Цели и задачи трудового воспитания

Методы трудового воспитания в начальных классах

Первым этапом правильно организованного образования является знание (понимание) учеником норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Трудно воспитывать, развивать какое-либо качество, не получив сначала ясного понимания смысла этого качества. Для формирования установок, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности

Методы этой группы очень важны для успеха следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания желаемого поведения

В более ранних учебниках эта группа методов называлась более кратко и выразительно: методы убеждения, поскольку их основной целью было формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения определяют действия учащихся, поэтому на этапе развития сознания необходимо формировать не столько понятия и суждения, сколько моральную уверенность в социальной необходимости и личной полезности того или иного поведения. Методы достигают цели, когда у студентов сформирована готовность активно включиться в содержание учебной деятельности.

Убеждение в образовательном процессе достигается с помощью следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, предложение, инструкция, дебаты, доклад, пример.

Каждый из методов имеет свои особенности и области применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Они применяются систематически, в комплексе с другими методами.

Образование должно формировать требуемую форму поведения. Не идеи, убеждения, а конкретные действия, поступки формируют образованную личность. В связи с этим организацию деятельности и формирование опыта социального поведения следует считать сердцевиной образовательного процесса.

Очень важным в трудовой деятельности студентов является практический показ и обучение их способам и методам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом работы и помощь студентам в овладении рациональными способами его осуществления.

Поощрение студентов к добросовестной работе имеет большое значение.

Общественное признание играет важную роль в формировании положительного отношения студентов к работе. Это поднимает настроение студентов, показывает их сознательное отношение к необходимости работать на общее благо.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности студентов. Общий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение. В эту группу входят: Упражнение, ознакомление, образовательное требование, общественное мнение, задача, образовательные ситуации.

Третья группа методов стимуляции включает: Поощрение, наказание, соревнование.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классификация методов обучения по источнику знаний
  2. Система коррекционно-логопедической работы в школе
  3. Основные категории социальной педагогики
  4. Тест «дерево» Коха и его значение в педагогике
  5. Виды лекции
  6. Теоретические основы и методика развития речи у детей
  7. Концепции и направления к профессионализации личности
  8. Система педагогического знания и методология педагогики
  9. Задачи художественного воспитания
  10. Содержание и основные методологические принципы художественного образования

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей начинается с дошкольного возраста, когда малыши копируют взрослых, с большим желанием подражают им. Главное, не упустить этот момент, поощрять любое стремление ребёнка, а также заинтересовывать его для дальнейшей деятельности. Главной целью трудового воспитания дошкольника является формирование трепетного отношения к труду, а также понимание о взрослом труде.

Основные задачи трудового воспитания

  1. Показать ребёнку, насколько важна трудовая деятельность в жизни, сформировать правильное представление о труде взрослых
  2. Обучить необходимым навыкам для трудовой деятельности
  3. Сформировать бережное отношение к труду
  4. Задачи, которые помогают воспитать такие качества, как ответственность, трудолюбие, заботливость

Значение труда для развития личности

Многие мамы и папы недооценивают детский труд, объясняя это тем, что их ребёнок ещё успеет наработаться в более старшем возрасте. Однако, как уже известно, трудовые навыки начинают формироваться именно с ранних лет.

Трудовая деятельность способствует развитию выносливости, терпения, ответственности, силы воли, а также развивается самостоятельность у ребенка и стремление добиваться определённых целей и задач.

Дошкольник начинает осознавать, что труд помимо радости, может доставлять ещё и не мало хлоп, связанных со сложной, утомительной и скучной работой.

Помогая родителям в бытовых вопросах (помыть пол, посуду), ребёнок учится понимать, что если такую работу сделать не очень качественно и аккуратно, то навряд ли это кому-то понравится. Выполняя поручения взрослых, малыш показывает любовь к близким людям.

Если попросить ребёнка починить игрушку, это вовсе не означает, что нужно прибегать к каким-то конкретным механическим действиям. Такая работа формирует развитие инициативности, памяти, фантазии, малыш стремиться отыскать способ решения проблемы. Также, работая с маленьким деталями, у ребёнка развивается мелкая моторика, что в свою очередь очень полезно для речи и интеллекта.

Уровни трудовой деятельности

Дети могут воспринимать труд абсолютно по-разному. В зависимости от того, что именно ребенок подразумевает под словом «работа», можно судить об уровне развития трудовой деятельностью. Воспитание дошкольника неразрывно связано с игрой, а поэтому манипуляции с игрушечными машинками, куклами или кубиками ребенок считает своего рода трудом. Конечно, в этом нет ничего странного, но этот этап не должен быть слишком растянут во времени. Постепенно следует выводить ребенка из игрового пространства, давая ему поручения, которые познакомят его с реальными трудовыми процессами. Так, от манипуляций с кукольной посудой стоит переходить к реальным столовым приборам, к уходу за вещами и поддержанием порядка и чистоты в помещении

Важно проследить реакцию ребенка на выполнение тех или иных заданий, чтобы в дальнейшем корректировать воспитательный процесс

Младшим дошкольникам труд интересен с той точки зрения, что с рабочими процессами они сталкиваются впервые, а это всегда занимательно. Кроме того, каждый ребенок поскорее стремиться стать взрослым, а поэтому он будет подражать родителям и педагогам в плане выполнения той или иной работы. Это уникальная возможность приучить ребенка в выполнению элементарных бутовых задач (уборка, стирка, сервировка, стола и т.д.), поэтому нужно всячески поощрять и приветствовать подобные стремления малыша. При этом не стоит ставить его в рамки шаблонных алгоритмов, ведь у маленького человека на все есть собственное мнение. Нужно позволять ему проявлять фантазию и находчивость. Например, он выработает собственную систему поливки цветов или мойки посуды. Творческий подход очень важен, поэтому дошкольнику в этом плане должна быть предоставлена определенная степень свободы. Не стоит сразу одергивать ребенка, если он делает что-то не так. Ребенок должен осознать свою ошибку, после чего он будет готов выслушать пояснения и наставления. Таким образом, получая трудовые навыки и осознавая суть рабочих процессов, ребенок повышает уровень своей трудовой деятельности.

Повышение уровня трудовой деятельности открывает новые возможности для нравственного воспитания. Так, при переходе от игровой формы к реальным трудовым процессам может выявиться негативное отношение ребенка к труду. Так, нередко дети отказываются выполнять задания родителей или педагогов, мотивируя это усталостью или недостатком физических сил

Очень важно выявить подобные явления на раннем этапе, чтобы, правильно поставить воспитательные задачи и выработать правильное отношение к труду

Цель и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание — это организованный на педагогической основе процесс вовлечения детей в различные виды общественно полезного труда с целью приобретения ими минимального производственного опыта, трудовых навыков и привычек, развития у них творческого практического мышления и любви к труду.

Именно трудом человека создаются все материальные и духовные блага, и именно в процессе труда совершенствуется человек и формируется его личность. По этой причине целью школьного трудового воспитания является психологическая и практическая подготовка учащихся к труду. Современный этап социально-экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение ко всему труду, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активный, творческий подход к работе; внутреннее стремление максимально использовать свои умственные и физические силы; стремление строить работу на научных принципах организации; отношение к труду как к осознанной потребности и основному требованию жизни.

Цель трудового воспитания младших школьников – формирование первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества, положительного отношения к процессу и результатам труда, развитие личностных качеств (трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма и др.)

Задачи:

• воспитание уважения к труду старших и понимание общественного значения их трудовой деятельности; • воспитание стремления овладеть навыками совместной работы в коллективе, оказывать помощь товарищам; • воспитание стремления добросовестно выполнять учебные и трудовые поручения, проявлять инициативу в выполнении общественно значимых дел; • воспитание умения и привычки поддерживать порядок на рабочем месте, гигиену труда; • воспитание неприятия к небрежности в труде, в обращении с инструментами и материалами, порче личного и школьного имущества, проявлениям лени, желанию уклониться от труда.

Готовность к работе достигается через систему образовательных мероприятий, каждое из которых решает следующие задачи:

1) осознание целей и задач работы;

2) формирование мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых способностей и навыков.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Чем старше – тем умелее

Итак, взрослея, ребенок постепенно улучшает свои трудовые навыки в результате постоянного развития. В каждом возрасте ему можно поручать определенные домашние дела: чем ребенок старше, тем сложнее могут быть эти поручения. При этом не обязательно наваливать на малыша все дела, которые он в состоянии делать. Но определенный список обязательных поручений установить нужно.

Например, в 3 года малыш в состоянии:

  • убирать по местам свои игрушки;
  • относить грязную одежду в корзину для стирки;
  • вытирать за собой разлитое;
  • помогать убрать книги (журналы);
  • вытирать пыль;
  • накладывать домашнему питомцу еду в миску.

К 4 годам к этим навыкам добавляются новые:

  • застилать свою постель;
  • убирать со стола;
  • выбрасывать мусор;
  • поливать растения;
  • готовить завтрак из молока и хлопьев;
  • складывать чистые полотенца.

В 5 лет малыш становится еще более умелым, он уже в состоянии, кроме всего перечисленного, выполнять следующие действия:

  • наливать себе воду или другое питье;
  • готовить бутерброды;
  • одеваться и завязывать шнурки;
  • помогать загружать посуду в посудомойку;
  • сортировать белье для стирки на цветное и белое;
  • помогать взрослым в уборке двора, мытье машины;
  • убирать за домашним питомцем лоток.

Шестилетний дошкольник может еще больше, ему можно поручать более сложную работу:

  • подмести мусор (в том числе во дворе);
  • доставать почту из почтового ящика;
  • помогать закладывать белье в стиральную машину и развешивать его на веревку;
  • отвечать на телефонные звонки;
  • выгуливать домашних животных;
  • работать граблями и тяпкой;
  • вешать свою одежду в шкаф;
  • чистить овощи.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – работа планомерная, систематическая, построенная на взаимодополняемости действий воспитателей и родителей. Для этого потребуется немало терпения, участия, любви. Но игра стоит свеч, ведь вырастить ребенка трудолюбивым в конечном счете значит сделать его успешным и счастливым.

Значимость трудового воспитания в становлении и развитии личности ребенка

Значимость трудового воспитания заключается в том, что в процессе трудовой деятельности у ребенка происходит развитие всех сфер его личности, а также развитие мышления, сообразительности, внимательности, внимания, творческого воображения и умения планировать собственную деятельность.

В процессе трудового воспитания ребенок знакомится не только со свойствами разных предметов и явлений, но и получает знания о профессиях, орудиях труда, получает необходимые для собственной жизнедеятельности навыки и умения.

Организованный воспитательный процесс в образовательном учреждении предполагает развитие у детей необходимого комплекса личностных качеств, а также умений и знаний. Это связано с тем, что трудовое воспитание позволяет решить достаточно широкий круг вопросов, связанных с развитием детей.

Трудовое воспитание оказывает положительное влияние на:

  1. Эстетическое воспитание – умение видеть красоту окружающей природы и красоту творений, созданных человеком, умение видеть и чувствовать прекрасное в повседневном.
  2. Приобщение к ЗОЖ – осуществляется через организованный посильный труд. В процессе труда у детей происходит укрепление мышц, развиваются такие физические качества как сила, ловкость, выносливость и т.д. Дети приучаются к порядку, учатся следить за своим телом, понимают, что в чистоте заключается залог здоровья.
  3. Уважительное отношение к произведениям труда, собственному труду и труду других людей.
  4. Уверенность в собственных силах, понимание и осознание своей значимости и вклада своих сил в развитие общества.
  5. Развитие хозяйственности – ребенок учится организовывать вокруг себя удобную бытовую сферу, к нему приходит понимание того, что успешность ее создания во многом зависит от его трудового вклада.

Необходимо отметить, что в настоящее время общество предъявляет большие требования к вопросам трудового воспитания детей

Большое внимание в решении данного вопроса отводится анализу педагогического воздействия на детей. Это обусловлено тем, что именно от его успешности зависит конечный результат воспитания

В современных образовательных учреждениях трудовое воспитание рассматривается как процесс интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка, ввиду комплексности его цели и направленности.

Замечание 2

Главная цель трудового воспитания — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности

Труд развивает у детей сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет их физические силы и здоровье

Консультация психолога в воспитании трудолюбия: как не отбить охоту помогать

Родители не так часто обращаются к клиническим психологам. И это опрометчиво. Ведь специалист окажет помощь в налаживании семейных отношений.

На консультациях каждый психолог даёт свои советы. Но есть ряд общих рекомендаций, которыми руководствуются практически все специалисты.

  • Если с ранних лет не приучать к труду, вырастет обыкновенный потребитель, неприспособленный к взрослой жизни. Только совместная трудовая деятельность исправит ситуацию.
  • Не переусердствовать в процессе воспитания – вот главное правило. Поэтому не слишком нагружайте маленького ребёнка. Иначе вы добьетесь обратного эффекта.
  • Не забывайте: трудовая деятельность – это не наказание. Воспитанник должен это понимать, а иначе труд у него будет ассоциироваться с обидой и гневом.
  • Объясняйте детям с ранних лет – труд не бывает зазорным, даже если речь идет об уборке кошачьего туалета или мытье унитаза. Также не разделяйте строго женские и мужские обязанности, иначе это воспитает в ребёнке неверные приоритеты.
  • Ребенок должен с детства понимать, что можно, а что нельзя. В противном случае в доме не будет приятной семейной обстановки и порядка.

Только родители на личном примере способны привить трудолюбие

При этом важно не упустить нужный момент и отказаться от криков, наказания, угроз и скандалов. Как это сделать, читайте в одноименной статье. Ведь чем старше малыш, тем сложнее воспитывать в нём какие бы то ни было качества

Ведь чем старше малыш, тем сложнее воспитывать в нём какие бы то ни было качества.

Цели трудового воспитания

?Воспитание трудом &#8212, непременное условие комплексного полноценного развития личности. С одной стороны, физический труд стимулирует умственную деятельность, а с другой &#8212, нравственные качества личности.

В педагогике основной целью трудового воспитания указывается нравственно-психологическая (практическая) подготовка детей к труду. Цель достигается постепенно, учитывая возраст, возможности, а также заинтересованность детей. Глобальная цель – трудолюбивое общество, готовое к переменам, способное трудится на благо своих семей и общего дела.

Трудовое воспитание в школе – основные задачи их решение

Трудовое воспитание начинается в семье – об этом мы говорили уже ни раз. Но школа также имеет весомое влияние на воспитание юной личности

Для школьников труд —, необходимое и важное средства развитие нравственных представлений и качеств личности. Цель трудового воспитания школьников – формирование естественной физиологической и интеллектуальной потребности в труде

В школе оно, тесно связано с политехнической подготовкой учащихся, что обеспечивает уровень знания основ техники и организации производства.

В стенах общеобразовательной школы трудовое воспитание решает несколько основных и важных задач:

  • Мотивация к труду, стимуляция интереса к знаниям, потребность в труде как в творческом процессе, стремление к практической деятельности,
  • Формирование позитивного отношения к труду у школьников,
  • Воспитание моральных качеств: чувство долга, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, целеустремленность, усидчивость, честность,
  • Развитие творческих способностей учащихся средствами ручного труда,
  • Освоение школьниками разнообразных видов техник, трудовых навыков формирование внутренней культуры физического и умственного труда.

Задачи трудового воспитания дошкольников

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается семье и имеет огромное значение для развития маленького человека. Дошкольный возраст – период имитации. Дети копируют все, что видят. Им нравится трудиться. Этот уникальный момент нельзя упустить. Необходимо поощрять инициативу, стимулировать интерес, развивать трудовые навыки малышей.

По ФГОС термин «трудовое воспитание» это система формирования у детей трудолюбия, трудовых навыков и стремление обучаться труду.

Целью трудового воспитания в детском саду педагоги видят формирование все того же положительного отношения к труду, нравственных качеств. Воспитания уважения к труду взрослых – одна из основных его целей.

В трудовой деятельности дошкольников важная роль отведена воспитателю. Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку приобрести свой собственный опыт и навыки в посильном для его возраста, труде. Вовлечение в трудовую деятельность позволяет им проявить свои способности, почувствовать себя частью взрослого мира, радость от созерцания итога своего труда. Воспитатель организовывает трудовую деятельность, объединяет коллектив, учит малышей работать вместе, помогать взрослым, друг другу.

Читайте еще: Темы мероприятий по трудовому воспитанию в школе и детских садах

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий