Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы

Утренняя гимнастика в подготовительной к школе группе

Ирина Гридина
Утренняя гимнастика в подготовительной к школе группе

Комплекс утренней гимнастики в подготовительной к школе группе

с предметами (флажки, султанчики, кубики, мешочки, мячики, «снежки»).

I Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках, пятках, на наружном своде стоп с переходом на обычную ходьбу. Бег. Ходьба с дыхательными упражнениями. Свободное построение (взять предметы).

II О. Р. У.

1. и. п. – о. с., предмет в правой руке.

а) руки в стороны

б) вверх, переложить предмет в лев. руку

в) руки в стороны

г) опустить. Повтор – 6-8 р.

2. и. п. – ноги слегка расставлены, лев. рука на поясе.

а) поворот вправо

б) прямо, переложить предмет в лев. руку

в) и г) – то же в другую сторону. Повтор – по 3-4 р. в каждую сторону.

3. и. п. – стоя на коленях, предмет в правой руке, лев. рука на поясе

а) повернуться вправо, положить предмет у носков ног

б) прямо, руки на поясе

в) поворот влево, взять предмет

г) прямо. Повтор – по 3-4 р. в каждую сторону.

4. и. п. – сидя, ноги прямые, предмет в 2-ух руках

а) наклониться вперёд, дотянуться предметом до носков ног

б) прямо. Повтор – 6-8 р.

5. и. п. – лёжа на животе, предмет в 2-ух руках.

а) приподнять прямые руки с предметом, голову и туловище

б) опуститься. Примеч. – ноги от пола не отрывать. Повтор – 6-8 р.

6. и. п. – лёжа на спине, предмет в 2-ух. руках

а) поднять вверх ноги и руки, дотронуться предметом до носков ног

б) опустить ноги и руки. Повтор – 6-8 р.

6. и. п. – о. с., предмет на полу. Прыжки на 2-ух ногах через предмет.

III Ходьба «змейкой» между предметами на четвереньках. Заключительная ходьба с предметом на голове (мешочек, «снежок») по ребристой доске.

Дети: «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!»

maam.ru>

Наглядные материалы для утренней гимнастики

С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются тематические картинки, игрушки, элементы декораций. Наиболее часто привлекательные для дошкольников предметы используются во время гимнастики в младших группах — с их помощью дети легче включаются в игровую ситуацию

Важно учитывать, что внимание малышей первым делом сконцентрируется на игрушках и ярких изображениях, поэтому наглядных материалов должно быть немного. Воспитатель даёт время ребятам рассмотреть атрибуты. Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками

Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками

Малышам допускается сообщить, что после продуктивной тренировки они смогут поиграть с фигурками.

На приведённой выше видеозаписи зарядки «Путешествие в Мурляндию» отлично показано, как оформить пространство спортивного зала тематическими предметами — интересно и не перегружая внимание малышей. По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп

Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения

Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения

По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам. Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.

Галерея: комплексы утренней зарядки в картинках


Каждый ряд картинок представляет собой схему выполнения упражнений


На плакате схематично изображён порядок выполнения упражнений с мячом и обручем


Настенный плакат напоминает детям исходную позицию, порядок действий и двигательную технику упражнения «Хлопки»


Какое исходное положение принять и как упражняться с кубиками, ребятам напомнит плакат

Изображение забавного персонажа на плакате привлечёт внимание самых маленьких воспитанников


Выполнять зарядку, повторяя движения за котиком, намного веселее


Схема для отдельного упражнения может использоваться для объяснения техники в средней и старшей группах (вместо показа педагогом)

Приёмы проведения утренней гимнастики для детей 6-7 лет

Для создания у дошкольников мотивации в занятиях физкультурой в целом и утренней гимнастикой в частности нужно проводить урок в доступной для детского понимания форме.

Обратите внимание! Существует несколько видов педагогических приёмов (методов), с помощью которых занятие приобретает дополнительную наглядность, доступность и привлекает интерес и внимание ребёнка

  • Словесные приёмы. Дети с особым интересом относятся к упражнениям, имеющим оригинальное название, помогающее легко вспомнить действие, которое нужно выполнить. Например, упражнение «Велосипед» вызывает ассоциацию, помогающую ребёнку восстановить в памяти последовательность движений: лечь на спину, поднять согнутые в коленях ноги и крутить в воздухе воображаемые педали велосипеда. Подобные названия заставляют ребёнка включить память и воображение. В отличие от младших групп, в подготовительной уже не требуется ежедневная демонстрация ранее изученных движений. Воспитателю достаточно произнести название и далее словами описать действия, которые он ожидает от участников зарядки. Речь идет про команды тренера, а также устный счёт, необходимые при выполнении заданий.
  • Наглядные. К этой группе можно отнести различного рода иллюстрации, картинки и плакаты, изображающие выполнение того или иного действия. Это подходит для повторения и закрепления ранее изученного и хорошо знакомого материала. В последнее время в детских садах используются обучающие видео, просматривая которые ребята могут познакомиться с новой ритмической частью или танцевальными движениями. Такая форма обучения способствует развитию зрительной памяти.
  • Практические. Новые, неизученные упражнения выполняются после показа воспитателем. В дальнейшем взрослый наставник наблюдает со стороны, как дети на практике выполняют то или иное движение. Для большей наглядности можно назначать ребят по очереди быть ведущими. Такая ответственность придаёт ребёнку дополнительную значимость, помогает его социализации.
  • Музыкальные. С помощью музыкальных инструментов задаётся правильный ритм. В то же время музыка и звуки могут менять темп выполняемого задания. Они создают особый настрой, поднимают настроение и помогают рождению образа при имитации некоторых движений. Кроме фортепиано, бубна и баяна можно подключить свисток и другие подобные звуковые сигналы.
  • Группа игровых приёмов. Часто необходимой двигательной активности удаётся достичь в хороводной или другой игре, связанной с имитацией каких-либо движений, быстротой реакции, умением убегать и догонять и т. д. Игры позволяют добиться желаемого результата, не создавая у ребёнка ощущения скованности, что часто бывает на уроках.

Утренняя гимнастика в детском саду подготовительная группа

Утренняя гимнастика                                                                                        в  детском саду

Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, которые проводятся с целью настроить, “зарядить” ребенка на весь предстоящий день.

      Путем гимнастических упражнений формируется жизненно необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются основные физические качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.

       Гимнастика применяется с самого раннего возраста и продолжается в течение всех возрастных периодов.

    Задачей гимнастики является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности человека к многообразию деятельности.

    Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

     Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

     Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.
Основная часть – общеразвивающие упражнения (для мышц плечевого пояса и рук;      для туловища;       для ног)  с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.)

       Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе), так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

Подготовительная группа: 6-7 лет

Длительность утр. гимн.- 10-15мин
Кол. упр. – 6-7упр.
Дозировка упр. – 6-8раз
Прод. бега, прыжки
в водной части -30-40сек -2раза
в основной части – 40сек

      В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

I. Упражнения на восстановление дыхания. Дыхательные упражнения:

  1. “Надуем воздушный шар”
    И.п. Ноги вместе, руки свободно. Набрать ртом воздух и (сделать глубокий вдох), короткими выдохами “выдуваем”, “как будто надуваем шар” (5раз) – и длинный выдох (сдули шар).
  2. “Подышим носом”
    Сделать глубокий вдох, закрыть пальцем одну ноздрю, выдохнуть, сделать глубокий вдох закрыть другую, выдохнуть.
  3. “Рубим дрова”
    Руки в замок, перед собой, ноги на ширине плеч, поднимаемся на носки, поднимаем руки вверх, делаем глубокий вдох, резко опускаем со словом “ух”.
  4. “Лягушка”
    Упор, лежа, опираясь прямыми руками об пол.
    Упор присев (мощный выдох) – толчком вернуться в и.п. (вдох)

II.  Пальчиковые гимнастики.

    III.  Упражнения для глаз.

    IV. Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

       Утренняя гимнастика пройдет эффективней и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.

      Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

nsportal.ru>

Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год

Бег по залу

Далее приведена картотека с планом утренней разминки.

Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год

ПериодМесяцОписание
ОсеньСентябрьХодьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками.
ОсеньОктябрьХодьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному.
ОсеньНоябрьЛегкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге.
ЗимаДекабрь, январь, февральДогонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов.
ВеснаМарт-майС обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом.

 Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду

Система работы в подготовительной к школе группе». 

«Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе». 

Особенности нагрузки на детей

Занятия по УГ подготавливаются и проводятся так же, как и прочие образовательные мероприятия. Для этого используется предварительно составленный план, влияющий на подбор физических упражнений и подвижных игр, составляющих структуру каждого урока.

Благодаря этому умения и знания ребёнка к моменту выпуска из дошкольного учреждения должны соответствовать государственному образовательному стандарту.

Обратите внимание! При этом нужно учитывать возрастные особенности, работоспособность, утомляемость при физических нагрузках, чтобы не нарушать общие требования по физиологии и гигиене обучающихся

Комплексы утренней гимнастики для старшей и подготовительной группы.

Опубликовано 14.08.2016 – 14:14 – Семенова Дарья Михайловна

(сознательного)чтогруппыгруппы мышцзначениедыханияутренней гимнастикиКомплексутренняя гимнастикаутренней гимнастикигруппаЭти упражнениягруппаположение(неподвижны)(особенно наклонов)группагруппыстараться держать спину прямоУтренняя гимнастикаходьбыутреннюю гимнастикуутренней гимнастикиКомплекс №1«Руки вверх»«вниз»«Наклоны вперед»«Приседание»«Полочки»Комплекс №2(за первым, за последним)«Руки вперед, вверх»«Качели»«вправо»«Пружинки»«Наклоны вперед»«Прыжки»Комплекс №3«Раскачивание рук»«Повороты с разведением рук в стороны»«вправо»«Ножницы»«ж-ж»«Наклоны вперед»«Прыжки»Комплекс №4 (с флажками)«Раскачивание флажков»«Повороты в стороны»«вправо»«Наклоны с флажками»«Приседание»«сесть»«Ножницы»«ж-ж»Комплекс №5 «Петрушки»«Тарелочки»«хлоп»«Повороты с отведением рук в стороны»«вправо»«Хлопки под коленом»«хлоп»«Наклоны вперед»«Прыжки»Комплекс №6 (с обручем)«Обруч вперед, вверх, вниз»«вниз»«Повороты в стороны»«вправо»«Приседание, обруч вперед»«сесть»«Пролезь в обруч»«Подняться на носки»Комплекс №7«Полочки»«Наклоны в стороны»«Согни колени»«Наклоны вперед»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»Комплекс №8 (с веревкой)«Веревку вперед»«вниз»«Положи веревку»«Перешагни через веревку»«Приседание»«сесть»«Веревку на плечи»Комплекс №9 «Зима»«Обхватить плечи»«ух»«Отряхни снег»«Погрей ноги»«Бросание снежков»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»Комплекс №10«Обхватить плечи»«ух»«Отряхни снег»«Погрей ноги»«Бросание снежков»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»Комплекс №11«Размахивание рук»«Наклоны в стороны»«Приседание»«Повороты с отведением рук в стороны»«вправо»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»Комплекс №12 (с палкой)«Палку к груди»«Наклоны в стороны»«Повороты, палку вперед»«вправо»«Приседание, палку вперед»«сесть»«Палку вверх»Комплекс №13«Размахивание рук»«Наклоны в стороны»«Приседание»«Повороты с отведением рук в стороны»«вправо»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»Комплекс №14 (с веревкой)«Веревку вперед»«вниз»«Положи веревку»«Перешагни через веревку»«Приседание»«сесть»«Веревку на плечи»Комплекс №15 «Петрушки»«Тарелочки»«хлоп»«Повороты с отведением рук в стороны»«вправо»«Хлопки под коленом»«хлоп»«Наклоны вперед»«Прыжки»Комплекс №16 (с палкой)«Палку к груди»«Наклоны в стороны»«Повороты, палку вперед»«вправо»«Приседание, палку вперед»«сесть»«Палку вверх»Комплекс №17«Полочки»«Наклоны в стороны»«Согни колени»«Наклоны вперед»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»Комплекс №18«Полочки»«Наклоны в стороны»«Согни колени»«Наклоны вперед»«Прыжки на правой и левой ноге поочередно»

nsportal.ru>

Анализ утренней гимнастики

Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:

  • возраст и число дошкольников в группе;
  • место проведения гимнастики;
  • как одеты дошкольники и воспитатель;
  • упражнения зарядки и продолжительность;
  • задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
  • результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
  • эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
  • вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.

К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.

Образец заполнения карты

УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.

Нюансы

В связи с появлением моды на здоровый образ жизни, зарядка у детей и взрослых стала приобретать популярность

Однако не все осознают важность именно утренних физических нагрузок

Основные пункты проведения гимнастики в детском саду по ФГОС:

  • Продолжительность — не больше 5-12 минут в день.
  • Зарядка состоит из 3 частей: вводной (разогрев), основной (активные упражнения) и заключительной (применяются упражнения с пониженной активностью).
  • Для занятий приобретается специальная спортивная форма, не стесняющая движений.

Обратите внимание! Продолжительность упражнений зависит от возраста занимающихся

Активные упражнения

Временной план

Объем физической нагрузки определяется согласно общефизическому развитию воспитанников. Данная методика является эффективной для воспитания дошкольников.

Комплекс утренней гимнастики в средней группе имеет временную дозировку:

  • Выполняется 4-5 упражнений по 6-8 минут, т. е. в по 5-6 повторов на одно действие.
  • Более активные упражнения, такие как бег, практически все виды ходьбы, должны длиться по 15-20 секунд.
  • Полезное упражнение — ползание по полу, повторяется 30 секунд.

Пример конспекта по гимнастике в средней группе

Данный конспект составлен в соответствии с нормами ФГОС. Конспект по гимнастике в средней группе:

  • Цель: оформление условий и стимулов для приобщения дошколят к элементам здорового образа жизни.
  • Задачи: обучение выполнению действий по сигналу, формирование умения качественно и точно выполнять упражнение, регулируя дыхание и придерживаясь заданного темпа. Формирование правильного положения позвоночника, быстрой реакции, скорости действий, ориентации в пространстве, создание бодрого настроения у детей на целый день и прививание любви к физическим нагрузкам.
  • Дополнительные предметы: аудио-центр, гантели, маты, скакалки.

Обратите внимание! Существуют определенные планы на каждый месяц учебного года. В январе и феврале занятия проводятся в помещении, а весной и летом гимнастику осуществляют на улице

Виды упражнений и правила проведения зарядки в детском саду

Как уже отмечалось, утренняя гимнастика — это часть программы физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Зарядка может включать различные виды упражнений:

  • под музыку (либо отвлечённый музыкальный фон, либо песенки, описывающие все действия, которые должны выполнить малыши);
  • сюжетная гимнастика (все задания объединены общим сюжетом, часто действует один персонаж, к примеру, зарядка с Крокодилом Геной или Машей);
  • упражнения с предметами (массажными мячиками, гантелями, мешочками с песком, султанчиками и пр.), которые стимулируют интерес малышей;

  • работа на тренажёрах (например, степ-платформах);
  • игровая гимнастика (основанная на комбинации игровых приёмов, то есть построенная в форме игры, например, квеста «Помоги сестрице Алёнушке найти братца Иванушку», в которой дети выполняют задания и находят персонажа);
  • зарядка в кровати (форма ленивой зарядки, которая проводится после дневного сна или в дошкольных учреждениях с ночными группами).

В ежедневный комплекс упражнений рекомендуется включать элементы 2–3 видов. В качестве тренировки мелкой моторики, оздоровления органов дыхания выполняются 1–2 упражнения для дыхательного аппарата и элементы пальчиковой гимнастики.

Традиционная форма гимнастики подразумевает использование общеразвивающих упражнений.

Требования к утренней зарядке

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к утренней зарядке в детском саду:

  1. Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате или на улице. В группах закаливания дети выполняют зарядку на свежем воздухе в любой сезон.
  2. Если в комплексе предполагаются упражнения на полу, то нужно использовать специальные гимнастические коврики.
  3. Группы закаливания завершают гимнастику обливанием водой.
  4. Форма одежды для зарядки: вещи из гигроскопичных тканей, комфортная обувь или носки.

  5. Соблюдается очерёдность выполнения заданий: сначала потягивания, потом ходьба, постепенно приобретающая темп бега, дыхательные упражнения, задания на разогрев мышц рук и плечевого пояса, малоподвижная игра.
  6. Подбираются подходящие по теме рифмовки, музыкальное сопровождение.
  7. В комбинации динамических и статических упражнений преимущество за первыми.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий