Формирование культуры межнационального общения у дошкольников

УДК 373.2

Ключевые слова:

воспитание, культура межнационального общения, дети дошкольного возраста, сюжетно-ролевая игра

Аннотация

Аннотация. Статья раскрывает психолого-педагогические возможности сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры межнационального общения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Литература

Список литературы:
1. Акулова А.А. Толерантность и культура межнационального общения : учебно методическое пособие. Краснодар : Просвещение Юг, 2013. 305 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. : Аспект Пресс, 2014. 672 с.
3. Донгаузер Е.В. Педагогика межнационального общения. Высшее профессиональное и дополнительное образование : сборник программ / науч. ред. А.А. Симонова. Екатеринбург : Ажур, 2017. С. 125–135.
4. Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX – начало ХХ вв. М. : Аспект Пресс, 2013. 164 с.
5. Короткова Н.А. Сюжетно ролевая игра старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2015. № 3. С. 81–89.
6. Маханькова К.Е., Донгаузер Е.В. Методы формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : сборник статей. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2019. С. 68–75.
7. Подивилова О.Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика. 2015. № 2. С. 181–185.
8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми. М. : Мозаика Синтез, 2014. 64 с.
9. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2012. № 7. С. 19–30.
10. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : ВЛАДОС, 2012. 360 с.
References:
1. Akulova A.A. Tolerantnost’ i kul’tura mezhnacional’nogo obshcheniya: uchebno metodicheskoe posobie. Krasnodar : «Prosveshchenie YUg», 2013. 305 p.
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. M. : Aspekt Press, 2014. 672 p.
3. Dongauzer E.V. Pedagogika mezhnacional’nogo obshcheniya. Vysshee professional’noe i dopolnitel’noe obrazovanie : sbornik programm / nauch. red. A.A. Simonova. Ekaterinburg : Azhur, 2017. P. 125–135.
4. Zaharova L.M. Problema formirovaniya u doshkol’nikov pozitivnogo otnosheniya k lyudyam raznyh nacional’nostej v otechestvennoj pedagogike, vtoraya polovina XIX nachalo ХХ vv. M. : Aspekt Press, 2013. 164 p.
5. Korotkova N.A. Syuzhetno rolevaya igra starshih doshkol’nikov // Rebyonok v detskom sadu. 2015. № 3. P. 81–89.
6. Mahan’kova K.E., Dongauzer E.V. Metody formirovaniya kul’tury obshcheniya detej starshego doshkol’nogo vozrasta // Aktual’nye problemy sociogumanitarnogo obrazovaniya : sbornik statej. Ekaterinburg : Ural’skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2019. P. 68–75.
7. Podivilova O.N. Tekhnologiya vospitaniya tolerantnoj kul’tury u detej starshego doshkol’nogo vozrasta // Pedagogika. 2015. № 2. P. 181–185.
8. Smirnova E.O., Holmogorova V.M. Razvitie obshcheniya detej so sverstnikami. Igry i zanyatiya s det’mi. M. : Mozaika Sintez, 2014. 64 p.
9. El’konin D.B. Psihologicheskie voprosy igry doshkol’nika // Doshkol’noe vospitanie. 2012. № 7. P. 19–30.
10. El’konin D.B. Psihologiya igry. M. : VLADOS, 2012. 360 p.

Опубликован

2020-06-01

Как цитировать

Донгаузер Е. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 2. С. 54-62. URL: http://bppasu.ru/article/view/8082.

Выпуск

Том 2 № 2 (2020): Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета

Раздел

Статьи

Праздники как средство воспитания КМО

Универсальные средства межнационального воспитания – это народные праздники. Мир культуры народов многомерен и очень разнообразен. Он ритмичен и отражает быт народа. Праздники являются частью одного из древних культурных элементов. Они имеют общечеловеческие корни, позволяют продемонстрировать особенности культуры, национальные черты характера. Праздник – это общественное явление.

Элементом народных праздников становятся игры

Существуют работы, которые подчеркивают, Насколько важно широко использовать народные игры при работе с детьми дошкольного возраста

Специалисты, которые изучают народные игры, пишут, что ни помогают развивать такие качества, как сообразительность и юмор, смекалку и мудрость.

Существует множество игр, которые формируют согласованность действий для достижения общего результата. Сюда относится и командная игра, и хороводы.

Широко распространены игры типа «делай как я» или игры, где ловят другого человека. Все это формирует чувство локтя и учит понимать других людей. Вместе с этим они позволяют человеку выражать собственные черты характера, выбирая мимику, особенности речи и движения.

Танцы в воспитании межнационального общения

Народные танцы также являются элементом этнической культуры. Они оказывают больше значение в воспитательном процессе на межнациональную культуру дошкольников.

Танец – это способ, позволяющий символически выразить свое мировоззрение и взгляды с помощью жестов и движений. Искусство танцев в том или ином виде присутствует практически в каждой культуре.

Знакомство дошкольников с танцами должно состоять из трех этапов:

  1. Эмоционально-познавательный. Ребенок изучает культурные особенности народа, его отношение к природе и к людям, к окружающему миру. Знакомится с традициями и сказками.
  2. Игровой. Дошкольники изучают основы танцевального искусства народа с помощью игр с элементами народной музыки и пения, повторяют простые танцевальные элементы, чтобы образно передать суть движений.
  3. Постановочный. Подразумевает то, что будут изучаться и исполняться народные танцы.

Также полезно проводить с детьми беседы и рассказы о тех народах, которые проживают в России и во всем мире. Нужно знакомить их с культурными особенностями народностей, читать им соответствующие художественные книги.

Узнавая об истории, дошкольники получают знания о том, что у их народа есть общее прошлое с другими народами. Поэтому дети начинают чувствовать собственную принадлежность к определенным культурам, свою сопричастность к событиям, которые происходят в родном городе или стране.

Дидактические игры необходимы, чтобы приучать дошкольников соблюдать культурные традиции. Т.Ю. Бурмистров писал о том, что игры в воспитательном процессе играю важную роль и помогают развивать представления о народах России .

Он писал о том, что можно выделить две категории игры:

  1. Игры, с помощью которых можно познакомиться с географией свой страны.
  2. Игры, которые помогают ребенку познакомиться с иностранными языками.

Так, для развития межнациональной культуры общения необходимо проводить следующие игры.

  1. «Оденем куклу на праздник».

Задача игры: одеть куклу согласно национальным особенностям.

Задания:

  • Одеть куклу и назвать каждый элемент ее костюма.
  • Выбрать один из нескольких национальных костюмов так, чтобы он принадлежал к определенному народу.
  • Рассказать о празднике, который кукле нужно будет праздновать, станцевать или исполнить песню этой национальности.
  1. «Встречаем гостей».

Задача: закрепить представления дошкольников об особенностях национальной культуру, систематизировать знания о разных этнических общностях, обучить правилам национального этикета. Развивать культуру общения.

Действия: в зависимости от того, к какой национальности относится гость, поприветствовать его на его родном языке, накрыть стол и угостить его традиционными блюдами его культуры.

Материал: куклы в разных национальных костюмах, национальные блюда и муляжи.

  1. «Волшебные слова».

Задача: закрепить способность использовать «волшебные» слова родного языка: говорить спасибо и пожалуйста, здороваться и прощаться. Формировать национальную культуру общения.

Действия: передавать мяч друг другу, называть слова на разных языках. Первый раз – на русском, второй раз – на татарском, затем на украинском и т.п.

  1. «Кто где живет».

Цель: запомнить названия стран, кто в них живет. Дети должны осознать, что на земле существует множество разных стран.

Материал: мяч.

Действия:

Педагог говорит:

— давайте узнаем о жителях разных стран. Я буду называть страну и бросать мяч. А вы будете ловить его и называть жителей этой страны. Кто живет в России? – Россияне. А кто в Грузии – Грузины. И т.п.

  1. «Назови слово».

Цель: помочь детям узнать, в чем заключаются различия разных народных языков.

Материал: аудиозапись с песнями детей из разных народов.

Ход: Дети, сегодня мы узнаем слово мама на разных языках мира. Послушайте, как это слово звучит на английском…

Видите, языки народов очень сильно отличаются. У каждого языка есть свои особенности, но все они очень красивые.

Фольклор в процессе воспитания межнационального общения

Большую роль в этом играет фольклор, постоянно обращаясь к которому можно сделать более разнообразную и богатую речь. Когда дети знакомятся с поговорками и пословицами, они чувствуют разнообразие мира, привыкают к тому, как он многогранен, не бояться отличаться от других. Благодаря народным сказкам дети приобретают представления о том, что такое добро, и что такое зло.

Также важно правильно организовать предметно-развивающую среду. С ее помощью можно преподнести детям разнообразную информацию о том, насколько многообразной является культура России

Можно использовать книги о народах страны.

Причем можно даже приносить книги на разных языках, чтобы дети могли воочию увидеть, как выглядят эти языки. Они будут понимать, насколько разнообразна устная и письменная речь.

Также очень важно демонстрировать детям музыкальные инструменты разных народов, давать прослушать музыку, показывать предметы быта, особенности прикладного творчества и национальных костюмов. Нужно помочь детям осознать главную мысль о том, что не важно, какая у человека национальность

Важны его поступки и дела. Нужно закреплять представления у детей о том, каковы ценности многонациональной среды

Нужно помочь детям осознать главную мысль о том, что не важно, какая у человека национальность. Важны его поступки и дела

Нужно закреплять представления у детей о том, каковы ценности многонациональной среды.

Для этого нужно использовать разные виды деятельности как во время специально организованных занятий, так и в свободные режимные моменты. Например, педагог может целенаправленно организовать тематические театрализованные постановки, занимать детей исследовательской и продуктивной деятельностью или проводить игры.

Особенность дошкольного возраста в том, что нужно выбирать такие методы и средства развития межнациональной культуры, которые бы учитывали психологические особенности детей, связанные с возрастом.

Сказки содержат в себе большой смысл, который позволяет правильно смотреть на жизнь. Они наделяют ребенка пониманием того, что наивысшая ценность в жизни – это сам человек. Именно благодаря сказкам дети приобретают глубокие познания  о жизни, о проблемах людей и о том, как эти проблемы нужно решать. С помощью сказок можно оказывать сильное воздействие на личность детей, что полезно для воспитательной работы и творческого развития.

Восприятие сказок – это процесс, когда дошкольник начинает ставить себя на позицию персонажей, и пытается мысленно преодолевать те трудности, которые стоят на его пути.

Малые фольклорные жанры отличаются своей лаконичностью и поэтичностью образов. Они важны, чтобы запоминать нравственные нормы, поведенческие правила, навыки взаимодействия.

Задачи воспитания культуры межнационального общения

Не существует строгих границ в том, как решать названную задачу. Ведь все стороны воспитательной работы взаимосвязаны между собой. Нужно решать следующие задачи:

формировать чувство симпатии к представителям разных национальностей;

  • развивать желание дружить с ними, раскрывать их нравственные качества;
  • воспитывать уважительное отношение к народам.

Необходимо, чтобы у детей были правильные социальные ориентиры: о человеке нужно судить не по его национальности, а по его поступкам и делам.

Чтобы решить все эти задачи, необходимо помочь детям усвоить определенные знания о четырех-пяти народностях:

  • где они живут;
  • как они трудятся;
  • как выглядит их жилище;
  • на каком языке они разговаривают;
  • особенности народного творчества;
  • особенности искусства;
  • нравственные качества, присущие этому народу.

Развитие подобных представлений происходит в разных типах деятельности: игровая деятельность, изобразительная и познавательная.

Народные игры в воспитании межнационального общения

Народные игры формируют у детей любовь к родному народу, учат почитать старших, проявлять сострадание и милосердие, приобретать общественные поведенческие привычки.

Особое средство межнационального воспитания дошкольников – это использование народных игрушек, которые представляют собой то общее, что связывает детство представителей всех народов. Национальные игрушки помогают обобщить верования и обычаи разных народов.

Уже во время дошкольного детства человек может подметить для себя человеческие ценности и идеалы, которые важны для окружающих его людей. Он это отражает в своей деятельности.

Это могут быть свистульки, фигурки птиц и животных, образы из сказок, куклы – все это в интересной форме вводит детей в историю своего народа и своей страны. Они учат детей традиционным методам взаимодействия с окружающей средой. Дети знакомятся с методами взаимодействия национальных культур с природой. Они изучают специфику традиционных систем обеспечения жизни в разных народах, изучают социально-культурные и природные особенности обитания этих народов.

Большую роль среди разных игрушек играет кукла, которая с древних времен занимает главное место среди игрушек. Куклы часто связывали с жизнью человека. Считалось, что существуют куклы, которые могут охранять ребенка от злых духов, от разного рода болезней и бед. Их называли оберегами.

Другие куклы имели чисто игровую функцию – они помогали детям развиваться, выстраивать отношения друг с другом. Играя в эти куклы, дети приобретали нравственные качества, учились гуманному отношению к другим.

Также были куклы обрядового назначения, которые символически позволяют познакомиться с традициями и с принятыми в этносе формами взаимодействия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий