Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает и раскрывает вечную тему взаимонепонимания родителей и детей. В романе конфликт поколений – это различие взглядов на культурную, политическую, социальную ситуацию в стране во второй половине 19 столетия. Середина 19 века – это время сложных и бурных событий. Правительство было не способно решить проблемы, поставленные перед ним.
1860-ые годы стали переломными в истории Российской империи. Частые восстания недовольных крестьян вынудили власть отменить крепостное право, что разделило общество на два лагеря.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Первый лагерь представляли люди старого мира, богачи и дворяне. Второй лагерь – сторонники новой эпохи свободы, в которой уважают и ценят человека.
Представители поколения «отцов»:
- Павел Петрович Кирсанов,
- Николай Петрович Кирсанов,
- Арина Васильевна,
- Василий Иванович.
Представители поколения «детей»:
- Евгений Базаров,
- Аркадий Кирсанов,
- Анна Одинцова,
- Екатерина Одинцова.
Главный герой романа Евгений Базаров принадлежал ко второму лагерю, к тем, кто жаждал перемен, хотел революции. Базаров – нигилист, он не признает авторитетов, смеется над общепринятыми нормами и ценностями. Идеи Базарова разделяют Аркадий и Анна. Однако Базаров становится врагом для своего близкого друга и для своих же родителей.
Базаров появляется на первых страницах романа и сразу привлекает внимание читателя своей раскованностью, независимостью, прямотой и резкостью. Когда Евгений вместе а Аркадием приезжает к Кирсановым, он вызывает неоднозначное отношение со стороны окружающих
деревенские дети с большим интересом расспрашивают молодого доктора про лягушек, дворовые сразу в нем признают «своего», а Павел Петрович Кирсанов испытывает к герою интуитивную антипатию.
Он видит в нем врага, идейного противника. И когда-нибудь эти два человека должны неминуемо столкнуться. Происходит это очень скоро. Павел Петрович Кирсанов и Базаров спорят буквально обо всем – и о реформах, и о нигилизме, и об отношении к народу, и о земле. Базаров вначале отвечает»сквозь зубы», неохотно. Но постепенно он увлекается, и споры между героями перерастают в идейную битву.
Однако эти споры нельзя назвать спорами, в которых рождается истина. Базаров в конце романа упрекает друга в пристрастии к использованию «противоположных общих мест». Однако и сам Евгений в споре с Павлом Петровичем Кирсановым постоянно их использует. Например, Кирсанов говорит о том, что необходимо верить авторитетам и следовать им – это общее место. А Базаров отрицает разумность этого, но это является только «противоположным общим местом». Ни в суждении Кирсанова, ни в суждении Базарова нет истины. По мнению Павла Петровича, жить без принципов могут только пустые, безнравственные люди. В ответ Базаров называет принцип нерусским, пустым словом и совершенно бесполезным понятием. Кирсанов упрекает Евгения в презрении к народу. Базаров в ответ заявляет, что Павел Петрович достоин презрения. Когда Кирсанов говорит о Гете и Шиллере, Базаров утверждает, что химик полезнее поэта. Однако герои совершенно не стремятся докопаться до истины. Для них важнее установление противоположности позиций, так как это позиции разных поколений. Именно поэтому дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым носит символический характер – ни один из противников не желает убивать. Базаров, ранив Павла Петровича, приходит его лечить.
Однако только отношениями Базарова и Павла Петровича не исчерпывается конфликт поколений. Базаров неприветлив и со своими родителями, добрыми, радушными людьми. Он все время старается от них уехать. Это объясняется тем, что Евгений не может согласиться с их мнением и их взглядами, а спорить с ними, как с Кирсановым, он считает бесполезным.
Не всегда конфликт поколений определяется возрастом. Например, Аркадий по своим взглядам ближе к «старому» поколению, поколению «отцов». Он дворянский сын, и воспитан в традициях дворянства. И вполне закономерно, что пути Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова расходятся.
Базаров Василий Иванович
Этот герой – представитель патриархального мира, который уходит в прошлое. Тургенев, напоминая нам о нем, заставляет читателей почувствовать драматизм движения истории. Василий Иванович – штаб-лекарь в отставке. По происхождению он разночинец. Свою жизнь этот герой строит в духе просветительских идеалов. Василий Базаров живет бескорыстно и независимо. Он трудится, интересуется общественным и научным прогрессом. Однако между ним и следующим поколением лежит непреодолимая пропасть, что вносит глубокую драму в его жизнь. Отцовская любовь не находит отклика, превращается в источник страданий.
Второстепенные персонажи
Любящий сына старик, бывший лекарь, продолжает врачебную практику, безвозмездно помогая крестьянам. Жизнерадостный и трудолюбивый, любит поболтать и пофилософствовать, живет просто и скромно. | |
Пожилая дама дворянского рода, мать Евгения. Чересчур мнительная и набожная старушка, добрейшей души человечек, ласковая и умная, аккуратная и опрятная. Сильно переживает нелепую смерть сына. | |
Жестокая и расчетливая, овдовевшая дамочка 28 лет. Независимая и высокомерная гордячка, обожает роскошь. Предпочитает жить в уединении, вдали от светского общества. Несчастная женщина. Никогда и никого не любила, замуж выходит опять по расчету. | |
В строгости воспитанная сестрой, молодая, кроткая девушка. Добрая, скромная, любит природу и музыку. Спокойная и умная. Побаивается строгого нрава своей сестры. Вышла замуж за Аркадия. | |
Купеческий сын, стыдится своей родословной. Человек недалекого ума, слепо подражает всему новому. Слабохарактерный и боязливый, ведет себя глупо и пошло, назойлив и болтлив в общении, мечтает прославиться. Считает Базарова своим учителем. Женившись, стал подкаблучником. | |
Приятельница Базарова, Кирсанова и Ситникова. Помещица. Сторонница эмансипации. Считает, что небрежность в нарядах и развязное поведение – признак прогрессивности. Любительница папирос и шампанского. | |
Образ Фенечки входит в список второстепенных героев произведения, хотя описание ее соответствует женскому идеалу. Простая крестьянская девушка, она является воплощением чистоты и естественности. Уютная и домашняя, становится женой Николая Кирсанова. | |
Горничная Фенечки, помогает ей ухаживать за ребенком. Простая крестьянка, веселая и игривая хохотушка, в доме ведет себя строго. | |
Туповатый и самовлюбленный слуга Павла Петровича Кирсанова, едва научившись читать, считает себя ученым человеком. | |
Эксцентричная, загадочная особа. Любовь всей жизни Павла Петровича, сильно повлиявшая на его судьбу. После рассказа об ее смерти, Кирсанов потерял смысл жизни. |
Это характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети», речь в котором идет о вечном взаимном непонимании поколений. Произведение «Отцы и дети» герои, старое и новое поколение которого, стало примером для подражания, и нашло отклик в сердцах читателей. Имена героев, данная таблица характеристик, дают краткое представление об основных персонажах из книги Тургенева. Эти сжатые данные могут быть использованы для написания сочинения на уроках литературы.
Тест по произведению
Образ жизни Кирсанова
В сравнении с Базаровым Павел — истинный аристократ. Он живёт в соответствии с теми правилами и законами, которые дворяне передавали из поколения в поколение:
- безоговорочное признание авторитета «отцов»;
- наследование рода занятий, профессии по отцовской линии;
- уважительное отношение к искусству;
- следование законам моды;
- соблюдение правил этикета;
- изысканные манеры в поведении;
- чистота, вычурность речи.
Павел Кирсанов убежден, что каждому аристократу присуще чувство собственного достоинства — то, чего так не хватает молодому поколению. Он понимает, что Базарову смешны его привычки, опрятность, тем не менее этот аристократ не роняет себя, несмотря на то, что обосновался в глуши. Кирсанов называет свою жизненную позицию «принсипами». Люди, которые их лишены, по его мнению, безнравственные и пустые. Когда Базаров появляется в имении Кирсанова и смело высказывает свои взгляды на жизнь, мужчина начинает испытывать ненависть к «лекаришке».
Безусловно, Павел — человек благородный. Но нельзя не согласиться с Базаровым в том, что герой при своей образованности остается человеком бесполезным для общества. Аристократ не делает ровным счетом ничего ни для своего народа, ни для государства. Он только размышляет. И этим люди, подобные Кирсанову, так раздражают Базарова.
Но в рассуждениях Павла Петровича есть и доля правды. Например, он справедливо говорит о том, что для образования нового общества недостаточно только лишь отрицать, «надобно же и строить». Безусловно, герой прав в том, что нельзя жестко отметать все достижения цивилизации, упразднять искусство и культуру. Человек не механизм, для него важна духовная жизнь, он должен понимать и ценить прекрасное.
Бесспорно, Кирсанов, не принимая нигилизма Базарова, в глубине души уважает его за живой ум, полную отдачу своей работе, твердость характера. Когда молодой человек покидает имение Кирсановых, Павел Петрович даже хочет пожать ему руку.
Сравнительная таблица
И Базаров, и Кирсанов относятся друг к другу негативно. Понять причины конфликта между героями поможет таблица «Сравнение: Евгений Базаров – Кирсанов», которая демонстрирует не только различия между героями, но и их сходства.
Евгений Базаров
Павел Петрович Кирсанов
Общие черты
Гордость, самолюбие, самоуверенность, ум, сдержанность, насмешливость
Происхождение
Разночинец
Дворянин
Внешний вид
Не обращает внимания на свой внешний вид, ходит в старой и потрепанной одежде
Следит за своим внешним видом, уделяет ему особое внимание, у него аристократическая внешность
Образ жизни
Отличается трудолюбием, практикуется во врачебной деятельности
Ничем не занимается, живет в деревне
Отношение к аристократии
Считает, что аристократия, которая ведет всю страну к гибели, уже доживает свой век
Защищает аристократию, потому что сам принадлежит к ней, считает, что те, кто не принадлежит к аристократии, являются безнравственными людьми
Отношение к природе
Рассматривает как «мастерскую», в которой работает человек
Относится хорошо
Отношение к искусству
Не признает роли искусства в общественной жизни, считает, что наука важнее искусства
Относится хорошо
Отношение к любви
Отрицает любовь, но вскоре влюбляется в Анну Одинцову
Верит в любовь, был влюблен в княгиню Р., отношения с которой принесли боль и разочарование
Отношение к нигилизму
Является нигилистом, отрицающим общепризнанные нормы
Не признает нигилизма, видит в нем общественную угрозу, презирает Базарова как яркого представителя этого явления
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Павел Кирсанов и Базаров – сравнительная характеристика», рассмотрит взгляды представителей «отцов» и «детей» и сравнит их между собой.
Нравственные ценности
Кирсанов | ||
Отношение к любви | «Любовь – белиберда, непростительная дурь»; «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»; «Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр» | «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!» |
Отношение к искусству | «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»; «Рафаэль гроша медного не стоит» | Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа» |
Отношение к природе | «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» | Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.
Тест по произведению
Кукшина Евдоксия (Авдотья) Никитишна
Действующие лица в романе “Отцы и дети” включают в себя двух псевдонигилистов, образы которых пародийны. Это Евдоксия Кукшина и Ситников. Кукшина – эмансипированная женщина, которая отличается крайним радикализмом. В частности, она интересуется естественными науками и “женским вопросом”, презирает за “отсталость” даже Эта женщина вульгарна, развязна, откровенно глупа. Однако в ней иногда проглядывает и что-то человеческое. “Нигилизм”, возможно, скрывает чувство ущемленности, исток которого – женская неполноценность этой героини (она брошена мужем, не привлекает внимания мужчин, некрасива).
Описание персонажей
Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» моноцентрическая, а это значит, что все персонажи подчинены одной цели: раскрыть образ главного героя.
Евгений Базаров – студент-медик 30-ти лет. По социальному положению Базаров – разночинец, а по происхождению это сын простого лекаря, который про своего деда говорит, что тот землю пахал. Базаров гордится своими корнями и чувствует близость к народу.
Базаров – достаточно холодный человек. Он не может найти общий язык даже с собственными родителями. Базарова можно назвать “лишним человеком”. Это тесно связано с его убеждениями. Евгений Базаров – нигилист, который ко всем общепринятым ценностям относится критически. Эта теория нигилизма и влияет на судьбу героя. Он отрицает любовь, но сам влюбляется, он хочет быть ближе к народу, но между ними стена непонимания. Но Базаров не отказывается от своих убеждений, он пытается их подавить. Теория, столкнувшись с реальной жизнью, не выдерживает и ломает героя. На фоне этих внутренних переломов он решается лечить тифозного мужика, что и приводит его к заражению и к смерти.
Чтобы показать все убеждения Базарова-нигилиста, Тургенев сталкивает героя со старшим поколением, ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ. В отличие от Базарова он далек от народа и никогда не сможет его понять. Кирсанов берет пример с английской культуры: одежда, книги, манеры.
На протяжении всего романа автор сталкивает взгляды Кирсанова и Базарова по разным вопросам. Павел Петрович не может понять, как можно жить и ни во что не верить. Он считает, что без принципов могут обходиться только люди без нравственных ценностей. Точки зрения героев постоянно сталкиваются. И тогда мы видим, что Кирсанов – человек прошлой эпохи. На это указывает и история его жизни.
Павел Петрович, сын боевого генерала, мечтающий стать военным, благодаря своей целеустремленности к 28 годам добился действительно многого. Однако неудачная любовь к таинственной княгине Р перевернула всю его жизнь: он бросает службу и больше ничем не занимается. В образе Павла Петровича представлено целое поколение, которому остается только доживать свой век.
Еще один образ, необходимый для раскрытия главного героя, – образ Анны Одинцовой. Автор испытывает Базарова любовью. Одинцова – молодая богатая вдова двадцати восьми лет. Она умна, красива и, главное, ни от кого не зависима. Одинцова очень любит комфорт и жизненный покой. Именно боязнь разрушить спокойную жизнь и обрывает все любовные отношения героини с Базаровым. Однако Базаров, пойдя против своей теории, бесповоротно влюбляется к Одинцову и не проходит любовное испытание.
Другим представителем «отцов» является Николай Петрович Кирсанов. Однако он совсем не похож на своего брата. Он добр, мягок и романтичен. Николай Петрович предпочитает тихую, спокойную жизнь в древне. Он безумно любит сына Аркашу.
Аркадий Кирсанов – молодой образованный дворянин. Попав в чары Базарова, тоже пытается быть нигилистом. Но вскоре мягкий и сентиментальный герой понимает, что он не создан быть нигилистом.
Образы Аркадия и двух «псевдонигилистов» – Кукшиной и Ситникова – подчеркивают теорию нигилизма. Они стараются подражать Базарову, но выглядит это достаточно смешно. И Кукшина, и Ситников не имеют собственных взглядов. Образы эти даны как пародия на нигилизм. Описаны они Тургеневым сатирически.
Если Анна Одинцова является любовным испытанием для Базарова, а княгиня Р – для Павла Петровича, то есть еще женские образы, выполняющие ту же функцию. Образ Кати, в которую влюбляется Аркадий, нужен для того, чтобы он избавился от идей нигилизма. Фенечка она больше всего приближается к идеальному типу тургеневской девушки. Она проста и естественна.
Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, – простые и добрые люди, которые очень любят своего сына. Внешне Базаров относится к родителем сухо, но все же он любит их. Здесь сталкивается Базаров-теоретик и Базаров-человек.
Немаловажными в произведении являются образы простых мужиков. Базаров указывает на свою близость к народу, понимает все их проблемы, однако между ними нет взаимопонимания. Простой народ оказывается чужд Базарову.
И. С. Тургенев проявил огромное мастерство, описав различные типы героев, тем самым раскрыв образ главного героя – Базарова.
Главные герои
Евгений Васильевич Базаров
Главный герой, студент-медик 30 лет, нигилист.
Сын полкового лекаря, учится на медицинском факультете. К окружающему миру относится скептически, отрицает привычные ценности. В его образе преобладают ум, самоуверенность, лидерские качества. Умирает от заражения крови.
Подробная характеристика Базарова.
Николай Петрович Кирсанов
Отец Аркадия Кирсанова, 44-летний вдовец, дворянин.
Любит сына Аркадия. Спокойный и уравновешенный романтик. Долго переживал смерть любимой жены, после полюбил простую крестьянку Фенечку и женился на ней.
Подробная характеристика Николая Петровича Кирсанова.
Аркадий Николаевич Кирсанов
Молодой человек 23 лет, друг Евгения Базарова.
Романтическая душа, сентиментальный, мягкий и добрый человек. Дворянин, учился в университете, поддался влиянию Базарова. Верит в настоящие человеческие чувства.
Подробная характеристика Аркадия Кирсанова.
Павел Петрович Кирсанов
45-летний брат Николая Петровича, дворянин.
Бывший гвардейский офицер. Принципиальный аристократ, придерживается либеральных взглядов. Приверженец всего английского, самолюбивый. Пережив несчастную любовь, превратился в мизантропа, отдалился от родственников и уехал за границу.
Подробная характеристика Павла Петровича Кирсанова.
Глава 7
Павел Петрович сперва воспитывался дома, а затем в пажеском корпусе. Он всегда и всюду был всеобщим любимцем. Красавец, самоуверенный, немного насмешливый, он сводил женщин с ума и вызывал зависть мужчин.
Он жил в одной квартире с братом, но, в отличие от него, ни одного вечера не проводил дома. Читал он мало, зато славился смелостью и ловкостью. Его ожидала блестящая карьера.
Все изменилось, когда на одном балу Павел Петрович станцевал мазурку с некоей княгиней Р. и страстно в нее влюбился. Эта женщина изредка появлялась в свете, имела странную репутацию. Днем она была легкомысленна и кокетлива, а по ночам плакала и молилась. Она не была красавицей, но одевалась изысканно, и глаза ее смотрели завораживающим загадочным взглядом.
Как всегда, Павел Петрович быстро добился расположения женщины. Обычно победа охлаждала его чувства, но в этот раз он только крепче привязался к княгине. В ней все еще оставалось что-то заветное и недоступное, куда он не мог проникнуть.
Княгиня Р. Художник И. Архипов
На сердце у него было тяжело даже тогда, когда она его любила, но когда она к нему охладела, он чуть не сошел с ума. Он не давал ей покоя, терзался и ревновал. Ей это надоело, и она уехала заграницу. Павел Петрович подал в отставку и отправился за ней. Четыре года он скитался по чужим краям, гоняясь за возлюбленной. Ненадолго между ними снова завязались отношения, но ее чувства вскоре вновь угасли, и она уехала, а Кирсанов вернулся в Россию. Он попытался вновь вести прежнюю жизнь, и внешне у него это даже получалось, но внутри он уже не ждал ничего. Так бесцветно он провел десять лет.
Однажды Павел Петрович узнал, что княгиня Р. скончалась в Париже в состоянии близком к помешательству. В это же время Николай Петрович переживал смерть жены. Последние десять лет братья почти не общались, но в то время потери и горе сблизили их.
Некоторое время спустя Павел Петрович переехал к брату в деревню и больше не покидал ее. Друзей у него не было, он ни с кем не сближался. В деревне его считали гордецом, но при этом уважали.
Павел Петрович Кирсанов
Старший брат Николая Петровича. Настоящий аристократ, даже живя в деревне следит за своим туалетом и манерами. Главный оппонент Базарова. Считает, что жить без принципов невозможно, а все отрицать — это глупость и шарлатанство.
Много лет назад он был образцовым офицером и звездой светского общества, но влюбленность в княгиню Р. разрушила его жизнь и оставила лишь тоску и горестные воспоминания.
Павел Петрович Кирсанов. Художник П. М. Боклевский
Рассказав дядину историю, Аркадий добавил, что тот не раз выручал брата из беды деньгами и вообще всегда готов помочь.
Базаров же считал, что если мужчина раскис после любовной неудачи, то он и не мужчина вовсе. И что все чувства — это «романтизм, чепуха, гниль, художество».