Внешний конфликт в трагедии «Гамлет»
Трагедию В. Шекспира «Гамлет» справедливо относят к вечным произведениям. Трагедия была написана во второй период творчества писателя. Но история датского принца в литературе была известна гораздо раньше. Первая запись истории о Гамлете была сделана в 13 веке Самсоном Грамматиком. Также существовала пьеса о Гамлете, написанная Т. Кидом, но до нашего времени это произведение не дошло. В своей трагедии У. Шекспир использовал старый сюжет, наполнив его новым содержанием.
В трагедии Шекспира конфликт разворачивается на двух уровнях: на внешнем – противоборство действующих лиц, и внутреннем – столкновение противоположных намерений и чувств в душе главного героя.
Внешний конфликт в трагедии – столкновении Гамлета с королем Клавдием. В этом противостоянии можно выделить несколько сторон:
- нравственную,
- личную,
- историко-философскую,
- социальную.
Личная сторона внешнего конфликта заключается в том, что Гамлет стремится наказать короля Клавдия как убийцу своего отца и соблазнителя матери.
Узнав о смерти отца, Гамлет возвращается из Виттенбергского университета на родину. По официальной версии, король погиб от укуса змеи. Но принц сомневается в правдивости этой версии. Он с самого начала ощущает, что не все в королевском замке благополучно, видит, что все человеческие отношении и связи перепутаны. Гамлет потрясен новым браком матери с братом его покойного отца, Клавдием. Принц ожидал увидеть безутешную вдову отца, а увидел счастливую супругу дяди.
Ощущение неблагополучия в скором времени получает подтверждении в сообщении офицеров стражи. Гамлет невольно узнает, что перед королевским замком уже несколько раз в полночь появляется призрак отца, вооруженный «с ног до головы». Появление царственного призрака, по поверьям, было знаком неблагополучия и бедствий для страны.
В трагедии Шекспира Гамлет противопоставляется Клавдию. Гамлет – человек с высокими моральными принципами, Клавдий – аморальный властолюбец. Гамлет чтит отца как человека.
В Дании принц чувствует себя неуютно. С презрением относится к раболепию придворных, стремящихся угодить новому правителю. Придворные демонстрируют абсолютное моральное разложение, шпионят и предают. Королева Гертруда предала память о муже, сразу после похорон выйдя замуж за его брата.
У. Шекспир в «Гамлете» изображает падение нравов. Университетские друзья Гамлета, Гильденстерн и Розенкранц, соглашаются передать его в руки палача. Образы этих персонажей – символ карьеризма и беспринципности. Ради возвышения они готовы способствовать убийству своего друга. Принц сравнивает и х с губкой, впитывающей мнение короля. Но если это мнение нужно поменять, достаточно их выжать, и они станут впитывать другое мнение. Не случайно драматург изобразил двух героев, тем самым подчеркнув, что в Эльсиноре карьеризм и предательство не исключительное явление, и таких, как Гильденстерн и Розенкранц, много. Например, Озрик, придворный, который ради достижения высокой должности готов на любые подлости.
Писатель противопоставляет Гамлета и Клавдия и в плане социальном: народ любит принца, легко находящего взаимопонимание с людьми – и с актерами, и с могильщиками, и даже с пиратами. Клавдий не может избавиться от принца в Дании именно по этой причине. Короля Гамлет воспринимает как символ социального зла. После своего разговора с Призраком отца Гамлет думает не только о личном возмездии, но и о восстановлении справедливости.
Гамлет деятелен и смел, способен на решительные действия, прозорлив. Принц – умелый фехтовальщик, что демонстрирует в поединке с Лаэртом.
Анализ — идея трагедии принца датского Гамлета
Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.
Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства. А язык и строфа английского драматурга пленяют своим совершенством и оригинальностью, заставляют перечитывать произведения по нескольку раз, обращаться к спектаклям, слушать постановки, искать что-то новое, спрятанное в глубине веков.
Главные герои
Клавдий, король Дании — дядя Гамлета, совершивший братоубийство ради того, чтобы занять престол. После похорон бывшего короля женится на его вдове, королеве Гертруде. Эти поступки говорят о Клавдии как о человеке в высшей степени властолюбивом, хитром, подлом, коварном и двуличном. Клавдий расчетлив и жесток. Он ничего не делает прямо, открыто. Убийство он совершает исподтишка, влив белены в ухо спящему брату. Клавдий никого на свете по-настоящему не любит, и у него нет понятий о чести. Но муки совести он все же испытывает. И Гертруду он, впрочем, как-то по-своему любит, иначе убил бы Гамлета без долгих раздумий.
Королева Гертруда – мать принца Гамлета, остается вдовой убитого Клавдием короля недолго. Пока король, отец Гамлета был жив, она притворялась, что любит его. После его смерти она немедленно выходит замуж за его убийцу. Получается, что королева тоже легко идет на самые безнравственные и подлые поступки, она тоже двулична и жестока.
Принц Гамлет – узнает о совершенном его дядей и матерью преступлении из уст призрака отца. Когда узнает — впадает в состояние, близкое к умопомешательству. Он и без того уже был потрясен внезапной смертью отца и вероломством матери, сразу после похорон побежавшей под венец, да еще не с кем-нибудь, а с отцовым братом. И тут вдруг ему открывается такое, во что он долгое время никак не может до конца даже поверить.
По своему складу, Гамлет – натура сложная, противоречивая, колеблющаяся. Смириться и принять произошедшее ему не позволяет его врожденное благородство, но и решиться и начать действовать он тоже никак не может. Гамлет склонен к размышлениям, к бесконечной рефлексии, к бесконечному копанию в себе. Он должен все проверить и перепроверить, тысячу раз подумать, прежде чем приступить к осуществлению планов мести. Он сам сознает, что вязнет в собственных мыслях, это раздражает его, но и поделать с этим он ничего не может.
Гамлет пребывает в состоянии нерешительности. Чтобы протянуть время и понять, как ему быть, он надевает маску сумасшедшего и очень убедительно разыгрывает эту роль. Склонность к игре, мистификации, запутыванию окружающих – это вообще характерная гамлетовская черта.
Полоний – хитрый и подлый вельможа, который строит козни против Гамлета. Он постоянно что-то замышляет, он дает советы королю, как тому действовать, он берется подслушивать и подсматривать. На этом подслушивании, в конце концов, он и гибнет: Гамлет убивает его, проткнув шпагой прямо сквозь ковер, когда обнаруживает, что кто-то, укрывшись за ковром, пытается подслушать их с матерью разговор.
Но смерть Полония ведет к череде трагедий, окончившейся трагической развязкой. Начинается все с того, что из-за смерти Полония сходит с ума и погибает его дочь – Офелия. А сын Полония, Лаэрт, чувствует, что должен отомстить Гамлету.
Горацио – друг Гамлет, единственный из всех, кому Гамлет доверяет.
Лаэрт – сын Полония и брат Офелии
Лаэрт совсем не такой, как его отец. Он не лишен благородства, для него не пустые слова честь и долг. Лаэрт как раз и собирается исполнить сыновний долг и отомстить Гамлету за смерть отца и сестры. Только он не понимает, что, участвуя в поединке, он становится слепым орудием в чужих руках. Когда же он начинает это понимать, то уже слишком поздно.
Офелия – возлюбленная Гамлета. Это очень хорошая, милая девушка, которую Гамлет очень любит. Но она совершенно не понимает Гамлета. Она не настолько умна и не настолько развита. Не вполне понимая, что происходит, она то и дело встает на сторону его врагов.
Узнав о гибели отца, Офелия сходит с ума и в скором времени гибнет сама. Ее гибель похожа на самоубийство.
Призрак отца Гамлета – является Гамлету и рассказывает ему правду о своей смерти, о том ужасном преступлении, которое совершили его брат и жена. Призрак требует, чтобы Гамлет отомстил Клавдию, но чтобы при этом Гамлет не трогал мать.
Почему главный герой так много говорит и так мало действует?
Гамлет видит своё предназначение в том, чтобы восстановить попранный в королевстве порядок, однако на протяжении большей части пьесы он ничего не делает, чтобы осуществить задуманное.
Вопрос о том, почему размышления главного героя так редко приводят к действию, — главная загадка пьесы. Возможно, воля Гамлета парализована интеллектом? Или, может быть, стремление отомстить за убийство отца сталкивается в его сознании с христианским мировоззрением, исключающим месть как способ восстановить справедливость? Но как в таком случае объяснить внезапную решимость, с которой герой убивает Полония и отправляет на смерть Розенкранца и Гильденстерна — своих бывших друзей, согласившихся участвовать в сговоре против него?
При всём обилии монологов, позволяющих нам наблюдать за движением мысли Гамлета, герой никогда не проговаривает полностью, что у него на уме. Таким образом, мотивы поступков героя, как и черты его личности, ускользают от сколько-нибудь точного определения. По этой причине современный исследователь творчества Шекспира Гарольд Блум настаивал на том, что дать исчерпывающую характеристику личности Гамлета принципиально невозможно. К тем, кто пытается объяснить поступки героя, Блум обращает те же слова, которые сам Гамлет адресует Розенкранцу и Гильденстерну: «Вам кажется, что мои лады вы знаете, вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны».
Кто такой Йорик и какова была его судьба?
Йорик (англ. Yorick) — персонаж пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет», бывший королевский скоморох и шут. Его череп был вырыт могильщиком в 5 акте 1 сцене пьесы.
Гамлет: Покажи мне. (Берёт череп.) Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; он тысячу раз носил меня на спине; а теперь — как отвратительно мне это себе представить! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз. — Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки веселья, от которых всякий раз хохотал весь стол? (Акт 5, сц. 1)
В пьесе «Гамлет» Йорик — шут, которого знал и любил главный герой, — упоминается мёртвым. В сцене на кладбище могильщик выбрасывает из ямы его череп. В руках Гамлета череп Йорика символизирует бренность жизни и равенство всех людей перед лицом смерти. По черепу трудно сказать, кем был его обладатель, поскольку после смерти от человека остаются обезличенные останки, а тело становится прахом.
Шекспироведы расходятся во мнениях относительно этимологии имени героя. Одни считают, что «Йорик» происходит от скандинавского имени Эрик; другие полагают, что это датский эквивалент имени Георг, а третьи, что это имя образовано от имени Рорик, так называли деда Гамлета по материнской линии. Некоторые же считают, что возможным прототипом Йорика явился актёр-комик Ричард Тарлтон — любимый шут Елизаветы I.
Темы
- Месть Гамлета. Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
- Любовь Гамлета. До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
- Дружба Гамлета. Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.
Почему Гамлет ставит перед собой такую глобальную задачу — восстановить расшатавшийся век?
В мире пьесы оказываются расшатаны сами основы мироздания. Поступки короля, королевы и их подчинённых привносят хаос в отношения между супругами, друзьями, живыми людьми и умершими, человеком и Богом. И тем не менее этот мир в лице тех же героев усиленно поддерживает иллюзию порядка.
Иллюзия всеобщего благополучия, прикрывающая нарастающий хаос, — то, против чего восстаёт Гамлет: при первом же появлении на сцене он заявляет о своём категорическом неприятии «того, что кажется» и на протяжении всего действия стремится увидеть мир таким, каким он является на самом деле, восстановить его в том виде, в котором он должен быть.
Главные герои и их характеристика
- Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
- Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
- Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
- Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
- Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
- Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
Мемы[править]
Нажмите для проигрывания
Теннант в роли Гамлета, постановка BBC
Отсылками к Гамлету переполнено чуть менее, чем всё искусство последних двух веков. По этой причине полный список мемов дать невозможно. Актуальность шекспировских мемов даёт основание присвоить ему звание первого луркоёба, луркоёбствовавшего задолго до Лурка.
- Кто здесь? — начало пьесы. Половина анекдотов о дрочащих в театрах/кинотеатрах имеет такую развязку.
- Быть или не быть — вот в чём вопрос? Первая фраза знаменитого монолога Гамлета о том, стоит ли покоряться пращам и стрелам яростной судьбы или восстать, вооружиться и погибнуть. Говорится либо в момент критического выбора, либо шутливо о чьих-то колебаниях.
- И начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия — из того же монолога. Применимо к любому пафосному проекту, скатившемуся в УГ.
- Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
- О, что за гордый ум сражён! — слова Офелии после объяснения с Гамлетом.
- О женщины, вам имя — вероломство!; Башмаков ещё не износила — принц негодуэ, что мать так быстро забыла отца. Употребляется для иронии по поводу быстрой перемены чувств, убеждений и вообще женской ветрености и непостоянства.
- Распалась связь времён — монолог Гамлета в конце первого действия. Говорят в случае революций, кризисов, ну или желая поругать молодёжь.
- Прогнило что-то в датском королевстве — аналогично, или предваряя политический срач.
- Слова, слова, слова — ответ Гамлета на вопрос Полония, что тот читает. Употребляется для обвинения в пустозвонстве.
- Офелия! О нимфа! Помяни меня в своих молитвах — на русском смиксован из двух вариантов перевода, Н. Полевого и Н. Кетчера.
- Что он Гекубе, что ему Гекуба? — Гамлет восхищен искусством актёра, рассказывавшего со сцены о страданиях Гекубы. Говорится, когда нечто кому-то глубоко неинтересно.
- Не пей вина, Гертруда! — пьянство не красит дам.
- Бедный Йорик! — обращение Гамлета к черепу придворного шута, к которому принц был привязан в детстве. Иронически говорится о бренности всего сущего. Лучше не употреблять при родственниках покойного.
- Goodnight, sweet prince — без комментариев.
- Дальше — тишина! — финал пьесы.
Сочинения
Шекспир – писатель, который написал много прекрасных произведений, что известны по всему миру. Одна из таких работ – это пьеса «Гамлет», где переплелись разные судьбы и затронуты общественные и политические вопросы 16-17вв. Здесь в трагедии показаны и предательство, и желание восстановить справедливость. Читая произведение, мы с героями переживаем, ощущаем их боль, потерю.
Шекспир Гамлет главные герои произведения
В своей работе «Гамлет» Шекспир создал разных героев, чьи образы неоднозначны. Каждый герой трагедии «Гамлет» Шекспира – это отдельный мир, где имеются свои недостатки и положительные стороны. Шекспир в трагедии «Гамлет» создал разнообразных героев произведения, где есть как положительные, так и отрицательные образы.
Образы героев и их характеристика
Так, в работе мы знакомимся с Гертрудой – матерью Гамлета, которая была умной, но слабовольной. Сразу после смерти мужа, выходит замуж за его убийцу. Ей неизвестно чувство материнской любви, поэтому она легко соглашается стать сообщницей Клавдия. И только после того, как она выпила яд, что предназначался ее сыну, она поняла свою ошибку, поняла, насколько ее сын мудрый и справедливый.
Офелия, девушка, которая до последнего вздоха любила Гамлета. Она жила в окружении лжи и шпионажа, была игрушкой в руках своего отца. В конце концов, сходит с ума, так как не вынесла испытаний, что выпали на ее судьбу.
Клавдий – идет на братоубийство, лишь бы достичь своих целей. Подлый, хитрый, лицемер, который к тому же был умен. Совесть у этого персонажа имеется и она его также мучит, не давая в полной мере насладиться своими грязными достижениями.
Розенкранц и Гильденстерн – яркий пример того, какими не должны быть настоящие друзья, ведь друзья не предают, а здесь, делая характеристику героев произведения «Гамлет» Шекспира, видим, что эти герои легко предают принца, став шпионами Клавдия. Они с легкостью соглашаются отвезти послание, в котором говориться об убийстве Гамлета. Но в итоге судьба играет не на их руку, ведь погибает в итоге не Гамлет, а они сами.
Горацио же, напротив, настоящий друг до последнего. Он вместе с Гамлетом переживает все его тревоги и сомненья и просит Гамлета, после того, как почувствовал неизбежный трагический конец, подышать еще в этом мире, да рассказать все о нем.
Вообще, все персонажи по-своему яркие, незабываемые, неповторимыми и среди них, конечно же, невозможно не вспомнить в произведении Шекспира «Гамлет» образ самого главного героя, того самого Гамлета – датского принца. Этот герой многогранен и имеет обширный образ, что наполнен жизненным содержанием. Вот мы видим ненависть Гамлета к Клавдию, при этом он замечательно относиться к актерами. Он может быть грубым, как в случае с Офелией, и может быть обходительным, как в случае с Горацио. Гамлет остроумен, хорошо владеет шпагой, он боится божьей кары, но в то же время, богохульствует. Он любит мать, несмотря на ее отношение. Гамлет равнодушен к престолу, всегда с гордостью вспоминает отца, много думает и размышляет. Он умен, не высокомерен, живет своими мыслями, руководствуется своим суждением. Словом, в образе Гамлета мы видим многогранность человеческой личности, который задумывался о смысле существования людей, поэтому он и произносит всем известный монолог: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».
Характеристика героев по произведению Шекспира «ГАМЛЕТ»
4 (80%) 3 votes
Смысл
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.
To sum up[править]
Аффтар. Канонiчный портрет.
На самом деле оценка сюжета пьесы крайне сложна, ибо зависит от того, на что обращать внимание. Видеть в сюжете только средневековую былинную историю об убийстве двух королей, одного принца и трагической гибели юной нимфы так же неверно, как и интерпретировать сюжет исключительно с позиций индивидуального и коллективного бессознательного, эзотеризма и мистицизма, жреческого знания и прочей околонаучной хуиты
Ясно, что Шекспир имел в виду прежде всего годную к театральной постановке захватывающую историю, на которую бы клевали театры и шли зрители. Но с чем связана поразительная живучесть шекспировских сюжетов и «Гамлета» в частности? Истина, как всегда, где-то рядом. Поисками её на протяжении нескольких сотен лет заняты литературоведы и критики разных стран, тысячи их. Исследованию пьесы посвящены эссе, статьи и целые книги, кандидатские и докторские диссертации. Шекспир, что и говорить, всем дал просраться. Хотя сам, скорее всего, не подозревал о масштабах поиска глубинного смысла, который замутят потомки.
Не вызывает сомнения лишь метафоричность сюжета пьесы, представляющей собой, подобно библейским историям, притчу — но в чём подлинный смысл действий, исканий и метаний Гамлета? Является ли пьеса путеводителем по человеческому бессознательному, вскрывающим содержащиеся в нём архетипы? Заложено ли в ней так называемое ведение королей, содержащее подлинные механизмы обретения и удержания власти? Дополнительная прелесть — именно в драматургическом характере произведения. То есть Анон, прочитавший и осмысливший пьесу, имеет over 9000 возможностей воочию увидеть на сцене или на экране её трактовку другими Анонами. Что ещё больше раскалывает ему моск.
Всё вышесказанное касается и персоны главного героя. Достаточно сравнить прочтение образа Гамлета хотя бы киноактёрами, игравшими его в наиболее популярных экранизациях, чтобы оценить многообразие трактовок этого образа. Например, Мел Гибсон играет натурального сумасшедшего, лишь изредка приходящего в сознание, что у него с успехом получается, видимо, благодаря особенностям личной биографии. Гамлет в исполнении Смоктуновского — циничный расчетливый мизантроп, который снимает маску тонкого тролля только с теми людьми и в тех ситуациях, когда рассчитывает сделать людей лучше (объяснение с Гертрудой, заканчивающееся раскаянием последней, извинение перед Лаэртом в преддверии дуэли). Вообще, количество театральных воплощений, а следовательно, и трактовок образа сабжа не поддаётся исчислению. Есть мнение, что Гамлет — первый в мировой драматургии по-настоящему яркий образ «лишнего человека» — окружённого непониманием и неприятием окружающих, действующего и думающего вразрез с традициями социальной среды. И в этом его огромное значение.
История создания персонажа
В бытность Уильяма Шекспира произведения для постановок в театрах создавали на основе существующих пьес. «Гамлет» не стал исключением — еще в VIII веке датский летописец Саксон Грамматик записал легенду о принце Гамлете (в оригинале имя звучит как Амлед), входящую в свод скандинавских саг.
По ее мотивам современник и соотечественник английского драматурга (предполагают, что это был Томас Кид) сложил пьесу, которая ставилась в театрах, но не сохранилась до наших дней. В те времена ходила шутка о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи».
В период 1600–1601 годов Шекспир просто переделал литературное произведение. От скандинавского первоисточника работа великого поэта отличалась утонченностью художественной канвы и смысла: автор сместил акцент с внешней борьбы на духовные страдания главного персонажа.
При жизни Шекспира пьеса в жанре трагедии претерпела три издания. Однако исследователи считают, что все они созданы без разрешения автора и считаются «пиратскими», потому что в каждом полностью записаны лишь некоторые монологи, тогда как речи других персонажей либо представлены скудно, либо вовсе отсутствуют. Дело в том, что издатели платили актерам за тексты пьес, но лицедеи могли дословно воспроизвести только свои слова в постановке.
Позднее литературоведам удалось составить полный текст трагедии. Современное деление пьесы на акты и действия не принадлежит автору. «Гамлет» был несколько раз переведен и в России. Популярными переводческими версиями знаменитой трагедии Шекспира считаются работы Михаила Лозинского и Бориса Пастернака. Последний наделил произведение более ярким художественным языком.