Особенности занятий
Известно, что дети лучше всего усваивают навыки в игровой форме. Для этого разработаны планы занятий для обучения поведению на дороге, а в некоторых ДОУ организованы тренировочные площадки для отработки навыков перехода автодорог, пользования светофором.
Переход по зебре
Длительность занятий
При проведении занятий у детей конкретной возрастной группы есть своя норма времени, в течение которого ребенок может удерживать внимание без переутомления:
- в младше группе временной интервал составляет 15 мин;
- в средней — 20 мин;
- в подготовительной — 25-30 мин.
Обратите внимание! В соответствии с этими данными уже выстраивается план проведения занятий. Примерный план занятия по ПДД «Светофор» в младшей группе:. Примерный план занятия по ПДД «Светофор» в младшей группе:
Примерный план занятия по ПДД «Светофор» в младшей группе:
- Вводная часть — 2 мин.
- Основная часть —10 мин. (разговор с детьми на тему «Что такое светофор и для чего он нужен», коллективная деятельность (делают аппликацию «Светофор»).
- Подведение итогов, похвала — 3 мин.
Примерный план занятия по ПДД «Движение на дороге» в старшей группе:
- Вводная часть — 3 мин. (на чём передвигались люди до изобретения автомобиля).
- Основная часть — 13 мин. (обсуждение по картинкам, что есть на дороге, её элементы, игра «Регулировщик»).
- Подведение итогов — 4 мин. (что получилось легко, а что показалось сложным).
Сценарии и квесты для интерактивного занятия в подготовительной группе
Состав:
- Вводная часть 4 мин.
- Основная 20 мин.
- Результат: оценка собственных знаний и кто как справился с заданиями.
Педагог хвалит ребят, что все справились хорошо, а именно:
- собрали из деталей-пазлов дорожные знаки, рассказали, что они означают, разделили знаки по категориям (запрещающие, предупреждающие, особые, предписывающие);
- отвечали на вопросы (где можно переходить улицу, как регулируется движение, что такое пешеходный переход, почему нужно смотреть сначала налево, а потом направо, когда переходишь дорогу);
- разгадывали загадки про автобус, трамвай, светофор.
Можно ввести в игру персонажа. Например, в автобусе едет Незнайка, и ему нужно объяснить, как вести себя в общественном транспорте, можно ли:
- разговаривать громко;
- отвлекать водителя;
- трогать двери и прислоняться к ним;
- высовываться из окна;
- мусорить;
- что-то кушать;
- уступать место.
Правила безопасности для детей на дороге
Детей не нужно заставлять выучить все ПДД, но следует обучить основным правилам безопасности, которые сохранят их жизнь и здоровье в критической дорожной обстановке. К наиболее простым и необходимым к запоминанию малышами правилам безопасности относятся следующие:
- Ходить следует только по тротуарам.
- Без сопровождения взрослых лучше не выходить на обочину и не пытаться выбегать на дорогу или перебегать ее в местах, где нет пешеходного перехода.
- При переходе нерегулируемых пешеходных переходов, следует внимательно посмотреть направо, затем налево, обязательно прислушаться и убедиться, что в опасной близости нет автомобиля, и только тогда переходить.
- На регулируемых пешеходных переходах следует выполнять требования сигналов светофора (красный – срочно остановиться, зеленый – можно двигаться, но после того, как машины полностью остановятся).
- Не пытаться переходить дорогу на перекрестках или поворотах, не оборудованных пешеходными переходами, где видимость для водителей ограничена.
- На проезжей части нельзя бегать, играть, прятаться за машины или цепляться за транспорт. Следует держаться подальше от машин и во дворах.
- Стоящие или остановившиеся машины следует обходить только сзади. Общественный транспорт лучше не обходить – это опасно и спереди, и сзади.
Более взрослые дети, которые самостоятельно катаются на велосипедах, самокатах и роликовых коньках, должны быть в специальном защитном шлеме и передвигаться только в безопасных пешеходно-велосипедных зонах – по тротуарам, велодорожкам, на стадионе или в парке. Велосипед должен быть исправен, особенно – тормоза, и оборудован светоотражательными элементами (в вечернее время).
При поездке в автомобиле, дети должны сидеть на задних сиденьях, обязательно пристегнуться и не высовываться в окна. Высаживаться можно только в запланированном месте (не на проезжей части), после полной остановки машины и под контролем взрослого человека.
Еще два важных правила, которые обязательно следует донести до ребенка: во-первых, на дороге следует вести себя спокойно и не совершать резких движений, а во-вторых, стараться быть на виду, чтобы водители могли контролировать дорожную ситуацию и адекватно реагировать.
Безопасное поведение детей на дорогах современных городов
Улица — это новый мир для ребёнка, правила которого нужно освоить
Жизненно важно стать грамотным участником среды городского движения, знать, как себя вести на улице. В этом ребёнку помогает старший. Полезным будет сделать краткую памятку, которую можно распечатать с перечислением всех норм и правил движения
Полезным будет сделать краткую памятку, которую можно распечатать с перечислением всех норм и правил движения.
Безопасность на дороге
Ребенок-пешеход
Первая особенность, которую необходимо освоить — роль пешехода
Уже на выходе из подъезда нужно проявлять осторожность, особенно если деревья и припаркованные машины снижают видимость
Передвижение пешеходов по улицам осуществляется по тротуарам и пешеходным зонам. Если же таковых нет, то по краю проезжей части навстречу движению транспорта.
Переход по зебре
На автомобильных дорогах расположена специальные разметка, означающая места, где может пройти пешеход. Именуется она зеброй.
В зимний период дорожные полосы заметает снегом. В таких случаях ориентировка происходит на знак, означающий пешеходную зону.
Обратите внимание! Осуществляя переход, нужно убедиться, что машины остановились или замедляют свой темп. Только если ситуация безопасная, можно продолжить движение
Сопровождение детей взрослыми
Как пользоваться светофором
В зоне перехода часто можно встретить светофор. Для водителей и пешеходов одновременно загораются противоположные цвета:
- на красный сигнал переход запрещён;
- если горит жёлтый, время подождать, начинать движение ещё рано;
- на зеленый можно начинать движение.
Важно! При переходе дороги следует смотреть на светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части, которую собираются прейти
Переход ребенка на светофоре
Перекресток
Это место пересечения двух и более дорог. Здесь сконцентрировано большое количество людей, машин, знаков и светофоров. Осложняется перекресток тем, что существует опасность поворота транспорта на зеленый свет, предназначенный для пешеходов. Поэтому движение ребёнка на этом участке осуществляется строго со взрослым.
Правила поведения в городском транспорте
Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро относятся к категории общественного транспорта. Все они имеют четкий график и маршрут следования.
Перемещаясь на городском транспорте, нужно соблюдать правила безопасности:
- прежде чем зайти, нужно выпустить тех, кто выходит;
- не стоит прислоняться к дверям;
- нельзя высовываться из окон;
- нельзя шуметь и бегать;
- нельзя отвлекать водителя;
- выходить нужно спокойно, не толкаясь.
К сведению! Обходить трамвай нужно спереди, видя встречную трамвайную полосу, чтобы не попасть под поезд.
Путешествие группой
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам. Спереди и сзади колонны, а также с левой стороны должны находиться сопровождающие взрослые с красными флажками.
Организованные поездки производятся только с разрешения ГИБДД, указанием даты поездки, маршрута, количества детей, ФИО сопровождающих лиц.
Правила для детей
Чем меньше ребенок, тем хуже у него развито чувство опасности. В возрасте до пяти лет малыш может легко побежать за мячом на проезжую часть, переходить дорогу, даже не посмотрев по сторонам. Задача взрослых с самых малых лет научить детей следующим правилам и постоянно их повторять:
Ни при каких обстоятельствах нельзя выбегать на дорогу.
Стоящие машины нужно обходить только сзади.
Играя, нельзя прятаться за машины.
Если во дворе едет автомобиль, то нужно отойти в сторону дома, к подъезду.
Переходить улицу только по «зебре» или на зеленый свет светофора.
Перебегать дорогу в неположенном месте нельзя.
При переходе нужно убедиться, что движение безопасно: справа и слева нет приближающихся автомобилей. Причем сначала следует посмотреть налево, а потом направо.
Автобусы и другой общественный транспорт опасно обходить и спереди, и сзади. Для этого лучше воспользоваться пешеходным переходом.
Ездить на велосипеде, кататься на роликах только в безопасных местах: на специально отведенных полосах, по тротуару, в парках, на стадионах, но не по обочине и не на проезжей части.
Нельзя цепляться к автомобилям и общественному транспорту.
Прочие ситуации по безопасному поведению
Находясь на вокзале, следует помнить, что заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы нельзя.
Обратите внимание! Нужно снять наушники или капюшон, чтобы ничего не мешало заметить приближающийся поезд. Опасно для жизни играть на платформах и переходить пути в неположенных местах, лазить под стоящими поездами. Опасно для жизни играть на платформах и переходить пути в неположенных местах, лазить под стоящими поездами
Опасно для жизни играть на платформах и переходить пути в неположенных местах, лазить под стоящими поездами.
Поведение ребенка в автобусе
Ребенок-пассажир частного автомобиля
Находясь в машине, ребёнок обязательно располагается в автокресле, пристегнутый ремнем безопасности. Категорически запрещается отвлекать водителя, высовываться из окна, выбрасывать через него предметы, так как это может привести к возникновению аварийной ситуации и травмам.
Безопасность детей на дороге
Дети динамичны и очень рассеяны. Часто они не понимают опасности, так как не способны оценить реальное расстояние движущегося транспорта, его скорость. Кроме того, малыш в силу своего возраста не способен оценить технические характеристики автомобиля.
Изучение ПДД в детском саду
Безопасность детей на дороге, ее основы, обучение дошкольников правилам дорожного движения относятся к обязательным частям образовательного процесса в детских садах. Занятия должны строиться в зависимости от возраста.
В течение учебного года в дошкольных учреждениях должны быть запланированы мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
С целью изучения ПДД должна разрабатываться нормативно-правовая база:
- В каждой группе в соответствии с возрастными критериями организуются уголки дорожной безопасности, в котором размещаются иллюстрации, рекомендации для родителей.
- Воспитатели проводят открытые занятия, составляют конспекты, изготавливают развивающие игры и дидактические материалы.
- В рамках акций «детям о безопасности на дорогах» в группы детских садов и классы в школах приглашаются сотрудники ГИБДД, которые проводят тематические беседы.
Самым эффективным способом преподнесения информации является игра. Могут организовываться театрализованные сценки, в которых сами дети будут участниками.
Тематические беседы
Занятие по правилам дорожного движения в саду
Уголки по правилам дорожного движения в детском саду организуются таким образом, чтобы дети играли и одновременно получали знания. В процессе игровой деятельности они получают информацию о том, что есть тротуары, светофоры, пешеходные переходы.
Задача воспитателей — научить правильно переходить проезжую часть, рассказать о том, что на дорогах есть знаки, которые важны, как для водителей, так и для пешеходов. Обучение должно проводиться как зимой, так и летом.
Важно! Ребенок должен с раннего возраста понимать, что опасно бежать через дорогу, особенно в зимний период, так как она скользкая, и автомобиль не сможет остановиться. Основная часть работы по изучению правил дорожного движения проходит в старшей и подготовительной группе. Это самый подходящий возраст, когда у детей уже сформировалось представление о дороге, автомобилях и пешеходах
Это самый подходящий возраст, когда у детей уже сформировалось представление о дороге, автомобилях и пешеходах
Основная часть работы по изучению правил дорожного движения проходит в старшей и подготовительной группе. Это самый подходящий возраст, когда у детей уже сформировалось представление о дороге, автомобилях и пешеходах.
В этом возрасте можно создавать более сложные уголки ПДД, в которых будут различные виды перекрестков, тротуаров, остановок. При организации сюжетных игр большую роль играет создание предметной среды. Для этого изготавливаются макеты с улицами, дорогами и перекрестками. К такого рода деятельности можно привлечь родителей, сделать выставки. Из пластилина или теста для лепки можно изготовить тротуары, светофоры, переходы. В дальнейшем макеты пригодятся для проведения занятий. Дети вместе с воспитателями будут разбирать ситуативные задачи на уроках.
Макеты для изучения безопасности на дорогах
Как дети видят дорогу
Детский возраст сложен для понимания опасности. У малыша нет страха, поэтому на дороге он невнимателен. Привить правила дорожного движения только с помощью рассуждений невозможно. Это должна быть кропотливая и комплексная работа.
Программа обучения «Безопасность — дорога — дети» должна соответствовать следующим правилам:
- Воспитывать в первую очередь правила поведения на дороге, а не заставлять механически заучивать ПДД.
- Изучать правила с одновременной тренировкой внимания, наблюдательности.
- Использовать в работе все доступные методы: игры, беседы, викторины, практические занятия.
Обратите внимание! Это необходимо, чтобы правильно закрепить в понимании детей навыки безопасного поведения на дороге
Блок FAQ (часто задаваемые вопросы)
- Как школьник должен пересекать нерегулируемый перекресток
Школьникам следует вести себя спокойно, подойти к краю тротуара, чтобы водители видели намерение пересечь дорогу, проверить отсутствие опасности слева и справа, а после того, как машины остановятся перед «зеброй» спокойно пересечь проезжую часть. Нельзя перебегать дорогу, выбегать из-за препятствий, а если ребенок с велосипедом – необходимо слезть с него и вести с собой.
- Как детям пересекать железнодорожные и трамвайные пути?
Только за руку со взрослым человеком и очень осторожно. Лучше всего там, где установлен светофор и есть специальные дорожки пешеходного перехода
При этом, важно убедиться, что нигде рядом нет идущего поезда (минимум на расстоянии 500 метров)
- Как может двигаться по дороге ребенок на велосипеде?
До 7 лет самостоятельное движение детей на велосипедах вблизи автомобильных дорог запрещено. Если рядом с трассой есть тротуар или велодорожка, выезжать на обочину дороги запрещено. При отсутствии пешеходно-велосипедной дорожки, движение по обочине допускается только с правой стороны (по ходу движения автомобилей).
- Какие требования к детям, переходящим дорогу в темное время суток?
Дети не имеют права перемещаться по автодорогам и пересекать их в ночное время. В темное время суток зимой пересечение дороги допустимо только на пешеходных переходах (желательно оборудованных светофорами). Одежда и вещи ребенка должны быть со светоотражающими фликерами желтого или белого цвета.
Ход викторины: В группу входит инспектор ППС
Сегодня мы собрались с вами ребята,чтобы вспомнить правила движения
По городу, по улице не ходят просто так, Когда не знаешь правила легко попасть впросак,Все время будь внимательным и помни наперед: Свои имеют правила шофер и пешеход.
Инспектор : Ребята, сейчас я буду задавать вам вопросы.Вы внимательно слушайте и отвечайте:
1. Как называется часть улицы, где ездят машины? (дорога)
2. Как называется часть улицы, где ходят люди? (тротуар)
3. Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
4. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой стороне)
5. Где пешеходы должны переходить улицу? (по пешеходному переходу)
6. Какие сигналы светофора вы знаете? Что они обозначают?
7. Как переходить улицу, если нет светофора? (по пешеходному переходу, сначала посмотреть налево, а затем направо, если нет машин, то переходить)
8 Как называется человек, который управляет машиной? (шофер)
9. Как называется человек, который идет по тротуару? (пешеход)
10. Какие машины ездят по дороге? (легковые, грузовые, специальные машины.)
Инспектор : Молодцы!
Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру «Зеленый, желтый, красный» Вы будете пешеходами, внимательно следите за знаками светофора.
А переходить дорогу мы будем здесь, где стоит знак «Пешеходный переход»
Воспитатель читает стихотворение о светофоре:
У светофора окошечка три:
При переходе на них посмотри.
Если в окошечке красный горит:
«Стой! Не спеши!» – он тебе говорит.
Красный свет – идти опасно,
Не рискуй собой напрасно. (дети стоят)
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко. (дети стоят)
Если в окошке зелёный горит,
Ясно, что путь пешеходу открыт.
Зелёный свет зажегся вдруг,
Теперь идти мы можем.
Ты, светофор, хороший друг
Шоферам и прохожим. (дети переходят улицу по пешеходному переходу в д/саду)
Инспектор ППС:
Ребята, чтобы вы не забывали правила движения, я принес вам плакат с картинками. Давайте их рассмотрим.
1. Пешеходный переход от беды убережет,
Все дороги на пути по нему переходи.
2. Вот зажегся красный свет, говорит – дороги нет.
Не бегите,не спешите, свет зеленый подождите.
3. Вот зеленый свет зовет, смело двигайся вперед.
Нынче главный пешеход, а затем машин черед.
4. Если тротуара нет, будь внимателен вдвойне,
По обочине иди, во все стороны гляди.
5. Если же машина рядом, пропустить ее нам надо
Мы немного подождем и спокойно перейдем.
6. Первым делом нужно нам посмотреть по сторонам,
Слева, справа путь свободен, значит смело переходим
7. Только спереди ты знай, нужно обходить трамвай.
А троллейбус- это важно сзади! И автобус также. 8. Никогда не забывай, на дороге не играй!
Никогда не забывай, на дороге не играй!
8. Никогда не забывай, на дороге не играй!
Здесь опасно зазеваться, здесь не место баловаться.
Инспектор ППС : Дорогие ребята, будьте внимательны на улице города.
Играйте только во дворе, на детской площадке. А переходить дорогу вам можно только с мамой или папой, держась за руку.
Обучение безопасному поведению в образовательных учреждениях
Школы, детские сады, дополнительные образовательные учреждения включают в учебный план ряд занятий и мероприятий, посвященных правилам поведения детей на улице и дорогах. Применяются игровые формы обучения, так как, участвуя в игре, дети лучше запоминают и усваивают необходимые знания. Тема дорожной безопасности будет для детей скучной и неинтересной, если знания будут передаваться сухо, однообразно. Игры и другие формы подбираются с учетом возраста.
Для малышей и младших школьников будут интересны:
раскраски и яркие книжки по теме;
карточки с изображением дорожных ситуаций и правил;
разыгрывание сценок;
рисование и разучивание стихотворений на тему.
Для детей более старшего возраста на помощь приходит рассматривание проблемных ситуаций в рамках родного города, обсуждение несчастных случаев, что могло бы их предотвратить. Для любого возраста интересны совместные семейные мероприятия, конкурсы по дорожной безопасности, в которых принимают участие дети вместе с родителями.
В образовательных учреждениях организуются мероприятия для родителей: семинары, родительские собрания, круглые столы, консультации и другие, которые дают знания взрослым по безопасному поведению детей на улицах и дорогах, как родители могут в рамках своей семьи обучить ребенка правилам. Практические советы и рекомендации помогают взрослым использовать свой опыт более эффективно. Активная работа образовательных учреждений в данном направлении приносит свои плоды, сокращая число несчастных случаев на дороге с участием детей.
Рекомендации для родителей
Переходя любую дорогу, необходимо посмотреть сначала налево, потом направо.
Ребенок должен знать, что даже если машин не видно, но на светофоре горит красный сигнал, идти нельзя ни в коем случае – это работа родителей, показывать пример.
Переходить дорогу следует аккуратно, внимательно и быстро. Довольно часто дети роняют свою ручную поклажу – игрушки, сумки, билетики, и часто это происходит на дороге. Упавшую при переходе через дорогу вещь не стоит поднимать, это довольно опасно, и ребенок должен осознавать это. Пусть один раз придется оставить любимого пластикового поросенка среди машин, объяснив ребенку, что в будущем вещь нужно либо крепко держать, либо передать на “временное хранение” старшим. Это же касается пассажирского транспорта, железнодорожных переходов, и даже трамвайных рельс. Обязательно приучите ребенка переступать через рельсы, а не ходить по ним – в раннем возрасте сложно понять, как отличить обычное пересечение рельсов от места перевода стрелки. И конечно, классическое предостережение о том, что дорога (пешеходный переход, рельсы, причал катеров, остановка транспорта) – не место для игр.
Конечно, не всегда на перекрестках есть светофоры, а зачастую светофоры не работают вовсе. Ребенок должен знать, что переходить дорогу можно по пешеходной зебре, в особо опасных для перехода местах есть либо подземные, либо надземные переходы. Нельзя переходить дорогу в местах с плохим обзором местности. И конечно, в случае особо неудобного перехода, лучше дождаться кого-то, кто поможет перейти дорогу. Трамвай всегда обходят спереди, троллейбус и маршрутное такси – сзади (именно так водители и люди, переходящие дорогу, получают максимальный обзор пространства).
Довольно сложным может стать для ребенка переход, когда одновременно разрешен проезд машин и горит зеленый свет для пешехода. По правилам, водитель обязан пропустить пешехода, но идти на зеленый свет, не оглядываясь, все же не стоит. У машины могут отказать тормоза, может ехать машина с сигнальными маячками и сиреной, которую обязаны пропускать все, и водители, и пешеходы (полицейские машины, скорая помощь и т.п.).
Правила дорожной безопасности для взрослых сопровождающих
Безопасность детей на дороге зависит, в первую очередь, от взрослых, которые их сопровождают
Поэтому родителям, воспитателям детсадов и учителям также очень важно хорошо знать ПДД и неукоснительно их соблюдать
Пешеходам с детьми следует помнить, что:
- перемещаться можно только по тротуарам и пешеходным дорожкам;
- ребенка следует нести на руках или вести за руку при пересечении автомобильных дорог и улиц;
- переходить дорогу можно только на пешеходных переходах (при отсутствии – по обочине навстречу идущему транспорту).
В автомобиле: ребенок должен быть надежно пристегнут (либо перевозиться в автокресле), не должен оставаться в салоне один, а двери следует обязательно заблокированы
Нельзя позволять малышу высовываться из окон, а при движении взрослым следует вести себя максимально внимательно и осторожно, чтобы исключить любой риск ДТП
Водители должны помнить, что в непосредственной близости от школьных учреждений, детских садов, игровых площадок и дворовых территорий многоквартирных многоэтажек следует ездить медленно и аккуратно, а наиболее опасный период года – учебный год в школах, (особенно – и темное время суток).
Правила для взрослых
Взрослые пешеходы и водители во избежание несчастных случаев с детьми должны также соблюдать ряд правил:
Использовать удерживающее устройство при перевозке детей согласно ПДД.
Зонами повышенной опасности являются территории рядом с образовательными учреждениями, детскими площадками, поэтому вблизи них следует снижать скорость, даже если нет предписывающих знаков, «лежачих полицейских». Ребенок может неожиданно выбежать на проезжую часть.
Особое внимание следует уделять во время движения по дворам жилых массивов. Необходимо выбирать минимальную скорость, притормаживать на поворотах
Начинать движение, внимательно посмотрев по сторонам, чтобы поблизости не было играющих детей и прохожих.
Святое правило – уступать пешеходам дорогу на светофоре и «зебре». Проезжать, только убедившись, что дорогу никто не перебегает в спешке.
Если вы пешеход и заметили ребенка или детей, у которых возникли проблемы с переходом улицы или другие, не оставайтесь равнодушными, примите участие, помогите детям в сложной для них ситуации.
Школы, детские сады, ГИБДД, учреждения дополнительного образования, семья – это те институты, на которых лежит ответственность за обучение детей правилам безопасности на улице и дорогах. Взрослые должны передавать знания детям и на собственном примере показывать, как нужно вести себя на дороге.