своего грубостями, руганью и упреками, то есть идет на таран, напролом, значит, это глупая неразумная женщина, действующая поперек своей природы.
Гибкость у детей
Большую гибкость можно развивать естественным путем до 14-15 лет. Динамика развития неравномерна и зависит от типа задействованных суставов. Наибольшее улучшение амплитуды движений тазобедренных суставов отмечается в возрасте 7-8 и 11-13 лет. Далее процесс происходит в стабильном темпе, а с 16 лет прогресс заметно замедляется.
Подвижность суставов позвоночника и темпы ее естественного прироста у мужчин и женщин отличаются. У девочек в 7-8, 10-11 и 12-14 лет происходит быстрое развитие этой способности. Мальчики переживают естественный прирост подвижности в 7-11 и 14-15 лет. По наступлении 15 лет у мальчиков и 14 лет у девочек наблюдается стабилизация и снижение гибкости позвоночника.
Мелкие суставы отличаются более быстрым развитием подвижности. Применение специальных упражнений помогают приумножить гибкость и сохранить ее на высоком уровне. Если пренебрегать ими, то с наступлением юношеского возраста подвижность всех суставов начнет ухудшаться.
При этом у женщин амплитуда движений в среднем на 10% больше, чем у мужчин. Женскому телу присуща большая подвижность суставов. Но с наступлением старости гибкость у женщин и мужчин почти одинакова.
Упражнения для развития гибкости мышления
Существует множество различных методик, позволяющих развить гибкость мышления (все в одной статье разместить не получится). Одной из них, которая однозначно достойна внимания, является система, которую предложил В.Н. Келасьев. Давайте рассмотрим данный подход подробнее. Он включает в себя следующие этапы:
- Смена привычных временных связей
- Метод разделения двух взаимосвязанных последовательный процессов, которые стоят в привычном для людей временном ряду. Примером может служить попытка представить гром без молнии, который, по сути, является выстрелом.
- Метод замены временного порядка некоторого процесса на абсолютно противоположный. К примеру, представьте, что вначале гремит гром, а после сверкает молния.
- Метод сокращения временного интервала между некоторыми событиями. Можно попробовать сократить промежуток между рождением и смертью человека до одного дня и попытаться описать такой отрезок времени. Еще один способ – представить диалог людей из разных эпох или двух личностей из прошлого и будущего.
- Мысленное перемещение некоторого привычного предмета по временной оси. Примером может служить рассуждение о том, что представляет собой телевизор сейчас, чем он станет в будущем и каковы его прототипы существовали в прошлом. Также можно представить что угодно, например библиотеку будущего.
- Смена привычных пространственных связей
- Метод замены традиционных пространственных связей на необычные. Например, можно представить, что автомобиль стоит не на дороге, а под дорогой.
- Метод объединения различных объектов, которые в обычной жизни существуют отдельно. Можно представить себе травинку-авторучку или картину-фрукт.
- Метод разъединения традиционно связанных объектов. В качестве примера можно привести рыбу без воды или же магазин без денег.
- Смена привычных для человека связей общности
- Метод логического вычитания общностного признака из предметов. Планета и мяч обладают одним и тем же свойством – шарообразная форма. Нужно представить себе Землю, при условии, что она не круглая.
- Метод усиления общностного признака. Для данной практики следует в двух абсолютно разных объектах найти что-то схожее. К примеру, дождь и ракета падают на землю. А если разложить воду на кислород и водород, то получится топливо для ракеты.
- Метод замены традиционных отношений на абсолютно противоположные. Можно представить себе, что дым полезнее чистого воздуха.
- Смена привычных связей преобразования действий
- Метод отчленения действий подразумевает лишение некоторого объекта возможности произведения традиционных действий. К примеру, достаточно представить себе груз, который не имеет веса, автомобиль, который не перевозит ничего, или пищу без калорий.
- Метод получения определенного результата при отсутствии привычного источника действий (здание, построенное без строителей, или фестиваль без участников).
- Метод блокирования стандартного ожидаемого результата в процессе некоторой последовательности действий. Например, автомобиль везет пассажира, но тот остается на месте.
- Метод изменения стандартного направления действия (не сигареты вредны для человека, а человек опасен для сигарет).
- Увеличение некоторого свойства объекта до невероятных масштабов (автомобиль перевозит сто тысяч пассажиров).
- Метод усиления или ослабления основного свойства объекта (автомобиль-мотоцикл-велосипед).
- Метод создания сюжетов посредством заранее выбранных объектов. Используется группа взаимосвязанных предметов, после чего роли раздаются участникам, которые должны максимально ярко описать свои возможности (поезд, пассажир, перрон).
- Метод формирования новых объектов из тех, что уже существуют. Этот способ представляет собой своеобразный синтез нового объекта.
Данный подход обеспечивает развитие гибкости мышления, что очень важно для поддержания своего творческого потенциала в тонусе. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно
Именно поэтому нужно применять данные упражнения регулярно.
Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Теории когнитивной гибкости
Существуют теории когнитивной гибкости, согласно которым люди, умеющие рассматривать задачу с разных точек зрения, могут легко интерпретировать ситуационные изменения в окружающей среде и, следовательно, проявляют большую когнитивную гибкость. Таким образом, они обладают способностью быстро реструктурировать свои знания, тем самым адаптируя свои реакции к радикально меняющимся ситуационным требованиям .
Когда человек не обладает когнитивной гибкостью, он не справляется с ситуативными требованиями, поэтому часто будет действовать ошибочно. По этой причине различные области исследований использовали это явление для объяснения ошибок конкретных экспертов. Некоторые авторы пришли к выводу, что эксперты могут быть менее гибкими в когнитивном отношении, а эмпирические исследования показали, что негибкость и компетентность неразрывно связаны между собой .
Эксперты меняют свои мысленные представления о задачах реже, чем новички. Когда человек знает, что он квалифицирован, он с меньшей вероятностью изменит свою стратегию после обнаружения значительных изменений. Более того, по мнению исследователей, именно эксперты менее склонны к обнаружению таких изменений.
Некоторые авторы, занимающиеся вопросами когнитивной психологии, отстаивают обратную гипотезу. Например, одно из исследований показало, что выдающейся экспертной характеристикой является способность манипулировать многогранными представлениями, что позволяет лучше адаптироваться к изменениям окружающей среды и эффективнее передавать знания между задачами .
У экспертов может быть больше трудностей с вниманием и восприятием изменений окружающей среды, однако, заметив их, они могут более эффективно модифицировать свои ментальные представления, чтобы адаптировать к ним свое поведение. Некоторые теории предполагают, что когнитивная гибкость зависит от того, важны ли изменения окружающей среды, с которыми сталкивается человек, для конкретной стратегии, которую он разработал во время обучения
Только те из них, которые действительно обладают значимостью, могут повлиять на его работу
Некоторые теории предполагают, что когнитивная гибкость зависит от того, важны ли изменения окружающей среды, с которыми сталкивается человек, для конкретной стратегии, которую он разработал во время обучения. Только те из них, которые действительно обладают значимостью, могут повлиять на его работу.
Данная гипотеза основана на экологической теории экспертных знаний, известной как гипотеза привязки ограничений. Она предполагает, что приобретение навыков следует понимать как адаптацию к ограничениям, налагаемым окружающей средой. Люди разрабатывают различные стратегии для адаптации к этим ограничениям, и каждая из них зависит от разнообразных характеристик внешнего мира. Следовательно, только те изменения, которые влияют на конкретную стратегию, используемую человеком, могут повлиять на его работу .
Еще одной теорией когнитивной гибкости является культурно-историческая теория российского ученого Льва Семеновича Выготского
Он посвятил свою жизнь изучению психологии, педагогике, отдельное внимание уделяя особенностям обучения детей с нарушениями в развитии. Он был уверен, что любой педагог в своей работе обязан руководствоваться психологическими знаниями, что привело впоследствии к появлению такой отрасли науки как психологическая педагогика
Ученый разработал теорию когнитивного развития, которое, по его мнению, было представлено как естественный процесс. В качестве определяющих моментов Лев Семенович выделял культурные факторы, например, знаки и язык. Он полагал, что основным источником когнитивного развития человека является культура и совокупность «исторически выработанных орудий труда, систем знаков и других средств деятельности» .
Выготский является автором культурно-исторической теории, которая предполагает, что все внутренние психические внутренние процессы ребенка (внимание, речь, мышление) взаимосвязаны с окружающим миром. По его мнению, ребенок способен усвоить ряд искусственных стимулов, при помощи которых в дальнейшем будет управлять своим поведением и вниманием
Зачем нужен тест на гибкость?
Независимо от того, хотите ли вы покорять горные вершины, водные глади или же заниматься другим видом спорта, вы не сможете считать себя хорошо натренированным, если не будете заниматься растяжкой.
Взгляните на спортсменов перед соревнованиями: футболисты прогибают спину и тянут ладони к полу; бегуны садятся на шпагат, что бы растянуть связки ног, и т.д.
Дело в том, что гибкость — это способность суставов двигаться в полной амплитуде. Чем меньше гибкость, тем большая вероятность различных травм мышц и суставов.
Кроме того, доказано, то неактивный образ жизни способствует развитию всяческих хронических заболеваний. Поэтому, самый простой и верный способ избежать этого — растяжка.
Как дыхание помогает во время растяжки
Связь между расслаблением, растяжкой и дыханием хорошо известна и признаётся как в йоге, так и в западной науке. Физиологи объясняют это неврологической зависимостью движения и дыхания, известной как синкинезия — непроизвольные мышечные сокращения, сопровождающие какой-либо двигательный акт.
Рассмотрим это на примере пашчимоттанасаны. Когда вы вдыхаете, мышцы становятся более жёсткими, усложняя растяжку. Брюшная полость наполняется воздухом, как шар, затрудняя наклон вперёд.
Выдох сдувает лёгкие и поднимает диафрагму выше — в грудь. Это освобождает место в брюшной полости, так что становится проще согнуться в поясничном отделе позвоночника и наклонить грудь ближе к бёдрам.
Кроме того, выдох расслабляет мышцы спины и наклоняет таз вперёд. В пашчимоттанасане мышцы нижней части спины испытывают пассивное давление.
Когда ваши лёгкие пусты и диафрагма втягивается в грудь, мышцы спины растягиваются и вы можете согнуться в свою самую глубокую позу.
Положите ладони на спину и начните глубоко дышать. Вы почувствуете мышцы по обе стороны от позвоночника, которые напрягаются, когда вы вдыхаете, и расслабляются во время выдоха.
Если вы будете внимательны, заметите, что каждый вдох задействует мышцы вокруг копчика, в самом низу вашей спины, мягко двигая таз назад. Каждый выдох расслабляет эти мышцы и освобождает таз, позволяя вам скручиваться в тазобедренных суставах.
Психологическая гибкость заключается в. Развитие психологической гибкости.
Мне очень нравится, что Acceptance Commitment Therapy определяет цель терапии, как развитие психологической гибкости. И пожалуй, большинству психологов/психотерапевтов в какой-то мере понятно, о чем идет речь. Но о чем это для клиента? Как эту идею сделать осязаемой? Как помочь ее «посадить», «удобрить», «полить» и позволить «прорастить»? Для начала, я наполняю идею психологической гибкости другими словами и образами, говорю о противоположности гибкости, которая проявляется в жесткости, неповоротливости, запрограммированности, склонности повторять попытки делать одно и тоже, даже если это не работает. Часто, я говорю: «Мы склонны довольно быстро обучаться при взаимодействии с материальными предметами, но совершенно противоположным образом поступаем в психологической сфере. Если проводить параллель с физическим миром, то это было бы похоже на то, что наступив на грабли, нам приходит идея, что стоит еще раз наступить, т.к. возможно в следующий раз мы не получим по лбу. Ах… снова получил. Так… а если наступить сильнее? Невероятно… снова удар. А что если прыгнуть двумя ногами? Ух… странно и очень больно… А если с разбегу? Бац… не могу поверить, но почему-то я снова получил в лоб. А если пятками? Черт возьми… теперь прилетело по затылку… Или нас можно уподобить человеку, который идет по извилистому лабиринту и каждый раз не замечая поворота бьется головой в стену…». И т.д. Пока я предлагаю клиенту эти образы, он рисует в своем воображении связь этих образов со свойственными ему реакциями, видит их абсурдность и часто смеется. Всегда к месту вспомнить одну из пресуппозиций НЛП по Роберту Дилтсу «Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать своё поведение, пока не достигнете желаемого», при этом за поведение принимая и внутреннее поведение, включающее мышление и работу воображения . Одно из домашних упражнений, которое я люблю предлагать клиентам — это при обнаружении автоматического/автопилотного поведения/реакции, которые не эффективны и не позволяют достигать целей, думать о том, как еще можно было поступить в каждой из этих ситуаций (с записыванием и последующим обсуждением). Хорошим результатом можно считать, когда находится 2-3 варианта, но не варианта провалов, а приемлемых вариантов, которые позволили бы решить проблемы, преодолеть трудности и т.д. Порой клиент способен видеть 1-2 варианта и оба не особо привлекательны. Это и позволяет понять, что психологическая гибкость отсутствует
Важно протоптать дорожки для реализации новых стратегий мышления, поведения. И часто в опыте, не очень очевидным образом, эти стратегии уже есть и задача распространить этот опыт на другие контексты, помочь клиенту использовать для этого имеющиеся ресурсы
Собственно говоря, идея двигаться в терапии в сторону психологической гибкости присутствует в большинстве методов психотерапии, которые мне известны.