Приёмы проведения дидактических игр со старшими дошкольниками
Проведение обучающих игр в подготовительной группе ДОУ предполагает использование трёх групп приёмов.
Словесные приёмы
Основная задача речевого развития детей 6–7 лет — сформировать целостный речевой образ, то есть достаточный словарный запас и набор невербальных средств выразительности. Предполагается, что будущие школьники к концу обучения в ДОУ научатся доказательно высказывать своё мнение, аргументировано соглашаться или опровергать те или иные предположения. Таким образом, звучащая речь в работе с воспитанниками подготовительной группы имеет ключевое значение.
Объяснение
Этот приём не только разъясняет условия игры, но и показывает ребятам модель последовательного составления высказываний
Важно, что воспитатель уточняет те или иные этапы игры по ходу развития игрового сюжета
Загадки
Приём, традиционно используемый для мотивации воспитанников. Загадки позволяют логично и быстро перейти от непосредственной учебной деятельности к игре. Например, при изучении темы «Съедобные и несъедобные грибы» на ознакомлении с окружающей средой перед тем, как ребята будут на скорость распределять грибы между двумя группами — съедобными и несъедобными, можно предложить детям отгадать загадки:
- Разместился под соснойЭтот гриб, как царь лесной.Рад найти его грибник.Это — белый… (Боровик).
- Догадайтесь-ка, ребята:Шляпка у него мохната.Гриб, как розовое ушко.Как зовут его? (Волнушка).
- С ним в лесу никто не дружен,И в лукошке он не нужен.Мухи скажут: «Это мор!».В красной шляпке… (Мухомор).
- На грибы она сердитаИ от злости ядовита.Вот лесная хулиганка!Это — бледная… (Поганка).
Короткие истории
На своём опыте я убедилась, что небольшие по объёму сказки-рассказки перед игрой — самый удобный мотивационный приём
С его помощью педагогу удаётся полностью завладеть вниманием ребят и мотивировать их на дальнейшую деятельность. Причём необязательно придумывать истории, напрямую связанные с игрой, сюжет может касаться её опосредованно
Например, когда герой попадает в сложную ситуацию, чтобы его выручить, моим воспитанникам приходится участвовать в игре или играх. Так, при изучении букв я рассказываю детям о том, что такой же материал сейчас проходят Лунтик с Кузей. Только вот огорчение: Кузя 2 дня жил у бабушки, которой помогал по хозяйству, и пропустил несколько занятий. Давайте поможем Лунтику объяснить другу, какие звуки мягкие, а какие твёрдые. И для этого сыграем в игру «Волшебный мешочек»: Лунтик будет доставать карточку с изображением, а вы, проговаривая слово, определять, твёрдый или мягкий звук стоит в начале.
Короткие истории можно придумывать не только о животных, сказочных персонажах, но и о фруктах, овощах
Чтение
В 6–7 лет многие дети в группе уже умеют читать
Это важное умение можно использовать и в играх. Например, при повторении правил игры ребята могут зачитывать короткие описания игровых действий, обозначенных на картинках
И, конечно, педагог сам зачитывает отрывки рассказов или сказок, связанных с сюжетом игры. Важный нюанс: зачитываемые эпизоды не должны быть слишком длинными, иначе детям будет сложно переключиться и настроиться на игру.
Многие дидактические игры в ДОУ строятся на сюжетах предварительно прочитанных с воспитанниками произведений
Наглядные приёмы
Наглядно-образное восприятие мира, в отличие от только формирующегося абстрактного, у дошкольников является ведущим. Для того чтобы совместить эти способы восприятия информации, воспитатель обеспечивает наличие:
- картинок-иллюстраций этапов конкретной игры с изображениями детей или персонажей, играющих в неё;
- демонстрационного материала (видео с инструкциями, собственный пример, когда взрослый проигрывает каждый этап, показывая образец выполнения того или иного действия).
Практические приёмы
Игра сама по себе реализуется на практике. Однако педагог даёт ребятам задания ещё и творчески осмыслить новую игру в форме:
- рисунков (к примеру, зарисовать героев игры);
- аппликаций (этот приём весьма эффективен после отработки игр по формированию элементарных математических представлений, дети с удовольствием вырезают и наклеивают цифры с отработанным арифметическим действием — сложением, вычитанием);
- поделок (этот приём позволяет изготовить атрибуты для игры, к примеру, каштаны в качестве пешеходов на макете проезжей части).
Итогом серии тематических игр может быть групповая поделка воспитанников
Дидактическая игра для старших дошкольников «Мойдодыр»
Задачи:
- Сформировать у детей элементарные гигиенические навыки.
- Продолжать знакомить с предметами гигиены (носовой платок, зубная щетка)
- Сформировать желание у детей вести здоровый образ жизни.
- Учить детей работать в коллективе, при этом, не мешая друг другу.
Возраст: подготовительная группа.
Цель дидактической игры:
Способствовать у детей закреплению знаний о культурно гигиенических навыках.
Правила игры: Детям раздаются карточки: «Алгоритм умывания», «Алгоритм порядка одевания одежды», «Алгоритм чистки зубов», «Алгоритм пользования носовым платком». Игровое поле находится на макете «Мойдодыра». Детям необходимо в определённой последовательности расположить карточки с алгоритмом, что мы делаем сначала, после и т. д, не забывая проговаривать все свои действия.
Ход организации игры
Дети приглашают гостей пройти в игровую комнату, присесть и отдохнуть.
(раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то ещё к нам в гости пришёл. Интересно, кто это? Хотите узнать?Дети: Хотим!
Воспитатель: Кто там?
Появляется кукла (мальчик) Ваня, одетый не по погоде, с грязными руками (нет курточки, без шапки и т. д.)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я к вам так спешил в гости, но на улице так холодно, что я замерз. Вы не знаете, почему я замерз?
Дети отвечают, что Ваня без курточки и шапки и что на улице поздняя осень
Кукла Ваня: А как мне надо правильно одеваться? Научите? (ответ детей)
Также интересная развивающая дидактическая игра:Дидактическая игра в ДОУ «Вершки — корешки». Учить составлять загадку про морковь.
Воспитатель: А кто нам может помочь ребята? Если дети затрудняются, то воспитатель обращает внимание на «Мойдодыр». На игровом поле размещены алгоритмы в неправильном порядке
Воспитатель: Ребята, давайте Ванечке расскажем, как правильно нужно надевать одежду, когда идешь гулять на улицу.
Дети на игровом поле раскладывают в определённой последовательности карточки, что мы одеваем сначала и т. д. не забывая проговаривать все свои действия.
Ваня: Ребята спасибо теперь я научился, как надо одеваться в такую погоду.
Воспитатель замечает, что у куклы Вани грязные руки
И обращает внимание
Воспитатель: Ой ребятки посмотрите у Ванечки еще и ручки грязные. А давайте мы его научим, что нужно делать, что бы быть чистым.
Дети на игровом поле раскладывают в определённой последовательности карточки, как правильно нужно мыть руки, не забывая проговаривать все свои действия.
Ребятки, а давайте научим еще Ванечку, как правильно нужно пользоваться носовым платком.
Дети на игровом поле раскладывают в определённой последовательности карточки, как правильно пользоваться носовым платком, не забывая проговаривать все свои действия.
Воспитатель замечает, что остались еще карточки как правильно чистить зубы.
Но просит ребят попрощаться с гостями и научить нашего гостя Ваню, как правильно пользоваться зубной щеткой и т. д.
Виды дидактических игры для развития речи в подготовительной группе
В зависимости от цели, которую ставит педагог, выделяют несколько разновидностей дидактических игр для развития речи.
Образовательные
Направлены на получение новых знаний, умений, закрепление пройденного материала
Игры формируют интерес к обучению, что очень важно на первых порах становления личности, когда определяются постоянные интересы ребенка
В образовательной игре, в отличие от других, четко поставлена цель обучения детей соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть выделены и проверены в явном виде. Отличительная черта — в каждой игре есть четко поставленные задания, которые должны быть выполнены.
Важно! Образовательные занятия требуют значительных затрат умственных сил и напряжения, поэтому нельзя перегружать детей. Чрезмерные усилия приведут к нежеланию заниматься и рассеянности
Развивающие
Цель таких дидактических игр — развитие определенных психических процессов, способностей ребенка и интеллектуальных качеств (внимания, памяти, мышления).
Развивающие игры могут быть разного содержания. Главные их отличительные черты:
- Большинство игр не ограничиваются одним заданием, а позволяют придумывать детям и взрослым новые варианты задач.
- В большинстве случаев широкий диапазон трудностей — от доступных 2-3 малышу до непосильных задач для школьников.
- Решение задачи предоставляется не в абстрактной форме, а в виде видимых, осязаемых вещей.
Воспитательные
Эти игры организуются с целью освоения норм и правил поведения в обществе, общении, за столом, формирования определенных нравственно-эстетических ценностей, вырабатывания политического взгляда.
Обратите внимание! Большинство воспитательных дидактических игр развивают коммуникативные способности детей. Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык
К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык
Он учится взаимодействовать с окружающими, проявлять манеры в тех или иных ситуациях. К тому же именно во время таких занятий связь педагога с ребенком укрепляется, малыш начинает доверять человеку, находит с ним общий язык.
Связь педагога и детей в игре
Обратите внимание! С 2018 года в России стали набирать популярность терапевтические воспитательные игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения. Их эффективность в дошкольном возрасте очень велика, поэтому сейчас они активно принимаются психотерапевтами
Как оформить уголок дидактических игр в подготовительной группе
Для полноценного развития ребёнка в группе должна быть методически грамотно организована предметно-развивающая среда. Одну из центральных позиций в ней занимает уголок дидактических игр — зона, в которой представлены материалы для игровой деятельности
При этом важно учесть, что некоторые игровые объекты располагаются в соответствующих тематических зонах. Так, пазлы с домашними и дикими животными, являясь материалами для обучающих игр, находятся в экологическом уголке
Поэтому уместно говорить не об отдельной зоне для дидактических игр, а о материалах, которыми в подготовительной группе детского сада обеспечивается этот вид образовательной деятельности:
- пазлы разных форм и размеров;
- наборы тематических картинок (в том числе и с изображениями геометрических фигур);
- мозаики;
- кубики двух видов — с буквами/цифрами и те, что можно использовать для размещения на них разных картинок по теме (к примеру, с изображениями растений, животных);
- настольно-печатные игры (лото, домино, бродилки, изображения лабиринтов на картоне);
- материалы для математических игр (счётные палочки, карточки с цифрами и пр.);
- мячик (например, для передачи эстафеты);
- коробка с природными материалами;
- 1–2 игрушки;
- листы бумаги, карандаши, фломастеры;
- книги с прозаическими и поэтическими текстами.
Если размеры помещения позволяют, то желательно разместить несколько столов и стульев непосредственно около уголка дидактических игр, чтобы детям не приходилось носить игровые материалы (особенно с мелкими деталями: мозаики, пазлы) через всю комнату.
Взаимодействие детей и родителей «Игры с дидактическим материалом»
Возраст: подготовительная группа.
Задачи:
- обучать детей и родителей игровому взаимодействию, способствующему накоплению положительного сенсорного, двигательного и речевого опыта;
- активизировать детско-родительские коммуникации.
Материал:
- дидактический материал — кубики, шары, ленты разного цвета;
- игрушка собачка;
- бумажные цветы разного цвета;
- карандаши желтого цвета;
- картинка с изображением солнышка без лучиков;
- корзинки под мячики;
- 2 чемодана разной величины;
- мешочек.
Кубики. Дидактические игры «Игры с дидактическим материалом»
Ход занятия
Дети с родителями проходят в музыкальный зал и рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: В нашей группе, в нашей группе Много маленьких ребят Много маленьких ребят Все на стульчиках сидят Вместе с мамами я вас в гости приглашаю Дружно будем мы играть Точно это знаю!
— Дети, а вы любите играть? А мамы ваши любят играть?
Дети: Да!
Воспитатель показывает 2 чемодана желтого и зелёного цвета разной величины. Спрашивает, что это, какого цвета, какой величины — сравниваем.
— Дети , вы хотите узнать, что в этих чемоданах?
Загадка
Отгадайте загадку:
Отгадайте-ка , ребятки Кто пришел к нам поиграть. Отгадайте-ка ребятки Постарайтесь их назвать!
Загадка: С хозяином дружит Дом сторожит. Живёт под крылечком Хвост колечком.
Кто это? (собачка)
Воспитатель достаёт из чемодана игрушку собачку предлагает поиграть в подвижную игру «Лохматый пёс».
Чудесный мешочек в руках я держу А что в нем я вам не скажу!
Игра «Чудесный мешочек»
Дети на ощупь определяют кубик и шар, говорят , чем шар отличается от кубика (у шара нет уголков, он может кататься, а кубик нет.)
Игра «Построим башенки»
Дети строят башенки разного цвета, сравнивают какая из них выше, ниже.
Игровое задание «Собери шары по цвету» в разные корзины.
Давайте присядем на стульчики и поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Солнышко» вместе с родителями
Я рисую жёлтый круг (указательным пальцем правой руки рисуют круг) Много лучиков вокруг (пальчиком рисуют лучики) Это солнышко сияет ( руки перед грудью, пальцы раскрыты) Дом и сад наш согревает (руки вверху — крыша над головой; руки вверху качаем прямыми руками как деревья).
Показ картинки с изображением солнышка без лучей.
Воспитатель: Как вы думаете, солнышко грустное или весёлое?
Воспитатель: Почему грустное?Дети: Грустное.
Дети: Потому что нет лучиков.
Воспитатель: Кто его обидел. Наверное тучка закрыла лучики. Давайте поможем солнышку, чтобы оно стало весёлым, нарисуем лучики. Вот коробка, а в ней карандаши. Какого цвета?
Дети: жёлтого цвета.
(дети берут карандаши и рисуют лучики солнышку)
Воспитатель: Молодцы! Вы помогли солнышку, оно снова стало весёлым.
Подвижная игра «Вот как солнышко встаёт» вместе с родителями.
Подвижная игра «Вот как солнышко встаёт»
Вот как солнышко встаёт (Поднимают руки вверх)Выше, выше, выше К ночи солнышко зайдёт (Опускают руки вниз) Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо (хлопают в ладоши) Солнышко смеётся А под солнышком всем кружатся.
— Дети, покажите какие у солнышка лучики (разводят руки в стороны)
— А когда идёт дождь, что надо сделать? (раскрыть зонтик)
— Правильно, теперь покажите свои зонтики (дети соединяют руки над головой, образуя треугольник)
Упражнение выполняют и дети и родители.
Давайте поиграем. Когда я скажу «солнышко» покажите свои лучики бегайте, играйте, а когда я скажу «дождик» покажите свой зонтик, остановитесь на месте.
Воспитатель: Солнышко с каждым днём будет светить всё ярче и пригревать и скоро расцветут цветы. А пока давайте устроим у нас цветочную полянку.
У меня есть ленточки-дорожки. Я сейчас их раскатаю, а мамы мне помогут.
Игровое задание «Посади цветочек»
(дети раскладывают бумажные цветочки на дорожку определённого цвета).
Воспитатель: вот какие красивые дорожки получились!
Солнце светит ярко, ярко И везде цветут цветы Хороша у нас полянка Небывалой красоты!
По полянке мы гуляли И цветочки собирали. (дети собирают цветы, мамы ленточки) Славно мы повеселились, поиграли порезвились, А теперь пришла пора расставаться детвора.
До свидания!
Под музыку песни «Светит солнышко для всех» дети и родители уходят из зала.
Дидактическая игра для детей подготовительной группы «Цветочная гамма»
Цель: Развитие музыкального слуха.
Возраст: подготовительная группа.
Задачи:
- Учить детей слышать скачкообразное, поступенное движение мелодии вверх и вниз, чисто интонировать, сопровождая пение движением руки вверх и вниз.
- Различать высокий, средний низкий звуки в пределах квинты, на основе мажорного трезвучия.
- Формировать умение находить тонику (нижний звук «ДО»).
- Познакомить детей с названиями нот и закрепить их, как последовательность гаммы До мажор.
- Развивать звуковысотный, ладотональный слух, подвижность языка, используя работу со слогами: «ля-ля», «жу-жу», творческие способности детей.
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на яркие образы.
Игровой материал:
- Нотный стан, на котором изображены ноты в виде цветочков.
- Кузнечик на палочке.
- Пчёлка.
- Дополнительные фигурки насекомых (пчёлка, стрекоза).
- Подарки детям — цветочки-ноты.
- Металлофон.
Ход игры (I вариант)
Педагог загадывает детям загадку:
С утра жу-жу, цветы бужу И мёд вожу.
Дети: Пчела!
Педагог прикрепляет Пчёлку к леске, (в дальнейшем передвигает её в зависимости от направления движения мелодии) и говорит:
Пчёлка ЛЯЛЯ — домовитая хозяйка, прилетела на лужайку. Похлопочет над цветком, он поделится медком.
Послушайте, как летела и пела ЛЯЛЯ, сначала вверх:
Медок я вкусный соберу
(До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До(II)
Затем вниз:
И деткам в улей отнесу
(До(II), Си, Ля, Соль, Фа, Ми, Ре, До.)
Педагог предлагает детям пропеть две фразы, сопровождая пение движением руки. Повторить несколько раз, коллективно, цепочкой, индивидуально.
Педагог:
Наша ЛЯЛЯ всё летала и немножечко устала.
Пчёлка:
Наклонюсь к цветку поближе, красоту его увижу. Посижу, погляжу, песенку вам прожужжу.
Пчёлка исполняет песенку на одном звуке, детям предлагается повторить или придумать свою песенку на слог «жу-жу».
(На последующих занятиях.)
Педагог:
Дети, обратите внимание, каждый цветочек имеет своё имя. Где, какие Нотки тут на линеечках живут?. Спеть по нотам гамму всем, Пчела поможет без проблем!
Спеть по нотам гамму всем, Пчела поможет без проблем!
Запоминай:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
И вместе с нами пропевай!
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО.
А теперь пропоём в обратном направлении:
ДО, СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.
Дети поют гамму вверх и вниз, также можно предложить самостоятельно выложить по порядку названия нот и пропеть.
Педагог и дети благодарят Пчёлку за полученные знания и приглашают прийти к ним ещё на занятия.
Ход игры (II вариант)
На нотном стане цветочки ноты, на нотке МИ — пчёлка, на нотке СОЛЬ — Стрекоза.
Педагог показывает детям Кузнечика и говорит:
Во фраке зелёном маэстро Взлетает над лугом в цвету. Он — гордость местного оркестра И лучший прыгун в высоту. Зовут все кузнечика Доша, А домик его, нотка До.
Послушайте.
Поёт ноту «ДО» I октавы.
И запомните, вот это домик кузнечика.
«ДО», «ДО», «ДО».
Наш Доша чемпион по прыжкам, Скачет, скачет тут и там!
Прыгнул в гости к Пчёлке МИ и пропел:
«МИ- МИ, МЕНЯ ПРИМИ!»
Педагог показывает детям скачкообразное движение, поёт ноту «МИ», предлагает показать, как прыгнул Доша и пропеть:
«МИ- МИ, МЕНЯ ПРИМИ!»
Дети поют вместе с педагогом, подгруппами, индивидуально.
Тут запела Стрекоза:
«Соль, соль, соль, открой глаза!» Прыгай, Доша, в гости к Соль И пропой ещё разок!
Кузнечик прыгает к Стрекозе и поёт:
«Соль! Соль! Соль!»
Педагог показывает детям скачкообразное движение, поёт ноту «СОЛЬ», предлагает показать, как прыгал Кузнечик и пропеть:
«Соль! Соль! Соль!»
На лугу весь день стрекочет, Удивить нас песней хочет,Доша, Доша, не ленись И на ДО, домой вернись!
Дети, давайте поможем Кузнечику найти свой дом.
По указанию и показу взрослого, поднимающего руку то выше (на звук: «Соль-Соль»), то чуть ниже («Ми-Ми»), то ещё ниже («До-До»), дети поочерёдно исполняют эти звуки.
Кузнечик благодарит детей.
На последующих занятиях один ребёнок управляет Кузнечиком, другой играет на металлофоне, педагог на фортепиано.
За правильное выполнение задания, дети получают призы: цветочки — ноты.
Картотека игр для речевого развития по ФГОС в подготовительной группе
Дидактические игры по развитию речи для детей в подготовительной группе проводят как во время, отведенное для занятий, так и в часы самостоятельной деятельности. Место выбирает педагог. Если это подвижные занятия, то лучше всего устроить игру на улице, где хватит свободного пространства для всех. Деятельность с карточками, бумажками проводится за столом.
Федеральный государственный стандарт (сокращенно ФГОС) выделяет ряд игр для развития речевого аппарата, которые наиболее эффективны для детей в подготовительной группе, они представлены ниже.
«Венок из предложений»
Цель: Упражнение в составлении предложений.
Ход: Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра продолжается по кругу.
«Закончи слово»
Цель: Развить умение делить слова на слоги.
Ход: Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова. Например, ко-шка.
«Волшебные кубики»
Цель: Развить слуховую и зрительную память, научить производить синтез слова.
Ход: На стол кладут кубики, на каждой грани которого знакомые детям предметы, животные, явления. Воспитатель предлагает собрать любое слово, обращая внимания на первые звуки. Например, слон.
Обратите внимание! Ребенок сначала находит кубик, на котором изображена картинка, начинающаяся со звука , потом. Так он составляет слово
«Найди братца»
Цель: Научить различать твердые и мягкие знаки в слове.
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд. Дети должны разложить изображение в 2 ряда, чтобы первые звуки были «братцами» первых звуков ряда. Например, «Йогурт» первый звук . Ребенок положит во второй ряд йога, первый звук в этом слове . Значит, йогурт и йог — братцы.
Дидактические карточки
«Веселый поезд»
Цель: Научить определять количество звуков в слове.
Ход: В руке каждого малыша билет — предметная картинка. Воспитатель предлагает каждому определить количество звуков в слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове.
«Сколько букв»
Цель: Научить ребенка считать и распознавать буквы в слове.
Ход: Педагог включает презентацию с изображением предметов, явлений или использует подготовленные карточки. Показывая на картинку, он просит сосчитать количество букв в слове. Можно усложнить задачу. Например, попросить сосчитать звуки или количество гласных букв.
Обратите внимание! Применение дидактических игр помогает педагогу в подготовительной группе воздействовать на интеллект, укреплять и развивать речь. Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста. Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста
Можно сказать, что это сложное, многослойное педагогическое явление, которое развивает ребенка всесторонне, поэтому их использование обязательно для детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра для детей 6-7 лет «Вершки — корешки»
Возраст: подготовительная группа.
Цель:
- закреплять знания о строении овощей (уметь различать ботву и корень плода);
- закреплять умение вести счет предметов в пределах 7;
- учить, анализировать и сопоставлять объекты между собой, используя метод сравнения.
Демонстрационный материал:
- Двуполосная карточка большая, картинки овощей: редис, морковь, свекла.
- Картинки ботвы: редиски, морковки, тыквы, свеклы.
- Большая картинка морковки.
Дидактический материал: двуполосные карточки на каждого, картинки овощей и их ботвы: редька, картофель, помидор, огурец, перец, лук, чеснок.
Ход
Воспитатель говорит, что он понаблюдает, как дети умеют узнавать овощи по внешнему виду. Демонстрирует карточку с ботвой от морковки. Вызывает ребенка.
Ему необходимо на большой двуполосной карточки верхний ряд поставить ботву от моркови (вершок), а подходящий корешок поставить в нижний ряд под этой ботвой. Все остальные дети помогают ему, говоря слова: «Вершок, вершок, покажи нам корешок!». Аналогично справиться с другими карточками.
Воспитатель говорит, что сейчас дети будут играть тоже в эту игру. Он просит взять двуполосные карточки и положить перед собой.
Из конверта достать картинки и все корешки положить на нижней ряд, потом посчитать, сколько их получилось.
Дальше проговаривая вместе с воспитателем: «Корешок, корешок, покажи нам свой вершок!», разложить на верхний ряд соответствующие картинки с ботвой. Воспитатель уточняет, сколько у ребят картинок с ботвой, подводит детей к выводу, что их поровну по 7 штук в каждом ряду. Потом все обратно убирается в конверт.
Физминутка:
«В нашем огороде»
Мы ходили в огород, (шагают на месте)собирали все в мешок: (приседают, как бы собирая что-то)справа картошка, (наклон туловища вправо)слева морковь, (наклон туловища влево)прямо кабачок — (наклон туловища вперед)все сложили в мешок. На спину забросили (имитируем, закидываем на плечо)радовались подаркам осени! (гладим по животу, улыбаемся).
— Сейчас мы, — говорит воспитатель, — будем составлять маленький рассказ-загадку про морковь.
Протокол составления загадки про морковку:
— На что похожа морковь? — на ракету.
— А чем отличается от ракеты? — Она не умеет летать.
— Еще на что похожа? — На дерево, но без веток. — А еще? — На зонтик, но зонтик прячет от дождя.
Текст получившейся загадки: «Похожа на ракету, но не летает; похож на дерево, но без веток; как зонтик, но от дождя не прячет».
Если ребята не устали, можно посоставлять еще загадки.
Дидактическая настольно–печатная игра для детей 6-7 лет «Что делать, если…»
Актуальность — создание условий для социализации дошкольников посредством обучения приемам самостоятельного поиска решений в нестандартных жизненных ситуациях.
Новизна — принципиально новый подход к проведению процедуры диагностики посредством организации игровой деятельности с воспитанниками (игры с правилами), позволяющий обеспечить оценку уровня освоения знаний ООП ДО по нескольким разделам образовательных областей в рамках требований ФГОС ДО.
Цель: определить уровень освоения воспитанниками 6-7 лет знаний по разделу «Безопасность» в направлениях «Ребенок и природа», «Ребенок и улица», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Ребенок и его здоровье».
Задачи:
Создание условий для развития (или диагностики) коммуникативных навыков дошкольников 6-7 лет.
Создание условий для формирования (или диагностики) умения следовать правилам игры до конца.
Формирование положительной мотивации к познавательной и игровой деятельности.
Формирование адекватного отношения к положительным и отрицательным результатам игры.
Формирование правил и норм взаимоотношения со сверстниками и взрослым.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.
Формирование правил безопасного поведения; поиска разнообразных способов решения жизненно опасных ситуаций в природе, быту, на улице, в социуме.
Возраст: подготовительная группа.
Материалы: круглое игровое поле, разделенное на 6 секторов, каждый из которых имеет соответствующую надпись: «Ребенок и природа», «Ребенок и улица», «Ребенок дома», «Ребенок и его здоровье», «Ребенок и другие люди», «Сюрприз». В центре игрового поля крутящаяся стрелка.
По 5 карточек с вопросами по каждому сектору игры. 5 карточек сектора «сюрприз».
Правила игры: перед началом игры все карточки раскладываются взрослым на соответствующие разделы игрового поля.
Броском кубика определяется очередность играющих: начинает тот, у кого выпало большее число точек на кубике.
Первый играющий вращает стрелку и берет карточку с того раздела игрового поля, на который указала остановившаяся стрелка — указатель, стараясь правильно ответить на вопрос, указанный в выбранной им карточке.
Если игрок правильно отвечает на вопрос, забирает карточку себе, если же не может ответить — передает ответ соседнему игроку (по часовой стрелке). Ответивший правильно забирает карточку.
Следующий ход переходит рядом сидящему игроку по часовой стрелке.
Игра продолжается по такому же принципу.
Если стрелка выпадает на сектор «сюрприз», игрок берет верхнюю карточку данного сектора и выполняет предложенное в ней задание:
- «+1 ход» — снова вращает стрелку и делает дополнительный ход;
- «-1 ход», «-2 хода» — пропускает один или 2 хода;
- «отдай свою карточку любому игроку» — по своему усмотрению играющий отдает карточку любому игроку;
- «выложи любую свою карточку» — на свое усмотрение игрок убирает у себя любую карточку и кладет ее на стопку соответствующего сектора.
Использованные карточки сектора «сюрприз» складываются в низ стопки, лежащей на игровом поле.
Выигрывает тот, у кого накопятся все 5 карточек одного сектора («Ребенок и природа», «Ребенок и улица», «Ребенок дома», «Ребенок и его здоровье» или «Ребенок и другие люди»).
Если же в игре таковых нет, то побеждает тот, кто набрал больше всех карточек, т. е. правильно ответил на наибольшее количество вопросов.
Литература:
Основная общеобразовательная программа МБУ детского сада № 56 «Красная гвоздика» г. Тольятти на 2013-2014 уч. г.