Адаптация первокурсников в колледже рекомендации

Адаптация первокурсников. 9 простых правил

Начало обучения в новом учебном заведении всегда представляет для студентов определенную сложность: это начало нового этапа в жизни, изменился стиль жизни, новый незнакомый коллектив, более сложная система обучения, иные требования. Сам факт поступления в техникум укрепляет веру подростка в собственные силы и способности, появляется надежда на новую интересную жизнь. Процесс адаптации начинается уже с момента поступления

И с 1 сентября подросток вливается в новую жизнь и, что важно, в новый коллектив

Вот 9 простых правил для адаптации в новом коллективе:

1. Улыбайтесь. В период адаптации в новом коллективе старайтесь почаще улыбаться. В начале Вашего пребывания в группе о Вас формируется первое впечатление и оказывает влияние на все последующее отношение к Вам.

2. Не ведите себя высокомерно. Смена места – это всегда стресс. В первые дни нахождения в коллективе человек (особенно если он стеснителен и застенчив), чаще всего склонен вести себя напряженно, избегать контактов, замыкаться в себе. Это происходит потому, что вхождение в коллектив является стрессом для любого человека. Такое Ваше холодноватое отношение могут расценивать как высокомерие. Поэтому, как бы не было, трудно в первые дни, старайтесь не «закрываться» от людей, контактировать, обращаться за помощью и улыбаться.

3. Проявляйте доброжелательность, терпимость, чувство юмора.

4. Принимайте коллектив таким, каков он есть. Принимать людей такими, какие они есть очень сложно. Хочется, чтобы люди были такими, какими мы их хотим видеть. А они разные – каждый со своим опытом и багажом проблем. Не злитесь и не огорчайтесь, и не стремитесь переделать человека – это невозможно. Учитесь терпимости.

5. Учитесь трудолюбию и не ленитесь. Помните, Вы на виду у коллектива и его мнение о Вас может стоить Вам дорого или наоборот стать хорошим стартом для новых отношений.

6. Будьте готовы помогать другим. Если вы видите, что у Вашего одногруппника есть проблемы, а у Вас есть свободное время, предложите ему помощь. Это всегда положительно оценят Ваши одногруппники и преподаватели.

7. В сложных ситуациях не хитрите и, не изворачивайтесь. Помните, «нет ничего тайного, что бы ни стало явным». Лучше вовремя сообщить об ошибке, чем со страхом ждать, что ее раскроют и накажут.

8. Не обсуждайте других.

9. Если вы заметили, что в коллективе есть деление на микрогруппы, старайтесь не входить в них и общаться со всеми. Этим Вы избежите многих неприятностей, ведь люди в коллективе меняются.

< НазадВперёд >

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Виды адаптации студентов-первокурсников в колледже и вузе

Психологи выделяют целую систему адаптации первокурсников. Она бывает четырех видов:

  1. Организационная. Этот вид адаптации предполагает изменение условий обучения и жизни, режима дня, методов преподавания, правил поведения в учебном заведении, повышенную нагрузку. Такой вид адаптации проходит нелегко. Потому что студенческая жизнь совсем не похожа на школьную. Со временем, когда студент привык к новому расписанию, преподавателям, окружению, организационная адаптация отходит на второй план.
  2. Деятельностная. Этот вид адаптации проходит параллельно с организационной. Во время деятельностной адаптации студент знакомится с новыми предметами, привыкает к новому статусу (студент), усваивает свои новые права и обязанности.
  3. Профессиональная. Обычно, такой вид адаптации начинается у студентов во время прохождения производственной и преддипломной практики. Студент изучает свое выбранное направление изнутри, а не только в теории. Знакомится со своими обязанностями, ответственностью, повседневными задачами. Первокурсники проходят этот вид адаптации формально, когда на занятиях рассказывают, чем им предстоит заниматься.
  4. Социально-психологическая. Психологи говорят, что это самый трудный вид адаптации. Иногда даже специалист не может предугадать, как поведет себя конкретный человек в период адаптации к новым условиям. Социальная и психологическая адаптация первокурсников предполагает установление новых личных и деловых связей, завоевание доверия и расположения со стороны студентов и преподавателей.

