Что такое эмоциональные консервы?

Сводка

Онлайн-школы для обучения:

  • Skillbox;
  • Нетология;
  • Teach Line;
  • GeekBrains;
  • Фоксфорд;
  • Викиум;
  • Тетрика;
  • Инглекс;
  • ЕШКО;
  • Puzzle English;
  • Skyeng;
  • EnglishDom.

Подборка книг для саморазвития:

«Думай и богатей» – Наполеон Хилл;
«Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» – Дейл Карнеги;
«7 навыков высокоэффективных людей» – Стивен Кови;
«Тонкое искусство пофигизма» – Марк Мэнсон;
«Магия утра» – Хэл Элрод;
«Мысли по-крупному и не тормози» – Дональд Трамп;
«От срочного к важному» – Стив Макклетчи;
«Тайм-драйв: как успевать жить и работать» – Глеб Архангельский;
«Думай как инженер» – Мадхаван Гуру;
«Хватит быть славным парнем» – Роберт Гловер;
«Вы ничего не знаете о мужчинах» – Стив Харви;
«Как перестать беспокоиться и начать жить» – Дейл Карнеги;
«Работа, деньги и любовь» – Наталья Грэйс;
«Чего ты по-настоящему хочешь» – Беверли  Бэтчел;
«Азбука денег» – Бодо Шефер;
«Будь лучшей версией себя» – Дэн Вальдшмидт;
«Ты можешь больше, чем ты думаешь» – Томас Армстронг;
«Путь к финансовой независимости» – Бодо Шефер;
«Богатый папа, бедный папа» – Роберт Кийосаки;
«Думай как миллионер» – Харв Экер;
«К черту все. Берись и делай» – Ричард Брэнсон;
«Разбуди в себе исполина» – Тони Роббинс;
«Драйв

Что на самом деле нас мотивирует» – Дэниел Пинк;
«Кто заплачет, когда ты умрешь» – Робин Шарма;
«Монах, который продал свой Феррари» – Робин Шарма;
«НИ СЫ» – Джен Синсеро;
«Ем, бегу, живу» – Юлия Высоцкая;
«Голодный мозг» – Стефан Гийанэй.

Подборка фильмов для саморазвития:

  • «Основатель»;
  • «В погоне за счастьем»;
  • «Социальная сеть»;
  • «Вселенная Стивена Хокинга»;
  • «Пираты силиконовой долины»;
  • «Всегда говори Да»;
  • «Одержимость»;
  • «Человек, который изменил всё»;
  • «Форрест Гамп»;
  • «Авиатор»;
  • «Игра на понижение»;
  • «Стажер»;
  • «Область тьмы»;

_

Что такое синдром выгорания

Синдром выгорания – это психологический синдром, который развился как специфическая реакция на длительный стресс, связанный с работой, и состоит из трех компонентов: истощение, деперсонализация и снижение трудоспособности. 

Истощение подразумевает истощение как эмоциональных, так и физических ресурсов. Деперсонализация или цинизм проявляется в безразличном отношении к пациенту или работе.

В настоящее время в литературе выделяют несколько типов синдрома выгорания в зависимости от «преданности делу»:

  • Тип рециклинга. Развивается, когда работа интенсифицируется до предела изнурения, прилагаются усилия для достижения целей, удовлетворения амбиций. 
  • Недостаточно стимулирующий тип. Развивается, когда работа монотонна, немотивирована и скучна, отсутствует личностное развитие. 
  • Тип истощения. Определяется как постоянный стресс, неудовлетворение, непризнание и неприятие.

Когда стоит переживать

В основном об эмоциональной неустойчивости, как об отдельном заболевании, речь почти никогда не идет. Ей свойственны следующие признаки: повышенная раздражительность(человек может вывести из себя любая мелочь); спонтанные вспышки гнева, так называемое состояние аффекта; частые, порой абсолютно неосознанные, перепады настроения; неспособность себя контролировать и управлять своим поведением.

Причем эти проявления эмоциональной неустойчивости часто никак не связаны с погодными изменениями или стрессовыми ситуациями. Человек с эмоционально нестабильной психикой всегда ищет повод, за который можно зацепиться и дать волю своим эмоциям. Такие люди не любят, когда их критикуют, когда им возражают, и всегда пытаются отстоять свое мнение, даже не пытаясь услышать и принять другую точку зрения.

Диагностика

Вы без особого труда узнаете, когда у вас 3-я или 4-я стадия эмоционального выгорания, так как об этом будет кричать весь ваш организм

Но на ранних стадиях важно вовремя пройти диагностику, можно – самодиагностику, чтобы подкорректировать режим дня, реакции на стрессы и, вообще, заняться собой

Представляю вам несколько методик, которые помогут сделать диагностику уровня СЭВ.

Эти тесты помогают определить проблемы разных профессий: работников торговли, менеджеров, руководителей, педагогов. Но мне, например, нравится методика Бойко, тест подходит для всех людей. Его могут пройти даже мамы в декретном отпуске, если чувствуют, что подкатывает. Да и в принципе все, кто получил выгорание вне профессии.

Статистика свидетельствует о том, что женщины чаще выгорают, так как им приходится больше общаться дома и на работе. Хотя, например, ВОЗ в мае 2019 года определило СЭВ как синдром, возникающий на рабочем месте из-за хронического стресса. И в документе написано, что болезнью такое состояние признается только в случае именно профессионального выгорания.

Чтобы знать, когда СЭВ считается болезнью, а когда – просто синдромом, важно понять, что входит в понятие “профессиональное выгорание”. Человек истощен, нехватка энергии, он психологически отстранен от своей профессиональной деятельности

Наблюдается цинизм, негативизм. У него проявляется профессиональная деформация – когда определенное поведение на работе закрепляется как характеристика личности. Это хорошо видно на педагогах: стремление всех учить, считать себя главным в любой компании и т. д

Человек истощен, нехватка энергии, он психологически отстранен от своей профессиональной деятельности. Наблюдается цинизм, негативизм. У него проявляется профессиональная деформация – когда определенное поведение на работе закрепляется как характеристика личности. Это хорошо видно на педагогах: стремление всех учить, считать себя главным в любой компании и т. д.

Как бороться со своими эмоциональными качелями?

Учитывать свои особенности

В случае с факторами, которые невозможно изменить (например, психологическая перестройка или ментальное расстройство), лучшее, что можно сделать, — это адаптироваться. Познакомиться с особенностями своей психики и адаптироваться к ним может помочь психолог. Не менее полезны и инструменты самопомощи, один из которых — дневник настроения. В дневнике можно фиксировать свои эмоции  и наблюдать, как часто они сменяются. Зная «график» эмоциональных качелей, будет гораздо удобнее строить свои планы: погулять с другом можно в период подъема, а сериал или монотонную работу припасти на период спада. В случае с психическими расстройствами нормализовать состояние также помогает обращение к специалисту и грамотно подобранные медикаменты.

Принять свое состояние

Если эмоциональные качели — это реакция на стресс, то адаптация и принятие своего состояния будут не менее уместны. Злость на себя за то, что настроение скачет, а продуктивность снижается — частая ошибка. Но именно осознание, что это естественная реакция, и заботливое отношение к себе помогут быстрее восстановиться. Игнорирование тревожных знаков и выполнение своих дел через силу сделают лишь хуже.

Подходить к эмоциям осознанно

Полезно отследить, на что направлена эмоция, у которой на первый взгляд нет причины. Иногда причина гнева, тревоги или подавленности бывает не так очевидна — мы можем злиться на упавшую ложку, а потом понять, что реальный гнев направлен на текущие условия работы. Поиск первопричины позволит обрести больший контроль над своим эмоциональным состоянием.

Факторы, задерживающие саморазвитие

Большинство людей плывет по течению и живет сегодняшним днем, не думая о том, что себя можно и нужно менять. Такие люди «консервируются», сохраняют старые навыки и привычки, не задумываясь о приобретении новых.

Отчего это случается? Вот наиболее распространенные причины:

Лень

Из-за нее вы не читаете книги. Не занимаетесь спортом. Не ходите по выставкам и музеям. Не встречаетесь с единомышленниками, потому что интересов как таковых не осталось. Подумайте, сколько возможностей вы упускаете из-за лени!

Только до01 января

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Стереотипы

Современный мир располагает к тому, чтобы решения за вас принимало ваше окружение. А именно: что вам надевать, что кушать, как правильно любить или ненавидеть и даже как думать. При этом свои собственные мысли и эмоции задвигаются на задний план.

Обесценивание обучения

К сожалению, многие люди воспринимают обучение как процесс, навязанный родителями и социумом. Они считают, что «отмучились» в школе, затем в колледже или вузе и на этом образование закончено. Почему так происходит? Скорее всего, в детском и юношеском возрасте были какие-то неудачи, поражения.

В связи с этим с обучением стали ассоциироваться неприятности, несправедливость. Но ведь это совсем не так! В настоящем времени вы можете выбрать то, чего хотите сами, будь то курсы компьютерной графики или обучение вязанию. Вы больше никому ничего не должны, все зависит от вас самих.

Страх неудачи

Многие из нас имеют устоявшееся заблуждение, что если однажды потерпеть неудачу, то остальные попытки тоже провалятся. Это очень вредная установка. Большинство знаменитостей перед тем, как достигнуть успеха, тоже терпели неудачи.

Ложный предел достижений

Многие считают, что все, чего они могли достигнуть, уже свершилось. Им уже хорошо, удобно и больше ничего не нужно. Поэтому не стоит выходить из зоны комфорта и что-то менять. Возможно, так и есть, если вам уже лет 90, и вы глубокий пенсионер. Факт в том, что такая установка таит в себе обычные комплексы. Как размышляет такой человек? «Раз требуются перемены, значит, со мной что-то не так! Поэтому не буду ничего менять». Но как будут относиться к такой «идеальной консерве» окружающие?

Топ-4 книги по саморазвитию

Книг по саморазвитию много, перечислим лишь некоторые популярные из них.

Брайан Трейси. «Привычки на миллионы долларов»

Автор – известный психолог, который создал много произведений, посвященных успеху. В своих книгах он описывает, как достигнуть богатства, исходя из своего опыта и примеров из жизни разных людей.

Марк Мэнсон. «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо»

В своих произведениях Мэнсон показывает, как можно идти к своим целям, не поддаваясь лишним эмоциям. Несмотря на неудачи, можно идти дальше и добиваться своего.

Карлос Кастанеда. «Путешествие в Икстлан»

Как и во всех книгах Кастанеды, главным здесь является не сюжет, а философский посыл. Сказка – ложь, да в ней намек… И путь воина, дона Хуана, показывает нам взаимодействие с окружающим миром и с собой.

Регина Бретт. «Бог никогда не моргает: 50 уроков, которые изменят твою жизнь»

Журналистка из США написала автобиографию, где рассказывает о том, как можно изменить свою судьбу. Она родилась в многодетной семье, испытала много непростых ситуаций. Однако Регина доказывает, что безвыходных положений не бывает, она смогла справиться со всеми трудностями и достичь своих целей. На своем примере она показывает, как научиться отпускать свое прошлое, старые обиды и двигаться дальше.

На сегодняшний день человечество накопило столько информации, что ее невозможно сосчитать. И этот процесс продолжается, наука открывает все новые границы, технологии меняются со скоростью света. Так что эволюции остается двигаться в одном направлении, которое также не имеет границ – и это саморазвитие, совершенствование своей личности. Нужно осознавать, о чем мы мыслим, какие действия совершаем, и обязательно двигаться вперед по пути собственной эволюции.

Какие есть стадии эмоционального выгорания

Оценить, насколько всё плохо, можно и с другой точки зрения. Выделяют три стадии эмоционального выгорания:

  1. Напряжение — психика сопротивляется. Острое переживание проблем и конфликтов, неудовлетворенность собой, чувство «загнанности в клетку», тревожность, сниженное настроение.
  2. Резистенция — психика начинает сдаваться. Человек может срываться, кричать, плакать (неадекватное эмоциональное реагирование), многие вещи уже просто не вызывают эмоций, всё больше и больше работы человек не доделывает как «необязательную».
  3. Истощение — психика сдалась. Это эмоциональный дефицит (эмоциональное истощение), отстраненность, психосоматические нарушения.

Уровни эмоционального выгорания постепенно сменяют друг друга, если ничего не предпринять.

Признаки эмоционального выгорания у подростков

Подросткам свойственно жаловаться на высокую нагрузку в школе. Но не всегда в них говорит лень. При возникновении некоторых симптомов ситуация действительно может быть серьёзной и требовать участия взрослых:

  • Если школьник жалуется на усталость даже в выходные и просыпается уже «разбитым», это может быть признаком начинающегося психического истощения.    
  • Бессонница или прерывистый сон — признаки стресса, которые нельзя оставлять без внимания.
  • Резкое снижение учебных способностей может свидетельствовать о том, что знания больше «не лезут» в голову. Подростку становится сложно концентрироваться на чтении учебника, отвечать на занятиях и даже просто поддерживать диалог — он как будто всё время витает в облаках.  
  • Выгоранию сопутствуют нервозность и раздражительность, внезапные вспышки гнева, а также частые смены угнетённого и гиперактивного состояний. 
  • Частым симптомом эмоционального выгорания у подростков оказывается самобичевание: «ненавижу себя», «я тупица», «у меня никогда ничего не получится». 
  • Не реже измотанные школьники склонны жалеть себя: «всем от меня что-то нужно», «все ко мне несправедливы».     
  • Апатия — постоянный спутник выгорания. Любая активная деятельность начинает казаться подростку бессмысленной: «мне всё надоело», «я ничего не хочу», «это всё бесполезно».
  • Выгорание часто сопровождается неприятными ощущениями в мышцах,  частыми головными болями, проблемами с пищеварением, болезнями кожи, ногтей и выпадением волос. 

Список использованной литературы

  • Агапова М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности.: дис. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2004. 

  • Акиндинова И. А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий // Психологический журнал, 2008. — № 10. — 13 с.

  • Асеева И. Н. Возможные пути преодоления и профилактики синдрома эмоционального выгорания. Современные проблемы психологии. Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. — Самара: СГТТУ, 2005. — 129 с.

  •  Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб: Речь, 2009. — 272 с.

Техника ассертивного отказа

Так как больше всего проблем у людей возникает в случаях, когда нужно ассертивно отказать, рассмотрим, как это можно сделать на примере простого алгоритма.

  1. Прислушайтесь к себе и найдите то, что вам не нравится в предложении собеседника. Как только вы услышали предложение или просьбу, сконцентрируйтесь на собственных ощущениях и том, что вам говорит интуиция. Подумайте о своих личных планах, интересах, ресурсах и способностях. Если вы почувствовали малейший дискомфорт, попробуйте осознать, с чем именно он связан, что из предложенного вам не нравится.
  2. Выразите свое мнение и ощущения. Всё, что вы нашли «в себе» на первом этапе, проговорите от первого лица с отсылкой на конкретные аргументы и эмоции. Например: «Я не могу этого сделать, ведь как только думаю об этом, у меня появляется сопротивление и апатия».
  3. Сделайте встречное предложение. На этом этапе вы можете направить собеседнику встречное предложение, например: «Я не могу поехать с тобой на дачу завтра, потому что я планировал отдохнуть. Зато я готов встретить тебя, когда ты вернешься, с вкусно приготовленным ужином».
  4. Настаивайте на своем и выстраивайте ограничения. Когда собеседник не унимается и продолжает настаивать на своем, не отступайте. В этом случае вы можете четко выстроить какое-нибудь ограничение, которое даст оппоненту понять, что вы не намерены уступать. Например: «Если ты будешь продолжать этот неконструктивный диалог, я буду вынужден выйти из комнаты, пока ты не успокоишься».

Пример ассертивного и неассертивного отказа

Сотрудник попросил вас пораньше выдать зарплату, но в силу ограниченности бюджета вы не можете выполнить просьбу. Отказ в неассертивной форме может звучать так: «Как вы не понимаете, что я не могу этого сделать?»; «Нет, конечно! О чём вы только думали, когда просили об этом?»; «Я не могу этого сделать, но для вас я попробую, хотя тогда у компании не останется средств оплатить другой запланированный счет».

Ассертивный отказ может звучать так: «Нет, я не согласен выдать вам зарплату сейчас, потому что это нарушает правила, о которых мы договорились заранее. Если вы будете настаивать, я буду вынужден прервать этот неконструктивный диалог».

Отработка способности ассертивно говорить требует практики и некоторых знаний психологии. В школе практической психологии «Центр ИнтерАктив» мы помогаем развить ассертивность с использованием простых упражнений, а также повысить уверенность в себе при общении с коллегами, родными и друзьями.

4 Спонтанность и игра

Спонтанность — нахождение в моменте «здесь и сейчас», в гармонии со своим состоянием и внешним миром. Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально. При жестком пресечении спонтанности, ребенок получает сигнал, что настоящий момент не важен, его импульсы неправильны.

Ограничение этой эмоциональной потребности человека (например, «что ты фигней какой-то занят, лучше бы что-то полезное сделал») вызывает чувство вины, стыда за свои позывы и желания. Как следствие — формирование высоких требований к своей эффективности, обесценивание отдыха, гиперконтроль.

Распространенность и предпосылки

Нарушение особенно выражено в профессиональных группах с высокой интенсивностью работы, для которых характерны:

  1. большой объем обрабатываемой информации;
  2. отсутствие времени на принятие решения;
  3. эмоциональная перегрузка;
  4. сложные психологические ситуации в рабочей группе.

По мнению специалистов, этот синдром больше отражает психоэмоциональную составляющую хронической усталости. Сначала происходят негативные изменения в психоэмоциональной сфере, а затем ухудшается физическое состояние человека.

На формирование этого синдрома влияют и многие другие личностные характеристики человека:

  • низкая стрессоустойчивость;
  • впечатлительность;
  • слабая психика.

В современной медицинской литературе синдром психического истощения описывается в основном для занятий социальной сферы, имеющих психоэмоциональный компонент интенсивности труда. Однако некоторые психотерапевты отмечают, что глобальный механизм действия для развития «вызова» – это его природа, поэтому его исследования перспективны для различных профессиональных групп.

Какие бывают якоря

Так же, как и информационные стимулы от внешнего мира, эмоциональные якоря отличаются тем, каким образом мы их воспринимаем, – видим, слышим или ощущаем. Другими словами, якоря бывают разных модальностей (VAK в терминологии НЛП и нейропсихологии):

  1. Визуальные якоря–внешние черты чего-либо (кого-либо), цвета, логотипы, жесты, предметы обстановки и т.п. Примеров таких триггеров не счесть в нашей жизни, где почти любое увиденное изображение вызывает в нас какие-то эмоции, ассоциации, состояния, мысли. Проверьте себя: что вы испытываете, увидев лицо любимого человека? А лицо начальника? Какое состояние в вас включает ваш рабочий стол? О чем начинаете думать при виде бутылочки «Кока-Колы»?
  2. Аудиальные якоря– звуки, тон, тембр, высота, интонации и т.п. Не менее мощные, чем зрительные, эти якоря также присутствуют в нашей жизни в большом количестве. Вы сами можете вспомнить, что какая-то мелодия может вызывать прилив энергии и энтузиазм, а вот звук будильника – «почему-то» включать не очень приятные эмоции и мысли, даже если вы услышали его в сериале. Если вы начнете внимательнее наблюдать за собой, то сможете заметить нечто подобное и в своей бессознательной реакции на голоса конкретных людей, различные интонации и нотки в голосе, кодовые слова и т.д.
  3. Кинестетические якоря–ощущения, запахи, вкусы, прикосновения и т.п. Этот вид якорей, возможно, сложнее отследить и осознать, но они очень мощные. Возьмем такой пример: вы находитесь в отпуске, у вас прекрасное настроение и вы готовы расцеловать весь мир, и тут вы пробуете какое-то новое для вас блюдо или десерт. С чем теперь будет ассоциироваться у вас вкус этого деликатеса (как, впрочем, и вид)? Правильно, с этими замечательными ощущениями счастья и удовлетворения, что кстати, можно использовать себе на пользу. А что если случилось так, что вы попробовали какой-то парфюм, не отойдя от неприятных эмоций после какого-то инцидента (например, вас оскорбила продавщица или предшествовал негативный разговор по телефону)? Какие состояния будет навевать этот аромат? Да, те же самые негативные эмоции, поэтому никогда не забывайте о силе кинестетических якорей.

Помимо модальностей якоря также различают по эмоциональной направленности. Есть положительные и отрицательные якоря – первые вызывают ресурсное состояние (приятное переживание), а вторые – нересурсное состояние (неприятное переживание). Их также могут называть позитивными и негативными, а также конструктивными и деструктивными якорями.

Что же делать, если у вас образовался стойкий отрицательный якорь на что-то, можно ли это изменить? И как вообще использовать якоря для улучшения своей жизни? Давайте разберем  эту сторону вопроса подробнее.

Постановка диагноза и терапия

Диагностировать лабильность может только специалист. Изначально, еще при первых появляющихся признаков, родные и близкие люди должны обратиться к терапевту. На основании обследования далее человек направляется на прием к психотерапевту и неврологу.

Нельзя сказать, что диагностикой эмоциональной лабильности занимается какой-то отдельно взятый врач. Это совокупность работы врачей.

Но кроме внешних обследований пациент в обязательном порядке сдает ряд анализов. Чтобы исключить или подтвердить наличие других тяжелых заболеваний, при которых такое психическое состояние является лишь симптомом. В случае если патология лишь симптом более серьезного заболевания, основное лечение направляется на это самое заболевания. С выздоровлением исчезает и лабильность.

Лечение или коррекция лабильности нервной системы должны проходить только под наблюдением специалиста. При необходимости, обязательно отправлять пациента в клинику. Методы лечения и коррекция эффективны и могут привести человека в нормальнее состояние, но курс для каждого пациента подбирается индивидуально, в обязательном порядке учитывается симптоматика и первопричина появления патологии.

Методы лечения эмоциональной лабильности у взрослых пациентов и детей несколько отличаются друг от друга:

Лечение взрослого человека начинается с комплексного обследования и выявления первопричины появления эмоциональной нестабильности. На основании полученных результатов подбирается медикаментозное лечение и курс терапии у психотерапевта. Чаще всего коррекция направлена на первопричину. Как дополнительная терапия прописывается курс витаминов и антидепрессантов, которые стабилизируют психику.
В отношении детей ни коррекция, ни лечение не может быть в рамках каких-то стандартов. Только индивидуальное лечение

И что важно, состояние ребенка постоянно анализируется, врачи и родители «держат руку на пульсе». Лекарственная терапия основывается исключительно на растительной основе: успокаивающие средства, депрессанты на травах, чаи

Важна поддержка со стороны родителей. Именно они должны научить ребенка, показать ему, как жить и справляться с приступами аффектов и лабильности. Они должны научить свое чадо не пугаться самого себя в состоянии психической неуравновешенности, а принять себя и помочь себе самому в моменты вспышек. Это тяжелый труд, как для детей, так и для родителей, но он поможет ребенку жить в окружающем мире.

Эмоциональная лабильность – это болезнь, а не «блажь» человека или его особенности характера. Попустительство приведет к печальным последствиям, к заболеваниям и невозможности существовать.

Цены на лечение:

Записаться на бесплатную и анонимную консультацию нарколога0 ₽
Первичная консультация наркологабесплатно
Консультация психолога очно или Skype3 000 ₽
Консультация психиатра5 000 ₽
Психодиагностика / патодиагностика7 500 ₽
Наркопсихотерапия50 000 ₽
Консультация психолога и подбор программы лечения и реабилитации для зависимогобесплатно
Интервенционная сессия12 000 ₽
Социальная реабилитация алкозависимыхбесплатно
Амбулаторная реабилитация в Москве33 000 ₽
Стандартная программа реабилитации40 000 ₽
Интенсив программа реабилитации80 000 ₽
Премиум программа реабилитации120 000 ₽
Медико-социальная реабилитация (21 день)150 000 ₽
Реабилитация Испания, Болгария200 000 ₽

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях. В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься

«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию. Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…»

Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

3 Если нарушена социальная иерархия и зоны ответственности

Клиентка работает администратором. Делает свою работу и работу коллеги, по инерции стала выполнять обязанности помощника руководителя. И все это без изменений в статусе или дополнительной оплаты

Клиентка почувствовала себя важной в организации, стала активно выражать свое мнение о действиях руководства и попала в конфликтную ситуацию. Приходит домой уставшая, чувствует опустошенность

Как помочь себе. Держитесь своих границ и ответственности, соблюдайте социальную иерархию.

Можно выполнить следующее упражнение, чтобы понять, как выйти из эмоционального выгорания.

Возьмите лист бумаги, начертите круг своей ответственности. Посмотрите на него. Теперь начертите круг своего влияния.

Совпадают ли эти два круга? Если да — вы устойчивы. Если ли круги не совпадают, вы в зоне риска.

Если больше круг ответственности — нужно уйти от излишней ответственности. Если больше круг влияния — вы либо не используете свой потенциал, либо взялись за то, что пока не является вашей непосредственной задачей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий