Физическое воспитание детей в семье

Влияние семьи на физическое воспитание ребенка

Семья — то место, где дети проводят большую часть времени, смотрят на родителей в каждом их действии и берут пример с них во всем. От того, какова роль семьи в физическом воспитании ребенка, будет зависеть дальнейшая активность. Родители закладывают фундамент физической культуры личности, который дальше будет формировать школа, а впоследствии уже и сам человек.

Пока психика ребенка гибкая, а восприимчивость к убеждениям высокая, нужно прививать положительное отношение к физической активности: упражнениям, зарядке, играм, прогулкам. Организация совместного семейного досуга с такой направленностью поможет укрепить как семейные отношения, так и здоровье всего организма.

Промышленная камера шоковой заморозки.

Очень важен личный пример взрослых: ребенок сначала будет подражать на инстинктивном уровне, позже это войдет в положительную привычку.
Поскольку организм еще слабый и неокрепший, то задача родителей — разработать систему физического воспитания детей, комплекс мер по укреплению их здоровья и соблюдать нормы гигиены и технику безопасности физических процедур на должном уровне.

Осанка — одна из важнейших основ здорового организма

Правильная постановка позвоночника убережет от возможных заболеваний опорно-двигательной системы в будущем, поэтому очень важно следить за ребенком, когда он сидит за столом, спит

Необходимо обращать внимание детей на неправильную осанку, объясняя, насколько это важно, подавая личный пример. Для правильного положения позвоночника во время сна постель не должна быть слишком мягкой — в таком случае искривления не избежать. Лучше всего использовать ортопедический матрас

Лучше всего использовать ортопедический матрас

Чем больше двигательной активности у ребенка, тем меньше риск неправильной осанки

Лучше всего использовать ортопедический матрас. Чем больше двигательной активности у ребенка, тем меньше риск неправильной осанки.

Питание — в физическом воспитании детей имеет большое значение. Правильная пища для всей семьи — залог здорового организма. Сочетание нужного количества витаминов и микроэлементов будет заряжать ребенка силой для физически активных занятий.

Следует помнить, что ребенок не должен чрезмерно уставать. Задача физического воспитания детей в семье — укрепить здоровье ее младшего члена, а не лишить его сил после неподъемной нагрузки.

Формы физического воспитания в семье

Методы и подходы к физическому воспитанию разнообразны, главный принцип – игровая форма занятий. Шутки, доброжелательная обстановка, участие взрослых всегда предпочтительны. Во время игр детям необходимо проявление эмоций, фантазии, тогда занятия пойдут на пользу, будут желанны.

С самыми маленькими игры носят больше имитационный характер. Малыши машут «крыльями» как воробышки, прыгают как зайчики, изображают цаплю и кошечку. На первых занятиях не обязательно безупречное выполнение упражнений. Малышам лучше не переутомляться, иначе они потеряют интерес к активным играм.

С ребятами постарше совершенствуют ходьбу, бег, прыжки, дают задания на улучшение координации, выносливости организма, развитие основных мышц. Подвижные игры также подбирают в соответствии с возрастом.

Физическое воспитание детей в семье

Организация: ГБДОУ ДС № 90 Приморского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

В наше время, когда стремительно развивается уровень технического прогресса, условия жизни людей становятся значительно лучше. Однако, есть и обратная сторона медали. Это гиподинамия, или малоподвижность. Особенно эта проблема в последнее время актуально в отношении детей. Мобильные телефоны, компьютеры, планшеты все больше входят в их жизнь и занимают в ней значительное место. Приходя из детского сада или школы, многие дети все свободное время проводят наедине с телевизором или играя в компьютерные игры. Большинству родителей, чтобы обеспечить своих детей необходимыми материальными благами,  приходится очень много работать. На физическое воспитание своих детей времени и сил практически не остается.  Но родители должны понимать, что недостаток двигательной активности приводит к таким нарушениям в здоровье ребенка, как избыточный вес, нарушение осанки, развитие заболеваний сердечно – сосудистой системы. Эти нарушения нередко в наше время развиваются же у детей младшего школьного возраста. Занятия в школе становятся все труднее с каждым годом,  и требует от ребенка значительных нервно-психических и умственных напряжений

Уделять время физическому воспитанию в семье очень и очень важно, так как только хорошо подготовленный физически и организованный ребенок может противостоять таким большим нагрузкам. К сожалению, ни детский сад, ни школа не могут в полном объеме обеспечить детям правильное физическое воспитание, поэтому оно должно осуществляться в семье

И обязательно на личном примере родителей. Для этого даже совершенно не требуются какие-то значительные финансовые затраты

В нашем государстве в последнее время спорту и ЗОЖ уделяется значительное внимание. Можно совершенно бесплатно заниматься на спортивных площадках, оборудованных тренажерами, играть в спортивные игры на стадионах, гулять в современных парках

Главное, чтобы родители понимали, насколько это важно и необходимо для развития их детей.  Общая деятельность в процессе физического воспитания объединяет семью, укрепляет нравственный климат, создает семейные  традиции и общие интересы. И, несомненно, выполняет свою основную функцию – помогает ребенку вырасти здоровым и счастливым человеком!. Список литературы:

Список литературы:

1. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. – М.: Феникс, 2017

2. Бондаревский Е.Я. Родителям о физическом воспитании детей. М.: Знание, 2014

3. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 2019

4. Сермеев Б.В. и др. Физическое воспитание в семье. К.: Здоровья, 2012

Опубликовано: 02.04.2020

Роль семьи

Благотворно на психику ребенка и его физическое развитие повлияет семейный поход. Необходимо проложить наиболее интересный маршрут, оптимально выбрать путь, который будет проходить через местность с разнообразным рельефом — лес, поле, речка, наличие препятствий (упавшее дерево, ручей на пути). Все это только обрадует детей.

В летнее время поход можно сопровождать привалами с активными играми и водными процедурами

В организации похода важно рассчитать примерное время на прохождение дистанции и места для остановки. При наличии на пути препятствий следует убедиться в безопасности их преодоления

Плавание — упражнение, которое задействует все группы мышц и оказывает положительное воздействие на организм не только ребенка, но и и взрослого человека. С самого раннего возраста во время купания малыша нахождение в воде дает ему положительные эмоции. Научить ребенка плавать можно самостоятельно без посещения бассейна. Начиная с небольшой глубины, показывая движения и помогая их выполнять, постепенно можно приучить ребенка к воде и сформировать первичные умения держаться на ней без страха.

Зимой прогулки на свежем воздухе можно осуществлять на лыжах. Буквально с 3 лет на ребенка можно подобрать лыжный комплект по размеру. Лыжные прогулки не должны проходить через опасные места и крутые перепады высот. Оптимальным будет идти по уже имеющейся лыжне на ровной местности.

Бег — упражнение, доступное в любое время года при хорошей физической подготовке. Начинать лучше в теплые и сухие месяцы, чтобы неокрепший организм не подвергался излишнему переохлаждению. Такой вид физической активности благотворно влияет на сердечный ритм, дыхательный аппарат. Он помогает развить выносливость.

Гимнастика помогает развить вестибулярный аппарат, координацию движений, гибкость мышц. Особенно занятия гимнастикой рекомендуются для девочек, поскольку она помогает сформировать грациозную осанку и походку. Занятия легкой атлетикой подойдут для любого малыша: они укрепляют опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему.

Таким образом, организация занятий по физподготовке малышей — важнейшая задача. Физическое воспитание детей в семье должно быть основано на собственном положительном примере и дружной обстановке в семье. При этом малыш будет с радостью выполнять упражнения и укреплять свой организм.

Без здоровой семьи нет здорового общества

О роли семьи в физическом воспитании ребенка сказано много. Несмотря на известность вечных постулатов, что здоровье закладывается еще в утробе матери, ребенка нужно начинать воспитывать в то время, когда он еще лежит «поперек лавки», наблюдается печальная картина.

Уже у младших школьников заметны искривления осанки, плохое зрение. Много детей болезненных, неуравновешенных, с избытком массы тела. Большинство подвижным играм со сверстниками предпочитают компьютер. Занятым родителям проще обойтись на ужин пиццей, чем задумываться о правильном питании, а выйти на воздух с собакой, мячом – подвиг, отложенный до воскресенья.

Самый передовой педагогический коллектив не исправит проблемы родом из раннего детства. Основа успешного воспитания – семейный уклад. Здесь зарождается интерес ребенка к спорту, активность будущего гражданина во всех сферах деятельности. На этом пути составляющими побед станут здоровый образ жизни, коллективные прогулки, занятия, игры. Глубокому восприятию воспитательных установок способствует только личный пример. Курящий и болтающийся на турнике папа воспитает примерно такого же сына. Если мама кормит по утрам бутербродами, а не кашей, детям дана установка не пачкаться и не шуметь – ждите болезней, проблем во взаимоотношениях.

Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте

В физическом становлении детей дошкольный период наиболее важен. Для формирования сложных навыков движений полезно заниматься плаванием, учить ребят стоять на лыжах и коньках, держать равновесие на велосипеде. В детском саду сложно обеспечить каждому ребенку страховку и индивидуальную помощь, поэтому такие виды в основном практикуются в семье.

Плаванием можно заниматься буквально с рождения. Оно равномерно развивает все группы мышц, хорошо влияет на дыхательную систему, формирует выносливость, дает закалку. Особенно полезно для тех, кто часто простужается.

Лыжи способствуют силе и координации движений. Свежий морозный воздух обогащает кислородом, закаливает.

Художественная гимнастика, коньки формируют осанку, грацию, помогают сбросить вес, развивают чувство ритма.

Легкая атлетика также положительно влияет на гармоничное развитие, формирует красивую фигуру, гиперактивным детям помогает реализовать лишнюю энергию.

Боевыми искусствами можно заниматься с раннего возраста. Они дают азы философии, учат спокойствию, сдержанности, ловкости. Полезны детям, плохо справляющимся со стрессами, агрессивным.

Рекомендуем: Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Спортивный инвентарь дома

Оборудование дома собственным спортивным комплексом и наличие инвентаря делает спорт доступным для ребенка. Можно заниматься и без него, но привлекательные физкультурные снаряды значительно повышают мотивацию у дошкольника. Задача родителей – следить за правильностью использования инвентаря и корректно поправлять при ошибке.

Спортивные принадлежности для использования дома:

Спортивный инвентарьЕго значение в физическом воспитании
Мяч
  • Развитие точности броска.
  • Совершенствование движений.
  • Формирование сноровки и двигательной активности.
Скакалка
  • Развитие стойкости.
  • Улучшение координации.
  • Внимательность при выполнении упражнения.
Кегли
  • Совершенствование точности броска и внимательности.
  • Меткость и ловкость движений.
  • Точная координация и согласованность действий.
Фитбол
  • Укрепление разных групп мышц в зависимости от упражнений.
  • Ловкость, координация.
Детские тренажеры
  • Улучшение работы всего тела.
  • Развитие чувства устойчивости, координации.
Стенка для гимнастики с турником, брусьями, кольцами и пр.
  • Улучшение сноровки, силы, гибкости.
  • Формирование выносливости, упорства.
  • Совершенствование всех систем и мышц.

Для занятий на улице подойдут спортивные принадлежности для активных игр. Это могут быть мяч, лыжи, ролики, самокат и др. Необязательно покупать сложные тренажеры и стенки. Скамьи и другие приспособления для упражнений родители изготавливают своими руками, на дачном участке или во дворе дома. От этого значение физического воспитания в семье не становится меньше.

Цели и задачи физвоспитания детей

С какой целью применяется физическое воспитание? Прежде всего, для того, чтобы создать условия, при которых ребёнок будет здоровым, жизнерадостным, жизнестойким, физически совершенным, сильным, гармонично развитым, творческим. Физическое воспитание необходимо осуществлять с учётом возрастных, психологических и физиологических параметров: только при таких условиях оно принесёт пользу.

Оздоровле­ние детей — одна из ключевых задач в системе физического воспитания. Задачи оздоровительного характера обеспечивают:

  • укрепление здоровья детей и охрану их жиз­ни
  • психосоматическое развитие
  • укрепление сопротивления организма ребёнка с помощью закаливания
  • повышение устойчивости к разным болезням и вредоносным воздействиям окружающей среды
  • повышение работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи призваны:

  • содействовать выработке правильной осанки
  • способствовать своевременному окостенению опорно-двигательного аппарата
  • правильно формировать изгибы позвоночника
  • развивать своды стопы
  • укреплять и развивать связочно-суставный аппарат;
  • гармонично развивать телосложение;
  • регулировать рост и массу костей;
  • развивать мышцы всех систем организма.

Немаловажным аспектом физического воспитания являются образовательные задачи, которые включают:

  • работу по формированию двигательных умений и на­выков
  • воспитание силы, быстроты, ловкости, гиб­кости, глазомера, выносливости
  • развитие равновесия и совершенствование координации движений.

Воспитательные задачи призваны формировать ребёнка как личность путём формирования в процессе занятий его моральных и волевых качеств.

Воспитательные задачи обеспечивают:

  • воспитание поло­жительных качеств характера (дисциплины, воли к победе, организованности, отзыв­чивости, честности, самостоятельности и т.п.)
  • развитие культуры чувств, формирование эстетического отношения к физическим упражнениям
  • пополнение словарного запаса
  • активизацию памяти, мышления, воображения, творческого начала.

Взаимопроникновение всех задач физического воспитания может обеспечить цельный подход к воспитанию гармоничной личности ребёнка: здорового и физически развитого, смелого и настойчивого в достижении целей, трудолюбивого, умеющего видеть прекрасное. Физическое воспитание влияет не только на развитие тела, но и духовного мира ребёнка.

Публикация «Консультация для родителей „Физическое воспитание в семье“» размещена в разделах

  • Воспитание ребенка. Консультации для родителей
  • Консультации для родителей
  • Физическое воспитание. Консультации для родителей
  • Темочки

Так всеми любимые пикники могут быть с физкультурно-спортивным уклоном, нужно лишь взять с собой ракетки для бадминтона, мяч, «летающую тарелку», устроить «полосу препятствий»

Совместные походы на стадион, каток, трек, бассейн и другие спортивные сооружения в качестве болельщиков, просмотры спортивных соревнований по телевизору погружают ребенка в увлекательный мир спорта его с эмоциональным накалом, азартом спортивной борьбы, а присутствие родителей с их авторитетом усиливает это воздействие. А может быть и привлечет ребенка в спортивную секцию.

Совместные игры взрослых с детьми в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т. п., с одной стороны, повысят у детей престиж собственной деятельности, а с другой – поднимут авторитет родителей в глазах детей. Но для этого и сами родители должны соответствовать уровню тех состязаний, в которых они участвуют. Если этого нет, можно выступить в качестве судьи, что также является народной традицией.

Для возрождения традиций семейного физического воспитания необходимы некоторые знания в сфере физической культуры.

Что надо знать.

Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой со взрослым.

Ребенка надо учить правильно дышать. Следите за дыханием ребенка во время игр и гимнастики.

На 5-м году жизни дети стремятся придумывать собственные упражнения и устраивать спортивные состязания. Привлекайте к соревнованиям сверстников.

Обязательно контролируйте безопасность ребенка, но старайтесь не подавлять его активность.

Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными прошлыми результатами.

Вселяйте в малыша уверенность похвалой.

Сложные упражнения и прыжки выполняйте на мягком покрытии.

Не допускайте длительного удерживания ребенком трудных поз (более 1-2 сек., лучше несколько раз повторите упражнения.

Знайте, висеть только на руках детям-дошкольникам опасно, т. к. высока нагрузка на суставы и плечевой пояс.

Никогда не используйте для соревнований трудные в техническом исполнении и опасные физические упражнения.

Избегайте физических упражнений, при которых ребенок излишне прогибается в поясном отделе, т. к. большинство детей нуждается в выпрямлении этой части позвоночника.

Рекомендуемые формы семейного спортивного досуга

совместные занятия утренней гигиенической гимнастикой (зарядкой);

домашние физкультминутки в форме комплексов основной или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и т. п. ;

закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;

обучение первоначальным двигательным и спортивным навыкам: плаванию, гребле, передвижению на лыжах, коньках, спортивным играм (футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, бадминтону, лапте, городкам и т. п., настольным играм (шахматам, шашкам и т. п.);

занятия под руководством старших родственников элементами основной гимнастики, упражнениями атлетической гимнастики на домашних тренажерах и т. п. ;

организация выходных дней на природе, посвященных физкультурно-спортивным мероприятиям

(катание на коньках, на лыжах, на лодке; на велосипеде; купание и плавание в открытом водоеме; туристические походы; спортивные игры за городом между семьями в футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, лапту, городки и т. п.);

Средства для детей школьного возраста

Физическое воспитание школьника направлено не только на усовершенствование умений, ловкости, меткости, быстроты и силы, но и на развитие интеллектуальных способностей. Благодаря физической активности у ребёнка школьного возраста активизируются обменные процессы, повышается выносливость, что позитивно влияет на состояние здоровья, а значит и самочувствия. И в этом возрасте нужно уметь правильно организовать занятия физкультурой и спортом.

Какие средства в этом помогут?

  • активные игры
  • зарядка, гимнастика, упражнения
  • занятия разными видами спорта
  • прогулки, экскурсии
  • турпоходы.

Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни

В период, когда детям прививаются основные навыки физической культуры, нужно не отвратить их неумелыми действиями от занятий спортом. Родителям необходимо соблюдать принципиальные условия:

  1. Дать малышу почувствовать свой успех. Испытав успех в малом, он будет стремиться к большему.
  2. Проводить занятия в игровой форме, в процессе игры у детей не ослабеет интерес к упражнениям.
  3. Соблюдать систематичность занятий. Когда занятия регулярны, они выработают постепенно привычку и потребность в активных действиях.

Переходят от простого к сложному только после закрепления материала. Испытав разочарование на непосильном задании, ребенок не захочет совершенствоваться.

Роль физвоспитания

Педиатры не устают повторять – современная жизнь в мегаполисе не обеспечивает достаточно двигательной активности для растущего человека. Дети мало двигаются, предпочитая пассивный досуг у телевизора или компьютера.

Прогулки, активные игры, физкультминутки уступают место разнообразным гаджетам. Результат плачевен – уже в младших классах портится зрение, ухудшается осанка, появляется лишний вес. Проблему усугубляет неправильное питание.

За режим дня, питание, физическую активность дошкольника целиком отвечают родители. Именно они устанавливают правила, по которым живет самый младший член семьи. Сам малыш склонен копировать поведение матери и отца.

Если дома не принят совместный досуг, родители мало гуляют, не интересуются физкультурой, младший член семьи, скорее всего, тоже не будет проявлять интереса к спортивным занятиям.

Если у мальчика или девочки не будет нужной мотивации, ситуацию не исправят ни детский сад, ни школа.

Средства правильного физического развития

Сегодня, в век компьютерных технологий, проблем с экологией, вопросы здоровья волнуют многих людей. Для их решения предлагаются различные средства: рациональный режим дня, здоровое питание, закаливающие процедуры, спортивные занятия, физические упражнения. Все они считаются главными факторами, обеспечивающими полноценное физическое развитие человека любого возраста и, в первую очередь, ребенка.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание малыша, необходимо создать благоприятную среду, к которой специалисты, главным образом, относят образ жизни всей семьи. Психологи любят повторять, что устоявшийся семейный уклад определяет отношение дошколенка ко многим сферам жизни, в том числе физическим упражнениям, спорту, способствует развитию жизненной активности.

Действительно, такие факторы, как здоровый образ жизни, пример взрослых, спортивные занятия помогают организовать физическое воспитание в семье. Однако взрослым, ведущим активную деятельность и приучающих к этому детей, нужно помнить: гораздо важнее с рождения воспитать привычку жить в активном режиме, чем вынуждать малыша в дошкольном возрасте насильно заниматься физкультурой, закаливанием, спортом.

Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни?

Существуют правила, которые помогут при формировании определенных навыков, затем становящихся нормой жизни:

  • Полезно выработать и постоянно выполнять установленный режим дня.
  • Побуждать ребятишек к активным играм в любое время года.
  • Каждый день быть готовым вместе выполнять физические упражнения.
  • Совместно интересоваться спортивными состязаниями, обсуждать спортивные достижения спортсменов.
  • Взрослым самим выражать позитив при выполнении упражнений и подчеркивать положительные эмоции дошкольника.
  • Собственным примером показывать пользу образа жизни без вредных привычек.

Основные принципы физического воспитания в семье

Чтобы не навредить малышу при обучении физической культуре, прежде всего, надо знать, какие основные двигательные умения развиваются в тот или иной возрастной период. Правильнее всего, нужно придерживаться нормативных показателей и помнить, что:

  • 3 месяца ‒ грудничок должен уметь держать голову;
  • 6 месяцев ‒ уметь переворачиваться на животик, приподниматься, опираясь на ручки, начинать ползать;
  • к 1 году – самостоятельно сидеть, стоять, начинать ходить;
  • 3 года ‒ должны быть хорошо развиты умения в ходьбе, беге, лазании через небольшое препятствие;
  • к 4 годам дошкольник должен прыгать с небольшой высоты, ловко бросать мяч, уметь кататься на велосипеде;
  • 6 лет ‒ овладеть основными движениями, к которым относятся разные виды ходьбы, бег, лазание, прыжки, преодоление преград, метание.

Обучение активным движениям раньше назначенного срока может вызвать травму, боязнь движений, нежелание выполнять упражнения.
Учитывая, что дошкольный возраст ‒ значимый этап приучения детей к физической культуре, следует также соблюдать следующие принципы:

  1. Успешность выполнения заданий. Добившись успеха при несложных упражнениях, малыш с удовольствием будет стремиться к лучшим достижениям.
  2. Поддержание интереса к активным действиям. Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут более интересны ребятишкам и дадут высокий результат.
  3. Систематичность проведения занятий. Гимнастику, занятия необходимо проводить регулярно, выделяя место и время в режиме дня, не допуская эпизодичности.
  4. Последовательность в овладении физкультурными навыками. Вначале приступают к простым упражнениям, которые посильны малышу. Затем, по мере закрепления навыка, переходят к более сложным заданиям. В противоположном случае, дошкольник, не справившись со сложным упражнением, будет негативно относиться к физическим занятиям.

Что такое физическое воспитание ребенка

Физическое воспитание — это процесс, направленный на развитие опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья. Правильно организованная физическая подготовка способствует становлению личностных качеств: настойчивости, самостоятельности, целеустремленности и упорству. Спорт — это часть здорового образа жизни.

Первые годы жизни ребенка до вступления в школу считаются важным периодом в формировании личности и организма. В этом промежутке детский организм быстро растет. За первый год рост увеличивается на 50%. Подвижный отпрыск свидетельствует о нормализации развития. Будучи активным, малыш укрепляет свою сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.

Школьный возраст наиболее благоприятный для обучения двигательным умениям и навыкам. Старший школьный возраст считается сенситивным в отношении всех физических качеств человека. Сюда относится быстрота, сила, ловкость, гибкость и выносливость. Именно в этом возрасте наилучшим образом происходит физическая и умственная работа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий