«Проект по ФЭМП в подготовительной группе»
Проект по ФЭМП в подготовительной группе
Проблема. Исходя из поставленных задач программы «Радуга», учитывая социальный заказ, индивидуальные особенности детей; используя уже имеющиеся знания и наглядный материал, мы хотим научить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Цель. Формирование представлений о сравнении количества (больше, меньше, равно), арифметических действий сложения, вычитания, решения задач в уме.
Задачи:
Закрепить знание о прямом и обратном счете.
Продолжить составлять задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Познакомить с понятием неизвестность (Х).
Развивать внимание, память и логическое мышление. Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе
Воспитывать уверенность в собственных математических способностях, умении работать в коллективе.
Срок реализации проекта – 1 месяц
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
Изучение литературы на тему «Количество и счет»
— «Математика. Логика»
— «На пороге школы» автор Доронова Т.Н.
— «Формирование математических представлений у детей 7 года», авторы: Фалькович Т.А., Барылкина Л.Б., Москва, «Аквариум», 1997г.
— «Готовимся к школе», авторы: Нефедова С.А., Узорова О.В.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2008. – 32-34с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 2 2008. – 47-53с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 4 2005. – 42-45с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2005. – 72-76с.
— Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2005. – 62-64с.
2. Совместно с родителями организовать сбор игр в «Математическую игротеку».
3. Сбор книг и пособий по математике «Учимся считать и отсчитывать», «Я запоминаю цифры».
4. Оформление информационного стенда для родителей.
2 этап – Реализация проекта
Игровая деятельность
1.Дидактические игры:
«Составь число», «Примеров много ответ один», «Пропущенные числа», «Перевертыш».
2.Настольные игры:
«Кубики знаний», «Что к чему».
3. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием:
«Магазин» — упражнять в пересчитывание и отсчитывание предметов и условных обозначений в пределах 20;
«Цирк» — закрепить знание о счете, уметь решать задачи;
«Зоопарк» — создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 20, установление связи и отношений между ними.
Познавательное развитие
— Упражнение: Посчитай, сколько на картинке домашних животных живущих в нашем крае, животных Африки.
— Наблюдения:
1. Наблюдение за транспортом
Целевая прогулка на улицу Тельмана – посчитайте, сколько
проехало грузовых, легковых машин.
2.Наблюдение за первыми цветами
«Мать-и-мачеха» — посчитайте, сколько появилось цветов на проталине.
3.Посчитайте, сколько на участке тополей, берез; посчитайте, сколько выросло одуванчиков.
4.При рассматривании ветки березы – посчитайте, сколько липких почек готовых раскрыться.
5. Наблюдение за птицами – посчитайте, сколько воробьев, синиц, скворцов сидит на дереве.
Конструирование
1.Возьми 20 кубиков и построй гараж.
2.Конструирование домов из коробок разного размера, сделай нумерацию на них.
Изобразительная деятельность
Рисование по сказке «Волк и семеро козлят»
Лепка на тему «Цифры по сказкам «Три медведя», «Три поросенка».
Развитие речи
— Составление рассказа на тему «Путешествие двойки и пятерки».
— Драматизация сказки «Рукавичка».
— Расскажи, в каких сказках есть числа («Три медведя», «Волк и
семеро козлят», «Три поросенка», «12 месяцев», «Белоснежка и
семь гномов», «Сказка о царе Салтане» (33 богатыря).
— Заучивание пословиц: «В гору-то семеро тащат, а с горы и один
столкнет», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами
погонишься, ни одного не поймаешь», «Чтобы научиться
трудолюбию, нужно три года, а лени 3 дня», «Семеро с ложкой один с сошкой».
Художественная литература
— Чтение «Занимательные истории про числа и цифры», автор
Г.В. Кузнецова.
— Заучивание стихов – шуток.
— Стихи на математические действия: умножение, деление,
сложение, вычитание.
— Заучивание пословиц с математическим содержанием.
Физкультурное развитие
— Игра «Космонавты» — занимаем места в ракете по 2,3,4,5.
— Физминутки.
Музыкальное развитие
— Разучивание песни «Дважды два четыре»
Математика
— Математический досуг «В дорогу с Винни-Пухом»
— Интегрированное занятие «С математикой в путь»
Работа с родителями
1.Консультация с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов»
2.Задание детям и родителям «Придумай конкурс для математического праздника»
3.Встреча с учителем начальных классов. Беседа на тему «Как готовить детей к школе»
3 этап – Презентация проекта
Развлечение «Математический турнир»
Каким должно быть занятие по математике для дошкольников
При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.
Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.
Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.
Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.
Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию. Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи
Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.
Развиваем математические способности ребенка в игре
Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.
В практической психологии выделяют три категории игровых занятий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.
- Упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
- Игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
- Игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста должно осуществляться исключительно в игровой форме.
Упражнения на развитие анализа и синтеза
1.По-порядку становись! Игра на упорядочение объектов по размеру. Подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.
Инструкция: «Расставь «спортсменов» по росту от самого низкого до самого высокого». Если ребенок затрудняется с выбором полоски, предложите «спортсменам» мериться ростом.
После выполнения задания предложите ребенку отвернуться и поменяйте местами некоторые полоски. Дошкольнику предстоит вернуть «хулиганов» на свои места.
2.Сложи квадрат. Подготовьте два набора треугольников. 1-ый – один большой треугольник и два маленьких; 2-ой – 4 одинаковых маленьких. Предложите ребенку сначала сложить квадрат из трех деталей, затем из четырех.
Рисунок 1.
Если дошкольник на составление второго квадрата затрачивает меньше времени, значит, пришло понимание. Способные дети справляются с каждым из этих заданий менее чем за 20 секунд.
Упражнения на абстрагирование и обобщение
1.Четвертый лишний. Понадобится набор карточек, на которых изображены четыре предмета. На каждой карточке три объекта должны быть связаны между собой существенным признаком.
Инструкция: «Найди, что на картинке лишнее. Что не подходит ко всем остальным и почему?».
Рисунок 2.
Такие упражнения стоит начинать с простых групп объектов и постепенно усложнять. Например, карточку с изображением стола, стула, чайника и дивана – можно применять в занятиях с 4-летними детьми, а наборы с геометрическими фигурами предлагать старшим дошкольникам.
2.Построй заборчик. Необходимо подготовить не менее 20 полосок равной длины и ширины, или счетные палочки двух цветов. Для примера: синего цвета – С, и красного – К.
Инструкция: «Давай построим красивый заборчик, где чередуются цвета. Первой будет синяя палочка, за ней – красная, далее… (продолжаем выкладывать палочки в последовательности СКССККСК). А теперь ты продолжи строить забор, чтобы был такой же узор».
В случае затруднения обращать внимание ребенка на ритм чередования цветов. Упражнение можно выполнять несколько раз с различным ритмом узора
Логико-математические игры
1.Мы едем-едем-едем. Необходимо подобрать 10-12 прямоугольных картинок с изображением хорошо знакомых ребенку предметов. Играет ребенок в паре с взрослым.
Инструкция: «Сейчас мы составим поезд из вагончиков, которые будут прочно между собой связаны важным признаком. В моем вагончике будет чашка (кладет первую картинку), а чтобы твой вагончик присоединился, можно выбрать картинку с изображением ложки. Чашка и ложка связаны, потому что это посуда. Я дополню наш поезд картинкой с совочком, так как совочек и ложка имеют похожую форму и т.д.»
Поезд готов отправиться в путь, если все картинки нашли свое место. Можно смешать картинки и вновь начать игру, находя новые взаимосвязи.
2.Почини коврик. Задания на поиск подходящей «заплатки» для коврика вызывают живой интерес у дошкольников разного возраста. Для проведения игры необходимо изготовить несколько картинок, на которых изображен коврик с вырезанным кругом или прямоугольником. Отдельно необходимо изобразить варианты «заплаток» с характерным узором, среди которых ребенку придется найти подходящий для коврика.
Начинать выполнять задания необходимо с цветовых оттенков коврика. Далее предлагать карточки с простыми узорами ковриков, и по мере развития навыков логического выбора, усложнять задания по образцу теста Равена.
Рисунок 3.
«Починка» коврика развивает одновременно ряд важных аспектов: наглядно-образные представления, мыслительные операции, способность к воссозданию целого.
Дидактические игры по математике своими руками
Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:
- Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
- Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
- Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
- Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
- В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.
Что развивает математика у дошкольника
С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.
У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.
В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.
Игра с геометрическими фигурами
Математика для малышей помогает решить следующие задачи:
- Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
- Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
- Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
- Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
- Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
- Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.
Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения
Восприятие, мелкая моторика, речь
Эти три фактора тесно взаимосвязаны между собой, поскольку тактильное восприятие развивает не только органы чувств малыша, но и мелкую моторику, а она, в свою очередь, помогает развивать речь.
Развивая восприятие, ребенок в этом возрасте учится распознавать предметы по цвету, размеру, фактуре, запаху, вкусу, звукам. Для этого полезны следующие упражнения.
- Определение фактуры предметов на ощупь (предлагаются предметы самой разной фактуры: гладкие, шершавые, пушистые, рыхлые, резиновые, металлические). Это можно делать с закрытыми глазами либо сложив предметы в мешок, чтобы ребенок вытаскивал их на ощупь и угадывал, не глядя.
- То же самое можно проделывать с геометрическими фигурами.
- Отгадывание животного или птицы по аудиозаписи его голоса (или когда малыш слышит их в жизни, но не видит – к примеру, птицу на ветке).
- То же самое можно проделывать с бытовыми приборами, транспортом. Главное, чтобы ребенок не видел объект, который ему необходимо узнать.
- Игры с такими полезными развивалками, как сенсорные мешочки (или кубики). Их наполняют различным материалом (ватой, полиэтиленом, травами, крупами).
- Угадывание продуктов, специй, других веществ по запаху с завязанными глазами.
- То же самое полезно и для определения вкуса (продукт нужно угадать, не глядя, а лишь попробовав).
Мелкую моторику у детей дошкольного возраста прекрасно развивают игры, в которых ребенку нужно действовать пальцами: рисование, лепка, аппликация, шнуровка, сортировка (к примеру, фасоли и макарон), работа с мозаикой, нанизывание на нить бусин или пуговиц, застегивание кнопок, пуговиц, закручивание крышек.
Можно создать картину из разных круп. Пусть ребенок посыпает на бумаге, смазанной клеем, различные крупы по нужным контурам.
Весьма занимательно бывает просто порисовать пальчиками по манной крупе, песку, муке.
Развитию мелкой моторики способствует также пальчиковая гимнастика. Подробнее о ней рассказано здесь.
Непосредственно речь в этом возрасте развивать следует, прежде всего, используя артикуляционную гимнастику (о ней говорилось в данной статье). Развитию речи также способствует подражание голосам животных или птиц, повторение скороговорок и чистоговорок, разучивание стихов и песен. Прекрасно развивает речь умение описывать картинку, составлять по ней рассказ, пересказывать услышанную сказку.
Можно показать ребенку картинки с изображением разных времен года или времени суток. Пусть расскажет, что он видит, почему он сделал именно такой вывод.
Каким должно быть занятие по математике для дошкольников
При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.
Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.
Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.
Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.
Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию
Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.
Количество
В этом возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит детей найти среди множества зайчат такого же, как у него в руке.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых дети подбирают и группируют предметы по определенным признакам, например: «Сложите все мячики синего цвета в корзину, в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие». Выполняя задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.
Учим понятие количество по картинке
Для того чтобы научить детей 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством детей, на стол кладутся яблоки
Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого ребенка взять по яблоку. Малыши видят, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного
После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок
Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного. После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.
Игра “Поймай рыбки” с определенным количеством
Для этого используется прием наложения. Например, на карточке изображено 5 котят. Взрослый предлагает каждого котенка «посадить» в корзинку, разместив картинку, с изображением корзины под каждым котенком
После чего обращает внимание, что корзин «столько же» сколько котят, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением корзины, дети понимают, что котят стало «больше», а корзин – «меньше»
Ход занятия:
В. Ребята я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей). А можно отправиться и на паровозике! Но вот беда, паровозика у нас нет? Как же быть? …. (Ответы детей). А давайте вместе с вами самостоятельно сделаем сказочный паровозик! Паровозик можно сделать из фигур, давайте назовем все фигуры, которые мы знаем. (Педагог показывает фигуры, дети называют фигуры). Попробуйте каждый сложить свой паровозик из фигур самостоятельно.
(Если дети не справляются с заданием самостоятельно, педагог помещает на доску плоскостное изображение паровозика).
Игра «Будь внимателен».
П.: – Ребята скучно путешествовать без друзей, давайте возьмем в путешествие зверей и вместе прокатимся …. Но чтобы было веселей я предлагаю вам для начала поиграть и познакомиться с нашими животными (педагог выставляет игрушки домашних животных перед детьми). Сколько много друзей! А хватит ли места всем на нашем паровозике? Чтобы узнать сколько зверей всего, что нам нужно сделать? (Ответы детей). Правильно посчитать! (Педагог поочередно предлагает посчитать каждому ребенку, а затем всем вместе.)
Дети: 1, 2, 3, 4, 5 всего пять.
П.: – Молодцы!
– Пока мы собирались в путь, наши глазки захотели уснуть!
(Педагог предлагает детям закрыть глаза, и не подсматривать, а сам расставляет животных вокруг детей).
П.: – Проснулись глазки, а где же наши друзья-проказники? Они все разбежались. Давайте поищем их! Где вы видите животных?
1-й ребенок. Внизу на ковре стоит зайчик.
2-й ребенок. Сзади стоит медвежонок.
3-й ребенок. Наверху на шкафу стоит слон.
4-й ребенок. Впереди стоит лиса.
5-й ребенок. Рядом с лисой белка
П. – Наш паровоз отправляется в путь! Всем занять свои места (дети встают друг за другом, положив руки на плечи и выполняют действия за педагогом) .
Едет, едет паровоз
Мимо елок и берез,
Мимо утренних полей,
Мимо красных снегирей.
Мимо дуба и сосны,
Мимо лета и весны.
Чух-чух, чух-чух пыхтит.
И колесами стучит
Свистит громко ту-ту-ту!
Разгоняя детвору.
Пассажиров тут там
Он везет по городам.
П. – Приехали! Посмотрите ребята нам дальше нельзя проехать! У нас преграда на пути, нужно нам ее пройти! (Дети рассаживаются по местам у каждого лежит набор счетных палочек и шнурочки).
Педагог предлагает детям выполнить задания.
– составить из палочек квадрат и треугольник. (Сколько палочек потребуется, чтоб составить квадрат, а сколько потребуется, чтобы составить треугольник)
– показать стороны квадрата и треугольника. Сколько углов у каждой фигуры посчитать?
– Сделать из шнурочков круг и овал. Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?