Процесс адаптации не включает в себя угрозы человека, манипуляции и принуждения, которые он использует, чтобы достичь желаемого. Также к адаптации не относится использование человеком своего авторитетного положения или высокого статуса для реализации целей.

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Как первокурснику быстрее адаптироваться: полезные советы

Чтобы психологическая адаптация проходила легче, воспользуйтесь нашими советами:

Идите по пути наименьшего сопротивления и примите все как есть. Дороги назад нет. Вы студент-первокурсник. И чем быстрее вы это поймете, тем легче пройдет ваша адаптация.
Планируйте свой день. Заведите ежедневник и расписывайте весь свой день. Казалось бы зачем, если можно распечатать готовое расписание пар? Но так сужается поле вашего восприятия и будет труднее ориентироваться по времени. Напишите четко по дням, сколько времени занимают занятия, сколько часов надо потратить на подготовку к семинарам, куда надо сходить или съездить. Когда распишите свой день вы увидите, все не так страшно, и даже есть время на досуг.
Участвуйте в общественной жизни вуза или техникума. В начале года делают объявления, к каким активностям можно присоединиться: КВН, студгазета, театр, литературный кружок, научная секция. Не упустите возможность заняться чем-то еще, кроме учебы. Ведь нельзя все время учиться. Хобби наполняет и помогает разгрузить голову

Запомните важное правило: хороший студент — отдохнувший студент. Поэтому расставляйте приоритеты и выделяйте время на досуг.
Не бойтесь преподавателей

Разделите дисциплины на те, которые вы знаете хорошо и на те, которые вызывают затруднения. Не копите неусвоенный материал. Подойдите к преподавателю и скажите ему о трудностях. Он обязательно даст советы, как лучше усвоить материал. А когда разберетесь с учебой, то и адаптация пройдет быстрее.
Найдите друзей. Адаптация будет проходить легче в кругу единомышленников. Присмотритесь к ребятам в группе. Не бойтесь подойти первому и заговорить. С хорошей компанией и учиться будет легче, и время будет проходить веселее.
Расставьте приоритеты. Учеба — это, конечно, главное в вузе. Но оставьте один выходной день без занятий. Гуляйте и общайтесь. Такая перезагрузка поможет вам с новыми силами взяться за учебу. 
Помните, все трудности — временные. Не одно поколение студентов прошло через адаптационный период. Они справились, значит, справитесь и вы.
Часто студенты первого курса стараются оградить себя от новых условий и обстановки и оставить все как есть. Но это невозможно, и такое желание может привести к дезадаптации. Надо помнить: хотим мы этого или нет, но условия новые, и функционировать в прежнем привычном режиме не получится.

У некоторых учащихся 1 курса адаптация длится недолго. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается. Чтобы облегчить этот процесс, обращайтесь за помощью. Например, в студенческий сервис. Специалисты помогут вам с решением любого вопроса по любой дисциплине.

Как первокурсникам быстрее адаптироваться?

Предлагаем ряд советов и подсказок, благодаря которым адаптация первокурсников в вузе проходит более гладко.

Поставьте цели и приоритеты

Многие студенты поступают в вуз не потому, что сами его выбрали, а потому что туда идут их друзья или на этом учебном заведении настояли родители. Это ошибочный подход, который ведет к разочарованию в профессии, низкой успеваемости, психологическому дискомфорту.

Выбирая вуз, руководствуйтесь только своими потребностями и желаниями. Прислушиваться к советам полезно, но не давайте никому решать за вас. Определитесь со своими приоритетами. Зачем вам учеба в этом вузе, кем вы хотите стать, как реализуетесь в выбранной профессии? Ответьте на эти вопросы как можно раньше. И затем поставьте четкие цели в плане успеваемости, общения со студентами, работы с преподавателями.

Изучите вуз заранее

Адаптация студентов к условиям вуза проходит проще, если они заранее постараются узнать об учебном заведении как можно больше. Внимательно изучите всю доступную информацию об университете – на официальном сайте, в группах в соцсетях. Почитайте отзывы других учащихся.

Большинство вузов регулярно устраивает дни открытых дверей. Старшеклассники могут посетить учебное заведение, узнать его изнутри, познакомиться с руководством и преподавателями. Чем больше информации вы соберете, тем проще будет приспособиться к учебе и новым условиям.

Используйте тайм-менеджмент

Многие студенты не умеют рационально распоряжаться своим временем. Они тратят его на развлечения, а потом в панике стараются выучить весь материал за одну ночь перед экзаменом. Бывает и наоборот: студент уделяет учебе слишком много времени, стремясь непременно стать лучшим на потоке и завоевать симпатии преподавателей. В итоге перегрузки и усталость сказываются на качестве учебы.

Избегайте подобных крайностей. У вас должно быть время и на учебу, и на отдых. Поэтому воспользуйтесь тайм-менеджментом. Составьте для себя распорядок дня, включая и учебные дни, и выходные. Не забывайте о сне: спать нужно минимум 8 часов каждую ночь, иначе ваш мозг откажется нормально функционировать.

Расширяйте круг знакомств

Вливание в новый коллектив – одна из главных проблем адаптации студентов в вузе. Запомните: вы поступаете в университет в первую очередь, чтобы учиться, а не для того, чтобы найти друзей. Но при этом очень полезно, если вы выстроите хорошие отношения с одногруппниками. Вы сможете выручать друг друга конспектами, вместе изучать сложный материал, готовиться к семинарам.

Заведите новых знакомых и среди старшекурсников. Они уже прошли огонь и воду и могут рассказать много полезного про экзамены и преподавателей.

Не бойтесь задавать вопросы

Некоторые студенты стесняются привлекать к себе внимание и задавать вопросы. Они боятся показаться глупыми

И напрасно. Не понять сложный материал с первого раза – это абсолютно нормально. Поэтому не бойтесь задавать преподавателям или другим учащимся вопросы, просить разъяснений. Лучше сделать это как можно быстрее, иначе потом неотвеченные вопросы накопятся и разобраться в материале будет еще сложнее.

Многие преподаватели очень благосклонны к студентам, задающим вопросы. Ведь это показывает, что вы искренне заинтересованы в предмете и хотите разобраться в нём как можно лучше. К тому же так вы быстрее им запомнитесь.

Рекомендации первокурсникам для успешной адаптации к новым условиям студенчества

Самоорганизация и планирование учебной деятельности помогут успешно пройти процесс адаптации, без вреда для психического и физического здоровья.

1.С чего стоит начать самоорганизацию? С установления определенного режима дня. Необходимо просыпаться каждое утро примерно в одно и то же время. Стараться сделать самые важные дела в момент наибольшей активности мозга, а вечером ложиться спать как можно раньше. Если вы будете постоянно придерживаться примерно такого графика, то мозг будет работать стабильнее, а значит и ваша деятельность станет продуктивнее.

Организация рабочего времени и отдыха. Важнейшим фактором поддержания работоспособности является соблюдение чередования периодов труда и отдыха. Считается, что общее время работы и отдыха должно соотноситься, как 1:2, то есть при 8-часовом рабочем дне отдых может составлять часов 16. При этом наибольшая работоспособность приходится на 8-9 утра, когда включается логическое мышление, это наиболее подходящее время для любой деятельности, одновременно связанной с запоминанием и аналитикой. С 9 до 10 утра – оптимальные часы для работы с информацией и статистикой. Держать темп — значит работать эффективно, но не перерабатывать. Выбирайте темп, соответствующий уровню ваших жизненных сил. Учтите, что источниками энергии для поддержания темпа служат отдых и восстановление сил.
Составляйте списки дел. Устанавливайте ежегодные цели для личного и профессионального развития, распределяйте их по месяцам, неделям и дням. В начале каждой недели и каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу. Запланированное по степени значимости распределяйте по трем категориям. Составьте свой рабочий план по выполнению этапов работы, являющейся частью вашего курса. Иногда оказывается важнее, например, уделить некоторое время просто более глубокому усвоению пройденного, чем торопиться с выполнением следующих этапов.
Вносите разнообразие в свои занятия. Например, занимаясь домашним заданием целый вечер, не следует корпеть все время над одной задачей. Часть времени проведите, повторяя что-нибудь, часть уделите планированию дел на будущее или продолжению работы над заданием, которое вы начали выполнять до этого, и часть — чтению дополнительной литературы по изучаемым предметам. Иногда смена деятельности — тот же отдых. Эффективность вашей работы будет выше, если в течение вечера вы будете заниматься различными заданиями, а не монотонно трудиться над одним.
Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, принимайте участие в мероприятиях колледжа, станьте волонтером — это поможет вам развить творческий потенциал, расширить круг знакомств, даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности, поможет снять эмоциональное напряжение.
По возможности занимайтесь вместе с однокурсниками. Работая самостоятельно, можно часами сидеть за столом без какого-либо ощутимого результата. Когда вы являетесь частью работоспособного коллектива, ваши возможности предаваться ленивым мечтам намного уменьшаются. Каждый раз, когда вы объясняете что-либо своему товарищу, вы эффективно обучаетесь сами.
Избегайте накопления незавершенных заданий. Многие учащиеся страдают от накопления «хвостов» по работам, выполняемым на протяжении курса (например, затягивая до последнего оформление лабораторной работы). Дело кончается тем, что они вынуждены сдавать долги в то время, когда гораздо важнее заниматься повторением и подготовкой к экзаменам.
Закрепляйте пройденный материал. Не надейтесь, что будто по мановению волшебной палочки то, что вы учили на прошлой неделе, останется в вашей памяти на всю жизнь

Иметь в голове пройденный материал столь же важно, как и тот, который вы проходите в настоящий момент.
При возникновении трудностей, не бойтесь обращаться за помощью. Помочь Вам могут кураторы, специалисты по работе с молодежью, специалисты социально-педагогической и психологической службы.

Если Вам или Вашей группе нужна помощь в сопровождении, адаптации, командообразовании, в организации рабочего, учебного времени или любая другая психологическая поддержка, психолог Марьиногорского государственного АТК всегда открыт для вас. (кабинет 208 главного корпус).

Особенности адаптации студентов-первокурсников

На адаптацию первокурсников влияют определенные факторы.

Социологические факторы

К социологическим факторам можно отнести возраст, социальное положение, образование.

С возрастом адаптация проходит и воспринимается легче. Молодые люди часто амбициозны, и принять новый уклад жизни сложнее. Из-за яркого и непокорного характера они могут проявлять недовольство и сопротивление новому режиму. 

В первую очередь, социальная адаптация студентов-первокурсников сказывается на взаимоотношениях между собой. Могут возникнуть недопонимания из-за социального положения, религии, учебных достижений (например, наличие дипломов, медалей, высоких баллов ЕГЭ).

Педагогические факторы

Адаптация первокурсников в колледже или университете во многом зависит от преподавателей. От отношения к студентам и требований, которые преподаватели им предъявляют, зависит мотивация и заинтересованность студентов.

Особенности адаптации первокурсников в вузе

В школе каждый учащийся находится под постоянным присмотром. Всю его жизнь организуют учителя и родители. Они следят за его посещаемостью, успеваемостью, отношениями в коллективе и приходят на помощь в разных сложных ситуациях.

Университет или колледж – совсем другая среда. Здесь каждый студент отвечает за себя сам. От его сознательности и ответственности зависит то, насколько успешно будет складываться учеба, достигнет ли он тех целей, которые ставит, поступая в учебное заведение.

Вот наиболее частые проблемы при адаптации к обучению в вузе, с которыми сталкиваются студенты на первом году учебы:

  • Отличная от школы организация занятий. Вместо уроков – пары, вместо контрольных – сессии.
  • Изучение новых и более сложных дисциплин, нехватка школьных знаний.
  • Новый коллектив – студенты, преподаватели, руководство.
  • Неумение распоряжаться собственным временем, нехватка дисциплины и ответственности.
  • Недостаток мотивации, непонимание своих целей.
  • Переживания, связанные с расставанием со школой и товарищами.
  • Финансовые проблемы.

Тяжело приходится иногородним студентам. Они вынуждены привыкать не только к новому учебному заведению и коллективу, но и к незнакомому городу. Они должны самостоятельно позаботиться о жилье, питании, транспорте, налаживании быта. Осложняется ситуация и расставанием с родителями и друзьями.

Еще сложнее проходит адаптация иностранных студентов в вузах. Помимо перечисленных проблем, им еще приходится взаимодействовать с незнакомой культурой, ментальностью, обычаями. К тому же не всегда легко складываются отношения с другими студентами, которые могут настороженно и подозрительно относиться к иностранцу и даже проявлять враждебность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий