Специфика ведения аккаунта фитнес-тренера
Занятия фитнесом — тот же бизнес, сфера услуг. Поэтому между теми, кто эти услуги оказывает, идет борьба за клиентов: нужно доказать, что именно ты лучше, именно с тобой результаты будут быстрее, именно у тебя комфортнее заниматься.
При ведении аккаунта в соцсетях и продвижении своих услуг тренерам стоит учитывать такие факторы:
Конкуренты. В крупных городах их очень много. Во-первых, в больших фитнес-клубах конкурентами можно считать даже коллег. Логично, что если у одного специалиста расписание забито так, что некогда выходной взять, а у другого от силы несколько тренировок в день, то с работой последнего что-то идет неправильно
А во-вторых, когда фитнес-клубов в городе много, соревноваться за внимание клиентов приходится вдвойне активнее.
Направление тренировок. Фитнес — очень широкое понятие
Потенциальным клиентам любого уровня подготовки будет понятно, что это связано со спортом, сбрасыванием веса, укреплением мышц или наращиванием массы. Но вместе с тем есть ответвления, которые либо появились относительно недавно, либо они в принципе знакомы не всем: степ-аэробика, пилатес, йога или даже аэро-йога, TRX, pole-sport и так далее. Тренеру нужно объяснить своей ЦА, чем конкретно он занимается с клиентами в зале. Потому что нечто вроде «Приходите ко мне на пилатес, и вы похудеете» для человека, который с понятием «пилатес» не знаком или знаком поверхностно, будет звучать как приглашение на неведомый ритуал. И не лучше ли тогда, по логике клиента, пойти к тренеру-конкуренту на фитнес, потому что тут хоть слово понятное.
Целевая аудитория. Есть тренеры-универсалы, а есть специалисты, обозначившие для себя конкретную категорию клиентов: молодые мамы, подростки, женщины, мужчины, помощь в работе над телом «для себя» или подготовка к соревнованиям и так далее. Также у тренера может быть некая «негласная» аудитория: например, к требовательному ходят сторонники активных нагрузок, а к лояльному те, кто занимается для удовольствия. Контент нужно готовить именно для своих действующих и потенциальных клиентов. Например, если тренер не занимается с подростками, нет смысла регулярно писать о рационе или об особенностях занятий для этого возраста.
Локация. Преимущественно в ЦА тренера входят люди, которые живут или работают недалеко от места, где он ведет занятия
Это нужно учитывать скорее при продвижении, чем при ведении аккаунта (то есть, это важно если тренер настраивает таргетинг или заказывает рекламу в более раскрученных аккаунтах). Логично, что показывать объявление тем, кто живет далеко от района, где работает специалист — слив бюджета
Но тут есть обратная сторона: есть тренеры, ради занятий с которыми едут даже в другой город. И если не повезло с локацией, или банально есть чем удивить — нужно сделать упор на формирование личного бренда, чтобы подписчики видели, что попали на страничку к профессионалу.
Карантин. Этот пункт частично вытекает из предыдущего и стал особенно актуальным на весь 2020 год. В связи с ограничениями из-за пандемии многие тренеры стали вести онлайн-тренировки или даже запускать целые онлайн-марафоны. Это существенно расширяет ЦА: если в случае с занятиями вживую имеет значение город или район, то здесь клиент может быть хоть из другой страны. Поэтому если специалист перенес хотя бы частично свою профессиональную деятельность в Интернет — об этом важно максимально рассказывать. Во-первых, это прибыль и — опять же — вклад в формирование личного бренда («автор стольких-то марафонов» звучит солидно!). А во-вторых,за время онлайн-занятий клиенты познакомятся с методикой тренера и, возможно, в дальнейшем станут посещать их постоянно либо в режиме онлайн, либо, если они из того же города, со снятием ограничений придут заниматься в зал.
По сути, у тренера задача звучит просто: показать, что он классный, и что заниматься стоит у него.
И это можно грамотно сделать с помощью продуманного контента.
Фитнес помогает мне познать свои пределы, тренирует мою волю, способность справляться с трудностями, повышает эмоциональную выносливость
Фитнес реально приближает к жизни всех, кто от неё оторвался. Занимаясь с тяжестями, я понял, что ограничен в физической силе, и что есть люди гораздо сильнее меня от природы. Занимаясь кикбоксингом, я понял, что Тайсоном мне не быть, но что я очень даже неплохо дерусь! Занимаясь бегом, я понял, что в моём теле гораздо больше красных мышечных волокон, нежели белых. А посему спринт для меня предпочтительнее с точки зрения развития тела.
Я понял, что умение потерпеть на тренировке реально помогает преодолеть трудности в работе. Способность преодолеть вес на тренировке реально помогает выстоять перед грозным конкурентом или оппонентом. Способность придерживаться тренировочного плана реально помогает быть более методичным в работе. Банальная тренировка, проводимая вовремя и в полном объеме – это мощная тренировка силы воли. Той самой, которой ох как многим не хватает для успеха в работе и в жизни!
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
- Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
- Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
- Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
- Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
- Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Метаболический стресс
Даже если не все знают, что это такое, всем знакомо сильное жжение в мышце во время упражнений от ~12 повторений в подходе и выше.
Что такое метаболический стресс? Долгое мышечное сокращение пережимает сосуды и «запирает» кровь в клетках. В клетку временно не поступает новая кровь с кислородом и из нее не уходят продукты метаболизма (лактат, ионы водорода, неорганический фосфат). Происходит своего рода химическое отравление клетки, появляется риск ее гибели, и в ответ на это организм снова принимает решение укрепляться.
Есть версия, что на рост мышц может влиять и «пампинг» — отек мышцы после тренировки, придающий ей объем на несколько часов. Ученые предполагают, что избыток воды в клетке растягивает ее. Клетка воспринимает это снова как угрозу своей целостности и посылает анаболические сигналы, которые запускают рост.
Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
- Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев
Соедините пальцы вместе
- Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
- Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
- Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
- Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак
Как начать заниматься майнд-фитнесом?
Нейропсихологические игры помогают развивать у ребят способность к спонтанному планированию их действий, а также контролю этих действий. Они повышают сосредоточенность и помогают удерживать её долгое время, например:
- «Волшебные обводилки» тренируют мелкую моторику и пластичность мозга в целом. Суть: обвести рисунок сначала левой, потом правой рукой, а затем одновременно двумя руками.
- «Мемори» развивает наблюдательность, рабочую память, логическое и образное мышление.
- Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательность каких-то предметов, букв, слов действий. Они помогают тренировать логическое мышление, внимательность и память.
Можно выполнять подобные задания и онлайн, например, с помощью сервиса BrainApps
Это сайт с играми, которые развивают память, внимание и мышление
Таблицы Шульте для тренировки скорости восприятия на BrainApps
Подробности о платформе: здесь
Гормоны
Химическое взаимодействие
Норадреналин – медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе. В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения
Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек. Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.
Гормоны – это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе. В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов
Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует
Углеводы для ЦНС
Если белки — это строительный материал для нейронов и субстрат для синтеза нейромедиаторов, то углеводы — это энергетическая база. Одним из конечных моносахаридов, который образуется при расщеплении сложных углеводов, является глюкоза. Она необходима головному мозгу для получения энергии. По этой причине углеводы обязательно должны присутствовать в рационе, но в разумных количествах.
Однако, профессор-невролог из США Дэвид Перлмуттер с таким официальным мнением нутрициологов и диетологов не согласен. Он считает, что углеводы человеческому организму не нужны совсем. И этому есть грамотное объяснение: обмен веществ устроен таким образом, что в условиях дефицита доступных углеводов организм может самостоятельно их синтезировать из имеющихся запасов жиров и белков. Этот химический процесс называется глюконеогенезом.
Дэвид Перлмуттер предлагает максимально ограничить употребление углеводистой пищи, поскольку считает, что она «убивает» мозг. Согласиться с таким мнением или нет, это личное дело каждого, ведь научно оно пока не доказано. Официальная же медицина считает, что углеводы принимать с пищей необходимо.
К признанным нутрициологами полезным углеводам на сегодняшний день относятся сахара, содержащиеся в:
- овощах (спарже, помидорах, сладком перце, кабачках цукини);
- зелени (зеленом салате, луке, петрушке, укропе);
- умеренно сладких или несладких фруктах (яблоках, лимонах, авокадо);
- ягодах (клубнике, малине, ежевике, чернике, клюкве).
Овощи, фрукты и ягоды полезны также большим содержанием в них некрахмалистых полисахаридов, так называемых балластных соединений (клетчатки, пектина), которые нормализуют перистальтику кишечника, адсорбируют в его просвете вредные и токсичные вещества, восстанавливают кишечную микрофлору. Ягоды темной окраски богаты антиоксидантами, которые защищают липиды в стенках клеток от перекисного окисления и повреждения свободными радикалами.
Когнитивные нарушения у молодых людей − причины
Стереотип «когнитивные нарушения бывают только у пожилых» − ошибочен. Так, множество молодых людей сталкиваются с легкими нарушениями:
· Быстрая утомляемость
· Низкая концентрация внимания
· Рассеянность, забывчивость
· Общее снижение трудоспособности
Почему это происходит?
Наш мозг обладает довольно большим запасом прочности.
В науке для этого используется термин «когнитивный резерв» − это способность нашего мозга нормально функционировать даже в условиях сильного стресса, травм и возрастных дегенеративных изменений.
Но и этот резерв не вечен. Под воздействием ряда факторов объем белого вещества мозга уменьшается – бороды и извилины разглаживаются, а нейроны становятся меньше и тоньше, не могут активно связываться друг с другом.
Наиболее распространенные факторы риска:
Вредные привычки
Курение, прием алкоголя и других психотропных веществ негативно влияют на сосуды и нарушают здоровое кровообращение в головном мозге, приводят к кислородному голоданию и отмиранию нейронов мозга.
Из практики доктора:
Хроническое недосыпание
Сон – важнейший процесс для поддержания здоровья нервной системы и когнитивных функций. Во время сна происходит восстановление мозгового гомеостаза – активизируются процессы регенерации клеток, стимулируется обмен веществ. Кроме того, во время медленной фазы сна мозг обрабатывает и лучше запоминает полученную за день информацию, а быстрая фаза помогает восстановить эмоциональное равновесие и восстановить объем кратковременной памяти.
О том, как и сколько нужно спать для поддержания здоровья, мы писали.
Малоподвижный образ жизни
Постоянное нахождение в закрытых пространствах и пренебрежение физическими нагрузками приводит к недостатку кислорода и нарушениям клеточного метаболизма.
Недостаток умственных нагрузок
Без регулярной умеренной умственной нагрузки нашему мозгу становится все сложнее образовывать новые нейронные связи. Он становится менее «пластичным» и уже не может быстро адаптироваться к меняющимся условиям, активно воспринимать новую информацию.
Психические и соматические заболевания
Нарушение когнитивных функций также могут быть вызваны болезнями.
Так, наиболее распространенный пример разрушительных для когнитивной сферы ментальных нарушений – и.
А среди соматических (физиологических) заболеваний отдельно можно выделить патологии сердечно-сосудистой системы, легких, органов ЖКТ и эндокринной системы. Эти системы и органы играют важную роль в поддержании здорового обмена веществ в клетках мозга.
Упражнения для детей
- Непривычное рисование.Одновременно правой и левой рукой рисовать одинаковые рисунки.
Что дает: развивает моторику, улучшает пространственное восприятие, синхронизирует полушария мозга.
- Кулак – ребро – ладонь.Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.
Что дает: активизирует процессы чтения и письма, повышает концентрацию, улучшает мыслительные процессы.
- Восьмерки.Рисовать в воздухе перед собой восьмерки – от центра по часовой стрелке, а потом против. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову.
Что дает: активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.
- Слон.Стоя, немного согнуть колени, наклонить голову к плечу, вытянуть руку вперед и рисовать ею в воздухе восьмерки – от центра против часовой стрелки. Выполнить поочередно каждой рукой.
Что дает: запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
- Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей.
Что дает: помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.
Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия по ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.
Практическая консультация: 2 рекомендации фитнес нутрициологу, который хочет приносить пользу
Акцент на первичной консультации важно сделать на поиск подхода к клиенту, чтобы стороны могли доверять друг другу. Налаженный контакт выгоден обоим: нутрициолог разработает эффективный план питания, а клиент – получит качественный результат
Дальше – тщательная разработка стратегии, что включает:
- поиск текущих ошибок в питании, их устранение;
- интерпретация и четкое разъяснение результатов анализов;
- создание персональной программы питания, что учитывает цель клиента (в том числе разработка плана питания для набора мышечной массы, похудения и т.д.);
- разработка индивидуальных рекомендаций, детальное консультирование по вопросам рациона, приема БАДов;
- создание действенной системы употребления биодобавок (нутрицевтиков).
Наконец, что на деле оказывается самым сложным, привести клиента к пониманию ответа на вопрос «Что мне дает соблюдение всех рекомендаций?». Да, к спортивному нутрициологу обычно приходят осознанно, но придерживаться правил, что еще не стали частью здоровых привычек, тяжело.
Поэтому для достижения видимых изменений со знаком «плюс» придется хорошо потрудиться. В этом смысле задача специалиста – всякий раз доступно объяснять клиенту значимость выбранного режима питания, демонстрируя положительные результаты на его собственном примере.
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек – швейцарский нож»
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
Кратковременные тренировки с отягощениями
Под кратковременными УО в этой статье подразумеваются тренировки, включающие ≤3 занятий. В исследовании Chang et al (8) оценивали влияние кратковременных тренировок с отягощениями на мышление мужчин и женщин. Целью исследования было определить воздействие УО на когнитивную функцию у 30 мужчин и женщин в возрасте 55 – 70 лет. Испытуемых оценивали в 3 отдельных дня, и каждая группа подвергалась воздействию в разном порядке, чтобы избежать влияния последовательности на результат. Субъекты выполняли 7 УО по 2 подхода из 10 повторений с интенсивностью 70% ПМ в каждом упражнении в течение 20 – 25 минут после 10-минутной разминки. На основании результатов кратковременного воздействия учёные сделали вывод, что только известными физиологическими механизмами (например, ЧСС и уровнем катехоламинов) нельзя объяснить изменения когнитивных функций в результате срочного выполнения упражнений, как это представили в другом исследовании (5). Авторами предложены несколько возможных путей (например, возбуждение, вызванное упражнениями, в результате повышения уровня катехоламинов и ЧСС, а также мозгового нейротрофического фактора в плазме), связывающих когнитивные функции и упражнения. Тем не менее, они отметили, что для понимания, как и почему УО влияют когнитивные функции, ещё предстоит провести исследования. Учёные подтвердили положительное влияние упражнений на многие когнитивные функции у людей старшего среднего и пожилого возраста (8).
В работе Chang et al (6) провели эксперимент, включающий 3 занятия, с интервалом ≥48 часов с мужчинами и женщинами в возрасте 55 – 70 лет. В исследовании измеряли влияние срочного выполнения УО на взрослых людей старшего среднего возраста, включая оценку работоспособности и нейрофизиологических показателей (например, задание Tower of London для измерения долгосрочной и оперативной памяти как компонентов организующих функций). Испытуемые выполняли 7 УО в 2 подходах по 10 повторений с интенсивностью 70% ПМ для каждого из упражнений в течение 20 минут, после 10-минутной разминки. Авторы объяснили положительное влияние УО на когнитивные функции нейрогормональными механизмами (например, ИФР-1). Исследователи пришли к выводу, что УО вызывают возбуждение и улучшают умственную работоспособность через влияние на ожидание, планирование действий и ориентацию.
И наконец, ещё одно кратковременное исследование показало улучшение когнитивной функции в результате выполнения УО. В эксперименте Chang and Etnier (4) приняли участие мужчины и женщины. Субъектов оценивали в течение 2 посещений. В исследовании определяли влияние срочного выполнения УО на когнитивные функции у 41 мужчины и женщины возрастом 35 – 65 лет. Испытуемые выполняли 6 УО в 2 подходах по 10 повторений с интенсивностью 75% ПМ в каждом из упражнений в течение 45 минут. Авторы сообщили о срочном влиянии УО через повышение ЧСС (4). Таким образом, исследователи показали соответствие результатов с данными исследования аэробных упражнений (20), согласно которым вызванное упражнениями возбуждение (измеряемое через ЧСС), является предполагаемым механизмом, улучшающим когнитивную функцию. Также зафиксировано положительное влияние УО не когнитивные функции у взрослых людей среднего возраста. Необходимы дополнительные исследования, подтверждающие, что механизм улучшения когнитивной функции, связанный с повышением ЧСС, – увеличение кровообращения в мозге или количества белков плазмы, например катехоламинов. С другой стороны, могут существовать механизмы улучшения, связанные с другими биологическими переменными или психологическими факторами, не упомянутые в этой статье?