Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
История вопроса
Условно можно разделить историю изучения буллинга на три этапа.
I этап. Скандинавские исследования. 1969–1989 годы
Шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеман написал книгу о групповом буллинге среди детей и взрослых, рассматривая эту проблему как естественный отбор в природе. И Дэн Олвеус тоже рассматривал травлю как чисто биологический процесс, когда особи альфа, бета и гамма начинают бороться за существование.
Позже моббинг исследовал и Анатоль Пикас — они применил более прогрессивный подход к проблеме, рассматривая буллинг как вопрос групповой динамики. Кристи Лагерспетц и Кристина Салмивалли провели исследования, чтобы узнать, как ведут себя жертвы, агрессоры, и как относятся к травле наблюдатели.
II этап. Исследования проблемы вне Скандинавии. 1987–1993 годы
В 1989 году в дублинском Trinity College был открыт специальный факультет по изучению буллинга. В течение семи лет — с 1987 по 1993 годы — в Северной Америке, Канаде, Японии, Англии и Австралии проводились многочисленные исследования, посвященные проблеме буллинга.
III этап. 1993–2004 годы
В этот период появляется первая системная работа в изучении буллинга — модель Дэна Олвеуса, которая описывает факторы семейного воспитания, обучения в школе, размывания ответственности и так называемого социального заражения.
В Йоркском университете в Канаде открывается центр LaMarsh, где системно начали изучать явления моббинга и буллинга в школах. А в Англии был создан проект Sheffield, который разрабатывал рекомендации для педагогов по предотвращению моббинга.
Еще позже, в 2003 году, ОЭСР учредила Экспертный совет по сотрудничеству 30 стран для предотвращения школьного насилия. Совет, кстати, работает до сих пор.
Что значит плохое поведение?
Взрослея, дети встречаются с всё новыми и новыми явлениями жизни, что так или иначе меняет их характер и поведение. Контролировать поступки ребёнка становится в разы сложнее, когда он начинает общаться с другими членами общества, не связанными с семьёй, к которой он привык. Особенно это касается школы: именно там дети проходят наибольшее количество переломных моментов, именно там они знакомятся с жизнью и ее разнообразием, именно там формируется их характер и знание о мире.
Родители часто замечают, что в школу ребёнок уходит хорошим, аккуратным, послушным и только в этом мистическом заведении их сын или дочь превращается в настоящего монстра. Однако чаще всего школа здесь ни при чём.
Биологические корни буллинга
Социальность
С точки зрения нейрофизиологии, человек получает удовольствие от принадлежности к какой-либо группе. И ему бывает практически все равно, к какой именно — ощущая себя частью коллектива, он чувствует благополучие за счет раздражения дофаминовой системы. Помимо этого, становясь членом социальной группы, человек чувствует снижение страха и тревоги, начинает испытывать ощущение тепла и безопасности от принадлежности к коллективу.
Если человек опознает другого как непохожего по каким-либо признакам (цвету кожи, форме черепа, росту, форме тела, уровню культуры), то высока вероятность проявления агрессии на биологическом уровне.
Конформизм
Подражание, характерное для всего живого мира, характерно и для человека. А вот при возникновении оппозиции у человека появляется ощущение «я не прав». И тут все дело в мозге: в это время активно раздражается вентральная медиальная префронтальная кора, которая участвует в обработке риска и страха. Кстати, именно на этом механизме раздражения основано обучение с подкреплением: сделал правильно — получи бонус; сделал не так — получи наказание.
Если человека долго в чем-то убеждать, демонстрировать ему определенное поведение, то затылочная кора, которая анализирует зрительное раздражение, будет воспринимать это за истину. Так, например, можно убедить человека воспринимать агрессивное поведение как норму. Это убеждение может сформироваться у ребенка даже во время просмотра мультфильмов с агрессивным поведением героев и закадровым смехом.
Исследования и эксперименты ученых и психологов (Стэнли Милгрэма, Соломона Аша и Филипа Зимбардо) подтверждают теорию о том, что достаточно много людей согласны быть конформными. Дофаминовая система требует, чтобы мы принадлежали коллективу. Поэтому человеку чаще всего проще согласиться с линией коллектива (какой бы «кривой» она ни была), чем противостоять этому коллективу.
И еще одно неприятное отклонение. Когда человек принадлежит команде, существует некая формальная ответственность: «я же член команды, значит, мне надо действовать так же, как ведет себя команда». И здесь размывается чувство вины: «я не один это делал, это делали все». Конечно, сложно и неприятно травить кого-то одному — а когда нас трое, четверо, пятнадцать, тут уже никто не виноват, потому что одинаково поступила вся группа. Часто в таком «стадном» поведении виновато несамостоятельное мышление, стрессы, низкий уровень интеллектуальных способностей детей.
Еще по теме «Агрессивный подросток»:
Подросток хамит — прошу совета
Средняя дочка как-то рано вошла в переходный возраст, лет с 12 «зажигает», сейчас ситуация на грани невыносимой Девочка скандалит практически каждый день, причем поведение именно агрессивное, то есть на обычный вопрос или просьбу — взрыв, вопли, хамство…
Проблемы с учебой.
Я — не пример хорошей матери трудного подростка, совсем не уверена в правильности выбранной тактики, порой не хватает нервов, создается Т.е. это не школа закрытого типа для детей, совершивших правонарушения, а школа для подростков с девиантным поведением.
Правила поведения
Поверьте лично я за учебный год подробно на тему поведения и отношений общаюсь минимум 2000 подростков в возросте от 15-18 лет и могу точно сказать ничего нет плохого ни в дискотеках ни том чтобы остаться на ночь у друга!
Как можно помочь ребёнку?
Помогать ребёнку в процессе взросления можно и нужно. Именно на вашу помощь и поддержку он рассчитывает в первую очередь и именно она может спасти его от многих ошибок и травм.
Объяснить ребёнку, что такое общество и социальные нормы.
Родители за многие годы своей жизни привыкают к тому, что они живут в обществе, правила которого надо соблюдать. Однако многие забывают о том, что ребёнок в этом обществе оказывается в первый раз. До этого его мир состоял из родителей, братьев и сестёр, собаки и кошки – в общем, из самых близких. Взрослея же, он попадает в большой мир людей, который прежде видел лишь издалека. Он не понимает, как работает этот мир, как взаимодействуют между собой люди, какие нормы регулируют взаимодействие людей и зачем эти нормы нужны. Всё это нужно рассказать.
Показать на собственном примере, как нужно себя вести.
Как мы уже сказали, мир ребёнка — это его семья. Для вашего сына или дочери всё, что происходит в вашем доме – это мини-версия реального мира, его крохотная модель. А значит, и пример поведения он будет брать оттуда, и отношение к людям и событиям будет перенимать. Если вы сами не идеальные родители (а идеальных, пожалуй, и нет), развивайтесь и взрослейте вместе со своим ребёнком. Становитесь лучше сами и показывайте ему хороший пример.
Слушать и поддерживать ребёнка.
Каждая ступень взросления – огромный стресс для ребёнка. Он пытается понять, что происходит, разобраться в этом мире и его правилах, адаптироваться, что не всегда хорошо получается. Старайтесь спрашивать ребёнка не только об уроках и оценках, но и об отношениях с одноклассниками и учителями, его радостях и переживаниях, мотивации и отношении к учебе, мечтах и целях. Многие родители забывают, что ребёнок – это не робот, который ходит в школу и получает оценки, а живой человек, который растёт, меняется, проходит через трудности и переживает.
Снизить собственные ожидания и требования по отношению к ребёнку.
Не нужно загружать и без того загруженного ребёнка своими проблемами и установками. Для людей «старой закалки» это может прозвучать странно, но планета не перестанет вращаться, если ваш ребёнок не будет учиться на одни пятёрки. Главное, чтобы ваш сын или дочь нашли интерес в учебе, делали все в удовольствие и научились радоваться жизни и добиваться своих целей. А пятёрки по всем предметам в школе – не самая важная вещь в жизни.
Отстать от ребёнка.
Прозвучит грубо, но, правда, отстаньте от него. Дайте ему жить своей жизнью и самому формировать свои ценности и приоритеты. Позвольте ему самому исследовать мир, справляться с трудностями, выбирать свои цели. Станьте для него помощником и хорошим советником, но не проводником.
Что делать в подобной ситуации?
Выяснив обстоятельства, которые заставили вашего ребенка хамить, можно начать действовать. Главное – не применять физические наказания и не грубить в ответ. Контролируйте себя и сохраняйте спокойствие. Следует понимать, если есть такая проблема, преобразования нужно начинать именно с себя.
Недостаток внимания
Задумайтесь, когда в последний раз вы выясняли у ребенка подробности его жизни, отношений с друзьями, успехов в школе. Был ли ваш интерес неподдельным? Дети тонко чувствуют притворство, и вопросы, заданные «ради галочки» будут вызывать негативную реакцию.
Давайте ему знать, что любите. Многие забывают об этом, думая, что ребенок и так все понимает. Помните, что у вас уже не будет возможности наладить контакт. Есть определенный возраст (3-5 лет после начала созревания), преодолев который, подростки с недостатком внимания полностью отчуждаются.
Обстановка в семье
Нездоровая атмосфера дома приводит к тому, что хамить начинает даже малыш. Родителям стоит пересмотреть свои привычки, перестать подавать плохой пример. Выражаетесь ли вы нецензурно при нем? Повышаете ли голос по любому поводу? Возможно, отношения у мамы и папы хорошие, но они позволяют себе нелицеприятно отзываться о ком-то. Следите за тем, какие ведете разговоры.
Установите нормы вежливого, внимательного общения в семье. Малыш легко примет их, если придерживаться правильного поведения будут все вместе. Благодарите друг друга за ужин, желайте спокойной ночи и доброго утра. Конфликты решайте с помощью диалога. Извиняйтесь, когда есть причины это сделать. Покажите своим примером учтивость и приветливость, и реакция не заставит ждать.
Трудный возраст
Дети растут и начинают бороться за свою независимость, вести себя вызывающе, грубят. Это тяжелое время, но от вашей стойкости зависят ваши дальнейшие отношения.
Чаще думайте о том, что этот период временный, он закончится. Вспоминайте себя в его возрасте, старайтесь сдерживать эмоциональную реакцию. Вам нужно рассуждать здраво.
Продолжайте напоминать ему о том, что любите. В таком возрасте он может сильно ранить ваши чувства, не стоит отплачивать ему тем же. Помните, это не значит, что он разлюбил вас.
Не скрывайте свою обиду. Говорите, что его поступки причиняют боль.
Подросток воюет за личное пространство, поэтому предоставьте ему чуть больше свободы. Нужно перестать контролировать каждый его шаг. Он взрослеет, и хочет думать сам, не делайте этого за него. Давайте поручения, но не распространяйте их многочисленными инструкциями. Пусть он почувствует самостоятельность.
Ведите разговор на равных
Подросток станет грубить, потому что старается доказать свою важность. Ему хочется знать, что в нем уже не видят малыша.. Есть и более ранние возрасты, когда малыш начинает хамить и вести себя независимо
Вам придется перестать контролировать определенные сферы его жизни, позволять что-то делать самому. Тогда борьба за свободу прекратится
Есть и более ранние возрасты, когда малыш начинает хамить и вести себя независимо. Вам придется перестать контролировать определенные сферы его жизни, позволять что-то делать самому. Тогда борьба за свободу прекратится.
Упущения в воспитании
Каждый ребенок устраивал скандал или истерику. Неправильная реакция на подобное поведение приводит к проблемам в будущем. Поэтому приучайте к вежливости с ранних лет. Возьмите за правило не выполнять просьб, озвученных приказным тоном. Разъясняйте, что настроены на помощь, но когда он успокоится.
Дети станут хамить, если вы откликаетесь на подобную манипуляцию. Учитесь говорить слово «нет». Но не забывайте объяснять причину отказа. Дайте понять, что уважаете его желания, но не можете выполнить их сейчас в силу обстоятельств. Старайтесь сохранить равновесие, не будьте чрезмерно строги.
Когда дома есть атмосфера доверия и искренности в семье, это вызовет положительную реакцию ребенка. Разговаривайте друг с другом, делитесь мыслями. Если вы научите его говорить о том, что его беспокоит, это сведет к минимуму проблемы в отношения. Он не начнет хамить родителям, которые всегда готовы выслушать и не осудят, что бы ни случилось.
Как еще проявляется невыраженная детская злость
Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.
Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.
Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.
«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.
Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?
Почему ремень не работает и телефон не виноват?
Сейчас будет самая важная часть статьи: самое популярное наказание прошлого – ремень – и самое популярное наказание настоящего – жизнь без телефона – не работают. Вот так шок.
Более того, в большинстве случаев наказания в попытке изменить поведение ребёнка будут неэффективны. Они лишь сделают ваших детей более обиженными, озлобленными, а дети все меньше будут слушаться, выражая протест такой системе.
То же самое касается лени, про которую так много говорят родители, особенно в контексте учёбы. На самом деле, лень тут вовсе ни при чем – ребёнку просто не интересно. Если в школе детям читают нудные лекции, а в домашках ничего не понятно, то не стоит удивляться, что ребёнок меньше всего хочет заниматься учёбой.
Что важно делать:
- Объяснять ребёнку, что и почему он делает не так. Да-да, старым-добрым способом: «словами через рот».
- Объяснять причину своего недовольства и раздражения.
- Выяснить причину плохого поведения ребёнка: почему он так себя ведёт, что его провоцирует, чего он хочет добиться своим поступками.
- Продолжать подавать хороший пример.
- Привить интерес к учёбе и получению знаний.
- Не играть в «молчанку» с ребёнком и не игнорировать его вопросы.
- Быть чутким к чувствам и эмоциям ребёнка, не подавлять и не обесценивать их.
Признаки того, что ребенка обижают в школе
Есть несколько очевидных и неочевидных признаков того, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию со стороны сверстников в школе. Рассмотрим распространенные:
Резкое изменение поведения, ухудшение морального состояния. Если ребенок всегда был дружелюбным, веселым и жизнерадостным, без объективных причин утратил эти качества и стал слишком грустным, значит стоит насторожиться. Поспешных выводов делать не стоит: сначала попробуйте пообщаться с ребенком. Следует учитывать и то, когда состояние и поведение меняются: если в школу он идет радостным и веселым, а возвращается выжатым и подавленным, значит почти точно что-то не так. Вероятно, он начинает впервые подвергаться буллингу;
Нежелание посещать школу. Если ребенок не хочет идти в школу и при попытке узнать, почему именно, «включает» замкнутость, можно говорить, что одна из причин нежелания – буллинг. Дело в том, что в таком случае сама мысль о посещении школы вводит ребенка в состояние стресса. Как и в первом случае, что нужно понимать, торопиться с выводами не стоит. Первым делом – беседа с ребенком. Иногда можно попробовать пообщаться с преподавателями: некоторые дети не рассказывают родителям о том, что слишком сильно тревожит их;
Синяки, травмы. Это явный признак того, что ребенок подвергается физическому буллингу
Однако и здесь все неоднозначно: синяки могут быть следствием, например, неосторожного обращения со снарядами на физкультуре, а травмы возникать по причине гиперактивности и неосторожности на переменах, по пути домой или в саму школу.
Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться
Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.
Что такое буллинг — определение
Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.
Как отличить насмешки от издевательств
Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:
- насмешка — обидная шутка, издевка;
- издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.
Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Кто такие «трудные» родители
Все «трудные» родители трудны по-разному — они могут быть агрессивными, инфантильными, уставшими от детских проблем, считающими, что попробовали все возможное для установления контакта с детьми. Я для себя использую простую классификацию:
Родители, с которыми я хочу, но не могу общаться.
Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.
Родители, с которыми я могу, но не хочу общаться.
Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.
Родители, с которыми я не хочу и не могу общаться.
Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя
Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
- разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
- критиковать не личность, а действия;
- аргументировать отказы и замечания;
- учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
- разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
- оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
- составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
- поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
- повышать голос;
- наказывать физически;
- сравнивать с другими;
- критиковать в присутствии других;
- относится к ребенку как к собственности;
- критиковать действия учителя;
- нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
- переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
- игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.