Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Содержание экологического образования дошкольников по ФГОС

Образовательная система в соответствии с ФГОС построена на принципе развития детей через преобладание в процессе обучения практической, деятельной формы. Используются различные системы и методики.

Выделяют 4 ключевых направления:

  1. Нормативное. В нем заложена основная информация о правилах и нормах, существующих в сфере защиты окружающей среды. Дети узнают, какие общечеловеческие законы действуют в обществе, как они соотносятся с миром природы.
  2. Научно-познавательное. Чтобы у ребенка появился интерес к окружающему миру, ему нужно о нем многое рассказать. Для младших школьников важны визуализация, красочное описание явлений природы.
  3. Ценностное. Призвано объяснить детям, что природа — это не только ресурс, объект потребления. Она ценна сама по себе, необходима в эстетическом смысле. Полноценное развитие человека, его духовного мира невозможно в отрыве от восприятия им природной красоты.
  4. Практическое. Детей нужно научить, используя прикладные материалы и личный пример воспитателя, основным принципам взаимодействия с природой. По мере взросления это отношение будет становиться шире, однако, оно должно сохранить заложенные в ДОУ основы рачительного поведения.

Понятие и сущность экологического воспитания

В последние годы расширяется понятие и особенности экологического образования, так как реальность требует глубокого осознания наличия экологических проблем и острой необходимости их преодоления. Экологическое воспитание прописано современной концепции дошкольного образования.

Сущность экологического воспитания состоит в том, чтобы развивать у детей и молодежи экологическое сознание и поведение. Отсюда можно выделить две стороны экологического воспитания: экологическое сознание и экологическое поведение.

Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и экологическим проблемам. Важную роль играет формирование у учащихся полноценного экологического сознания, которое базируется на соблюдение нравственных и правовых принципов использования природных богатств, пропаганду идей его оптимизации, а также активную деятельность по изучению и охране природы своего региона и страны.

Стороны экологического воспитания

В трудах профессора А.А. Вербицкого экологическое воспитание – это процесс наследования и расширение границ экологической культуры.

Инструментом освоения и наследования экологической культуры является образование, воспитание и трудовая, бытовая деятельность. При этом сама экологическая культура, с точки зрения Вербицкого, представлена как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая выживание и развитие человека и выраженная в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей, культурных традиций.

Экологическое воспитание следует внедрять в дошкольном образовании, чтобы на этапе школьного обучения ребенок уже осознанно задумывался об экологических проблемах и мог демонстрировать адекватное экологическое поведение. В дошкольном образовательном заведении экологическое воспитание – часть экологического образования, которое непрерывно и идет рука об руку с развитием личности и направленно на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью.

Проблемы, которые решает экологическое воспитание

Экологическое воспитание в современном образовании явление по прежнему не стабильное. Несмотря на закрепление в образовательных стандартах, во многих учебных заведениях к нему подходят без должного профессионализма. Часто мероприятия, направленные на экологическое воспитание дошкольников организуются спустя рукава и по остаточному принципу. Данный подход негативно сказывается на уровне экологической культуры дошкольников.

Словесные методы: составление сказок и рекламы

Пережитый опыт важно закреплять. Одним из таких методов является сочинение с детьми экологических сказок

Это позволяет глубоко прочувствовать важность помощи природе. Например, небольшой рассказ о рыбке, которая заблудилась в тоннах мусора и не может найти путь домой к маме, а после того, как мальчик с папой почистили берег, она с легкостью уплыла. Примеров таких сказок множество. Главное, подать ребенку идею. Такой метод позволяет понять направленность детских интересов.

Рекламирование ребенком определенного объекта — достаточно новый метод в образовании, но его эффективность подтверждает важность словесных методов в экологическом воспитании дошкольников. Помимо информации о предмете рекламы, ребенок получает и эмоциональный настрой, учится выделять его особенности

Дети любят играть в рекламу. Например, ребенок выбирает любое живое существо и составляет небольшой рекламный буклет, отображающий особенности выбранного животного или растения: «Это — божья коровка, живет на лугах, имеет красивую красную спинку с черными точками, а еще питается вредными насекомыми, спасая тем самым важные растения».

Формы и методы работы с детьми, что это значит для родителей

В экологическом воспитании рекомендуется использовать разнообразные формы и методы работы. Их выбор зависит от:

  • возраста детей;
  • целей и задач;
  • содержания программы;
  • индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • уровня подготовки воспитателя;
  • местных условий;
  • материально-технической базы.

Если выбранная методика не позволяет в полной мере решить поставленные воспитательные задачи, необходима корректировка или смена форм и методов работы.

Под понятием «метод» в педагогике понимают способ организации образовательной деятельности.

Выделяют следующие виды методов:

  • убеждение;
  • приучение;
  • упражнение;
  • метод примера;
  • создание воспитывающей ситуации;
  • контроль;
  • оценка и самооценка;
  • поощрение;
  • наказание;
  • коррекция;
  • стимулирование;
  • рефлексия.

На основе методов вырабатываются различные формы работы с детьми.

Наблюдение. Его можно использовать как самостоятельно, так и включая в другие формы работы. Ребенок наблюдает объект с помощью различных каналов восприятия, формирует представление о нем, учится делать выводы. Примеры наблюдений: за изменением цвета листьев осенью, набуханием почек, распусканием цветов.

Труд. Детей следует вовлекать в посильную для их возраста трудовую деятельность. Они могут учиться поливать цветы, ухаживать за животными в живом уголке, подкармливать птиц зимой. Это воспитывает такие полезные качества, как трудолюбие, ответственность, умение заботиться о других.

Экскурсии. Позволяют наблюдать за природными объектами в естественной среде, развивают наблюдательность и эстетические чувства. В ходе экскурсий дети получают первичные представления о взаимосвязях в природе, учатся на практике бережно относиться к окружающему миру.

Сбор природных материалов. Дети под руководством воспитателя собирают материал для дальнейшего изучения и изготовления поделок: опавшие листья, шишки, ракушки

При этом важно учить ребят экономному отношению к природным ресурсам.

Развивающие игры. Ведущим типом деятельности дошкольников является игра

Эта форма работы позволяет долго сохранять познавательный интерес, стимулирует активность, снижает напряжение. Можно включать игровые элементы в любые формы экологической деятельности. Примеры: викторины на знание явлений природы, «экологические тропы», эстафеты.

Беседа. Теоретические знания по экологии обычно подаются в словесной форме. Следует помнить, что дети младшего возраста не способны долгое время слушать речь педагога. Для сохранения познавательного интереса нужно сопровождать рассказ иллюстрациями, задавать наводящие вопросы, читать вместе с детьми рифмовки.

Эксперимент. С возраста 3-4 лет с детьми можно проводить простейшие опыты. К 5-6 годам дошкольники уже не просто наблюдают за экспериментальной деятельностью, но становятся ее активными участниками: выдвигают гипотезы, строят предположения, фиксируют результаты. Примеры материалов для экспериментов: вода, лед, песок, мел.

Эстетическая деятельность. Одним из важных компонентов экологической культуры является воспитание чувства восхищения красотой природы. Дети наблюдают за природными объектами и фиксируют их с помощью различных художественных методов: лепка, рисование, аппликации.

Сущность модели экологического воспитания детей дошкольного возраста

Именно поэтому модель экологического воспитания детей дошкольного возраста будет нежизнеспособна без личного примера родителей и педагогов, демонстрирующих разумное и гуманное отношение к окружающей среде, и по мере сил и возможностей участвующих в природоохранной деятельности. Кроме того, отношение взрослых и их эмоциональный настрой также ложатся в основу экологического сознания малышей. Удовольствие от полезного труда, оценка результатов своей деятельности, ощущение нужности и востребованности своих действий помогает закрепить ассоциативные связи между природой и радостью, отличным настроением, получением позитивных эмоций. Соответственно, во многом – практически на 70-80% — успешность формирования положительного экосознания детей зависит от окружающих их взрослых – родителей и педагогов.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Экология наука о связи живых организмов между собой и окружающим

 Воспитание любви к природе у дошкольников

Это самый подходящий возраст воспитания любви к окружающей среде у ребенка. В дошкольном возрасте дети наиболее эмоциональны, чувствительны, восприимчивы. Они все пропускают через сердце

Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому дошколятам надо давать знания и понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру

Большую роль здесь играет пример родителей, воспитателей. Как взрослые относятся к окружающей среде, так и ребенок будет поступать. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание

Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу

 Что использовать для экологического воспитания детей от 3 до 7 лет

Если дома есть животные, комнатные цветы — это уже часть экологической среды. Ребенок, ухаживая за домашними животными, растениями учится любви к природе. В процессе кормления, выгуливания, вычесывания собак и кошек, поливая, опрыскивая, пересаживая цветы, он принимает непосредственное участие в заботе, уходе и бережном отношении к окружающей среде и формируется экологическое мировоззрение детей.

Занятия по экологии надо проводить в увлекательной, игровой форме. Чтение книг о природе, стихотворений. Рассматривание картин, рисунков, репродукций. Ведение наблюдений за изменениями в природе в разные времена года. Как оживает, расцветает мир весной, бушует летом, волшебными красками окрашивается осенью, и замирает зимой. Гуляя по парку, во дворе наблюдать за поведением птиц, изучать деревья, кустарники. Выезжать за город. Объяснять ребенку, зачем после отдыха на природе надо убирать за собой. В земле живет множество организмов, которые гибнут от мусора, оставленного людьми. А также от разведения костров, почва выжигается и все живое в ней погибает. Рассказать что нет «плохих» и «хороших» животных. Нужны и хищники и травоядные животные, птицы и насекомые. Если убрать «плохих» зверей — нарушится естественный баланс и животные начнут мутировать и вымирать. Мало сказать ребенку что уничтожать деревья плохо, надо объяснить сколько животных, птиц пострадает от этого.

В экологическом воспитании детей дошкольного возраста надо обратить большое внимание на роль человека в природе. Человек не пользователь даров природы: грибы, ягоды, растения, а ее составляющая

Природа ценна сама, человек полностью зависит от нее. Если он не будет беречь, ценить, заботится и ухаживать за окружающей средой — он сам погибнет. Человек как разумное существо имеет все возможности для охраны природы, заботы, предотвращения ее разрушения, сохранения для будущих поколений людей.

Другие полезные статьи:

Используемые методики

В современной системе дошкольного образования используют следующие средства и методы экологического воспитания:

  1. Предметно-визуальные. Они наиболее понятны детям, закрепляются в виде ярких запоминающихся образов. К этим способам относят просмотр фильмов, наблюдение за явлениями природы, изучение моделей и рисунков.
  2. Практические. С помощью таких мероприятий представление о связях и взаимодействиях между объектами окружающего мира становится глубже и познается на практике. В рамках этой методики дети ставят опыты, создают простейшие модели, играют.
  3. Вербальные. Чтобы обобщить полученные знания, проанализировать их и привести к системному виду, с детьми беседуют, читают им научные и художественные книги, рассказывают тематические истории.

Обязательной процедурой является педагогическая диагностика. С ее помощью замеряют начальный уровень образования и последующий прогресс. Учет индивидуальных особенностей воспитанников позволяет выбрать задания и активности, интересные и понятные ребенку.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Проблемы экологического воспитания затронуты в работах Коломиной Н.В., Горошенко В.П. О наиболее эффективных и интересных формах работы с детьми дошкольного возраста говорится в трудах С.Н. Николаевой. Автор подчеркивает, что игры не только дают возможность детям порадоваться, они содействуют их всестороннему развитию.

Во время игры детям предоставлена свобода действий, они чувствуют себя раскованно, имеют возможность проявить инициативу. Игры можно проводить с участием сказочных персонажей, которые делают обстановку менее наукообразной и более живой, запоминающейся.

ДОУ используют сюжетные игры, практикумы по изготовлению игрушек, игры-иллюстрации, настольные, дидактические. Их целью является не только развлечение. У детей зарождаются гуманные чувства, желание помочь животному или растениям, решить создавшуюся проблемную ситуацию.



Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Дошкольный возраст является уникальным периодом в становлении и развитии ребенка. Правильно организованный процесс воспитания продуктивно влияет на общее развитие ребенка, создает предпосылки для его дальнейшего воспитания и обучения.

Общая цель воспитания детей дошкольного возраста – это полноценное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

Очень сложно выделить единую цель эковоспитания детей дошкольного возраста, так как экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всей жизни.

Замечание 2

Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.

Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:

  • бережное отношение к окружающей природе
  • устойчивые знания об окружающем мире и взаимосвязи всего живого
  • правильное понимание «здорового образа жизни» (ЗОЖ)
  • моральные установки и представление об экологических ценностях
  • эмоциональная отзывчивость на природу и ее явления
  • положительные чувства и ощущения от общения с окружающей природой
  • желание познавать и узнавать окружающий мир

Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста, указанная во ФГОС ДОО, достигается посредством решения его основных задач:

  1. Образовательные задачи:

    • формирование целостной системы знаний об актуальных проблемах экологии мира
    • усвоение путей разрешения экологических проблем
    • усвоение знаний по профилактике возникновения экологических проблем
  2. Воспитательные задачи:

    • формирование мотивов, привычек и потребностей в экологическом поведении
    • формирование ЗОЖ на протяжении всей жизнедеятельности, негативное отношение к вредным привычкам
    • развитие потребности в ЗОЖ и соблюдении экологических правил поведения
  3. Развивающие задачи:

    • развитие системы теоретических и практических знаний, умений и навыков, направленных на изучение и оценку состояния окружающей среды
    • развитие умений по сохранению и улучшению состояния окружающей среды.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий