Ход занятия
Воспитатель:
– Добрый день, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с очень интересным и поучительным стихотворением. Но сначала давайте вспомним правила поведения, которые нам уже известны. Например, за столом, на улице, в автобусе, в магазине (ответы детей).
-Представьте себе, что вы куда-то идете, не зная дороги. Как же вы сможете дойти до нужного места?
Дети: можно спросить дорогу у прохожих.
Воспитатель:
– Верно! Давайте с вами потренируемся. Выдут трое ребят и будут изображать прохожих (приглашает желающих), а еще двое, помогая друг другу, будут расспрашивать их о том, как пройти до нужного им места.
(приглашаются еще двое детей)
Любые обращения к незнакомым людям за помощью следует начинать с волшебных слов, «простите» или «извините». Говорить «Я извиняюсь» не принято.
Послушайте, как нужно составить предложение при разговоре с Зайкой. Прежде всего, нужно поздороваться, а затем сказать: «Извините, вы не подскажете, как попасть в библиотеку?» и т.д.
Дети:
– Простите, как пройти на улицу Веселая?
– Прямо, до красного кирпичного дома, за ним следует свернуть направо.
– Большое спасибо!
Игра повторяется 3-4 раза со сменой действующих лиц (детей). Педагог, по необходимости, подсказывает, о чем еще можно спросить и что нужно ответить.
Воспитатель:
– Молодцы, ребята! Все старались говорить вежливо и правильно!
Дети рассаживаются на стульчики возле воспитателя.
Воспитатель:
– Все вы знаете, что дети иногда ссорятся. Что вы чувствуете, когда поссоритесь с другом? (ответы детей).
Воспитатель:
– На самом деле, это «очень опасно»: сразу появляются обида, грусть, раздражение и плохое настроение. Послушайте стихотворение Романа Сефа «Совет». Оно о том, как опасно ссорится и что из этого бывает.
Чтение стихотворения Романа Сефа «Совет». (без установки на запоминание, чтобы дети могли услышать и понять его смысл)
Поссорились
Чашка и блюдце,
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно —
Это очень
Опасно.
Воспитатель:
– Как вы думаете, почему чашка и блюдце могут разбиться?
(ответы детей)
– Как автор стихотворения нам описывает результат ссоры? С чем сравнивает? (с осколками)
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение еще раз, а вы попробуйте его запомнить.
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
– А теперь я начну, а вы продолжите.
Педагог произносит выделенные слова, а дети продолжают стихотворение.
Для того чтобы дети запомнили стихотворение, они повторяют его 2-3 раза. Затем предлагается прочесть на память тем детям, которые быстро запоминают и выразительно читают стихи (2-3 человека). Далее закрепление будет индивидуально в ходе режимных моментов.
Физкультминутка.
Я ушел в свою обиду — дети шагают на месте, останавливаются.
И сказал, что я не выйду — грозят пальцем,
Вот не выйду никогда — обнимают себя руками, голову наклонить к груди
Буду жить там навсегда — наклоны в стороны, руки – вперед.
Воспитатель:
– Как вы думаете, почему обиделся мальчик. (Ответы детей).
– Если он с кем-то поссорился, то его надо научить мириться с людьми.
А для этого есть стихи-мирилки.
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
– Молодцы, ребята! Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? Что нового вы узнали, чему научились?
-Вы запомнили, что лучше не ссориться? А если поссорились, то обязательно попросите друг у друга прощения и помиритесь. Сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Наше занятие окончено. Вы большие молодцы!
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»
Цель: Составить рассказ с использованием игрушек
Образовательные задачи
— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды, в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей
— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизировать словарь детей
— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые художественные приёмы
— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны их ответов
Развивающие
— Развивать воображение, творческую инициативу
Воспитательные
— Воспитывать интерес к сочинению рассказов
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя. Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте загадки!
- Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)
- Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка)
- Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь)
После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки. (Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик, ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки и лисы.
Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка.
Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз.
Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело вдвоём.
Также интересный материал по развитию речи:Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Сказки из шкатулки»
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?
Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая, хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.
Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется медвежонок, тот и будет рассказывать.
Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?
Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова, но стали более длинными и похоже звучали
Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?
Проводится подвижная игра:
По лесной лужайке, разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки попрыгайки
Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок
Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки
Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!
Название: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»
Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Детский сад»
Цели логопедического занятия:
- Активизация словаря: предметного, глагольного, признаков, наречий.
- Образование существительных в разных падежах, единственного и множественного числа.
- Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
- Употребление приставочных глаголов.
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Развитие монологической речи.
Организационный момент.
Демонстрация презентации «Детский сад».
Логопед читает стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад».
Садик — это второй дом,
Мы здесь дружно все живём.
Праздники встречаем,
Спим, поём, играем, буквы изучаем,
Очень скоро подрастём
И все в школу мы пойдём!
Логопед: О чем это стихотворение?
Игра «Вопрос – ответ»
Логопед. Наш детский сад какой? (Красивый, большой, светлый, яркий, детский, веселый)
– Для чего вы ходите в детский сад? (Играть, заниматься)
– Что нужно соблюдать в детском саду? (Режим, правила поведения)
– Кто работает в детском саду? (воспитатели, заведующая, логопед, мед. сестра, повар, прачка, физрук, муз. работник, уборщица, дворник, электрик) Как зовут воспитателей, няню, логопеда?
– Чему вас учат в детском саду? (Вырезать, клеить, рисовать, танцевать, петь, здороваться, прощаться, спать). Что вы любите делать в детском саду? (Играть, рисовать, гулять, бегать)
– В группе сделали ремонт и поэтому в ней…(как?) — уютно, тепло, нарядно, красиво.
– В детском саду много чего? (Групп, игрушек, кабинетов, воспитателей).
– Воспитатели заботятся о ком (о чем)? (О детях, растениях, животных в природном уголке).
Игра «Посчитай».
Давайте посчитаем, сколько групп в нашем саду. Одна группа, две группы, пять групп. Сколько машинок, игрушек, столов…
Игра «Пришел, ушел, подошел».
Логопед: Утром Данила в детский сад …что сделал? (Пришел). К столу Денис что сделал? (Подошел). Вечером Максим из детского сада домой что сделал? (Ушел).
Игра «Что делают, что сделали?»
Логопед: Дети с игрушками что делают? Играют. Они с игрушками что делали? Играли.
– Когда дети закончили играть с игрушками, они что делают? (Убирают игрушки).
– Когда игрушки убраны, дети что сделали? (Убрали игрушки)
Физминутка.
Логопед: В спортивном зале и на площадке вы будете много двигаться, прыгать, бегать.
И сейчас мы с вами разомнемся.
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три, (дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)
Да не упади, смотри.
Наклоняемся вперед.
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету. (наклоны вперед)
Полетели, полетели,
Вперед руками завертели.
А потом наоборот –
Назад помчался самолет. (вращение прямыми руками вперед и назад)
А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте. (ходьба на месте)
Составление рассказа о детском саде.
Логопед: Давайте расскажем о нашем детском саде. Ответьте на мои вопросы.
– Какой наш детский сад? Что есть в детском саду? Кто работает в детском саду?
Подведение итогов логопедического занятия.
Долженко Ольга Владимировна,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград
Конспект НОД в подготовительной группе. Творческое рассказывание, придумывание сказки
Конспект НОД в подготовительной группе. Творческое рассказывание, придумывание сказки.
ОО Коммуникация.
Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар, Свердловская область.
Задачи:
Образовательные:
Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.
Создавать условия для:
- совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
- проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.
Скачать конспект
Развивающие:
Создавать условия для:
- развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
- развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.
Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.
– Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)
– Кузя, ты где?
– Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!
– Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.
– Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)
– Что случилось, Кузя?
– У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.
– Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).
– Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).
– Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)
– Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)
– В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)
– Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
– Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
– Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)
– Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):
«Буратино потянулся,Раз нагнулся, два нагнулся.Руки в стороны развел-
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик тот достать,Надо на носочки встать».
– Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.
Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).
– Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).
– Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась
– Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно назовет предмет мебели.
Игра с мячом «Назови предмет мебели».
2. Игры – презентации:
Игра «Четвертый лишний». (анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)
- Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
- Стол, шкаф, кресло, пианино, диван
Игра « Скажи наоборот».
- Шкаф высокий, а тумбочка…. .
- Шкаф большой, а полка…. .
- Диван мягкий, а табурет…. .
- Кресло мягкое, а стол….
Игра «Один-много»
Образование множественного числа существительных. (после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)
- Диван – диваны;
- Стол – столы;
- Кресло – кресла;
- Кровать – кровати;
- Шкаф – шкафы.
Сегодня мы будем пересказывать интересный рассказ. А о чем вы узнаете, составив картинку из частей. А сейчас мы подготовим пальчики к работе.
3. Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
4. Игра «Составь картинку» (разрезные картинки)
Дети, что у вас получилось?….(шкаф)
Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «История одного шкафа»
5. Чтение рассказа с опорой на схематичные рисунки.
Воспитатель читает текст и выставляет схематичные рисунки.
6. Вопросы по содержанию:
Что сделал мастер- столяр?
Какие друзья-инструменты помогли сделать большой и красивый шкаф?
Кто купил этот шкаф?
Понравился ли детям новый шкаф?
Что стали дети делать в шкафу?
Полюбил ли шкаф детей?
Что он делал, когда дети приходили?
Когда дети выросли, что стало со шкафом?
Куда поставили шкаф и что в нем хранили, когда он состарился?
Что делали Саша и Маша, когда стали взрослыми?
7. Физминутка «Уборка»
(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку)
– Надели фартучки;
– Закатали рукава;
– Приготовились, взяли тряпочки;
– Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);
– Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);
– Повернулись;
– Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);
– Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);
– Вешаем одежду в шкаф;
– Устали, вытираем лоб;
– Снимаем фартук, раскатываем рукава;
– Похлопаем себе.
8. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание.
9. Пересказ текста по рисункам ( по цепочке ).
(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одному из рисунков, в конце 1-2 ребенка рассказывают рассказ полностью.)
10. Анализ детских рассказов.
11. Итог.
Алексютина А.И.,
воспитатель
Дидактические игры
Игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога).
Применение дидактической игры
Здесь представлены дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг», «Какое животное изображено на рисунке».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета, например, игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зима – холодная.
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»
Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.
Обратите внимание! Ребята должны посмотреть на предметы и сказать, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер). Воспитатель задает вопрос детям, знают ли они какая у человека профессия, которому необходимы эти предметы? Врачу
Что делает врач? Лечит, следит за здоровьем пациентов, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)
Воспитатель задает вопрос детям, знают ли они какая у человека профессия, которому необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за здоровьем пациентов, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)
Конспект занятия по развитию речи в ДОУ для детей 5-6 лет
Тема: Рассказывание по серии картинок «День рождения у медвежонка».
Цель: развивать у детей монологическую речь при составлении сюжетного рассказа, улавливать последовательность изображенных событий; развивать у детей понимание и речевое обозначение сложных нравственных категорий; закреплять правильное произношение.
Ход занятия
– Ребята, какие вы знаете праздники? (Новый год, 8 марта, День знаний 1 сентября, день рождения и т.д.)
– А какой праздник самый любимый? (День рождения.)
– Почему? (Приходят гости, праздничный стол, все поздравляют, дарят подарки…)
– Посмотрите, к нам в гости пришел медвежонок. Недавно у него тоже был день рождения. К нему тоже приходили гости, дарили подарки. Был праздничный стол. Но на мишкином дне рождения приключилась интересная история. Медвежонок захотел рассказать ее нам. Так как он очень любит рисовать, свою историю он запечатлел в картинках. (Воспитатель предлагает детям мишуткины картинки.)
– Внимательно рассмотрите их, подумайте и догадайтесь, что же случилось на Мишкином дне рождения.
Воспитатель расставляет картинки в порядке очередности событий.
– Итак, первый рисунок. (Медвежонок и его мама ждут гостей. Они накрыли праздничный стол, приготовили чай и пироги. На столе лежит подарок, сделанный мамой.)
– Хорошо. Посмотрим, что же случилось дальше на втором рисунке. (Котенок тихонько влез на стул, потом на стол и стащил коробку с подарком.)
– На третьем рисунке. (К медвежонку пришли гости – белочка, зайчик, щенок. Все увидели, что подарок исчез. Медвежонок расстроился и заплакал. Друзья принялись его успокаивать. Щенок взялся отыскать подарок.)
– Что мы видим на четвертом рисунке? (Щенок нашел подарок. Он принес его медвежонку. Все были счастливы.)
– Что мы видим на последнем рисунке? (Друзья сидят за столом, пьют чай, едят вкусный пирог.)
А потом друзья играли
И все время вспоминали
Про кота, подарок, слезы.
И Мишутка повторял:
– Я без друга бы пропал!
– Ну, что, Мишутка, правильно мы рассказали по картинкам про твой день рожденья? (Мишутка хвалит детей).
– Ребята, отгадайте, какое у Мишутки было настроение, когда они готовились с мамой к празднику, накрывали праздничный стол и ждали гостей? (Радостное, веселое, счастливое, игривое…)
– Когда гости пришли к Мишутке на день рождения, как они его поздравляли, что говорили? (Ответы детей).
– После того, как обнаружили пропажу подарка, как изменилось настроение именинника? (Он расстроился, стал грустным, печальным, заплакал, ему было жалко подарок; думал, что день рождения у него плохой, и т. д.)
– Как вы думаете, какими словами друзья утешали мишку? (Не надо плакать, не расстраивайся, все будет хорошо, подарок найдется, не грусти и т.д.)
– Зачем щенок стал искать подарок? (Хотел успокоить медвежонка, развеселить, не хотел оставить друга в беде, хотел сделать ему приятное и т. д.)
– Когда щенок нашел подарок и вернул его мишке, какое настроение стало у всех гостей? (Радостное, счастливое, веселое, восторженное, чувствовали благодарность к щенку, большую дружбу и любовь друг к другу и т. д.)
– Ну, что, Мишутка, правильно отгадали наши ребята историю про твой день рождения? (Мишутка хвалит детей.)
– Ребята, кто хочет рассказать весь рассказ про Мишуткин день рождения? (Дети по желанию повторяют рассказ.)
– Мишутка с друзьями на дне рождения играли в интересные игры. Хотите, ребята, поиграть с Мишуткой в эти игры?
– Мишутка, расскажи нашим ребятам правила игры.
(Дети с Мишуткой играют в игры.)