Социально психологические особенности детей инвалидов

Рекомендации родителям детей-инвалидов

Изолировать ребенка с особенностями развития от социума – не самая лучшая идея. Игры, общение, совместная деятельность с детьми помогают адаптироваться ребятам с инвалидностью в этом мире

И ребенку важно чувствовать постоянную поддержку со стороны родителей

  • Любовь. Всем детям особенно ценно быть любимыми. Без условий. Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свою любовь. Не бойтесь перехвалить или избаловать малыша – детям важны объятия, ласковые слова, поддержка, принятие их чувств.
  • Опека. Старайтесь не слишком опекать ребенка с особенностями, позволяете ему быть самостоятельным. Поручайте домашние дела, которые ему по силам, научите заботиться о других. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно принимать решения.
  • Общение. Не надо ограничивать ребенка в общении со сверстниками. Приглашайте в гости друзей, посещайте различные мероприятия для семей с детьми.
  • Интересы. Ищите и развивайте интересы ребенка. Можно начать с малого – привить малышу интерес к животным. Научить ухаживать за домашним питомцем – кошкой или аквариумными рыбками. Или наблюдением за природой. Так постепенно кругозор ребенка будет расширяться, у него появятся темы для разговора со сверстниками.
  • Жалость. Постарайтесь не жалеть своего ребенка из-за того, что он «не такой, как все». Это чувство мешает малышу развиваться и ощущать себя полноценным членом общества. Появляется синдром «жертвы», ребенку сложно будет выстраивать отношения на равных. А еще жалость очень часто злит.
  • Отказы и запреты. Не бойтесь говорить ребенку с инвалидностью слово «нет». Его болезнь не означает вседозволенность.
  • Помощь. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам: психологам, дефектологам, социальным работникам.

Дети с ОВЗ: как создать комфортные условия для их общения в коллективе

Для того, чтобы в детском коллективе каждый ребенок чувствовал себя комфортно, а особенно ребенок с инвалидностью, создается специальная инклюзивная среда, включающая в себя несколько составных частей:

Объектная. Сюда входит организация оптимального пространства, чтобы ребенку было комфортно учится и отдыхать. Удобная мебель, удобное размещение – например, около выхода из класса, чтобы в любой момент ребенок вместе с тьютором могли выйти в коридор перевести дыхание. Школьная навигация, по которой ребенку с ОВЗ будет проще ориентироваться.

Сенсорная. Многих детей с инвалидностью, особенно с РАС, пугают громкие неожиданные звуки

Поэтому важно, чтобы школьный звонок был комфортен для слуха. Не допускается неисправность светильников – мигающие лампы могут вызвать у детей приступ паники.

Субъектная

Привлечение здоровых детей к общению с ребенком-инвалидом формирует гуманистические ценности. Дети осознают уязвимость своих одноклассников с ОВЗ, учатся приходить на помощь и работать в команде.

Информационная. Для детей с инвалидностью составляется индивидуальный учебный план, школьная программа адаптируется под особенных ребят, создаются специальные методические материалы для лучшего усвоения образовательной программы.

Целевое назначение социально-педагогической работы с детьми-инвалидами

Социальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, ориентирована на изменение социального сознания, пересмотр, принятых в обществе установок, искоренение негативного отношения к гражданам с ограниченными возможностями, предотвращение развития социальной дискриминации детей-инвалидов.

Оказание ребенку-инвалиду социальной поддержки просто необходимо в современном обществе. Функциональная роль социальных работников огромна. Они оказывают различные виды поддержки, проводят консультации по вопросам юридической защиты детей-инвалидов, помощь в реализации своих прав и свобод, оказывают услуги медицинского характера и проводят психологическую поддержку детей и семей, имеющих ребенка-инвалида.

Важной задачей социально-педагогической службы является оказание ребенку, имеющему отклонения в развитии, помощи в преодолении собственной ущербности, недопущении подобного самовосприятия. Если ребенок развивается уверенным в себе, то и отношение к нему окружающих меняется

Социальные работники проводят консультации родителей, чтобы предотвратить их отношение к ребенку, как к ущербному существу. Понятно, что родители любят своего ребенку и стремятся облегчить ему жизнь, применяя гиперопеку, жалея его, не давая проявлять свою самостоятельность. Однако, такой подход отрицательно сказывается на социальной адаптации ребенка-инвалида. В задачу социальных педагогов входит предотвращение подобного семейного влияния на развитие ребенка с ограниченными возможностями.

Социальная поддержка семей, воспитывающих ребенка-инвалида имеет важное значение. Она помогает поверить родителям, что их ситуация не является безвыходной, поверить в собственные силы и возможность нормального развития их ребенка и его адаптации в социальной среде

Кроме того, это предотвращает распад таких семей, что является актуальной проблемой современного общества.

Факторы, затрудняющие социальную адаптацию детей с ОВЗ

Каждый ребенок – индивидуальность. Даже если заболевания у детей с инвалидностью одинаковые, адаптация проходит по-разному. Это зависит от особенностей воспитания, обстановки в семье, уровня развития интеллектуальных навыков, типа нервной деятельности и множества других факторов. Выделим основные причины, которые затрудняют успешную и быструю адаптацию детей с ОВЗ.

Эмоциональная неадекватность

Порой, дети с особенностями развития неадекватно реагируют на действия, которые обычному ребенку кажутся нормальными. Либо, наоборот, в ответ на волнующее событие, ребенок с ОВЗ остается предельно холоден и безразличен. Например, ребенок с эмоциональной неадекватностью может громко смеяться в ответ на замечание учителя или злиться, когда ему пытаются помочь завязать шнурки. Помимо реакций, к особенностям эмоциональной неадекватности относятся:

  • нарушение силы эмоций. Ребенок горько плачет и может впасть в истерику, если его случайно задел одноклассник.
  • эмоциональная лабильность. У ребенка происходит очень частая смена настроения: только что он заливался смехом, а в следующую минуту плачет или злится.
  • эйфория. Ребенок находится в постоянно повышенном настроении, которое граничит с истерикой. Такое сильное чувство радости и веселья мешает развитию познавательных процессов и ребенок не в состоянии усвоить учебным материал.

Социальная некомпетентность

Опасность социальной некомпетентности ребенка с ОВЗ – отсутствие способности войти в детский коллектив и разобраться во всех коллизиях общения, которые подстерегают на каждом шагу. Ребята из младших классов или подростки бывают довольно жесткими, и у каждого агрессора свои мотивы. А если нет навыка находить подход к конфликтным ситуациям, вливаться в коллектив сверстников, то социальная адаптация может затормозиться.

Важно формировать в ребенке позитивный образ собственной личности. Только в семье малыш познает безусловную любовь, и наполненный этой любовью и принятием, может идти в общество других детей

Дети с высокой самооценкой активны, находчивы, с удовольствием вступают в коллективные игры и не расстраиваются из-за проигрышей.

Немотивированная агрессия

Агрессия – здоровое чувство, которое защищает нас от обидчиков и нападающих, предупреждает о внешнем нарушении наших личных границ. Немотивированная агрессия возникает спонтанно, и она может быть признаком ментальных расстройств. Детки с ОВЗ части ведут себя агрессивно и не в состоянии контролировать свою злость.

В детском коллективе о такой особенности ребенка обязательно должны быть осведомлены учителя, тьюторы, педагоги-психологи. Они же могут контролировать процесс общения ребенка с особенностями с другими детьми. Например, Петя с диагнозом РАС, может мгновенно разозлиться и даже ударить своего одноклассника, который подойдет к его парте слишком близко. И обязанность учителя или тьютора предупредить ребят о том, что Петя не любит такого тесного сближения. Немотивированная агрессия замедляет процесс адаптации ребенка с ОВЗ в коллективе, но и с ней работать можно. Любовь – вот что способно снизить накал злости малыша.

Слабо развитые навыки поведения и общения

Круг общения ребят с инвалидностью чаще всего ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому влиться в школьный коллектив и адаптироваться в нем бывает очень сложно. У ребят с инвалидностью могут отсутствовать навыки гибкого поведения, спонтанности, возможности уловить невербальные сигналы собеседника. Это происходит из-за наличия особенностей развития и физических недугов. Болезнь ставит барьеры: слуховые, зрительные, двигательные. Дети могут стесняться своих особенностей, не иметь большого запаса слов, быть педагогически запущенными.

Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам

Социальная адаптация ребенка-инвалида может проходить тяжело, поэтому возникает естественное сопротивление. Даже здоровый человек с трудом способен придерживаться определенной дисциплины, постоянно пытается «улизнуть» от своих обязанностей. Ребенку с ОВЗ еще труднее. Особенные дети быстрее устают, им нужно дольше времени на принятие и понимание правил

В случае сопротивления, важно уделять внимание успехам школьника и не сосредотачиваться на промахах

Если ребенок категорически не хочет рисовать или писать, можно предложить ему альтернативное занятие – рассмотреть картинки, послушать аудиосказку, поиграть. А затем плавно вернуться к основному действию. Главное, не использовать насилие.

Основные социальные проблемы детей-инвалидов

Замечание 1

К детям-инвалидам относятся несовершеннолетние граждане, имеющие разнообразные отклонения в развитии, приводящие к сложностям в их социальной жизнедеятельности, проблемам в социальной адаптации, связанным с нарушением роста и развития ребенка, пространственной дезориентации, неспособностью обслуживать себя, ухаживать за собой, контролировать свои эмоции и поведенческие реакции, полноценно обучаться и развиваться.

Инвалидность может развиваться в результате разнообразных причин. Это могут быть наследственные заболевания, сложное внутриутробное развитие, врожденные патологии, приобретенные заболевания, последствия перенесенных травм психического и физического характера.

Дети-инвалиды сталкиваются с большим количеством сложностей при интеграции в социальную среду. Им требуется помощь специалистов различных направлений, прежде всего социальных работников. Для этого, на государственном уровне, создаются службы социально-педагогической помощи, включающие сопровождение психологов и медицинских работников.

Социально-педагогическая поддержка ориентирована на решение следующих проблем детей-инвалидов:

  1. Приоритетной проблемой детей с ограниченными возможностями, выступает сбой социальных связей, невозможность организации адекватного социального взаимодействия. У детей-инвалидов наблюдается ограничение социальной мобильности, сложности в построении коммуникативных связей с гражданами различных возрастных категорий, им недоступны многие культурные ценности, нормальная организация досуга, а в некоторых случаях, детям просто не хватает простого обучения социальным навыкам. Такая проблема развивается в следствие, как внутренних факторов т.е. наличие отклонений у ребенка, так и в результате социальной среды. Социальная политика государства не всегда развивается в должном направлении и, очень часто, приводит к формированию общественного сознания, стереотипов в отношении детей-инвалидов, усугубляющих процесс их социальной адаптации;
  2. Неравенство возможностей детей-инвалидов с остальными членами общества. Детям-инвалидам не предоставляется достаточного количества прав и свобод для развития своих природных задатков и талантов, тем более что это развитие не всегда возможно осуществить стандартным путем, а применение нестандартных подходов требует дополнительных материальных и технических ресурсов;
  3. Рассмотрение ребенка-инвалида в качестве пассивного объекта социально-педагогической работы. Очень часто, детей-инвалидов не рассматривают в качестве развивающихся личностей, которые нуждаются в удовлетворении социальных потребностей, имеют свои стремления, интересы, творческие ориентации, нуждаются в самовыражении.

Инвалидность является широко распространенным явлением современного мира. И работа социальных служб по борьбе с инвалидностью должна проходить в двух основных направлениях:

  • Профилактика развития детской инвалидности. Сюда входят разнообразные мероприятия и их комплексное воздействие, помогающие снизить процент инвалидности в стране или регионе за счет повышения качества медицины, пропаганды здорового образа жизни и т.д.;
  • Проведение социальной реабилитации детей-инвалидов. Сюда входят мероприятия, направленные на оказание всесторонней помощи и поддержки детей-инвалидов, адаптация их к социальной действительности. Необходимо создавать большое количество реабилитационных служб разной направленности, развивать сеть коррекционных школ, оборудовать обычные учебные заведения, медицинские заведения необходимыми приспособлениями для комфортного нахождения в них детей с ограниченными возможностями.

Личностные проблемы детей-инвалидов

Типичной проблемой детей-инвалидов является навешивание своеобразных «ярлыков» (т. е. стигматизация) на них, что влечет за собой выделение их из социума из-за наличия дефекта, отличного от культурного стандарта тела или ума. Такие дети сталкиваются со страхом здоровых детей, который часто возникает от неправильного воспитания. Поэтому наблюдается вытеснение детей-инвалидов, или маргинализация, из общества.

Как результат стигматизации и маргинализации у детей с ограниченными возможностями формируется «чувство неполноценности», что влечёт за собой комплекс личностных и невротических расстройств. Усугубляет дезадаптацию ребенка-инвалида гиперопека со стороны родителей, которые ведут к формированию у таких детей «выученной беспомощности» и чувство низкой «самоэффективности».

«Выученная беспомощность» характеризуется тем, что ребенок, сталкиваясь с регулярным контролем со стороны родителей, перестает предпринимать попытки самостоятельно влиять на ситуацию, даже если посторонняя помощь не требуется и он может справиться сам. Дети-инвалиды с чувством низкой самоэффективности зачастую преувеличивают трудности, с которыми они сталкиваются, автоматически показывают, что не в состоянии с ними справиться.

Усугубляют ситуацию родители, которые позволяют этой демонстративности существовать и решают проблемы ребенка, с которыми он в состоянии справиться самостоятельно.

Проблемы среди людей зрелого возраста

Наиболее тяжело инвалидность переживают люди молодого возраста, которые внезапно обрели дефект, отличающих их от остальных. Они сталкиваются с трудностями восприятия себя в новой «роли» в семье, с негативными реакциями общества, которых ранее они не испытывали. Таким людям необходимо проходить длительный процесс адаптации к новой жизни.

Характеристика адаптации к приобретённой инвалидности включает в себя следующие этапы:

  • Шок, который проявляется эмоциональным и физическим ступором. Может продолжаться несколько дней.
  • Отрицание имеющейся проблемы. Данный этап может длиться от пары недель до нескольких месяцев, что значительно тормозит процесс реабилитации больного.
  • Депрессия, плавно переходящая в агрессию, направленную чаще всего на близких для больного людей. Встречается аутоагрессия. В состоянии депрессии больной замкнут, не желает поддерживать общение, раздражителен.
  • Восприятие. Человек начинает адекватно оценивать свое состояние, пытается решить вопросы, связанные с образованием, семьей, работой.

Поддержка родственников – важный фактор на пути осознания собственных проблем людьми-ивалидами

Индивидуальные и возрастные особенности детей-инвалидов

Прошедшие мероприятия

В связи с актуальностью темы развития психологического здоровья детей-инвалидов дошкольного возраста, 24 марта 2021 года психолог Эльза Ивановна Нацвлишвили, социально-реабилитационного отделения для детей-инвалидов провела групповую консультацию с родителями получателей социальных услуг ознакомительного характера с элементами тренинга.
Цель: ознакомление родителей с индивидуальными и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Сформировать у родителей знания о социально-психологическом развитии ребёнка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодах развития ребёнка (физическое, социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие), их взаимосвязь.
2. Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.
3. Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности дошкольника.
4. Дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком учитывая его индивидуальные особенности.
Консультация проходила по адресу: ул. Маринеско, д. 2/7 в кабинете №26, в 17:00, присутствовало 5 человек.
Психическое развитие детей-инвалидов обусловлено противоречиями, которые возникают у них с развитием многих потребностей: в общении, в движениях, в игре, во внешних впечатлениях. С помощью родителей, тесном взаимодействии со специалистами центра и психолога, наши ребята открывают для себя мир разнообразия видов деятельности, человеческих отношений, общественных (социальных) функции людей. Дошкольники с неповторимыми особенностями развития психических функций, особенностями их взаимоотношений с окружающими, требуют особого внимания и отношения к своей личности имеющей определённые границы. Все дети в процессе своего развития испытывают определённые психологические потребности, удовлетворение которых обеспечивает гармоничное формирование личности в целом. Наши реабилитанты, часто испытывают трудности в эмоциональной сфере, они могут отличаться повышенной агрессивностью, вспышками гнева, плаксивостью, чрезмерной привязанностью к матери. Их настроение может меняться без видимых на то причин. Успех ребёнка в различных видах деятельности самым тесным образом связан с признанием его в коллективе, поэтому ему требуется помощь родителей – самых близких для него людей.
На групповой консультации для родителей получателей социальных услуг обсуждались вопросы: восприятия предметно-игровой деятельности, развития когнитивной сферы (внимания, памяти, речи), как создать благоприятную атмосферу и настроить ребёнка на активное взаимодействие во взрослыми. Делились опытом в решении этих вопросов, рассказывали о своих трудностях и достижениях.

Психические состояния людей с ограниченными возможностями

Инвалиды сталкиваются с различными проблемами социально-психологического характера. Наиболее часто встречаются изоляция и фрустрация, то есть состояния, возникающие из-за несоответствия желаний человека и его возможностей. Изоляция подразумевают под собой одиночество, то есть отсутствие близких взаимоотношений с другими членами социума. Длительная изоляция может привести к депрессии и суицидальным мыслям.

Фрустрация может проявляться как незначительное недовольство своей жизнью, так и тяжёлыми психическими расстройствами. Основными проявлениями фрустрации считаются:

  • агрессия, направленная на окружающий мир и/или на самого себя;
  • апатия – отсутствия желания делать что-либо, общаться (человека ничего не интересует);
  • негативизм – отказ человека выполнять то, что от него требуется;
  • своеобразная «зацикленность» инвалида на своем состоянии;
  • возникновение зависимостей (алкогольной, наркотической).

Наряду с изоляцией и фрустрацией выступает «комплекс неполноценности». «Комплекс неполноценности» характеризуется тем, что человек уверен в превосходстве окружающих людей над ним, убеждает себя в собственной ущербности. Вышеперечисленные психологические проблемы инвалидов негативно влияют на их отношение с обществом, что влечет значительные трудности адаптации, расстройство мировосприятия и образование «порочного круга»: несостоятельность в социуме из-за психологических проблем лишь усугубляет их, что провоцирует ещё большую несостоятельность.

После встречи с проблемой инвалидности некоторые люди связывают свою жизнь с зависимостью от алкоголя

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий