Аргументы по направлению отцы и дети телеграмма

Григорий Горин «Ёжик»

Взрослея, мы часто забываем, что в мире есть не только погоня за материальным, что удовольствие можно получить не только за деньги и что радоваться можно и простым вещам.

Когда восьмилетний герой рассказа Григория Горина принес домой ежа, которого обменял на призовой лотерейный билет, отец не просто огорчился, он был готов любыми судьбами вернуть свой билет, только бы получить приз, который казался важнее ежа. После неудавшейся попытки ему вдруг стало грустно.

И не от того, что билет оказался просрочен. «Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.»

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» проявилось в резкой противоположности ценностей и идеалов двух поколений.

3 стр., 1301 слов

Взаимоотношения отцов и детей (Отцы и дети Тургенева)

… чтобы не совершить ошибки, как главные герои произведения. Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Несколько интересных сочинений Равнодушие и отзывчивость – два совершенно противоположных понятия. Как … Что Базаров думает о своих родителях? Он искренне считает, что любви не существует, поэтому пренебрежительно относится к родной матери и отцу. Проблема взаимоотношений отцов и детей …

На смену фамусовскому обществу с его привычкой унижаться перед власть имущими ради получения выгод, с его пренебрежением к истинному образованию, с его поклонением перед западом и духовной пустотой приходит новая эпоха, представителем которой является Чацкий. Эта эпоха несет в себе другие идеалы: отвергаются бесчеловечные принципы крепостного права, ценится «служение делу, а не лицам», высшей ценностью признаются наука и искусство.

Таким образом, мы видим, что конфликт «отцов» и «детей» неизбежен, потому что на разные поколения оказывают влияние конкретные исторические события, поэтому формируются часто противоположные жизненные взгляды у, казалось бы, близких людей.

“Король Лир” пьеса В. Шекспира

К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним – Корделия, которая не променяла любовь на деньги.
Рис. 6. Корделия. Картина Уильяма Ф. Йимза. 1888 годТолько после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.

А. Куприн «Синяя звезда»

В произведении Куприна рассказывается о необычайном народе, где каждый очень красив, умен, свободен и счастлив. Но однажды родилась некрасивая принцесса, что невероятно огорчило её родителей и всех жителей страны. Королева приказала избавиться от всех зеркал, дабы уберечь дочь от разочарований.

Принцесса Эрна обладала недюжинным умом и прекрасным характером, но этого ее родителям было недостаточно. Но Эрне было суждено полюбить чужеземца, для которого она была самым прекрасным «божеством». Когда у них родилась такая же уродливая дочь, на удивление для самих себя она не показалась им некрасивой. Это была самая прекрасная девочка в глазах любящих родителей. Своих детей любят вовсе не за внешние качества. Гораздо важнее то, чего глазами не увидишь.

И. А. Бунин «Красавица»

Безусловно, отношение родителей оказывает на детей огромное влияние. Из этого формируется его характер и самооценка и мировоззрение. В рассказе Бунина описана ситуация, когда мачеха не принимает своего пасынка, а его родной отец идет у супруги на поводу. Все делают вид, что ребенка в доме вовсе не существует.

Из живого, милого мальчика он превращается в забитого и испуганного. Его жизнь стала «неслышной, незаметной и одинаковой изо дня в день». Вряд ли он превратится в счастливого человека с сердцем, наполненным любовью. Вряд ли он будет испытывать к родному отцу теплые чувства. Но очень хочется надеяться, что вера в добро, любовь и справедливость не угаснет в нем до конца.

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»

О связи поколений идет речь и в произведении Александра Пушкина «Барышня-крестьянка». Главный герой повести Алексей Берестов мечтает о военной карьере, но его отец не разделяет его намерений, поэтому он, будучи благодарным сыном, принимает решение не торопиться с исполнением своего желания. Он все же надеется, что со временем отец даст ему свое одобрение на осуществление мечты.

Главная героиня Лиза Муромская наоборот растет взбалмошной и капризной девочкой. И это только умиляет ее отца. Но когда речь заходит о замужестве, то приоритеты немного меняются.

Главы семейств Берестовых и Муромских издавна враждовали, но один случай во время охоты все изменяет: Григорий Муромский падает с лошади, а помогает ему сосед Берестов. Несчастный случай сближает бывших врагов. Свою дружбу они решают закрепить браком детей – Алексея и Лизы.

