Александр Блок: эксперимент на себе с печальным финалом

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  1. После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  2. Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  3. Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Так и не получив выездную визу для лечения за границей, «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Карелин родился в Новосибирске в 1967 году и сразу стало понятно, что на свет появился настоящий гигант.

При рождении он весил 5.5 кг — и это при норме в 3,5-4,5 кг, а в тринадцать вымахал до 178 см при весе в 78 кг. Тем не менее, для такого роста он был достаточно худым, и за необычные пропорции получил в школе прозвище «Головастик». Да и несмотря на то, что с детства занимался бегом на лыжах, физически был развит не особо – по его словам: «Я был крупным парнем, подтягиваться не мог, висел на турнике, как сосиска».

Все изменилось, когда Карелин пришел на тренировку по классической борьбе. Его бессменный тренер Виктор Михайлович Кузнецов, разглядел в парне потенциал и начал его активно развивать. 

Да так активно, что всего за три года занятий — с 1981 по 1984-й годы — парень стал мастером спорта, а еще через год – мастером спорта международного класса.

От друзей по команде Карелин получил новое прозвище – «Асфальтоукладчик». «Ну, так открыто ему не говорили, — рассказывал об этом друг Карелина, двукратный чемпион мира и Европы по борьбе Александр Игнатенко, — Но между собой его называли «Асфальтоукладчик» — из за того, что он выигрывал всех и складывал их, как мы говорим, штабелями, аккуратненько».

Личная жизнь

Личная жизнь заняла особую страницу в биографии поэта. В 16 лет, на отдыхе в городе Бад-Наухайме, Блок беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. По некоторым предположениям, именно она стала первой возлюбленной поэта не только в платоническом, но и в плотском смысле. Как бы то ни было, очаровательная дама, ее образ, запечатленный в памяти Александра, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.

Через год в сердце юного поэта вспыхнула новая любовь – на этот раз к 16-летней соседке по загородному имению Любови Менделеевой. Подростки были знакомы с детства – дед Блока, ученый-ботаник Андрей Бекетов и отец Любы, Дмитрий Менделеев, были давними друзьями. В то лето Александр и дочь великого химика участвовали в дачной театральной постановке.

Любовь исполняла роль Офелии, поэт предстал на сцене в образе Гамлета. Возможно, тогда зародилось первое неясное чувство, получившее развитие уже в Петербурге, где молодые люди волею судьбы вновь встретились в 1901 году. Блок начал посвящать возлюбленной стихотворения, называть Прекрасной Дамой, Таинственной Девой, Вечной Женой.

А вскоре сделал Менделеевой предложение. Семья девушки восприняла это событие благосклонно. Весной 1903 года пара обручилась, а летом прошло венчание молодых в церкви, расположенной в селе Тараканово. Вскоре новобрачная столкнулась с неприятным открытием: ее молодой супруг заявил, что физическая близость разрушит их священный союз. В течение нескольких лет, придерживаясь этой философии, Александр не касался супруги, однако же не отказывал себе в удовольствии встречаться с падшими женщинами.

Близость между супругами произошла позднее, но оставила холодными и ту, и другую стороны. В первые годы брака Прекрасная Дама старалась хранить верность мужу, однако любви требовала не только душа, но и тело. Ее первым поклонником стал популярный поэт-символист Андрей Белый (Борис Бугаев), отношения с которым продлились до 1907 года.

У Александра тем временем зарождались новые чувственные отношения – с актрисой Натальей Волоховой, позже – с Любовью Дельмас. При этом писатель продолжал считать супругу единственной в жизни любимой женщиной. Жена автора тоже стала заводить романы, в которых признавалась мужу, подчеркивая, что он для нее – неповторимый.

В 1908 году Менделеева забеременела от актера Константина Давидовского, которого в воспоминаниях называла «паж Дагоберт». Блок же, не способный иметь детей из-за перенесенного сифилиса, сказал, что будет растить ребенка. Родившийся младенец умер вскоре после появления на свет. Несмотря на многочисленные измены, супруги тем не менее оставались привязанными друг к другу до самой смерти Александра.

Долгие годы союз поэта и его Прекрасной Дамы восхищал представителей русской литературы того времени. В глазах творческой богемы Любовь являлась образцом чистоты, Таинственной Девой, как ее называл супруг. Однако не все с подобным пиететом относились к избраннице Александра.

Анна Ахматова, например, отмечала, что Менделеева «была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза – щелки, нос – башмак, щеки – подушки… И толстые, большие ноги и руки». При этом поэтесса признавала, что, несмотря на это, автор «Двенадцати» всю жизнь умел видеть в супруге ту девушку, в которую когда-то влюбился.

Загадка о музыке

Слух Блока как поэта был почти абсолютным, его стихи ясны и звенящи, и недаром Владислав Ходасевич однажды сказал: «В русской поэзии есть только Пушкин и Блок, остальное – между». Поэт очень часто говорит о музыке, которую слышит загадочным образом. И даже свое отношение к революции Блок выбрал как будто на слух: «К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию».

Саму суть жизни Блок видит через загадочные звуковые волны и пишет об этом так: «На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, — катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир».
Смерть поэта будут связывать с тем же: после непрестанного музыкального звучания начала революции наступила пугающая тишина – он уже не слышал музыки.

LiveInternetLiveInternet

Александр Александрович Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих — Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно.

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужна, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил.

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайной надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века. Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение, и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходность ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем

Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставит женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью

Текст: pishi-stihi.ru

Смысл названия

Поэма названа в честь отряда, состоящего из двенадцати человек, которые осуществляли революционный суд на улицах Петрограда.  По воспоминаниям многих независимых журналистов, в годы революции отряды красноармейцев, что в то время патрулировали улицы, состояли из дюжины бойцов. Исследователи творчества Блока нашли в его черновиках интересный момент: в названии своей поэмы автор делал привязку не только к революционным событиям, но и к поэме Некрасова, в которой шла речь об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Герои Некрасова также вершили свой справедливый суд, и Блоку очень понравилась идея преемственности поколений борцов за свободу, которую он воплотил в поэме «Двенадцать».

Кроме того, существует и символическое объяснение название произведения. Не исключено, что Александр Блок вложил в нее религиозные догмы. Так, Христос окружил себя двенадцатью апостолами. Спустя много лет в России, которую нередко называли третьим Римом, появился свой Иисус «в белом венчике из роз», которого также окружали верные ученики. Таким образом автор провел параллель между важными событиями для человечества, которых разделяли века. Как и большинство своих современников, Блок  не сомневался, что революция в России перерастет в Мировую революцию, которая свергнет былые порядки, уничтожит несправедливый мир господ и рабов, и установит царствие Божие на земле.

Александр Блок намеренно обезличил всех своих героев, сделав из них некий общий сплав, состоящий из двенадцати человек. По отдельности они не представляют особого интереса, но вместе они – сокрушительная революционная сила, ничем и никем сдерживаемая стихия, поднявшая народные массы на восстание во имя свободы. С помощью этого литературного образа поэт продемонстрировал единство порыва, силу народа, решившего сплотиться ради достижения общей цели.

Критика

Поэма вызвала огромный резонанс в обществе, навсегда лишив поэта понимания и поддержки многих друзей. Ее не поняли старорежимные интеллигенты, впрочем, как и сторонники новой власти. Одним она убедила в том, что Блок – предатель и лицемер, других – что он не понимает подлинного духа революции и смешивает ее с грязью. Словом, он оставался непонятым даже в эмиграции, когда однозначно расстроил свои отношения с большевиками.

О произведении одним из первых и довольно подробно высказался иллюстратор поэмы «12», Юрий Анненков:

Сам поэт подтвердил эту догадку. Он отрицает обвинения в конформизме и лизоблюдстве, говоря о вдохновенном порыве, который обрел завершенность в скандальном произведении. Ему было обидно, что его не поняли даже коллеги по цеху и друзья. Об этом он пишет в своих мемуарах уже в эмиграции.

Конечно, поэт не был уверен в том, что не раскаивается в написанном. Из-за рубежа он следил за происходящим в России и был угнетен ее состоянием, которое ухудшалось день ото дня. Красный террор, гражданская война, начавшаяся за революцией реакция не могли ему нравиться. В отчаянии он вспоминал свой вдохновенный порыв, но музыка в душе стихла. Именно поэтому перед смертью он умоляет жену сжечь все экземпляры поэмы «Двенадцать». Так он отрекся от своего знаменитого и трагического гимна октябрьскому перевороту.

Ему было, отчего расстраиваться и при жизни. На одном из митингов против Красного террора и политических репрессий люди скандировали в его адрес оскорбление: «Изменник!». Там же были его старые друзья, Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье, которые никак не заступились за его честь. Дальше – больше: та же Ахматова, а вместе с ней и поэт Сологуб, демонстративно отказываются от участия в мероприятии, где в программе упомянута его поэма. Гумилев отреагировал еще радикальнее, утверждая, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Особенно он критиковал (было написано подробное эссе) то, что образ Христа был опорочен таким соседством. Автор отреагировал спокойно и загадочно:

Предостережения сыпались на него со всех сторон. Более дружелюбный Андрей Белый тоже обратился к другу с посланием:

Эти слова оказались пророческими: поэтесса Зинаида Гиппиус в обращении к Блоку восклицает, что не простит его предательства никогда. Не простил и Бунин, выступив с разгромной рецензией, изложив подробное истолкование не только книги, но и поступков ее автора:

Нелестная характеристика поэмы и даже прямые угрозы в адрес Блока послышались и из уст политиков. Глава Белой армии, адмирал Колчак, обещал после победы повесить автора «Двенадцати». Но и большевики не спешили хвалить книгу. Комиссар по театральным делам запретила жене поэта читать произведение вслух, аргументируя это так: «В них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся». На этом реакция власти не закончилась. В 1919 году творца арестовали по подозрению в заговоре и отпустили лишь по личному ходатайству влиятельного чиновника Луначарского. Тогда же муза отвернулась от него, он больше не услышал музыку и перестал писать стихи.

Поняли и приняли позицию творца считанные единицы, например, Мейерхольд, академик С. Ф. Ольденбург, Ремизов и Есенин. По их мнению, новая работа Блока была не понята, так как все читатели привыкли к исключительно серьезному творчеству поэта. Вот так объяснил эту мысль рецензент Виктор Шкловский:

Мнение критиков подтверждается тем обстоятельством, что автор лично приводил свою жену на концерты балагура Савоярова, который исполнял все, будь то песня или стихотворение, в рваном стиле бродяги-босяка. На его примере он показывал ей, как надо читать его произведение вслух.

На поле Куликовом

Произведение “На поле Куликовом” было создано в 1908 году, является частью одноименного цикла. Литературоведы сошлись во мнении, что в данном стихотворение поэт предается размышлениям о прошлом и настоящем его родины – России. Школьники изучают стих в 9 классе.

Стихотворение имеет сюжетную линию, его относят к лиро-эпическому жанру поэзии.

В 1908-1917 гг. поэт пересматривал свое отношение к России, старался переосмыслить прошлое государства, понять ее настоящее и предугадать, что сулят грядущие перемены.

Основной темой стихотворения является борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится одной из первых войн, ведущих страну к освобождению.

От отца-боксера Карелин унаследовал довольно специфическое чувство юмора.

Как он сам говорил про себя, «он родился уже в нокауте». В школьные годы юмор позволял ему отшучиваться от старшеклассников — те злились, что Карелин ухаживал за их одноклассницами, и частенько его поколачивали. 

Жестко подкалывая друзей, Карелин не забывал и про себя. Однажды американские журналисты спросили его на пресс-конференции, правда ли Голливуд заключил с ним контракт, на что Карелин ответил: «Да, собираюсь играть бородавку на морде динозавра, без грима».

Когда однажды Карелина спросили, что заставило бы его применить силу в обычной жизни,  он сказал: «Если холодильник нужно поднять на 10-й этаж, а лифта нет». Правда, это не совсем шутка: в другом интервью он рассказывал, что при переезде в самом деле затащил холодильник в квартиру — только на 8-й этаж.

Карелин стал трехкратным олимпийским чемпионом и выступал с тяжелыми травмами

Свое первое олимпийское золото — разумеется, в супертяжелом весе — Карелин заработал в Сеуле  в 1988 году, еще два — в Барселоне (1992) и Атланте (1996).

При этом слава Карелина была такова, что противники иногда даже отказывались бороться с ним. На чемпионате мира в Афинах, итальянец Джузеппе Джунта отказался в финале бороться с Карелиным. Тот очень расстроился. «Ну что, украл у меня возможность. Я же должен был продышаться, — вспоминал борец. — Я разминался, разминался, а экзамен не получилось сдать…после этого остается неуверенность».

Понять противника можно: Карелин побеждал в таких ситуациях, что казалось, что он суперчеловек. Например, свою Олимпийскую медаль в Атланте он заработал через три месяца после ужасной травмы – у него оторвалась грудная мышца, и врачи запретили ему бороться. На восстановление времени почти не было; Карелин почти не тренировался — в основном бегал и делал общие упражнения. «До Игр мы успели закачать руку настолько, чтобы Саша ее поднимал, — рассказывал тренер Виктор Кузнецов. —  Но были вынуждены отказаться от многих технических приемов». Что не помешало Карелину взять третью медаль.

За три года до этого, в 93-м, Карелин выступал со сломанными ребрами. Дело было на чемпионате мира: в схватке с американским борцом Мэттом Гаффари одно ребро сломалось, другое — оторвалось. Что не помешало Карелину выйти на следующую схватку со своим старым противником – шведом Томасом Йоханссоном, и победить. 

Александр Игнатенко, вспоминая тот бой, приводит слова шведа. «Йоханссон после схватки сказал: “Карелин врет, Карелин обманывает. Он специально пустил слух, что сломал ребра, чтобы меня усыпить, мою бдительность усыпить, бдительность всех своих соперников, это его хитрость, он пошел на хитрость».

Всего Карелин оставался непобежденным тринадцать лет: кроме трех олимпийских медалей на его счету девять титулов чемпиона мира по классической борьбе.

Анализ стихотворения «Когда вы стоите на моём пути» Блока

Произведение «Когда вы стоите на моем пути» Александра Александровича Блока – посвящение Елизавете Юрьевне Пиленко, впоследствии поэтессе, художнице, монахине, погибшей в концлагере в годы войны.

Стихотворение написано в феврале 1908 года. Его автору в этот момент 28 лет, он женат на Л. Менделеевой, признанный символист, драматург. Но это с внешней стороны, с внутренней же все выглядит иначе: разлад в семейной жизни, начавшееся разочарование в символизме, а еще и пьеса, которую он больше года писал и отделывал, так и не была поставлена в театре. По жанру – элегия, поэтический портрет, посвящение, созданное в технике верлибра, с сохранением видимой структуры поэтического текста, внутренним ритмом, доверительной интонацией, 4 строфы. Лирический герой – сам автор, в центре его внимания – пятнадцатилетняя гимназистка, поклонница его творчества. Познакомились они на одном из литературных вечеров поэта. Повествовательность верлибра позволяет автору передать нюансы почти с фотографической точностью. Итак, «стоит на пути» (метафора) девушка «живая, красивая», но «измученная» (эпитеты). Оказывается, ее терзает мировая скорбь, почти пушкинский сплин, ее излюбленные темы для разговоров – что-нибудь печальное, желательно, о смерти. Любовь она, конечно, горячо презирает, как и «свою красоту». Перечислительную градацию поэт завершает вопросами: разве я обижу вас? Во 2 строфе он поясняет: о, нет! (междометие с отрицанием). Он, взрослый человек, мог бы легко повернуть экзальтацию посетительницы в любое русло, в том числе, вызвать слепое обожание. Но ему совестно проделывать столь дешевые трюки с невинным существом: я не насильник, не гордец. Ему не нужен ни пьедестал, ни ее разбитое сердце. С грустной завистью он смотрит на ее свежее личико, слушает дрожание звонкого голоса, и ему хочется уберечь ее и от холодного мира, и от ошибок. Самохарактеристика с иронией: много думаю с детства и занят собой. «Я – сочинитель»: звучит почти как проклятие. «Отнимающий аромат у цветка»: поэт – почти педантичный ученый, раскладывающий по полочкам чувства, коллекционирующий образы, нарекающий неназванному название. Анафора «сколько ни» открывает 3 строфу. Он предельно мягок, чуток, но не может всерьез принять маленького румяного философа. «Смею думать»: произнести в ее присутствии это точно нельзя! Далее он говорит, что лучше всего для нее – быть любимой «простым человеком» с чистым сердцем, как у нее самой. В финале – готовый афоризм: только влюбленный имеет право на звание человека. Аллитерация, ассонанс, повторы, синтаксический параллелизм, одно восклицание, почти скупая на средства выразительности лексика.

Верлибр – не частый гость в поэзии А. Блока, но именно им написана замечательная зарисовка времен Серебряного века «Когда вы стоите на моем пути».

Интересные факты

  • Блок стал первым, к кому обратился за протекцией молодой Сергей Есенин. Сохранилась записка Александра Александровича с впечатлениями о встрече с будущим имажинистом. Поэт отметил: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
  • В доме-музее Блока сохранилось много оригинальных вещей: фарфоровая статуэтка «таксика» с красными глазами, «охраняющего» рабочий стол поэта, рисунок «Рыбий щенок», выполненный Татьяной Гиппиус, сестрой знаменитой поэтессы.
  • О внешности поэта, рост которого равнялся 175 см, дают представления не только фотографии, но и портрет, созданный Константином Сомовым в 1907 году.

Биографические факты об Александре Блоке

Родился Александр Александрович 16 ноября 1880 года. Родной город – Санкт-Петербург. Отец поэта – Александр Львович – был значимым человеком в юриспруденции. Он имел профессорское звание, преподавал государственное право в Варшавском университете. Родители поэта обвенчались в 1879 году в церкви Петербургского университета. В этом же университете работал ректором отец матери, то есть дедушка поэта – Андрей Николаевич Бекетов. Супруги проживали в большой ректорской квартире Андрея Николаевича на Васильевском острове, там же родился будущий поэт.

Поэтические способности проснулись в Александре уже в 5-летнем возрасте. В 9 лет мальчик поступил в Веденскую гимназию. Он был прилежным и воспитанным учеником. В том же возрасте маленький Александр лишился отца. Родители развелись, и инициатором расставания была мать будущего поэта. Она влюбилась в другого мужчину – гвардейского генерала-лейтенанта Франца Феликсовича Кублиц-Пиоттуху. Офицер стал официальным отчимом мальчика. Но в 1920-ом Франц Феликсович погиб.

К 11 годам Александр сочинил уже так много стихотворений, что смог оформить их в лирический сборник. Все написанные в детском возрасте произведения Блок посвящал любимой маме.

Александр Блок был студентом Петербургского университета, того самого, ректором в котором был его дедушка. Сначала юноша обучался на юридическом факультете. Но позже понял, что ему ближе историко-филологический факультет, поэтому перевелся туда.

В период Первой Мировой войны Александр был призван на военную службу. Но ему повезло, его направили служить в Беларусь как раз в то время, когда на этой территории было «затишье». Поэтому Александру не пришлось участвовать в боевых операциях. А через год случилась Февральская революция.

В юношеские годы Александр Блок заразился большевистскими идеями. После Октябрьской революции он оказался одним из немногих литературных деятелей, отказавшихся от эмиграции. Несмотря на приверженность большевизму, юный Блок однажды оказался за решеткой по обвинению в антисоветской пропаганде. Правда, заключение продлилось всего 1,5 дня. Луначарский вступился за поэта, помог ему покинуть тюрьму.

1920-е оказались страшно тяжелыми для поэта. В материальном плане положение Александра Блока было катастрофическим. Из-за недоедания поэт серьезно заболел, у него проявились психические расстройства, астма, авитаминоз. Чтобы подлечиться, восстановить организм, Блок запросил визу в Финляндию, планируя отправиться в тамошний санаторий. Но в выезде поэту было отказано. Через некоторое время за Александра Александровича похлопотали Горький и Луначарский, выбили для него визу, но слишком поздно.

К тому времени Блок, разочаровавшийся в большевистской власти из-за полученного отказа и многих других недопониманий, впал в жуткую депрессию. Он отказывался от пищи и напитков, не желал принимать назначенные врачом лекарства. Усугубляло положение врожденное сердечное заболевание поэта. Чувствуя приближение смерти, Блок разорвал и сжег почти все свои рукописи и дневниковые записи. Перед самой кончиной он впал в горячечный бред.

Умер Александр Блок 7 августа 1921 года. У него воспалился сердечный клапан, что вконец подорвало ослабленный организм. Похоронили великого русского поэта на Волковском кладбище родного Санкт-Петербурга.

Композиция

Поэма «Двенадцать» состоит из двенадцати глав, которые, словно осколки, выкладывают картину измученного, изуродованного Петрограда, полыхающего в огне пожаров и красных знамен.

  • Экспозиция отображается в первой главе поэмы. Автор описывает страшную атмосферу того времени, когда убийство человека было чем-то обыденным. В городе царит страшная разруха, жители напуганы и озлоблены происходящими событиями. Никто не сомневается, что Россия захлебнется в крови, и виной тому станут большевики, развязавшие революцию. Появляется патруль из двенадцати красноармейцев, который одним своим видом наводит безотчетный страх на своем пути.
  • Завязка происходит во второй главе, в которой герои вспоминают своего былого товарища Ваньку, оказавшегося предателем, а также девушку одного из красноармейцев, Катьку, которая изменила ему. Герои с осуждением относятся к этой паре изменщиков. Но теперь новая власть дает полное право отомстить им.
  • Развитие действия поэмы отражает тяжелые судьбы этих людей, которым довелось немало испытать на своем веку. Читатель невольно находит оправдание их страстному желанию отомстить за все свои былые обиды.
  • Кульминация происходит в шестой главе, когда отряд красноармейцев случайно находит Ваньку и Катьку, и начинает в них стрелять. В итоге девушка погибает, а ее возлюбленный спасается бегством.
  • Все последующие главы посвящены развязке. Автор раскрывает внутренний конфликт бывшего жениха неверной Катьки, и его искренне желание верой и правдой служить революции.
  • Эпилогом произведения является заключительная, двенадцатая глава, в которой выясняется, что красноармейцев ведет за собой Иисус Христос.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий