Что такое адаптация в психологии

Проявления и методы адаптации

Основным и самым сложным видом адаптации для человека является социальная адаптация. Это активное развитие, при котором среда влияет на человека, а человек влияет на среду. Л. Выготский называл этот процесс слиянием активной и пассивной социальной роли.

Психологическая адаптация личности к группе происходит 3 способами:

  • самоизменение, в соответствии с требованиями группы;
  • изменение отдельных характеристик группы в соответствии с личными потребностями;
  • самоизоляция с использованием методов психологической защиты, постепенное вхождение в группу.

При первом методе адаптации психологи изучают качества личности, регулирующие скорость и успешность привыкания индивида к условиям существования в группе. К таким качествам относятся физиологические (тип нервной системы) и психологические (тип темперамента).

Группа в данном случае рассматривается как фон, под который подстраивается личность. При этом на самого индивида она влияния не оказывает, он меняет свое поведение самостоятельно.

Второй подход рассматривает роль группы в процессе личностной адаптации. Решающим моментом становится изначальный настрой группы по отношению к новичку: доброжелательный, нейтральный, настороженный.

Для третьего подхода представляет интерес двусторонний процесс: взаимодействие личности и группы. Чаще на начальном этапе сближения индивид взаимодействует не со всей группой, а с одной из подгрупп, в которую входит несколько лояльных человек. Такие подгруппы формируются незадолго после образования группы, они характеризуются относительной устойчивостью.

Попадая в малую подгруппу, индивид общается, усваивает правила поведения в группе.

Стадии адаптации к новой обстановке

Обычно адаптация к условиям и коллективу у детей и взрослых проходит следующие стадии:

Ознакомление (длится примерно от одного месяца). На этом этапе человек знакомится с новыми обязанностями, правилами жизни в группе, корпоративной культурой, целями компании

Попавшему в новые условия очень важно при помощи наблюдения узнать как можно больше о коллективе и его задачах, ведь понимание всех нюансов придаст уверенности и обеспечит ощущение безопасности в незнакомой обстановке.

Приспособление (длится от месяца до года). Можно перестать наблюдать и начать действовать и общаться: практиковать навыки, которым вы научились у более опытных коллег в период ознакомления, называть сотрудников по именам.

Ассимиляция

Это стадия, на которой человек осознает свое место в группе и зону своей ответственности, усваивает нормы и правила компании, выстраивает формальные и неформальные отношения в коллективе.

Идентификация – этап максимального понимания своих рабочих обязанностей, на котором тревоги заканчиваются и наступает стабилизация рабочего процесса.

Необходимо понимать, что человек, попав в новый коллектив, может предполагать, что у него ничего не получится, что он не справится с новыми обязанностями и не найдет подход к незнакомым людям. Это не так. Следует набраться терпения и действовать. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, ведь зная особенности адаптационного периода, легче справиться с возникшими трудностями и преодолеть это непростое время с наименьшими для себя потерями.

Биофизические механизмы адаптации

Биофизика рассматривает приспособительную реакцию клетки или многоклеточного организма с точки зрения их организации как системы, открытой по отношению к внешней среде, таким образом, свободно обменивающейся с последней энергией и веществом. При этом динамическое равновесие процессов притока и оттока вещества и энергии обеспечивает необходимый уровень стационарного состояния живой системы, постоянство внутренней среды и различных градиентов на ее границах, определяющих нормальное функционирование клеток и целого организма в данных условиях (см. Биологическая система). Для поддержания стационарного состояния живая система использует принцип обратной связи (см.), или динамической аутостабилизации, что позволяет живой системе как бы автоматически выбирать тот режим скоростей обменных реакций, который обеспечивает оптимальный вариант приспособления к внешней среде. Например, при возрастании функциональной активности клетки (повышение теплопродукции, производство осмотической или механической работы и др.) в ее митохондриях возникает дефицит АТФ и накапливаются АДФ и фосфор, которые в свою очередь ускоряют процесс биосинтеза АТФ в дыхательной цепи.

Адаптационная реакция живой системы представляет собой переход с одного стационарного уровня обменных реакций на другой, но поскольку процесс обмена состоит из цепей реакций с общими химическими посредниками, то такой переход связан обычно с экстремальными явлениями — вспышкой наблюдаемого процесса или его временным замедлением (см. Адаптационный синдром).

Адаптация живой клетки является следствием физ.-хим. гетерогенности организации ее цитоплазмы. Разделение взаимодействующих субстратов при помощи мембран является важным принципом организации живой системы и проявляется во время осуществления защитно-приспособительных реакций организма. Так, например, лизирующие ферменты (протеазы) в интактной клетке заключены в лизосомы и не могут переваривать белок. При повреждении клетки и соответственно ее лизосом их мембраны лопаются, ферменты освобождаются и переваривают клетку, совершая тем самым важный для организма процесс — удаление поврежденных клеток.

Ультрафиолетовые лучи, воздействуя на мембраны клеток кожи, освобождают фермент тирозиназу, под действием которого образуется меланиновый пигмент, защищающий тело от обжигающего действия солнечных лучей.

В биомембранах с «вмонтированными» в них строго последовательными цепями ферментов (например, дыхательная цепь митохондрий, редокс-цепи свободного окисления в микросомах) обеспечивается «эстафетное» превращение субстратов в живой клетке. Таким путем достигается экономная адаптация организма к пище (индуцированный синтез ферментов, необходимых только в данном случае), адаптация к токсинам и лекарственным препаратам (биотрансформация в микросомах) и другое.

Возможности адаптации живой системы ограничены степенью надежности организации биомембран. Даже небольшое увеличение ионной проницаемости мембран уже приводит к потере их способности аккумулировать энергию.

Важную роль в регулировании состояния биомембран приписывают антиокислителям (см.), которые предохраняют липидные слои биомембран от окислительной деструкции.

См. также Мембраны биологические, Проницаемость.

Этапы адаптации

Как проходит адаптация ребенка в детском саду? Выделяют несколько основных этапов:

1.Период, когда адаптация проходит с трудом. Как бы не старались родители подготовить малыша заранее первое время он все равно будет находиться в состоянии стресса и нервного перенапряжения. Любому ребенку трудно дается расставание с родителями, он может капризничать, плакать и даже заболеть простудой.

2. Период, когда ребенок постепенно адаптируется к нахождению в ДОУ. Постепенно организм и психика адаптируются к новым условиям, ребенок начинает играть с другими детьми, понемногу общаться с воспитателем, но по-прежнему не может расслабиться и скучает по родителям. Он только начинает привыкать к новой жизни, поэтому может нарушать режим дня и дисциплину.

3. Период полного завершения адаптации. Ребенок чувствует себя прекрасно. Он привык к воспитателю, коллективу, режиму дня и спокойно отпускает родителей по утрам. Стресс проходит, малыш успокаивается, физиологические и психологические показатели нормализуются.

Диагностика

Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:

  1. Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
  2. Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
  3. Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
  4. Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
  5. Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
  6. Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
  7. Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.

В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.

Половой отбор

Брачные стратегии обоих полов можно упростить до различных психологических приспособлений. Существует множество доказательств того, что избегание инцеста, то есть тенденция избегать половых сношений с близкими родственниками, является эволюционной поведенческой адаптацией. Избегание инцеста можно увидеть в кросс-культурном плане у людей и очевидно у диких животных. Эволюционные психологи утверждают, что избегание инцеста адаптировалось из-за большей вероятности рождения детей с тяжелыми формами инвалидности при спаривании с родственниками, а также потому, что генетическая изменчивость способствует повышению приспособленности к выживанию потомства. Сексуальная ревность это другое поведение, наблюдаемое у людей и животных, которое кажется инстинктивным. Некоторые эволюционные психологи считают эвристическое решение проблем и постоянное предпочтение поведенческих паттернов психологической адаптацией. Например, склонность женщин изменять свои сексуальные стратегии, сталкиваясь с проблемами развития, такими как отсутствие отца, может быть результатом психологической адаптации.