Однако Алексей не хочет жениться на незнакомой барышне, ведь он уже влюблен в крестьянку Акулину. И он готов защищать любовь, даже если придется воспротивиться своему отцу, на что раньше он никогда не решался. Так завязывается конфликт между поколениями: сын не подчиняется отцу, а отец старается его переубедить всеми способами, даже угрозами оставить без денег. Но это не острый конфликт, а скорее проблема, основанная на любви в разных ее проявлениях. Развязка оказалась счастливой и даже слегка сказочной. Когда Алексей поехал в дом Муромских, чтобы отказаться жениться на Лизе, то узнал в ней свою возлюбленную Акулину. Девушка выдавала себя за крестьянку, так как их отцы раньше были врагами. Отцы одобряют брак детей, а у детей теперь нет причин отказываться. И тем ни менее данная путаница послужила хорошим уроком и Алексею, и его отцу: первый научился отстаивать свои интересы, а второй понял, что не всего можно добиться авторитетом.

Автор показывает в повести «Барышня-крестьянка» прекрасные гармоничные отношения, в основе которых лежит исключительно любовь. Конфликт поколений в таких семьях если и возникает, то всегда заканчивается их примирением.

И.А. Гончаров «Обломов»

Судьбу детей в большинстве случаев определяют отцы, ведь именно их воспитание формирует личность детей. Поэтому воспитатели в ответе за своих отпрысков. В подтверждение этой мысли есть много замечательных произведений, в том числе и роман Ивана Гончарова «Обломов». Главный герой – ленивый и праздный человек без амбиций. Его жизнь сводится к тому, что он подолгу спит, вкусно ест, после чего снова ложится отдохнуть. Даже с кем-то общаться для него в тягость. Поэтому он редко выходит из дому, становится затворником по доброй воле.

Но почему главный герой именно такой? Проблема кроется в его детстве. Он был вначале любознательным мальчиком, но его активность не поощрялась в семье, где привычным было просто сытое и сонливое состояние. Вскоре герой стал таким же. У него не было другого примера для подражания. Судьба героя была предопределена родителями, которые не приучили ребенка ни к труду, ни к стремлениям добиваться своей цели, а просто баловали его — и в результате испортили, не дав сформироваться активной личности.

Таким образом, будущее ребенка находится в непосредственной зависимости от прошлого родителей, которые вложили в детей то, что хотели или смогли. В романе «Обломов» для контраста приведен и пример правильного воспитания. Андрей Штольц – друг и антипод Ильи Обломова. Он человек дела, умный, расчетливый, но добродетельный молодой мужчина. Андрей очень отличается от ленивого Ильи. Если Обломов был с рождения дворянином и не привык ничего добиваться, то Андрей сам заслужил право получить дворянский титул. И в личной жизни он достиг того, чего сам хотел – женился на любимой женщине. Иногда Андрей подталкивал к активным действиям и Обломова, но это было сложно.

Секрет того, что Андрей вырос деятельным человеком в том, что его отец дал ему правильное воспитание: не баловал, а приучал к труду и личной ответственности за действия. Старик не разрешал жене баловать сына и удерживать возле себя, а наоборот подталкивал его пробивать себе дорогу самому. Такое воспитание кажется суровым, но именно оно дало хороший результат. А вот отсутствие строгого воспитания в семье Обломовых породило такую несостоятельную личность как главный герой Обломов.

Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова

А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и Молчалиным. Оба героя – хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное.
Рис. 2. Фамусов и слуги со свечами. Художник Т. АлександроваФамусовы – семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина.Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.

А.Н. Островский «Гроза»

Конфликт отцов и детей в произведении Островского «Гроза» приводит к трагедии. Старшее поколение в образах Кабанихи и Дикого навязывают молодым свое видение мира, не считаются с их мнением. И в результате дети отчаянно ищут выход, но находят его в крайностях: Катерина лишает себя жизни, Варя уходит из дома, Тихон отворачивается от матери, считая ее преступницей, Борис обрекает себя на жизнь без любви, боясь остаться без денег. И это всего лишь история одной семьи. Но писатель говорит о том, что многие жители города Калинов живут так, увязнув в невежестве, ханжеских взглядах времен средневековья. В основном это касается людей старшего поколения – отцов, которые навязывают свои взгляды детям. Последствия таких нравов ужасны, ведь в результате ничто новое не способно проникнуть в этот город, а значит, он так и останется в застое.

Автор показывает, что «отцы» не всегда правы, заставляя жить молодое поколение только по своим законам, так как время меняется и вносит свои коррективы. Поэтому молодежь вправе жить по-новому.

В чем причина разобщенности отцов и детей? В том, что они росли в разное время и в разных условиях – поэтому им сложно понять друг друга в полной мере. Среда и время создают определенную систему ценностей. Сформировавшейся личности уже сложно принять что-то новое. Но это не значит, что это невозможно. Поэтому люди старшего поколения не должны переставать учиться, а стремиться познавать всегда что-то новое, и тогда они станут немного ближе к своим детям. Но это сложный путь, поэтому «отцы» в романе выбирают «легкий» — обороняют свой «домострой» и заставляют детей подчиниться. Они не хотят учиться новому, но и не хотят проиграть молодым, уступив им. Но время не стоит на месте, новые идеи проникают в умы молодых героев, но противодействие старших приводит к трагедиям. Катерина хотела просто любить, и заслуживала на свободу, о которой пылко говорила. Но обрести свободу в условиях их общества она смогла лишь страшным способом.

Герои не смогли победить, но это не значит, что не смогут другие. Роман призван заставить читателей задуматься о том, к чему приводит непонимание отцов и детей, понять, что новые веяния нельзя остановить, и надо меняться вместе со временем.

«Телеграмма» – К.Г. Паустовский

В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показаны терзания, происходящие в душе главной героини Насти.
В повествовании говорится о том, что девушка Настя была настолько занята работой, что не навещала свою мать Катерину Петровну целых три года. Соскучившаяся по своей дочери Катерина Петровна, предчувствуя ближайшую смерть, написала Насте телеграмму, в которой просила ее приехать навестить ее хотя бы на один день.
Увидев телеграмму от матери, Настя решила прочитать ее после работы. Прочитав телеграмму с просьбой приехать к старой и беспомощной матери, Настя подумала о том, что она не может бросить все свои рабочие дела. Прошло две недели с того момента, как Настя получила телеграмму от матери. Героиня получила новое послание, но уже от Тихона, который писал Насте, что Катерина Петровна умирает.
Когда Настя прочитала это послание, она почувствовала угрызения совести. Она начала задавать себе вопросы: как же так получилось, что она не обращала должного внимания на самого дорогого для нее человека? В повествовании отмечается, что Настя вдруг осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».
Героиня отправилась в деревню к матери, однако по приезде она узнала, что Катерина Петровна уже умерла. В деревню Настя приехала уже на второй день после похорон Катерины Петровны. После того как Настя навестила могилу матери, она проплакала всю ночь. К.Г. Паустовский не пишет о том, какие именно мысли волновали Настю, но то, что в ту ночь Настя много размышляла и многое поняла, очевидно

Писатель показывает, что Настя переживала по поводу того, что она не уделяла внимание своей матери, не проявляла к ней должную заботу. То, что Настя не смогла подарить своей умирающей матери последнюю встречу и попросить у нее прощение, по-настоящему тяготило ее.
Когда Настя уезжала из деревни, у нее были чувства «непоправимой вины, невыносимой тяжести», которые никто не мог снять с нее, кроме Катерины Петровны, перед которой Настя чувствовала огромную вину и у которой она уже никогда не могла вымолить прощения

Настя не могла найти оправдание своему равнодушному отношению к матери, не могла простить себя. К.Г. Паустовский оставляет свою героиню, но читатель понимает, что Настя будет винить себя в равнодушии к матери всю оставшуюся жизнь.

А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»

Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу искать лучшей жизни, став любовницей офицера. Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание. Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала, как несправедлива была к любящему отцу.
А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример, из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая наука, которую должен освоить каждый родитель. Самсон Вырин очень баловал свою дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет. Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца. Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие целомудренным девушкам побег из отчего дома. Естественно, девушка не устояла перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы

Поэтому очень важно не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности, совести и добропорядочности.

“Гроза” пьеса А. Н. Островского

В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.

В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.

И. А. Гончаров, «Обломов»

  • Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.
  • Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.

Композиция

Композиция романа
определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза
использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов
придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа
, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа
строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Базаров

Система образов построена на антитезе. Композиционный центр в ней – главный герой. Личность Евгения Базарова раскрывается в процессе развития его отношений с другими действующими лицами. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» – это своего рода анализ взглядов героя на мнения и жизненный уклад второстепенных персонажей. Так, например, после столкновения Базарова с Павлом Кирсановым читателю становятся понятны мировоззренческие позиции героя-нигилиста. В отношении Евгения к Одинцовой просматривается его способность к высоким чувствам, которых, казалось бы, он уже был полностью лишен.

Образы второстепенных героев создают своего рода фон, на котором наиболее четко просматриваются революционные взгляды героя. Он может показаться излишне самоуверенным, но работящ, удовлетворяется малым. Не хочет быть доктором и все ждет какого-то случая. Стремится общаться с народом и умеет это делать, однако в душе не любит его. И, главное, он лишен какого бы то ни было энтузиазма и не имеет идеи. Такова характеристика главного героя, но для более подробного рассмотрения стоит написать сочинение. Смысл романа «Отцы и дети» заключается в трагическом одиночестве главного героя. Даже в отчем доме он не чувствует себя счастливым. Его любят и боготворят родители, но он не находит у них понимания.

А. Н. Островский, «Гроза»

  • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» конфликт поколений приобретает пугающий масштаб. Кабаниха и Дикой доводят молодежь до крайностей: Катерина уходит из жизни, Варя сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в преступлении, а Борис отказывается от любви, боясь остаться без обеспечения. Эти ужасные последствия конфликта отцов и детей фактически лишили Калинов светлого будущего, ведь его просто некому делать. В неравной борьбе победило то, что обречено на скорую смерть, а новые ценности и ориентиры больше некому защищать. Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
  • Почему отцы и дети не находят взаимопонимания? Дело в том, что они развивались в разных условиях, поэтому им не суждено понять друг друга в полной мере. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодое поколение существенно отличается от старшего. Если Кабаниха и Дикой росли в ханжеской атмосфере патриархального купечества, то молодежь растёт в мире, где есть альтернатива «Домострою». Перед ними Кулигин развенчивает невежественные стереотипы странниц, а Катерина, которая получила дворянское воспитание, произносит возвышенные речи о свободе. Естественно, Варвара и Тихон в такой среде ведут себя иначе, чем их предки. На пороге новое время, когда мужчина не будет попирать права женщины, когда люди поймут, что Илья-пророк не скачет по небесам. Но отцы не готовы просто так уступить власть. Они обороняют свою правоту, боясь признать себя побеждёнными. Они свято оберегают то, во что верят. Поэтому конфликт неминуем. Ни одна сторона не сможет понять другую, ведь между ними пролегла пропасть времени.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

  • От ошибок отцов сильнее всего страдают дети. Например, Соня Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание» вынуждена жертвовать собой, чтобы прокормить семью. Ее отец женился на многодетной вдове, чтобы помочь ей обеспечить детей, а сама запил и лишился работы. Естественно, Мармеладовы страшно голодали, каждая копейка уходила в кабак. Не выдержав упреков и истерик мачехи, героиня пошла на панель. Только ее позорное ремесло приносило деньги, необходимые для жизни. Тем временем отец ничуть не раскаялся в содеянном зле. Он продолжал пить и жалел только себя, рассказывая людям в трактире о своей несчастной судьбе. Частично деньги, добытые ценой позора, уходили на поощрение алкоголизма отца семейства. Таким образом, именно грехи отцов ложатся тяжким бременем на хрупкие плечи детей, и им невероятно сложно начать свой жизненный путь, исправляя чужие ошибки.
  • Не все дети похожи на своих родителей, есть и исключения из правила. Например, Соня Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание» существенно отличается от своего горемычного отца. Пока Мармеладов-старший жалеет только себя и заботится лишь об удовлетворении своей пагубной страсти к спиртным напиткам, его дочь ценой невообразимых жертв спасает семью от голода, причём кормит чужую для неё женщину и чужих детей. При этом она не разглагольствует, как ей тяжело живётся, в трактирах и кабаках. Девушка при своём роде занятий умудряется не опуститься в омут порока. Она сохранила чистоту души, несмотря ни на что. А вот ее отец сломался под натиском жизненных трудностей. Таким образом, дети не всегда являются копиями своих родителей. Новое поколение может исправить ошибки старого и стать гораздо лучше.

А.С. Пушкин «Дубровский»

Об отношениях отцов и детей говорит Александр Пушкин во многих произведениях, в том числе и книге «Дубровский».

Острый конфликт возникает в доме Троекуровых. Отец – властная и беспринципная личность. Для него люди – пешки в его игре, даже собственная дочь Маша, которую он хочет выдать замуж за богатого, но старого мужчину. Богач Верейский никак не привлекал юную девушку, поэтому она молила отца пощадить ее. Свое сердце героиня уже отдала другому человеку – Дубровскому. Но о замужестве с ним отец не хотел и слышать. А чтобы дочь не сбежала с возлюбленным, запер ее дома до свадьбы с Верейским. Маша делает еще одну попытку исправить положение – отправляет письмо жениху с просьбой отменить свадьбу, но становится только хуже. Отец и Верейский переносят дату свадьбы, о чем не знает Владимир Дубровский. Когда он прибыл к ним, Маша уже стала женой Верейского. И теперь моральные принципы не дают ей сбежать с возлюбленным. Она подчиняется отцу, но вряд ли когда-то сможет его простить. Противостояние отцов и детей часто приводит к сломанным жизням.

Однако не всегда между поколениями рождается острый конфликт, часто наоборот между ними тесная связь. Например, Владимир Дубровский и его отец хорошо понимали друг друга. Герои нравственно похожи: честные, благородные, не терпящие подхалимства люди. У Дубровского-старшего возникает конфликт интересов с Троекуровым. Однако он не пытается задобрить его, а наоборот держится с ним наравне, чего почти никто себе не позволял. Но оскорбления и нападки таки укоротили жизнь Дубровскому. Его сын Владимир вырос таким же, как он – смелым и справедливым. И поэтому он хочет отомстить за отца, но делает это своим способом. Все усложняется, когда Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марию. Он видит, что девушка не такая, как ее отец, что она – добрая и порядочная личность. Однако их любовь оборачивается трагедией из-за амбиций господина Троекурова. Как видим, отношения отцов и детей бывают очень разными. Все зависит от их способности понимать друг друга, от того, подают ли отцы хороший пример и умеют ли дети ценить его.

В произведении «Дубровский» мы видим две семьи с разными подходами к воспитанию. Троекуров воспитывал дочь в полном подчинении себе, не считал ее личность, а скорее вещью, которую можно выгодно «продать». Но, на удивление, она не стала копией отца, а выросла порядочным человеком. Возможно, иногда негативный пример оказывает обратное воздействие. А Дубровский воспитывал сына благонравно — и он вырос хорошим человеком, любящим своего отца и хотел стать похожим на него, в отличие от Маши, которая не могла равняться на отца.

«Цифры» – И.А. Бунин

В рассказе И.А. Бунина «Цифры» повествование ведется от лица дяди мальчика Жени. Он рассказывает подросшему племяннику о случае из детства Жени: произошедшем между мальчиком и дядей конфликте. Особенностью повествования является то, что дядя-рассказчик рассказывает о тех чувствах и эмоциях, которые он испытывал в тот день, а также оценивает свое поведение, оглядываясь в прошлое.
Когда Женя, желая научиться писать цифры, попросил у дяди купить бумагу и карандаши, дядя сказал, что все магазины закрыты. Дядя-рассказчик признается, что соврал племяннику, потому что ему было лень идти в город за канцтоварами. Дядя довольно строго относится к не поверившему в закрытые магазины Жене, пытаясь аргументировать свой поступок тем, что баловать ребенка нельзя. Из-за того что Женя смотрел на происходящую ситуацию глазами ребенка, а дядя – глазами человека взрослого, конфликт между ними начинает разрастаться.
Только спустя время дядя-рассказчик осознал, что в тот день он, придумывая отговорки и пытаясь убедить самого себя в правильности своих действий, отобрал у Жени возможность реализовать свою мечту, ведь научиться писать цифры было для Жени искренним желанием. Спустя время дядя осознает, что в тот день совершил «великий грех». Анализируя собственные поступки в тот день, дядя-рассказчик понял, что совершил тогда ошибку: считая желания племянника прихотью разбалованного ребенка и желая показать Жене, что не все мечты человека исполняются по щелчку пальца из-за столкновения с реальной действительностью, дядя, который не мог понять, что у мальчика есть свои чувства и эмоции, желания и мечты, поранил детскую душу.
И.А. Бунин демонстрирует процесс самопознания и самосовершенствования. Дядя-рассказчик неравнодушно относится к конфликтной ситуации со своим племянником. Беседуя с повзрослевшим Женей, он довольно подробно описывает детали конфликта и чувства участников конфликта, что говорит о том, что дядя часто думал о произошедшем, разговаривал с самим собой и вынес из этой ситуации определенные уроки. Внутренние терзания дяди-рассказчика помогают ему понять истину и признать свою неправоту. Автор рассказа показывает, что дядя-рассказчик не просто признает свои ошибки, испытывая стыд за свое поведение, но и рассказывает о ссоре самому Жене, будто исповедуясь перед ним.

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

Говоря о конфликте поколений, нельзя не вспомнить трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Вот где непримиримость отцов приводит к настоящей трагедии детей. Семьи Монтекки и Капулетти были самыми влиятельными в Вероне, и между ними была давняя вражда, о причине которой никто уже и не помнил. Может быть так автор хотел нам показать, насколько незначительными были причины, которые привели в будущем к трагедии.

В то время, как семейства утопали в ненависти друг к другу, между их детьми зародилась любовь. Что достаточно символично – ненависти всегда противостоит именно любовь. Дети оказываются мудрее отцов, несмотря на юный возраст. Джульетта понимает, что не имя и не статус определяет человека, а только его личные человеческие черты. Для нее Ромео – всего лишь имя, и как не назови ее Ромео, он останется для нее возлюбленным: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».

Ромео тоже старается вести себя разумно и терпимо, но его вынуждают сражаться и не раз. Он закалывает Тибальта, брата Джульетты, чтобы отомстить за друга, и так же поступает с Парисом, пытаясь защититься. И каждый раз он не хотел боя, но вынужден был в него вступать. Это понимала Джульетта — и поэтому не перестала его любить. Они тайно венчаются благодаря поддержке брата Лоренцо. Он же хочет им помочь сбежать, когда Джульетту хотят выдать замуж за Париса. Но нелепый случай приводит к трагедии. Отец Лоренцо придумал план (дать зелье Джульетте, от которого все подумают, что она ушла из жизни) и написал о нем Ромео, но письмо опоздало. Когда Ромео вернулся в Верону, то подумал, что Джульетты не стало и добровольно выпивает яд. А когда просыпается после окончания действия зелья Джульетта, то тоже лишает себя жизни уже по-настоящему. Так заканчивается земная любовь Ромео и Джульетты, но о ней будут помнить всегда.

Когда Капулетти пришли в склеп к Джульетте, то увидели там двоих детей. Немного позже князь Эскал произносит строгую речь перед Монтекки и Капулетти, указав им на страшные ошибки по отношению к детям. Две семьи прекращают вражду, осознав, к чему она приводит. Так Ромео и Джульетта в сущности пожертвовали собой ради мира семей, любовью очистили их от страшной ненависти.

Конфликт между поколениями разрешился, но ценой крови молодых влюбленных. Шекспир часто писал трагедии, ведь в них конфликты выглядят особенно впечатляюще. На таком примере легче увидеть проблему, запомнить ее и стараться не повторять.

Благодарность чужим людям

  1. Александр Сергеевич Пушкин, «Капитанская дочка».
    В один из ненастных дней, на пути в Оренбург, Пётр Андреевич Гринёв попадает в сильную метель. В непогоду ему помогает найти путь незнакомец. Герой, желая отблагодарить своего спасителя, отдал ему свой тулуп. Как выясняется далее, этим незнакомцем и был будущий предводитель крупного крестьянского восстания Емельян Пугачёв. Затем персонажи встречаются снова, и бунтовщик, который уже стал главой восставшего народа, милует Петра и распоряжается не вешать его на виселице. Так, здесь мы видим яркий пример проявления благодарности со стороны обоих мужчин. Однако Гринёв не ждёт ничего взамен от казака. Так же и Емельян Пугачёв – изначально он не рассчитывает на поддержку дворянина, а освобождает его от виселицы только по доброй старой памяти.
  2. В русском фольклоре
    благодарность всегда была одним из основных качеств положительного героя, которого в финале ожидало заслуженное счастье. Так, в сказке «Морозко» падчерица, брошенная в лесу по настоянию мачехи, проявила кротость и вежливость по отношению к Морозу. Он вынуждал ее озлобиться, нагрубить, но девушка была все так же добра и мила, хоть и замерзала по его воле. Она лишь благодарила старика за беспокойство о ее состоянии. Тогда он наградил девицу богатым приданым и пощадил ее. А вот сводную сестру героини он заморозил, так как она была груба и нахальна. За все те блага, которыми осыпали ее родители, девушка не проявила в ответ ни малейшего стремления воздать семье должное уважение.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий