Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Важно понимать, что это не только детский церебральный паралич (ДЦП). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) основная потребность — разнообразные движения
Зеркало
Как играть: педагог и ребёнок находятся напротив друг друга. Педагог показывает движения, а ребёнок повторяет. Затем действующие лица меняются ролями. Задача педагога — не передразнить ученика, а постараться выполнить упражнение как можно точнее.
Скульптура
Как играть: педагог лепит из ребёнка, как из глины, скульптуру. Ставит ноги, руки, пальцы, голову в возможные положения. Затем «скульптура» застывает, а мастер вдохновляется своей работой.
Кошки-мышки
Инструменты: листы бумаги, цветные карандаши.
Как играть: педагог рисует кота, ребёнок — мышь. Задача педагога — рисовать тропинку от кота до мыши, задача ребёнка — рисовать тропинку от мыши не в сторону кота, чтобы она могла спрятаться. Действия происходят одновременно, если кот успел догнать мышь — он победил, если мышка убежала — победа за ней.
Дидактические игры на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Организация: МБОУ «Основная школа № 27»
Населенный пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский
Дидактические игры на уроках русского языка при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Целью уроков русского языка является «формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы».
Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни человека. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.
Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей на уроках русского языка является дидактическая игра.
Дидактические игры дают возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности
Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока.
Например, «Узнай тему урока».
ААГ ББЛ ВВА ГГГ ДДО ЕЕЛ. (ГЛАГОЛ).
Вспомни алфавит и запиши тему урока.
4 | 13 | 1 | 4 | 16 | 13 |
Г | л | а | г | о | л |
Использование игры в процессе объяснения нового материала.
Например, игра «Собери слово» при изучении темы «Состав слова».
рас-, -сказ-, -чик; зим-, -н-, ий; у-, чи-,-тель;
раз-, -вед-, -чик; по-, -сад-, -ка
Из них нужно собрать пять слов (рассказчик, зимний, учитель, разведчик, посадка) и разобрать по составу.
Например, найти слово по схеме:
Грустный, разъезд, заморозки, погода, полет, вырубка
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например, «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний».
«Третий лишний».
Тема «Глагол».
Найди лишнее слово и объясни почему оно лишнее.
Бег, бежать, убегает.
Скрипит, скрип, заскрипели.
Делаем, сделали, дело.
Полет, летел, влетел.
Особенно игра целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
Игра «Кто быстрее и правильнее»
Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
Найди пару и запиши.
Собака | «Компас» |
газета | Калинина |
сказка | «Маша и Медведь» |
улица | «Морозко» |
мультфильм | Шарик |
Игры с использованием мяча.
Перед игрой учитель объясняет задание, например:
– Ребята, я называю слово, а вы, поймав мяч, вы называете часть речи.
Учитель бросает каждому обучающемуся мяч, называя слово.
Учитель: школа
Обучающийся: имя существительное.
Можно предложить много вариантов заданий по русскому языку при игре с мячом. Дети с удовольствием играют, при этом, помимо работы по теме урока, происходит коррекционная работа по развитию моторики рук, координации движения.
«Назови часть речи», «Поставь во множественное число», «Определи падеж» и многие другие задания в игровой форме по различным темам урока.
Игру можно усложнить, если обучающиеся сами будут друг другу придумывать слова.
Учимся играя. Примеры заданий. «Определи и раскрась».
Результаты использования игр на уроках показали, что обучающиеся легче усваивают тот учебный материал, который подаётся в игровой форме.
Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Приложения:
file0.docx.. 231,6 КБ
Опубликовано: 15.12.2020
Игры для детей с нарушениями слуха
Эту категорию детей принято делить на две подкатегории: глухие и слабослышащие. Обычно ребята даже учатся в разных коррекционных школах, чтобы у слабослышащих не было соблазна не учиться говорить, а у глухих — списывать работы слабослышащих.
Игры для обеих категорий в основном направлены на развитие слухового восприятия — умения слушать, различать и произносить звуки, отвечать.
Игры для слабослышащих детей
Животный мир
Инструменты: ноутбук или телефон с колонкой, записи с голосами животных, картинки животных.
Как играть: педагог включает записи с голосами разных животных. Например, медведя, лисы, зайца, кота, собаки. Задача ребёнка — услышать и правильно назвать животное или показать его картинку.
Как усложнить: делать звуки громче и тише.
Музыка нас связала
Инструменты: музыкальные инструменты, ширма, картинки музыкальных инструментов.
Как играть: принцип такой же, как и в предыдущей игре: услышать, на каком музыкальном инструменте играет педагог, и назвать или показать его.
Телефонные прятки
Инструмент: телефон.
Как играть: педагог включает звук, например звонит с другого телефона. Задача ребёнка — ориентироваться по звуку, понять, где находится телефон, найти его.
<<Форма демодоступа>>
Игры для глухих детей
Речевая карточка
Сюжетно-ролевые игры
Инструменты: костюмы, атрибуты.
Как играть: до игры педагог знакомит детей с одной темой. Например, рассказывает всё о больнице. Ребята узнают названия предметов, профессии. К каждому слову есть карточка. После мини-урока ученики вместе с педагогом распределяют роли, костюмы, готовят реквизит и разыгрывают один день из жизни больницы.
Позови меня
Как играть: педагог зовёт ребёнка по имени, задача каждого — услышать имя: своё или другого ребёнка. Если услышал своё — громко сказать «Это я!», если чужое — похлопать в ладоши.
Баланс
Как играть: педагог предлагает детям сохранять баланс на разных предметах, например специальном балансире, скамейке, стуле.
Как усложнить: если ребёнок легко справляется, давать ещё задания, например попросить подпрыгнуть, держа в руках книжки.
Балансир