Влияние телесного наказания на ребенка
Физическое и психологическое наказание детей запрещено законом, но многие родители практикуют этот метод, считая его самым действенным. Взрослые часто не могут сдержать свой гнев, им проще дать ремнем по попе, чем объяснить доступным языком ребенку его неправоту. Если же вы используете такой метод воспитания, как телесное наказание, то ждите последствий. Зачастую у маленького человечка возникает страх, который впоследствии может очень сильно повлиять на его дальнейшую жизнь.
Если ребенок боится любимого человека, то это в будущем может сказаться на его межличностных отношениях, адаптации в социуме, на работе. Родители должны знать, что бить по попе, унижать, кричать на своего наследника нельзя, ведь он может вырасти неуверенным в себе, без стремлений в жизни. Он будет думать, что у кого сила, тот и прав.
Есть эффект от наказания ремнём?
Надо сказать, что если бы ремень не работал, то никто бы его и не применял. Конечно же, эффект от физического наказания есть и наблюдать его можно немедленно: ребёнок пугается, моментально прекращает ненормативное поведение и становится на некоторое время “как шелковый”. Но действие это поверхностное, формальное, оно вызывает желание избежать наказания, но не понимание и уж тем более не желание поступать правильно.
Если ребёнок до этого не понимал чего-то, то шлёпок не прибавил ему нейронных связей, он просто стал бояться и всё, в дальнейшем он научится врать, с целью избежать наказания, а также поймёт, что применять силу к тому, кто слабее, если его поведение не нравится — нормально и допустимо. Ребёнок, которого наказывают физически, очень быстро усваивает, что применение силы – лучший для родителей способ решения проблем, ведь пример родителей в воспитании играет первичную роль.
Если при этом применение силы импульсивно, непоследовательно, чрезмерно и сопровождается (а это почти всегда так) криками и эмоциональной несдержанностью родителя — душевная травма ребёнку обеспечена.
Попытки найти допустимые формы телесных наказаний детей нецелесообразны и неосуществимы. Удары — это урок плохого поведения.
Из совместного заявления 140 европейских организаций
Почему детей нельзя бить
Жестокость по отношению к детям приводит к необратимым изменениям в их психике. Последствиями физических наказаний могут быть:
- изменения психики;
- проблемы с интеллектуальным развитием;
- появление неврозов;
- возникновение фобий;
- случаи панических атак;
- соматические патологии.
Насилие всегда порождает насилие, а еще – искажает детскую реальность. Они хотят спрятаться в таком мире, где взрослый не поднимет на ребенка руку. К сожалению, такие фантазии часто приводят к тяжелым психическим нарушениям, ребенок оторван от реальности, и даже если удается добиться послушания с одного удара, то глобально проблема не решена – она просто загнана в кокон, закупорена, но через время обязательно даст о себе знать.
Еще один важный факт, который нужно знать о рукоприкладстве – ассоциативность поведения. Когда ребенок понимает, что силой можно решить вопрос, он применить это на друзьях, а некоторые дети, подрастая, бьют и родителей. Такие случаи тоже встречаются, а потом родители сетуют на озлобленность своих отпрысков. Агрессия, разрушение доверительных отношений, пресекание детской воли и не желание выслушать и понять ребенка приводят к самому тупиковому решению проблемы – физической силе. Во взрослой жизни, по приведенной медиками статистике, такие люди более склонны к суициду, они страдают депрессивными расстройствами, нарушениями пищевого питания, заниженной самооценкой.
Альтернативы
Даже если вам удастся сдержаться и не шлепнуть ребенка по попе, остается проблема – как тогда добиться послушания? Психологи рекомендуют устанавливать детям границы дозволенного с самого раннего возраста. Объяснять что можно, чего нельзя и как себя вести в общественных местах, нужно с того момента, как ребенок начинает понимать речь.
Но как бы хорошо вы ни воспитывали малыша, периодические капризы и шалости неизбежны. Объяснение нежелательности такого поведения будет эффективнее физического наказания. Но если ребенок в истерике, приступать к беседе нужно только когда он успокоится. Маленьким детям прийти в себя помогает умывание прохладной водой, переключение внимания на игрушки. Подробнее о методах воспитания и развития детей дошкольного возраста →
Разговор должен пройти мягко, без сюсюканья, но и без давления. Поинтересуйтесь причинами поступка ребенка, спокойно объясните ему, почему так делать нельзя, как исправить ситуацию, а также предложите приемлемые варианты поведения. Если такая провинность случилась впервые, можно ограничиться внушением и предупредить, что в следующий раз последует наказание (озвучить какое).
В качестве воспитательных мер рекомендуется применять несиловые методы воздействия – лишение игр за компьютером, похода в кино или на прогулку, карманных денег и тому подобное
Важно быть последовательными – если вы обещали наказать за плохое поведение, то так и нужно поступать. Иначе, ребенок, почувствовав вседозволенность, повторит свои шалости еще не раз
Чтобы искоренить нежелательное поведение, нужно больше разговаривать с детьми, интересоваться их друзьями и окружением, ведь многие проблемы могут брать начало там. Кроме того, ребенок во многом копирует поведение взрослых. Подумайте, возможно, в чем-то вы сами подаете ему плохой пример (кричите, употребляете бранные слова, не выполняете обещания). В таком случае работать над собой придется не только ребенку, но и вам. Подробнее об исправлении ошибок в воспитании детей →
Задаваясь вопросом – бить ребенка или не бить, нужно понимать, что применяя физические наказания, вы расписываетесь в собственной слабости и неспособности донести мысль другими способами.
Психологические травмы, полученные в детстве в результате жестокого воспитания, способны загубить будущее детям и непоправимо испортить их отношения с родителями. Поэтому, перед тем как отшлепать ребенка, стоит подумать дважды и поискать более гуманный способ воздействия.
«Ну я же не железный/ая, могу сорваться»
Родительство — это действительно огромный труд. Не всегда есть силы действовать последовательно и спокойно. И все же взрослый здесь — вы, и в ваших силах не допускать насилия. Возможно, ваши родители тоже били вас в детстве, но сейчас у вас появился шанс прервать этот порочный круг. Другие способы есть, и они куда более эффективны.
Психологи подчеркивают, что для того, чтобы справляться со стрессом, выдерживать эмоции детей и находить в себе силы на конструктивные решения, родителю нужно поддерживать себя «в ресурсе». То есть следить за своим ментальным состоянием, стараться не допускать эмоционального выгорания, учиться справляться с моментами, когда злость или раздражение захватывают.
Если вам непросто переживать трудности родительства или вас преследует детский опыт, помните: не стыдно обращаться за помощью и поддержкой. Найти психолога, который поможет справиться с непростыми переживаниями, можно в Alter.
Что делать, если ребенок не слушается
Но что делать, если ребенка нельзя даже шлепнуть, а он не слушается. Сегодня детские психологи предлагают массу различных мер и правил воспитания
Причем важно соблюдать стратегии, которые подходят малышу по возрасту. Важно, чтобы он понимал, что требуется от него в данный период
Главное правило в процессе воспитания детей — постоянно разговаривать, доступно, четко и понятно объяснять. Не повышайте тон, не кричите, не ругайтесь и уж тем более не бейте малыша. Педиатры советуют начинать с положительного поведения и ролевых моделей. Нужно установить правила, которые нужно последовательно выполнять, определить границы дозволенного.
Наказывать детей можно, но гуманными способами. Сегодня зарубежные педиатры предлагают вместо шлепков поставить ребенка в угол на разумное время. Продолжительность зависит от возраста крохи. Например, пятилетнего малыша ставим в угол на пять минут.
Не лишайте детей в качестве наказания чего-то полезного, важного и необходимо. Например, не запрещайте ходить в любимую спортивную секцию или творческий кружок, не запрещайте общаться с другом или бабушкой и дедушкой
Не лишайте малыша прогулки и еды. Можно запретить бесполезные занятия, например, просмотр телевизора или игру на компьютере.
При наказании объясните малышу, что вы злитесь на конкретный поступок, а не на его самого. Наказывайте малыша сразу после того, как он совершил проступок. Не откладывайте наказание, иначе он уже может забыть, что натворил.
Наказание должно стать символом, а не способом причинить физическую боль или нанести эмоциональную травму, вызвать страх или агрессию. Внятно, четко и медленно объясняйте детям каждый поступок, решение и проблему. Предлагайте малышу самостоятельно подумать, как выйти из той или иной ситуации
Важно, чтобы он понимал, за что наказание
Помните, что вы пример для ребенка. Воспитание детей во многом базируется на примере поведения родителей. Поступайте разумно и спокойно, и кроха станет поступать также. Проявляйте заботу, говорите “пожалуйста”, когда о чем-то просите малыша. А когда он выполнит просьбу, обязательно поблагодарите. И обязательно выполняйте обещания.
Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте
Почему многие родители бьют ребенка?
В большом количестве семей родители воспитывают детей с использованием физической силы, даже не задумываясь над последствиями и природой подобного выбора.
На самом деле причины, почему родители бьют детей многочисленные. Среди самых распространенных аспектов, которые влияют на выбор подобных методов воспитания, можно выделить следующее:
- Наследственные моменты;
Нередко, когда родители бьют ребенка, это говорит о том, что они вымещают свои обиды с детства, когда родители вели себя подобным образом по отношению к ним (наказывали).
- Отсутствие желания вести длительные беседы, которые являются хорошим методом воспитания. Намного проще быстро получить желанный результат путем физического наказания;
- У взрослых нет простых элементарных понятий о правильном воспитании;
Зачастую мамы и папы так наказывают малыша от безысходности, когда не хватает сил справиться с непослушанием ребенка другими способами.
Если последняя причина – ваша, то стоит увеличить количество способов общения с ребенком в ситуациях непослушания.
- Перекладывание обид и собственных неудач, произошедших в настоящем или прошлом;
Очень часто ребенок становится единственным человеком, на котором взрослый может сорвать свои обиды или выместить злость.
- Психические расстройства.
Бывают ситуации, когда родители наказывают своих детей в эмоциональном состоянии даже без видимой причины. Затем вместе с малышом плачут, обнимая его и прося прощения.
Такие эмоциональные срывы у взрослых требуют профессиональной помощи у докторов.
Прощение
Ребенок должен не заучивать ритуальные слова прощения, он должен точно понимать, в чем заключается его провинность. Ему следует рассказать о негативных ощущениях от проступка, дать время на раздумья. В такие моменты сам взрослый понимает, что есть в чем раскаяться, а для ребенка это послужит хорошим примером как нужно извиняться.
Популярный метод наказания – «поставить в угол» необходимо всегда доводит до кульминационной развязки. Принцип: «все постоял, но время идти обедать», прервет ход мыслей о провинности, и малыш не осознает этой ситуации.
За один проступок может быть лишь одно наказание. Не следует в дальнейшем вспоминать прощенное и использовать его при случающихся разногласиях.
Почему страшно, когда детей бьют родные люди
Наказывая чадо физически, родители наносят ему непоправимый моральный вред. Боль стихнет, но воспоминания об унижении оставят след в душе. Думаете, дети подрастут, забудут, поймут? Моральные травмы могут проявляться по-разному в течение всей жизни.
Последствия ситуаций, когда родители бьют своего маленького ребенка, не зная, что делать с неконтролируемыми вспышками ярости:
Происходит подмена понятий «наказание» и «воспитание».
Цель воспитания — помочь освоить новые навыки. Наказания — осуществить внешний контроль вместо внутреннего.
Маленький человек испытывает боль, страх перед родителями, которым доверял, ощущает себя преданным.
Позже, по мере взросления, он продолжает разрешать конфликты подобным способом. Родители оправдывают себя: «Я бью его, чтобы он усвоил урок, вырос человеком». Подумайте, какой личностью он вырастет?
Побои могут привести к физическим травмам и необратимым последствиям.
Когда вы осознаете и скажете себе: «Дело во мне, это я срываюсь на ребенке и бью его» — увидите со стороны, как лупят детей другие родители. Поймете, как хрупок маленький человечек, и сделаете все, чтобы из жизни вашего малыша ушли боль и страх.
Насилие в семье приведет к такому же образу действий в детском саду, школе.
Малыш или подросток будет повторять модель поведения, принятую в семье. Вымещать свой негатив на других.
Телесное наказание — способ, который «работает» быстрее остальных, поэтому родители применяют его чаще других. Когда взрослый бьет детей, он наносит этим и психическую травму, вследствие чего у маленького человека снижается умственное и физическое развитие, тяга к творчеству, угасают эмоции.
«Меня били, и ничего, нормальным вырос»
Ученые указывают, что это может быть «ошибка выжившего». То есть те, кто так говорит, оказались в числе счастливчиков, которых телесные наказания не травмировали.
Психолог Людмила Петрановская пишет, что многое зависит от того, насколько чувствителен ребенок, и характера его отношений с родителями. Например, если сами родители не считают такое нормальным и способны восстановить отношения (обнять, успокоить, извиниться), ужасных последствий может и не быть. Но чем глубже, эмпатичней отношения, тем более шоковым переживанием будет даже разовый удар, особенно в сознательном возрасте.
Конечно, нет стопроцентной вероятности, что телесное наказание обязательно нанесет ребенку травму. Но чем чаще это происходит, чем серьезнее нанесенные повреждения — тем выше риск последствий, разбираться с которыми, возможно, придется всю оставшуюся жизнь. Это так называемый «дозозависимый» эффект: риск более тяжких последствий растет пропорционально.
По данным уже упомянутого мета-анализа 75 исследований, «битые» дети, вырастая, более склонны к антисоциальному поведению, зависимостям, испытывают трудности с ментальным здоровьем (депрессии, тревожные расстройства, суицидальные склонности).
Для взрослых с таким «багажом» телесные наказания часто — норма. Тогда они не только поддерживают такой метод, но и применяют его к своим детям. Возрастает и риск насилия в сторону партнера. Так цикл насилия продолжается.
Мнение российских психологов о телесных наказаниях
Выдающийся российский учёный-обществовед Игорь Кон в своей последней книге “Бить или не бить?” анализирует эффект от телесных наказаний, ссылаясь на результаты сотен (Gershoff, 2002; Paolucci, Violato, 2004; Larzelere, Kuhn, 2005) исследований, проведённых за более чем 50 лет в США и других странах, которые доказали, что «существуют многочисленные статистические корреляции, а иногда и причинная связь между телесными наказаниями ребёнка и его агрессивностью, склонностью к насилию и антисоциальному поведению.» Более того, «чем больше дети получают телесных наказаний в начале учёбы, тем сильнее они отстают в своём когнитивном развитии четыре года спустя.»
Существует устойчивая мировая тенденция к снижению телесных наказаний детей и параллельного роста IQ, что позволяет предположить частичное влияние первого на второе. Также имеются данные о том, что отрицательное воздействие на развитие ребёнка имеет любое наказание, которое воспринимается им как отвержение его родителями. Кандидат психологических наук А.А.Моисеева, в своём исследовании, посвящённом формированию альтруистической направленности личности, пришла к выводу, что «наказания, особенно это относится к унижениям и угрозам, блокируют развитие помогающего поведения. Родители склонных к альтруизму детей предпочитают отказаться от крайних форм наказания, а из поощрений выбирают методы похвалы и поддержки. Родители низкоальтруистичных личностей напротив отдают предпочтение материальным поощрениям и чрезмерно сильным наказаниям.»
Важно
Это может показаться удивительным, но не наказание приводит к снижению уровня жестокости и агрессии, а распространение бескорыстного помогающего поведения, которое, по мнению автора, станет одним из самых эффективных способов избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения, поможет наладить более эффективное взаимодействие, взаимопонимание и сотрудничество, будет способствовать выживанию общества в целом.
Вот ещё цитата на эту же тему А.К. Осницкий в книге “Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся” пишет: “Дети достаточно дифференцированно оценивают поведение учителей и ориентированы на позитивные характеристики учителей, нуждаясь в них: в классах, где хотя бы один учитель (преподаватель математики в IX классе с минимальными показателями агрессии, выдержанный и деликатный литератор и т. п.) не обнаруживает агрессивного поведения, показатели агрессивности у школьников значительно ниже. Достаточно перевеса в одну позитивную “человеческую единицу”, чтобы психологический климат в классе стал мягче, а дети менее агрессивными.”
В целом, как российские учёные, так и их зарубежные коллеги считают, что сочувственное, понимающее, дружеское отношение к детям хоть и не всегда приводит к немедленному послушанию, но зато имеет положительный долговременный эффект, в то время, когда наказание и назидательность может и приведёт к подчинению взрослому, но скрытые и отсроченные по времени результаты будут негативными
Вопрос — вилка
Те, кто немного разбирается в маркетинге, хоть раз слышал о понятие «вилка цен». Ее суть заключается в том, что вы не называете точную цену клиенту, а предоставляете интервал от минимальной цены. Как это связано с воспитанием детей? Все гораздо проще.
Не всегда на отказ ребенка выполнить какое-то действие, нужно реагировать наказанием. Иногда вы просто не даете малышу право выбора, давая четкие приказы «вымой руки!», «надень брюки», «ложись спать». Ни секрет, что никто не любит получать приказы, даже дети. Вместо того, чтобы ругать свое чадо за неподчинение, в следующий раз поставьте свою просьбу в форме такого вопроса: «Ты вымоешь руки сейчас или сначала переоденешься в домашнюю одежду и сделаешь это?» В любой ситуации, которую выберет ребенок, в итоге он вымоет руки. Выходит некая возможность выбора без выбора. Еще один пример: «Мы пойдем в магазин пешком или возьмем велосипед?» Здесь нет варианта никуда не пойти, зато можно выбрать способ, которым это осуществить.
Можно ли бить детей по рукам
Чаще других по рукам получают те ребята, у которых с рождения особо «хаптильные» ручки. Они хватают все, до чего могут дотянуться. В возрасте около года стартует ходьба, и маме становится непросто. Такой малыш исследует мир именно тактильным образом: любую вещь ему надо схватить, потрогать, пощупать.
Речь о ребятах с кожным вектором. Кожа — их сверхчувствительная зона. Любые прикосновения они чувствуют в разы ярче других. Они шустрые, подвижные, юркие, им не сидится на месте. Их притягивает и интересует все новое.
Такой малыш любит, когда его гладят, чешут, делают массажики. При физическом наказании маленький кожник испытывает мучительную боль, психический сверхстресс. Когда взрослые пытаются его шлепать и вообще бить любым образом — эта боль на порядки выше, чем у остальных.
Последствия физических наказаний для кожных малышей
При сверхстрессе мозг вырабатывает опиаты, чтобы погасить невыносимую боль. Боль — опиаты — внутреннее равновесие. Если физические наказания повторяются,со временем ребенок становится зависим от опиатов. Ведет себя провокативно: как специально «нарывается» на шлепки или ремень. Только после битья успокаивается — получил разрядку, свою дозу опиатов.
Это делает невыносимой жизнь в семье, но не только. Битый кожный малыш получает колоссальный ущерб для будущей судьбы:
Возникает стремление к покраже, воровству (иногда клептомания). Это связано с тем, что социальная роль такого человека во взрослом возрасте — добытчик. Чтобы сохранить себя в условиях сверхстресса, психика слишком рано «запускает» процесс выполнения взрослой роли. Но добыть, заработать ребенок еще не может и начинает воровать.
Скрытое стремление получать боль деформирует весь жизненный сценарий. Девочка с такой психологической травмой неосознанно выбирает в партнеры потенциальных садистов или другие варианты неблагополучных отношений, в которых страдает. У нее складывается сценарий на неудачу в парных отношениях. У мальчиков сценарий на неудачу проявляется в социальной реализации. При высоких амбициях такой человек патологически не способен достичь своих целей.
Мифы и легенды по поводу битья
Кожные ребята получают не только «по рукам». Часто взрослые не знают, как их унять и успокоить: малыш выглядит невменяемым, гиперактивным. Большинство вопросов — можно ли бить ребенка по попе, можно ли бить детей ремнем и каким-то еще образом — задают именно родители кожных малышей. Они пытаются найти хоть какие-то приемлемые формы наказания.
Но компромиссов тут нет: все кожные покровы такого ребенка имеют сверхчувствительность. Форма физического наказания не играет роли. Если вы не хотите нанести непоправимый ущерб развитию и судьбе ребенка — бить его нельзя.
Есть еще одна родительская попытка найти компромисс: взрослые часто спрашивают, можно ли бить ребенка по попе рукой или лучше ремнем и другими предметами. Бытует легенда, что боль не должна наноситься именно рукой близкого человека, а неживым предметом — не так страшно. Наверняка вы уже поняли, что это тоже беспочвенный миф. Боль — это всегда утрата защищенности и безопасности. Какие последствия это наносит хаптильному шустрику вы уже знаете. А другим малышам?
Куда обращаться?
Первыми, кто может заметить подобные признаки и неладное в семье отдельно взятого ребенка, являются близкие родственники и сотрудники образовательных учреждений. Если одним из лиц выявлены признаки жестокого обращения с несовершеннолетним, стоит немедленно сообщить об этом руководителю школы, который в свою очередь, обязан обратиться в органы опеки и попечительства (телефонный звонок, после чего предоставляется 1 день для подачи письменной жалобы с описанием случая). Как ответ на полученное уведомление, сотрудники вышеупомянутой службы обязаны направить проверку по адресу проживания ребенка, с целью проверки условий проживания и воспитания того.
В состав комиссии по проверке входят следующие лица:
- сотрудник образовательного учреждения, в котором зарегистрирован несовершеннолетний;
- представитель органа опеки и попечительства;
- в отдельных случаях привлекается сотрудник органов внутренних дел.
Результаты обследования условий проживания несовершеннолетнего вносятся в специальный акт.
Возникла проблема? Позвоните юристу: +7
— Москва, Московская область+7 — Санкт-Петербург, Ленинградская область Звонок бесплатный! Итоги проведенного расследования необходимо письменно оформить, зафиксировать информацию о произошедшем, приложить акт обследования, другие имеющиеся бумаги и направить пакет документов в правоохранительные органы или в органы прокуратуры. Соответствующие органы в обязательном порядке отреагируют.
Все документы по делопроизводству руководитель учебного заведения направляет также и в комиссию по делам несовершеннолетних, как свидетельство факта насилия над ребенком.
Защита детей от жестокого обращения в семье — обязанность и близких родственников, если они засвидетельствуют этот факт. Обратиться можно также в прокуратуру, органы правоохранительных органов, прилагая доказательства в виде сообщений, видеозаписи. Пожаловаться можно классному руководителю или руководству школы.
Можно ли бить ребенка
Допустимо ли физически наказывать детей за мелкие проступки — разбили вазу, уронили горшок с цветком, отобрали игрушку у другого малыша, оторвали обои, сказали непристойное слово?
Ю
К.: Каким бы ужасным и гадким ни был проступок вашего ребенка, важно не срывать на него свои эмоции, а оставаться холодным и рассудительным. При этом задача родителей состоит в том, чтобы в момент наказания не выбить из ребенка чувство защищенности и безопасности
То есть главный посыл должен быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Чувствуете разницу?
В. Г.: Если вы решили шлепнуть ребенка, то сначала встаньте на его уровень: опуститесь на колени или присядьте, чтобы быть с ним на одной высоте. А потом подумайте, а чем он сможет вам ответить в случае физического воздействия на него, как сможет постоять за себя.
Что происходит с ребенком в момент наказания?
Ю. К.: Самое главное и самое страшное — это потеря чувства защищенности и безопасности. Того самого чувства, которое является фундаментом для здорового психологического развития ребенка. Этот механизм очень похож на строительство дома: без крепкого и устойчивого фундамента невозможно возвести стены и положить крышу.
В. Г.: Если вы замахнулись на ребенка, то у него начинается физиологический процесс: все внутри сжимается — особенно анус, сфинктер. Ему хочется закрыться в «домике». Этот ужас, который направлен на него, он блокирует и создает зажим во всем кровотоке, а это приводит к гипоксии и неспособности правильно реагировать на окружающий мир. Отсюда и задержка развития.
Какой возраст считается наиболее чувствительным, когда насильственные методы приводят к серьезным проблемам?
Ю. К.: В любом возрасте физическое наказание — это огромный стресс. До трех лет ребенок эмоционально еще связан с мамой и, если она причиняет ему физическую боль, это непременно сказывается на психоэмоциональном развитии малыша. Но и после трех лет любые физические воздействия непременно оставляют след в его психике. С помощью таких наказаний можно научить ребенка подчиняться, исполнять желания так, как вам удобно. Но не стоит забывать о том, что, уйдя из родительской семьи, он унесет с собой это умение: а кому он будет подчиняться после вас — большой вопрос!
Преступления, связанные с избиением
Злодеяния, связанные с избиением несовершеннолетнего, можно разделить на 3 вида:
- побои ребенка;
- причинение вреда здоровью различной степени тяжести;
- истязания.
Существует закон об избиении детей родителями, в котором написано, что это считается преступлением
Родителю или любому другому взрослому человеку грозит уголовная ответственность за избиение детей, так как дети наименее защищены от агрессии, насилия, грубого и нечеловеческого обращения со стороны взрослого, поэтому законодательство уделяет особое и пристальное внимание защите детей от разных проявлений антигуманного отношения со стороны близких или посторонних людей
В какие организации можно обратиться за помощью в случае насильственных и жестоких действий по отношению к ребенку:
- орган опеки и попечительства (обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает ребенок в семье);
- комиссия по делам несовершеннолетних (защита от различных форм насилия);
- уполномоченный по правам ребенка (обеспечение защиты прав детей);
- прокуратура (защита прав ребенка в суде).
Телесные наказания не работают
Многие родители, применяющие телесные наказания и не достигшие в воспитании особых успехов, приходят на прием к психологу и жалуются, что их дети настолько ужасны, что даже физическая сила не приводит к послушанию. Рассмотрим, почему же телесные наказания не работают. В основе из бесполезности лежит несколько причин:
- наказания носят случайный характер. Это вовсе не означает, что ребенка нужно бить за малейшую провинность, но с точки зрения малыша за свой проступок ему проще вытерпеть один шлепок по попе, зато в другой раз сделать то же самое. Если родители не замечают проступка и не наказывают чадо, то такая бессистемность приводит к тому, что все решает воля случая. И в следующий раз ребенок обязательно рискнет сделать также;
- если в конфликте ребенок берет верх (а так часто бывает, когда родители уступают насупившемуся малышу и выполняют его прихоть), то интуитивно ребенок понимает, что физическое наказание не имеет своего результата. Пусть его шлепнут пару раз – он перетерпит, зато добьется того, чего изначально требовал от родителей. Стоит ли говорить, что эффективность физического наказания просто нулевая. При этом ситуация, когда ребенок может перебороть родителей своей упертостью, будет повторяться все чаще и чаще – малыш станет типичным манипулятором, а родители – безвольными исполнителями его прихотей;
- если наказание применяется после того, как родители вовсе не требовали дисциплины. Ребенок, постоянно балующийся дома, пойдет в школу, и родители станут ограничивать его во многом, требовать дисциплины, а за непослушание применять физические наказания – что он вынесет из этой ситуации? Что баловаться можно, но во всем виновата школа. В таком случае малыш не искоренит свои плохие поступки и черты характера, просто будет демонстрировать это вне образовательного учреждения;
- слишком мягкое наказание – еще один фактор того, что оно пройдет для ребенка бесследно. Шлепая ребенка, родители в первую очередь воздействуют на него болевыми ощущениями. Ребенок не хочет, чтобы попа в следующий раз болела, поэтому не будет баловаться. А если шлепок был слишком нежным, которого он вообще не почувствовал, то в дальнейшем он это стерпит, зато не будет слушаться родителей и дальше;
- физические наказания для некоторых категорий детей недопустимы в принципе, как рычаг воспитания. Например, нервные дети, малыши с синдромом гиперактивности после телесных ударов становятся еще более неуправляемыми и раздражительными. Физическое наказание не ведет к послушанию, оно наоборот провоцирует усиление проблемы.
«А если он по-другому не понимает?»
Родителю важно понимать особенности возраста, в котором находится ребенок, и выстраивать просьбы, исходя из этого.
Да, повторение одной и той же просьбы, скорее всего, не подействует на малышей (хотя есть данные, что это положительно влияет даже на младенцев), но есть и другие способы мотивировать — например, игровая форма. Дети младшего возраста легко вовлекаются в соревнования (например, кто быстрее соберет игрушки), откликаются на необычные активности («А давай собирать игрушки экскаватором, в два счета все разгребем!»). Показать ребенку последствия его действий тоже можно эффективнее, чем подзатыльниками: заранее предупредив о них («Если ты сейчас не пойдешь в садик, то вечером мы не пойдем в гости») и сдержав обещание.
С подростками важно поддерживать уважительные отношения и предъявлять четкие и последовательные требования к поведению. Вместо угроз и подручных средств необходимо использовать логические аргументы, вместо запретов — стимулы
Подробнее об этом мы писали в нашем гиде по переходному возрасту.
Преемственность?
Как показало исследование, среди учащихся 5-7-х классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11-х классов – разным формам физического насилия. Около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие. Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям – так называемую эстафету насилия. Так, более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям. 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний… «Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей» – отметил Александр Каранкевич. Но пока единого мнения в вопросе наказания детей нет даже у психологов…
Ругать запрещено. Психолог – как бороться с вредными привычками детей
Подробнее
Не бей — советует доктор Комаровский
Сам он признавался, что хотя бы по разу, но его дети получали по «мягкому месту». Иногда это единственный быстрый способ остановить маленького человека от неверного шага. Главное здесь — не причинить боль, а скорее ошарашить чадо, оградить его от того, чтобы, к примеру, броситься на дорогу или ударить мать.
На просьбы родителей помочь им, научить, как перестать бить своих детей за непослушание, Комаровский отвечает коротко: «Пальцем не трогать. Ни при каких обстоятельствах. Только в экстренных случаях, но не больно».
Итак, поставьте себя на место маленького человека, посмотрите на мир его глазами. Если не получится сразу — пробуйте снова и снова, пока сможете полностью отказаться от физического наказания.
Для поиска верных помощников, а также для поиска надежного работодателя воспользуйтесь удобствами нашего сервиса!