Теория социального обучения Бандуры
Альберт Бандура сосредоточил свои исследования на процессах обучения во взаимодействии между учеником и социальной средой.
По словам Бандуры, бихевиористы недооценивают социальное измерение человеческого поведения. Его схема приобретения знаний сводится к тому, что один человек влияет на другого, а во втором существуют механизмы ассоциации.
В этом процессе нет взаимодействия. Для Бандуры обучение в соответствии с бихевиоризмом это просто вопрос отправки пакетов информации от одного человека к другому.
Вот почему психолог включает социальное измерение в свою теорию обучения и называет теорию социального обучения (CAS). Это включает в себя поведенческий фактор и когнитивный фактор, два важных компонента для понимания социальных отношений.
В соответствии с теорией социального обучения, так называемые поведенческие модели обучения учатся двумя различными способами: из собственного опыта (или также называемого непосредственным обучением) и посредством наблюдения поведения у других людей (или также называемого альтернативным обучением)..
Теория Бандуры считает, что поведение других людей приобретает большое влияние не только в обучении, но и в формировании конструктов, а также в собственном поведении. Для психолога обучение под наблюдением является наиболее распространенным.
И, согласно Бандуре, поведение, которое имеет определенную сложность, может быть изучено только двумя способами: на примере или под влиянием поведенческих моделей. Исследователь отмечает, что обучение упрощается путем введения соответствующих и правильных моделей поведения. Таким образом, человек может подражать им или чувствовать себя им.
Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование, так как это было ключевым аспектом его теории. В этом обучении человек может учиться, основываясь на наблюдении за тем, что делает другой человек..
Эта модель подчеркивает, что у человека как ученика непрерывного обучения психологические процессы являются частными. Тем не менее, они происходят, в частности, из социальной.
Самым известным исследованием, с помощью которого Бандура объяснила эту теорию, был эксперимент с куклой Бобо. Для этого исследования психолог использовал видео, записанное одним из его учеников..
В этом фильме вы можете увидеть девушку, которая бьет в надувную куклу в форме яйца, которая была нарисована как клоун. Девушка безжалостно избивала его молотками и садилась на него. Он также выкрикивал агрессивные фразы и неоднократно говорил «глупый».
Бандура показал видео группе детей из детского сада, которые он нашел очень смешными. Когда сессия с видео была закончена, детей забрали в игровую комнату, где их ждала новая кукла-бобо и несколько маленьких молотков. Немедленная реакция была имитацией. Дети начали бить куклу и кричать «глупо», как девушка в видео, которое они видели.
Хотя это детское поведение не удивит ни одного из родителей или учителей, выводы послужили подтверждением чего-то важного. Дети изменили свое поведение только в процессе наблюдения, без необходимости подкрепления, направленного на выполнение указанного поведения
Вот почему Бандура назвал это явление обучением наблюдением или моделированием, обычно известным как теория социального обучения..
На протяжении всей своей карьеры Бандура практиковал различные виды терапии, связанные с теорией личности. Одним из них была терапия самоуправления, но наиболее популярной была модельная терапия..
Это состояло в том, чтобы собрать двух человек с похожими патологиями. В процессе один из предметов был посвящен наблюдению за вторым, пока он выполнял действие, которое привело его к преодолению проблемы. Цель состоит в том, чтобы первый учился у второго путем имитации.
Личная жизнь
С будущей женой – актрисой Анной Михалковой, Альберт познакомился на приеме в Фонде российской культуры в 1997 г. Он сразу заметил скромную красавицу Анну, грустно стоящую в стороне от других светских львиц. Баков подошел первым, чтобы познакомиться с одинокой дамой.
Михалковой молодой человек приглянулся, он не был похож на других мужчин, отличался искрометным чувством юмора, харизмой, был умен и воспитан. Альберт сразу решил сразить Анну наповал, признавшись в своем увлечении японскими стихами – хокку. Прочитав несколько хокку наизусть, он радостно заметил, что Анна открыла рот от удивления и восхищения.
В браке
К концу вечеринки Анна была настолько восхищена Альбертом, что почувствовала, это будущий отец ее детей. В интервью Михалкова не раз говорила, что сразу поняла – вот мой будущий муж.Интуиция актрису не подвела.
Семейное фото Альберта Бакова
Анна вышла замуж за Альберта, однако семейную жизнь нельзя было назвать тихой и размеренной. Пару постоянно преследовали скандалы. Муж пропадал на работе, жена – на съемках.
Причиной разногласий стало неправильное распределение времени, недостаточная работа над отношениями.
В браке родились двое сыновей, сначала Андрей, через год Сергей, однако это не спасло отношения Анны и Альберта. Через 8 лет семейной жизни они решили развестись. В 2006 г. брак официально расторгли.
После развода
Альберт в любовных связях замечен не был. Анна дала волю чувствам, закрутила роман с режиссером Сашей Шейном, который продлился 6 месяцев. Влюбленные посещали все светские мероприятия вместе, целовались, обнимались, не стеснялись камер.
В СМИ постоянно писали про скорую свадьбу пары, ведь Анна уже познакомила Александра с родителями. Никита Михалков даже выставлял фотографии с будущим зятем в социальные сети. Однако свадьбу так и не сыграли. Вернее, сыграли, но не с Александром.
Анна развелась с Альбертом Баковым в 2006, но уже через год они узаконили отношения вновь
Неожиданный поворот
Бывший муж Альберт прочитал о предстоящей свадебной церемонии в газете. Он был вне себя от ярости, ведь чувства к Анне еще не остыли. Мужчина буквально начал преследовать бывшую жену. Баков каждый день звонил ей, бывшей теще и тестю, отговаривал от свадьбы.
Альберт писал миллионы смс в день, присылал Анне цветы, подарки, клялся в любви, обещал сделать ее счастливой, если она согласится выйти за него второй раз. Анна недолго думала, ведь с бывшим мужем она прожила 8 лет. Расставшись с Александром в шаге от заключения брака, Анна вернулась к Альберту. В 2007 г. супруги отметили вторую свадьбу.
Сыновья были вне себя от счастья, сбылась мечта детей – родители помирились. Подтверждением перемирия стало рождение дочери Лидии в 2013 г.
Газеты постоянно пишут про измены Бакова и Анны, однако, подтверждения нет. Супруги смеются над слухами, утверждая, что их отношения вышли на новый уровень, они так же любят друг друга. Пара воспитывает троих детей и успешно совмещает личную жизнь с работой.
Основные книги
Следующие книги имеют более 5000 ссылок в Google Scholar:
- Бандура, А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля. Нью-Йорк: W.H. Фримен.
- Бандура, А. (1986). Социальные основы мысли и действия: социальная когнитивная теория. Энглвуд Клиффс, штат Нью-Джерси: Прентис-Холл.
Его другие книги:
- Bandura, A., Walters, R.H. (1959). Подростковая агрессия. Рональд Пресс: Нью-Йорк.
- Bandura, A. (1962). Социальное обучение через имитацию. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
- Bandura, A. and Walters, R.H. (1963). Социальное обучение и развитие личности. Holt, Rinehart Winston, INC: Нью-Джерси.
- Bandura, A. (1969). Принципы модификации поведения. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- Бандура, А. (1971). Психологическое моделирование: противоречивые теории. Чикаго: Алдин · Атертон.
- Бандура, А. (1973). Агрессия: анализ социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
- Бандура, А., и Рибес-Инеста, Эмилио. (1976). Анализ преступности и агрессии. Lawrence Erlbaum Associates, INC: NJ.
- Bandura, A. (1977). Теория социального обучения. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
- Бандура, А. (2015). Моральное размежевание: как люди вредят и живут сами с собой. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Стоимость.
Передача ответственности
Широко используемый сегодня механизм, это о возложении всей или большей части ответственности за свои действия на других людей или ситуации. Во многих случаях указанный человек занимает определенную позицию превосходства по отношению к субъекту. Случайность, время и место или другой предмет могут служить элементом, на который можно переложить ответственность за действия.
Обычно он используется на рабочем месте, но также и в других, более драматических ситуациях. Фраза, которая суммирует часть этой концепции, звучит так: «Я просто выполнял приказы». Он основан на приписывании вины другим, что делает это типичным механизмом локуса действия.
Вам может быть интересно: «Газлайтинг: тончайшее эмоциональное насилие»
Теория морального разъединения: основные принципы
Теория морального разъединения Бандуры предполагает, что в ходе нашей эволюции и развития поведение социально укрепляется или наказывается за счет применения различных процедур, регулирование, которое с течением времени мы усваиваем через социализацию , Понемногу мы приобретаем и развиваем чувство этики и морали, регулируя наше поведение на основе ценностей, которые установлены в нашем образе жизни. Таким образом, мы склонны вести себя в соответствии с принятыми нами правилами поведения, саморегулирующимися.
Однако иногда люди могут совершать действия, противоречащие указанным внутренним ценностям и нормам (для удобства, конформизма или выживания среди других возможных причин), что обычно вызывает диссонанс между нашими действиями и нашими думаю. Это приведет к увеличению внутреннего напряжения и возникновение субъективного дискомфорта перед выступлением, когда возникает моральный конфликт .
В этих случаях, и особенно, когда нарушение подразумевает сильный разрыв с нашими убеждениями и ценностями, Бандура часто называет избирательное моральное разобщение используя различные защитные механизмы, которые позволяют попытаться узаконить свои собственные действия, несмотря на то, что они идут вразрез с их моральной системой, дезактивируют саморегуляцию и моральную цензуру до тех пор, пока эти элементы не станут неактуальными и оправданными для человека.
Это разъединение происходит постепенно, так что постепенно принимать все новые и новые формы поведения, которые на первый взгляд будут считаться неприемлемыми, абсурдными, жестокими или даже преступники. Таким образом, самооценка защищена, и обычный процесс саморегуляции не проявляется, поскольку применяются различные защитные механизмы.
Эта теория исходит из концепции, согласно которой взаимодействие между поведением и мышлением находится под сильным влиянием факторов окружающей среды, личности и поведения, а также морального воздействия, обусловленного влиянием познания, эмоций и социальных взаимодействий. Теория моральной разобщенности Бандуры, как мы видели во введении, применимо в любых ситуациях: от простейших или тривиальных до крупных военных преступлений , Очевидно, что чем больше серьезность разрыва между поведением и моралью, тем больше трудностей для использования и чем больше необходимость в интенсивном применении защитных механизмов, предотвращающих разрушение себя и самооценки.
Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Колберга»
Четыре способа повысить уверенность в себе
1. Ставить и достигать маленькие цели.
Устанавливать маленькие и краткосрочные цели для того, чтобы становиться более уверенным, когда вы успешно достигаете эти цели. Затем, по мере выполнения каждой задачи, она выступает в качестве ступеньки для достижения большой цели.
Например, ваша конечная цель может быть, потеря веса в размере 20 килограммов. Но вы можете разбить её на несколько более малых целей. Вы можете решить пропускать десерт, чтобы сократить количество потребляемых калорий. Каждый день, что вы пропустите десерт, вы строите уверенность в своей способности достичь своей цели. Повышение самоэффективности помогает держать вас на пути, чтобы достичь вашей цели.
2. Окружите себя позитивными сообщениями.
Если окружающие вас люди успешно достигают цель, которую вы хотите достичь, вы, скорее всего, верите, что вы тоже сможете сделать это. Найдите друзей, у которых есть привычки, которыми вы восхищаетесь.
Если вы хотите похудеть, то проведите свой обеденный перерыв с людьми, которые едят здоровую пищу. Ходите с друзьями в спортзал.
Вы также можете окружить себя позитивными сообщениями в электронном виде. Подписаться на информационные рассылки от тренеров, о потере веса и успешных диетах, ориентированных на здоровье.
3. Получить социальную поддержку.
Обратитесь за помощью к людям, которые имеют наибольшее значение для вас. Расскажите им о цели, которую вы стараетесь достичь, и дайте им знать, что их поощрение и положительные сообщения имеют значение. Сделайте привычкой осознавать и принимать комплименты, которые вы получаете от них.
Ваши друзья и семья могут поддерживать вас. Исследования обнаружили, что положительные сообщения, отправленные в электронном виде, так же могут помочь людям в достижении их цели.
4. Научиться расслабляться.
Если у вас есть интенсивные эмоциональные реакции на ситуации, ваша самоэффективность касаемо ваших способностей справиться с этой ситуацией, вероятно, будет низкой. Потребуется некоторое время, чтобы определить ситуации, которые вызывают у вас сильную реакцию. Затем, освойте методы релаксации, которые помогут вам возвращаться в спокойное эмоциональное состояние.
Повышение самоэффективности для построения уверенности – это процесс, который занимает время. Но вы можете выполнять небольшие шаги каждый день. Как вы становитесь всё более осведомленным о своих мыслях и убеждениях, процесс будет проще и станет легче достигать свою цель и становиться более сильным и более уверенным.
Записаться на консультацию Вы сможете, перейдя на страницу с моими контактными данными, заполнив форму обратной связи или другим удобным способом.
Начало образования Бандуры
В Университете Британской Колумбии Бандура получил степень бакалавра психологии в 1949 году. Он продолжил обучение в Соединенных Штатах, в Университете Айовы, который в то время был эпицентром теоретической психологии. В 1951 году он получил степень магистра, а в 1952 году – докторскую степень. Именно в этом университете он встретил Вирджинию Варнс, с которой он женился и имел двух дочерей.
Во время учебы в Университете Айовы Бандура начал поддерживать психологический стиль, который пытался исследовать психологические явления с помощью экспериментальных и повторяющихся тестов. Его включение в психические явления, такие как воображение и представление, а также в концепцию взаимного детерминизма, которая постулировала взаимосвязь между агентом и окружающей средой, ознаменовало радикальное изменение в теории бихевиоризма, которая была доминирующей для в это время.
После окончания университета Бандура приняла кандидатуру для прохождения постдокторской стажировки в Wichita Guidance Center. В 1953 году он начал преподавать в Стэнфордском университете, где он остается до сегодняшнего дня..
В ранние годы в Стэнфордском университете он работал с одним из своих аспирантов, Ричардом Уолтерсом. Результатом этого сотрудничества стала книга Teen Агрессия, опубликовано в 1959 году и Социальное обучение и развитие личности, опубликовано в 1963 году. К сожалению, Уолтерс умер в результате аварии на мотоцикле, еще будучи молодым.
В 1973 году Бандура был назначен президентом Американской ассоциации психологов (APA), а в 1980 году он получил награду за выдающийся научный вклад. В том же году он был назначен президентом Западной психологической ассоциации.
Он также является доктором honoris causa во многих университетах. Среди них мы можем назвать те из Рима, Индианы, Лейдена, штата Пенсильвания, Берлина и испанцев из Хаум I из Кастельона и Саламанки. Кроме того, в 2008 году он был удостоен премии Гравемейера за вклад в психологию..
Согласно опросу, проведенному в 2002 году, Бандура является четвертым наиболее цитируемым психологом всех времен, которому предшествовали Б. Ф. Скиннер, Зигмунд Фрейд и Жан Пиаже. И это самый цитируемый из ныне живущих психологов. Кроме того, Бандура считается самым важным психологом сегодня.
Среди наиболее важных книг, изданных Бандурой на испанском и португальском языках: Модификация для сравнения через процедуры моделирования (1972), вышеупомянутый Социальное обучение и развитие личности (с Ричардом Уолтером) (1977) и Принципы модификации поведения (1983).
Теория морального разобщения: основные принципы
Теория морального разобщения Бандуры предполагает, что во время нашей эволюции и развития поведение социально подкрепляется или наказывается посредством применения различных процедур. регулирование, которое со временем мы усваиваем через социализацию. Постепенно мы приобретаем и развиваем чувство этики и морали, регулируя свое поведение на основе ценностей, которые устанавливаются в нашем образе жизни. Таким образом, мы склонны вести себя в соответствии с принятыми нами поведенческими нормами, саморегулируясь.
Однако иногда возможно, что люди совершают действия, противоречащие указанным внутренним ценностям и нормам (среди прочих возможных причин для удобства, соответствия или выживания), что обычно вызывает диссонанс между нашими действиями и нашими действиями. Это вызовет увеличение внутреннего напряжения и появление субъективного дискомфорта перед собственным выступлением, когда возникает моральный конфликт.
В этих случаях, особенно когда нарушение связано с серьезным разрывом с нашими убеждениями и ценностями, Часто происходит то, что Бандура называет избирательным моральным разъединением., используя различные защитные механизмы, которые позволяют попытаться узаконить свои собственные действия, несмотря на то, что они идут вразрез с их моральной системой, дезактивируют саморегуляцию и моральную цензуру до тех пор, пока эти элементы не станут неактуальными и оправданными для самого человека.
Это разъединение происходит постепенно, так что постепенно они принятие все большего и большего количества поступков, которые поначалу считались бы неприемлемыми, абсурдными, жестокими или даже преступники. Таким образом, самооценка защищена, и обычный процесс саморегуляции не проявляется, поскольку применяются различные защитные механизмы.
Эта теория исходит из концепции, что взаимодействие между поведением и мышлением находится под глубоким влиянием факторов окружающей среды, личных и поведенческих факторов, причем на мораль также влияет влияние познания, эмоций и социальных взаимодействий. Теория морального разобщения Бандуры, как мы видели во введении, Применимо ко всем типам ситуаций: от самых простых или незначительных до серьезных военных преступлений.. Очевидно, что чем больше серьезность разрыва между совершаемым поведением и моралью, тем труднее применять и тем больше потребность в интенсивном применении защитных механизмов, предотвращающих разрушение самости и самооценки.
Вам может быть интересно: “Теория нравственного развития Лоуренса Колберга”
Снова вместе
Однако состояться свадьбе Анны Михалковой и Александра Шейна суждено не было. О предстоящем бракосочетании узнал Альберт Баков. Видимо, испугавшись потерять Анну навсегда и безвозвратно, бизнесмен начал буквально преследовать ее повсюду.
Альберт задаривал свою бывшую жену подарками и клялся ей в любви. В конце концов сердце женщины не выдержало и она сбежала от Шейна к Бакову буквально накануне свадьбы. Позднее, погоревав, Андрей женился на актрисе Чулпан Хаматовой.
В 2008 г. Альберт Баков и Анна Михалкова сыграли вторую в их жизни свадьбу. Разумеется, это вызвало огромную радость у двух их сыновей. Как призналась позднее Анна, дети очень любившие отца, сильно переживали по поводу расставания родителей.
Приложения
Библиография
- Филипп Карра «Бандура: психология для XXI – го века? ” Знание, 2004 п о 5 (Случайная), стр. 9-50 .
- Бриджит Guerrin, « Альберт Бандура и его работа ,» Исследования в области ухода, п о 108,1 – го февраля 2017, стр. 106-116
Внешние ссылки
- Авторитетные записи :
- ( )
Психология | ||
---|---|---|
| ||
Парадигмы |
| |
Используемые методы |
| |
Области исследования |
| |
Области применения |
| |
Основные концепции |
| |
Фигуристы |
| |
|
Теория социального научения
Теория социального научения, предложенная в 1977 году, — одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии.
Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.
С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:
1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения.
Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).
2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека.
Подкрепление из окружающей среды – это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.
3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения.
Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:
Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.
Сохранение
Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.
Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.
Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.