Диагностика

Диагностировать расстройство адаптации у индивида можно по наличию симптомов:

  1. Астенический — быстрая утомляемость, повышенная раздражительность, расстройство сна.
  2. Тревожный — повышенная возбудимость, беспричинная тревога, сонливость, тошнота, головокружение, потеря чувства безопасности.
  3. Депрессивный — преобладание упаднического настроения, снижение концентрации внимания, апатия.
  4. Поведенческие реакции — безразличие к коллективу, уход в негативные привычки, резкая смена привычного образа жизни.
  5. Неадекватные эмоциональные реакции — повышенный уровень агрессии, внезапные вспышки гнева, сменяющиеся апатией.
  6. Когнитивные реакции — снижение скорости обработки информации, интеллектуальной продуктивности.
  7. Вегетативный синдром — мышечные спазмы, резкое снижение давления, потливость, учащенное сердцебиение.

В случае тяжелого расстройства адаптации у человека наблюдается суицидальное настроение. Это не обязательно приводит к попытке самоубийства, но часто сопровождается самоповреждениями: человек наносит себе порезы.

Степени адаптации

Установлено, что период адаптации к условиям нахождения в садике во многом зависит от характера ребенка. Некоторые дети быстро привыкают к новым реалиям, другие еще долго дают отрицательные реакции, заставляя родителей переживать и волноваться.

Есть несколько видов адаптации:

1. Легкая форма. Ребенок быстро (за 2-4 недели) вливается в коллектив и чувствует в нем себя абсолютно комфортно. Данный тип адаптации встречается чаще всего. Сделать вывод, что ребенок легко привыкает к новой для себя обстановке можно по следующим особенностям поведения:

  • малыш легко, без слез, заходит в группу;
  • он способен озвучивать воспитателю свои просьбы;
  • при обращении смотрит педагогам в глаза;
  • легко идет на общение со своими сверстниками, заводит новых друзей;
  • быстро привыкает к распорядку дня;
  • может занять себя какими-то играми, делами, общением и так далее;
  • правильно и без обид реагирует на поощрения или замечания воспитателя;
  • легко делится с родителями, как прошел его день.

2. Средняя форма. Сколько длится адаптация детском саду в данном случае? Около полутора месяцев. Вначале ребенок часто болеет, настроен негативно, однако, дезадаптации нет и общается с коллективом он вполне нормально.

Особенности поведения:

  • малыш сложно расстается с мамой по утрам, может немного поплакать после ее ухода;
  • если ребенка отвлечь, то он забывает о своих переживаниях и легко включается в занятия;
  • ребенок адекватно реагирует на замечания;
  • хорошо общается с воспитателем и сверстниками;
  • редко вступает в конфликты.

3. Тяжелая форма. Дети с данным типом адаптации встречаются довольно редко и их легко можно идентифицировать в коллективе. Одни малыши проявляют агрессию к окружающим, другие полностью уходят в себя. Такие дети могут привыкать к садику очень долго (до нескольких лет). В особо сложных случаях, при полной дезадаптации может быть принято решение о том, что малыш больше не будет посещать дошкольное учреждение.

Особенности поведения:

  • полное нежелание контактировать с другими ребятами и воспитателем;
  • постоянные истерики, слезы, ступор после ухода родителей;
  • замкнутость или агрессивность;
  • нежелание заходить в группу из раздевалки;
  • отказ ложиться спать днем, принимать пищу, соблюдать другие правила;
  • неадекватная реакция на воспитателя (испуг, слезы).

Такая форма встречается довольно редко. Как помочь ребенку в этом случае? Нужно обратиться к доктору (невролог, психолог и другие) и вместе с ним разработать план действий по адаптации либо временно отказаться от посещения ДОУ.

Развитая адаптация против усвоенного поведения

Между психологами-эволюционистами, учеными-когнитивистами и бихевиористами возникают разногласия относительно того, где провести черту того, что считается психологической адаптацией, а что – усвоенным. поведение. Если бихевиоризм объясняет определенное поведение как условные реакции, когнитивизм может подтолкнуть к тому, что такое поведение возникает в результате психологической адаптации, которая устанавливает предпочтение к такому поведению. Эволюционная психология предполагает, что человеческая психология состоит в первую очередь из психологических адаптаций, чему противостоит tabula rasa или модель человеческой психологии с чистого листа. Ранние бихевиористы, такие как Б.Ф. Скиннер придерживался модели с чистого листа и утверждал, что врожденных форм поведения и инстинктов мало, а некоторые бихевиористы предполагали, что единственное врожденное поведение – это способность учиться. С другой стороны, Стивен Пинкер представляет когнитивистскую точку зрения в своей книге Чистый лист, в которой он бросает вызов моделям tabula rasa и утверждает, что человеческое поведение формируется психологическими адаптациями.

Это теоретическое различие можно увидеть в исследованиях сексуальных предпочтений современных людей: бихевиористы утверждают, что влечение имеет обусловливающие влияния, например, со стороны средств массовой информации или культурных норм, в то время как другие утверждают, что оно основано на психологической адаптации. Однако сексуальные предпочтения сложно проверить из-за большого разнообразия и гибкости в выборе партнера. Гибридное разрешение психологической адаптации и усвоенного поведения относится к адаптации как способности вида к определенному поведению, в то время как каждый отдельный организм все еще должен быть приспособлен к проявлению этого поведения. Этот подход может объяснить овладение языком применительно к модели человеческого языка лингвиста и когнитивиста Ноама Хомского. Его модель подтверждает, что способность к языку является психологической адаптацией (включающей как языковые необходимые структуры мозга, так и предрасположенность к овладению языком), однако у детей отсутствует какой-либо конкретный экземпляр языка при рождении, и вместо этого они должны изучать его в своей среде.

Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника

Многие руководители несерьезно воспринимают адаптацию, считая некоторые ее шаги бессмысленными или не требующими внимания. В результате все старания менеджеров и коллег новичка сводятся на нет. Вот основные ошибки:

Не провели экскурсию по офису. Кто-то из руководителей может посчитать это пустяком, предположить, что кто-то другой покажет все новичку. В результате работник долго чувствует себя неловко, стесняясь спросить, где уборная, как пройти в комнату отдыха.
Новичка не познакомили с коллегами. Некоторые руководители могут посчитать, что работник может и сам представиться коллективу. В лучшем случае это может привести к сухому общению на расстоянии, в худшем – к полному игнорированию новичка. Работать в таких условиях ему вряд ли будет приятно.
Новичку не подготовили рабочее место

Нанимая нового работника, важно продумать все до мелочей. Если первый рабочий день специалист проводит на ресепшене, в столовой, в кабинете сотрудника, который временно отсутствует, или в любом другом месте, только не на своем рабочем, у него могут возникнуть сомнения, а нужен ли он здесь. 
Работника не ознакомили с мотивационной схемой, не рассказали о возможных тренингах, системе обучения, карьерном росте

Придя на работу, новичок должен сразу понимать, сколько и за что ему будут платить, за какие нарушения могут вычесть некую сумму из зарплаты, какие существуют премиальные, как их заработать. Важно вовремя рассказать, какие обучающие мероприятия предусмотрены в компании, особенно в выходные дни, чтобы потом это не стало сюрпризом для специалиста и причиной его увольнения.
Новичка не ознакомили с неформальными традициями в коллективе. Например, каждый понедельник все собираются за час до начала рабочего дня и обсуждают цели на предстоящую неделю. Если новенький будет пропускать такие встречи, его могут посчитать зазнайкой и не принимать в свой коллектив.

Также плохо сказывается на работе новичка, если руководство перегружает его новой информацией, ставит труднодостижимые задачи, когда между начальником и работником нет обратной связи. Грамотно построенная система адаптации сотрудника поможет избежать всех этих ошибок, заполучить в свои ряды ценного работника и помочь ему достичь своих наилучших профессиональных результатов.

История открытия и изучения

Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.

В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.

Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.

Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.

Кратко об аспектах

Современная наука выделяет следующие аспекты процесса:

  1. Социальный. Внедрение в социальную среду и осуществление деятельности, направленной на реализацию собственных интересов и удовлетворение общественных нужд. Адаптация в обществе имеет ключевое значение для развития всех необходимых социальных навыков личности. Изоляция приводит к потере возможностей для самореализации, получения удовлетворения от коммуникаций с другими членами общества, достижения социального благополучия.
  2. Психологический. Восприятие происходящих изменений на психологическом уровне и обеспечение необходимого психологического комфорта.
  3. Познавательный. Получение знаний разного уровня в детском возрасте и во взрослой жизни.
  4. Профессиональный. Освоение профессиональных знаний, необходимых для становления в выбранной области трудовой деятельности и налаживание отношений с коллегами.
  5. Культурный. Усвоение нравственных норм и ценностей той среды и социальной группы, в которой существует индивид.

Типы расстройств и методы их устранения

Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:

  • снижение внимания и концентрации;
  • потеря возможности заниматься привычными делами;
  • навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
  • потеря интереса к работе и хобби;
  • отказ от социальных контактов.

В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:

Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение

Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин

Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.

Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.

Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.

Виды научения

Метод проб и ошибок. Встречается у животных и людей и состоит в том, что индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его. Постепенно отказываясь от неэффективных действий, он находит решение задачи.

Формирование реакций. Своеобразный метод «дрессировки», в котором правильная реакция подкрепляется эмоциональным или физическим вознаграждением. Считается, что быстрота обучения детей первым происходит именно путем формирования реакций. Как только ребенок начинает произносить какие-то членораздельные звуки, лепет «ме-ме-ме» вызывает восторг окружающих и особенно матери, которой кажется, что малыш зовет именно ее.

Научение путем наблюдения. Множество форм социальной активности человека основано на наблюдении за поведением окружающих. Подражание – это способ научения, при котором действия окружающих воспроизводятся без понимания их значения. А при викарном научении индивидуум полностью усваивает ту или иную форму поведения, включая понимание его последствий. Так люди подражают знаменитостям, героям фильмов и людям из реальной жизни.

Латентное научение. К нам постоянно поступают сигналы из окружающей среды, часть которых мы осознаем, часть воспринимаем менее четко, а часть не осознаем вообще. Таким образом в мозгу создаются своего рода карты окружающей среды (или когнитивные карты), при помощи которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватной в новой ситуации или при изменении привычных обстоятельств. Это подтверждает эксперимент на крысах, наученных в лабиринте находить дорогу к пище. Однако когда лабиринт залили водой, крысы добирались к пище тем же путем, но уже вплавь (то есть, используя совершенно другие двигательные реакции).

Инсайт. Определенные фрагменты информации, полученные в разное время и как бы разбросанные в памяти в определенный момент объединяются и применяются в новой ситуации. Инсайт сходен с творчеством в том, что решение приходит спонтанно и является оригинальным.

Научение путем рассуждений. Рассуждения используются в том случае, когда у человека нет готового решения, а использовать метод проб и ошибок неэффективно. Как и при любых других формах научения, результат, полученный путем рассуждения, обычно использует во всех последующих жизненных ситуациях.

Психологическая адаптация у мужчин

Мужчины-мужчины развили психологическую адаптацию, которая делает их привлекательными для противоположного пола с целью увеличения их репродуктивного успеха. Эволюционно мужчина должен быть полигинным – иметь сразу несколько партнеров-женщин – потому что это означает, что он может произвести больше потомства одновременно, поскольку им не нужно тратить время на вынашивание плод. Примеры некоторых из этих других приспособлений включают стратегии соблазнения женщин, стратегии удержания партнера и стремление к краткосрочным отношениям.

Юмор

Было исследовано, что юмор является сексуальным отбором и действует как индикатор пригодности. Производство юмора увеличивает ценность партнера для мужчин, поэтому женщины ищут мужчин с хорошим чувством юмора. В свою очередь, мужчины разработали приспособление, в котором они создают юмор, чтобы привлечь женщин.

Соотношение талии и бедер

Мужчины-мужчины разработали адаптацию, в которой они находят женщин более привлекательными, если они демонстрируют признаки фертильности., например, хорошее соотношение талии и бедер. Женщины с соотношением талии к бедрам 0,7 считаются более привлекательными для мужчин, чем женщины с отношением 0,8, которые, как считается, имеют более мужественную фигуру. Это потому, что считается, что они могут иметь больше детей, быть более плодородными и здоровыми.

Удержание партнера

Самцы выработали поведение, которое помогает им удерживать партнера, также известное как охрана партнера, чтобы улучшить репродуктивный успех в долгосрочных отношениях. Примерами являются интерсексуальные манипуляции, когда мужчина манипулирует тем, как его партнерша рассматривает их текущие отношения, и отталкивает ее от других отношений. Он мог сделать это, увеличивая свою собственную ценность или уменьшая ценность других мужчин. В крайних случаях у некоторых мужчин выработалась интерсексуальная адаптация, которая не позволяет их партнеру взаимодействовать с другими мужчинами, включая использование насилия. Поступая так, женщины с меньшей вероятностью отклонятся от своих нынешних отношений, даже если это произойдет из-за страха. С другой стороны, внутрисексуальные манипуляции используются, чтобы уменьшить любые другие возможности для женщин, которые могут включать снижение ценности их партнера или дать понять другим мужчинам, что женщина принадлежит им, с помощью притяжательных техник, таких как публичное удержание ее за руку..

Родительские инвестиции

Что касается родительских вложений, мужчины гораздо более осторожны, вкладывая деньги в потомство, поскольку они не могут гарантировать, что ребенок будет их ребенком. Поэтому в качестве адаптации самцы склонны вкладывать средства в потомство только в том случае, если есть высокий уровень приверженности и если они были рождены в долгосрочных отношениях, а не в краткосрочных отношениях.

Кратковременное спаривание

Мужчины также развили адаптацию, при которой у них есть желание краткосрочных отношений больше, чем у женщин. Это связано с тем, что мужчины практически не имеют никаких инвестиционных обязательств, в то время как женщина должна носить ребенка в течение девяти месяцев, если она забеременеет после полового акта. Эволюционно считается, что у мужчин есть желание воспроизводить столько, сколько они могут, и краткосрочные отношения – хороший способ оплодотворить многих женщин его спермой, чтобы его гены продолжались через поколения. Есть много свидетельств того, как эти краткосрочные спаривания развивались психологически у мужчин, начиная с желания иметь различных половых партнеров. Кажется, что больший процент мужчин во всех культурах мира желает иметь более одного сексуального партнера в месяц по сравнению с женщинами. Кроме того, мужчины чаще, чем женщины, вступают в половую связь с кем-то, кто знает их всего один час, один день, одну неделю или один месяц.

Проблемы

Однако есть некоторые адаптивные проблемы в краткосрочной совокупности, которые должны решать мужчины; одна из них – избегать обязательств и женщин, которые могут не вступать в половые отношения с мужчинами до тех пор, пока они не получат сигнал о приверженности или вложениях. Это уменьшило бы количество партнеров, которых мужчина мог бы преследовать и с которыми мог бы преуспеть.

Почему появляются проблемы?

Дать ответ на этот вопрос необходимо. Психологическая адаптация – это очень сложный процесс. Проблемы, связанные с ней, изучали многие отечественные и зарубежные специалисты. Среди них Дж. Келли, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс и многие другие.

Особый интерес представляют взгляды и методика социально-психологической адаптации Абрахама Харольда Маслоу. Он утверждает, что проблемы с данным процессом у человека возникают из-за наличия у него метапатологий. Это психические расстройства, которые развиваются из-за реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить свои метапотребности.

Данная теория внесла значительный вклад в понимание темы, касающейся дезадаптации, поэтому ее стоит рассмотреть отдельно.

Лечение

Основным и наиболее эффективным методом лечения является когнитивно-поведенческая терапия. 

Когнитивно-поведенческая терапия

В некоторых случаях могут подходить для лечения симптомов тревоги бензодиазепины, но их следует использовать только в течение короткого времени, и при этом могут развиться толерантность, зависимость и парадоксальные реакции. Также могут быть назначены при наличии признаков депрессии ингибиторы обратного захвата резотонина, ингибиторы моноаминоксидазы или другие антидепрессанты. 

Для людей с агорафобией очень важны поддержка, помощь и участие окружающих и родственников в процессе исцеления.

Прогноз и возможности лечения в Ре Альт

Специалисты центра душевного здоровья «Ре-Альт» занимаются лечением расстройства адаптации у подростков и взрослых. Терапия включает индивидуальную, групповую и семейную психотерапию. В зависимости от клинических симптомов и степени их выраженности, возможно назначение симптоматической терапии медикаментозными средствами.  Фармакотерапия назначается при выраженном тревожном или депрессивном состоянии и их смешанного варианта, проводится в форме коротких курсов. Лечат направленно – купирование симптоматики, профилактика осложнений и мобилизация организма для борьбы со стрессом.

При своевременном и эффективном лечении прогноз благоприятный. После терапии человек становится способен адаптироваться к стрессовым ситуациям и контролировать свое психоэмоциональное состояние. Большую роль при лечении расстройства, играет поддержка близких людей и членов семьи.  Определяющее значение имеют индивидуальные особенности личности, воспитание, благоприятные окружающие условия.

Наиболее часто лечение проводится амбулаторно. При выраженных проявлениях расстройств, показано стационарное лечение.  Стационарное лечение, обычно, длится до 1 месяца. При наличии неустойчивой ремиссии, рекомендуется пройти амбулаторное лечение, длительность которого варьируется от 3 недель до 3 месяцев. Соматические ощущения, вызванные расстройством адаптации, устраняются после лечения самого расстройства.

При формирующихся патологических адаптивных установках, показаны сеансы семейной и когнитивно-поведенческой психотерапии и других видов.

. Данные установки негативно влияют на взаимоотношения пациента с окружающими людьми. Психотерапия позволяет прояснить страхи и опасения пациента, причины развития расстройства. Работа со страхами помогает предупредить развитие выраженного тревожного и депрессивного синдрома. В данных целях используются такие психотерапевтические методики, как аутотренинг, релаксация, включение типичных для данного человека способов борьбы со стрессом.

После полного курса терапии симптоматика расстройства адаптации полностью исчезает или минимизируется, в зависимости от тяжести расстройства и сопутствующих ему заболеваний. Взаимоотношения в семье улучшаются, происходит восстановление социального статуса пациента, налаживается оптимальная трудоспособность.

Профилактикой расстройства, в данном случае, будет являться: умение выявлять и сводить к минимуму влияние стрессовых факторов, навыки снижения психоэмоционального напряжения, приверженность к здоровому образу жизни.

Источники

  • Fouque F., Knox T. Special Programme for Research and Training in Tropical Diseases-coordinated Multicountry Study to Determine the Burden and Causes of Residual Malaria Across Different Regions. // J Infect Dis – 2021 – Vol223 – NSupplement_2 – p.S91-S98; PMID:33906219
  • Chen T., Zeineldin M., Johnson BA., Dong Y., Narkar A., Li T., Zhu J., Li R., Larman TC. Colonic epithelial adaptation to EGFR-independent growth induces chromosomal instability and is accelerated by prior injury. // Neoplasia – 2021 – Vol23 – N5 – p.488-501; PMID:33906087
  • Martínez-Arias C., Sobrino-Plata J., Medel D., Gil L., Martín JA., Rodríguez-Calcerrada J. Stem endophytes increase root development, photosynthesis, and survival of elm plantlets (Ulmus minor Mill.). // J Plant Physiol – 2021 – Vol261 – NNULL – p.153420; PMID:33906025
  • McCosker C., Renshaw I., Polman R., Greenwood D., Davids K. Run-up strategies in competitive long jumping: How an ecological dynamics rationale can support coaches to design individualised practice tasks. // Hum Mov Sci – 2021 – Vol77 – NNULL – p.102800; PMID:33906002
  • Fallah MS., Mohebbi A., Yasaghi M., Ghaemi EA. CRISPR-Cas systems in Proteus mirabilis. // Infect Genet Evol – 2021 – Vol – NNULL – p.104881; PMID:33905883
  • Ruitenberg MFL., van Wouwe NC., Wylie SA., Abrahamse EL. The role of dopamine in action control: insights from medication effects in Parkinson’s disease. // Neurosci Biobehav Rev – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905788
  • Pruetz J. Water conservation: Human water balance exceeds that of other apes. // Curr Biol – 2021 – Vol31 – N8 – p.R389-R391; PMID:33905697
  • Silveira KM., Wegener G., Joca SRL. Targeting 2-arachidonoylglycerol (2-AG) signalling the neurobiology and treatment of depression. // Basic Clin Pharmacol Toxicol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905617
  • Mayer T., Mari A., Almario J., Murillo-Roos M., Abdullah HSM., Dombrowski N., Hacquard S., Kemen EM., Agler MT. Obtaining deeper insights into microbiome diversity using a simple method to block host and non-targets in amplicon sequencing. // Mol Ecol Resour – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33905604
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий