Родители, помните о себе
Подростковый возраст — это чаще всего эмоциональные американские горки для всей семьи. Трудно подрастающему мальчику или девочке: тело меняется, гормоны бушуют, большой мир пугает подростка и увлекает одновременно. Трудно и их близким. Сделать эту «поездочку» как можно более безопасной помогут терпение, уважение и знания. При этом, дорогие родители, не забывайте, пожалуйста, и о себе
Очень важно, чтобы у вас в жизни были какие-то интересные занятия, вещи, которые приносят вам радость и удовольствие, интересное времяпрепровождение. Это поможет не так сильно фиксироваться на подростке и легче пережить годы его становления
Возможно, вы чувствуете, что потеряли контакт с вашим подростком, но хотели бы оставаться с ним в хороших отношениях. Проверьте:
- понимаете ли вы, что происходит с ребенком в подростковом возрасте?
- понимаете ли, какие перед вами как перед родителем стоят задачи?
- умеете ли общаться с пониманием, с поддержкой и с уважением?
Как найти общий язык с подростком: советы психологов
В какой-то мере подростковый кризис происходит не только с ребенком, но и с его родителями. Им тоже нужно пережить трансформацию и привыкнуть к тому, что со вчерашним малышом нужно выстраивать новые отношения
В какой-то мере подростковый кризис происходит не только с ребенком, но и с его родителями. Им тоже нужно пережить трансформацию и привыкнуть к тому, что со вчерашним малышом нужно выстраивать новые отношения
Мы собрали топ рекомендаций психологов, которые помогут родителям сохранить мир в семье.
Постараться снизить контроль
Переходный возраст — время, когда отношения «взрослый — ребенок» перестают устраивать подростка и он требует общения на равных. Да, до настоящей самостоятельности еще далеко, но в каких-то вопросах пришла пора «отпустить» ребенка.
Позвольте ему самому решать, какую одежду носить, какое выбрать хобби, участвовать ли в семейных поездках и на что потратить карманные деньги.
Проявлять уважение
В любой ситуации будьте готовы выслушать мнение сына или дочери без насмешек и пренебрежения. Если вы не согласны — аргументируйте свою точку зрения так, как сделали бы в разговоре со взрослым человеком.
Это нужно не только для сохранения мира в семье, но и для того, чтобы ребенок научился отстаивать собственные взгляды и не пасовать перед вышестоящими.
Меняем распорядок дня
Как ни о чем не переживать в течение всего дня? Очень просто, добавьте в свой привычный график несколько приятных моментов. Это поможет отвлечься и получить хорошую дозу положительных эмоций. Они помогут вам справиться практически с любым стрессом.
Завтрак должен быть вкусным
Йогурт, природное, шоколад с чаем, овсянка с медом и сухофруктами — неважно с чего вы начнете свой день, главное, чтобы это принесло вам ощущение счастья.
Не пропускайте зарядку, она дает бодрость и силы противостоять стрессу весь день.
Учитесь отвлекать себя от неприятных ситуаций. В такие моменты думайте о том, что приводит вас к умиротворению.
В особо сложных ситуациях смотрите на текущую воду
Рядом нет реки? Не беда, достаточно просто водопроводного крана.
Запишите свои опасения на бумаге. А после просто разорвите ее и выбросьте. Представьте, что вместе с клочками вы выбрасываете свои проблемы.
Как говорить с подростком, чтобы он слушал и слышал?
Вы не сомневаетесь, что ребенок вас слушает? Хорошо, но слышит ли, или «пропускает все мимо ушей»? Не исключен второй вариант. Ведь детям постоянно что-то напоминают, или начинают уговаривать. Вот им и приходится применять «фильтры», чтобы хотя бы немного уйти от родительской гиперопеки. Разговоры по душам – это одно, а напоминания и указания в виде «Ты вынес мусор?» «Ты сделал уроки?», «Шапку надень!» — другое. Подросток может сказать, что не слышал вопрос и замечание. И это действительно так, он настолько устал от этих фраз, что реагирует на них также ка на телепрограмму, которая служит только фоном.
Когда мама разговаривает с малышом, она растягивает гласные, и ее голос кажется выше: «Ты мое соооолнышко». Слыша протяжные гласные, маленький ребенок быстрее усваивает речь и лучше ее понимает. Кроме того, высокий тон голоса малыш воспринимает как защиту, ведь инстинкт требует быть ближе к родительнице.
Что же происходит в подростковом возрасте? Хотя тематическое обучение речи уже не нужно, у детей долго сохраняются эмоциональные реакции на тон и голос другого человека. Проводя эксперимент, ученые записали несколько десятков самых простых фраз, вроде: «Тебе надо идти в школу».Все они звучали с различными интонациями.
- Командной (хочешь или не хочешь, а в школу идти придется);
- Нейтральной (напоминаю, что надо идти в школу);
- Поощрительно-поддерживающей (смело иди в школу, если будут проблемы, я всегда приду на помощь).
Более 1000 школьников, которые участвовали в эксперименте (по 350 на каждый вид записи), по-разному отреагировали на тон.
Командный тон был сопряжен с негативной оценкой. В школу идти не хотелось, а часть инструкции пропускалась «мимо ушей». Даже на нейтральную речь чуть испытуемых прореагировала с негативом. Зато поддерживающий тон нравился всем.
Не придумывайте проблем
Многим людям свойственно раздувать из простого препятствия целую груду непреодолимых проблем. В результате даже для самых простых решений они ищут советов и помощи. От этого страдает развитие самооценки и самостоятельности. Такие люди не умеют ни ставить целей, ни идти к ним. Инертные и пассивные, для них жизнь становится тусклой и унылой.
Не нужно стараться найти дополнительные подвохи в любой ситуации. Излишнее размышление приводит к тому, что мозг начинает выдавать вам самый негативный сценарий развития ситуации. В результате вы принимаете его за действительность и уже заранее настроены на провал.
История из жизни
«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка. Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания. По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии. Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».
Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.
Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой. Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь. Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».
Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила». Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга. После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».
Как общаться с трудным подростком?
При общении с подростками, которых называют трудными, важно помнить, что перед вами не тот, за кого он себя выдает. К этой группе причисляют тех, кто совершает разные асоциальные действия: проявляет избыточную агрессию, ворует, хамит, убегает из дома, не считается с другими людьми
Чаще всего причина кроется в том, что у подростка есть глубокое внутреннее неблагополучие, какое-то страдание, травма. И тинейджер покрывает эту боль целыми слоями вызывающего, асоциального поведения. Иногда «трудное поведение» обусловлено также органическими причинами: физиологическими заболеваниями или отставанием в развитии, но это очень маленький процент случаев.
Очень важно посмотреть глубже и понять, что любой «трудный» подросток — это человек, который чувствует себя несчастным. У него есть проблемы, и ему нужна помощь и поддержка
Возможно, ребенок страдает от огромного чувства неуверенности в себе, не принимает себя, его одолевают комплексы, у него огромная обида на окружающий мир.
Часто причина в сложных отношения с родителями, когда те не дают достаточного количества принятия, поддержки, уважения и понимания. Бывает, что дело в конфликтах между родителями, свидетелем которых ребенок является достаточно долгое время. Сам тинейджер не может найти объяснение взрослым сложностям, и это становится для него внутренней травмой.
Когда вы решили провести разговор с таким трудным подростком, старайтесь обращаться к тому человеку, который скрыт под слоями колючей защиты. Аппелируйте к его сильным сторонам, к его умениям и способностям, к тому, в чем он может черпать силу, ресурс. Подход, когда вы видите в таком ребенке злоумышленника, которого нужно покарать, не сработает. Это человек, который в глубине души сильно травмирован или страдает, но сам этого не осознает и надел на себя маску равнодушия или цинизма. Нужно общаться с уважением к его личности, стараться его понять и принять, показывать ему сопереживание. Кроме того, нужно конкретно информировать его о последствиях тех или иных действий. Без запугивания, с позиции добрых намерений предупреждать его, чтобы у него не было более серьезных проблем.
Мотивируй себя самостоятельно
Вместо того, чтобы ждать мотивации от окружающих тебя людей, научись мотивировать себя самостоятельно. Серьезно, цели, которые ты поставил перед собой, нужны в первую очередь тебе. Так что хорошенько подумай, что идет не так, и почему твои мечты вызывают у тебя недостаточно желания воплощать их. Быть может, ты неправильно сформулировал свою цель или не составил подробный план действий и чувствуешь себя потерянным. Как только ты докопаешься до сути проблемы, ты поймешь, что тебе необходимо сделать, чтобы найти мотивацию.
5. Учись принимать себя
Ты не сможешь стать независимым от других людей, их мыслей и поступков, пока не научишься любить и уважать себя. Причем у тебя не должно быть каких-то особых причин для этого — принимай себя просто так. Не критикуй свою внешность, не преуменьшай свои заслуги, не ругай себя за проявленную слабость или допущенные ошибки. Будь самим собой и не позволяй никому убедить себя в том, что это неправильно или стыдно. Когда ты научишься принимать себя со всеми своими недостатками, ты перестанешь пытаться подражать кому-либо другому.
6. Доказывай что-либо только себе
Для того, чтобы построить здоровую самооценку, тебе необходимо доказывать что-то только одному человеку — самому себе
Твое мнение — самое важное и должно стоять у тебя на первом месте. Если кто-то другой сомневается в тебе и твоих силах, не предпринимай никаких попыток переубедить его в этом
Это дает окружающим преимущество — тобой становится легко манипулировать.
7. Добывай информацию самостоятельно
Никогда не верь никому на слово. Если у тебя есть такая возможность, то проверь полученные от человека данные, поищи информацию в разных источниках и сравни ее
Старайся следить за последними новостями, не принимать во внимание мнение, которое никак не могут аргументировать, формируй свою позицию по обсуждаемым вопросам. Так ты станешь более независимым от окружающих людей, и это в свою очередь позволит тебе быть более объективным в своих суждениях
8. Проводи время в одиночестве
Семья и друзья, безусловно, важны, и ты хочешь общаться с ними как можно чаще. Но не забывай о том, что тебе нужно проводить время и в компании самого себя. Чтобы чувствовать себя независимым от окружающих людей и их поступков, перестань бояться одиночества. Помни о том, что тебе необязательно смотреть фильм с кем-то или звать кого-то в кафе, чтобы выпить кофе. Хотя бы пару раз в неделю оставайся наедине с собой и своими мыслями. Так ты перестанешь цепляться за других людей и сможешь быстро привести в порядок свою голову.
9. Строй планы исходя из своих потребностей
Планируй свой день так, чтобы ты мог удовлетворить свои потребности и интересы. Человек, который зависит от окружающих, будет менять свои планы, исходя из чужих запросов. Ты же должен ставить себя на первое место. Если кому-то что-то от тебя нужно, он может подстроиться под твой график. Помни об этом и относись к своему времени бережнее — этот ресурс не восполняется.
Лайонел Тейт
На этой фотографии Лайонел старше, а когда он совершил преступление, ему было 12 лет. Он один из самых молодых преступников, приговоренных судом к пожизненному заключению без права на освобождение. Срок он получил за убийство 6-летней девочки, за которой согласилась приглядеть его мать. Сначала никто не понял, что случилось с ребенком, когда девочку обнаружили бездыханной. Результаты вскрытия показали, что у нее была серьезная черепная травма, поврежденные ребра и множественные внутренние гематомы. Ее травмы можно было сравнить с травмами человека, упавшего с третьего этажа. Лайонел утверждал, что он всего лишь слегка поиграл с ней в борьбу и потренировал захваты, но судьи на это не купились. Однако через некоторое время после пожизненного приговора состоялся апелляционный суд и на этот раз Лайонелу присудили домашний арест сроком на 1 год и испытательный срок в течение 10 лет. После того как он нарушил испытательный срок и был пойман с оружием, его отправили в тюрьму снова — на этот раз на 30 лет.
Советы психолога детям
Если вы столкнулись с проблемой нежелания общаться с родителями, то вам помогут советы психологов, что делать, если не хочется общаться с матерью.
Не вините себя
Многие люди размышляют так: «Раз я не хочу общаться с матерью, значит я плохой человек». Но, вы имеете право не хотеть общаться с родителями, и имеете право с ними не общаться. Ваш психологический комфорт важнее общественных устоев. Если ваша мать токсичный человек, то не вините себя.
Поговорите откровенно
Если вы не желаете общаться с матерью, значит на это есть веские причины
У вас могли накопиться серьезные обиды, и их важно проговорить. Выскажите в мягкой форме матери свои обиды, и объясните собственные чувства
Возможно она понимает свои ошибки или расскажет вам свою точку зрения, и вы сможете ее простить.
Найдите хорошее
Если вы в обиде на маму, вам кажется, что она вас недостаточно любила и заботилась о вас, но она хочет наладить отношения, то сфокусируйтесь на хорошем. Отпустите обиды, попытайтесь восстановить положительный образ мамы в своем сознании. Вспомните хорошие моменты с ней, даже если они были мелочными.
Общение между родителями и взрослыми детьми часто складывается не лучшим образом. Виной тому давние обиды, желание детей отстраниться, и неспособность родителей признавать свои ошибки. Если у вас проблемы в общении с детьми или родителями, и вы не знаете, как все исправить, то стоит обратиться к психологу за помощью.
Что нормально для подростка
Резкие перемены в поведении и образе жизни, скрытность. Да, это вас пугает. Да, вам кажется, что с ребенком что-то не так и он попал в дурную компанию, насмотрелся фильмов, а может и вовсе пробует алкоголь или наркотики. Это не обязательно. Ребенок находится как бы между двух берегов: детством и взрослостью. Он всеми силами стремится стать взрослым, самостоятельным. Он требует уважения к себе, своему личному пространству, своим интересам. Поэтому не стоит переживать, если он в очередной раз попросит постучать в дверь комнаты и не лезть в его шкаф. И он имеет право отказаться рассказывать, как прошел день в школе.
Возможно, вы не видите, как сын или дочь освоили технику игры на гитаре. Как стали петь и писать стихи. Как ищут поддержки и оценки в своих достижениях от самых близких людей. Как общаться с подростками родителям? В первую очередь снизить требования и принять то, что есть.
Тяга к новым людям и большим компаниям
В этот непростой период подростку особенно важно понимание, принятие, личное общение. Поэтому его так тянет к друзьям, к себе подобным
Туда, где его могут понять и выслушать на равных, где он будет чувствовать себя частью коллектива, знать, что он такой не один.
Лень, снижение успеваемости, отказ от домашних дел. Подросток меняется физически и эмоционально. Эти перемены вызывают большой стресс для еще не окрепшего организма, забирают много сил и энергии. Поэтому возможны «приступы лени», спад успеваемости в школе.
Резкая смена интересов. Вчера он весь день носился с фотоаппаратом, сегодня рисует акварелью, завтра будет писать стихи. Он пробует и ищет себя. Попробовав самые разнообразные занятия, он найдет что-то по душе. Возможно то, что станет его будущей профессией или хобби.
Слабый контроль над эмоциями. Эмоции в этом возрасте очень сильные. Для них характерна частая и резкая смена. Научиться их контролировать он пока не в состоянии. Как бы ни было обидно вам, для подростка нормально выражать резкий протест на ваши замечания, грубо реагировать на попытки вторгнуться в его жизнь, отвергать любые советы. Как разговаривать с подростком, если он грубит? Сохранять достоинство и самообладание.
Ложь. Часто подростки начинают врать. За этим стоит желание приукрасить действительность, понравиться окружающим. А иногда скрыть что-то от родителей, чтобы избежать наказания.
Приступы меланхолии. Частые раздумья, мысли, фантазии, ведение дневников также естественны для детей, вступивших в переходный возраст. Они познают себя, часто бывают собой недовольны. Их волнует внешность, статус в коллективе, реакция противоположного пола. Но за этим стоит стремление к лучшему. Они хотят стать лучше, сильнее, красивее физически и духовно.
Уважать пространство и границы
Подросток — это вчерашний детсадовец, но с личным пространством. Еще недавно он прибегал спать к вам в кровать, а сегодня не дает себя обнять. Это неприятно, но нужно принять.
В идеальном мире у каждого тинейджера должна быть собственная комната с дверью и замком, в которую родители входят только после стука. Если отдельной комнаты нет, можно разделить пространство: отгородить ширмой, стеллажом или занавеской. Этот угол должен быть неприкосновенным и нужно спрашивать разрешение, чтобы в него войти.
Это комната моей 15-летней дочки. Помещение маленькое, всего шесть квадратных метров, но зато отдельное, с дверью. Дочка на карманные деньги покупает цветы, гирлянды, недавно заказала маленький комод. Создает уют и красоту в своей норе
Не стоит копаться в телефоне, читать переписки или личные дневники, если на это нет договоренностей. А если вдруг по какой-то причине вы прочитали, не признавайтесь в этом и не подавайте виду, что бы там ни было.
Катерина, мама подростка
— Со старшей дочкой у меня договоренность. Иногда я могу брать ее телефон и читать переписки. Получилось это потому, что у нее появился хороший телефон, когда она была ещё маленькая, и так я хотела оградить ее от опасностей в виде педофилов или чего-то подобного.
В 12 лет она крепко подружилась с одной девочкой в классе. Вроде бы девочка была из хорошей семьи. Вроде дочь была рада новой подруге. Но скоро я стала замечать изменения в поведении. Она перестала ходить со мной по магазинам, предпочитала одна, хотя раньше мы это обожали.
Она стала упрашивать не покупать ей вещи в привычных магазинах. Собирала деньги, просила у бабушки и ходила в дорогие. Меня это подбешивало: я не могу покупать детям футболки по тысяче — две рублей на каждый день. А она всеми правдами и неправдами добивалась этого. При том что у нас всегда были доверительные отношения и она знала, что вместо шмоток я готова оплачивать ей хороших преподавателей английского или платить за занятия в лучшей студии танцев города.
А потом я взяла в руки ее телефон, и всё встало на места. Оказалось, новая подруга ее просто прессует темой денег. Диалог в смс: «А что ты мне подаришь на день рождения? Я тебя уже третий раз прошу ответить?» Моя дочь отвечает скомканно, стесняясь.
Но подруга настаивает: «Подари мне худи. Только надеюсь, это не будет нищебродская худи из глория джинс?»
Короче, я позвала дочь поговорить. Оказалось, новая подруга говорит только о шмотках, телефонах, деньгах и способах их потратить. У моего ребёнка не было карманных денег в таком количестве. Она находилась под таким прессом, что стеснялась надевать привычные вещи и стремилась купить дорогие, пыталась не отставать от подруги в тратах.
Мы с ней все это обсудили. Конечно же, я не ругала ее, а просто разобрала, почему ситуация неправильная. В конце разговора дочка сказала: «Даже дышать стало легче». Она перестала стесняться, стала меньше общаться с этой девочкой, а сейчас и вовсе дружба сошла на нет. Мы даже можем вместе поржать, когда эта бывшая подруга в очередной раз в школе хвалится деньгами.
Моя дочка не любит, чтобы ее фотографировали, и запрещает выкладывать фото с ней в инстаграм. Штош, я соберу меньше лайков, но не нарушу ее границы.
Вариант 4
(442 слова) Физиология человека позволяет ему жить молча, поэтому нельзя сказать, что отсутствие социального контакта может повлечь за собой смерть. Однако полноценное развитие личности невозможно себе представить без общения. Поэтому люди, не имеющие возможности коммуникации, имеют многочисленные психические и нравственные патологии. Примеры, подтверждающие это, можно найти в художественной литературе.
Так, Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова был насильно извлечен из естественной среды обитания и разлучен с семьей. Мальчик стал пленником русского генерала во время войны на Кавказе. Из-за стресса ребенок замкнулся в себе и «тихо, гордо умирал», перестав принимать пищу. Генерал оставил умирающего в монастыре по дороге, но общество монахов тоже не устроило Мцыри. Он выжил, но ушел в себя и ни с кем не сближался. Накануне пострига он сбежал из своей тюрьмы и три дня скитался возле монастыря. Его нашли и принесли, когда он был уже при смерти. Из его исповеди монаху становится ясно, что недостаток социальных контактов болезненно отразился на душевном состоянии юноши. Мцыри чувствовал себя одиноким и совсем не нужным. В окружении угрюмых чужестранцев он задыхался и чах, как диковинное растение на обычной грядке. Ему не хватало семьи, друзей, Родины, где он мог бы беспрепятственно общаться на родном языке. Без всего этого Мцыри жилось очень тяжело, и это существование он не принял, поэтому уморил себя схваткой с барсом и крайним истощением. Конечно, умер он не потому, что не разговаривал, но недостаток общения — это одна из главных причин его душевного расстройства.
Отсутствие социальных контактов влияет и на нравственный облик человека, лишая его возможности адаптироваться в обществе и стать полноценной личностью. Это доказывает пример из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Ларра жил вдали от социума, так как его отцом был горный орел, а матерью — плененная им девушка. Когда орел погиб, мать и сын вернулись к людям, но юноша так и не смог приспособиться к общинной жизни. Ларра просто не знал, как надо себя вести, и ориентировался на единственный известный ему пример — отца. Он точно так же попытался достать себе женщину, не считаясь с ее волей и правилами племени, а в ответ на отказ убил ее. При этом герой не чувствовал ни вины, ни сожаления, так как у него не были сформированы нравственные принципы и моральные ограничения. Он даже не понимал, в чем его обвиняют. Отсутствие общения в данном случае привело к искажению личности человека и поведенческим девиациям. Ларра не умер без разговоров, но так и не смог стать полноценным членом общества и раскрыть свой потенциал.
Таким образом, с точки зрения физиологии, человек может выжить без общения, однако нравственная точка зрения убеждает нас в том, что отсутствие социальных контактов ведет к искажению психо-эмоциональной природы личности. Такие люди ведут себя совершенно не так, как следует, и не могут адаптироваться в окружающем мире.